Что такое генетический метод исследования в психологии с примерами
В отличии от других методов изучения психических явлений, таких как наблюдение, эксперимент, тестирование, о генетическом методе знают далеко не все. Многим не ясно, как и когда он используется и в чем его суть.
В этой статье:
Место генетического метода в общей методологииСуть метода простыми словамиПримеры использования генетического методаВажность генетического метода для психологии
Место генетического метода в общей методологии
Фото автора Darina Belonogova: Pexels
Генетический метод – это процесс познания, основанный на изучении развития и изменения психического явления, как в рамках онтогенеза, так и в рамках филогенеза.
Все методы изучения и познания психических явлений и процессов можно разделить на 4 большие категории:
- организационные методы – способы организации исследования;
- эмпирические методы – способы получения конкретного результата, такие как эксперимент, беседа, анкетирование, наблюдение и так далее;
- различные способы обработки данных – математический, статистический и качественный анализ;
- интерпретационные – подходы, на которых основывается способ объяснения полученных данных, то есть их интерпретация.
Интерпретационные методы имеют два подхода: структурный и генетический. В первом случае исследователь определяет, какое место изучаемое психическое явление занимает в общей структуре, то есть размещает его в горизонтальной плоскости, добавляет в ту или иную классификацию.
Во втором случае, интерпретация полученных данных происходит в рамках их развития, изменения, то есть помогает понять генезис этого явления. Это генетический метод.
Суть метода простыми словами
Генетический метод сосредотачивает внимание на том, как развивается конкретное явление, то есть:
- изначальные предпосылки появления и развития явления;
- динамика и этапы развития этого явления;
- за счет чего происходит развитие и изменение явления;
- механизм перехода от одной стадии развития к другой;
- описание характерных признаков, которые присутствуют на той или иной стадии развития;
- влияние явления на личность в целом и на ее конкретные проявления в частности;
- последствия этого явления.
Важно учитывать, что любые методы в психологии подразумевают изучение как человека, так и любого другого живого существа, но в этой статье речь будет идти о людях.
Цель генетического метода – показать, что любое психическое явление нужно рассматривать в динамике. Оно не статично, увеличивается как по количественным показателем, то есть увеличивается количество его составляющих, но и по качественным – появляются новообразования, новые свойства.
Характерная особенность генетического метода в том, что он имеет два подвида:
Методы психологического исследования
- онтогенетический – изучения явления в рамках развития конкретного человека;
- филогенетический – изучение явления в рамках эволюции в целом.
Примеры использования генетического метода
Лучше всего понимание этого метода приходит, если его рассматривать с точки зрения простых жизненных примеров, а не «закапываться» в научной терминологии, которая кажется расплывчатой, оторванной от реальности.
Онтогенетический метод
Многие даже не догадываются, как часто сталкиваются с генетическим методом в своей психологической практике. Например, изучение агрессии у подростка. Говоря простыми словами, объект изучения – агрессивное поведение. Субъект – подросток. Чтобы понять причины агрессии и наметить пути коррекционной работы, нужно понять, каковы признаки проявления агрессии, условия, в которых она проявляется.
А еще важно проследить, с чего началось агрессивное поведение. Когда впервые возникло, как развивалось, динамика перехода от одной стадии к другой. Какие условия усугубляли ее проявление на той или иной стадии развития агрессивного поведения. Изучение всего этого – онтогенетический метод.
Этот метод позволяет изучать не только отрицательные психические явления, но и положительные. Например, альтруизм, эмпатию. К примеру, изучение самостоятельности человека всегда начинается с детства, с его отношений с матерью, с того, как ребенок прошел или не прошел кризис трех лет, какие у него выстраивались отношения с окружающими в подростковом возрасте и так далее.
Также генетический метод всегда присутствует в любых возрастных периодизациях. Например, в теории психосоциального развития Эриксона, в которой описывается развитие тех или иных проявлений психики на разных этапах жизни человека – от младенчества до старости.
Или теория развития личности согласно Фрейду, когда психика проходит различные стадии развития: оральная, анальная, латентная и так далее.
Филогенетический метод
Филогенетический метод позволяет изучать любое явление с точки зрения эволюции человечества, начиная от простейших форм. Развитие психики всегда изучалось в рамках генетического подхода, от ее ранних стадий, до поздних, где выделялись:
Giphy- сенсорная стадия развития психики, присущая всем живым организмам;
- перцептивная стадия, которая есть у животных;
- интеллектуальная стадия, которая есть у высших приматов, дельфинов и многих других;
- сознательная психика, которая присуща человеку.
Но, даже филогенетический способ изучения имеет практическую основу в психологической работе с конкретной личностью. Так, ту же самую агрессию можно изучать, как способ выживания индивида, сформированный эволюционно и обусловленный теорией естественного отбора Дарвина.
Зная механизмы ее формирования, стадии, обусловленность, можно понять, почему подросток проявляет агрессию, как защитный механизм. Найти причины, почему он вынужден защищаться и изменить их, а также научить подростка более адаптивным способам взаимодействия с окружающими.
Важность генетического метода для психологии
Генетический метод проявляется в трех, условно разделенных, способах изучения:
- кризисный способ – изучение явления через его развитие и прохождение различных кризисных этапов, например, периодизация детского развития Эльконина;
- способ обнаружения стадий развития, например, теория интеллектуального развития Пиаже;
- способ обнаружения системообразующего фактора – когда есть конкретное психическое явление, обуславливающие развитие личности в целом, например, в рамках пирамиды потребностей Маслоу, или теории ведущей деятельности у ребенка.
Таким образом, генетический метод вносит огромный вклад в психологию. Он позволяет изучить развитие конкретного психического явления, стадии его формирования, признаки, влияние, которое оно оказывает на личность, предпосылки появления.
Все это важно не только для помощи конкретной личности. Генетический метод позволяет в целом определять, как будет проходить дальнейшее развитие определенных явлений и как они повлияют на жизнь человека. Также генетический метод позволяет заметить, что какое-то проявление психики отклоняется от нормального развития. И своевременно провести коррекционную работу, чтобы последствия этого отклонения не были фатальными.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД | это… Что такое ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД?
метод науч. познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Г. м. предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления происхождения и возникновения бытия, мира, отд. процессов и явлений характерны уже для мифологии. Генезис природного и социального бытия был в центре внимания антич. мыслителей, выдвигавших различные исходные первоначала (атом у Демокрита, стихии у Аристотеля, субстанция и др.).
В ходе развития науки Г. м. складывается к кон. 18 — нач. 19 вв. и находит своё выражение в космогония, гипотезе Канта — Лапласа, атомистике Дальтона и др. В философии Гегеля Г. м. кладётся в основу фено-менологич. анализа сознания, который ставит своей целью показать историч. метаморфозы форм сознания и раскрыть становление науки вообще. Проникновение генетич. анализа в науки, исследующие процессы развития, привело к утверждению Г. м. как особого метода познания и к возникновению спец. отраслей знания (теория эволюц. происхождения видов Дарвина, генетич. психология, генетич. социология и др.). В зап.-европ. философии 20 в. Г. м. преим. используется при анализе форм сознания, предрассудков, ценностных установок и т. д. (фрейдизм отстаивает идею выведения различных форм сознания из архетипов, неокантианство кладёт в основание теории познания принцип генезиса и идеального конструирования; в феноменологии выделяются статич. и генетич. подходы в теории сознания)
В совр. науке осознаётся необходимость соединения структурно-синхронич. и генетическидиахронич. изучения объектов. Эта тенденция выражается как в критике чисто эволюционистской трактовки Г. м., при которой выпадают из анализа законы функционирования исследуемого объекта, так и в стремлении модифицировать структурно-функциональный подход — расширить его так, чтобы сделать возможным изучение генезиса функций и структур и их развития.
Принципы синтеза структурно-функционального и генетич. изучения объектов были выдвинуты марксизмом, который вместе с тем подчеркнул специфику каждого из этих подходов. Так, анализ К. Марксом бурж. экономики включает в себя как исследование структуры развитого товарно-ден.
общества, так и изучение процессов генезиса капитала и его различных форм.см. также Историзм, Историческое и логическое, Методология.
Маркс К., Капитал, Маркс К, и Энгельс Ф., Соч , т. 23; его же, Теория прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1—3; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.—Л , 1933; Г ? у ш и н Б. А., Очерки логики истории. исследования, М., 1961; Д о б ? и я н о в В. С., Методологии, проблемы теоре-тич. и историч. познания, М., 1968; Принцип историзма в познании социальных явлений, М., 1972, гл. 2—3.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Генетическая основа поведения: методы и примеры
В настоящее время принято считать, что гены, хотя и важны, обычно выступают в качестве основы, на которой факторы окружающей среды и ситуации могут влиять на развитие и действия человека. Гены могут формировать основу нашего поведения, но не обязательно контролируют его. Давайте узнаем больше о генетической основе поведения.
- Мы начнем наше обучение с обзора генетической основы психологии поведения.
- Затем мы углубимся в четыре широко используемых метода исследования поведенческой генетики.
- После будут рассмотрены генетические основы поведения животных.
- Затем мы научимся видеть, можно ли применить генетическую основу поведения к конкретному поведению, то есть генетическую основу просоциального поведения,
- И, наконец, мы рассмотрим некоторые примеры генетического поведения.
Генетическая основа психологии поведения
Генетическая основа поведения в психологии исследует, можно ли поведение человека и животных объяснить генетикой. Эта область исследований известна как поведенческая генетика.
Поведенческая генетика обычно относится к исследованию и обсуждению того, какие гены могут влиять на поведение и в какой степени они это делают.
Генетическая основа поведения в психологии исследует, как наша ДНК влияет на наше мышление, поведение и действия. Наша ДНК унаследована от наших родителей, и на наше поведение влияют гены, которые мы наследуем. Роль наших генов в определении нашего поведения была исследована с помощью исследований близнецов, исследований усыновления и тестирования ДНК.
Важность исследования генетической основы поведения
Психологам необходимо исследовать генетическую основу поведения по разным причинам. Во-первых, предположим, что психологи понимают связь между генетикой и проблемами психического здоровья. В этом случае они могут определить более эффективные методы лечения или условия и ситуации, которые усугубляют проблемы у людей с генетической предрасположенностью к развитию проблем с психическим здоровьем.
Это может привести к более подробным и эффективным планам лечения для тех, у кого в семейном анамнезе такие проблемы, как депрессия.
Поведенческая генетика также может помочь нам лучше понять людей. Например, это могло бы помочь нам понять преступление и определить тех, кто с большей вероятностью его совершит.
Предположим, у кого-то есть дисфункциональный ген МАОА, и он находится в неблагоприятной среде, например, в жестоком воспитании. В этом случае мы сможем использовать эту информацию для адаптации и улучшения социальной работы для тех, кто в ней больше всего нуждается, что может привести к снижению уровня преступности.
Четыре метода поведенческих генетических исследований
Существует четыре часто используемых метода поведенческих генетических исследований: семейные исследования, исследования близнецов, исследования усыновления и молекулярная генетика.
Генетическая основа поведения: молекулярная генетика
Мы знаем, что существует генетическая основа поведения. Но в какой степени? Молекулярная генетика помогает нам точно определить, какие гены могут отвечать за определенное поведение. Исследователи могут выявить общие черты у людей с похожими чертами и поведением с помощью тестирования ДНК.
Проект «Геном человека» был значительным достижением в области поведенческих генетических исследований. После этого проекта в 2003 году у нас наконец-то появилась полная карта генома ДНК человека; это был огромный скачок в направлении определения конкретных генов, которые могут отвечать за поведение и черты человека.
Однако это не совершенная наука, поскольку несколько генов и комбинаций генов могут отвечать только за одну поведенческую черту.
Молекулярно-генетические исследования также помогли нам лучше понять взаимодействие генов и окружающей среды и роль эпигенетики в поведении.
Эпигенетика — это изучение того, как факторы окружающей среды влияют на экспрессию генов.
Распространенной моделью, предложенной для объяснения генетической основы поведения, является модель диатез-стресс.
Модель диатез-стресс утверждает, что люди имеют генетическую предрасположенность к нейродивергентному поведению. Если они подвергаются воздействию определенных и достаточных факторов окружающей среды, это вызывает развитие «атипичного» поведения.
Генетическая основа поведения: семейные исследования
Биологические семьи с большей вероятностью будут иметь генетическое сходство, чем небиологические семьи или между семьями. Если генетическая черта или поведение кажется обычным в семье, это может иметь генетическую основу для такого поведения.
Психологи и генетики поведения могут использовать эти данные для проведения дополнительных исследований. Однако биологические семьи часто также имеют общие факторы окружающей среды.
Братья, сестры и дизиготные близнецы имеют только 50% общего генетического состава.
Таким образом, может быть трудно отличить факторы окружающей среды или генетические факторы, ответственные за конкретное поведение.
В этом смысле споры о природе и воспитании продолжаются — мы оба являемся кульминацией наших генов и окружающей среды. Поэтому при изучении генетической основы поведения исследователи должны знать о потенциальных влияниях окружающей среды. Чтобы разобраться в этом, исследователи часто обращаются к исследованиям близнецов и усыновлений.
Генетическая основа поведения: исследования близнецов
Психологи и специалисты по поведенческой генетике, изучающие генетические основы поведения, часто полагаются на исследования близнецов. При проведении исследований близнецов исследователи сосредоточатся на монозиготных близнецах (выращенных вместе/раздельно) и/или дизиготных близнецах (выращенных вместе/раздельно).
Монозиготные близнецы : (также известные как однояйцевые близнецы) возникают, когда два человека образуются, когда одиночная оплодотворенная яйцеклетка делится на две части, что означает, что они имеют 100% общих генов.
Дизиготные близнецы (разнояйцевые близнецы) возникают, когда два человека формируются из двух отдельных оплодотворенных яйцеклеток, что означает, что они имеют только 50% общих генов.
Рис. 1 Монозиготные (однояйцевые) близнецы могут многое рассказать нам о генетической основе поведения.
Если у монозиготных близнецов больше сходства, чем у дизиготных близнецов, предполагается, что такое поведение, вероятно, имеет генетическую основу.
Christiansen (1977) провел исследование монозиготных (100% генетического сходства) и дизиготных (50% генетического сходства) близнецов.
Он обнаружил, что показатели соответствия преступности (вероятность того, что оба близнеца имеют одинаковый признак) были выше у монозиготных близнецов. Полученные данные позволяют предположить, что исследуемые близнецы должны иметь общую генетическую информацию, предрасполагающую их к совершению преступлений.
Исследования по усыновлению
Исследования по усыновлению также проводятся для исключения возможности воздействия окружающей среды на результаты генетических исследований. Исследования усыновления часто рассматривают два сценария:
Леонард Хестон (1966) исследовал, будет ли шизофрения развиваться у приемных детей, биологические матери которых больны шизофренией. Он обнаружил, что у 10,6% усыновленных детей развивается шизофрения. Это исследование показало, что в развитии шизофрении присутствует генетический компонент.
Генетическая основа поведения животных
В дополнение к наблюдательным и экспериментальным исследованиям, сравнительное исследование является распространенным методом, используемым для изучения генетической основы поведения животных.
Сравнительные исследования рассматривают черты животного и его предков, чтобы понять происхождение поведения.
Сравнительная психология изучает животных и их поведение, чтобы увидеть, какие области исследований и их результаты можно применить к людям.
Развитие и эволюция поведения животных
Считается, что поведение животных эволюционировало в результате естественного отбора на протяжении поколений. Чарльз Дарвин впервые выдвинул эту идею в своей книге «О происхождении видов». Поведенческие черты меняются из поколения в поколение, как и физические характеристики организмов.
Четыре принципа эволюции заключаются в следующем:
Отбор : Отбор относится к генетическому составу особей, влияющему на их способность выживать или производить потомство. В результате отбора более слабые гены постепенно удаляются из популяции, а более желательные гены и признаки становятся более распространенными в популяции.
Хищные животные, такие как олени, стали осторожными, что готовит их к опасным столкновениям и дает им больше шансов обнаружить опасность и избежать ее.
Теоретически животные, у которых эти характеристики выражены в меньшей степени, будут убиты хищниками до брачного возраста или не будут отобраны для спаривания.
Генетическая основа просоциального поведения
Проявляем ли мы добрые дела просто по доброте душевной, или у просоциального поведения может быть генетическая основа? Как свидетельствуют несколько исследований близнецов, многие психологи утверждают, что да.
Просоциальное поведение : добровольное поведение, которое помогает или приносит пользу другому.
Например, исследование Ando et al. (2003) обнаружили, что наследуемость кооперативности составляет около 47%. Другое исследование Pederson et al. (2015) обнаружили, что наследуемость доноров крови составляет около 53%.
Так каковы некоторые причины генетической основы просоциального поведения? Частично это может быть связано с нашим уровнем эмпатии или желанием быть альтруистичным . Исследователи обнаружили генетический компонент такого поведения.
Просоциальное поведение также может иметь эволюционное преимущество. Помощь другому в беде, которая позже может помочь вам, может иметь большое преимущество для выживания.
Такие типы союзов могут быть разницей между жизнью и смертью.
Рис. 2 Предложение руки помощи имеет генетическую основу для такого поведения.
Примеры генетического поведения
Возможно, одним из наиболее хорошо изученных примеров генетического поведения является ген MAOA, который, как показывают исследования, связан с агрессией. Некоторые люди рождаются с дефектной версией гена MAOA, MAOA-L, что приводит к высокому уровню агрессии, что приводит к синдрому Бруннера.
Синдром Бруннера, первоначально исследованный Brunner et al. (1993), — это редкое генетическое заболевание, вызванное мутацией в гене MAOA, что приводит к повышенному уровню ярости и агрессии.
В ходе исследования, проведенного Бруннером в большой голландской семье, было обнаружено, что пять самцов, проявлявших высокий уровень агрессии, имели дисфункциональный ген МАОА. Это привело к тому, что они совершали акты насилия, такие как угрозы людям, драки и нападения на людей и даже поджоги собственности.
Это пример того, как генетика влияет на поведение.
Также было обнаружено множество менее известных генов.
Например, было обнаружено 18 генов, которые могут быть связаны с аутизмом.
Наша способность связывать гены с поведением и функциями развития может помочь нам понять нейродивергенцию (когда кто-то думает, действует или ведет себя «нетипичным» образом).
За прошедшие годы поведение людей резко изменилось: от примитивных племен охотников-собирателей до сложных обществ, построенных на технологических достижениях. Это продукт эволюции и быстро меняющихся условий, в которых находятся люди, вносящий свой вклад в генетическую основу поведения.
Некоторые примеры генетического поведения, которые со временем изменились, включают язык, префронтальную кору (что приводит к снижению уровня насилия) и стратегии спаривания.
Наша способность формировать сложные общества, которые одновременно формируются и формируются человеческим поведением, также является результатом эволюции.
Генетическая основа поведения – основные выводы
- Генетическая основа поведенческой психологии касается исследования и обсуждения того, какие гены могут влиять на поведение и в какой степени они это делают.
- Исследования близнецов и исследования усыновления являются распространенными методами поведенческих генетических исследований.
- В дополнение к наблюдательным и экспериментальным исследованиям, сравнительные исследования являются распространенным методом, используемым для изучения генетических основ поведения у животных.
- Несколько исследований показали генетическую основу просоциального поведения.
- Некоторые примеры генетического поведения включают исследования гена MAOA и эволюции.
Генетика поведения — Психология — Оксфордские библиографии
Введение
Генетика поведения — это изучение влияния генетики и окружающей среды на поведение. Изучая генетическое влияние, можно получить больше информации о том, как окружающая среда влияет на поведение. Почти на все виды поведения, изучаемые психологами, влияет наш генетический состав, поэтому вопрос заключается не в том, важны ли гены, а в том, как они влияют на эти виды поведения? Изучающие эту дисциплину положили конец старому спору о природе и воспитании. Мы знаем из тысяч исследований с использованием множества различных методологий, что и гены, и окружающая среда важны для понимания, если мы надеемся распутать тайны практически любого поведения. Среди интересных вопросов, которые нужно задать сейчас: как гены и окружающая среда работают вместе, чтобы влиять на поведение, и какие конкретные гены могут отвечать за различные типы поведения и каков их механизм действия? Область поведенческой генетики развивается и меняется так быстро, что многие статьи, включенные в эту книгу, взяты из относительно недавних работ. Включены некоторые основные положения, которые должны прочитать все, изучающие поведенческую генетику, и которые помогают объяснить историю этой области, а также представляют собой основополагающие статьи, которые до сих пор актуальны. Однако большое количество статей, включенных в эту статью, являются репрезентативными для многих сопоставимых статей. Этот выбор предназначен для того, чтобы читатель начал экскурсию в этот район. Следует отметить, что большинство научных статей в этой области количественно довольно сложны. Полезными будут знания в области анализа путей, моделирования структурных уравнений и матричной алгебры. Однако даже читатели, не обладающие этими знаниями, могут почерпнуть достаточно информации из этих статей, просматривая разделы результатов и вместо этого концентрируясь на обзорах литературы и резюме обсуждений.
Общие обзоры
Есть несколько текстов, содержащих интересный обзор генетики поведения в целом. Перечисленные здесь, в том числе Rutter 2006 и Kim 2009, носят довольно общий характер и охватывают широкий спектр моделей поведения. Кроме того, Сигал и др. 1997 и DiLalla 2004 представляют собой отредактированные тексты, полученные в результате фестивалей, в которых представлены главы с широким обзором сферы поведенческой генетики с акцентом на работу конкретного человека (Дэниел Г. Фридман в случае Сегала и др. и Ирвинг И. Готтесман в случае ДиЛалла). Bouchard 2004 и Malouff, et al.
Бушар, Томас Дж. Младший 2004. Генетическое влияние на психологические черты человека: обзор. Современные направления психологической науки 13.4: 148–151.
Указывает на существующую литературу, демонстрирующую генетические эффекты практически на все изученные поведенческие черты. Эта статья делает следующий шаг, задавая вопрос о том, как определенные гены взаимодействуют с окружающей средой, влияя на поведение. Бушар утверждает, что распространенность наследуемости признаков может распространяться на все виды, а не только на людей. Доступен онлайн по подписке.
ДиЛалла, Лизабет Фишер, изд. 2004. Принципы генетики поведения: перспективы развития, личности и психопатологии . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Получено на основе праздничного письма профессора Ирвинга И. Готтесмана, пионера исследований в области поведенческой генетики. В этой книге представлены исследования, основанные на работах и идеях Готтесмана, с особым акцентом на развитие, личность и психопатологию. Предназначен для исследователей и студентов в этой области.
Ким, Йонг-Кью. 2009. Справочник по генетике поведения . Нью-Йорк: Спрингер.
DOI: 10.1007/978-0-387-76727-7
Предназначено для студентов, изучающих генетику, психологию и психиатрию. Главы описывают исследования в различных областях поведения, включая психопатологию, интеллект и личность. Обсуждается поведенческая генетическая релевантность, а также передовые методологии и направления, в которых эти области будут развиваться в будущем.
Малоуф, Джон М. , Салли Э. Рук и Никола С. Шутте, 2008 г. Наследуемость человеческого поведения: результаты обобщения метаанализов. Текущая психология 27.3: 153–161.
Мета-анализ наследуемости восьми различных поведенческих характеристик в сотнях исследований близнецов и усыновлений. Этот обзор предполагает, что человеческое поведение в целом примерно на 41 процент наследуется. Авторы также определяют возможные модераторы генетического влияния, которые будут важны для рассмотрения в будущих исследованиях. Доступен онлайн по подписке.
Раттер, Майкл. 2006. Гены и поведение: объяснение взаимодействия природы и воспитания . Молден, Массачусетс: Блэквелл.
Эта книга с очень хорошими отзывами содержит удобочитаемый обзор поведенческой генетики и связанных с ней исследований, доступный для любой аудитории.
Сигал, Нэнси Л. 1999. Переплетение жизней: Близнецы и что они говорят нам о человеческом поведении . Нью-Йорк: Даттон.
Чрезвычайно читаемая книга о том, как быть близнецом и об исследованиях близнецов. «Обязательно к прочтению», в котором содержится информация о близнецах из первых рук исследователя в этой области, который сам является близнецом.
Сигал, Нэнси Л. 2005. Неделимые на два: Жизни необыкновенных близнецов . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский ун-т. Нажимать.
Еще одна захватывающая книга Нэнси Сигал, на этот раз с использованием нескольких наборов близнецов, тройняшек и четверняшек, чтобы продемонстрировать, как гены и окружающая среда играют решающую роль в поведенческом развитии.
Сигал, Нэнси Л., Гленн Э. Вайсфельд и Кэрол Кронин Вайсфельд, ред. 1997. Объединение психологии и биологии: объединение взглядов на развитие человека . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Эта книга посвящена работе Дэниела Дж. Фридмана, чьи исследования были сосредоточены на интеракционистской точке зрения на человеческое поведение.