Гениальность – врожденный или приобретенный навык?
Этот вопрос часто не дает покоя новоиспеченным родителям, ведь каждому хочется сказать: «Мы воспитали гения». Бытует мнение, что гениальность можно развить, достаточно с детства нагружать ребенка занятиями на разнообразных секциях или кружках – по одной из сфер точно выстрелит.
Это правда? Можно ли развить в ребенке уникальную способность к чему-либо с научной точки зрения, или здесь дело исключительно в наследственности?
Гениальность, одаренность, талант – как отличать
Сперва посмотрим на популярные понятия, которые в некотором роде принято считать синонимами. Чем отличается гений от высокоинтеллектуальной или талантливой личности? На деле у этих понятий есть достаточно четкие критерии, помогающие их разделить.
Гениальность
Люди, способные своими действиями изменить мир, делающие вклад в развитие прогресса и обладающие исключительными способностями в одном направлении деятельности – это гении. Они создают что-то уникальное, чего до них не было. Часто таким людям свойственна следующая черта: они превосходны в одном направлении – науке, технике, искусстве, политике – но их навыки ощутимо «провисают» в других. Например, они бывают совсем не приспособлены к обычной жизни или социальному общению.
Расшифровка термина «гениальность» вызывала интерес ученых умов еще с древних времен. По определению римлян, это высшая степень проявления творчества и способностей личности. На протяжении многих веков ученые даже пытались выявить физиологические отличия гениев от остальных людей – сравнивали объем мозга, например. Однако каких-то существенных признаков обнаружено не было. Даже наоборот: чем больше становится известно про явление человеческой гениальности, тем больше вопросов возникает.
Талант
Наличие таланта – это очевидная способность человека к какой-то деятельности, которую можно довести до совершенства, прикладывая усилия в течение определенного времени. Это подтверждает и популярная фраза о таланте:
Талант — это 10% одаренности и 90% процентов труда.
Достичь успехов талантливый человек сможет, прикладывая какие-то усилия в сфере, которая ему интересна и легко дается. А если приложить усилий выше нормы – то получит без преувеличения выдающийся результат. В этом случае талант человека считается признанным.
Опять же можно без преувеличения сказать, что гениальность – фактически гипертрофированный талант. Однако если за одно дело возьмутся талантливый и одаренный человек, первый быстрее достигнет первых успешных результатов и в принципе сможет продвинуться дальше, чем второй. Одаренному человеку придется прикладывать больше труда и упорства для развития навыка, к которому талантливый уже предрасположен с рождения. Талантливые люди могут иметь навыки в нескольких направлениях, но для развития навыка выбрать одну из сфер, где будут прикладывать больше усилий, чтобы добиться успеха. Это умения выше среднего.
Еще одна яркая характерная черта, отличающая талантливого человека от гения – среда и окружение. Если для раскрытия первого потенциала она должна быть благоприятной (люди, уже работающие в какой-то сфере, или поддержка родителей при освоении навыка ребенком), то во втором случае гений рождается при создании неблагоприятных условий. Такую закономерность можно легко отследить по биографиям – Энштейн, Ван Гог, Эдгар По, Микеланджело, Тесла и многие другие. У всех детство было далеко не безоблачным, а у кого-то напряженность сохранилась и после того, как они повзрослели.
Одаренность
Опять же, отсутствие очевидного таланта в чем-то не значит, что овладеть этим навыком не получится. Врожденная склонность к какому-то виду деятельности и называется одаренностью. С такой предрасположенностью человек может усвоить любой вид деятельности, который ему понравился.
Например, музыка. Ребенок с детства проявляет чудеса ритма и начинает танцевать, услышав музыку, поэтому родители отдают его в музыкальную школу. Он одарен музыкальными способностями, которые можно развить. Но бывает и такое, что малыш с трудом усваивает основы нотной грамоты (сольфеджио) или плохо слышит тональность звуков — тогда ему нужно будет прикладывать чуть больше усилий, чтобы научиться. Талантливого человека видно по тому, что ему какая-то сфера дается легко буквально без усилий, а уж если усилия прилагаются, то они приносят быстрый результат.
Одаренным в какой-то области может быть любой человек. На конференции TED, где люди, достигшие успехов в разных сферах, рассказывают о каких-то своих идеях, достойных распространения, выступил спикер Джош Кауфман. Он рассказал, как на основе теории о приобретении мастерства за 10 000 часов – если вы хотите получить новый навык и стать профессионалом — создал свой подход: освоить новый навык с нуля можно всего за 20 часов. На своем примере он продемонстрировал, как научился играть на гавайской гитаре как раз по концепции 20-ти часов, в течении месяца выделяя для этого дела по 40-60 минут.
Какие факторы влияют на развитие гениальности?
На эту тему проведено множество исследований: одно из них принадлежит профессору психологии Дин Кейт Саймонтон, который сформулировал свой ответ на вопрос, можно ли создать условия для развития гениальности.
Первым делом он разделил само понятие гениальности и его проявление на два типа:
- Достижение выдающихся результатов в каком-то сфере через колоссальное трудолюбие
- Врожденный интеллект исключительно высокого уровня.
На основе своих исследований ученый выделил три фактора для создания среды, где человек с потенциалом гениальности сможет проявить себя. Данные собраны на основе опросов обычных студентов, однако применимы для одаренных ровесников.
- Автономность. Люди в принципе, а потенциальные гении — особенно, должны иметь возможность выбирать сферу деятельности для развития, тогда они с большей вероятностью реализуют заложенный потенциал. А если человека с детства куда-то направляли родители, принимая решения за него, есть шанс, что такой гений так и не будет реализован
- Ценности. Люди, которые ценят свои исследования или другие достижения, будут с радостью работать самостоятельно. Чем ближе к их жизни та сфера, в которой проводится исследование или творческая деятельность, тем больше стараний они будут прикладывать. Возможно, поэтому проекты гениев зачастую становятся их жизнью в буквальном смысле
- Трудолюбие и компетентность. Логично, что прежде чем достигать новых высот в каком-то деле, необходимо разобраться в его основах и знать базовые вещи, чтобы иметь возможность ими апеллировать. Например, ребенок с гениальным слухом без знания нотной грамоты не сможет перенести на бумаги то, что, как гений, может слышать в голове. Здесь, конечно, родители или наставники могут подсказать, в какой из сфер лучше получать знания, чтобы иметь возможность раскрыть гений. Вы скажете, что это путь проходят все, чем же такой ребенок будет отличаться от простого? Гениальный продет это путь получения базовых знаний в разы быстрее остальных.
Другой ученый из Британии Ганс Айзенк также занимался исследованием вопросов, связанных с гениальностью, и смог доказать, что креативность и свободное мышление (та самая генетическая предрасположенность к гениальности) связана с биологическим фактором только на 15%. Это исследование сильно увеличивает справедливость и объективность фразы, которая гласит, что гениями не рождают, а становятся.
Влияние среды при развитии гениальности так же ощутимо, как набор генов «гениальности», поскольку среда поможет раскрыть потенциал гения быстрее.
Какие черты отличают гениев от остальных людей – 7 признаков того, что перед вами необычный человек
Задумывались ли вы над тем, есть ли гении среди ваших друзей и знакомых? При таком вопросе в голове может возникнуть закономерный встречный вопрос: а по каким признакам выявить гения? Кроме совсем очевидных – ребенок прошел всю школьную программу к 10 годам или сочинил первую симфонию в 12 лет?
Вот несколько личностных качеств, которые могут подсказать, что перед вами не просто талантливый человек, а с задатками гения:
Креативное мышление
Причем такое, что его не скрыть. Это слишком рациональный подход в решении простейших задач, не свойственный возрасту, способность совмещать не совмещаемые вещи, мыслить шире предложенных рамок. Именно благодаря такому навыку гении в итоге совершают научные или технические открытия, создают шедевры искусства.
Высокая продуктивность в узконаправленной сфере
Гению свойственно находить проявление в каком-то одном направлении деятельности: искусство или наука. Гений с одинаковой вероятностью может иметь математический или гуманитарный склад ума и реализовывать свой потенциал в связи с этой особенностью. Гениальные дети в современных условиях не являются отличниками, даже наоборот – частенько могут получать порицания по поводу полной неспособности к какому-то предмету. Например, Эйнштейн очень плохо учился и даже считался отставшим ребенком. В этом случае учителя могут только дать свободу самореализации и не заставлять изучать все предметы через давление. Повзрослевшие гении едва ли будут ощущать расстройство от того, что увлечены только одной сферой деятельности из существующего многообразия – они будут слишком заняты своими открытиями.
Осознание особенного призвания
Дети или взрослые, предрасположенные к гениальности, чувствуют свою силу, поэтому в глубине души понимают, в какой сфере должны реализовать свою гениальность. Часто они ставят себе глобальную задачу: совершить открытие, которое принесет пользу всему миру, или открыть лекарство, которое избавит людей от болезней. В общем, их деятельность полностью направлена не на признание, она альтруистична. Именно осознание этой высшей цели помогает им преодолевать трудности и проявлять невероятное упорство.
Настойчивость
Ни один гений не обходится без невероятной настойчивости, ведь часто открытия выходят за рамки всех существующих представлений о мире, а чтобы туда пробиться, нужна целеустремленность и несгибаемость. Среди гениальных людей просто нет людей со слабым характером или силой воли. По сути, гениальность – это упорство, помноженное на талант в гипертрофированной форме и узком направлении.
Уверенность в себе
Поскольку у гениев с рождения есть интуитивное осознание миссии своего существования, они уверены в себе. При этом это нельзя назвать гордыней или тщеславием – именно спокойная уверенность человека, который знает, зачем он здесь. Их открытия и нововведения зачастую опережают время, в котором они родились (как у Николы Теслы). Поэтому часто бывает так, что пока гений жив, его трудно понять – о существенном вкладе в прогресс говорят уже несколько поколений спустя. Из-за сильной уверенности в себе такие люди не боятся рисковать (потому что подсознательно знают, что делают), не концентрируются на поражении, а ищут способы достичь нужного им результата любым путем. Ярким пример последнему тезису – Томас Эдисон, которому понадобилось найти несколько сотен неработающих способов, прежде чем он изобрел электричество.
Интуитивное мышление
Поскольку очень часто знание, которое они могут передать миру, не поддается логическим объяснениям, гении действуют по зову внутреннего голоса, который буквально может вести их за собой. Чаще всего это неожиданные вспышки просветления, которые и дают человеку возможность после определенного застоя в проекте резко продвинуться вперед. Внутреннее «Я» и интуиция – неразлучные спутники любого гения. Для гениев очень важно уметь слышать это голос, не сильно зацикливаясь на рациональном мышлении, ведь только так можно создать что-то из ряда вон выходящее. Некоторые исследователи даже считают, что гениям свойственно специально переходить в медитативное состояние, когда они сталкиваются с особо сложной задачей. Широко известны примеры, когда решающие открытия были сделаны во сне (периодическая таблица Менделеева или произведения Шопена)
Особый взгляд на мир и врожденные способности
Гениальные люди отличаются чуть более свободным и широким взглядом на мир. Будто они умеют выходит за предложенные рамки и видеть то, что скрыто от глаз. А вот для воплощения таких смелых идей в жизнь как раз и потребуется навык самовыражения и упорство в поиске ресурсов для реализации своих замыслов. Без применения такого широкого взгляда на практике они будут чувствовать себя непонятыми.
Что скажете — встречали таких людей?
Гений и гениальность — Психологос
Гениальность (от лат. genius — дух) — удивительная, восхищающая окружающих способность человека творить, рождать новые идеи, находить верные решения. Гений — человек, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет» (Р. С. Элберт, 1975). Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности.
Чаще всего гении рождаются в феврале (зачатие в мае). Российский ученый Евгений Виноградов обработал демографическую статистику десяти европейских стран и вывел график рождаемости талантов. Результат получился однозначный — по количеству гениев всех времён и народов февраль является безусловным лидером.
Фильм «Сергей Савельев. О воспитании детей»
По мнению Бориса Акунина, есть три разных вида таланта, три вида гениальности: гений «гормональный», гений мастерства и гений возрастного угасания. Он пишет: «Очень часто яркий расцвет креативности совпадает с физиологическим расцветом. Такой талант можно назвать «гормональным». Это цветок пышный и красивый. То, на что не хватает ума или вкуса, художник запросто добирает чутьем, энергетикой, «химией», обаянием (бывает, что и отрицательным). Но в пожилом возрасте гормоны буйствовать перестают, верхнее чутье ослабевает, и остаются только технические навыки, которые, конечно, не пропьешь, однако от них и не захмелеешь. И выясняется, что вчерашний кумир неумен, нравственно несимпатичен, скучно тиражирует былые находки или же пускается в эксперименты, за которыми тягостно наблюдать. «Гормональный» гений очень похож на ослепительную красавицу, вся прелесть которой заключается во внешности и секс-магии. Старушки этого сорта часто являют собой депрессивную картину и, когда используют средства, которые когда-то безошибочно срабатывали, выходит только хуже. Для того, чтобы талантливый художник сохранил свою силу, необходимо, чтобы она опиралась не только на тестостерон, но еще на разум и сердце.
Такой режиссер снимет свой лучший фильм и на седьмом десятке, как Ингмар Бергман, и даже на восьмом, как Акира Куросава. А если почувствует, что устал, то вовремя остановится, поскольку хватит ума и такта».А также: «Кроме гениальности «гормональной», каким-то не вполне понятным образом связанной с физиологическим расцветом, есть и гениальность противоположного вектора, связанная с возрастным угасанием. И этот вид талантливости, пожалуй, интереснее и оптимистичнее остальных. Бывает, что человек по-настоящему раскрывается в ту пору жизни, когда принято ставить на себе крест или, во всяком случае, подводить итоги. О будущем задумываться поздно, разве что, как говорится, приглядеть участок посуше.
Вот вам в качестве примера две судьбы. Первая — хрестоматийная, история «полковника Сандерса». Он беспримесный, злокачественный лузер. Рано осиротел, школу не закончил, с тринадцати лет зарабатывал на жизнь, еле перебивался. С огромным трудом заочно выучился на адвоката, но с треском вылетел из профессии после того, как прямо в зале суда поколотил собственного клиента. Ни на одной работе долго не удерживался. Несколько раз пытался создать бизнес и всё время прогорал. Единственное, что у него хорошо получалось — жарить цыплят. Сандерс изобрел новый способ их приготовления, открыл придорожный ресторанчик и даже начал сводить концы с концами, но судьба, казалось, решила доклевать бедолагу. Неподалеку проложили новую трассу, весь трафик перетек туда, и заведение разорилось.
Сандерсу к этому времени стукнуло уже шестьдесят пять. По-хорошему, ему полагалось бы признать свою жизнь окончательно незадавшейся и начать готовиться к переходу в мир более справедливый, нежели этот. Вместо этого старый неудачник придумал превратить свой метод «цыплятожарения» во франшизу и начал продавать ее по всей Америке. Так зародилась сеть «Кентаки фрайд чикен» — один из самых популярных фастфудов в мире. Дедушка стал очень богатым, пожил в свое удовольствие еще немало лет и ушел победителем, а напоследок учредил благотворительный фонд — это лучшая память, какую может оставить по себе богатый человек.
Вторая история — про американскую художницу, которую обычно называют «Бабуся Мозес» (Grandma Moses). Она родилась в 1860 году и прожила тяжелую, малорадостную жизнь. Была женой батрака, родила десять детей, половина которых умерли в младенчестве. В 67 лет овдовела. Интересное началось еще десять лет спустя, когда старая старушка из-за артрита лишилась возможности вышивать и решила писать картины. Собиралась дарить их родственникам и знакомым на Рождество и прочие праздники, чтобы не тратиться на подарки. Рисовать ее никто никогда не учил. Она вообще никакого образования кроме начального не имела. Поэтому малевала, как Бог на душу положит. А Он положил — не поскупился. Бабуся Мозес создала более тысячи полотен. Прославилась и разбогатела. Прожила сто один год. Сейчас считается классиком «наивного искусства». Ее работы висят в почтенных музеях, даже в Белом Доме.
Недавно мне подарили книгу Владимира Яковлева «Возраст счастья» — так она вся состоит из подобных реальных историй: про наших с вами современников, настоящая жизнь которых началась только в старости.
Там я прочитал про русскую бабушку, вдруг обнаружившую в себе способности к айкидо, про американского дедушку, в 78 лет ставшего фокусником, и еще много всякого позитива.Давайте же никогда, ни в каком возрасте и физическом состоянии, не хоронить себя раньше смерти, не говорить, что всё позади и что остается лишь кое-как дожить, доскрипеть. Давайте внимательно смотреть вокруг и внутрь себя. Очень возможно, что самые интересные открытия, как внешние, так и внутренние, жизнь приберегает на десерт.
Личностные качества великих людей, однако, не всегда образец для подражания. А.П. Чехов, по отзывам современников, был бабником и обожал публичные дома. В общем, «сора» было достаточно: «неважный врач, не слишком верный друг, почти ницшеанец и декадент, бросал все свое окружение в качестве прототипов в печку своих рассказов. Многие узнавали себя и обижались».
Гениальность, к сожалению, никак не связана с качествами порядочности человека. Когда А.С. Пушкин писал: «Гений и злодейство — две вещи несовместные», это красивое педагогическое внушение, но не научный факт. С другой стороны, если человек, выдающийся по способностям, будет вызывать у большинства окружающих негативные чувства, люди его способности принизят и к гениям его причислять не будут. Замечено: чаще причисляют к гениям тех выдающихся людей, которые имели создавать сокруг себя круг друзей и почитателей, которые, собственно, и начинали транслировать мнение о гениальности имярек.
Любопытно, Иммануил Кант в принципе был домоседом и не самым общительным человеком, но его известности как философа очень способствовали еженедельные приемы, которые он устраивал для образованной знати своего города. Аналогично, Борис Пастернак регулярно собирал в Переделкино веселые и вкусные застолья для большого круга писательской братии. Не у одного Пастернака было много отличных стихов, но общественное мнение подняло именно его. Дружить — полезно!
Кто сказал, что гений — это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота?
Определение: Хорошие идеи лишь немного связаны с творчеством. В основном они связаны с тяжелым трудом.
Происхождение
Гений — это 1 процент вдохновения и 99 процентов потаЭто известная цитата, приписываемая Томасу Эдисону, известному и плодовитому американскому изобретателю. Однако идея о том, что тяжелая работа является наиболее важным аспектом новых изобретений, существовала еще до того, как Эдисон привел свою цитату.
Идея этой цитаты заключается в том, что легко иметь хорошую идею или творческое озарение. Однако, чтобы реализовать эту идею и воплотить ее в жизнь, требуется терпение и самоотверженность, которыми обладают немногие.
Примеры
Гений — это 1 процент вдохновения и 99 процентов потаВот пример, в котором два соседа по комнате обсуждают новую идею, которая у них возникла.
Марио: Эврика! Я гений!
Аксель: Почему?
Марио: У меня только что появилась идея, которая принесет мне миллионы. Идея включает в себя беспроводную энергию. Представьте, если бы вы могли заряжать свой телефон просто по воздуху!
Аксель: Я думаю, Никола Тесла придумал эту идею более ста лет назад. Кроме того, недостаточно иметь идею. Помните, что гений — это 1% вдохновения и 99% пота. После того, как у вас появится идея, вы должны иметь возможность и желание потратить все время, необходимое для ее воплощения.
В этом примере школьный администратор воодушевлен своей новой идеей.
Администратор: Мне только что пришла в голову идея, которая может сэкономить нам кучу денег на управлении нашими государственными школами.
Ассистент: Правда? Что это такое?
Администратор: Вместо того, чтобы нанимать уборщиков для уборки в школах, мы заставим это делать детей! И это еще не лучшая часть. Помните старую поговорку о том, что гений — это 1% вдохновения и 99% пота? В этом случае я стану гением без особого труда! Мы заставим детей работать!
Помощник: Это может быть больше работы, чем вы думаете. У дворников есть профсоюз, и родители не захотят, чтобы их дети проводили время за уборкой, когда они должны учиться. Детям это тоже может не понравиться.
Дополнительные примеры
Это выдержка из статьи, в которой делается попытка дать совет по поводу карьеры.
- Как однажды сказал Томас Эдисон: «Гений — это 1% вдохновения и 99% пота». Карьерный успех часто определяется моментами творческого гения. Но мы не можем просто ждать, пока к нам придут блестящие идеи — мы тоже должны приложить усилия. – Форбс
Второй пример приписывает цитату Альберту Эйнштейну.
- Альберт Эйнштейн сказал, что «гений — это 1 процент таланта и 9 процентов таланта».9 процентов тяжелой работы». Чтобы что-то окупилось, нужно быть преданным и настойчивым человеком. –
Резюме
Цитата гений — это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота — известная цитата Томаса Эдисона, которая показывает важность самоотверженности и тяжелой работы над простым творчеством.
Содержимое
Как работают гении | Как работает
«» Исаак Ньютон: гений. Посмотреть больше изображения мозга .Изображения общественного достояния
В 1905 году Альберт Эйнштейн разработал специальную теорию относительности. Он также доказал, что атомы существуют, и выяснил, что свет ведет себя как частица и как волна. В довершение всего в том же году он разработал свое знаменитое уравнение E = mc² , описывающее взаимосвязь между материей и энергией. Ему было всего 26 лет.
Без сомнения, Эйнштейн был гением. Так было и с Исааком Ньютоном — как вам скажет любой фанат «Звездного пути: Следующее поколение», он изобрел физику. Он также сыграл большую роль в развитии исчисления, которое у некоторых людей возникают проблемы с пониманием даже после обширных занятий в классе. Другой гений, Вольфганг Амадей Моцарт, начал сочинять музыку, когда ему было 5 лет. Моцарт написал сотни произведений перед своей смертью в 1760 году в возрасте 35 лет.0005
РекламаСогласно общепринятому мнению, гении отличаются от всех остальных. Они могут думать быстрее и лучше, чем другие люди. Кроме того, многие люди думают, что все эти дополнительные умственные способности приводят к эксцентричному или причудливому поведению. И хотя гениев довольно легко распознать, определить, что именно делает человека гением, немного сложнее. Выяснить, как этот человек стал гением, еще сложнее.
Есть две большие вещи, которые затрудняют изучение гения:
- Ярлык гения субъективен. Некоторые люди настаивают на том, что любой, чей коэффициент интеллекта (IQ) выше определенного значения, является гением. Другие считают, что тесты IQ измеряют лишь ограниченную часть общего интеллекта человека. Некоторые считают, что высокие результаты тестов не имеют ничего общего с настоящей гениальностью.
- Гений — это масштабная концепция. С другой стороны, большинство научных и медицинских исследований исследуют детали. Такое субъективное понятие, как гениальность, нелегко измерить, проанализировать или изучить.
Итак, при изучении того, как работают гении, было бы неплохо начать с точного определения того, что такое гений. Для целей этой статьи гений — это не просто человек с исключительно высоким IQ. Вместо этого гений — это необычайно умный человек, который открывает новые горизонты открытиями, изобретениями или произведениями искусства. Обычно работа гения меняет взгляд людей на мир или на область, в которой эта работа происходила. Другими словами, гений должен быть не только умен, но и способен использовать этот интеллект продуктивным или впечатляющим образом.
Но что делает человека способным на все это? Это другой, более подвижный мозг? Исключительный интеллект? Это способность замечать информацию, которую другие люди могут счесть не относящейся к делу? Мы начнем искать ответы на эти вопросы в логической отправной точке рассмотрения гениальности — в человеческом мозге.
Реклама
Содержание- Гений и мозг
- Подробнее о гениях и мозге
- Гениальность и интеллект
- Подробнее о гениях и интеллекте
- Творчество и гениальность
- Подробнее о творчестве и гениях
Ваш мозг регулирует работу систем органов вашего тела. Когда вы двигаетесь, он посылает импульсы по вашим нервам и говорит вашим мышцам, что делать. Ваш мозг контролирует обоняние, вкус, осязание, зрение и слух, и вы испытываете и обрабатываете эмоции с помощью своего мозга. Вдобавок ко всему, ваш мозг позволяет вам думать, анализировать информацию и решать проблемы. Но как это делает вас умным?
Ученые точно не выяснили, как работает все серое вещество в вашем мозгу, но у них есть представление о том, какая его часть позволяет вам думать. кора головного мозга , которая является самой внешней частью вашего мозга, — это место, где происходят мысли и рассуждения. Это высшие функции вашего мозга — низшие функции, связанные с основным выживанием, расположены глубже в мозгу.
Реклама
Кора головного мозга — самая большая часть вашего мозга, и она полна морщин и складок, которые позволяют ей уместиться в вашем черепе. Если вы удалите и растянете кору головного мозга взрослого человека, она будет размером с несколько страниц газеты. Он разделен на несколько доли , и разные области в этих долях выполняют определенные задачи, связанные с тем, как вы думаете. Вы можете узнать о них более подробно в разделе «Как работает ваш мозг», но вот краткий обзор того, за что отвечает каждая доля:
- Лобная: речь, мышление и память
- Теменная: сенсорная информация от вашего тела
- Височная: слуховая информация от ваших ушей
- Затылочная: зрительная информация от ваших глаз
Очевидно, что кора головного мозга оказывает большое влияние на то, как вы думаете. Но изучить, как именно это делает вас умнее, немного сложно, потому что:
- К вашему мозгу трудно добраться — он заключен в вашем черепе.
- Инструменты для исследования мозга, такие как аппараты магнитно-резонансной томографии (МРТ), могут потребовать, чтобы человек был частично или полностью неподвижен. Это может затруднить для врачей наблюдение за активностью мозга людей во время реальной деятельности.
- Мозг, как и все органы, претерпевает изменения после смерти человека. Эти изменения могут затруднить определение того, как чей-то мозг сравнивается с мозгом других людей, пока этот человек был жив. Кроме того, патологоанатомические исследования не могут оценить активность мозга.
Несмотря на все эти проблемы, исследователи выяснили несколько вещей о том, как мозг влияет на интеллект. Исследование, проведенное в 2004 году в Калифорнийском университете в Ирвине, показало, что объем серого вещества в частях коры головного мозга оказывает большее влияние на интеллект, чем общий объем мозга. Полученные данные свидетельствуют о том, что физические характеристики многих частей мозга, а не централизованный «интеллектуальный центр», определяют, насколько человек умен.
Реклама
Подробнее о гениях и мозге
Анализ мозга Альберта Эйнштейна, проведенный в 1999 году, также подтверждает эту теорию. Мозг Эйнштейна был немного меньше среднего мозга. Однако части его теменной доли были шире, чем мозг большинства людей. Большие области мозга Эйнштейна связаны с математикой и пространственным мышлением. В теменной доле Эйнштейна почти не было трещины, которая есть в мозгу большинства людей. Аналитики предположили, что отсутствие трещины означало, что разные области его мозга могли лучше общаться.
В статье 2006 года в журнале Nature было выдвинуто предположение, что способ развития мозга более важен, чем размер самого мозга. Кора головного мозга человека становится толще в детстве и тоньше в подростковом возрасте. Согласно исследованию, мозг детей с более высоким IQ утолщался быстрее, чем у других детей. Исследования также показывают, что в некоторой степени дети наследуют интеллект от своих родителей. Некоторые исследователи предполагают, что это связано с тем, что физическая структура мозга может быть наследственной чертой. Кроме того, процесс того, чтобы стать действительно хорошим в чем-то, требует и поощряет ваш мозг настраивать себя, чтобы лучше справляться с этой конкретной задачей.
Реклама
Несмотря на то, что ученые точно не знают, как и почему это происходит, ясно, что человеческий мозг играет определенную роль в определении интеллекта человека. Но в чем разница между гениальностью и интеллектом? И что делает одного человека умнее другого? Далее мы рассмотрим, как интеллект соотносится с гениальностью.
Гениальность и интеллект
Как и гениев, интеллект трудно поддается количественной оценке. Психологи и нейробиологи широко изучают интеллект. Целая область исследований, известная как психометрия , посвящен изучению и измерению интеллекта. Но даже в этой области эксперты не всегда сходятся во мнении, что это такое и как лучше всего это анализировать. И хотя интеллект является центральным элементом гениальности, не все гении хорошо справляются с интеллектуальными тестами или хорошо учатся в школе.
Проверка интеллекта существует уже тысячи лет. Китайские императоры использовали тестирование способностей для оценки государственных служащих еще в 2200 г. до н.э. [ссылка]. Тесты, известные нам как IQ-тесты, появились в конце 19-го века.век. Сегодня тесты IQ обычно измеряют память человека, а также его языковые, пространственные и математические способности. Теоретически эти тесты измеряют понятие или фактор, известный как g . Вы можете думать о g как о единице измерения или способе выражения уровня интеллекта человека.
Реклама
Тесты IQ также стандартизированы , поэтому большинство людей набирают от 90 до 110 баллов. На графике результаты тестов IQ большой группы людей обычно напоминают кривая нормального распределения , при этом большинство людей набрали средний балл. Распространено мнение, что любой, кто набирает больше определенного числа — часто 140 — автоматически становится гением. Но, несмотря на существование организаций с высоким IQ, многие ученые предупреждают, что не существует такого понятия, как IQ гения.
Многие педагоги и исследователи считают, что в целом стандартизированные тесты на IQ хорошо предсказывают, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе. Школы часто используют эти тесты, чтобы определить, каких детей поместить в классы для одаренных или специальных классов. Большинство колледжей и университетов, а также некоторые работодатели также используют стандартные тесты в процессе подачи заявления.
Однако, несмотря на свою распространенность, эти тесты не являются надежными. В целом, некоторые меньшинства и люди с более низким уровнем дохода, как правило, имеют более низкий балл, чем люди из других расовых и экономических групп. Критики утверждают, что это делает тесты IQ недействительными или несправедливыми. Другие утверждают, что вместо этого они указывают на несправедливость и предрассудки в обществе.
Кроме того, некоторые исследователи и теоретики утверждают, что понятие g является слишком ограничивающим и не дает полного представления об интеллекте человека. Эти исследователи считают, что интеллект представляет собой комбинацию многих факторов. Одной из теорий, которая пытается дать более полное представление об интеллекте, является теория 9 Говарда Гарднера.0072 множественный интеллект (МИ). Согласно Гарднеру, существует семь типов интеллекта:
- Лингвистический
- Логико-математический
- Музыкальный
- Телесно-кинестетический
- Пространственный
- Межличностный 9 0043 Внутриличностные
Многие родители и педагоги считают, что эти категории более точны. выражать сильные стороны разных детей. Но критики утверждают, что определения Гарднера настолько широки и содержательны, что делают интеллект бессмысленным.
Реклама
Подробнее о гениях и интеллекте
Еще одна менее ограничительная теория — это триархическая теория человеческого интеллекта Роберта Дж. Штернберга. По Штернбергу, человеческий интеллект включает:
- Творческий интеллект, или способность генерировать новые интересные идеи
- Аналитический интеллект, или способность исследовать факты и делать выводы
- Практический интеллект, или способность приспосабливаться к окружающей среде
По мнению Штернберга, общий интеллект человека представляет собой комбинацию этих трех способностей. Критики утверждают, что у него мало эмпирических доказательств своих теорий. Они также утверждают, что практический интеллект вовсе не является интеллектом или что его можно объяснить с помощью других теорий интеллекта.
Реклама
И триархическая, и МИ теории относительно новы, и критики указали на недостатки обеих из них. Однако они могут лучше объяснить концепцию гениальности, чем традиционные тесты IQ. Гении — это не просто люди с большим g. Моцарт, например, сочетал в себе музыкальный гений с врожденным пониманием математики и закономерностей. Гений Эйнштейна охватывал сферы логики, математики и пространственных отношений. И у всех гениев есть очень важная общая черта — у них изобилие творческого интеллекта. Без него они не были бы гениями. Они просто были бы исключительно умны.
Сколько творчества нужно, чтобы стать гением? Далее мы рассмотрим, как воображение и продуктивность способствуют гениальности.
Реклама
Творчество и гениальность
Есть большая разница между действительно умным и гением. Хотя гении, как правило, исключительно умны, они также используют воображение и креативность, чтобы изобретать, открывать или создавать что-то новое в своей области интересов. Они открывают новые горизонты, а не просто запоминают или повторяют существующую информацию.
Гении обычно не действуют изолированно — почти все они анализируют работы других великих умов и используют эту информацию для новых открытий. С другой стороны, гении-самоучки часто изучают информацию неожиданными или изобретательными способами, отчасти из-за отсутствия у них формального образования. В любом случае способность воображать новые возможности так же важна, как и общий интеллект.
Реклама
Как и интеллект, креативность и воображение трудно выделить, измерить или объяснить. Некоторые исследователи считают, что у творческих людей меньше скрытое торможение , чем у других людей. Скрытое торможение — это бессознательная способность игнорировать несущественные раздражители. Исследователи предполагают, что творческие люди либо получают больше стимулов от окружающего мира, либо меньше его игнорируют. Это также может объяснить, почему творческие люди более склонны к психическим заболеваниям. Люди, которые одновременно неспособны фильтровать раздражители и эмоционально нестабильны, более склонны к психозу.
Креативность также имеет некоторые общие черты с биполярным расстройством. Во время 9 серии0072 мания , человек с биполярным расстройством испытывает прилив энергии, способность концентрироваться и мотивацию. Биполярное расстройство чаще встречается среди писателей и художников, чем среди населения в целом, но ученые не обнаружили причинно-следственной связи между ними.
Творчество гениев также связано с продуктивностью и упорным трудом. Иногда самые драматические примеры гениальности связаны с людьми, которые создают свои лучшие работы в очень молодом возрасте. Однако не каждый гений производит выдающиеся работы в раннем возрасте, как это делали Эйнштейн и Моцарт. Некоторые, как Людвиг фон Бетховен, лучше всего работают в более позднем возрасте.
Реклама
Подробнее о творчестве и гениях
Исследователь Дэвид Галенсон предполагает, что причина этого в том, что творческие люди делятся на два основных типа:
- Концептуальные новаторы думают смелыми, драматическими скачками и делают все возможное, когда молоды
- Экспериментальные новаторы учатся путем проб ошибаться и делать свою лучшую работу после длительных экспериментов
Критики говорят, что теории Галенсона упускают из виду людей, которые на протяжении всей своей жизни производят исключительную работу. Его последние исследования показывают, что креативность может быть выражена как континуум. Вместо того, чтобы быть либо экспериментальными, либо концептуальными, люди могут быть либо теми, либо другими, или они могут быть где-то посередине.
Реклама
Возможно, мы никогда не узнаем точно, откуда берется творчество, почему одни люди используют свои творческие способности больше, чем другие, или почему некоторые люди наиболее креативны в определенные периоды своей жизни. Мы можем не узнать, как в одном человеке оказывается правильный баланс умственных способностей, интеллекта и творчества, чтобы стать гением. Но ясно, что гении играют центральную роль в достижениях науки, технологий и понимания. Без гениев наше понимание математики, литературы и музыки было бы совсем другим. Понятия, которые мы сейчас принимаем как должное, такие как гравитация, планетарные орбиты и черные дыры, возможно, все еще не открыты.
Перейдите по ссылкам на следующей странице, чтобы получить больше информации о человеческом мозге, интеллекте и гениальности.
Реклама
Много дополнительной информации
Похожие статьи HowStuffWorks
- Как работает ваш мозг
- Как работает смерть мозга
- Как работает кома
- Как работает ругань
- Как работает коровье бешенство
- Как работает смех
- Как работает МРТ
- Что представляет собой IQ человека?
- Что такое Менса?
Другие полезные ссылки
- Оценка психологии: Genius
- Факты о мозге
- Горячие темы BBC: Интеллект
- Общество нейронаук
- Эйнштейн: имидж и воздействие 90 046
Источники
- «Новый взгляд на человеческий интеллект». Новости АВС. 29.12.2004. http://abcnews.go.com/Technology/DyeHard/story?id=365543&page=1
- Бенет, Уильям Э. «Гений: обзор». Оценочная психология. 1/2005. http://www.assessmentpsychology.com/genius2.htm
- Билгер, Буркленд. «Лагерь ботаников». Газета «Нью-Йорк Таймс. 26 июля 2004 г.
- Кальвин, Уильям Х. «Как думает мозг: развитие интеллекта тогда и сейчас». Базовые книги. 1996.
- Коглан, Энди. «У активных мам рождаются более мускулистые дети?» НовыйУченый. 06.03.2006. http://www.newscientist.com/channel/health/dn8807.html
- Дотинга, Рэнди. «Музыка делает ваш мозг счастливым». Проводной. 23.08.06. http://www.wired.com/news/technology/medtech/0,71631-0.html?tw=wn_index_2
- Грандин, Темпл. «Гений может быть аномалией: обучение студентов с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом». http://www.autism.org/temple/genius.html
- Халберт, Энн. «Вундеркинд-головоломка». Журнал Нью-Йорк Таймс. 20 ноября 2005 г.
- Хант, Эрл. «Роль интеллекта в современном обществе». Американский ученый. Июль/август 1995 г.
- Джонс, Стив. «Гений, научись сам». НовыйУченый. 01.10.2005. http://www.newscientist.com/article/mg18825190.600.html
- Найт, Дэвид. «Блестящие ученые осмеливаются мечтать». НовыйУченый. 13.08.2005. http://www.newscientist.com/article/mg18725122.400.html
- Левенсон, Томас. «Гений среди гениев». Новая звезда. Июнь 2005 г. http://www.pbs.org/wgbh/nova/einstein/genius/
- Лайтман, Алан. «Научные моменты истины». НовыйУченый. 19.11.2005. http://www.newscientist.com/channel/fundamentals/mg18825262.100.html
- Ллойд, Робин. «Гений позади гениев». LiveScience. 23.01.2006. http://www.livescience.com/history/060123_genius_behind.html
- Очерт, Алая. «Математический ум: безумие, гениальность и то, что на самом деле представляют собой математики». Калифорнийские выпускники. http://www.alumni.berkeley.edu/Alumni/Cal_Monthly/April_2002/The_mathematical_mind.asp
- Пинк, Дэниел Х. «Какой ты гений?» Проводной. Июль 2006 г. http://www.wired.com/wired/archive/14.07/genius.html
- Plucker, J.A. (ред.) «Человеческий интеллект: исторические влияния, текущие споры, учебные ресурсы». http://www. indiana.edu/~intell/
- Прети, Антонио и Паола Миотто. «Творчество, эволюция и психические заболевания». http://cfpm.org/jom-emit/1997/vol1/preti_a&miotto_p.html
- Рей, Камилла Мохика. «Исследователи находят связь между творческим гением и психическим заболеванием». Стэнфордский отчет. 12.06.2002. http://news-service.stanford.edu/news/2002/june12/crazy_genius.html
- Шекерджян, Дейнсе. «Необычный гений: как рождаются великие идеи». Викинг. 1990.
- «Размер — это еще не все, когда дело касается интеллекта». НовыйУченый. 01.04.2006. http://www.newscientist.com/channel/being-human/mg1
54.500.html
- «Курение вредно для мозга». НовыйУченый. 11.12.2004. http://www.newscientist.com/article/mg18424774.900.html
- Стейли, Роберта. «Вундеркинды». БК Бизнес. Август 2002 г.
- Стангер, Илана. «Художники и психическое здоровье». НФЯ Интерактив. http://www.nyfa.org/level4.asp?id=177&fid=1&sid=51&tid=169
- Стернберт, Роберт Дж. «Триархический разум: новая теория человеческого интеллекта». Викинг. 1988.
- «Исследование: одаренные дети, особенно уязвимые к последствиям травли». Университет Пердью. http://news.uns.purdue.edu/hp/Peterson.bullies.html
- Талукдер, Гарги. «Соответствует ли IQ всей истории интеллекта?» Мозговое соединение. http://www.brainconnection.com/topics/?main=news-in-rev/intelligence
- «Безумный гений: правда или вымысел». Интернэшнл здоровья пациентов. 9/27/2004 http://www.patienthealthinternational.com/features/3118.aspx
- Трефил, Джеймс. «Мы уникальны? Ученый исследует беспрецедентный интеллект человеческого разума». Джон Уайли и сыновья. 1997.
- Калифорнийский университет, Ирвин. «Интеллект человека определяется объемом и расположением серого вещества в мозгу». ScienceDaily. 20.07.2004. http://www.sciencedaily.com/releases/2004/07/040720090419.htm
- Университет Колорадо. «Биологическая основа творчества, связанного с психическим заболеванием». ScienceDaily. 01.10.2003. http://www.sciencedaily.com/releases/2003/10/031001061055.