ГРОТЕСК — это что такое ГРОТЕСК
IГроте́ск (франц. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот)
1) орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и т. д.). Г. были названы древнеримские лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в. при раскопках подземных помещений («гротов») «Золотого дома» Нерона (1 в. н. э.) и др. сооружений. Г. использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане — в апартаментах Борджа, 1493—94, художник Пинтуриккьо, и в Лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля). 2) Тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Г. резко смещает «формы самой жизни», создавая особый гротескный мир, не допускающий ни буквального понимания, ни однозначной (как в аллегории (См. Аллегория)) расшифровки. Г. свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нём полярностей. Сама форма Г. таит в себе многозначительную содержательность: освящает вольность вымысла, обнаруживает «противоречивое единство» разнородного, разрушает общепринятые предрассудки.
Г. — древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов). Приёмы Г. присущи комедиям Аристофана и Плавта. К Г. охотно прибегало средневековое искусство (например, фигуры «химер» на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и Порока — в драме). Став характерной формой народной культуры (особенно — карнавалов) европ. средневековья, Г. выразил стихийно материалистическое и стихийно диалектическое понимание бытия народом. Художественная вершина этого «гротескного реализма» — литература, живопись и театр Ренессанса (например, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и Калибана в театре У. Шекспира, итальянская Комедия дель арте, живопись Х. Босха и П. Брейгеля, графика Ж. Калло и особенно — «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле). Определяющие структуру образа принципы ренессансного Г. — отношение к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчленённое изображение обоих полюсов становления: и нового и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин: весёлый, ликующий и — одновременно — насмешливый высмеивающий; он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирического смеха нового времени. Ренессансный Г. выразил смеющуюся вольность народа, ощущение весёлой относительности и вечной «неготовности» бытия, его единства и неисчерпаемости, а также чувство исторических перемен. Он был также проникнут реабилитацией плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом.
Просвещение с его культом разума и гармонии создало остро сатирический Г., обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтический Г. выразил собой невозможность рационального познания жизни, трагическое ощущение (до ужаса) её противоречий, губительных для личности. Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики, в частности, именно посредством Г. подчёркивали антиномию эстетического и нравственного (например, у В. Гюго: высокая человечность обезображенного Гуинплена и нравственное уродство прекрасной герцогини Жозианы — «Человек, который смеется»). Немецкие романтики отчётливо различают в гротескном мире «добро» и «зло», разводя их до полного контраста; вместе с этим они ослабили радостную тональность Г.: смех принял форму иронии (См. Ирония) и Сарказма («Крошка Цахес» и «Повелитель блох» Э. Т. А. Гофмана). Романтики с помощью Г. совершили художественное открытие — душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю «бесконечность» личности.
Среди реалистов 19 в. гротескная образность характерна для Ч. Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя — художников с весомым романтическим наследием. Смысл Г., однако, обрёл у реалистов большую социально-историческую ориентацию и конкретность. И вместе с тем в нём нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строго сатирический Г. — «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего традиции просветительного Г.
В 20 в. Г. становится вновь характерной формой искусства, в том числе ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением (Экспрессионизм, Сюрреализм и др.). В модернистском Г. (в тенденции) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в котором правит «оно» — непостижимая и бесчеловечная сила, «безусловная необходимость», превращающая человека в марионетку; Г. пронизан «страхом жизни» и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, С. Дали). Мотивы модернистского Г. присутствуют в творчестве многих крупных художников 20 в., гротескный мир которых в целом, однако, включает также идеи, присущие реализму («Превращение» и «Процесс» Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло. живопись М. Шагала, ряд картин П. Пикассо). Реалистический Г. (Я. Гашек, Ч. Чаплин, Б. Брехт), выражая социальные коллизии 20 в., историческую «стихию» и могущество зла, сохраняет при этом основные мотивы «гротескного реализма» и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной формы устремлены сатирические комедии В. В. Маяковского («Клоп», «Баня»), пьесы-сказки Е. Л. Шварца («Дракон», «Голый король»), опера-сказка «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, режиссура Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда.
Как элемент стиля заострённый комический приём Г. характерен для ряда комический жанров — карикатуры (См. Карикатура), Памфлета, Фарса, буффонады (См. Буффонада), клоунады (См. Клоунада), эксцентрики (См. Эксцентрика) и др.
Лит.: Луначарский А., О смехе, Собр. соч., т. 8, М., 1967; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М. , 1965; Манн Ю. Б., О гротеске в литературе, М., 1966; Эйхенбаум Б. М., Как сделана «Шинель» Гоголя, в его кн.: О прозе, Л., 1969; Kayser W.. Das Groteske in Malerei und Dichtung. Hamb., 1960: Piel F., Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance, B., 1962.
Н. П. Разин.
IIГроте́ск
вид типографского шрифта с равномерной толщиной штрихов, без отсечек.
Применяется главным образом для набора заголовков в газетах, объявлений, афиш и т. п.
что это такое в литературе: значение слова и примеры
Термин «гротеск» пришел в русский язык из Франции. Что значит это слово, можно посмотреть в словаре, оно обозначает «причудливый», «комический» или «смешной». Этим литературным приемом пользовались древние писатели и поэты. По своим характеристикам гротеск похож на гиперболу. Для него также характерны преувеличения, заострение человеческих качеств и силы природных явлений, предметов, ситуаций из жизни людей.
Оглавление
- Особенности и происхождение
- Прием в литературе
- Создание
- Полезное видео: гротеск — вопрос из ЕГЭ
- Сны литературных персонажей
- Переплетение с реальностью
- Использование в сатирических произведениях
- Полезное видео: что такое «гротеск» на примере
- Вывод
Особенности и происхождение
В отличие от параболы гротескное преувеличение является особенным: оно является фантастическим, преподносит читателю изображаемое, обладающее невероятными свойствами, которые уходят далеко за пределы жизненных истин, но вместе с этим могут быть вполне допустимыми.
Непременным условием является фантастическое преобразование существующей реальности. Чаще всего такие метаморфозы происходящего наблюдаются в поэтических и прозаических произведениях, кинопроизводстве, скульптуре и живописи.
Это интересно! Данный термин возник в 15 веке. В те времена значение слова гротеск было несколько иное — это было нечто необычное, фантасмагорические разновидности художественной образности.
При раскопках древнегреческих гротов археологи обнаружили оригинальные орнаменты, состоящие из фантастических форм животного, растительного и человеческого происхождения.
Французский термин grotesque обобщает художественные образности, описывающие причудливые сочетания несочетаемого, фантастического и реального, карикатурного и правдоподобного, алогического и гиперболического. Гротеск также могут применять для окраски художественного мышления.
Это интересно! Для чего используется и что это такое оксюморон: конкретные примеры
Известными почитателями гротескной культуры являлись мастера слова:
- Аристофан,
- Рабле,
- Стерн,
- Гофман,
- Гоголь,
- Марк Твен,
- Булгаков,
- Салтыков-Щедрин.
Википедия говорит, что гротеск используется для характеристики искаженных форм, к примеру, карнавальные маски, соборные горгульи. Также под это определение подпадают специфические виды орнамента, сочетающие декоративные и изобразительные элементы.
Прием в литературе
Как и гипербола, гротеск в литературе используется часто, встречается в мифах, сказках и легендах. В таких жанрах примеров можно найти огромное количество. Самым ярким гротескным образом нашего детства является Кощей Бессмертный, или Змей Горыныч, Баба Яга.
Писатели, придумывая персонажей на основе гротеска, использовали художественное преувеличение. Но вместе с этим такие свойства могут оказаться реалистическими, основанными на жизненных фактах.
Лермонтов в своих произведениях использует гротеск для романтической окраски событий и действующих лиц. Их характеристика находится на грани между возможным и исключительным. В ходе создания причудливых образов размываются, но не исчезают, границы между фантастическим и реальным.
Гротеск в литературе
Создание
В основу художественного приема входит немыслимые аспекты, которые так нужны автору для достижения задуманного эффекта. Другими словами, это фантастическая гипербола, потому что праздное преувеличение имеет реальные черты. Гротеск же походит более на кошмарный сон, в котором ужасающие фантастические видения не имеют никакого логического объяснения, и в некоторых случаях становятся страшной «реальностью» для человека.
Это интересно! Возникновение гротеска связано со свойством человеческой психики создавать сложнейшие механизмы мышления и воображения.
Образы, созданные с преувеличением, чрезмерно впечатляют читателей, поэтому нередко являются в сновидениях персонажей отечественных писателей. В таких моментах часто применяется гротеск. Наиболее ярким примером причудливых сновидений считаются сны Раскольникова и Татьяны Лариной.
Полезное видео: гротеск — вопрос из ЕГЭ
Сны литературных персонажей
Знаменитое произведение Александра Пушкина «Евгений Онегин», знакомое всем со школьной скамьи, также содержит фантастические элементы — образы чудовищ, которые являются Татьяне Лариной во сне. Здесь задействован гротеск. Чего стоят череп, подвешенный на гусиной шее, или танцующая вприсядку мельница. Будоражащее зрелище героиня наблюдает в убогом шалаше, где пляшут фантасмагорические субъекты.
Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» также включают гротескный образ. Герой страдает бредовыми видениями, которые составляют психологическую часть всего происходящего. Он борется со злом, которое для него сосредоточено в старухе-процентщице. Ее жуткий смех одолевает парня в сновидениях. В итоге эпическая борьба становится такой же нелепой, как между Дон-Кихотом и ветряными мельницами. Раскольников не в состоянии одолеть зло. Чем сильнее его желание убить, тем крепче он прирастает к нему.
Сон Раскольникова
Переплетение с реальностью
Художественные образы, созданные с использованием гротеска, предстают перед читателями как нечто абсурдное и лишенное здравого смысла. Нотки экспрессии и эмоций становятся более выразительными благодаря тому, что неправдоподобная образность органично существует и взаимодействует с предметами и ситуациями из реальной жизни.
В доказательство тому можно привести некоторые примеры. В сновидениях тех же Раскольникова и Лариной присутствуют фантастические и реалистические элементы. В ночных кошмарах Татьяны вместе с чудищами являются Онегин и Ленский.
Комбинация гротеска и действительности в снах Родиона Раскольникова объясняется присутствием страшного образа и эпизода со вполне реальной старухой. Его сон — это переживание о совершенном преступлении. Сам преступник и его орудие убийства лишены фантастичности.
Это интересно! Как определяется и что такое литота: примеры из русского языка и литературы
Использование в сатирических произведениях
Широко применяется гротескная образность в сочетании с обыденными житейскими ситуациями в сатирических произведениях. К примеру, в произведении у Салтыкова-Щедрина присутствует градоначальник с «органчиком», заменяющим ему мозг.
Также причудливость истории придают незаурядные ситуации: призыв воевать против людей, отказавшихся от горчицы или борьба за просвещение. Сюжет автор довел до абсурда, но происходящие события отображают повседневные реалии русского человека – вечные конфликты между самодурной властью и простым народом.
Полезное видео: что такое «гротеск» на примере
Вывод
О гротеске можно говорить долго. Существует множество других примеров уникального использования художественного приема в литературе. Неправдоподобность, абсурдность и причудливость образа или ситуации встречается в произведениях не только российских писателей, но и зарубежных авторов.
Гротеск Определение и значение — Merriam-Webster
1 из 2гротеск grō-ˈtesk
1
а
: стиль декоративного искусства, характеризующийся причудливыми или фантастическими формами людей и животных, часто переплетенными с листвой или подобными фигурами, которые могут искажать естественное до абсурда, уродства или карикатуры
б
: произведение в этом стиле
богато украшенное сооружение, украшенное гротескными рисунками
2
: гротеск
3
: без засечек
гротеск
2 из 2
: относящийся к гротескному или имеющий характеристики гротеска: например,
а
: причудливый, причудливый
гротескный костюм на Хэллоуин
б
: абсурдно нелепо
с
: с явным отклонением от естественного, ожидаемого или типичного
животные с гротескными уродствами
гротескные наречие
гротескность сущ.
Знаете ли вы?
В эпоху итальянского Возрождения культурные римляне проявили большой интерес к прошлому своей страны и начали раскопки древних зданий. Во время раскопок они обнаружили камеры (известные по-итальянски как grotte, в связи с их похожим на пещеру видом), украшенные произведениями искусства, изображающими фантастические комбинации человеческих и животных форм, переплетенных со странными фруктами и цветами. Итальянское слово grottesca стало названием этого уникального художественного стиля, а к 1561 году оно превратилось в английское существительное «гротеск». Форма прилагательного «гротеск» впервые использовалась в начале 17 века для описания декоративно-прикладного искусства, но теперь используется для описания всего причудливого, неуместного или необычного.
Синонимы
Существительное
- гротеск
- гротеск
- монстр
- чудовище
- людоед
Прилагательное
- решетка
- суровый
- сотрясение
- неэстетический
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Существительное
галерея гротесков из какого-то фильма ужасов
Имя прилагательное
Актеры были одеты в темные плащи и
Последние примеры в Интернете
С тех пор изображения, которые варьируются от тревожных до гротескных , стали вирусными. — Нина Рамонт, 9 лет.0069 Smithsonian Magazine , 13 сентября 2022 г. Как и ожидалось, некоторые сочли этот гротескным и оскорбительным рядом с Рождеством; на установке присутствовала масса молящихся протестующих. — Кристофер Боррелли, Chicago Tribune , 12 декабря 2022 г. У их старшего сына гротеск и несчастный случай, изменивший жизнь. — The Week Staff, Неделя , 21 ноября 2022 г. В то время как его гротескные заговоры Сэнди Хук не получили поддержки в республиканских кругах, другие, такие как заговор Нефритового Шлема 15 2015 года, получили признание. — Николь Хеммер,Убийство молодой женщины за то, что она не хотела одеваться более консервативно, чем, возможно, одевалась ее бабушка (Иран еще в 1970-х годах был светским) — это гротеск в любом обществе. — Ник Патон Уолш, CNN , 23 декабря 2022 г. База Высшего Эволюционера — это гротескных телесных ужасов, выглядящих как беспорядок.
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «гротеск». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Существительное и прилагательное
среднефранцузский и староитальянский; Среднефранцузский, от староитальянского ( pittura ) grottesca , буквально, наскальная живопись, женский род от grottesco пещеры, от grotta — см. грот
Первое известное использование
, 56Существительное
значение, определенное в смысле 1a
Прилагательное
1603, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование гротеск было в 1561 году
Другие слова того же года
Подкаст
Музыкальная тема Джошуа Стэмпера ©2006 New Jerusalem Music/ASCAP
Получайте «Слово дня» на свой почтовый ящик!
Словарные статьи Около
гротескГроте
гротеск
гротеск
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Гротеск.
»Copy Citation
Детское определение
гротеск
прилагательное
гротеск
grō-tesk
1
: сочетание (как в картине) деталей, не встречающихся вместе в природе
2
: неестественно странный или безобразный
03
03 наречие
гротескность существительное
Еще от Merriam-Webster о
grotesqueНглиш: Перевод grotesque для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод гротеск для говорящих на арабском языке
Britannica. com: статья в энциклопедии о гротеск
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster полный текст
гротеск | значение слова grotesque в Longman Dictionary of Contemporary English
Из Longman Dictionary of Contemporary Englishgrotesquegro‧tesque1 /ɡrəʊˈtesk $ ɡroʊ-/ ●○○ прилагательное 1 ШОК Неприятный, шокирующий и оскорбительный Гротескно изображать борцов за мир непатриотичными. По современным меркам обращение с заключенными было гротескным2. гротескная фигура с огромной головой — гротескно наречиеПримеры из Корпуса гротеск • Можно только удивляться такому гротескному промаху. • Леса рухнули, похоронив его под гротескным перекрещиванием балок и столбов. • Он начал бегать в перед ней, повернуться, исполнить гротескные танцевальные движения, не лишенные некоторого изящества.• Я не был ее беспокойной куклой, значит, ее гротескной обязанностью.• В новостях показывали гротескные кадры из фильмов, на которых люди подвергаются нападению собак.• Мальчик скривил одну сторону лица, гротескно подражая своему деду. • Во всей моей жирной, даже гротескной невинности они поглощали меня, куда бы я ни шел, кому бы я ни улыбался. • Это также приносит с собой неудачи и гротескную литанию смертей. .• «Болезнь также может вызывать гротескные шишки под кожей», — сказал Кетч.• По крайней мере, я утверждаю, что я жалкий, гротескный или ужасный.• В баре единственная свеча отбрасывала гротескные тени на потолок. гротескгротеск2 имя существительное 1 [исчисляемое] УГРОЗНОЕ изображение, скульптура и т. д. кого-то, кто странно уродлив2 → гротескПримеры из Корпусагротеск• Стержни вырезаны в виде серии лиц горгулий и гротесков, но безвредны.