Процесс группового давления и его функции в групповой жизнедеятельности
Процесс группового давления и его функции в групповой жизнедеятельности.
Групповое давление — это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.
Групповое давление являет собой социальный феномен, суть которого заключается в том, что люди в рамках сообщества чувствуют себя принужденными соглашаться с определенным мнением, в случае, если его поддерживает большинством в окружении. Это своего рода инструмент, с помощь которого общество (группа) влияет на индивидуума, создавая для человека определенные рамки, которые заставляют подчиняться требованиям окружения.
Индивид может выдвинуть окружению собственные требования в отношении себя. Это является причиной конфликтов между индивидом и группой. Выдвижение собственных требований к окружению служит причиной освобождения от ответственности за поступки.
Феномен группового давления имеет в социальной психологии также и другое название — конформизм. На уровне обыденного восприятия групповое давление было зафиксировано в сказке о голом короле. Причиной подчинения такому давлению является отсутствия опыта в принятии решений индивидуально в связи с страхом неизвестности, самостоятельности, ответственности, жизни в которой никто не подскажет, как делать.В исследованиях оказания влияния давления сообщества была выявлена еще одна позиция индивида в отношении группы — позиция негативизма. При оказании давления на индивида, возникает сопротивление давлению, что на первый взгляд кажется независимой позицией, ведь стандарты социума отрицаются. Но это только на первый взгляд, негативизм можно воспринять как форма крайнего отрицания давления. В действительности, негативизм не является подлинной независимостью, напротив, это специфический вариант подчинения, но только наизнанку. Ведь если индивид ставит целью сопротивление группе, то он зависит от нее, так как ему необходимо активно отстаивать антигрупповую позицию, а значит быть привязанным к мнению сообщества.
Групповое давление и конформность. Становясь членом группы, каждый индивид не хочет быть отвергнутым ею. Вследствие этого желания люди склонны следовать групповым нормам. Многие исследования показывают, что группы могут оказывать сильное влияние на индивидов, побуждая их к изменению своего поведения и аттитюдов в соответствии с групповыми стандартами. Подобные изменения поведения особенно характерны по отношению к значимым группам, членством в которых индивид очень дорожит. Такие группы, как мы уже отмечали, носят название референтных и обладают исключительным влиянием на индивидуальное поведение. Индивид ощущает себя тесно связанным с другими членами такой группы, определяет себя как её член и сильно ориентирован на мнения других членов группы.
В контексте процесса группового давления обычно говорят о конформности, под которой понимается поведение индивида относительно позиции группы, мера его «подчинения» групповому давлению, принятие или отвержение им групповых норм и правил. Противоположными конформности понятиями являются независимость поведения, самостоятельность взглядов, устойчивость к групповому давлению и т. д.
Наиболее рельефно конформность проявляется в условиях открытого конфликта между мнениями группы и индивида. То, в какой мере индивид готов следовать мнению группы (даже при его очевидной ошибочности), и определяет степень его конформности.
Механизм группового давления был наглядно продемонстрирован в известных экспериментах С. Эша. Группе испытуемых из 7-9 человек, находившихся в общем помещении, предлагалось сравнить две карточки, предложенные экспериментатором. На одной карточке была изображена одна вертикальная линия, на другой — три, но различной длины. Одна из линий на второй карточке была идентична той, которая была изображена на первой.
Разница в длине трех линий была достаточно очевидной и, действуя самостоятельно (вне группы), только один процент испытуемых мог изредка допустить ошибку, идентифицируя линии. В соответствии с инструкцией испытуемый должен был громко сообщать, какая из трех линий на второй карточке соответствует линии, изображенной на первой карточке.
Эш задался вопросом, что произойдет, если все члены группы начнут давать неправильные ответы, сможет ли в этом случае групповое давление заставить неосведомленного (т.е. не знающего о том, что группа преднамеренно искажает свои оценки) испытуемого изменить свое мнение. Процедура была построена таким образом, чтобы в каждой из групп был только один неосведомленный испытуемый и его очередь отвечать на вопрос экспериментатора была последней.
Эксперимент начинался с нескольких пробных серий. Здесь все испытуемые давали правильные ответы. Только после этого первый испытуемый, а за ним и все остальные начинали давать очевидный неправильный ответ. Последним отвечал «наивный» испытуемый, и экспериментатор получал возможность проверить, «устоит» ли он в собственном, совершенно правильном мнении или «поддастся» давлению группы. Перед неосведомленным испытуемым, таким образом, возникала дилемма: или верить своим глазам и давать очевидный и правильный ответ, или, следуя мнению, говорить то, что говорят все.
Многочисленные эксперименты, проведенные Эшем, показали, что около 35% испытуемых демонстрировали конформное поведение, т.е. предпочитали очевидной истине согласие с группой, т.е. каждый третий давал заведомо ложный ответ, не в силах противостоять consensus omnium. В последующих интервью все испытуемые, включая тех, кто не поддался групповому давлению, сообщили, что мнение большинства оказывало на них очень сильное воздействие, заставляя даже «стойких» сомневаться в правильности своих ответов. Любопытно, что, как правило, свою конформность испытуемые связывали не с объективными процессами внутри группы, а исключительно со своими личностными характеристиками.
Разумеется, результаты лабораторных экспериментов не способны полностью воспроизводить закономерности реального группового взаимодействия и потому не могут быть однозначно перенесены на реальные ситуации. Вызывает много сомнений и значимость для испытуемых предложенной экспериментатором ситуации, и абстрактный характер самих экспериментальных групп.
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л. С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Конформизм и давление со стороны сверстников — Часть 3
Щелкните здесь, чтобы прочитать часть 1.
Щелкните здесь, чтобы прочитать часть 2.
Тесно связанная с конформизмом тема, которая пересекается с психологией развития, — это давление со стороны сверстников. Поскольку давление со стороны сверстников является специфическим проявлением конформизма, важно было начать с рассмотрения последнего. Давление со стороны сверстников — это то, с чем нам приходится сталкиваться всю жизнь, от детства до взрослой жизни, хотя я сосредоточусь главным образом на середине, переходной точке между незрелостью и зрелостью — подростковом возрасте. Ибо именно в это время мы больше всего боремся с нашей идентичностью, с тем, кто является другом и кем будет социальное я. Процесс социализации начинается в раннем детстве, когда мы общаемся со сверстниками нашего возраста и дружим с ними в силу схожих интересов. Когда мы понимаем, что намерения людей схожи с нашими, мы сближаемся с ними, становимся более близкими. Затем наступает ранняя юность, и в центре внимания оказываются группы сверстников. Группа сверстников — это сплоченная система друзей, одноклассников и других людей нашего возраста. Таким образом, оно распространяется за пределы нашего близкого круга, даже на одноклассников, с которыми мы менее знакомы. Эти люди, даже если мы о них не думаем, оказывают на нас значительное влияние, даже если мы об этом не знаем. Но именно от этих людей мы получаем эмоциональную поддержку, обратную связь и понимание. Мы зависим от других в том, как мы воспринимаем себя. Поскольку у нас не всегда есть под рукой зеркало, именно наши сверстники отражают наше отражение в нас. Они рассказывают нам о нас самих, основываясь на наших действиях и словах, и это позволяет нам узнать о нашей личности — какой она, как ее можно улучшить и так далее. Как я уже сказал, эта группа сверстников действительно процветает, начиная с среднего детства, хотя ее влияние проявляется на протяжении всего подросткового возраста. С самого начала стоит упомянуть, что возраст и самообвинение коррелируют с уровнем конформизма, так как это подготовит почву для оставшейся части этого поста (Costanzo, P.R., 19).70). Возрастные группы 7-8 и 19-21 лет, которые испытывают слабое чувство вины перед собой, сообщают о том, что они конформны только примерно в 19% случаев, в то время как люди в раннем подростковом возрасте, в возрастном диапазоне 12-13 лет, испытывают высокий уровень самообвинения. , сообщив, что уровень конформизма составляет 63%, что является значительным увеличением. Из этих цифр мы можем сделать вывод, что именно в начале подросткового возраста дети сосредотачиваются на своем образе, как его воспринимают другие, поскольку это время уязвимости. Подростковый возраст как середина между детством и взрослой жизнью является самым напряженным, потому что младшие дети менее застенчивы, а взрослые более уверены в себе, что объясняет корреляции самообвинения. Еще одной отличительной чертой подросткового возраста является преобладание группы сверстников по отношению к родительским фигурам. Многие думают, что родители отходят на второй план, а друзья выходят на передний план; однако это не так, в том смысле, что родители не исчезают совсем — они не просто исчезают и теряют значение, а просто сверстники становятся такими же важными, как и взрослые, т. е. родители не теряют значения, друзья только приобретают значение. Тогда замены нет. Только изменить. Взрослый теряет свое место доверенного лица. Подростки обращаются за поддержкой к своим друзьям и другим сверстникам, но родители, без сомнения, все еще рядом.
Учитывая этот контекст, становится понятно, почему конформизм играет такую большую роль в подростковом возрасте. Окруженные друзьями, любопытствующие о том, кто мы такие, более свободные, чем когда-либо прежде, подростки ищут признания и принадлежности к своим сложным группам сверстников, которые образуют обширные сети. Эта потребность принадлежать, быть «своим», быть крутым — вот ведущая причина рискованного поведения, поведения, представляющего опасность не только для себя, но и для других, и в других, более опасных обстоятельствах. , свое сообщество. Одна вещь, которую родители неправильно понимают, в первую очередь, это то, как друзья вовлекаются в эти группы. Родители, кажется, думают, что на их ребенка давят старые друзья, хотя на самом деле это не так. На самом деле, дети, как правило, выбирают себе друзей, зная, что они за люди. Это больше о том, что подростки выбирают таких людей, чем о давлении на них существующих друзей. Возьмем, к примеру, вейпинг. С точки зрения родителя может показаться, что их ребенок находится под давлением своих друзей из начальной школы, чтобы он курил; на самом деле, это ребенок, который выбирает новую группу друзей, которых он уже знает. С этой точки зрения в руках подростков больше власти, чем у их сверстников. Если я хочу курить, то я скорее подчинюсь группе курильщиков, чем поддамся давлению со стороны своего старого друга. Клики становятся более привлекательными.
Динамика конформизма у подростков, конечно, различна. Подводя итог одному проведенному исследованию, можно выделить два основных типа личности, или «траектории», которые развиваются в старшей школе: траектория «устойчивого конформизма» и траектория «ускоренного развития эго» (Hauser, S. T. & Follansbee, D., 1989). ). Как можно понять из названия, устойчивая конформистская личность определяется своей склонностью к конформизму. Такие люди больше озабочены своим представлением о себе, чем другие, и они больше, чем кто-либо другой, хотят принадлежать. Сами по себе эти потребности не отрицательны, но доведенные до крайности, они могут быть вредными для развития, как в случае с устойчивым конформистом, который в бесконечном стремлении быть принятым беспрекословно и покорно следует, веря в стереотипы, предрассудки и клише. Сравните это с кем-то с ускоренным развитием эго. Они следуют своим собственным внутренним убеждениям и имеют повышенный моральный компас, к которому они настроены, в отличие от других людей в их возрасте, что позволяет им развивать уверенность в себе, навык, который чрезвычайно важен в дальнейшем. Люди с ускоренным развитием эго демонстрируют более высокий уровень эмоций, логики, интеллекта, самоконтроля и приспособляемости. Таким образом, эти два типа находятся на противоположных концах спектра. Чем больше человек приспосабливается, тем хуже он воспринимает свои социальные навыки (Costanzo, P.R., 19).70). Дэвид Рисман в книге «Одинокая толпа » определил два типа личности в Америке, которые почти полностью совпадают с только что описанными. Он наблюдал в американском населении человека, ориентированного вовне, который полагается на других и открыто приспосабливается, когда это возможно, и человека, ориентированного внутрь, который является образцом независимости и автономии и делает то, что он хочет, а не то, что другие хотят от него. . Как американец, я признаю, что склоняюсь к индивидуализму и ценю независимость выше взаимозависимости (хотя вы, вероятно, уже могли это сказать).
Мы исследовали природу конформизма в подростковом возрасте, хотя она остается — какова именно природа давления сверстников в подростковом возрасте? Вы можете быть удивлены, узнав, что, вопреки распространенному представлению, давление со стороны сверстников на самом деле является более косвенным, чем прямым, более скрытым, чем явным. Под этим я подразумеваю, что давление создается внутри. Представьте себе следующее: неуверенного, молодого, наивного подростка приглашают на его самую первую вечеринку, и он с радостью соглашается, стремясь увидеть, в чем весь этот азарт, познакомиться с новыми людьми за пределами его обычной группы друзей, но он обнаруживает, когда получает там, что там много старших одноклассников, людей, которых он даже не знает, людей, которые выглядят так, будто они даже не старшеклассники, и, нервничая, он околачивается у буфетного стола, посещаемый пьяными тусовщиками, которые , заметив его беспокойство, предложите ему выпить, от которого он отказывается, но на котором настаивают остальные, уже в большой компании. Для некоторых это может быть ярким, но это неправильный образ, потому что давление сверстников не происходит, когда другие принуждают друг друга или когда мы заставляем каждого что-то делать; нет, давление со стороны сверстников создается само собой. Что на самом деле происходит на этой вечеринке, так это то, что подросток оглядывается, думает про себя: Все пьют, значит, и мне следует . Поведение, которому человек соответствует, представляет собой неправильно воспринятую угрозу. Никто никогда не подходит к нему и не заставляет пить; он заставляет себя пить. Заметив преобладающее поведение, он чувствует себя обделенным, поэтому, чтобы компенсировать это, он присоединяется к нему (Sherif, M. & Sherif, C.W., 1964). То, насколько человек вынужден подчиняться, обратно пропорционально его отношениям с родителями (Кандел, Д. Б., и Эндрюс, К., 19).87). Более того, несогласие со взрослыми в целом, а не только с родителями, делает подростков более склонными к конформизму. Из тех, кто курит марихуану, 68% заявили, что делают это, потому что это «приятно», и только 1% утверждают, что это помогает решить их личные проблемы (Mizner, G.H., Barter, J.I., & Werner, P.H., 1970). Эти статистические данные вызывают беспокойство и, мягко говоря, малообещающие. Мы живем в материально-гедонистическом веке, когда в нашей жизни доминируют приятные продукты, лишая нас надлежащих механизмов выживания. Хотя на данный момент я не могу найти статистику, я могу с уверенностью сказать, что аналогичные цифры применимы к вейпингу. В настоящее время подростки курят вейпы «ради вейпинга», потому что вкус приятный, или трюки крутые, или потому что — увы, все остальные делают это! Конформизм, несомненно, играет огромную роль в употреблении наркотиков. Лично мне еще предстоит услышать вескую причину для подростков вейпинга. Как пишет Гольдштейн в своем «Руководстве по злоупотреблению наркотиками » : «Чем тяжелее увлечение марихуаной, тем больше вероятность того, что человек включен в сеть дружеских отношений, в которой употребление марихуаны является характеристикой поведения» (342). Теперь мы не можем игнорировать 1% людей, которые нашли утешение в наркотиках для своих проблем, хотя процент, по правде говоря, ничтожен.
Другая сторона давления сверстников
До сих пор мы рассматривали давление сверстников только с одной стороны; Давление со стороны сверстников, как и подчинение, имеет двунаправленный характер.
В знаменитом эксперименте Шерифа «Пещера грабителей» группы мальчиков были разделены на фракции, которые ненавидели друг друга, но они объединились благодаря задачам высшего порядка — проблемам, которые требовали, чтобы они отложили в сторону свои разногласия и объединились для достижения чего-то большего, чем они оба. Работа в команде привела к отсутствию предубеждений (Шериф М., Генри О.Дж., Уайт Б.Дж., Худ В.Р. и Шериф К.В., 19 лет).61). Благодаря интерактивному моделированию сверстники могут оказывать положительное влияние (Берндт, Т., 1989). Кто-то, кто действует, а не говорит, кто говорит, приносит больше пользы, чем тот, кто просто говорит, что понятно. Этот эффект усиливается, если человек является источником поддержки. Если у меня есть друг, который всегда подбадривает меня, давая положительный отзыв, и он практикует то, что проповедует, то я буду 10 раз из 10 следовать за ним. Таким образом, полезный друг или коллега — это тот, кто не говорит: «Делай это!» но: «Посмотри на это».Теперь обратимся к некоторым предубеждениям и проблемам, связанным с изучением давления со стороны сверстников. Самая большая трудность, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том, как получить данные. С одной стороны, есть первоисточники — сами подростки. Затем есть вторичные источники — родители. Тем не менее, есть проблемы с обоими источниками, а именно, что оба являются предвзятыми. Подростки, естественно, недооценивают роль, которую их сверстники играют в давлении на них, потому что они хотят воспринимать себя как автономных и независимых, а родители, естественно, переоценивают роль давления сверстников, потому что они занимают защитную позицию, поэтому они в конечном итоге сосредотачиваются только на негативных аспектах отношений сверстников. давление, пренебрегая его возможными преимуществами. Даже если решится продолжить изучение подростков, возникает другая проблема: «Подросток может воспринимать свое поведение как сугубо индивидуальное, поскольку оно заметно отличается от поведения родителей и других взрослых; напротив, внимание наблюдателя, скорее всего, будет сосредоточено на сходстве поведения подростка с поведением его непосредственных сверстников». [1] Опять же, перспектива играет огромную роль, как и эффект наблюдателя. Оценивая несоответствие, подросток судит о себе по отношению к взрослым и авторитетным фигурам, а зрители судят о них по отношению к своим сверстникам, рядом с которыми они проводят много времени. Для нас это означает, что, опять же, давление со стороны сверстников не является ни хорошим, ни плохим. Совершенно правильно сказать, что подростки независимы, поскольку они отделяют себя от своих родителей, но также правильно сказать, что подростки зависимы, поскольку они связывают себя со своими сверстниками. Это взаимодействие. Наконец, несколько слов об ожиданиях и популярности:
При прочих равных условиях желательно социальное признание со стороны сверстников, особенно если оно основано на взаимной помощи и общих интересах. Однако, по нашему мнению, в настоящее время наблюдается чрезмерный акцент, особенно среди родителей из высшего и среднего класса, на погоне за популярностью для своих детей. Больший акцент со стороны родителей и других значимых взрослых на важности быть самим собой и оставаться верным личным ценностям и целям, а также принижение важности популярности и поверхностной внешности — приспособления любой ценой — безусловно, следует настоятельно поощрять. . Но, как мы уже отмечали, ожидать от среднестатистического развивающегося подростка, неуверенного в своей собственной идентичности и неясного в отношении требований, которые будут предъявляться в запутанном, быстро меняющемся обществе, будет невосприимчивость к благосклонности сверстников, было бы нереально и нереально. неприличный. Большинство подростков в тот или иной момент чувствуют, что они не на своем месте, и боль, какой бы временной она ни была, может быть вполне реальной; чрезмерное стремление родителей к популярности может только усугубить трудности подростка.[2]
В заключение: «Вопрос, таким образом, не в том, являются ли давление сверстников и принадлежность к группе в основном положительными или отрицательными факторами в жизни подростков, потому что они, очевидно, являются смешанным благом. Задача… состоит в том, чтобы прояснить, как и при каких обстоятельствах группы сверстников способствуют или препятствуют здоровому развитию». являются двумя сторонами для обоих из них. Оба, в конечном счете, являются ресурсами для выживания, и мы, грубо говоря, застряли с ними. Мы не можем избежать соответствия. Мы не можем убежать от давления сверстников. Это простые факты нашего существования, и без них мы не существовали бы как общество. Но в то время как общие концепции конформизма и давления со стороны сверстников по своей сути неоднозначны, их подтипы таковыми не являются. Рассматривая различные формы обоих социальных влияний, мы увидели, что существуют конкретные ситуации, в которых они могут быть использованы как во благо, так и во вред. Используя запретительные нормы, можно рекламировать хорошие привычки, такие как переработка отходов, в то время как беспрекословное давление может привести к всеобщему повиновению, как у народа Германии во время Второй мировой войны, который подчинился на массовом уровне, просто делая то, что им говорили. Когда мы публично соблюдаем нормы, не принимая их в частном порядке, мы несправедливы к себе и другим. Мы должны оставаться верными себе и делать то же самое для других, поощряя их, поддерживая их, протягивая им руку помощи, когда это необходимо, чтобы они не стали жертвами негативного влияния, и направляя их на правильный путь, уводя от рискованного поведения, к самореализации и самореализации. Подчиниться — значит отказаться от своей индивидуальности. Однако соответствовать — значит оставаться в живых. Следовательно, мы обречены на конформизм. Но в то же время мы можем быть собой и не соглашаться. Это все вопрос выбора.
[1] Conger, Подростковый возраст и юность , с. 329
[2] Идент. , с. 344
[3] Фельдман, У порога , с. 194
Для дальнейшего чтения:
На пороге: развивающийся подросток Ширли С. Фельдман (1990)
Подростковый возраст и юность 3-е изд. Джон Джейнвей Конгер (1984)
Нравится:
Нравится Загрузка…
Group Conformity — The Decision Lab
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Представьте, что вы подружились с кем-то, кто учится в престижной художественной школе, и идете в музей современного искусства с их группой друзей. Вскоре после экскурсии по музею вы обнаружите, что смотрите на произведение искусства, которое кажется не чем иным, как большим белым холстом с единственной черной линией. Вы никогда раньше не видели это произведение искусства и не знакомы с художником, но вы слышали, как гид говорит, что стоимость этой работы превышает один миллион долларов. Кажется, все твои новые друзья согласны с тем, что это особенная работа.
В этих условиях, возможно, вы притворяетесь, что «понимаете» это, чтобы вписаться в группу. Вы не хотите казаться не в курсе! Возможно, вы сделаете еще один шаг и на самом деле начнете верить, что произведение блестяще. В конце концов, группа, с которой вы состоите, более вовлечена в мир искусства, чем вы, и поэтому должна лучше оценивать ценность искусства.
Эта ситуация является примером группового соответствия , которое относится к тому, как люди приводят свои взгляды, убеждения и поведение в соответствие с групповыми нормами, убеждениями и практиками. Как подробно описано в психологической литературе, у людей есть сильное желание соответствовать группам, в которых они находятся, и они часто будут соответствовать не только своему внешнему поведению, но и своим внутренним убеждениям, установкам и даже идентичности из-за групповой принадлежности. влияние 1 . Хотя влияние группового соответствия может варьироваться в зависимости от таких факторов, как культурное происхождение, возраст, пол, индивидуальная личность и т. д., групповое соответствие является общепризнанным и мощным влиянием на человеческое поведение.
»Почему мы часто соглашаемся с групповым большинством, даже если в частном порядке мы с ним не согласны?
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Ключевые термины
Соответствие : Соответствие своих взглядов, убеждений и поведения групповым нормам, убеждениям и практикам.
Нормативное соответствие: Соответствие, которое обусловлено желанием понравиться или быть принятым социальной группой. Это соответствие, как правило, создается либо обещанием вознаграждения за соблюдение, либо угрозой наказания за несоблюдение. Часто это только внешнее, не всегда соответствующее внутренним убеждениям и ценностям конформного человека. 2
Информационное соответствие: Это соответствие обусловлено желанием людей получить точную информацию о реальности. Это происходит, когда люди полагаются на доверенных членов группы, чтобы прийти к выводам о том, что верно, какие действия предпринять или какое мнение иметь. Это соответствие часто влияет на личные убеждения и отношения, а не только на внешние действия. 2
Групповое мышление: Относится к информационному соответствию, способу мышления, используемому людьми при достижении консенсуса, который часто может игнорировать разумные или рациональные выводы.
Социальные нормы: Коллективные убеждения о том, какое поведение уместно в данной ситуации.
История
Хотя люди долгое время опасались группового конформизма, психологические и поведенческие исследования получили развитие только в первой половине 1900-х годов.
Первый популярный эксперимент на эту тему был проведен Музафером Шерифом в 1935 году. 2 Эксперимент Шерифа использовал автокинетический эффект, оптическую иллюзию, при которой точка света в темной комнате кажется движущейся, несмотря на то, что остается неподвижной. Шериф обнаружил, что существует большая разница в оценках того, насколько сильно перемещался свет, когда их спрашивали индивидуально, но как только участники получили возможность обсудить в небольших группах, разница в оценках стала гораздо меньше. Это говорит о том, что люди модифицировали свои оценки, чтобы они были ближе к средней оценке группы.
Самый известный эксперимент на соответствие был проведен Соломоном Ашем. 3 В его экспериментах 1951 года участников просили визуально оценить, какая из трех линий ближе всего по длине к четвертой линии.
Линейный эксперимент Аша 1951 года.
Правильный ответ был очевиден; линия C (как видно на рисунке 1) была почти идентична целевой линии. Когда их спрашивали без влияния других, участники выбирали правильный ответ в 98% случаев. Однако, когда их поместили в группы единомышленников, которые все согласились с неправильным ответом, только 63,2% участников все же выбрали очевидно правильный ответ, а 36,8% согласились с групповым консенсусом и выбрали неправильный ответ.
Эксперименты Аша продемонстрировали силу группового влияния, так что людей можно было заставить выбрать неправильный ответ на простой тест, просто чтобы избежать несоответствия. Однако эксперименты также показали, что многие участники могли отказаться подчиняться, так что соответствие группе не считалось само собой разумеющимся со стороны всех людей.
В 1955 году, после этих знаменитых экспериментов, Герберт. Келман попытался провести различие между тремя различными типами соответствия: согласием, интернализацией и идентификацией. 2
- В подчинении, основанном на уступчивости , люди подчиняют свои действия группе, в которой они находятся, чтобы добиться благосклонности или избежать наказания, даже если в частном порядке они могут не соглашаться.
- При интернализации конформизм индивидуумов достигает более глубокого уровня, поскольку они начинают верить в истину и ценности группы, в которой они находятся.
- В идентификации люди соответствуют, потому что соответствие определяет часть их идентичности как члена группы.
Однако в современной бихевиористской науке мы часто используем две категории соответствия, введенные Дойчем и Джеррардом 9 , для двух основных типов соответствия: нормативного и информационного. Нормативное соответствие мотивируется поиском одобрения социальной группы, тогда как информационное соответствие возникает, когда человек полагается на социальную группу как на источник информации о реальности.
Люди
Музафер Шериф
Музафер Шериф был турецко-американским психологом и одним из основателей современной психологии. Он был особенно известен своим вкладом в теорию социальных суждений и реалистическую теорию конфликтов. Эксперименты Шерифа 1935 года были первыми научно-популярными оценками группового соответствия. 1
Соломан Аш
Аш был польско-американским психологом 1900-х годов. Его работа была сосредоточена на многих темах, включая соответствие и формирование впечатления. Он известен своим использованием гештальт-психологии, типа психологии, которая подчеркивает необходимость понимания контекста для понимания конкретных действий. Его 1951 эксперимент был первым после эксперимента Шерифа, который внес большой вклад в понимание группового конформизма. 3
Герберт К. Келман
Келман является почетным профессором социальной этики Ричарда Кларка Кэбота Гарвардского университета. Он известен своим вкладом в социальную психологию, а также своим политическим участием в разрешении палестино-израильского конфликта. Он был одним из первых, кто классифицировал типы группового соответствия в формальных рамках.5
Последствия
Важно помнить, что подчинение может иметь как хорошее, так и плохое влияние на вашу жизнь, в зависимости от социальной группы и ситуации. Если вы находитесь в социальной группе, которая поощряет позитивное и здоровое поведение, групповое соответствие может улучшить ваше самочувствие — вы можете с большей вероятностью заниматься спортом в своем туристическом клубе, меньше пить с друзьями-трезвенниками или заниматься творчеством с местными художниками. Однако для социальной группы, которая поощряет рискованное поведение, такое как чрезмерное употребление наркотиков или оскорбительное поведение, социальная конформность может иметь негативные последствия.
Что касается нормативного соответствия, то групповая динамика может побуждать кого-то совершать действия или говорить то, чего он не сделал бы сам по себе. Одним из сценариев, в котором это может произойти, является токсичная рабочая среда. Вам может казаться, что ваш руководитель относится к вам несправедливо, но воздержитесь от слов, если никто из ваших коллег не выражает сомнений в отношении стиля управления вашего начальника.
С положительной стороны, групповое соответствие может подтолкнуть людей к тому, чтобы свести к минимуму свои негативные черты. Исследование 2010 года, проведенное Кэмпбелл-Мейкледжон и его коллегами, показало, что люди с личностными чертами «темной триады» (нарциссизм, макиавеллизм и психопатия) гораздо более справедливо относились к распределению денег, если оно воспринималось как групповая норма, для которой несоответствие могло быть наказан. 4 Это согласуется с наблюдением, что социальные нормы выросли из групповых соглашений о надлежащем поведении.
Информационное соответствие также может иметь положительное влияние, например, сообщения от организаций общественного здравоохранения. Им часто доверяют многие социальные группы (хотя и не все), и они придерживаются строгих стандартов, чтобы обеспечить точность и научную достоверность. Вспомните рост информации о здравоохранении в начале пандемии COVID-19.пандемия. Имея так много противоречащих друг другу сведений о передовых методах обеспечения безопасности, многие из них выиграли от того, что доверили свои суждения доверенным авторитетным источникам.
Однако откладывание решения группы может также привести к молчанию противоречивых голосов. Решения могут основываться больше на групповом консенсусе, чем на рациональной оценке альтернатив. Этот тип явления также был придуман групповым мышлением и может привести к катастрофическим результатам. Ярким примером является опрометчивый запуск 1986 космический корабль НАСА «Челленджер», который трагически взорвался вскоре после запуска. 6 Несмотря на предупреждающие знаки, группа ученых, участвовавших в запуске, была настолько уверена в собственном успехе, что несогласие было подавлено, и запуск был осуществлен.
Споры
Хотя групповое соответствие может показаться сильным, важно помнить, что люди могут и часто отказываются подчиняться большинству в случаях, когда они считают, что группа неверна или неэтична. Некоторые из самых ярких моментов в истории происходят из тех времен, когда смелые люди шли против норм большинства, чтобы защищать социальные группы меньшинств или индивидуальные права.
Групповое соответствие может зависеть от ряда факторов, но исследованиям часто трудно определить, какие из них являются наиболее важными. Некоторые культуры склонны поощрять отношение к социальному конформизму в большей степени, чем другие, 2 и гендерная социализация может играть роль в отношении к конформизму. Было высказано предположение, что в западных культурах мужчины часто социализируются, чтобы быть более индивидуалистичными, тогда как женщины, как правило, социализируются с более сильным акцентом на ценности соответствия и более строгими наказаниями за несоответствие. 10 Хотя в конце 20-го века было проведено большое количество исследований, подтверждающих эту точку зрения, недавних доказательств, подтверждающих это, не было. С изменением гендерных ролей и культурных сдвигов трудно понять, будет ли пол играть роль в конформизме в будущем.
Размер социальной группы и характер группы также являются факторами, которые, как было показано, влияют на конформизм. Недавние исследования показали, что менее разнообразные группы, как правило, имеют более высокую степень конформизма, 11 подчеркивая важность различных команд для критического мышления. Однако влияние размера группы на соответствие остается неясным. В то время как ранние исследования показали, что соответствие снижается после того, как группа становится больше трех человек, другие результаты показали, что чем больше группа, тем больше вероятность того, что мы будем соответствовать. 12 Очевидно, что нам предстоит пройти долгий путь, прежде чем мы полностью поймем, какие групповые факторы приводят к конформизму.
Практический пример
Групповое соответствие и позитивное академическое поведениеВ исследовании 2013 года Масланд и Лиз исследовали взаимосвязь между академическим поведением детей начальной школы и групповым соответствием. Их исследование состояло из 455 детей в классах с третьего по пятый. 7 В то время как много было сказано о негативном влиянии социального конформизма на детей (нам всем говорили никогда не поддаваться «давлению сверстников»), это исследование подчеркнуло положительный результат группового конформизма.
Исследователи обнаружили, что дети с более академически ориентированными людьми в их группе сверстников лучше успевали в школе и ценили успехи в учебе больше, чем дети без академических групп сверстников. Хотя индивидуальные способности и личность также оказали влияние, исследователи смогли выделить положительный эффект группового соответствия даже при контроле ранее существовавших индивидуальных характеристик.
Групповое соответствие и реакция на отклонения, связанные с COVID-19Групповое соответствие в последнее время стало вызывать большой интерес в области общественного здравоохранения во время пандемии COVID-19. Эта ситуация дала нам возможность увидеть, как работают механизмы конформизма не только внутри одной группы, но и между группами.
Решение следовать мерам общественного здравоохранения является индивидуальным решением, но оно тесно связано с групповыми нормами. На протяжении всей пандемии между мерами общественного здравоохранения, такими как вакцины, социальное дистанцирование и ношение масок, возникали как девиантные, так и недевиантные группы.
В то время как члены группы тех, кто соблюдает меры общественного здравоохранения, обычно испытывают сильное давление со стороны других членов группы, чтобы они придерживались норм, лица, более тесно связанные с антинаучными группами, скорее всего, будут испытывать давление, заставляющее их игнорировать правила. Как отмечают Доминик Дж. Пакер и его коллеги, «в поляризованных контекстах конформизм может заключаться как в отказе от того, что делают они, так и в том, чтобы делать то, что делаем мы». 8 Эксперты по коммуникациям в области здравоохранения использовали групповое соответствие в своих усилиях по пропаганде здоровых действий, таких как вакцинация, путем передачи информации через уважаемых членов группы. Некоторые могут считать высокопоставленных чиновников здравоохранения аутсайдерами в своей группе, а знаменитостей или влиятельных лиц — частью своей группы. Короче говоря, у вас есть сила группового соответствия, которую вы можете поблагодарить за звездные кампании по вакцинации.
Связанное содержимое TDL
Информационная перегрузка
Информационная перегрузка — это еще один механизм, который может иметь важные и потенциально неблагоприятные последствия для принятия решений и может заставить нас слепо полагаться на групповое соответствие, а не на рациональные процессы принятия решений. Подробнее об этой концепции читайте здесь.
Общение во время коронавируса
Групповое соответствие — это лишь одна из нескольких проблем эффективного общения с другими и принятия соответствующих мер, связанных с изменением мер общественного здравоохранения. Узнайте больше о коммуникативных проблемах, связанных с пандемией, здесь.
Источники
- GoodTherapy. 2020. Соответствие. https://www.goodtherapy.org/blog/psychpedia/conformity
- Маклеод, Сол. 2016. Что такое соответствие? Просто психология. https://www.simplypsychology.org/conformity.html
- Википедия. 2021. Эксперименты по соответствию Аша. https://en.wikipedia.org/wiki/Asch_conformity_experiments
- Гладкий, Скотт. 2016. Наука одинаковости. Ассоциация психологических наук.
- Гарвардский университет. Герберт. К. Кельман. https://scholar.harvard.edu/hckelman/home
- Хауэлл, Элизабет. 2019. Челленджер: Катастрофа шаттла, изменившая НАСА.