Гуманистические теории: Гуманистические теории личности

Содержание

Гуманистические теории развития личности: Маслоу, Роджерс и другие

Время чтения 9 минут

Гуманистические теории развития личности – чем они отличаются от других психологических подходов? Для бихевиористов основой основ является поведение, для гештальт-психологии –восприятие, для психоанализа – психосексуальное развитие. Главной идеей, которую принес возникший в середине ХХ в. гуманизм – это признание человека как изначально положительного существа, наделенного духовными качествами и стремлением к лучшему.

Гуманисты были убеждены, что движущей силой, которая управляет поведением личности, является желание реализовать свои способности. Оно было названо самоактуализацией. Что представляют собой главные идеи ученых-сторонников гуманизма? Какие способы они предлагают для разрешения личностных конфликтов? Рассмотрим ученых, которые внесли невероятно ценный вклад в понимание этих вопросов. Это Виктор Франкл, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

<<Оглавление>>

Виктор Франкл – величайший духовный учитель и узник концентрационного лагеря

Виктор Франкл – это психотерапевт, с которыми искали встречи гуманисты всего мира: начиная от Ясперса и Хайдеггера и заканчивая политическими лидерами разных стран. 31 книга Франкла переведена на несколько десятков языков. Франкл – один из самых великих духовных учителей, который помог миллионам людей найти жизненный смысл. Он сумел прожить долгую жизнь – с 1905 по 1997 годы. И годы с 1942 по 1945 были тем временем, которое Франкл провел в ужасающих условиях нацистских концлагерей. Еще до разгара войны ученый начал разрабатывать теорию о смысле человеческой жизни. Эти идеи прошли жестокую проверку и получили свое подтверждение. Больше всего шансов выжить в немыслимых условиях было не у тех, кто обладал хорошим здоровьем, а у тех, кто знал, ради чего ему жить. Главная идея психотерапии Франкла была такой: если у человека отсутствует жизненный смысл, это служит причиной множества неврозов.

Франкл был убежден, что люди способны к самоактуализации даже при ограниченных и тяжелых жизненных обстоятельствах. Эту возможность психолог объяснял двумя способами. Во-первых, человек может быть трансцендентен самому себе – то есть, он может найти смысл жизни за пределами себя самого.

Во-вторых, каждый также способен отстраниться от ситуации, смотреть на себя со стороны. Гуманистические теории развития личности, каждая по-своему, рассматривают проблему смысла жизни человека. Но теория Франкла выражает ее особенно ярко.

Какой смысл жизни имел сам Виктор Франкл? Попав в концлагерь, он взял с собой рукопись своей теории. Его задачей было сохранение, а затем – восстановление этого черновика, когда он был утрачен. А также до самого выхода из концлагеря Франкл не оставлял надежды еще раз увидеть свою супругу. Но она, как и многие миллионы, погибла.
Когда в 1945 году он вышел на свободу, то узнал, что все его родные погибли. Но даже при этом Франкл не ожесточился. Пять лет он выпускал свои книги, в которых писал о смысле жизни, о том, как его найти и сохранить.

Человек в условиях концлагеря

Помимо кошмаров, которые происходили в нацистских лагерях, ученый особенно отмечал душевные муки заключенных. В этих местах, писал психолог, теряло смысл даже самоубийство. Никому из узников не было известно, сколько он проживет – неделю, день или месяц. Однако каждый знал о неотвратимости своей смерти. Спустя некоторое время после попадания в концлагерь, пишет Франкл, у заключенного не вызывала страха даже возможность попасть в газовую камеру. Ведь тогда у него отпадал вопрос о самоубийстве. Никого в то время не интересовали ни гуманистические теории развития личности, ни гуманизм вообще, ни жизнь отдельно взятого человека. Удивительно, что сам Франкл сумел сохранить свои профессиональные интересы в нечеловеческих условиях.

Попадающий в концентрационный лагерь переживал сильнейший шок. Но через некоторое время у человека наступала фаза относительного безразличия ко всему, что творилось вокруг. Внутри узника еще кипели душевные терзания – прежде всего, безграничная тоска по родным людям, которых, возможно, ему уже не суждено будет увидеть. Со временем, пишет Франкл, у заключенных все больше угасали нормальные человеческие реакции. Сначала попавший в концлагерь отводит свой взгляд от товарища, которого заставляют делать приседания в грязи под ритм ударов. Но через неделю-другую он смотрит на это спокойно. У заключенного не вызывают реакции ни подобные сцены, ни выносимые из бараков трупы.

Те, кто заболевали в концлагерях, могли достаточно точно вычислить время своей смерти или смерти товарища. Ведь это происходило на их глазах несколько раз в день. Сначала организм полностью истощал имеющиеся ресурсы. Потом тело начинало пожирать собственные мышцы. Заключенные становились похожими на обтянутые кожей скелеты.

Свобода выбора и смысл

В этих условиях Франкл задается вопросом: неужели человек определяется лишь внешними обстоятельствами? Где тогда находится его свобода, самоопределение по отношению к нему? Неужели тогда люди являются не более чем результатом внешней обстановки, конструкции своих физических тел, и множества других биологических и социальных факторов? Более всего же Франкла интересовало, можно ли оправдать жестокие поступки тех, кто в условиях лагерной жизни «не мог иначе». Был ли выбор у них?

На этот вопрос ученый отвечает утвердительно. Опыт его наблюдений показывает, что у человека можно отнять все – даже его тело. Но нельзя отнять свободы поступать так или иначе, относиться к обстоятельствам согласно своему выбору. Конечно, в лагерных условиях такую духовную цельность могли сохранить лишь единицы, отмечает ученый.

Например, Франкл пишет о женщине, которая знала, что скоро умрет. Но она была одной из многих, кто не терял бодрости духа. «Я благодарна судьбе… ведь на самом деле в своей прошлой жизни я была слишком избалована, а мои духовные притязания не были высоки» — вспоминает Франкл ее слова.

Далее ученый описывает ее состояние перед смертью. «Она была очень сосредоточенной», — пишет он. Женщина смотрела на каштан, который можно было увидеть через небольшое окно. «Это – мой единственный друг. В одиночестве я часто разговариваю с ним», — сказала она. «И что же он тебе отвечает?», — спросил Франкл, подозревая галлюцинации у заключенной. «Оно говорит: я здесь, я с тобой, я вечная жизнь».

Из всех теорий развития личности созданная Франклом логотерапия прошла жесточайшую проверку реальностью. Виктор Франкл в качестве своего кредо выбрал выражение Ницше: «Только тот, у кого есть «Зачем?» сможет выдержать любое «как?». А смысл жизни, подчеркивает ученый, каждый новый момент может быть другим. Есть конкретный смысл конкретной личности в определенной точке времени.

Карл Роджерс – основатель клиент-центрированной терапии

Карл Рэнсом Роджерс родился в США. Отец Роджерса был глубоко религиозным протестантом. Юный Карл много учился, любил заниматься самообразованием. В детстве практически не имел друзей. Религиозные родители решили переехать подальше от города, чтобы его обстановка не оказывала «пагубного влияния» на их шестерых детей. В 1924 году Роджерс женится на девушке по имени Хелен Эллиот. Вопреки ожиданиям родителей с обеих сторон, Карл Роджерс не устраивается на работу, а делает выбор в пользу образования. Новоиспеченное семейство Роджерсов переезжает в Нью-Йорк. Там будущий ученый поступает в аспирантуру, чтобы стать теологом.

Но затем его начинают одолевать сомнения насчет сделанного выбора. Роджерс меняет изначально выбранную теологию на психологию, поступив в Педагогический колледж. Он был очень удивлен, что человек, не будучи частью церкви, может проводить психологическое консультирование и получать за это немалые деньги. Его первая книга под названием «Консультирование и психотерапия», вышедшая в 1942 году, имела огромный успех среди народных масс. Но на собственном факультете Карл Роджерс практически не имел единомышленников. Идея о том, что клиент может управлять процессом психотерапии, казалась им чересчур крамольной. В 1945 году Роджерс основывает собственный психотерапевтический центр, и занимается изучением личности вплоть до своей смерти в 1987 году.

Основные положения концепции Роджерса

Гуманистические теории развития личности получили свое начало в работах Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Роджерс является признанным основателем этого направления. Центральным понятием его теории является «Я-концепция» — механизм, который формируется при взаимодействии человека и социальной среды. Ученый также предложил понятие клиент-центрированной психотерапии. Оно означает, что не психотерапевт, а сам обращающийся за помощью является для себя экспертом. Сейчас клиент-центрированная терапия является одним из самых популярных методов психотерапии. Она отличается от некоторых подходов тем, применяется не только при работе со взрослыми. Клиент-центрированная терапия используется и в случаях, когда развитие личности подростка требует психотерапевтического вмешательства.

Применяя этот метод, терапевт лишь создает условия, при которых клиент достигает позитивных перемен. Роджерс считал, что у каждого человека для этого достаточно внутренних ресурсов. Главными составляющими успешного процесса психотерапии ученый считал следующие: безусловное принятие клиента, эмпатия, а также конгруэнтность. Безусловное принятие означает, что клиент принимается без каких-либо оценок со стороны психотерапевта. Эмпатия – способность понять чувства и поступки клиента, даже если бы сам терапевт сделал другой выбор. Конгруэнтностью Роджерс назвал сопереживание и выражение психотерапевтом своих чувств.

Понятие «клиент» также было впервые введено этим ученым. Это было сделано не ради красивого слова. Ведь «больной» — это пассивный человек, который ничего не может поменять в своих внутренних установках. Клиент же является тем, кто может и самостоятельно решить свои проблемы, но предпочитает заручиться поддержкой терапевта. Роджерс подчеркивает, что развитие личности возможно только при позитивном внимании со стороны других людей и самого клиента к себе.

Главными фигурами в становлении личности Роджерс считает самых близких людей – прежде всего, родителей. Если родители дают своему чаду достаточное количество любви и внимания, то развитие личности ребенка соответствует всем имеющимся у него возможностям. Если же любовь родителей недостаточна, то поведение будущего взрослого определяется обществом.

Абрахам Маслоу – основоположник теории самоактуализации

Еще один ученый, благодаря которому сегодня гуманистические теории развития личности получили свое применение – это Абрахам Маслоу. Маслоу – американский психолог и основатель теории самоактуализации личности. Также он является автором всем известной «Пирамиды потребностей».

Будущий ученый родился в Нью-Йорке в 1908 году. Его семья имела русские корни. Несмотря на хорошее материальное положение, детство Маслоу нельзя назвать счастливым. Родители постоянно конфликтовали, отец подолгу отсутствовал дома. Юный Абрахам к тому же начал испытывать серьезные комплексы по поводу своей внешности. Интересно, что сам Маслоу имел счастливую семейную жизнь. Взаимная любовь оказала настолько сильное влияние на ученого, что частично легла в основу его теории.

Впервые ученый сформулировал собственные взгляды в 1934 году. Пытаясь увидеть «человеческое в человеке», Маслоу начинает конструировать собственную теорию и критиковать теорию Фрейда. Но его и взгляды подверглись серьезной критике. Работы Маслоу отказывались принимать к печати.

Главное исследование ученого – книга «Мотивация и личность» — увидело свет в 1954 году. Гуманистические теории развития личности других исследователей имеют немало общего с теорией Маслоу. В своих работах он изучает психологически здорового человека. Ученый отмечает: таковых всего 2-4% от общей массы населения. Главная концепция, которую выдвигал Маслоу, состояла в изучении человека как единого целого. Его теория противопоставлялась бихевиоризму, где предметом изучения были отдельные поведенческие паттерны. Маслоу считал, что мотивация – это движущая сила, которая оказывает влияние на поведение человека в целом. А саморазрушительное поведение – результат неудовлетворенных потребностей.

Закономерности и гуманистические теории развития личности, выявленные ученым

Что касается «пирамиды потребностей» Маслоу, то ученый выяснил следующие закономерности, которыми обладают потребности и мотивы:

  • Относительно друг друга они расположены иерархически;
  • Чем более высокую ступень занимает потребность, тем менее физиологически необходимой она является;
  • До того момента, пока не будут удовлетворены нужды низшего порядка, нужды высшего порядка не имеют большого значения.

Человек на стадии самоактуализации обладает рядом качеств. Для теории развития личности Маслоу они суть следующие:

  • Такая личность полностью и без искажения принимает имеющуюся реальность. Человек не «прячется от жизни»;
  • Принимает себя таким, какой он/она является, а также принимает особенности других людей;
  • Независим от социума, имеет свои взгляды на вещи;
  • Увлечен своим делом, жизнь направлена на профессиональную реализацию;
  • Постоянно открыт для новых переживаний;
  • Хорошо развитое чувство юмора;
  • Готовность решать сложные проблемы и задачи.

Маслоу, как и все гуманисты, стремился не только разработать свою теорию, но и дать ответы на возникающие практические вопросы. Почему людей, которые находятся на этапе самореализации, так мало? Ученый считал, что этому может быть несколько причин. Во-первых, это неблагоприятная социальная среда, в которой не удовлетворяются потребности низших блоков «пирамиды».

Во-вторых, может препятствовать элементарное незнание человеком своих возможностей – психологический «комплекс Ионы». Третьей причиной, полагал Маслоу, является высокий уровень тревожности, или же повышенная потребность в безопасности. Личность, у которой эта потребность гипертрофирована, будет больше других бояться ошибок и рисков, сопровождающих процесс самоактуализации.

Вывод

Что такое гуманизм для современных психологов? Он является одним из важнейших направлений, которое раскрывает новые возможности человеческой психики, рассматривает самого человека под другим углом. Ученые, стоявшие у основ этого направления, во многом повлияли на современную психотерапию. Психологи-гуманисты смотрят на клиента не просто со стороны наблюдателя, но и примеряют на себя «его шкуру». Для гуманистической психологии человек – отнюдь не заложник обстоятельств или внешних инстинктов.

Тематика: Личностный рост

Гуманистические теории личности (А. Маслоу, К. Роджерс)

      Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или  личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или «здесь-и-сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам:

«Ничто не заменит опыт, совершенно ничто». В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности. Как вскоре станет совершенно очевидно, его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Гуманистическая  психология о личности

      Стремление  Джемса трактовать личность как духовную тотальность, создающую себя «из  ничего», оказалось в дальнейшем созвучным умонастроениям приверженцев философии экзистенциализма.

«Именно Джемс был тот, кого мы сегодня должны назвать экзистенциалистом», — утверждает один из американских авторов. По мнению Р. Мэй, Джемс предвосхитил сформулированное Ж.-П. Сартром кредо экзистенциализма: «Существование (экзистенция) предшествует сущности (эссенции)».

Сартр (как и М. Хайдеггер, К. Ясперс и  другие лидеры экзистенциализма) выступил в существенно иных, нежели Джемс, общественно-исторических условиях. Это  был период между двумя мировыми войнами, когда значительная часть  интеллигенции переживала духовный кризис, утратив перед лицом эскалации милитаризма и фашизма веру в исторический прогресс и человеческий разум. Личность, каковой она дана в формах естественнонаучного и социального познания, истолковывалась как ирреальная проекция подлинного (экзистенциального) Я, пронизанного ощущениями тревожности, «заброшенности», трагизма и бессмысленности существования. Подобный взгляд на человека и получил впоследствии резонанс в психологических кругах, где его сторонники образовали направление, выступившее под именем гуманистической психологии и объявившее себя «третьим путем» по отношению к бихевиоризму и фрейдизму.

Центром направления стали США, а лидирующими  фигурами — К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт. Американская психология, отмечал Г. Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Бйне, Фрейдом, Роршахом и др. Теперь, писал он, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.

Каждое  новое направление в науке  определяет свою программу через  ее противопоставление установкам уже  утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала  неполноценность других психологических направлений в том, что они избегают конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорируют такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), особых агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов (Ньюком).

Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики — свободы воли — и выступает только как нечто, определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными влечениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как звукомаскировка «грохотов бессознательного» [4, 172 стр.].

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование  во всей его непосредственности на уровне, лежащем «ниже» той пропасти между субъектом и объектом, которая якобы была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую — объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиориальных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира — вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

Среди энтузиастов гуманистической психологии большинство составляли именно психотерапевты. В практике работы с людьми им приходилось ориентироваться на некоторые наличные общие представления о природе психической жизни и причинах ее патологии, выбирая в основном между бихевиористскими и фрейдистскими интерпретациями. У бихевиористов эти причины сводились к образованию связей (путем подкрепления) между раздражителями и двигательными ответами, у фрейдистов — к особенностям психосексуального развития. Но ведь на практике психотерапевт имеет дело с самобытной личностью, способной выбирать ценности и реализовывать свой «жизненный план», а не с ее двигательными реакциями или сексуальными влечениями как таковыми.

Эта практика заставляла искать новые пути решения проблемы личности. Гуманистическая психология выступила в качестве одного из таких путей.

В своей  критике гуманистическая школа  обнажает действительную слабость главных  психологических течений, прежде всего  бихевиоризма (который трактует человека либо как «большую белую крысу», либо как «маленький компьютер») и фрейдизма (поставившего сознательное человеческое Я в рабскую зависимость от безличного, безымянного Оно). В конструктивном отношении моделям «расщепленного», «фрагментарного» человека гуманистическая психология противополагает идею нерасчлененной личности, ее Я, ее «самости».

Согласно  гуманистической психологии человеку присуща интенция сознания, неистребимая потребность личности в самоактуализации, в самосозидании своего «феноменального  мира». Главная установка, по словам наиболее крупного представителя этой школы Карла Роджерса, должна состоять в «непрерывном фокусировании на феноменальном мире». Утверждалось, что при сосредоточенности на своем «феноменальном мире» индивид открывает Я как целостность, силу переживаний которой он стремится поддерживать и увеличивать. На этом основании Роджерс и построил свою психотерапевтическую концепцию, названную «терапия, центрированная на клиенте».

Чтобы успешно помочь клиенту, психотерапевт, по Роджерсу, должен выработать по отношению к нему «безусловное положительное отношение» (inconditional positive regard). Только в теплой эмоциональной атмосфере можно понять, как пациент переживает и организует свой мир; с другой стороны, лишь в такой атмосфере клиенту легче реинтегрировать собственную личность.

Идеи  Роджерса приобрели большую популярность среди учителей, духовенства, бизнесменов  и всех тех, кто по характеру своей  деятельности непосредственно связан с людьми и необходимостью воздействовать на их поведение.

В плане  категориального развития психологического познания гуманистическое направление обнажило трудности, связанные с разработкой категории личности, с ее консолидацией в особую форму отражения «личностности» психического — форму, отличную от других категорий (мотива, социального отношения, действия и т. Д.) и вместе с тем внутренне связанную с ними. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Теория личности А. Маслоу

     Маслоу  чувствовал, что слишком долго  психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных  событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека в целом. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм.

Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Рассмотрим основные положения теории А. Маслоу

 Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то,  что случается в какой-то части, влияет на весь организм. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма. Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

Неуместность  экспериментов на животных. Сторонники  гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных.  Для них человек – нечто большее, чем просто животное; это совершенно  особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных в разработке объяснения поведения человека.   В отличие от бихевиористов, которые подчеркивали  принадлежность людей к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное от других животных. Он считал, что  изучение животных не применимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина и т.д.), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку,  науку и другие творения разума.

Внутренняя  природа человека. Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные импульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Фрейд  мало верил в добродетель человека и с пессимизмом  размышлял о  его судьбе. Те, кто придерживается   гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней  мере, нейтральна.   По Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенности основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он  полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Именно такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всю жизнь.

Творческий  потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке является,  возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал,  что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу  рассматривал  творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения.

Акцент  на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся  для изучения поведения,  не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям.  В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой,  ей не хватает  разносторонности, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах  природы человека и игнорирует силу и добродетель человечества. Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять  психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье.

4.1 Пирамида потребностей по А.Маслоу

Маслоу  полагал, что люди  мотивированы для поиска личных целей, и это  делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической  теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда ( и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Гуманистическая теория – индивидуальное и семейное развитие, здоровье и благополучие

Перейти к содержимому

Соня Энн Миллер; Люмен Обучение; и Диана Лэнг

  • Опишите основные концепции гуманистической теории (безоговорочное позитивное отношение, хорошая жизнь), разработанные Карлом Роджерсом
  • Объясните иерархию потребностей Маслоу

Гуманистическая перспектива приобрела известность в середине 20-го века в ответ на психоаналитическую теорию и бихевиоризм; эта точка зрения фокусируется на том, как развиваются здоровые люди, и подчеркивает присущее человеку стремление к самореализации и творчеству. Гуманизм подчеркивает человеческий потенциал и способность человека меняться и отвергает идею биологического детерминизма. Гуманистическую работу и исследования иногда критикуют за то, что они качественные (не основанные на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд направлений количественных исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии. [1] [2]

Карл Роджерс и гуманизм

Одним из первых теоретиков-гуманистов был Карл Роджерс. Он был влиятельным психологом-гуманистом, разработавшим теорию личности, в которой подчеркивалась важность тенденции к самоактуализации в формировании человеческой личности. Он также считал, что люди постоянно реагируют на раздражители своей субъективной реальностью ( феноменальное поле ), которая постоянно меняется. Со временем человек развивает самооценку, основанную на обратной связи из этого поля реальности.

Рисунок 1. Феноменальное поле относится к субъективной реальности человека, которая включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции. Мотивации человека и окружающая среда воздействуют на его феноменальное поле. (Источник изображения: Tekks, изменено Lumen Learning, CC BY SA)

Одна из основных идей Роджерса о личности касается я-концепции, наших мыслей и чувств о самих себе. Как бы вы ответили на вопрос «Кто я?» Ваш ответ может показать, как вы видите себя. Если ваша реакция преимущественно положительна, то вы, как правило, хорошо относитесь к тому, кто вы есть, и, вероятно, воспринимаете мир как безопасное и позитивное место. Если ваш ответ в основном отрицательный, то вы можете чувствовать себя недовольным тем, кто вы есть. Далее Роджерс разделил «я» на две категории: «идеальное я» и «реальное я». Идеальное я – это человек, которым вы хотели бы быть; настоящее я – это человек, которым вы являетесь на самом деле. Роджерс сосредоточился на идее о том, что нам необходимо достичь согласованности между этими двумя «я».

Безусловное положительное отношение

Человеческие существа развивают идеальное «я» и реальное «я» на основе условного статуса положительного отношения. То, насколько близко реальное «я» человека соответствует его идеальному «я», называется конгруэнтностью. Мы испытываем конгруэнтность, когда наши мысли о нашем истинном я и идеальном я очень похожи — другими словами, когда наша я-концепция точна . Высокая конгруэнтность ведет к большему чувству собственного достоинства и здоровой, продуктивной жизни. И наоборот, когда существует большое несоответствие между нашим идеальным и реальным «я», мы испытываем состояние, которое Роджерс назвал неконгруэнтностью, что может привести к дезадаптации.

По словам Роджерса, родители могут помочь своим детям достичь идеального «я», проявляя к ним безусловное положительное отношение или безусловную любовь. В развитии самооценки ключевое значение имеет позитивное отношение. Безусловное положительное отношение — это среда, свободная от предвзятых представлений о ценности. Условно-позитивное отношение полно условий ценности, которые должны быть достигнуты, чтобы считаться успешным. Роджерс [3] объяснил это так: «Поскольку людей принимают и ценят, они склонны развивать более заботливое отношение к себе» (стр. 116).

Хорошая жизнь

Роджерс описал жизнь с точки зрения принципов, а не стадий развития. Эти принципы существуют в текучих процессах, а не в статических состояниях. Он утверждал, что полностью функционирующий человек будет постоянно стремиться реализовать свой потенциал в каждом из этих процессов, достигая того, что он называл «хорошей жизнью». »  Эти люди позволяют личности и самооценке исходить из опыта. Он обнаружил, что у полностью функционирующих людей есть несколько общих черт или тенденций:

  1. Растущая открытость опыту — они отходят от защиты.
  2. Все более экзистенциальный образ жизни — проживать каждый момент полностью, а не искажать момент, чтобы соответствовать личности или самооценке.
  3. Повышение доверия организма — они доверяют своим собственным суждениям и своей способности выбирать поведение, подходящее для каждого момента.
  4. Свобода выбора — они не ограничены несоответствием и могут более свободно делать широкий выбор. Они считают, что играют определенную роль в определении собственного поведения, и поэтому чувствуют ответственность за свое поведение.
  5. Более высокий уровень креативности — они будут более креативны в том, как они приспосабливаются к своим обстоятельствам, не чувствуя необходимости приспосабливаться.
  6. Надежность и конструктивность — им можно доверять, чтобы они действовали конструктивно. Даже агрессивные потребности будут согласованы и уравновешены внутренней добротой конгруэнтных людей.
  7. Богатая, наполненная жизнь – они будут более интенсивно испытывать радость и боль, любовь и горе, страх и мужество.

Попробуйте

Иерархия потребностей Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Маслоу описал модель, по которой обычно движутся человеческие мотивации, а это означает, что для того, чтобы мотивация возникла на следующем уровне, каждый уровень должен быть удовлетворен внутри самого человека. Эти этапы включают:

  • физиологические потребности: основные физические потребности для выживания человека, включая гомеостаз, пищу, воду, сон, жилье и секс.
  • потребностей в безопасности: потребность в личной, эмоциональной, финансовой и физической безопасности. Как только физиологические потребности человека относительно удовлетворены, его потребности в безопасности становятся приоритетными и доминируют над поведением. В отсутствие физической безопасности — из-за войны, стихийного бедствия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, институционального расизма и т. д. — люди могут (повторно) пережить посттравматическое стрессовое расстройство или трансгенерационную травму. В отсутствие экономической безопасности — из-за экономического кризиса и отсутствия возможностей для работы — эти потребности в безопасности проявляются в таких формах, как предпочтение гарантии занятости, процедуры рассмотрения жалоб для защиты человека от односторонней власти, сберегательные счета, страховые полисы, инвалидность. приспособления и т. д. Этот уровень чаще преобладает у детей, так как у них обычно выше потребность чувствовать себя в безопасности.
  • любовь и принадлежность: потребность в дружбе, близости и принадлежности. Эта потребность особенно сильна в детстве, и она может преобладать над потребностью в безопасности, как это наблюдается у детей, которые цепляются за жестоких родителей. Недостатки на этом уровне иерархии Маслоу — из-за гостеприимства, пренебрежения, избегания, остракизма и т. д. — могут неблагоприятно повлиять на способность человека формировать и поддерживать эмоционально значимые отношения в целом.
  • уважение: типичное человеческое желание быть принятым и оцененным другими. Люди часто занимаются профессией или хобби, чтобы добиться признания. Потребности в уважении — это потребности эго или потребности в статусе. У людей появляется забота о признании, статусе, важности и уважении со стороны других. Большинство людей нуждаются в том, чтобы их уважали; это включает в себя потребность иметь чувство собственного достоинства и самоуважение.
  • Самоактуализация
  • : Маслоу описывает этот уровень как желание сделать все, что можно, стать максимальным, кем можно быть. Люди могут воспринимать эту потребность или сосредотачиваться на ней очень конкретно. Например, у одного человека может быть сильное желание стать идеальным родителем. В другом случае желание может быть выражено атлетически. Для других это может быть выражено в картинах, картинах или изобретениях. Некоторые примеры этого включают использование способностей и талантов, достижение целей и поиск счастья.

Кроме того, эта теория является ключевой основой для понимания того, как коррелируют влечение и мотивация при обсуждении человеческого поведения. Каждый из этих индивидуальных уровней содержит определенное количество внутренних ощущений, которым необходимо соответствовать, чтобы человек завершил свою иерархию.  Цель теории Маслоу — достичь пятого уровня или стадии самоактуализации.

Рисунок 2 . Схема иерархии потребностей Маслоу. Иерархия потребностей Маслоу часто изображается в виде пирамиды с самыми большими, наиболее фундаментальными потребностями внизу и потребностью в самоактуализации и трансцендентности наверху. Другими словами, суть теории заключается в том, что самые основные потребности людей должны быть удовлетворены, прежде чем у них появится мотивация для удовлетворения потребностей более высокого уровня. (Источник изображения: Дж. Финкельштейн, CC BY SA)

 

Посмотрите, как иерархия потребностей Маслоу оживает в этом коротком видео.

Вы можете просмотреть расшифровку «Иерархия потребностей Маслоу» здесь (откроется в новом окне).

 

Попробуйте

  • конгруэнтность : пример или точка согласия или соответствия между идеальным «я» и реальным «я» в гуманистической теории личности Роджерса
  • гуманизм : психологическая теория, которая подчеркивает присущее человеку стремление к самоактуализации и утверждает, что люди обладают естественной способностью принимать решения о своей жизни и контролировать свое поведение
  • Иерархия потребностей Маслоу : мотивационная теория в психологии, включающая пятиуровневую модель человеческих потребностей, часто изображаемую в виде иерархических уровней внутри пирамиды. Потребности, расположенные ниже по иерархии, должны быть удовлетворены, прежде чем у людей возникнет мотивация удовлетворять потребности, находящиеся выше
  • .
  • феноменальное поле : наша субъективная реальность, все, что мы осознаем, включая объекты и людей, а также наше поведение, мысли, образы и идеи
  • самореализация : согласно гуманистической теории, реализация своего полного потенциала может включать в себя творческое самовыражение, стремление к духовному просветлению, стремление к знаниям или желание внести свой вклад в общество. Для Маслоу это состояние самореализации, в котором люди достигают своего наивысшего потенциала своим уникальным способом
  • .

  1. Фридман, Х. (2008), Гуманистическая и позитивная психология: методологическое и эпистемологическое разделение. Гуманистический психолог , 36 , 113–126. ↵
  2. Эта глава была адаптирована из книги Lumen Learning Lifespan Development , разработанной Соней Энн Миллер и доступной по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.
  3. Роджерс, К. (1980). Способ существования . Хоутон Миффлин. ↵

Лицензия

Гуманистическая теория Сони Энн Миллер; Люмен Обучение; и Дайана Лэнг находится под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Теории обучения — StatPearls — Книжная полка NCBI

Книжная полка NCBI. Служба Национальной медицинской библиотеки, Национальных институтов здоровья.

StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.

StatPearls [Интернет].

Показать подробности

Критерий поиска

Мустафа Х. Ганди; Пинаки Мукерджи.

Информация об авторе и принадлежности

Последнее обновление: 19 июля 2022 г.

Определение/Введение

Обучение — это изменение поведения организма в результате предыдущего опыта.[1] Теория обучения стремится объяснить, как люди приобретают, обрабатывают, сохраняют и вспоминают знания в процессе обучения. Окружающие, когнитивные и эмоциональные влияния, наряду с предыдущим опытом, играют жизненно важную роль в понимании, приобретении и сохранении навыков или знаний. Мотивация играет важную роль в обеспечении процесса обучения и считается движущей силой, с которой начинается и поддерживается деятельность для достижения цели.[2]

Древнегреческий философ Платон первым задумался о том, как человек усваивает новую информацию, когда предмет для него совершенно новый. Согласно Платону, обучение — это пассивный процесс, когда знание уже заложено в человеке при рождении, а любая полученная информация — это просто воспоминание о знании, которое уже есть в душе. Позже Джон Локк предложил противоположную теорию «чистого листа», согласно которой люди рождаются без каких-либо врожденных знаний и приобретаются из окружающей среды. С тех пор было предложено множество различных теорий о процессе обучения.

Проблемы, вызывающие озабоченность

В настоящее время существует пять общепринятых теорий обучения.

Бихевиоризм: Согласно теории бихевиоризма, обучение происходит путем связывания стимулов и реакций. Знание независимо, и оно цементируется наказаниями и наградами. Эти идеи положительного и отрицательного подкрепления, которые могут быть естественными последствиями или реализованы кем-то другим, являются эффективными инструментами для обучения и модификации поведения. Бихевиоризм фокусируется на наблюдаемых действиях, условиях, в которых они выполняются, и подкреплении желаемого поведения. Изменение производительности становится очевидным после процесса обучения, и результат измеряется с точки зрения способности демонстрировать конкретное новое поведение.[3]

Когнитивизм: Эта теория обучения основана на работе Жана Пиаже, в которой говорится, что обучение происходит посредством внутренней обработки информации, а не просто в ответ на внешний стимул. Обучение является результатом обработки и реорганизации информации в матрице ранее полученной информации. Когнитивизм сосредотачивает внимание на мыслительных процессах человека и заставляет учителя делать упор на размышлении над опытом метапознания, размышлении об их мышлении. Наблюдаемое здесь изменение поведения является результатом обучения, которое происходит после внутренней работы мышления, основанного на полученной новой информации или знаниях. Процесс обучения включает в себя как приобретение, так и реорганизацию когнитивных объектов.[4]

Конструктивизм: Он основан на предпосылке, что люди учатся, создавая новые идеи, а понимание мира основано на предшествующих знаниях и опыте. Знание создается путем адаптации новой информации через призму предыдущего опыта. Конструктивизм фокусируется на внутреннем мышлении человека, как и когнитивизм, но не делает предположений о том, как будут манипулировать понятиями или какие будут установлены связи. Поскольку в основе обучения лежит установление связей и создание идей на основе предшествующих знаний, эти мысленные представления очень субъективны, и каждый человек будет иметь уникальную структуру знаний.

Коннективизм: Эта новая образовательная теория обучения основана на представлении о том, что обучение происходит через формирование связей между собой, а также между их ролями, хобби и другими аспектами жизни. Следовательно, обучение — это способность преодолевать и строить эти сети. Коннективизм основывается на идеях когнитивизма, но в этой теории обучение происходит не только внутри человека, но и внутри сети людей и через нее. Теоретической основой «сообщества практики» является коннективизм. Знания могут находиться вне человека, но обучение сосредоточено на организации и поиске специализированной информации, которая может быть децентрализована от человека.

Гуманизм: эта теория тесно связана с конструктивизмом и теорией обучения взрослых и утверждает, что обучение — это естественное желание, конечной целью которого является достижение самореализации.[6] Индивиды функционируют в соответствии с потребностями, которые начинаются с этих основных физиологических потребностей выживания и достигают кульминации при самоактуализации, которая находится на вершине этой иерархии. Все люди стремятся к самореализации, что относится к состоянию, в котором человек чувствует, что все его эмоциональные, физические и когнитивные потребности удовлетворены. Гуманистическая теория обучения подчеркивает свободу и автономию учащихся. Он связывает способность учиться с удовлетворением других потребностей (основываясь на иерархии Маслоу) и воспринимаемой учащимся полезностью знаний.

Стиль обучения, с другой стороны, относится к способу, которым человек предпочитает поглощать, обрабатывать, понимать и сохранять новую информацию. В то время как теория обучения объясняет, как происходит обучение, стиль обучения описывает предпочтительный метод обучения. Стили обучения делятся на семь основных категорий, а именно: физический, логический, социальный, одиночный, визуальный, слуховой и вербальный. Хотя существуют описания стилей обучения, соблюдение предпочтительного «стиля обучения» не приводит к улучшению результатов в обучении и может побуждать учащихся избегать материала, представленного в манере, которая, по их мнению, более неудобна.

Клиническое значение

Достижения в области когнитивных наук и теории обучения информируют педагогов о лучших методах обучения и преподавания и их влиянии на процесс оценивания в различных обстоятельствах. Понимание этих теорий обеспечивает разумное обоснование выбора конкретных стратегий обучения и оценивания, которые измеряют цели учебной программы.[8] В последнее время преподаватели начали использовать социальные сети в качестве средства обучения, и правильное применение социальных сетей в образовании восходит к теориям обучения.[9]]

Значение для учителей

В бихевиоризме учитель должен быть активным и иметь хорошую базу знаний, чтобы создать соответствующую среду обучения и добиться от учащихся правильной реакции. С другой стороны, в когнитивизме роль учителя заключается в структурировании содержания учебного материала. В структуре конструктивизма роль фасилитатора играет учитель, который действует как проводник для студентов, каждый из которых привносит уникальный набор предыдущего опыта, чтобы приблизиться к приобретаемым знаниям. Коннективизм требует, чтобы учителя направляли учащихся к смежным областям знаний, выходящим за рамки их внимания. Гуманизм фокусируется на автономии и потенциале учащегося, когда учителя поощряют учащегося к самостоятельности. Таким образом, мы видим, что бихевиоризм ориентирован на учителя, тогда как конструктивизм, коннективизм, гуманизм и когнитивизм ориентированы на учащегося.

Разработка и реализация учебного плана

Бихевиоризм: Это может быть очень полезно в сфере клинических и коммуникативных навыков, потому что, когда учащимся предоставляется обратная связь в течение некоторого времени, они учатся правильным ответам при выполнении навыков. Их обучение может происходить небольшими порциями с повторением, что помогает выучить предполагаемое поведение в течение некоторого времени. Бихевиоризм также обеспечивает освоение предварительных шагов перед переходом к другим дальнейшим модулям, что обеспечивает закрепление правильных навыков. При обучении определенным навыкам учитель может сначала продемонстрировать технику или способ выполнения определенного навыка, после чего учащиеся пытаются имитировать ту же технику. Затем их оценивали на основе того, насколько хорошо они смогли выполнить навык, на основе того, что было продемонстрировано, и получали положительное или отрицательное подкрепление.

Когнитивизм: Обычные курсы фундаментальной науки, которые проходят изолированно от клинического курса, могут использовать когнитивизм, поскольку новая информация и знания даются и затем обрабатываются внутри, чтобы прийти к новым идеям и улучшить схемы знаний.

Конструктивизм: Для курсов фундаментальных наук, которые объединены с курсами клинических наук, теория конструктивизма была бы более подходящей, поскольку студенту необходимо усвоить концепции фундаментальных наук, а затем быть в состоянии установить связь с клиническим аспектом этого. Любая область, которая требует приобретения знаний, а затем их применения в другой сфере, значительно выиграет от конструктивизма.

Коннективизм: Процесс обучения в коннективизме аналогичен тому, который наблюдается в конструктивизме. Поскольку обучение происходит через процесс формирования связей между предыдущими знаниями и врожденными качествами человека, этот подход подходит для областей, требующих применения знаний между различными дисциплинами. Он имеет особое применение для обучения и преподавания в наш цифровой век.[5]

Гуманистический: В гуманистическом подходе учитель позволяет ученикам учиться по собственной воле и стремлению к знаниям. Поскольку гуманисты считают, что желание учиться является врожденным и направлено на достижение конечной цели самореализации, мотивация должна исходить от обучающегося. Хотя часто существует четкая минимальная структура обучения, ответственность за то, чтобы учиться так, как они хотят, лежит на студентах.

Сестринское дело, союзническое здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства

При обучении пациентов можно использовать наиболее заметные или легко применимые стратегии из вышеупомянутых теорий обучения. Понимание нюансов обучения может помочь улучшить соблюдение пациентом режима лечения, что приведет к улучшению прогноза. Таким образом, для межпрофессиональных команд крайне важно понимать, какие методы обучения могут обеспечить наилучшее соответствие.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Список литературы

1.

Де Хауэр Дж., Барнс-Холмс Д., Мурс А. Что такое обучение? О природе и достоинствах функционального определения обучения. Psychon Bull Rev. 2013 Aug; 20 (4): 631-42. [PubMed: 23359420]

2.

Кук Д.А., Артино А.Р. Мотивация к обучению: обзор современных теорий. мед. образования. 2016 окт;50(10):997-1014. [Бесплатная статья PMC: PMC5113774] [PubMed: 27628718]

3.

Torre DM, Daley BJ, Sebastian JL, Elnicki DM. Обзор текущих теорий обучения для медицинских педагогов. Am J Med. 2006 г., октябрь; 119 (10): 903-7. [PubMed: 17000227]

4.

Халил М.К., Эльхидер И.А. Применение теорий обучения и моделей учебного дизайна для эффективного обучения. Adv Physiol Educ. 2016 июнь;40(2):147-56. [PubMed: 27068989]

5.

Голди Дж.Г. Коннективизм: теория обучения знаниям для цифровой эпохи? Мед Уч. 2016 окт; 38 (10): 1064-1069. [PubMed: 27128290]

6.

Мухалалати Б.А., Тейлор А. Теории обучения взрослых в контексте: краткое руководство для профессиональных педагогов-медиков. J Med Educ Curric Dev. 2019 янв-декабрь;6:2382120519840332. [Бесплатная статья PMC: PMC6458658] [PubMed: 31008257]

7.

Ньютон П.М., Миа М. Высшее образование, основанное на фактах. Важен ли «миф» стилей обучения? Фронт Псих. 2017;8:444. [Бесплатная статья PMC: PMC5366351] [PubMed: 28396647]

8.

Патель В.Л., Йосковиц Н.А., Ароча Ю.Ф. На пути к эффективной оценке и реформе медицинского образования: перспектива когнитивных и обучающих наук. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2009 Декабрь; 14 (5): 791-812. [PubMed: 18214707]

9.

Флинн Л., Джалали А., Моро К.А. Теория обучения и ее применение к использованию социальных сетей в медицинском образовании. Postgrad Med J. 2015 Oct; 91 (1080): 556-60. [PubMed: 26275427]

10.

Кей Д., Киббл Дж. Теории обучения 101: применение в повседневном обучении и науке. Adv Physiol Educ. 2016 март;40(1):17-25. [PubMed: 26847253]

11.

Алиакбари Ф., Парвин Н., Хейдари М., Хагани Ф. Применение теории обучения в сестринском образовании. J Educ Health Promot. 2015;4:2. [Бесплатная статья PMC: PMC4355834] [PubMed: 25767813]

Раскрытие информации: Мустафа Ганди заявляет об отсутствии соответствующих финансовых отношений с неправомочными компаниями.

Раскрытие информации: Пинаки Мукхерджи заявляет об отсутствии соответствующих финансовых отношений с неправомочными компаниями.

Copyright © 2023, StatPearls Publishing LLC.

Эта книга распространяется на условиях Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International (CC BY-NC-ND 4.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts