Хронофагия это: Что такое хронофаги и как с ними бороться

Что такое хронофаги и как с ними бороться

Хронофаги (или поглотители времени) — это все, что ворует у нас время, мешает нам работать или срывает наши планы. Например:

  • Разговорчивый коллега, отвлекающий нас от написания отчета.
  • Рекламный звонок, сбивающий нас с мысли.
  • Многочасовые «блуждания» в интернете в ущерб важному проекту.
  • Километровая пробка, из-за которой мы опаздываем на встречу.
  • Срыв дедлайна из-за неправильной расстановки приоритетов и т. д.

Термин «хронофаг» образован от греческих слов «хронос» (время) и «фаг» (пожирать) и дословно переводится как «пожиратель времени». За этим обобщенным понятием могут скрываться фактически любые проблемы тайм-менеджмента: от откровенных форс-мажоров до ошибок в планировании.

Систематическое выявление хронофагов и борьба с ними — это одна из стратегий повышения личной эффективности. Она позволяет нам улучшать свой тайм-менеджмент «от противного», то есть не за счет внедрения новых техник, а за счет устранения существующих проблем и недочетов.

Содержание:

Виды хронофагов

Современный человек ежедневно сталкивается с десятками всевозможных хронофагов: от очередей на заправке до назойливых коллег на работе. Чтобы было проще ориентироваться в этом разнообразии, «пожирателей времени» удобно делить на пять категорий:

Давайте теперь рассмотрим все эти виды по отдельности.

1. Занятия

В эту категорию входит любая деятельность, которая не приносит человеку особой пользы и попусту отнимает у него время. Как правило, это всевозможные развлечения и другие приятные занятия. Например:

Непродуктивная деятельность — это, вероятно, «самый популярный» вид хронофагов. Но обратите внимание: если мы играем, читаем или смотрим фильмы во время досуга, то в этом нет ничего плохого. Хронофагами эти занятия становятся лишь тогда, когда выполняются в ущерб более важным делам.

Как бороться:

1. Волевое решение. Например, мы решаем, что не будем заглядывать социальные сети во время работы, а потом придерживаемся этого правила. Это идеальный вариант, но срабатывает он не всегда и не у всех.

2. Ликвидировать источник хронофага. Например: удалить аккаунты в социальных сетях, продать телевизор, удалить игру с компьютера. Этот радикальный метод подойдет для тех случаев, когда хронофаг начинает серьезно угрожать нашему благополучию.

3. Заблокировать. На время работы ограничьте доступ к хронофагу. Например, вы можете заблокировать интернет, сайты и приложения с помощью программ Freedom , Cold Turkey или SelfControl (последняя только для Mac OS).

4. Убрать из области внимания. Сделайте так, чтобы хронофаг не мог привлечь к себе внимание или как-то напомнить о себе. Отключите на время работы все ненужные уведомления, уберите «опасные» ярлыки с рабочего стола, переведите смартфон в беззвучный режим.

5. Затруднить доступ. Например: выйти из аккаунта в социальных сетях, спрятать в шкаф пульт от телевизора, удалить ярлык «Косынки» из меню «Пуск». Этот прием помогает справляться с импульсивными порывами и заставляет нас принимать более взвешенные решения.

6. Ограничить время. Например, если вы решили немного посидеть в Фейсбуке (а не тратить на него два часа), установите таймер на 10 минут и после звонка вернитесь к работе.

7. Запланировать. Например, добавить в свое расписание посещение социальных сетей или любимую игру. Если развлечение запланировано, нам легче справиться с искушением во время работы.

8. Сделать полезным. Если не получается победить хронофаг, попробуйте хотя бы извлечь из него максимум пользы. Например, если вы смотрите ролики на YouTube, смотрите те каналы, которые помогают вам расти профессионально.

2. Люди

В эту группу попадают те ситуации, когда мы теряем время из-за других людей. Например:

Подобные проблемы часто возникают из-за неправильно выстроенных коммуникаций. Если человек не научился защищать свои границы, то обязательно найдется кто-то, кто начнет потребительски относиться к его времени.

Решение таких проблем может быть весьма болезненным. Для борьбы с этими хронофагами человеку приходится преодолевать застенчивость, «показывать зубы», а иногда даже и «портить отношения». Но если этого не сделать, люди-хронофаги будут и дальше воровать его время.

Как бороться:

1. Научиться отказывать. Начните говорить людям-хронофагам «нет», «мне некогда» и т. д. Да, в самом начале это может быть не слишком приятно, но это необходимо делать. Со временем люди-хронофаги привыкнут к вашим отказам и будут меньше вас беспокоить.

2. Избегать людей-хронофагов. Старайтесь не заводить разговор с болтливыми знакомыми и не посещать бестолковые собрания.

3. Обозначить и защищать границы. То есть: не отвечать на рабочие сообщения в нерабочее время, не вступать в общение с телефонными спамерами, не выполнять чужую работу и т. д. Ясно дайте понять окружающим, что они не могут «покушаться» на ваше время.

4. Контролировать общение. В начале разговора (или совещания) старайтесь определить его цель, тему и лимит времени. Следите, чтобы общение не выходило за эти рамки.

5. Разрывать отношения. Самый радикальный, самый неприятный, но зачастую единственно правильный метод. Он подойдет для тех случаев, когда кто-то начинает на нас откровенно паразитировать, не давая ничего взамен.

3. Внешние обстоятельства (форс-мажоры)

К этой группе относятся случайные события, на которые мы не можем или почти не можем повлиять. Например:

Главная сложность борьбы с этими хронофагами заключается в том, что их появление обычно не зависит от нашей воли. Мы можем отказаться от социальных сетей или унять болтливого коллегу, но вряд ли сможем предотвратить появление дорожных пробок в своем городе.

Все что в наших силах — это предусмотреть возникновение подобных форс-мажоров и постараться свести к минимуму возможный ущерб.

Как бороться:

1. Профилактика. Старайтесь снизить вероятность форс-мажоров: регулярно проверяйте компьютер антивирусом, создавайте резервные копии документов, ведите здоровый образ жизни.

Понятно, что все предусмотреть не получится. Однако мы вполне можем проработать те проблемы, которые у нас возникают чаще всего. Например, если наши планы регулярно срываются из-за больной спины, нам нужно проконсультироваться с врачом и записаться на ЛФК.

2. Запасной план действий. Заранее обдумайте, что вы будете делать при появлении тех или иных проблем. Например: куда и кому вы будете звонить, если вдруг опоздаете на работу? Как вы будете выполнять заказ, если отключат свет? Это простое упражнение поможет избежать паники, если форс-мажор действительно наступит.

3. Запасные варианты. Подумайте о «страховке» на случай неприятностей. Например, если у вас часто отключают свет, купите Power Bank для ноутбука, а если часто случаются перебои с интернетом, приобретите модем от какого-нибудь мобильного оператора.

4. Приоритизация задач. Старайтесь выполнять самые важные задачи в начале дня, в начале недели или в начале другого планируемого периода. Это простая математика: чем больше времени охватывают наши планы, тем выше вероятность появления форс-мажорных обстоятельств. Планируя важные дела на начало периода, мы повышаем шансы на их успешное выполнение.

5. Список дел для периодов ожидания. Заранее придумайте, чем заняться в очередях или автомобильных пробках. Составьте список звонков, которые можно сделать в это время, загрузите в смартфон полезные аудиокниги, составьте перечень вопросов для обдумывания.

4. Внутренние обстоятельства

Это все проблемы, связанные с нашим внутренним состоянием. Например:

Чтобы эффективно противостоять этим хронофагам, нужно научиться понимать себя. Когда мы знаем, чем вызваны те или иные негативные состояния, нам гораздо легче с ними справиться.

Как бороться:

1. Внимание к себе. Начните отслеживать и определять свои внутренние состояния. Например: «у меня приступ прокрастинации», «мне трудно сосредоточиться на задаче» и т. д. Внимание к себе помогает избегать спонтанных действий и позволяет принимать более рациональные решения.

2. Самоанализ. Старайтесь понять, чем вызваны эти негативные состояния. Например:

— Мне не хочется работать, потому что в помещении душно.
— Мне не хочется заниматься проектом, потому что мне некомфортно общаться с этим заказчиком.
— Мне сложно сосредоточиться, потому что я не выспался.

Когда мы знаем причину проблемы, нам проще все исправить.

3. Своевременный и правильный отдых. Очень многие психологические проблемы связаны с недостатком отдыха или его неправильной организацией. Если вы, например, почувствовали внезапное отвращение к работе, подумайте: не нужно ли вам сейчас просто сделать паузу и отдохнуть?

4. Самомотивация. Не ждите, что мотивация для работы появится сама по себе: этого может вообще не случиться. Рекомендуем заглянуть в наш путеводитель по методам самомотивации.

5. Развитие самодисциплины. Если ваши цели и задачи для вас действительно важны, старайтесь полагаться на самодисциплину, а не мотивацию. Мотивация переменчива и ненадежна. Чтобы достигать целей, нам зачастую необходимо действовать вопреки своим сиюминутным желаниям.

5. Организационные просчеты

Сюда попадают проблемы, связанные с ошибками в тайм-менеджменте и неправильным планированием. Вот самые распространенные из них:

Эту группу хронофагов труднее всего «диагностировать». Если прочие хронофаги заметны сразу, то для выявления организационных просчетов требуется серьезный анализ своей деятельности и хотя бы общее представление о тайм-менеджменте. Если человек, например, никогда не слышал о перфекционизме, то вряд ли он поймет, что у него есть такая проблема.

Как бороться:

1. Смотреть на результаты. Если они оставляют желать лучшего, то с вашим тайм-менеджментом определенно что-то не так. Посмотрите на приведенную выше ментальную карту: там перечислены самые распространенные проблемы.

2. Регулярный анализ своего тайм-менеджмента. В конце каждого периода (дня, недели, года) просматривайте свои задачи и цели. Что вам не удалось выполнить? Почему?

3. Изучение теории. Прочитайте книги известных специалистов по тайм-менеджменту: Лотара Зайверта, Дэвида Аллена, Глеба Архангельского, Максима Дорофеева и т. д. Знание теории поможет вам самостоятельно диагностировать и исправлять проблемы.

Как находить хронофагов

Чтобы справиться с хронофагами, их предварительно нужно найти. Для этого можно использовать три метода:

1. Перебор по видам. Смотрим на основные группы хронофагов (см. раздел выше) и вспоминаем те проблемы, с которыми мы сами обычно сталкиваемся. Для этого удобно использовать вот такую табличку:

2. Ретроспектива. Вспоминаем прошедший день с самого утра, перебирая событие за событием. В каких ситуациях мы теряли время? Почему? Для удобства можно «подсматривать» в свой список дел или расписание.

3. Хронометраж. Это самый эффективный, но в то же время самый трудозатратный способ. Суть его в том, чтобы в течение 3–7 дней записывать все свои занятия и их продолжительность (подробнее о хронометраже читайте здесь). Например:

Персональный лист хронометража. Используются следующие обозначения:
Р — работа, Х — хронофаг, ОД — отдых или досуг

После сессии хронометража проанализируйте, с какими хронофагами вы сталкивались, как часто это происходило и сколько времени они у вас «съели».

Первых два способа подойдут для выявления главных проблем, а хронометраж — для более тщательного анализа.

Правила борьбы с хронофагами

Как мы уже говорили, целенаправленная борьба с хронофагами — это одна из стратегий улучшения своего тайм-менеджмента. Чтобы эта стратегия была максимально эффективной, желательно придерживаться следующих правил:

1. Работа с хронофагами должна быть системной. Спонтанное выявление и уничтожение поглотителей времени не позволяет нам увидеть картину целиком. Например, мы можем «победить» какой-нибудь пасьянс, на который у нас уходило полчаса в неделю, но не заметить ежедневные «раскачивания» перед работой, на которые у нас уходит по 5 часов в неделю.

Гораздо эффективнее сразу составить полный перечень своих хронофагов и уже после этого принимать по ним какие-то решения. Для системной работы с поглотителями времени можно использовать следующий алгоритм:

2. Не беспокойтесь об единичных хронофагах. Если хронофаг появился один раз и больше не повторяется, с ним можно ничего делать. Например, если мы один раз за неделю отвлеклись на социальные сети, это просто случайность. Если же мы делаем это снова и снова, то это уже проблема, с которой необходимо работать.

3. Убедитесь, что хронофаг не защищает вас. Иногда он может быть неосознанной защитной реакцией на какую-нибудь угрозу: переутомление, ненужную работу и т. д. Например, если мы слишком перегружены делами, то можем искать «спасение» в социальных сетях или в сериалах.

4. Старайтесь определять причину появления хронофагов: они могут быть симптомами более глубоких проблем. Например, мы можем откладывать задачу из-за того, что у нас нет всей необходимой информации для ее выполнения. Даже если мы «преодолеем прокрастинацию», это нам не поможет.

5. Каждый хронофаг требует индивидуального подхода. Перечисленные в этой статье приемы нельзя применять автоматически: всегда нужно исходить из конкретной ситуации.

Например, мы закинули в смартфон аудиокниги, чтобы с пользой провести время в дорожных пробках. Это правильно? Может быть. А может быть нам стоило пересесть в метро и вообще не терять время на пробки.

6. Начинайте с «боссов». В первую очередь побеждайте тех хронофагов, которые воруют у вас больше всего времени. Здесь тоже работает принцип Парето: большая часть потерь приходится лишь на небольшое число хронофагов.

Часто лучше сосредоточиться только на 2–3 самых крупных поглотителях времени и пока не обращать внимания на всякую «мелочь».

7. Используйте комплексные решения. Иногда для успешной борьбы с хронофагом необходимо применить сразу несколько приемов. Например:

8. Делайте регулярную ревизию хронофагов.

Раз в месяц или в квартал составляйте новый список поглотителей времени и сравнивайте его с прошлым списком. Подумайте:

  • Кого вам удалось победить?
  • Кого не удалось победить и почему? Как это исправить?
  • Какие новые хронофаги у вас появились? Почему?

После этого анализа можно составить новый список мер по борьбе с хронофагами и приступить к его реализации.

Поделиться:

Кто сожрал твое время? — OfficeLife

Тайм-менеджмент пошел в массы — слово «хронофаги» не покидает первых полос и заголовков любых изданий, содержащих лайфхаки. Хронофаги эффективных руководителей. Хронофаги молодых мам. Хронофаги менеджеров по продажам. Хронофаги блогеров. Хронофаги веганов. Даже хронофаги трансгендеров (правда, пока только на английском). Кто пожирает наше время? Как с этим бороться?

Во-первых, стоит четко осознать: главный пожиратель своего времени, Великий Хронофаг — это вы собственной персоной. Вы рождаете, раскармливаете и отправляете резвиться на волю (за ваш же счет!) отдельных пожирателей своего времени — хронофагов с маленькой буквы. Истребить хронофагов невозможно, но задача уберечь от них какую-то часть своего времени выполнима.

Откуда вырастает проблема? Время, отпущенное каждому из нас, ограничено: в течение дня — нашими физиологическими потребностями, в течение жизни — неумолимым старением и приближением смерти. Время нужно ценить. Мы правильно делаем, что боремся за его эффективное использование. Парадокс в том, что эта борьба тоже должна вестись эффективно.

Анри де Монтерлан — писатель, который
придумал хронофагов.

Как образцовый обитатель современного офиса организует свою борьбу с хронофагами? Он покупает три-четыре книжки гуру — по тайм-менеджменту, личной эффективности и т. п. — и начинает их читать одновременно (плохо) или последовательно (еще хуже). Так не годится, друзья! Купите одну книжку одного гуру — не плодите хронофагов без нужды.

Первоначально под хронофагами подразумевали именно людей. Понятие «хронофаг» придумал французский классик — Анри де Монтерлан (1895–1972), однако в интернете вы прочитаете о том, что авторство принадлежит другому классику, тоже французскому — Андре Моруа (1885–1967). Разделим лавры поровну, хотя все дело в эрудитах, которые не читали Монтерлана, но читали Моруа. Последний сам признается: «Хронофаг. Словечко это, если не ошибаюсь, придумано Монтерланом».

Перечитывая классику с Office Life:
Андре Моруа

«Хронофаг — это чаще всего человек, у которого нет настоящего дела и который, не зная, на что убить свое время, решает заполнить свой досуг, пожирая ваше.
Наглость этой твари невероятна… Не надейтесь умаслить хронофага, бросив ему поглодать частицу вашего времени. Он ненасытен. Подобно тому как пес, которому один из сотрапезников неосмотрительно кинул крылышко цыпленка, непременно возвращается к накормившей его руке и, умильно глядя, протягивает лапу за новой порцией, так и хронофаг, обнаружив, что перед ним человек мягкий и слабохарактерный, будет безжалостно злоупотреблять этим открытием».

Андре Моруа — писатель, который так популяризировал хронофагов, что теперь их изобретение приписывают ему.

Почему слово «хронофаг» (от др.-греч. chronos — время, pagoi — пожиратели) так быстро перешло на неодушевленные предметы, длительные процессы и абстрактные явления? Время человека стоит все дороже. Объемы времени, скармливаемые вместе с цыплячьим крылышком от Моруа хронофагам, также постоянно росли. Человек стал оглядываться на то, как он это время растратил. В итоге он, как и всякий растратчик, принялся перекладывать ответственность за содеянное не только на окружающих людей, но и на обстоятельства — объективные и субъективные.

Зачем им наше время?

Великий хронофаг — это вы собственной персоной. Вы рождаете, раскрамливаете и отправляете резвиться на волю (за ваш же счет!) отдельных пожирателей своего времени — хронофагов с маленькой буквы.

Попытки классифицировать хронофагов в популярных статьях и книжках гуру спотыкаются уже на первой стадии. Четко выделяются группы: управляемые и неуправляемые, предсказуемые и непредсказуемые, контролируемые и неконтролируемые. С теми, кто непредсказуем и неуправляем, бороться не то чтобы бесполезно, однако инструментарий этой борьбы очень ограничен. Например, очередь в супермаркете вы не заставите двигаться быстрее, но можете начать ходить в другой супермаркет, где вероятность образования очереди ниже. Или еще: если вы регулярно простаиваете в пробках на площади Бангалор, нужно или искать объездной путь (ага, все такие умные!), или ходить на работу пешком (из Каменной Горки в Степянку?), или покупать вертолет (ваш банк прокредитует?).

Вам какой вариант ближе? Борьба с хронофагами — лишь часть борьбы за личную эффективность, а она — лишь часть расстановки жизненных приоритетов.

Топ-10 бытовых хронофагов

1. Дорога.
2. Пробка.
3. Очередь.
4. Беспорядок на рабочем месте.
5. Поиск нужного.
6. Навигация / ориентация
на местности.
7. Перекус/перекур.
8. Хобби.
9. Выполнение просьб
друзей/знакомых.

10. Праздники/встречи.

На практике решение частных проблем находится само собой и достаточно быстро: по дороге домой вы слушаете аудиокнигу, в пробке начинаете дремать, порядок в компьютере наводите с помощью папок, на рабочем столе — с помощью органайзеров, по местности вас ведет навигатор, перекуры и перекусы ограничивает работодатель и т. п. Вопрос в том, как выстроить все это в систему.

Вторая системная ошибка в борьбе с хронофагами связана с тем, что мы живем в информационном обществе и потребляем огромное количество информации. Да, 80% этой информации — треш, «белый шум», отвлекающий внимание, но в информационном потоке они никак не отделены от тех 20%, в которых мы действительно нуждаемся. В итоге борьба за эффективное использование времени либо сводится к предложению не читать, не смотреть, не слушать, либо превращается в конкуренцию почтовых клиентов, мессенджеров и гаджетов: откажитесь от WhatsApp в пользу Viber, нет — лучше откажитесь от The Bat! в пользу мессенджеров, ах, еще раз нет — просто ювелирно настройте и то и другое (о времени настройки умалчивается) и т. п. Все это ироничные гримасы личного опыта: кому-то удобнее WhatsApp, кому-то Viber, кому-то The Bat!, кому-то голубиная почта. Хронофагом может выступать любое устройство или ПО, любой способ получения информации и коммуникации с внешним миром. Не нужно уговаривать не смотреть телевизор — периодически его смотрят даже те, у кого телевизора нет. Вопрос в приоритетах и способах использования, а не в том, кто хорош, а кто плох.

Топ-5 медиахронофагов

1. Соцсети, чаты в мессенджерах и на форумах.
2. Интернет-серфинг.
3. Телевизор.

4. Компьютерные игры.
5. Телефон.

На практике решение частных проблем с медиахронофагами также находится само собой и оказывается достаточно простым. Потребность в общении, чтении, любимом сериальчике и т. п. останется — важно удовлетворять ее так, чтобы не тратить чересчур много личного времени.

Бесполезно задавать хронофагам вопрос, зачем им наше время. Лучше спросите себя, зачем вам отпущенные работодателем, природой или Богом секунды, минуты, часы, дни и т. п.?

Все уже придумано!

Итальянский гуманист Леон Баттиста Альберти занимался тайм-менеджментом еще в XV веке, когда это не было мейнстримом.

Все уже решили до нас, в XV веке. Именно тогда в Италии жил ученый-гуманист Леон Баттиста Альберти (1404–1472), которого можно считать изобретателем современного тайм-менеджмента. Самому Альберти тайм-менеджмент очень помог: он успешно занимался математикой, философией, архитектурой, криптографией, педагогикой, картографией, эстетикой и т. п. Никаких мессенджеров тогда не было, но времени у Альберти на все это хватало. Во-первых, потому что деятели эпохи Возрождения были разносторонне талантливыми людьми и брались за все, что плохо лежит, и их за это называли титанами. Во-вторых, потому что Альберти сформулировал два ключевых правила тайм-менеджмента.

Тайм-менеджмент от Office Life:
правила Альберти

1. Каждый день с утра составлять список дел.
2. Расставлять дела в порядке уменьшения важности.

По мере того как человечество изобретало все большее и большее количество хронофагов, весь последующий тайм-менеджмент только расставлял акценты во втором правиле Альберти. Например, наряду с критерием важности появился критерий срочности. К слову, он вряд ли появился бы, если бы не ряд изобретений: карманный календарь, наручные часы, ежедневник-книжка и т.  п.

Это генерал Дуайт Эйзенхауэр. У него за спиной две мировые войны, два президентских срока и одна матрица Эйзенхауэра. А чего добился ты?

Если рассматривать срочность и важность отдельно (для Альберти, вероятно, они были тождественны), можно прийти к матрице классификации задач, изобретение которой принято приписывать президенту США в 1953–1961 гг. генералу Дуайту Эйзенхауэру (1890–1969). Насчет занятий старины Айка (так называли генерала друзья) педагогикой или архитектурой точно ничего не известно, но за его плечами две мировые войны и два президентских срока. Немало успел, чего уж тут говорить. Американским военным, которым во время Второй мировой войны приходилось перебрасывать из одного полушария в другое огромные количества людей, техники, грузов, да и просто обрабатывать большие объемы информации, современный бизнес обязан рядом достижений — от менеджмента до логистики и коммуникаций. Так что старина Айк, конечно, не титан Возрождения, но мы ему тоже кое-чем обязаны.

Тайм-менеджмент от Office Life:
Матрица Эйзенхауэра

Генерал Эйзенхауэр делил планируемые задачи на четыре категории: 1) срочные и важные; 2) важные, но несрочные; 3) срочные, но неважные; 4) неважные и несрочные. Задачи группы 1 лучше решать сразу и лично, никому не делегируя. Задачи группы 2 Эйзенхауэр считал самыми удобными для решения — человек в режиме работы над задачами группы 2 полезен и эффективен. Задачи группы 3, отнимающие время, но не приносящие ощутимого эффекта, генерал делегировал. Задачи группы 4 просто вычеркивал.

Матрица Эйзенхауэра

Матрицы Эйзенхауэра уже достаточно, чтобы привести дела в порядок и загнать хронофагов туда, где им и положено находиться. Производимые им операции ничуть не сложнее, например, аналитических усилий маркетолога торговой сети (АВС-анализ, XYZ-анализ и прочая проза жизни). Беда в том, что анализируете вы не ассортимент чужого магазина, а собственную деятельность. Из-за этого возникает проблема целеполагания: что мы считаем задачами и как намерены с ними работать. Однако давайте предположим, что с целеполаганием у нас все хорошо, как у старины Айка. Вот он, список задач. Лежит, начертанный большими буквами поперек монитора или ежедневника. Кроме того, от времен Альберти до времен Эйзенхауэра прогресс сделал значительный рывок вперед — сегодня он позволяет вам производить точный хронометраж каждого события или действия. Когда на свет появился современный тайм-менеджмент, первый его совет гласил: хронометрируйте любую свою операцию. Во-первых, анализ затрат невозможен без их измерения, во-вторых, хронометраж здорово дисциплинирует. Кажется, если у вас в руках секундомер, хронофаги близки к разоблачению — и вы вот-вот схватите их за хвост!

Тайм-менеджмент от Office Life:
работа над вчерашними ошибками

Расписываем по пунктам (действие + хронометраж) только что прожитый стандартный день (выходные не в счет). Те действия, которые направлены на решение запланированных задач либо полноценный отдых, выделяем цветом. Все, что не маркировано, — хронофаги, затраченное на них время — ваша жертва им.

Если все так просто в теории, то почему все так сложно на практике? Если вы нагуглите на любом из специализированных сайтов семь и более основных принципов современного тайм-менеджмента, то подтвердится наша догадка о том, что человечество пять веков просто развивало и конкретизировало два правила Альберти. Увы, но тайм-менеджмент — даже самый эффективный — всегда спотыкается о субъективные препятствия: цели, задачи, приоритеты, творчество (личный план, личные правила и пр.), представления об отдыхе. Это — как камни на дороге: за каждым таится стая хронофагов, пожирающих ваше личное время. Камни можно убрать, но легче обойти. Человеку, борющемуся с хронофагами посредством смены мессенджера или отказа от СМИ, стоит понять: рациональнее выстроить новый маршрут, менее затратный и более удобный, чем кружить с танцами и приседаниями вокруг каждого отдельного препятствия. Вам нужна система, опирающаяся на анализ вашего опыта организации личного времени, его сильных и слабых сторон. С этого начинается тайм-менеджмент и заканчиваются всякие хронофаги.

Тайм-менеджмент от Office Life:
7 главных принципов

1. Планируйте свои действия.
2. Формулируйте желаемый результат в конкретные цели и задачи.
3. Фиксируйте свой план действий.
4. Расставляйте приоритеты.
5. Фокусируйтесь на главном.
6. Анализируйте свой опыт. Создавайте собственные правила.
7. Планируйте свой отдых.

Где живут хронофаги?

Здесь мы подходим к самому интересному — причинам зарождения и размножения хронофагов. Вывод, напрашивающийся сам собой, уже фигурировал в статье, но стоит его повторить еще и еще раз: главные хронофаги — это мы сами. Хронофаги плодятся потому, что мы совершаем ошибки в тайм-менеджменте — иногда в единственном числе, иногда сразу целый букет. Их невозможно избежать — можно только минимизировать. При этом ошибки индивидуальны, поэтому лайфхаки по борьбе с хронофагами так редко срабатывают.

Хуже того, все наши косяки и баги, плодящие хронофагов, взаимосвязаны: скажем, прокрастинация и попытка одолеть все проблемы одним махом — частные случаи неправильного планирования или исполнения планов. У менеджеров среднего звена делегирование очень часто упирается в дефицит полномочий по контролю — и это вопросы уже к вашему боссу. Любой управленец, чей карьерный рост был последовательным и размеренным, не свободен от соблазна делать или контролировать все самостоятельно, не делегируя кому-либо. Когда от вышестоящей инстанции нижестоящей спускается план какой-либо реорганизации, в отсутствие полной информации внизу обычно откровенно тянут резину — как из-за инстинктивного желания остаться в зоне комфорта, так и потому, что не могут себе представить, например, зачем собственник переходит на МСФО или интегрирует принадлежащие ему бизнесы в холдинг. Перед избыточными коммуникациями бессильны даже очень очень-очень успешные бизнесмены. Попытка сделать все одним махом чаще всего чревата полной утратой интереса к проекту и эмоциональным выгоранием: взявшись сразу за несколько крупных дел, вы потерпите сразу несколько чувствительных поражений. И все-таки страшнее всего, наверное, путаница с целями и приоритетами — и, видимо, об этом Office Life подготовит отдельную статью.

Перечень главных хронофагов, кочующий из публикации в публикацию (даже в «Википедии» есть одноименная статья, также являющаяся хронофагом!), мы сократили, подредактировали и снабдили пояснениями. Все они сводятся к тому, что нужно планировать, расставлять приоритеты и дисциплинировать себя, а не идти по пути частных решений мелких проблем. Главному хронофагу — нам самим — не хватает навыков рефлексии, самоанализа, методичности. И времени тоже, кстати, не хватает.

Тайм-менеджмент от Office Life: топ-10 хронофагов

 №  Типовая ошибка  Последствия
 1  Нечеткая/ложная постановка цели Если вам не очень ясна цель, вы не сможете найти оптимальный вариант ее достижения.
 2 Отсутствие приоритетов / ошибка в их выборе Если у вас все дела важные и срочные, вы либо не сделаете их, либо не успеете взяться за них.
 3  Неправильное планирование Если план плохой, он не будет выполнен. Если не выполнять хороший план, он тоже не будет выполнен.
 4  Попытка все сделать за один раз  Плохой план: ведет к перегрузке и краху любого начинания.
 5  Прокрастинация Плохой план: вечное откладывание на потом приводит к тому, что когда оно заканчивается, наступают перегрузка и крах всего.
 6  Неспособность сказать «нет»  Ломает все — целеполагание, планирование, приоритеты и т. п.
 7  Избыточная коммуникация Она захлестывает, перехлестывает и чаще всего приводит к остальным девяти типовым ошибкам.
 8  Неполная/несвоевременная информация Целеполагание, приоритеты, планирование идут прахом из-за того, что вы не обладаете всей полнотой сведений о цели и ее достижении.
 9  Отказ от делегирования / делегирование без контроля Задача не будет выполнена, поскольку вы ее или не передоверили, или передоверили не тому, кому следовало бы.
 10 Отсутствие самоорганизованности и самодисциплины  Если вы не можете ни планировать, ни выбирать приоритеты, ни заставлять себя говорить «нет», все пойдет прахом в любом случае.

Хронофагомахия, или Круг замыкается

Дело в том, что борьба с хронофагами — хронофагомахия, если называть ее на греческий манер, — сама является хронофагом, поскольку в отсутствие регулярного менеджмента предлагает частные решения частных проблем. Если подчиненный слишком многословен и общение с ним эмоционально затратно, его легко уволить. Но найти на его место другого, столь же компетентного, однако менее многословного, уже заметно сложнее. Проблема решается, если ставить задачи и делегировать полномочия письменно, но это уже просто классический менеджмент, без приставки «тайм».

Цитата дня

Время, отпущенное каждому из нас, ограничено: в течение дня — нашими физиологическими потребностями, в течение жизни — неумолимым старением и приближением смерти. Время нужно ценить.

Или, например, любимые советы из серии «подключите мессенджер», «настройте почтовый клиент» и т.  п. Наша задача не в том, чтобы обеспечивать производителя ПО спросом, а в том, чтобы сортировать информацию по важности/срочности и фильтровать ее по соответствию задачам и целям. Могут ли действовать разные коммуникационные каналы для разных категорий сообщений? Могут ли существовать разные аккаунты и почтовые ящики, папки и т. п. с разной важностью и срочностью? Всегда ли стоит оглядываться на подсказки органайзера смартфона или адресной книги? Или стоит расставить приоритеты по-своему? Это все уже технические детали — как удобнее осуществлять сортировку и фильтрацию.

Если вы управляете не только своим, но и чужим временем, не игнорируйте биоритмы и потребность в отдыхе. Полностью одолеть хронофагов не удастся — и это особенно заметно на чужом примере. Человек — не механизм. Да и нет еще на земле механизма, КПД которого был бы равен 100%. Вам все равно придется приносить в жертву хронофагам какую-то часть своего драгоценного времени — вопрос в том, сколько вы им готовы отдать. Посмотрите, например, какова разбежка в оценке прожигания времени офисными работниками.

Справка office Life

По данным исследования OnlineMBA.com, 3 часа в стандартном 8-часовом дне офисного работника отдано хронофагам: 44% этого времени занимает интернет-серфинг, 23,4% — общение с другими работниками, 3,9% — просто отдых, 1,3% — поиск другой работы. Опрос The American Time Use Survey, попытавшейся оценить чистое время безделья в офисе, дал средний результат 34 минуты в день, за вычетом результатов сотрудников, которые утверждают, что не отвлекаются, — 50 минут, из которых половина была истрачена на обед, половина — на досуг.

А вы, кстати, убеждены в том, что чудесные сотрудники, уверяющие The American Time Use Survey, что они совсем-совсем не отвлекаются, говорят правду? Чем больше продолжительность труда, тем выше потребность в отдыхе. Еще нюанс: пожилые сотрудники, для которых лишние телодвижения обременительны, тратят на хронофагию гораздо меньше времени, чем наивный и восторженный молодняк. Почему? Во-первых, опыт, во-вторых, осознание проблемы по мере увеличения возраста. Это также стоит закладывать в расчеты. Давайте бороться с хронофагами вместе — системно и в частности. Журнал Office Life готов принести на алтарь этой борьбы цикл статей по целеполаганию, тайм-менеджменту, прокрастинации, делегированию полномочий.

Фото: fineartamerica.com, lamentable.org, inburg.ru, biografieonline.it

хронофаг — Викисловарь

Содержание

  • 1 Английский
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Существительное
  • 2 французский
    • 2.1 Этимология
    • 2.2 Произношение
    • 2.3 Прилагательное
      • 2.3.1 Производные термины

Английский [править]

Этимология

Существительное[править]

хронофаги ( множественное число хронофаги )

  1. (юмористический) Что-то, что тратит время впустую.
    • 2007 , Генри Гамильтон, Phan Rang Chronicles (стр. 60)
      Вечерняя беседа с мистером Вангом, который является хронофагом , хотя и интересным. Здесь нельзя отвернуться, как это сделал Гёте, потому что личные отношения, вероятно, важнее материальных достижений.
    • 2009 , Нэнси Уильямс, Пенни за ваши мысли (стр. 144)
      Плохие предложения имеют банальное влияние. Противодействовать им. Ваши усилия по развитию самодисциплины пропадут даром [ sic ] , если вы не овладеете искусством борьбы с пожирателями времени. Это хронофага .

FWOTD — 4 июля 2022 г.

Этимология0094 -фаг

.

Произношение

  • Аудио (файл)
  • Гомофон: хронофаги
  • Дефис: chro‧no‧phage
  • Прилагательное

    1. много времени
      • 2021 17 сентября, Марлен Дюрец, цитируя @yanntoutcourt, «Sur TikTok, des profs changent de tactique», в Le Monde [1] :

        Или глобальный априорный негатив для TikTok : бесполезный, неуместный и

        (пожалуйста, добавьте английский перевод этой цитаты)
      • 2021 27 ноября, Валентин Перес, цитируя Жоржа Папалексиса, «Chez le joaillier Zolotas, les méticuleux rayons d’or», в Le Monde [2] :

        «Il faut dire que c’est un savoir-faire très chronophage qui va à l’encontre de la productivité de notre époque», souligne Georges Papalexis qui s’est formé entre Paris et Anvers.

        (пожалуйста, добавьте английский перевод этой цитаты)
      • 2021 9 декабря, Роксана Азими, «Ils« noircissent »Википедия для« avoir une bibliothèque à l’image du monde »», в Le Monde [3] :

        Pas simple toutefois de garder la flamme vive sur la durée. Bénévole et chronophage , l’activité n’est pas toujours, совместимый с профессиональной и семейной жизнью.

        (пожалуйста, добавьте английский перевод этой цитаты)
    Полученные термины [Редактирование]

    . Хр.0002

    Содержание

    • 1 Английский
      • 1.1 Этимология
      • 1.2 Произношение
      • 1.3 Прилагательное
        • 1.3.1 Связанные термины
        • 1.3.2 Переводы

    Английский

    Произношение[править]

    • (Полученное произношение) IPA (ключ) : /kɹɒ. ˈnɒ.fə.ɡəs/
    • Аудио (RP) (файл)
    • Дефис: chro‧no‧phag‧ous

    Прилагательное

    1. (редко) Требует много времени.
      • 1908 , Харви Вашингтон Уайли, Принципы и практика сельскохозяйственного анализа; Руководство по изучению почв, удобрений и сельскохозяйственных продуктов; для использования аналитиками, преподавателями и студентами сельскохозяйственной химии , том II (Удобрения и инсектициды), 2-я ред. и энл. издание, Истон, Пенсильвания: Chemical Pub. Co., OCLC 2330023 , стр. 425:

        Метод, однако, не может считаться строго научным и является гораздо более утомительным и хронофагическим , чем прямое определение.

      • 1978 , Sorin M. Rǎdulescu, Viitorul Social: Revistǎ de Sociologie și științe Politice [ The Social Future: Journal of Sociology and Politicology ], Bucharest: Academia Republici romiste rom. :

        Являясь хронофагической деятельностью, сокращающей бюджет досуга населения, транспорт также предполагает большие затраты физической и нервной энергии в ущерб трудовым возможностям […]

      • 1994 , Азиз Аль-Азмех, «Хронофагический дискурс: исследование клерикально-юридического присвоения мира в исламской традиции», Фрэнк Э. Рейнольдс и Дэвид Трейси, редакторы, Религия и практическая причина: новые эссе в Сравнительной философии религий (На пути к сравнительной философии религий), Олбани, Нью-Йорк: State University of New York Press, → ISBN , название главы, страница 163:

        Хронофаг Дискурс: исследование клерикально-правового присвоения мира в исламской традиции

      • 1996 , Азиз Аль-Азмех, «Культурализм, великий рассказ о ликующем капитализме», в Аниндите Нийоги Балслев, редактор, Межкультурный разговор (инициация) (Серия культурной критики Американской академии религии; № 5) , Oxford: Oxford University Press, → ISBN , стр. 91:

        [У] нас есть исторические массы, истолковываемые как отдельные состояния или постоянные условия филогенеза. Они воспринимаются как сверхисторические массы, говорящие тоном хронофаг дискурс. Таким образом, общества и нации возникают и падают, но не меняются в каком-либо серьезном смысле, и колесо фортуны буквально приводится в движение внутренними, непереходными, самодостаточными пневматическими импульсами ([Иоганн Готфрид] Гердер, Kräfte ), которые вместе могут быть описаны термином Volksgeist .

      • 2012 27 октября, Станислас Краланд, «Французам уже не хватало сна в 1962 году», в The Huffington Post :

        Поскольку современная жизнь хронофагична и необходим отдых, мы изобрели гипнотерапию — обучение во время сна.

      • 2014 , Дафна Карфункель-Дорон; Зиппора Браунштейн; Карен Б.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts