Индивидуального сознания примеры: Общественное и индивидуальное сознание — урок. Обществознание, 10 класс.

Общественное сознание: понятие, основные элементы, формы

Приветствую Вас, друзья!

Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума. Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.

Что такое общественное сознание?

Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов. Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.

Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием. На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.

Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.

Формы общественного сознания

Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм. Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е. политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:

  1. Политическое сознание, представляющее собой систематизированные знания и суждения, позволяющие социуму понять сферу политики. Политическое сознание является основой для других форм общественного сознания, отражая не только политические, но и экономические интересы различных слоев общества. Оно активно влияет на социум, затрагивая все области общественной жизнедеятельности, включая жизнь отдельных его представителей.
  2. Правовое сознание является совокупностью знаний и оценочных суждений, относящихся к осознанию социумом права и его применения. Эта форма сознания немыслима в отрыве от политики, в ней проявляются связанные с политической активностью интересы различных групп, входящих в состав общества. Помимо этого, и само правосознание оказывает прямое влияние на политическую и экономическую сферы (через выполняемые им в обществе регулятивные и контрольные функции).
  3. Нравственное сознание понимается учеными как сложившийся исторически перечень моральных принципов, призванных регулировать взаимоотношения между отдельными индивидуумами, а также между конкретным человеком и социумом и др. На него возлагаются преимущественно регулятивные функции по осуществлению своеобразного контроля над общественной жизнью.
  4. Эстетическое сознание
    отражает окружающую нас реальность посредством набора сложных переживаний, связанных со сферой прекрасного и возвышенного, трагичного и комичного и т.д. Оно формирует общественный вкус, направленный на творческую деятельность людей и область искусства.
  5. Религиозное сознание представлено опытом людей в области их отношения к высшим силам и ощущения связи с ними. Также оно связано с другими формами общественного мышления, прежде всего — с его нравственной составляющей. Являясь сознанием мировоззренческого типа, оно существенно влияет на все стороны жизни своего носителя.
  6. Естественнонаучным сознанием называют систему подтвержденных и научно обоснованных знаний о природе, людях и социуме. Такой тип сознания представляет собой одну из важнейших характеристик любой цивилизации.
  7. Экономическое сознание
    отражает накопленные обществом знания об экономике и экономических потребностях социума, формируемых конкретной экономической реальностью.
  8. Под экологическим сознанием понимается совокупность сведений о взаимоотношениях между природой и людьми, данные отношения являются результатом общественной деятельности человека. Эта форма сознания формируется целенаправленно, в результате воздействия на индивидуума ряда государственных, информационных и социальных институтов.

Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.

Уровни общественного сознания

В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

Обыденный уровень

Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.

Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.

Теоретический уровень

Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.

Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.

Элементы общественного сознания

В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов. К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.

Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике. К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде. Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.

Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.

Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом. Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией. Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.

Связь между общественным и индивидуальным мышлением

Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.

Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.

Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.

Заключение

Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума. На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости. Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.

9) Индивидуальное и общественное сознание, формы общественного сознания

Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Индивидуальное сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.

Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.

Общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания. Но, с другой стороны,  индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности:

1.         Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп.

2.         Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп.

3.         Нравственное сознание. Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т.д.

4.         Эстетическое сознание. Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.

5.         Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное.

7.         Естественнонаучное сознание. Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.

8.         Экономическое сознание. Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества.

9. Моральное сознание, с точки зрения многих философов, – это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного.

Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой.

Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ:

1.         Обыденное, или эмпирическое сознание.

Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.

Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений.

2.         Научно-теоретическое сознание. Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их. Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.

д.

Природа сознания

Природа сознания Природа Сознания
Возврат на индексную страницу

Пожалуй, нет более неприятной проблемы как для философов, так и для ученых, чем описание природы сознания. Рефлективная природа сознания, его способность рассматривать себя, обеспечивать ощущение бытия, привело некоторых философов предположить, что оно характеризует самую суть того, что значит быть человек. Или, говоря словами Декарта:
Cogito ergo sum

Этот смысл улавливает только один ряда значений, которые стали характеризовать сознание в современные времена. Современные психологические взгляды на сознание берут свое начало в классической работе Уильяма Джеймса, Принципы психологии (1890). Большинство качеств, которые он приписывает, легко обнаруживаются путем самоанализа. несколько недифференцированный взгляд на сознание по сравнению с более современным Счета. Они представлены ниже:


  1. Каждая мысль имеет тенденцию быть частью личного сознания.
  2. Внутри каждого личного сознания мысль всегда меняется.
  3. В каждом личном сознании мысль чувственно непрерывный.
  4. Всегда кажется, что он имеет дело с объектами, независимыми от сам.
  5. Интересуют некоторые части этих объектов до исключения других и приветствует или отвергает выбирает из них в слово все время.


Одна из проблем с современных счетов состоит в том, что сознание определяется в терминах числа различных видов деятельности ума. Философский, информационный теоретик, и нейробиологические подходы часто используют сознание для обозначения различных вещи. Просто обратите внимание на разницу между использованием «сознательного» для обозначения бодрствовать (не в коматозном состоянии), осознавать (я ощущал действительно странное запах в комнате), какое-то экзистенциальное состояние (я вдруг смысла моей жизни и моего места во Вселенной). Пинкер (1998), определил эти различные варианты использования в

How the Mind Works и также относительный успех научных объяснений этих обычаев. Он предлагает по крайней мере три способа использования термина «сознание»:

1.    Самопознание

  • Ощущение себя как сущности. Я не только вижу красный, я знаю, что это я, доктор Фред, вижу красный. Здесь сознание определяется как построение внутренней репрезентации мира, включающей себя. Именно в этом смысле этот термин чаще всего используется в академических целях учеными-когнитивистами.
  • При таком определении когнитивная наука обеспечивает довольно хорошее объяснение природы сознания с точки зрения внутреннего представление о себе, включая самоконтроль. Далее, это учетная запись легко моделируется в компьютерных программах, которые могут проверять, сообщать и изменять себя на основе доступной информации.

  •  
2.    Доступ к Знания
  • Это определение сознания относится к способности вербализировать чувственный опыт, содержание памяти и мышления. Примерно эквивалентно тому, что мы называем осознанием, или тому, что ученые-когнитивисты вызов кратковременной памяти
  • Совершенно очевидно, что существует два источника информации, которые нервная система система использует для обработки информации ту, которая немедленно доступна к системам, которые лежат в основе вербальных отчетов, рационального мышления и принятия решений создание и то, чего нет. Некоторая информация в последнем никогда не доступны, такие как функции вегетативной нервной системы и расчеты которые нервная система использует при обработке (например, использование информации о несоответствии сетчатки в обеспечении ощущения визуальной глубины). Другая информация, доступная не сразу, может стать осознанной и База данных знаний Visa Versaone и долговременная память являются примерами последнего.
  • Любой обработчик информации должен иметь ограниченный доступ потому что у информации есть как издержки, так и выгоды (пространство или объем памяти, время, ресурсы).
  • Есть четыре очень очевидных возможности доступа к сознанию:
  1. Мы осознаем богатое поле ощущений и далее, содержание этого осознания находится на промежуточном уровне интеграции. не знают о происходящей обработке более низкого уровня. Объекты приходят к нам уже интегрированными как значимые сущности с некоторыми перцептивными постоянство (например, уголь на солнце, снежок в помещении). То, что мы воспринимаем, — это высоко обработанный продукт — сцена в видении, мелодия. на слух, осмысленные слова на языке, а не блики или последовательности высоты звука.
  2. Второй особенностью является вниманиеесть ограничения на количество информации, которое мы можем обработать в любой момент времени. Внимание подобно прожектору, который доводит до сознания определенную информацию. Интересно, что, поскольку мозг является устройством параллельной обработки, обработка может происходить и происходит вне сознания. Многие квалифицированные задачи теперь вы выполняете автоматически, не «думая», что изначально требовалось очень сосредоточенное внимание. (Вождение автомобиля, игра на клавиатуре, езда на велосипеде чтобы назвать несколько.)
  3. В-третьих, содержание доступа к сознанию эмоционально цветной. Этот факт свидетельствует о функциональной эволюции сознания. развивался с какой-то целью. Мотивация и эмоции — это движущийся двигатель организм к какому-либо концу. Разум и сознание не пришли потому что они были изящными вещами, а скорее потому, что они способствовали выживанию и, следовательно, размножению организма.
  4. Наконец, сознание доступа имеет исполнительную функцию который принимает решения и делает выбор — то, что мы ощущаем как себя, воля, «я». Исполнитель демонстрирует намерение (в философском чувство) в управлении телом, чувствами, умом и т. д.

  5.  
3.    Чувство
  • Это чувство сознания больше всего используется философами. и богословыфеноменальное осознание, субъективный опытчувство находясь в мире. Ощущение «я есть».
  • Именно это чувство сознания составляет основу когнитивной науки. или любая наука, имеет трудности с объяснением. Но требует ли объяснение?
  • Pinker (1998), в разделе заданного чтения на сознание, предполагает (особенно в вопросах, которые он ставит в этом раздел), что чувствительность является эмерджентным свойством обработки информации. система.
  • Он цитирует работу Деннета и других функционалистов. которые считают, что как только мы изолируем вычислительную и неврологическую корреляты доступа к сознанию, объяснять уже нечего. В этом контексте чувствительность рассматривается как «эпифономен», побочный эффект. систем обработки информации, объединяющихся для создания сознания доступа. Хотя описание разума может быть интересным философским упражнение, оно не добавляет и не умаляет нашего понимания того, как ум работает


Пытаясь ответить на вопросы, которые он задает в раздел, посвященный чувствам, является ценным упражнением и поможет вам отточить собственное понимание и взгляды на эти вопросы. Удачи!!

Вернуться к началу
 

Открытый доступ SCIRP

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Компьютерные науки и коммуникации
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи
  • Исследование распространения комплекса Acinetobacter baumannii в стоматологической больнице с использованием мультиплексной ПЦР()

    Акира Фукацу, Осаму Цузукибаши, Хироси Ямамото, Юдзи Такахаси, Кейсуке Усуда, Мана Фучигами, Тиаки Комине, Сатоси Утибори, Кодзи Умэдзава, Сачио Хаяси, Такаши Асано, Масанобу Ваками, Хироши Мураками, Тайра Кобаяси, Масахико Фукумото

    Открытый журнал стоматологии Том 13 № 7, 14 июля 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojst.2023.137018 6 загрузок  51 просмотр

  • Системы с поддержкой искусственного интеллекта в анестезиологии и их точка зрения на сегодняшний день — обзор ()

    Фиона М. П. Фам

    Открытый журнал анестезиологии Том 13 № 7, 14 июля 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojanes.2023.137014 10 загрузок  61 просмотр

  • Липосомальный бупивакаин для плоскостной блокады, выпрямляющей позвоночник, и межлестничной блокады при резекции лопатки и проксимального отдела плечевой кости (9)

    Мохамад Аюб, Шри Колли, Хусиен Талеб

    Открытый журнал анестезиологии Том 13 № 7, 14 июля 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojanes.2023.137013 4 загрузки  30 просмотров

  • Оценка безопасности дихлорметанового экстракта Hysterionica pinifolia : потенциальное сырье для разработки биопестицидов ()

    Ингрид М. Куфре, Адриана М. Бруссалис, Сусана Б. Горзальчани

    Journal of Biosciences and Medicines Vol.11 No.7, 14 июля 2023 г.

    DOI: 10.4236/jbm.2023.117007 4 загрузки  35 просмотров

  • Проспективное многоцентровое постмаркетинговое наблюдение для оценки эффективности и безопасности ранитидина гидрохлорида (150 и 300 мг IR/CR) у индийских пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (PROGRADE)()

    Акаш Шукла, Анил Кумар Авасти, Рамеш Рао, Давеш Пракаш Ядав, Нилеш Нолха, Раджеш Пендлимари, Санджив Дуа, Шриш Бхатнагар, Равиндра Мот, Ашиш Бирла, Джей Савай, Капил Мехта, Шашанк Салунке

    Открытый журнал гастроэнтерологии Том 13 № 7, 14 июля 2023 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts