Как в условиях тревоги и перемен «отключить» инстинкт самосохранения и добиться результата — объясняет профессор Гарвардской школы бизнеса
Психология
В стрессовых условиях у нас так сильно активируется инстинкт самосохранения, что он мешает принимать взвешенные решения. Как во время резких изменений самому сконцентрироваться на возможностях, творчески переосмыслить ситуацию и помочь другим — объясняет выпускник MIT, а ныне профессор Гарвардской школы бизнеса Джон Коттер в своей новой книге «Стратегии перемен. Как добиться выдающихся результатов в нестабильные времена».
О чем речь?
Профессор Гарвардской бизнес-школы Джон Коттер выделяет два механизма, которые включаются у человека во время резких изменений, — «канал выживания» и «канал процветания». Первый — сравним с инстинктом самосохранения — мы оперативно реагируем на угрозу и ищем способы ее устранить или избежать. А второй — предполагает поиск сил и ресурсов не только для обхода опасностей, но и для креативных решений. Ученый отмечает, что в стрессовых ситуациях у человека первоначально включается именно инстинкт самосохранения, который не позволяет активизировать внутренние ресурсы и найти грамотное решение. В своей книге он делится тактическими приемами, которые помогут успокоить перегретый «канал выживания» и активировать спящий «канал процветания» как отдельно взятым людям, так и целым организациям.
Шаг № 1. Оцените ситуацию, чтобы определить, какие барьеры мешают новым лидерам
Это означает, что вы должны идентифицировать ваши личные триггеры для активации каналов выживания и процветания и оценить уровень этой активации. Системы выживания и процветания жестко запрограммированы в организме, но вот чувствительность и реакция на те или иные стимулы зависят от личного опыта и контекста. Чтобы понять свои триггеры, вам нужно тщательно и глубоко обдумать ваши реакции и чувства и их влияние на ваше поведение как лидера. Оценка текущей ситуации полезна и на организационном уровне. Чего больше в организации — тревоги или волнующего ожидания будущего? Различаются ли эти чувства в разных департаментах? Что вызывает перегрев канала выживания вообще у всех, что — у конкретных отделов, департаментов и функций? Важны контекст и история: например, прошлые успехи или провалы компании в деле освоения новых цифровых инструментов. Процессы и системы могут влиять на «радар выживания», делая его более или менее чувствительным.
Шаг №2. Подготовьтесь к лидерству
Чтобы продемонстрировать лидерские качества самому и вдохновить стать лидерами других, вы должны обязательно активировать и канал выживания (но не слишком сильно), и канал процветания (но не слишком слабо). Если канал процветания недостаточно активен, можно использовать в качестве триггера рассуждения о перспективах, которые одновременно увлекательны, реалистичны и важны лично для вас. Сосредоточившись на возможности чему-то научиться и обдумав свою вероятную конкретную роль, вы сможете активировать канал процветания. Задайте себе, например, такие вопросы: «Каким должен быть положительный результат? Что я почувствую, достигнув этого результата? В каких переменах я заинтересован лично? Какая самая интересная или волнующая работа ждет нас впереди?» Если активировать канал процветания трудно из-за перегрева канала выживания, то начните с идентификации триггеров выживания.
Поищите способ перевести дыхание и успокоиться, хотя для большинства из нас это проще сказать, чем сделать. Научитесь определять, когда у вас начинается избыточная реакция выживания: эти знания могут помочь разрушить цикл негативного мышления. Сознательная активация каналов выживания и процветания поможет вам лучше распознавать угрозы, игнорировать информационный шум, не вызванный реальными кризисами, испытывать и демонстрировать искренние чувства и предпринимать полезные и/или необходимые действия, которые позволят и вам, и организации сполна воспользоваться новыми возможностями.
Шаг №3. Активируйте канал процветания и модулируйте канал выживания в организации
В контексте организации агрессивная активация канала процветания зарождается тогда, когда все начинают чаще обдумывать и обсуждать возможности, а не проблемы. Упорный поиск возможностей даже во время трудностей, кризисов или пандемии требует понимания окружающей среды. Какие трудности стоят перед организацией? Чего она сможет добиться, если внедрит инновации и начнет думать и действовать иначе? Какие потребности клиентов, сотрудников, поставщиков, акционеров или общества в целом не удовлетворяются и что вы получите, если удовлетворите их? Ответив на эти вопросы, вам как лидеру следует организовать в своей компании поток сообщений о грядущих возможностях. Такие сообщения затрагивают сердца, а не только умы, и люди вовлекаются в работу, потому что хотят этого, а не просто потому, что обязаны. Некоторые сотрудники будут готовы сразу же приступить к активным действиям, и хорошие лидеры умеют извлекать выгоду от их инициативности. Вместо того чтобы вкладывать избыточные ресурсы в убеждение пессимистов, они начинают с той точки, где энергия уже есть, и дают ей нарастать самостоятельно. Для этого обращаются не только к тем людям, к которым привыкли обращаться. Они поощряют лидерские действия от кого угодно — даже от тех сотрудников, кто раньше не был на хорошем счету.
<…>
Шаг №4. Снизьте шум, вызывающий в организации избыточную активацию канала выживания
Современная организация в своей основе — это способ избавиться от неуверенности и свести к минимуму риск. Но, с другой стороны, это может привести к излишнему сосредоточению на угрозах или на том, что кажется угрозами, а в этот список могут входить любые действия, которые ставят под сомнение статус-кво. Мы все не раз видели эти послания, иногда передаваемые не напрямую, а исподволь: например, не сделаешь в точности то, чего от тебя хочет твой начальник, или начальник начальника, или кто угодно, кто выше тебя в иерархии, и последуют санкции — от незначительных до очень суровых; опоздаешь на собрание, оденешься не так, как нужно, нарушишь любую культурную норму — берегись.
Здоровый уровень активации канала выживания необходим, чтобы заметить реальные угрозы и бороться с ними, но подобные этим бесконечные залпы тревоги активируют его слишком сильно и отключают канал процветания. <…> Новый способ мышления говорит, что определение приоритетов должно начаться с оценки реальных угроз и возможностей, а затем уже мы начинаем выяснять, где необходима реакция выживания, а для чего нужно активировать канал процветания. Держа все это в уме, вы оцениваете все действия и инициативы как с точки зрения эффективности решения проблемы, так и с позиции «насколько сильно они активируют канал выживания». Вы задаете вопрос: может ли это конкретное действие вызвать реакцию выживания во всей организации? Если да, то его нужно выполнять, только если вы точно уверены, что перед вами серьезная угроза. Поможет и полная открытость: объясните сотрудникам, почему вы предпринимаете то или иное действие и каких результатов ждете. Это может уменьшить необоснованный страх и тревожность. Внимание к снижению риска, которое проявляют большинство современных организаций, мешает им понять, что стратегии усиления контроля — например, введение новых метрик качества или усиленное наблюдение за расходами — могут повышать тревожность и страх у сотрудников и, соответственно, перегревать канал выживания.
<…>
Шаг №5. Подкрепите канал процветания в организации, празднуя прогресс
Концентрация на возможностях и образе лучшего будущего способна активировать канал процветания. Стабильная доза положительных эмоций и связанных с ними химических веществ может поддерживать эту активацию в течение невероятно долгого времени. Роль, которую играют повторяющиеся положительные эмоции, легко проследить практически во всех историях о великих лидерах XX века. Снова и снова мы видим в этих историях не только сами уникальные шансы, но и действия, и даже целые модели поведения, которые помогают направить энергию людей в нужное русло, поддерживать фокус на лучшем будущем и вызывать позитивные эмоции. Несмотря на все барьеры, люди очень быстро мобилизуются для создания лучшего будущего для своей группы, строительства чего-то очень важного. Каждый успех и каждая победа празднуются. С каждым новым успехом запасы энергии пополняются, и все больше людей хотят присоединиться к движению.
Отрывок для публикации предоставило издательство «МИФ».
Следите за нашими новостями в Telegram
Автор:
Мария Агафонова,
Теги:
Бизнес
Инстинкт самосохранения у человека, у детей
Инстинкт самосохранения – это особая форма поведения, направленная на защиту собственной жизни и здоровья. Инстинкт самосохранения это базовый инстинкт, являющийся врожденным свойством человека. Он активен постоянно, но особенно активизируется в момент боли или страха, предчувствия потенциальной угрозы для жизни или опасной ситуации. Свойствен всем живым существам, также присутствует у животных. Они, точно, как и люди, имеют врожденную способность действовать с целью обезопасить свою жизнедеятельность.
Инстинкт самосохранения у животных выражается в сезонных перелетах птиц, спячке у млекопитающих, погружении рыб в ил, во время пересыхания водоемов, миграции и так далее. Возникновение ощущения боли является негативным явлением, провоцирующим аномальное состояние существа, которое нужно немедленно устранить, поскольку оно причиняет дискомфорт организму и может нанести ущерб. Руководимое страхом и болью существо пытается найти такое убежище, в котором его недостанет предполагаемая угроза.
Отсутствие инстинкта самосохранения случается вследствие влияния социально-психологических факторов на развитие личности человека. Снижается способность к восприятию подсознательных сигналов тревоги и также к явной опасности. Пусковым механизмом внутреннего механизма защиты является чувство страха, с помощью которого человек может осознать сложность и опасность ситуации и взвесить свои физические возможности.
Люди без инстинкта самосохранения зачастую становятся самоубийцами. Поведение людей, наложивших на себя руки, совершенно несвойственно для человеческой психики. Только человек, ограниченный в своих проявлениях свободы, способен на подобные поступки.
Инстинкт самосохранения у человека
Иногда понятие самосохранение используется в переносном смысле, когда описывается процесс адаптации человека в обществе, с намерением избежать психологических и эмоциональных травм.
Еще во времена дикой природы человек для выживания имел в запасе жизненно важные навыки, которые возникли под воздействием единственного стремления – выжить, в совсем неподходящих для этого условиях.
Самосохранение человека является очень сильным защитным механизмом человеческой личности. И чтобы осознать значение этого механизма нужно понимать, каким образом он действует. Существует несколько типов проявления такого инстинкта.
Биологическая неосознанная форма – неосознанные акты поведения, которые ориентируются на избегание опасности для человека. Например, бегство от источника опасности, во время которого, человек не успевает продумать, куда ему нужно бежать от опасности, но ноги сами начинают куда-то нести. Такое бессознательное бегство или избегание от предметов или явлений, способных причинить боль, говорит о желании спастись, остаться в живых.
Биологически осознанная форма проявляется в виде укрытого соображения пользы или безопасности. В большинстве случаев человеком осознается опасность и он, руководствуясь своим разумом, ищет способы выхода из сложившейся, несущей угрозу ситуации.
Инстинкт самосохранения это базовый инстинкт и самый сильный, поскольку он определяет главную задачу человека – его выживание. Если соотнести все инстинкты человека и попробовать сравнить по степени их важности, то становится очевидным, что инстинкт самосохранения является определяющим, а все остальные – примыкающими к нему. Инстинкт голода, жажды, материнства, власти, интимный – устремлены на то, чтобы человек сумел выжить.
Инстинкт самосохранения это базовый инстинкт и его целиком можно назвать стремлением к выживанию, через сохранение потомства и продолжение рода.
Инстинкт самосохранения имеет тесную связь со страхом, а все производные инстинкты относятся к этому состоянию. Действительно, если человек стремится получить власть, он боится, что не получит ее, когда человек ощущает аппетит, он боится, что может остаться голодным. Эти страхи демонстрируют, что независимо от намерений человека, он в любом случае переживает и боится за себя, за свои интересы, за свою жизнь. Такой процесс происходит все время, только люди этого не замечают, не осознают, когда их желания и их поведение заставляют действовать каким-то определенным образом. Большая часть таких процессов протекает в состоянии подсознания, минуя сознание.
Инстинкты заставляют определенным образом реагировать человека на ситуацию, но эти реакции, даже если очень эффективны во многих случаях, могут оказываться ошибочными, в основном из-за отсутствия необходимой информации и идентификации угрозы.
Часто инстинкт самосохранения оказывается бессмысленным страхом. Во многих случаях он становится преградой в выживании человека. Это обусловливается бессознательным проявлением данного инстинкта. Например, когда происходит бессмысленная паника, ее появление может только привести к худшему исходу, инстинкт бегства иногда лучше бы выражался слабее, чтобы человек осознал, что эффективней будет принять бой. Бывают и другие случаи, в которых сомнения, которые вызываются страхом приводят к упущенным возможностям.
Проявление инстинкта самосохранения, построенного на инстинкте власти, основанного на стремлении выжить и обрести стабильную безопасность своего социального статуса, осмысленным не назовешь. Нечасто люди понимают, зачем им нужна власть и сила, которую они с ней приобретают.
Часто борьба за власть приводит к самым неожиданным и негативным последствиям, летальный исход человека не оставляет ему возможности оставить потомство, следственно, человек не выполняет своего природного предназначения в продолжении своего рода, и того на что его инстинкт самосохранения направлен. Для того чтобы хорошо понять работу инстинкта, направленного на выживание, человеку нужно задуматься над всем тем, что он делает в своей жизни, в первую очередь, оценить свое положение в обществе. Необходимо задуматься об этом, и поставить перед собой задачу выживания, сопоставить все плюсы, которые помогают человеку выжить, и минусы, которые становятся преградой в этом.
Если у человека проблемы с наличием еды, его будет преследовать страх остаться голодным, поведение относительно этого страха будет специфическим, например, человек начнет очень трепетно относиться, даже к самым простым приемам пищи, он будет самые простые блюда принимать за изысканные рецепты.
Когда человеку не хватает близости, его поведение будет отторгать его от других людей, он просто будет им завидовать и агрессивно действовать по отношению к ним, психика будет подавленной. Такие люди становятся очень ревнивыми, в них появляется неуверенность в себе, им трудно поддерживать отношения с другими, особенно с представителями противоположного пола.
В общественной жизни определенные проявления человеческих инстинктов притупляются под влиянием нравственных норм, такие как инстинкт власти или половой, которые направляют поведение человека на достижение жизненных целей и при этом придают человеку огромную энергию. Таким образом, у людей вырабатывается бессознательный страх, примитивная форма инстинкта самосохранения, которая способствует тому, что люди начинают бояться своих действий, которые как они считают, могут навредить им.
Благодаря инстинкту самосохранению, даже самый трусливый человек способен выжить, но все-таки большинство людей являются очень уязвимыми перед опасностью и в большей степени, социальным потрясением.
Когда идет война, всегда большую часть утрат составляет мирное население, не приспособленное к насилию, агрессии, их воспитывали так, что единственной формой проявления их инстинкта самосохранения является страх своих действий.
Инстинкт самосохранения у человека пример. В США и странах Европы люди возлагают надежды на то, что их защитят те, чьим призванием это является, вместо того, чтобы попробовать самому себе помочь и ни на кого не рассчитывать, не перекладывать свою жизнь на руки других людей, а верить только в собственные силы. Здесь видно, как проявляется стремление к самосохранению, оно натренировано так чтобы люди основывали свою реакцию на ложном представлении об опасности. Они желают жить и выжить, но не знают, каким образом им это сделать. Здесь имеет место сильное внушение . Человека можно научить не бояться, точно так же можно и внушить ему сильный страх, и определенную стратегию действий, согласно которой человек будет действовать в ситуации угрозы. Часто можно услышать о том, каким бессмысленным образом люди могут вести себя в критической ситуации.
Инстинкт самосохранения очень необходимая способность и он должен соответствующим образом развиваться, определяя личное поведение в разнообразных ситуациях, также стремясь к достижению целей, развивать определенные качества в себе.
Иногда бывают ситуации, в которых требуется физически развитое подготовленное тело человека, способствующее в выживании, иногда ситуации требуют умственных способностей, хитрости, смекалки и многих других навыков.
Детальное исследование своих качеств, необходимых в выживании, определение своего настоящего положения в обществе, поможет человеку в расстановке приоритетов в жизни, согласно которым он будет стремиться к первостепенно нужным ему целям, а выражение инстинкта самосохранения станет более осознанным, таким образом, и реакция на опасную ситуацию будет тогда максимально эффективной.
Цель выживания, оставления потомства – это главное предназначение человека, то, что диктует природа и то, что человек чувствует, когда действует относительно инстинктам, в первую очередь, инстинкта самосохранения.
Люди без инстинкта самосохранения «в чистом виде» не существуют, поскольку это врожденное качество, но отклонения возможны, они проявляют определенное специфичное поведение. У них присутствуют аутодеструктивные действия.
Деформирован инстинкт самосохранения у человека пример: нанесение физического ущерба, самоповреждение, самокалеченье, увлечение пирсингом среди подростков, нанесение татуировок, трихотилломания среди детей и подростков (стремление выдергивать и есть собственные волосы).
Инстинкт самосохранения у детей
Как уже говорилось, инстинкт самосохранения появляется с рождения и, как и все действия, ориентирован на выживание ребенка, он хочет есть, пить и чтобы мама была все время рядом.
Инстинкт самосохранения у детей выражается особым образом.
Он очень чуткий и практически любая необычная ситуация, какой-то предмет, действие, присутствие незнакомого человека, громкий звук способны вызвать очень сильный страх. От рождения ребенок «знает», что он должен выжить и хотя его физическое состояние пока еще очень слабое, инстинкт работает на все сто процентов, иногда даже слишком, выдавая сигналы об опасности в первой незнакомой ситуации, поскольку психологическое состояние ребенка еще не настолько стабильное, чтобы он сам мог справиться со своим страхом.Отсутствие инстинкта самосохранения у детей может привести к тому, что они подвергаются опасности навредить самим себе и нанести ущерб здоровью. Так, малыш может мокрыми руками лезть к розетке, или сунуть руку в огонь на плитке. Поэтому ребенок в таком возрасте должен быть под надежным присмотром родителей, они должны рассказывать ему, что для него может быть опасным, объяснить, что после этого будет очень больно, и чего нужно бояться. И со своей стороны родители должны принять такие меры, чтобы минимизировать источники опасности для ребенка.
Часто под таким отсутствием самосохранения таится большая заинтересованность, высокая познавательность внешнего мира, вот только дети, еще не научились тому, какой исход это может иметь. Только испытав определенный опыт, они начинают запоминать, что определенные предметы несут в себе опасность.
Если ребенок не отдергивает руку от огня или горячей кастрюли, а продолжает так держать, это может значить, что у него проблемы с реакцией, в нервных процессах преобладает торможение и оно выходит за рамки нормального, или патологии нервной системы в передаче сигнала к мозгу. Это становится большой проблемой, поскольку ребенок начинает привыкать к тому, что не чувствует боли, приводя к многочисленным травмам. В таком случае необходимо обращаться к врачам.
Отсутствие инстинкта самосохранения у детей должно компенсироваться родительской защитой. Родители должны пристально смотреть за детьми. Новорожденный малыш еще не способен реагировать ни на звуки, ни на резкие движения, которые являются типичными раздражителями инстинкта самосохранения. Эти реакции вырабатываются со временем, но только после того, как присутствие мамы уменьшается. Как только мама отлучается на более длительный строк, ребенок сразу дает об этом знать, начинает громко плакать и мама возвращается к малышу. Неважно, какая причина побудила ребенка плакать: голод, желание поменять пеленки или что-то другое, основное, что заставляет ребенка плакать – действие инстинкта родительской защиты, то есть реакция ребенка на отсутствие защитника рядом.
Существует некий эгофильный тип, который характеризуется тем, что с раннего детства у детей проявляется склонность к повышенной осторожности, мнительности, тревожности перед неизвестным, нетерпимости к боли и эгоцентричность. Эгофильный тип ребенка способен к формированию тяжелого характера и повышенной тревожности, подозрительности, что способствует развитию страха, но тем самым увеличивает инстинкт самосохранения.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Три инстинкта —
Этот обзор является кульминацией моего опыта преподавания эннеаграммы с использованием начальной структуры, полученной от Дона Рисо и Расса Хадсона, и того, что я узнал из своего непосредственного опыта. Вам, как читателю, предлагается не верить всему этому, а самому наблюдать, как инстинкты функционируют внутри вас. Это непростая задача. Ясность в отношении того, как работают инстинкты, находится в стадии разработки, и ничего не выгравировано на камне. Я надеюсь, что вы получите понимание, полезное для вашего роста и созревания. Посмотрите, что вы обнаружите!
Возможно, одной из самых выгодных областей для роста и расширения является изучение влияния Трех инстинктов на чью-то жизнь. Каждый человек наделен инстинктом самосохранения , сексуальным/привлекательным инстинктом и социальным/адаптационным инстинктом . Эти три инстинкта составляют животную душу , биологическую аппаратуру, которая во многих отношениях обеспечивает основу для нашего человеческого опыта, нашего выживания и большей части того, что мы любим делать. Столь присущие нашему опыту, они часто действуют совершенно бессознательно и, когда их наконец идентифицируют, предоставляют удивительные возможности для исцеления и преобразования жизни. Многие из наиболее сложных проявлений нашего типа личности находят свое выражение благодаря бессознательной и непреодолимой силе наших инстинктов.
Прежде чем дать определение каждому из трех инстинктов, запомните это. Из трех инстинктов один является доминирующим. То есть в условиях стресса мы переходим к нему зависимо. Мы злоупотребляем этим. И когда он здоров, он обеспечивает прекрасную поддержку и мотивацию для того, что мы любим, и в значительной степени способствует нашему счастью. Мы «делаем» этот инстинкт без усилий. Это жестко заложено в нас. Когда мы менее здоровы или избегаем страданий, которые нам нужно преобразовать, доминирующий инстинкт является движущей силой наших невротических паттернов типа Эннеаграммы, то есть страстью нашего типа. Из-за его способности вызывать у нас ощущение знакомого, определенный предсказуемый «хороший» опыт, давая нам особый положительный «прилив» опыта, мы можем стать и действительно зависим от него, особенно как способ избежать переживания. трудности в нашей жизни, или чтобы избежать вхождения в опыт роста, или как попытку избавить нас от стресса и эмоциональных страданий. Но, как и любая зависимость, она приносит немедленное удовольствие и более продолжительные страдания. В менее здоровом состоянии доминирующий инстинкт ведет нас в направлении, часто противоположном тому, что является для нас здоровым и экспансивным. Тем не менее, это может быть правильным, может быть приятным, как и любая настоящая зависимость. А в состоянии стресса мы можем чувствовать, что умрем или погибнем, если не выразим потребности доминирующего инстинкта. Эй, наши инстинкты связаны с нашей глубокой страстью жить и существовать. Так что, конечно, когда он срабатывает, начинается игра, и доминирующий инстинкт вступает в действие. Когда дело доходит до нашего доминирующего инстинкта, мы чувствуем себя хозяевами вселенной и часто не можем понять, почему другие не действуют так же хорошо, как мы (особенно те люди, чей инстинкт слепой зоны является нашим доминирующим инстинктом). Когда мы менее здоровы, наш доминирующий инстинкт имеет собственную волю и путь и может обмануть нас, в то время как мы не замечаем, как нами управляют бессознательно. Как и любую хорошую зависимость, ее трудно заметить, когда она находится у власти. Неплохая идея понять это до того, как оно заведет нас в пасть собственного самосаботажа, питая нас приятными, комфортными, временными переживаниями.
У нас также есть Инстинкт слепой зоны . Это тот, с которым мы меньше всего контактируем, и который мы склонны избегать или откладывать на потом из-за врожденного стыда, который мы чувствуем в отношении нашей неэффективности на этой территории. На самом деле, мы чувствуем, что не получили инструкции, как правильно ориентироваться в инстинкте Bling-Spot, и, что удивительно, даже если мы намереваемся его использовать, мы забываем об этом, как в «престо — ушел!» Наши лучшие намерения подрываются, и нам часто нужна какая-то групповая поддержка («воспитание»), чтобы продолжать выполнять задачу. Мы будем с треском терпеть неудачу снова и снова с этой слепой зоной, пока не перестанем. Слепое пятно — это благодатное место для роста и трансформации, которое при сознательной активации и работе с ним может вывести нас на более высокие уровни присутствия, а также может ослабить движущую, притягательную силу страсти/эмоциональной привычки нашего типа, которая является движущей силой чрезмерное выражение нашего доминирующего инстинкта. У нас также есть срединный инстинкт, который, как правило, действует здорово и менее отягощен невротическим чрезмерным или недостаточным использованием.
Инстинкт самосохранения
Начнем с инстинкта самосохранения. Самосохранение во многом связано с сохранением и использованием нашей энергии для создания стабильности. Речь идет о закреплении стабильности, создании предсказуемости. Речь идет о максимальной безопасности и устойчивости в трех зонах инстинкта. Три зоны инстинкта самосохранения: благополучие, ресурсы/практическое ноу-хау, дом и домашнее хозяйство. Давайте посмотрим на эти три области с точки зрения «здоровья». 1. Когда у человека есть здоровый инстинкт самосохранения, он часто позитивно настроен на многие замечательные качества, с которыми мы ассоциируем 9.0005 «Хорошее самочувствие» (зона 1), которые включают ясное и осознанное понимание того, как заботиться о своем здоровье, будь то с помощью упражнений, правильного питания, снижения стресса, настройки на нюансы своих конкретных потребностей в здоровье и т. д. В на самом деле, эта способность заботиться о себе ощущается хорошо и часто приходит легко. Человек видит здесь свои потребности и отвечает правильным действием. Обладая инстинктом самосохранения, они настроены на потребности своего тела, ритуалы/привычки, необходимые ему для поддержания оптимального здоровья (регулярный сон, физические упражнения, время приема пищи), и те факторы, которые способствуют ухудшению здоровья, будь то стресс. , переутомление, нездоровая пища или любые другие факторы, отсутствующие в их жизни, которые влияют на здоровье и благополучие их тела. Настроенные на этот аспект своего опыта, они часто способны замечать признаки и симптомы нездоровья или надвигающейся болезни и предпринимать соответствующие действия для собственного излечения. Тем не менее, они отлично умеют заботиться о себе и часто приносят этот дар осведомленности о своем здоровье другим. Кроме того, они часто следят за самыми последними инновациями в области здравоохранения. Нет ничего необычного в том, что здоровые люди, занимающиеся самоподготовкой, знают, какие добавки нужны их организму, какие продукты поддерживают их здоровье и благополучие, какая среда настроена на максимизацию их энергии. То есть они обращают внимание на эти факторы и что-то с ними делают, когда что-то «не так» в их здоровье. Они получают медицинскую помощь, когда они в ней нуждаются. Они проверяют все аспекты здоровья и трансформации, будь то соответствующие упражнения, иглоукалывание, хиропрактика, натуропатическое здоровье. Они не принимают эти области как должное. 2. Вторая зона проявления инстинкта самосохранения названа «Ресурсы и практические ноу-хау». (Зона 2) Когда люди здоровы в этой зоне, они обладают сверхъестественной способностью или осознанностью заботиться о своей финансовой жизни, разумно тратить деньги, обеспечивать и сохранять использование своих ресурсов, понимать, что для этого требуется. реальный мир, чтобы расширить и укрепить свою финансовую безопасность и фундамент. Этот практический интеллект для заботы о своих финансах переходит в естественные амбиции и ноу-хау для создания структур в мире, которые позволяют их финансовым возможностям и навыкам расширяться и укрепляться и находить практическое применение в мире. Способные превратить свои таланты в структуры полезной поддержки в мире, они практичны, методичны и мудры в способах финансового выражения, а также мудры в понимании того, как защитить свои ресурсы. Им нравится знать, что будет дальше, им нравится быть самостоятельными и им нравятся прочные структуры последовательности для поддержания своих ресурсов. Кроме того, они обладают и другими практическими навыками, то есть умеют чинить вещи. Они замечают, что сломано, и сразу же приступают к ремонту. Кроме того, им нравится быть самостоятельными, так как они не хотят, чтобы на них повлиял хаос других. Они ответственны, сознательны и практичны в отношении денег и ресурсов. Они внимательно относятся к этим факторам. 3. Третья зона называется «9».0005 Дом/домашнее хозяйство: содержание дома». (Зона 3) Здоровые люди с SP знают, как создать уютное гнездышко или дом для проживания. Они заботятся о домашнем хозяйстве, создавая безопасное убежище, в котором они могут расслабиться и поселиться. сломаны, и делают то, что делает дом местом безопасности, комфорта и поддержки, т. е. их холодильники часто хорошо обеспечены необходимой едой, у них есть запасные планы по защите своего продовольственного обеспечения или энергоснабжения, у них есть удобная мебель, и т. д. Они обладают способностью создавать прочную, ухоженную и безопасную домашнюю обстановку. Они осознают факторы, способствующие этому, и любят делать все возможное, чтобы создать ощущение «дома» или родной базы. Они заботятся о своем доме и делают его теплым, уютным, эстетичным и организованным. Они любят создавать красивую и прочную домашнюю структуру. Путешествуя, они, как правило, берут с собой версию «дома», устраивая гнездо в отелях или гостиницах, в которых они останавливаются, принося с собой уменьшенные версии «дома». Они часто создают «гнездо», куда бы они ни пошли. И, что неудивительно, они приносят с собой свою кухню, то есть все продукты, которые им нужны, чтобы чувствовать себя здоровыми и здоровыми, включая витамины! Нравится комфорт, стабильность и знакомство в их рутине.
Оцените себя по шкале от 1 до 10, где «10» означает, что у вас есть сильные способности в определенной зоне инстинкта, а «1» означает, что вы не в контакте со здоровым функционированием зоны этого инстинкта.
Хорошо: практические ресурсы/ноу-хау: Домашний/Домашний. личность. В то время как Инстинкт Самосохранения связан с сохранением и обеспечением того, что известно и прочно, и помогает нам создавать безопасность и предсказуемость в ряде областей, энергия Сексуальности/Притяжения связана с выходом за известные границы опыта, прорывом мертвых или отупевших. подпрограммы, расширяя наш известный мир, чтобы улучшить его. Этот инстинкт побуждает нас исследовать, рисковать вторгаться в новые и неизведанные территории, смело шагать в то, что нестабильно или еще не исследовано. Три зоны этого инстинкта таковы: Эволюционный Импульс, Трансляция/Привлекательный импульс и способность к Появлению/Слиянию. 1. Давайте посмотрим на Эволюционный импульс (зона 1). Это представляет нашу способность и стремление раздвинуть границы, выйти за пределы того, что есть, участвовать в творческом исследовании. Это означает выйти за известную границу нашей жизни, за пределы нашей зоны комфорта (люди с доминирующим сексуальным инстинктом любят это делать… и часто!) рутины, которые предсказуемы. Нам нравятся «края» вещей. «В неизвестность» — мантра этой зоны. Или, как выразился Базз Лайтер: «В бесконечность и дальше!» В этой зоне я настроен на то, что меня зажигает, заводит, вдохновляет, и я иду к этому. Мне нравится идти на это. Я люблю вызовы, и люблю отслеживать свое волнение и то, что меня движет, и люблю интенсивность отслеживания моей страсти (просто говоря: Я люблю интенсивность! Я люблю Zing !). Когда я здоров, я без колебаний следую своей страсти, следую тому, что меня вдохновляет, и люблю энергию столкновения с риском и непредсказуемостью. Инстинкт сексуального влечения заключается в том, что меня зажигает, и в том, что я готов рискнуть, чтобы пойти на это. Когда я здоров, я учусь доверять своим влечениям как глубокому руководству, дающему мне мужество ломать стереотипы, проникать в глубины своей души, слушать то, что действительно заставляет мою душу петь. Типы доминирующих половых инстинктов наиболее агрессивны, и это проявляется как агрессия к тому, что меня энергетически привлекает, будь то идея, духовный путь, книга, встреча с другим человеком и т. д. показать для моей страсти. 2. Энергия Трансляции/Притяжения (Зона 2) отражает нашу потребность освещать себя, демонстрировать свою привлекательность, выставлять напоказ нашу харизму, нашу сексуальность, нашу живость, нашу сочность, нашу возбудимость. Это то, как мы танцуем, как мы излучаем свою живость, как мы позволяем своему вдохновению, привлекательности, сексуальной сочность проявиться (показать время!), проявиться, пройти сквозь нас, не спрятать под бочку, а прожить это вслух. Здесь мы воплощаем тело электрическим и позволяем ему светиться. Но наш свет сияет и освещает других. Мы разделяем нашу сочность и харизму. Когда я силен в этом, я свободно транслирую эту энергию, и я подхватываю тех, кто также освещен, и двигаюсь к ним. «Иди к сочности, иди к сексуальности, иди к привлекательности» — вот мантра. Найдите, у кого есть эта энергия, и двигайтесь к ним. То есть мы читаем чужие передачи (не их эмоции), их живость, их привлекательность, их ча-ча-ча, читаем то, что нас заводит! Ищем кого-то, кто находится на нашей полосе энергии. Мы замечаем, что у многих людей сигнал притяжения отключен или отключен, и сочная, живая, интенсивная энергия притяжения не излучается. Их жизненный свет становится низким. Когда этот инстинкт жив, мы осознаем магнитное поле комнаты и настраиваемся на тех, чей магнетизм силен и бодрствует или тлеет. Эта зона также отражает наш механизм Притяжения и Отталкивания. Если мы сознательны, мы понимаем, что испытываем притяжение и отталкивание по отношению к людям в течение всего дня. Это работа энергии вещания/притяжения 6f, с которой я регистрируюсь/настраиваюсь … меня привлекает этот человек, место, книга, идея или… меня отталкивает этот человек, место, книга, идея, партнер. Мы чувствуем это в наших телах в течение всего дня! 3. Аспект Эмерсии/Слияния (Зона 3) энергии Сексуального Притяжения отражает нашу способность и способность полностью погружаться и растворяться в единстве с «другим» (но не терять себя или свою идентичность), избавляться от всякого притворства. , быть обнаженным эмоционально и искренне с другим и присоединиться к другому, погрузиться глубоко с другим. Это может привести нас к глубинам близости (если наше сердце открыто и готово). С открытым сердцем мы можем быть полностью погружены в кого-то и вообще не иметь физического контакта. В полном контакте с электричеством нашего тела, вибрацией нашей сексуальной энергии/энергии притяжения, мы открываемся способности к экстазу. Кроме того, при появлении/слиянии мы имеем интенсивный, однонаправленный фокус и отражают нашу способность глубоко фокусировать наше внимание, концентрироваться, погружаться во все, что захватило наше внимание. Высшее побуждение энергии сексуального влечения заключается в желании быть полностью поглощенным чем-то, преодолевая границы в неизвестность. Появление может быть в книге, произведении искусства, художественной практике, путешествии по Интернету. Это дает человеку качество погружения и поглощения себя кем-то или чем-то и ощущение интенсивности, волнения, сока, вкусности этого. Это дает человеку огонь и страсть, чтобы полностью отдаться тому, что ты делаешь — полная вовлеченность, однонаправленность и единственность. Когда сердце находится на борту, оно создает канал для мощной любовной связи.
Оцените себя по шкале от 1 до 10, где «10» означает, что у вас есть сильный доступ к определенной зоне инстинкта, а «1» означает, что вы не в контакте со здоровым функционированием зоны этого инстинкта.
Эволюционный импульс: вещание/притяжение: Emersion/Fusion:
Социальный/адаптационный инстинкт
Инстинкт социальной/адаптации имеет отношение к нашей способности работать с людьми в командах, чтобы сотрудничать, чтобы читать социальные сигналы, которые позволяют разрешать лучшее общение и резонанс с другими, чтобы можно было создавать прочные социальные союзы для выживания в мире. Этот инстинкт, когда он здоров, повышает нашу способность устанавливать связи, формировать связи и чувствовать связь с другими. Это усиливает нашу способность чувствовать себя частью мира, чувствовать, что у нас есть истинное место здесь, что нас приветствуют, хотят и поддерживают. Когда этот инстинкт нарушен, мы чувствуем себя чужими, у нас нет ниши. Этот сектор разбит на три зоны: Чтение/Адаптация, Связь/Присоединение и Наш Вклад в Других.
1. Чтение/Адаптация (Зона 1) Часть этого Инстинкта отражает нашу способность читать лица, тела, эмоциональные нюансы и намерения других. Это наша способность точно интерпретировать (через тело, голос, выражение лица, движения) то, что сообщают другие. Мы можем читать между строк и улавливать нюансы людей и то, что они говорят, открыто или тайно (мы «понимаем», откуда они исходят). Мы можем поставить себя на их место и почувствовать, что они сообщают. Этот инстинкт отражает нашу способность разумно приспосабливаться к тому, что мы читаем в других, и дает нам способность понимать, нравимся ли мы другим, интересуемся ли они нами, могут ли они быть для нас истинной поддержкой, т. е. союзниками. То есть — друзья они или враги? Когда этот инстинкт здоров, мы можем читать, что происходит вокруг нас, можем ясно различать, какие коммуникации будут работать, и способны замечать, как наши сообщения попадают на других и как они их воспринимают. Я ясно замечаю, какое влияние я оказываю на других. моими словами, тоном голоса, языком тела. В лучшем случае человек может прочитать эмоциональную температуру комнаты и интуитивно настроиться на группу и на то, что будет способствовать дальнейшему общению и чувству командной работы. Это интуитивный интеллект социального инстинкта. Это дает мне возможность учиться и адаптировать новое поведение в моем стремлении работать с другими, а также дает мне уверенность в общении и присоединении к человеческой семье. Я знаю, как установить контакт, как общаться, как найти свою нишу и место, как правильно интерпретировать других. Я могу приспособиться к потребностям других, как хороший родитель. 2. Связь/Присоединение (Зона 2) Часть этого инстинкта дает мне возможность совместно творить с другими, устанавливать и строить отношения с другими, даже если они мне не обязательно нравятся. Я могу связываться с другими ради более высокой цели совместного служения цели. Я могу создать связь, которая поможет «нам» двигаться к общей цели. В своих лучших проявлениях я создаю ощущение, что каждый принадлежит, является частью команды. Я помогаю людям настроиться на их социальный инстинкт и вызвать его. Я ставлю принципы выше личностей (таких как Анонимные Алкоголики) с добротой и изяществом. Я, естественно, прихожу к искусству оставаться на связи с другими и по своей природе улавливаю необходимые для этого социальные действия, отправляя электронные письма друзьям, поздравительные открытки, поздравительные открытки и т. д. Этот инстинкт дает мне умение и способность создавать взаимную поддержку с, и для других, чтобы создать беспроигрышные ситуации (я забочусь о команде). В этой зоне я могу изящно реагировать на потребности других для улучшения нашей совместной миссии. Я могу отдавать, приспосабливаться и поддерживать других… и обладаю естественной способностью видеть дальше себя. Я знаю, как развивать взаимность с другими, создавать командную работу и командный дух. Я за тебя, а ты за меня. И… Мне нравится общаться с другими, это приятно, это доставляет мне удовольствие. Мне нравится чувство связи и теплоты с другими, и я создаю теплоту по отношению к другим, которая приглашает их общаться и работать со мной. Я создаю взлетно-посадочную полосу для совместной работы. Я очень открыта и излучаю гостеприимство. Умея также поддерживать связи с другими, я знаю, как применять социальный клей. Я знаю, какова моя связь с другим человеком (состояние моей связи, хорошее или плохое) и как способствовать установлению лучшей связи. Это не значит, что я общительная бабочка или что мне нравятся группы, но то, что у меня есть этот навык, и я могу применить его в областях, которые мне дороги. 3. Вклад в Других , (Третья Зона) отражает мою вовлеченность и участие в Альтруизме. Это отражает мое инстинктивное желание приносить пользу другим, отдавать свои дары на благо других. Это мое инстинктивное желание служить высшему благу. Люди со здоровым социальным инстинктом (в этой зоне) увлечены тем, чтобы вносить свой вклад, помогать и питать общественное благо, а также находить свою особую миссию в служении. Я знаю об уникальных дарах, которыми я обладаю, чтобы наилучшим образом помогать другим, и я хочу дать их. Я чувствую себя частью мира и его проблем и чувствую врожденную ответственность помогать другим. Приятно вносить свой вклад и служить. Я знаю свое призвание, чему я здесь, чтобы служить, каковы мои истинные и значимые отношения с другими. Этот инстинкт дает мне возможность участвовать в происходящем, вступать в жизнь, быть частью этой жизни, быть участником. (Когда люди слабы в этом секторе социальных инстинктов, все дело во мне, или я чувствую, что мне нечего предложить). Когда я здоров, есть вещи, которые важнее меня и того, чего я хочу — я вижу потребности большего целого и чувствую сильную мотивацию действовать в соответствии с тем, что я вижу. Я содействую, я отдаю свои дары, чувствуя при этом часть того добра, которому я содействую. Я служу значимой цели, которая связывает меня с человечеством.
Оцените себя по шкале от 1 до 10, где «10» означает, что у вас есть сильный доступ к определенной зоне инстинкта, а «1» означает, что вы не в контакте со здоровым функционированием зоны этого инстинкта.
Чтение/Адаптация: Связывание/Присоединение: Вклад в Других/Призвание:
Трудная слепая зона Неразвитый инстинкт использовать способности, присущие этому инстинкту. Мы сопротивляемся этому! Когда дело доходит до вопросов этого инстинкта, мы чувствуем себя маленькими детьми во взрослом мире, и нам стыдно, что мы не знаем, как справляться с проблемами самосохранения. Как будто у нас в самих себе недостает гена, который информировал бы нас о том, как справляться с практическими аспектами жизни, будь то здоровье, финансовый мир или домашняя обстановка. Мы не знаем, как стабилизировать нашу жизнь, и, как ни странно, не очень заинтересованы в этом. Кажется, нам не хватает амбиций в областях, отраженных в инстинкте самосохранения. Мы избегаем сильных сторон инстинкта самосохранения, даже когда пытаемся их задействовать. Требуется огромная работа, сострадание и сосредоточенность, чтобы изменить это отвращение. Когда инстинкт сексуального влечения является нашим слепым пятном, мы не можем чувствовать нашу страсть, не можем чувствовать то, что нас зажигает, у нас нет энергии, живости, мужества, чтобы идти за тем, что нас зажигает или заводит, не не чувствуем сока нашей жизненной силы и не чувствуем себя комфортно, позволяя себе загореться, загореться тем, что нам небезразлично. Когда мы вдохновлены, мы обращаем наше внимание на что-то другое, позволяя страсти ускользнуть сквозь пальцы без присмотра. Мы не чувствуем себя привлекательными, сочными или желанными, но чувствуем себя скучными трутнями, к которым никто не испытывает влечения. Очень больно и унизительно это переживать. У них нет ничего хуже, чем чувствовать, что мы не привлекательны для других, что мы плоские и похожие на дронов. В результате мы прячем свой свет, мы не сияем и не думаем, что можем сиять или имеем право сиять. И мы смотрим свысока на тех, кто сияет, привлекает к себе внимание или не скрывает своей сексуальной привлекательности. Когда Социальный инстинкт является слепым пятном, мы не чувствуем себя любимыми, и мы не уверены, что нам так сильно нравятся люди. Когда люди собираются, чтобы общаться, работать над командным проектом, мы не понимаем, как быть командным игроком; мы плохо читаем других, мы пропускаем сигналы, которые создают социальные связи, мы чувствуем себя отчаянно неуместными и неспособными формировать союзы. Иногда мы можем чувствовать «Да какая разница» и «Какой в этом смысл?» дружбы, что в этом такого, в то же время втайне чувствуя себя неспособным формировать настоящие связи с людьми. Нам также трудно соприкоснуться со своим призванием, тем, что мы хотим внести в жизнь и другими. Как будто для этого нет никакой мотивации, и поэтому наше чувство родства и родства с миром кажется далеким. Мы не чувствуем, что действительно принадлежим или являемся частью паутины жизни. Мы не чувствуем призвания или стремления помогать другим, чтобы сделать землю лучше. Как сказал один социальный инстинкт Слепой зоны: «На самом деле я не очень люблю людей, и я почти уверен, что не очень симпатичен». Не в ладу с потоком людей и сообщениями, которые они отправляют, мы совершаем ошибки в суждениях, неправильно воспринимаем вещи, говорим не по очереди, не понимаем окружающий нас поток общения, делаем больше ошибок и просто чувствуем себя хуже о себе. Лучше уйти и не рисковать унижением.
________________________________________________
Майкл Нейлор, доктор медицинских наук, CPCC, LADC, CCS, является международным аккредитованным профессиональным преподавателем Enneagram, сертифицированным профессиональным тренером по совместной активной трансформации жизни, лицензированным терапевтом-наркоманом и тренером по восстановлению, а также фасилитатором и учителем мужской трансформации. Он также является авторизованным и сертифицированным учителем эннеаграммы Рисо-Хадсона и директором Центра трансформации и изменений эннеаграммы штата Мэн, расположенного в Южном Портленде, штат Мэн. Он преподает и тренирует в США и за рубежом, а также работает с корпоративными командами, используя эннеаграмму для развития эмоционального интеллекта и активных действий. Кроме того, он является партнером Anderson & Rust, очень успешной консалтинговой организации, которая помогает международным корпорациям добиваться максимальной производительности за счет повышения сознательности. Эннеаграмма является ключевой частью этого процесса.
Он работал в области трансформации и расширения возможностей, а также в области зависимости последние 26 лет в качестве терапевта, тренера и педагога, последний раз в течение 14 лет в Serenity House, мужском реабилитационном центре. Он живет со своей любимой женой из Типа 2, Донной, энергичной дочерью из Второго Типа, Хлоей, и своим загадочным и не входящим в сеть сыном из Типа 5, Кристианом. Вы можете найти его статьи об эннеаграмме и лечении зависимости на сайтах www.enneagrammaine.com, [email protected]/ и www.ninepointsmagazine.org.
Его готовящаяся книга называется «Эннеаграмма и зависимость: сердце трансформации и изменений». Вы можете связаться с ним по адресу [email protected].
ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ. Изучение и практика йоги
ЧАСТЬ II: САДХАНА-ПАДА
действовать в виде различных его контактов с вещами вовне, ибо каждая стадия проявления
авидья — активное проявление. Он не остается тихим ни на одно мгновение. Это подобно движению бурной реки, которая непрерывно течет, пока не достигнет места назначения. Он не остановится на каком-то месте. Точно так же, как только авидья направляется и концентрируется как асмита , дается зеленый сигнал для дальнейших действий, и затем происходит очень постоянное движение индивидуального чувства к своим объектам.Цель этой деятельности asmita — получить удовольствие. Оно испытывает удовлетворение, соприкасаясь с вещами; и как только возникает ощущение удовольствия, оно побуждает Я к дальнейшим усилиям в том же направлении, так что количество удовольствия может быть увеличено. Мгновенного опыта недостаточно. Воспоминание о приятном контакте ранее становится стимулом для дальнейших усилий для контактов аналогичного характера. Sukha anuśayī rāgaḥ (II.7): Raga , или желание, которое становится страстью, когда оно очень сильное, есть объективированное удовольствие. Когда удовольствие экстернализуется на внешнем объекте, отношение ума к этому объекту называется желанием. Следовательно, это не желание объектов; это желание удовольствия. Переживание удовольствия связано с формой объекта, и то, что ум видит в объекте, является не субстанцией объекта, а его способностью исполнять свои желания — точно так же, когда мы видим денежную банкноту, мы не видим монету. лист бумаги, и мы не видим чернил, которыми он отпечатан; мы видим ценность, которую это имеет в отношении нашей личной жизни. Он действует как орудие для выполнения определенных целей индивида, и поэтому мы любим денежные знаки, деньги и т. д., тогда как на самом деле то, что мы видим физически, — это лишь клочок бумаги.
Подобным образом объект чувств, живой или неживой, имеет собственное физическое существование, но это не тот смысл, который вчитывается в него воспринимающим умом. Смысл есть ценность, присущая ему самому, — некая значимость, которую тайно читает в нем познающий разум. «Вот инструмент для удовлетворения моих желаний», — так созерцает разум. Следовательно, отношение ума к объекту на сто процентов эгоистично. В этом нет ни капли бескорыстия, потому что его совершенно не беспокоит независимый статус объекта. Его статус по отношению к самому себе есть то, что принимается во внимание или принимается во внимание. «Что это значит для меня?» это вопрос, и это единственный вопрос; нет ничего другого. Это значит для меня что-то очень ценное, потому что может стать инструментом, вызывающим во мне переживание удовольствия, о котором я теперь вспоминаю как о пережитом ранее.
Таким образом, разум чувствует, что хотя удовольствие и является чем-то желанным, оно не может быть вызвано само по себе напрямую без помощи чего-то внешнего. Это рабство дживы : ее желания, стремления или стремления не могут быть удовлетворены сами по себе. Им требуется инструментарий чего-то другого, кроме самих себя. Это создает очень серьезную проблему, потому что объекты чувств на самом деле не подчинены какому-либо познающему индивидууму. Как известно, они обладают собственной независимостью, и поэтому для человека становится очень трудной задачей подчинить их своей юрисдикции. Для этого он должен очень много работать, очень много трудиться; и он использует различные средства для подчинения статуса объекта, который является независимым, и делает его своим собственным спутником.
Любая форма привязанности есть сателлизация объекта. Мы пытаемся приблизить объект к себе и сделать его вспомогательным для наших целей. Следовательно, неверно, что любовь бескорыстна. Они совершенно эгоистичны. Цель очень ясна. Явным фоном этой деятельности является прекращение напряженного чувства, которое создается в уме из-за неисполненного желания ума. Это своеобразное пристрастие ума к желаемым объектам называется рага , или желание, а другая сторона этого отношения называется двеша , или ненависть. Там, где есть одно, должно присутствовать и другое, потому что неприязнь, или двеша , есть та отрицательная сторона отношения ума к тем вещам, которые не способствуют исполнению его желаний. Предметы или обстоятельства, лица или вещи, препятствующие исполнению его желаний, становятся объектами ненависти, потому что препятствуют удовольствию.
Следовательно, то, о чем просят, это удовольствие, и ничего больше. Мы не хотим мира; нам не нужны люди; мы не хотим вещей; мы не хотим ничего другого. Чего мы просим, так это ощущения удовольствия. Это ощущение должно повторяться регулярно, потому что, если оно не повторяется, между одним опытом и другим будет разрыв, и этот разрыв будет болезненным. Кто хочет боли? У нас есть стремление к постоянному движению, потоку удовольствия, что невозможно в существующих условиях, потому что постоянный контакт ума с приятными объектами невозможен по разным причинам.
Закон природы не допустит утверждения абсолютной обособленности, потому что в природе все органически связано, и поэтому всякое утверждение независимости со стороны какой-либо стороны ее строения будет рассматриваться надлежащим образом. Природа категорически противоречит этому шагу, предпринятому asmita , и эта сила, с которой природа притягивает индивидуальное чувство к своей универсальной структуре, на самом деле является динамо-машиной, стоящей за проекцией желания. Хотя желание действительно непостижимо — оно не поддается рациональному анализу и интеллектуально не может быть подвергнуто какому-либо исследованию, — несомненно, что в глубочайшей основе этой деятельности ума, называемой желанием чувственных объектов, лежит притяжение органической природы всех вещей. Именно неспособность индивидуального чувства действительно держаться в стороне от вещей ответственна за его притяжение к другим объектам.
Эта более глубокая истина не известна никому из-за ее привязанности к деятельности органов чувств. То, что причина влечения субъекта к объекту заключается в чем-то ином, не может стать очевидным для сознания из-за проецирования этого Я-чувства путем экстернализации через чувства. Чувства разнообразят это Я-ощущение, облекают его вовне и делают невозможным для индивидуума познание скрытого течения единства, являющегося причиной этого влечения. Субъект набрасывается на объект очень глупо, совершенно не обращая внимания на то рациональное основание, из-за которого он действует таким образом. За проявлением желания стоит великая рациональность, но работает она очень иррационально. Рациональность — это единство вещей, а иррациональность — это ощущение того, что вещи находятся вовне. Из-за этого иррационального элемента, присутствующего в проявлении и функции желания, желание не может быть удовлетворено. Так как всякое стремление к осуществлению желания идет рука об руку с ненавистью к некоторым другим вещам в мире, то совершенно избежать психологического напряжения невозможно, ибо любовь к вещи, одновременно с ненавистью к чему-либо, составляет суть напряжение.
Этих двух видов деятельности ума — рага и двеша , любовь и ненависть — нельзя избежать, пока существует это ложное убеждение, что человек может существовать или существует как абсолютно отрезанный индивидуум с престиж и собственная родословная. Следовательно, авидья вызвала асмита , а асмита постоянно проявляется в своем действии как рага и двеша . Таким образом, эта любовь к наслаждению жизнью и есть любовь к жизни. Мы очень любим жизнь; но мы любим не жизнь, а удовольствие жизни, которое мы любим. Если бы все это был ужас и смертельные муки, то нельзя было бы любить жизнь. Но есть капля мёда, смешанная с ядом напряженной деятельности, и гонишься за каплей, прилипшей даже к травинке, которая может порезать язык, – благодаря чему и держится жизнь. Интенсивное цепляние, которое человек испытывает к собственной жизни, — это страстность, с которой проявляется любовь к удовольствиям. Есть радость в том, чтобы существовать, и есть радость в том, чтобы соприкасаться с вещами. Эта радость есть причина самоутверждения в телесной индивидуальности, которая есть любовь к жизни и ненависть или страх смерти.
Существует постоянная тревога, что смерть может настигнуть нас, и это последнее, чего можно ожидать в этом мире. Смерти боятся, потому что смерть есть отрицание всех удовольствий. Это разрушает тело. Оно разрушает нас, как мы можем себе представить, и вместе с этим уходит и все, что является ценностью этой индивидуальности. Зачем мы существуем в этом мире? Мы существуем, чтобы получать удовольствие. Это то, что говорит нам ум; иначе, какова цель существования? Это удовольствие будет уничтожено смертью — поэтому существует страх смерти. Таким образом, страх смерти — это то же самое, что любовь к жизни. В то время как восприятие удовольствия в чувственном объекте создает к нему желание, а восприятие противоположного в объекте вызывает отвращение к нему – сукха анушайи рагах (II.7) и духкха анушайи двешах (II.8) – есть одновременное цепляние за собственное тело. Эта любовь к жизни присутствует даже в самых мудрых людях, говорит следующий сутра : сварасавахи видушах апи татха арудхах абхинивешах (II.9). Абхинивеша — это любовь к жизни, привязанность к телу вместе со страхом смерти. Это присутствует у всех. Он есть и у муравья, и у червя, и у насекомого, и у самого мудрого из людей. Даже самые мудрые из людей не любят умирать; всегда есть желание жить. Мы принимаем тонизирующие средства и другие средства для продления жизни, чтобы не умереть быстро.
Почему бы нам не умереть быстро? На него нет ответа. Мы не должны умирать быстро, потому что — это очень ясно, весь ответ в этом — именно утверждение принципа удовольствия в жизни препятствует самой возможности смириться с грядущей гибелью индивидуумов. Это чувство жизни проявляется спонтанно; для его раскрытия не требуется никаких усилий. Сварасавахи — нам, возможно, не придется много работать, чтобы создать эту любовь на всю жизнь; это врожденное, укоренившееся. Это одно с нами; это мы сами. Это наша сущностная природа — свабхава, сварупа — и поэтому она называется сварасавахи. Подобно тому, как течение реки самопроизвольно, движется само по себе, — нам не нужно подталкивать его извне или сзади, — так и эта любовь к индивидуальной жизни стихийна в своем движении и сохраняется в равной мере в глупом и в мудром, в ребенке и в ученом одинаково, без всякого различия, потому что это любовь к самому существованию. Видушах апи татха арудхах (II.9). Оно очень яростно присутствует, очень сильно действует даже у самых ученых, образованных людей. Пусть он и гений, но любовь к жизни в нем присутствует. Это называется абхинивеша . Все это произошло из прецедентной причинности, о которой мы упоминали.
Почему мы боимся смерти и любим жизнь? Потому что мы любим удовольствие и не любим боль, а смерть — это боль. Что может быть большей болью, чем смерть, которая есть уничтожение всех положительных ценностей и возможностей удовлетворения в жизни? Так как любовь к удовольствию и неприязнь к его противоположности есть цель и задача всякой деятельности ума и чувств, она цепляется за причину и за возможность такого предприятия — а это смысл бытия, который есть 9.0091 асмита . Следовательно, мы должны поддерживать свою индивидуальность, чтобы ее можно было использовать как инструмент для удовлетворения удовольствия. Поэтому инстинкт самосохранения очень трудно побороть. Это сильнейший из инстинктов. Мы хотим сохранить себя.
Это сохранение личности является как физическим, так и психологическим. Когда оно физическое, оно проявляется в виде голода, жажды, жары, холода и т. д., что указывает на наличие некоторой угрозы существованию и благополучию нашего физического существа. Жара, холод, голод, жажда являются признаками или символами возможности увядания этого физического индивидуума, если не принять должного ухода. Мы должны время от времени штукатурить стену, чтобы штукатурка не падала. Точно так же существует желание сохранить психологическую индивидуальность путем утверждения эго. Следовательно, мы утверждаем тело и эго одновременно. Наряду со стремлением к еде, одежде, крову, питью и т. д. возникает также стремление к престижу, самоуважению и положению в обществе. Доброе слово, имя, слава, власть, авторитет — все это подпадает под любовь к эго, и это сохраняет эго неповрежденным, так же как тело сохраняется неповрежденным едой, питьем и т. д.
В любом случае и в обоих направлениях работает инстинкт жизни: с одной стороны, упорно работая над сохранением физической индивидуальности, и одновременно с этим работая над сохранением психологической индивидуальности. В то время как есть желание жить как физическое тело, из-за которого мы жаждем еды и питья и т. д., в то же время есть также желание сохранить ценность в своей индивидуальности; нужно быть важной личностью. Вот почему есть желание доброго слова, имени, славы и т. д. Даже самый глупый человек не хочет, чтобы его оскорбляли. Даже в самом худшем из людей чувствуется необходимость, чтобы его считали достойным. Это психологическое побуждение вместе с физическим побуждением. И то, и другое, вместе взятое, составляет инстинкт жизни — мы можем назвать его психофизическим побуждением. Это инстинкт самосохранения.
Инстинкт самосохранения не является бездействующим, дремлющим или спящим инстинктом. Это очень осторожный инстинкт. Инстинкт самосохранения знает, что он не может всегда срабатывать. Рано или поздно, при всех наших усилиях, мы должны погибнуть. Мы можем продолжать есть, пить, одеваться и жить в доме сколько угодно лет, но этим усилиям есть предел. Мы погибнем. Инстинкт жизни подсказывает нам, что однажды жизнь должна закончиться. Есть страх: «Однажды меня уничтожат». Мы все знаем, что умрем, несмотря на то, что изо всех сил пытаемся предотвратить это едой, питьем и т. д.
Этот инстинкт работает совсем по-другому, странным образом, который называется инстинктом самовоспроизводства. Инстинкт самовоспроизведения есть не что иное, как действие инстинкта самосохранения. Мы хотим увековечить нашу индивидуальность на все времена; иначе будет конец. Как долго мы будем существовать в этом теле? Несколько лет? Допустим, это может быть даже сто лет. Что будет через сто лет? Никакая еда и питье не увековечат это тело; он упадет. Инстинкт любви к индивидуальной жизни достаточно проницателен, чтобы знать, что он не всегда может преуспеть при всей своей проницательности, поэтому он изобретает средство, с помощью которого он может увековечить свою индивидуальность и для будущего поколения. Пылкость, с которой стремление к самосохранению проявляется в жизни, направляет себя другим путем, равной ярости к самовоспроизведению, так что, когда это тело уходит, его ребенок остается там, чтобы продолжить свою драму жизни. Душа переносит свои эмоции на родившегося ребенка, и атма ваи путранама аси, как сказано в писании – мы чувствуем себя в ребенке. Вот почему мы так любим ребенка. Мы видим себя там. Временное стремление к феноменальному, индивидуальному существованию, являющееся инстинктом самосохранения, производит средство для продолжения своей деятельности в этом мире посредством стремления к самовоспроизведению.
Следовательно, инстинкты самосохранения и самовоспроизведения на самом деле являются одним инстинктом, как две стороны одной медали. Это не две разные вещи. Как говорит Патанджали, это абхинивеша , который действует так сильно и спонтанно, что даже самые мудрые люди не могут избежать этого. Эта мудрость мира ничто перед этим инстинктом, потому что она обладает мудростью, превосходящей мудрость мира. Почему этот инстинкт так силен? Это потому, что вся природа поддерживает его; все устройство сил природы находится в сотрудничестве с этим инстинктом. Цель или намерение природы состоит в том, чтобы человек размножал вид, в котором родился. Поэтому этот инстинкт имеет поддержку каждой части природы. Мы можем обнаружить, что этот инстинкт присутствует везде — в людях, в недочеловеках, в растениях и везде. Его нигде не может не быть, и сомнительно, чтобы он отсутствовал даже в неорганической материи; даже там он присутствует в той или иной форме. Что такое химическое действие, как не это действующее побуждение в более тонкой форме? Даже гравитационное притяжение можно физически объяснить как действие одной силы, которая разнообразит себя различными способами для выполнения одной цели в природе. Благодаря содействию, получаемому этим инстинктом из различных источников, от всей самой природы, он становится непреодолимым, неистовым, очень сильным, бурным и стремительным. Таково положение вещей, которое ясно изложено в этом сутра : сварасавахи видушах апи татха арудхах абхинивешах (II.9).
Что теперь делать? Это ужасная картина, которая предстает перед нами. Мы беспомощны? Да. Единственное решение для этого — усердно работать, чтобы выбраться из трудности, даже посреди трудности. Как говорится, мы должны купаться в океане, даже когда волны бушуют. Мы не найдем время, когда волны утихнут, как они никогда не утихнут. Точно так же мирские проблемы будут всегда. Мы не собираемся быть свободными от них. Каждое мгновение есть беда, но посреди этой ожесточенной встречи с бедой в этом мире мы должны найти момент передышки, чтобы обдумать возможность ее преодоления. Как говорится, у каждой темной тучи есть серебряная подкладка. Точно так же немыслимая, невообразимая степень трудностей, в которых человек оказывается в жизни, также имеет положительную сторону. Есть полоса света, которая проецируется в виде надежды на то, что есть шанс выбраться из этой проблемы каким-то странным способом.
Этот странный метод — практика йоги. Это действительно странно, потому что его нет в этом мире, на рынке. Это даже не вообразимо умом, обычно. Это очень, очень странная техника, открытая благословенными, великими мастерами и адептами, которая является противоядием от этой страстности, с которой проявляется любовь к жизни или инстинкт существования.