История этнопсихологии: История развития этнопсихологии. Этнопсихология

Содержание

История развития этнопсихологии. Этнопсихология

История развития этнопсихологии

Этнопсихология, как и любая наука, возникла и развивается как социальная потребность общества, и в зависимости от конкретных социально-исторических условий, определяющих эту потребность, ее содержание отражает те представления и интересы общества, которые характерны для соответствующего времени и уровня существующих знаний.

Этнические различия в социальной организации многих народов, их быт, культура, обычаи всегда привлекали внимание при взаимодействии с ними путешественников, ученых, заставляя последних задуматься о сущности этносов и их различиях. Проблемы взаимного познания диктовались, прежде всего, практической потребностью — обменом товаров, знаний. Трудно назвать время, когда эти интересы стали осознанной потребностью в развитии социальных отношениях между разными народами. Однако еще древнегреческие ученые и мыслители пытались понять причины различия в жизни тех или иных народов. Так, первые научные попытки объяснить природу этих различий можно найти в трактате Гиппократа «О воздухах, водах местностях» (около 424 г. до н. э.). Он полагал, что основная причина, которая приводит к существенным различиям жизни народов, содержится в геоклиматических условиях средь; их жизнедеятельности, т. е. климат, природные факторы, географическое положение страны полностью определяют внешние условия жизни и взаимообусловленные отношения между людьми. Однако эта всего лишь внешняя констатация не могла объяснить действительные причины этнических различий. Подчеркивая важное значение климатогеографических условий жизни, древние авторы не затрагивали тот фактор, что именно условия существования определяли экономический уклад, уровень развития языка, культуры научных знаний и т. д.

Тем не менее новым этапом в развитии науки об этносах можно считать середину XVIII в., когда развивающиеся буржуазные экономические и общественно-политические отношения потребовали расширения рынка сбыта, поиска новой дешевой сырьевой базы и производителя.

В это время бурно начали развиваться внутринациональные отношения и межнациональные связи. Массовое производство товаров и их обмен существенно повлияли на национальную культуру, быт, традиции. Установление новых межгосударственных отношений обусловило создание регулярных национальных армий, которые, с одной стороны, защищали государство от посягательств извне, а с другой — захватывали территории других стран и народов, расширяя свои потребительские интересы. Наука об этносах призвана была строго выполнять социальный заказ своего времени и выступить с теоретическим обоснованием таких понятий, как единство культуры народов, его духовно-психологической общности. Об этом речь идет в работах Ш. Монтескье, И. Фихте, И. Канта, И. Гердера, Г. Гегеля.

Так, Ш. Монтескье (1689–1755) в своих воззрениях придерживался принципов географической детерминации этнических различий у разных народов, утверждая, что национальный характер есть результат воздействия климатогеографических условий. В работе «О духе законов» он охарактеризовал национальные характеры северных и южных народов, сравнивая их добродетели и считая, что южане более порочны.

В качестве промежуточной формы между ними французский мыслитель приводит страны с умеренным климатом. Крайне наивное обоснование природы этнических различий в культуре, быте, социальных отношениях и процессах, по его мнению, опирается на ряд объективных фактов. Естественно, уклад жизни и приспособление к суровым условиям требуют своеобразных взаимообусловленных отношений, влияют на плотность населения, способ добывания продуктов питания, т. е. на удовлетворение естественных потребностей. Эта сторона вопроса практически затрагивает условия существования населения как биологического вида и составляет климатогеографические критерии границ выживания, которые, несомненно, отражаются в элементах быта, культуре, традициях. Таким образом, климат является составной частью биогеографического фактора развития этноса и влияет на границы его перемещения от привычных комфортных условий жизни.

В исследованиях ученых Сибирского отделения АН СССР, посвященных изучению аборигенов азиатского севера, указывается на разительное отличие норм медико-биологических показателей оценки здоровья европейской и азиатской части населения СССР [Казначеев, Пахомов, 1984]. Однако в работах Ш.Монтескье и его последователей стремление найти объективные причины различий в климатобиологических факторах выглядело в чрезмерно упрощенной форме.

Совершенно иное направление в освещении особенностей национального характера прослеживается в трудах других представителей французского Просвещения. Так, К.А. Гельвеций (1715–1771) в работе «О человеке» выделил особый раздел «Об изменениях, происшедших в характерах народов, и о вызвавших их причинах», в котором проанализировал характерологические черты народа и причины, сформировавшие их. К.А.Гельвеций считал, что основными факторами, влияющими на формирование национального характера, являются общественное воспитание и формы правления государством. Национальный характер в его представлении — это способ видения и чувствования, т. е. это то, что характерно только для одного народа, и зависит он от социально-политической истории народа, форм правления им.

Таким образом, черты характера Гельвеций связывал с изменением политического строя, его свобод, форм правления. Он отрицал влияние географических факторов на духовную структуру нации. Научная концепция Гельвеция послужила основой развития знаний о феномене национального характера в дальнейших исследованиях, посвященных изучению проблем этносов. Им было также сформулировано представление о некотором диапазоне социально-политических условий, характерных для той или иной нации, что в свою очередь и определяет национальный характер, быт, культуру, традиции. Таким образом, сторонники двух направлений по исследованию этнопсихологических проблем обосновывают наличие некоторого диапазона характеристик, которые, по их мнению, являются определяющими в формировании национального характера.

Первыми работами, в которых было сказано о влиянии и географических, и социальных факторов на формирование этнических и национальных особенностей культуры и характера народа, явились труды английского философа Д.Юма (1711–1776). Так, в работе «О национальных характерах» он указал на значимость физических и моральных (социальных) факторов в формировании национальных черт психологии характера.

При этом физическими факторами у него выступают природные условия жизни общности, которые определяют характерные черты быта, традиции труда. К моральным факторам он относит социально-политические отношения в обществе, которые воздействуют на ум как мотивы и формируют определенные комплексы обычаев. Прежде всего, это формы правления, социальные конфликты, изобилие или нужда, в которых живет народ, его отношение к своим соседям.

Рассматривая социальные отношения как факторы формирования психологии общностей и конкретных слоев общества, Д. Юм выдвинул тезис о необходимости учета психологии различных слоев общества и о соотношении их с общенациональными чертами. Указывая на особенность черт психологии различных социально-профессиональных групп, он отмечал, что определяющим в данном случае являются различные условия их жизни и деятельности. Нация и этнос выступают не как однородная масса, а как сложная структура социально взаимообусловленных групп и слоев населения. В формировании общности черт Д.

Юм видел экономическую основу, подчеркивая, что на основе общения в профессиональной деятельности возникают общие склонности, обычаи, привычки, аффекты, что и составляет духовность той или иной социально-профессиональной группы. Эти черты углубляются под воздействием политико-экономических интересов. Общие интересы способствуют становлению общенациональных черт духовного облика, единого языка и других элементов национальной жизни. Таким образом, ведущим фактором в развитии исторических общностей Д.Юм выдвинул экономико-политические закономерности развития общества. Этническую общность он не считал неизменной, подчеркивая, что нравы одного народа значительно меняются с течением времени из-за изменений системы правлений, из-за смешения с другими народами. Его заслуга в развитии вопросов этнопсихологии состоит в том, что он утверждал историчность формирования национального характера.

Однако в работах Юма встречаются суждения о характерах различных народов, с присвоением одним народам черт мужества, другим трусливости и т.  п. Эти стереотипы общественного сознания, не имея научного обоснования, оказались крайне живучими. Естественно, что заключения, сделанные им, во многом определялись уровнем развития в то время научных знаний о народоведении.

Существенный вклад в развитие этнопсихологических исследований внесла немецкая классическая философия конца XVIII — первой половины XIX вв. Это прежде всего работы И. Гердера (1744–1808), И. Канта (1724–1804), Г. Гегеля (1770–1831).

Так, И.Гердер представлял взгляды немецких просветителей. Интерес к проблеме национального характера в немецком Просвещении был обусловлен развитием интернационалистических экономико-политических отношений, которые актуализировали проблемы национальной специфики и межнационального общения. В его работах постулируются идеи этнической экологии и указывается о предрасположенности различных народов к жизни в конкретных климатических условиях, что позволяет говорить об экологической гармонии и образе жизни. Он отстаивал идеи о единстве закономерностей истории общества и истории природы.

Идеи единства развития приводят его к признанию взаимосвязи культур и их преемственности.

Существенное место в истории этнопсихологических исследований занимает наследие И. Канта. В работе «Антропология с прагматической точки зрения» Кант дает определения таким понятиям, как народ, нация, характер народа. Под словом «народ» он понимает объединенное в конкретном месте множество людей, которое составляет одно целое. Этому множеству или его части, которая в виду общего происхождения признает себя объединенным в одно гражданское целое, он дает определение нации. Однако как в одном, так и в другом определении не указывается сила, объединяющая множество людей, что допускает довольно широкую трактовку этого понятия, но не указывается возможная минимальная численность данного множества. Характер народа определяется в его отношении и восприятии других культур. Если признается только характер своего народа, то Кант определяет это как национализм.

Признавая влияние природных и социальных факторов на формирование характера народа, И. Кант отдавал основное предпочтение врожденным чертам далеких предков, что существенно ослабляет ценность его научного вклада в развитие проблем этнопсихологии.

Важным этапом в развитии представлений о характере нации стали работы Г. Гегеля. Основным произведением, посвященным этому вопросу, является «Философия духа». В суждениях Гегеля о характере народа присутствуют существенные противоречия. С одной стороны, он признает, что характер народа — это плод социальных явлений, а с другой, считает, что национальный характер выступает как абсолютный дух. Утверждая положение о том, что не все народы могут быть носителями духа, он отрицает их всемирно-историческую принадлежность. Такой подход оказал существенное влияние на более позднее развитие этнопсихологических концепций.

Во второй половине XIX в. наблюдается новая волна интереса к этнопсихологическим проблемам, особенно это касалось немецких ученых. В это время появилась совместная работа Г. Штейнталя и М. Лазаруса «Мысль о народной психологии». Фактически эта работа носит полумистический характер и не содержит глубоких научных результатов. Поставив задачу построить систему народной психологии как науки, авторы не смогли ее решить, так как идеализация народного духа, непризнание объективно действующих социальных факторов сделало последнюю неисторическим образованием.

Более весомый вклад в развитие этнопсихологических концепций сделал В. Вундт. Именно он заложил в своих исследованиях основы социальной психологии. Его работа «Психология народов» явилась основой социально-психологических исследований больших групп населения. «Душа народа», по мнению Вундта, не простая сумма индивидов, а связь и их взаимодействие, что порождает новые, специфические явления со своеобразными законами. Задачу народной психологии В. Вундт видел в изучении психических процессов, которые лежат в основе развития человеческого сообщества и возникновения духовных продуктов всеобщей ценности. Вундт внес большой вклад в становление этнопсихологии как науки, определил более конкретно ее предмет, сделал разграничение между народной психологией (в последующем социальной) и индивидуальной. Он отмечал, что психология народов является самостоятельной наукой наряду с индивидуальной психологией и обе эти науки пользуются услугами друг друга. В. Вундт, по замечанию советского психолога С.Рубинштейна, ввел исторический метод при изучении коллективного сознания. Его идеи оказали существенное влияние на развитие этнопсихологических исследований в России.

Среди авторов, занимающихся народной психологией, необходимо отметить французского ученого Г. Лебона (1841–1931), работа которого «Психология народных масс» вышла в 1995 г. на русском языке. Его взгляды являлись вульгаризированным отражением идей предшествующих авторов. Такой подход был отражением социального заказа того времени, связанного с необходимостью оправдания колониальных устремлений европейской буржуазии и развитием массового рабочего движения. Подчеркивая развитие народов и рас, он указывал на невозможность их равенства. Это позволяет классифицировать народы на первобытные, низшие, средние и высшие. Однако их слияние и единение невозможно, ибо для развития высших рас вполне допустимо освоение жизненного пространства низших с дальнейшей их колонизацией. В целом же взгляды Лебона. в своей сущности антисоциальны и антигуманны.

Жизненно необходимые проблемы этнонациональных отношений и этнической психологии характерны, как известно, для многонациональных стран. Именно этим объясняется большой интерес общественной мысли России к исследованию проблем этнической психологии. Существенный вклад в разработку этих проблем внесли революционеры-демократы В.Г. Белинский (1811–1848), Н.А. Добролюбов (1836–1861), Н.Г. Чернышевский (1828–1889). В основу рассмотрения вопросов национального характера они положили общесоциологическую теорию и теорию народа. Теория народа была важным средством изучения культуры как целостности в ее национальной форме, что позволяло рассматривать нацию с различных сторон, в том числе и социально-психологической.

Русские революционеры-демократы одни из первых в европейской науке четко сформулировали преобладающую значимость социальных отношений в формировании национальных качеств характера, в частности и характера народа в целом. Они отмечали, что умственные и нравственные формы поведения сильно видоизменяются под влиянием социальных обстоятельств и при их перемене происходят изменения в этих формах поведения.

Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что каждый народ, имеющий историческое значение, представляет соединение людей очень различных между собой по степени умственного и нравственного развития. Неоднородность народа в его структуре во многом определяется социальными особенностями культурного развития групп, слоев, сословий. В каждом случае национальный характер выступает как результирующая характеристика разных качеств, которые не наследуются, а формируются средой, формой бытия и являются результатом исторического развития. Именно этим и определяется неоднородность понятия «народный характер». Структура национального сознания включает в себя комплекс элементов и представляет системное, развивающееся явление. Сюда входят интеллектуальные, нравственные качества, язык, образ жизни, обычаи, уровень образования, идейные убеждения.

Следует отметить особую заслугу революционеров-демократов в том, что они дали глубокий критический анализ ходячих (существующих) представлений о характере народов, межнациональных стереотипов. Н.Г.Чернышевский подчеркивал, что ходячие понятия о характере народа созданы под влиянием обобщающих представлений о симпатии и антипатии к определенному народу и что они не соответствуют подлинному понятию многосложного характера того или иного народа и всегда преследуют социально-политическую цель, являясь порождением социального заказа существующей власти. Ходячие характеры мешают общению и взаимопониманию народов, вызывая недоверие друг к другу. Постановка вопроса о стереотипах понимания характера народа, основанных на социально-политических и идеологических факторах, является большим вкладом Н.Г. Чернышевского в развитие теории этнопсихологии.

Несмотря на большой вклад, сделанный еще в конце XIX в. в развитие и изучение вопроса о национальном характере, в современной литературе продолжают встречаться представления о межнациональных стереотипах поведения. Естественно, что природа этого явления носит прежний характер, и корни ее уходят в социально-политические цели.

Важной особенностью рассмотрения вопроса о характере народа всегда было соотношение национального и социального (классового). Еще в работах Н.Г.Чернышевского отмечалось, что каждый народ имеет свое понятие о патриотизме, которое проявляется в международных делах, и в этом общность представляет одно целое. Но во внутренних отношениях эта общность, как целое, состоит из сословий, групп, классов, чьи интересы, чувства патриотизма существенно различаются и могут входить в крайние противоречия, порождая социальные конфликты.

Сословное, классовое чувство патриотизма менее похоже внутри одной нации и своего народа, чем у соответствующих сословий и классов других народов. Именно эти факты и определяют интернациональные стремления, с одной стороны, и национальные, с другой, и только социальное равенство сглаживает эти противоположные силы.

В работе «Очерки научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории» Н. Г. Чернышевский подчеркивал, что по образу жизни и по понятиям земледельческий класс всей Западной Европы представляет как будто одно целое; это же можно сказать о ремесленниках, богатых простолюдинах, знатном сословии. Так, португальский вельможа по образу жизни и по понятиям был более похож на шведского вельможу, чем на земледельца своей нации; португальский земледелец — более похож в этом отношении на шотландского земледельца, чем на лиссабонского богатого негоцианта. Именно этим и определяется единство интересов при противоположности в социальных конфликтах, которые возникают в различных нациях и государствах. Тогда как с одной, так и с другой стороны преобладают интернациональные устремления, которые порождены одинаковым социально-политическим положением конкретной части народа, социальных слоев или классов.

Анализ соотношения национального и социального в духовном облике нации является важным вкладом в теорию этнонациональных отношений представителями русской школы, которая в более глубоком и обоснованном представлении отразила соотношение этих двух составляющих в истории развития народов, чем это сделали представители немецкой классической философии и школы народной психологии.

Особую роль в изучении национального характера сыграло религиозно-идеалистическое направление русской общественной мысли, представленное в работах славянофилов, которые создали свою социологическую теорию. В этой теории ведущее значение придавалось русской самобытности и национальному самосознанию. Основная их цель сводилась к определению места культуры русского народа в системе культур окружающих народов.

Национальная программа славянофилов включала в себя определение понятий «нация», «народ» по отношению к человечеству вообще и индивиду, в частности, качественную оценку национальных «идей», национальной сущности исторического бытия различных народов, проблему их взаимоотношений. Наиболее яркими представителями этого направления были И.В.Кришевский, П.Я.Данилевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев.

Так, В.С.Соловьев (1853–1900) подчеркивал стремление каждого народа выделиться, обособиться, считая это положительной силой народности, но способной переходить в национализм, против чего он всегда предостерегал соотечественников. Национализм в наиболее крайней форме, по его мнению, губит впавший в него народ, делая его врагом человечества. Подобные заключения В.С.Соловьева остаются одним из научных обоснований стремления народов обособиться и сохранить свою самостоятельность. Поэтому сама по себе народность не имеет большой ценности, а на первый план у него выдвигается вселенская христианская идея — объединение всего мира в единое целое. В своих взглядах он полностью игнорировал социально-экономические отношения в обществе, представляя всех людей как клетки тела одного организма, объединенных в более сложные органы — племена, народы.

Первые этнопсихологические исследования в советское время относятся к 1920 г. и связываются с именем Г.Г. Шпета (1879–1940), представителем феноменологической школы в философии. В том же году он организовал в МГУ первый в России кабинет этнической психологии, а в 1927 г. издал книгу «Введение в этническую психологию». В 20-е гг. уделялось огромное внимание изучению краеведения, характерных особенностей национальных меньшинств. Особый интерес к исследованию проблем этнопсихологии и возник в связи с формированием нового многонационального государства — СССР. Г.Г. Шпет дал новую трактовку содержания коллективности, диалектики общего и особенного. В его представлениях, «дух» народа есть отражение коллективного единства, откликающегося на всякое событие в быту этого единства. Он много внимания уделял изучению таких понятий, как «коллективное», «коллектив». Коллективность у Г.Г. Шпета выступает предметом этнической и социальной психологии. По его мнению, этническая психология находит свой предмет и определяется не как объяснительная, основная наука для других дисциплин, а как описательная психология, изучающая коллективные переживания.

В настоящее время интерес к проблемам этнопсихологии вновь возрастает в связи с проведением коренных социальных преобразований как в стране, так и в окружающем мире. Вновь актуализируется проблемы этнопсихологии, намечаются перспективы ее развития, увеличивается число исследований, которые носят крайне противоречивый характер и определяют необходимость разработки учебного курса, особенно в системе высшего образования в системе МВД, так как этнопсихология всегда использовалась в качестве теоретической основы в идеологической работе.

Вопросы для самоконтроля

1. Причины возникновения этнопсихологии как науки.

2. К какому времени и кому принадлежат первые научные обоснования природы этнических различий?

3. В чем видели причину этнических различий ученые древности?

4. Причины повышенного интереса к этнопсихологическим вопросам в XVIII вв.

5. Кто из ученых XVII–XVIII вв. занимался вопросами этнопсихологии?

6. Теоретические взгляды КЛ. Гельвеция на причины этнопсихологических различий.

7. Какие два независимых представления лежат в основе обоснования этнических различий народов?

8. Взгляды Д. Юма на природу формирования этноса.

9. Прогрессивный и ошибочный взгляды Д. Юма в обосновании природы этнических различий.

10. Вклад немецкой классической философии в развитие этнопсихологических исследований.

11. Этнопсихологические подходы И. Канта в его философии.

12. Г. Гегель о характере нации и народа.

13. Особенность рассмотрения этнопсихологических проблем во второй половине XIX в. во взглядах немецких ученых

14. Вклад В. Вундта в этнопсихологическую науку.

15. Взгляды Г. Лебона на этнопсихологические проблемы в его работе «Психология народных масс».

16. Вклад в развитие этнопсихологии русских революционеров-демократов.

17. Национальные программы славянофилов.

18. Этнопсихологические исследования в советской психологии 20-х гг.

История развития семейной психотерапии

История развития семейной психотерапии Многообразие определений семейной психотерапии (см. Предисловие) обусловлено господствующими теориями и отражает влияние культуры.Долгие годы наиболее прагматичным считалось определение, сформулированное В. К. Мягер и Т. М.

Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Юридическая психология — одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к XVIII в.В истории юридической

1.2. История развития перинатальной психологии

1.2. История развития перинатальной психологии Официальная история перинатальной психологии началась в 1971 г., когда в Вене впервые было организовано Общество пре– и перинатальной психологии. Инициатором его создания стал Густав Ханс Грабер (ученик З. Фрейда), который

1. История развития наук

1. История развития наук Итак, мы проследили историю психоанализа на протяжении многих десятилетий, от его открытия Фрейдом до сложившейся на сегодняшний день ситуации. Теперь пришло время обратиться к часто задаваемому вопросу о научности психоанализа. Чтобы

1.3. История становления и развития социальной психологии

1. 3. История становления и развития социальной психологии История социальной психологии за рубежомОфициально началом существования социальной психологии как самостоятельной дисциплины считается 1908 г., в этом году появились работы английского психолога У. Макдугалла

Перспективы и пути развития этнопсихологии как науки

Перспективы и пути развития этнопсихологии как науки Рассматривая ту или иную область знаний как научное направление, необходимо определить объект, предмет и методы исследования. Общность объекта исследования всегда определяет межпредметные связи смежных областей

История развития западной психологии

История развития западной психологии Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями; но ее

Рассказ о Мигеле: история развития высокомерия

Рассказ о Мигеле: история развития высокомерия Детские годы Мигеля прошли в западной части Лос-Анджелеса, в районах кварталов, населенных жителями со средним достатком. Отец его — человек грубоватый и не отличающийся особым развитием — ценил упорный, настойчивый труд и,

Рассказ о Каролине: история развития самоуничижения

Рассказ о Каролине: история развития самоуничижения Каролина была шестым или седьмым по счету ребенком в большой католической семье. Хотя ее родители, ирландцы, принадлежали к рабочему классу, они предъявляли жесткие требования к учебе своих детей и приобретению ими

Рассказ о Мухаммеде: история развития нетерпеливости

Рассказ о Мухаммеде: история развития нетерпеливости Мухаммед родился на Среднем Востоке, в одном из небольших селений. Отец его был местным врачом, а мать — домохозяйкой, заботящейся о своей большой семье из восьмерых детей. Поскольку отец Мухаммеда был человеком

Рассказ о Камиле: история развития мученичества

Рассказ о Камиле: история развития мученичества Появлению на свет Камилы, старшей из детей, предшествовали два важных события. Во время беременности матери отца Камилы постигла серьезная финансовая неудача. Все его сбережения, вложенные в крупную государственную

История развития метода

История развития метода Впервые использование группового взаимодействия для лечения различных заболеваний было предложено австрийским врачом и философом Францом Антоном Месмером (1734–1815). Он разработал теорию «животного магнетизма». Суть этой теории заключалась в

История становления этнопсихологических идей в науке

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 88.5 КБ
  • добавлен 06 декабря 2010 г.

История становления этнопсихологических идей в науке. Контрольная работа по этнопсихологии. Специальность-клинический психолог,4курс.

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Антропология
  3. Психологическая антропология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Исторические дисциплины
  3. Этнография и этнология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Конфликтология
  3. Политическая конфликтология
  4. Этнополитическая конфликтология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Конфликтология
  3. Этноконфликтология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Культурология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Психология адаптации
  4. Социально-психологическая адаптация
  5. Этническая адаптация
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Социальная психология
  4. Кросскультурная психология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Социологические дисциплины
  3. Этносоциология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Языки и языкознание
  3. Лингвистика
  4. Психолингвистика
  5. Этнопсихолингвистика
  1. Академическая и специальная литература
  2. Языки и языкознание
  3. Межкультурная коммуникация

Смотрите также

  • формат doc
  • размер 2. 16 МБ
  • добавлен 11 апреля 2009 г.

2002 г. Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое внимание уделяется психологическим особенностям разли…

  • формат pdf
  • размер 1.17 МБ
  • добавлен 08 января 2009 г.

2008 г. Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое внимание уделяется психологическим особенностям разли…

Курсовая работа

  • формат doc
  • размер 35.33 КБ
  • добавлен 16 января 2011 г.

Содержание Введение Психологические особенности этнических групп Психологические особенности этнических групп Структура этнопсихологических характеристик народа Сущность и специфика этнических стереотипов. Понятие стереотипа в психологической литературе Функции и свойства этнических стереотипов Методы изучения этнических стереотипов Заключение Список использованной литературы

  • формат doc
  • размер 470. 5 КБ
  • добавлен 17 декабря 2010 г.

Рассмотрены основные проблемы становления и развития этнопсихологии. Раскрыты объект и предмет этнопсихологии. Рассмотрена проблема этнокультурной вариативности социализации и регуляторов социального поведения. Раскрыты этнопсихологические проблемы исследования личности. Представлены универсальные и культурно-специфические аспекты общения. Содержание: Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Этнос и его сущность. Культура как психолог…

  • формат doc
  • размер 1.2 МБ
  • добавлен 20 февраля 2010 г.

В первой части книги рассказывается об образовании и развитии исторических рас, о роли великих людей и идей, о том, как умирают цивилизации. Вторая часть книги посвящена психологии толпы, влиянию на нее идей, чувств и верований, способам воздействия на разные ее виды.

pottee

  • формат doc
  • размер 342.5 КБ
  • добавлен 16 июня 2009 г.

1. Общая характеристика этнической психологии как науки 2. Предпосылки развития и становления этнопсихологии как самостоятельно науки 3. Становление этнической психологии в России 4. Развитие этнической психологии в России в XX в. Специфика современных исследований в области этнопсихологии 5. Особенности проведения этнопсихологических исследований 6. Классификация методов этнопсихологического исследования. Надежность этнопсихологических исследов…

  • формат pdf
  • размер 1.76 МБ
  • добавлен 23 ноября 2011 г.

М. : Институт психологии РАН, «Академический проект», 2000. – 320 с. Учебник излагает систематический курс этнопсихологии и представ ляет собой дополненное и исправленное издание учебного пособия, выпущенного факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова крайне ограниченным тиражом в 1998 г. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках – от психологии до культурантропологии Очерчиваются пути ра…

  • формат djvu
  • размер 2.76 МБ
  • добавлен 26 июня 2010 г.

3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004 — 368 с Учебник излагает систематический курс этнопсихологии. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках — от психологии до культурантропологии. Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения. Детально проа…

  • формат docx
  • размер 40.05 КБ
  • добавлен 07 декабря 2009 г.

История становления этнопсихологии. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Что такое этнос? Понятие этнопсихологии. Предмет, объект и методы изучения. Этническая психология и кросс-культурная психология. Заключение. Список литературы.

Дисертация

  • формат doc
  • размер 381.5 КБ
  • добавлен 26 сентября 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – М., — 2010. – 50 стр. Специальность: 19.00.03 –Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки). Научный консультант – Марьин Михаил Иванович – доктор психологических наук, профессор. Аннотация. Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическая проверка социально-психологических и этнических факторов в структуре имиджа соврем…

лингвистических данных о душе и разуме для этнопсихологии и культурологии

лингвистических данных о душе и разуме для этнопсихологии и культурологии | DeepDyve
  • Открыть расширенный поиск

  • Авторизоваться
  • DeepDyve

С  все  слов или DOI:

Режим запроса DeepDyve по умолчанию: поиск по ключевому слову или DOI.

С точной фразой :

Требовать эти слова именно в таком порядке. Не заключайте термины в двойные кавычки («») в этом поле.

С  хотя бы одно из  слов:

Найдите любое из этих слов, разделенных пробелами

Без  слова:

Исключить каждое из этих слов, разделенных пробелами

Со словами в названии статьи:

Искать эти термины только в названии статьи

Опубликовано между годами:

В любое времяВ течение последнего годаВ течение последних 3 летПользовательский период

к

Со следующими авторами:

Наиболее эффективен как: Фамилия, Имя или Фамилия, FN

Со словами в названии журнала :

Поиск статей, опубликованных в журналах, в названии которых есть эти слова

Сбросить фильтры

Получите более 20 миллионов полнотекстовых статей менее чем за 1,50 доллара США в день.

Начните 14-дневную пробную версию для себя или своей команды.

Узнать больше →

Для работы DeepDyve требуется Javascript. Чтобы продолжить, включите Javascript в браузере.

Выбрать все

Ваше оповещение о поиске новых результатов настроено.

  • » data-internal_perm_id=»xekx6CJlzf» data-internal-perm-id=»xekx6CJlzf» data-internalpermid=»» data-docid=»» data-restricted=»false» data-s1=»https://docs4.deepdyve.com/doc_repo_server/get-image/xekx6CJlzf/1/1?t=1675836569&p=1&a=preview&key=33b1TELlg_EYHF9cth3_-IRcVBQ.&u=2082497&tp=&pr=1″ data-s2=»https://docs4.deepdyve.com/doc_repo_server/get-image/xekx6CJlzf/1/2?t=1675836569&p=1&a=preview&key=33b1TELlg_EYHF9cth3_-IRcVBQ.&u=2082497&tp=&pr=1″ data-s3=»https://docs4.deepdyve.com/doc_repo_server/get-image/xekx6CJlzf/1/3?t=1675836569&p=1&a=preview&key=33b1TELlg_EYHF9cth3_-IRcVBQ.&u=2082497&tp=&pr=1″ data-s4=»https://docs4.deepdyve.com/doc_repo_server/get-image/xekx6CJlzf/1/4?t=1675836569&p=1&a=preview&key=33b1TELlg_EYHF9cth3_-IRcVBQ.&u=2082497&tp=&pr=1″>

    Доступный

    Быстрый просмотр

    Журнальная статья

    Душа и Разум : лингвистический Доказательство для Этнопсихология и Культурный История

    doi: 10. 1525/aa.1989.91.1.02a00030

    закат и падение концепции душа и господство разум на английском языке с изменениями в культурный истории и в преобладающей западной этнофилософии. …
  • Google Scholar Google Preview OpenURL Placeholder Text WorldCat COPAC 4. Hosking , Geoffrey A. The Awakening of the Soviet Union . Cambridge , Mass. : Harvard University Press , 1990 . Google Scholar Google Preview OpenURL Placeholder Text WorldCat COPAC 5. Lavrov , Kirill . So What Can We Do ?” Translated by Nadezhda Burova. In Culture and Perestroika . Moscow : Progress, 1988 . 6. Lawton , Anna . Toward a New Openness in Soviet Cinema, 1976–1987 .” In Daniel J. Goulding (Ed.), Post New Wave Cinema in the Soviet Union and Eastern Europe . Bloomington : Indiana University Press , 1989 . Google Scholar Google Preview OpenURL Placeholder Text WorldCat COPAC 7. Lewin , Moshe . The Gor0bachev Phenomenon . Los Angeles : University of California Press , 1988 . Google Scholar Google Preview OpenURL Placeholder Text WorldCat COPAC 8. Pasternak , Boris . Cited by Y. B. Pasternak in the “ Foreword” to Pasternak: Selected Poem . Translated by Jon Stall Worthy and Peter France. Harmondsworth , England : Penguin , 1984 . Google Scholar Google Preview OpenURL Placeholder Text WorldCat COPAC 9. Rieber , Alfred J. The Reforming Tradition in Russian History .” In Alfred J. Rieber and Alvin L. Rubinstein (Eds.), Perestroika at the Crossroads . Armonk , N.Y . : M. E. Sharpe , 1991 . Google Scholar Google Preview OpenURL Placeholder Text WorldCat COPAC 10. Riordan , Jim (Ed.), Soviet Youth Culture . Bloomington : Indiana University Press , 1989 . Google Scholar Crossref Search ADS Google Scholar Google Preview WorldCat COPAC 11. Ryback , Timothy W. Rock Around the Bloc: A History of Rock Music in Eastern Europe and the Soviet Union . New York : Oxford University Press , 1990 . Google Scholar Google Preview OpenURL Placeholder Text WorldCat COPAC 12. White , Anne . De-Stalinization and the House of Culture: Declining State Control over Leisure in the USSR, Poland and Hungary, 1953–1989 . London : Routledge , 1990 . Google Scholar Google Preview OpenURL Placeholder Text WorldCat COPAC 13. Wierzbicka , Anna . Soul and Mind: Linguistic Evidence for Ethnopsychology and Cultural History . American Anthropologist 91 , 1989 , pp. 41 – 58 . Google Scholar Crossref Search ADS WorldCat Article PDF first page preview Close This content is only available as a PDF. © 1991 Journal of Communication » data-internal_perm_id=»M0vBxda0Hs» data-internal-perm-id=»M0vBxda0Hs» data-internalpermid=»» data-docid=»» data-restricted=»false» data-s1=»https://docs4.deepdyve.com/doc_repo_server/get-image/M0vBxda0Hs/1/1?t=1675836569&p=1&a=preview&key=G3rlh-v2DY6bfzkI6i7ow1lIlYU.&u=2082497&tp=&pr=1″ data-s2=»https://docs4.deepdyve.com/doc_repo_server/get-image/M0vBxda0Hs/1/2?t=1675836569&p=1&a=preview&key=G3rlh-v2DY6bfzkI6i7ow1lIlYU.&u=2082497&tp=&pr=1″ data-s3=»https://docs4.deepdyve.com/doc_repo_server/get-image/M0vBxda0Hs/1/3?t=1675836569&p=1&a=preview&key=G3rlh-v2DY6bfzkI6i7ow1lIlYU.&u=2082497&tp=&pr=1″ data-s4=»https://docs4.deepdyve. com/doc_repo_server/get-image/M0vBxda0Hs/1/4?t=1675836569&p=1&a=preview&key=G3rlh-v2DY6bfzkI6i7ow1lIlYU.&u=2082497&tp=&pr=1″>

    Доступный

    Быстрый просмотр

    Журнал Статья

    ВВЕДЕНИЕ: Второй проект истории

    DOI: 10.1111/J.1460-2466.1991.TB02301.x

    OpenUrl Plackhortholder Text WorldCat Copac 13. Wierzbica, Annabica, Annabica, Annabica, Annabica, Annabica, Anna. Душа и Разум : лингвистический Доказательство для Этнопсихология и Культурный История . Американский антрополог 91 , 1989 , стр. 41–58 . Google Scholar…

Установите подключаемый модуль DeepDyve для Firefox. для улучшения поиска в PubMed!

Избегайте платного доступа в PubMed.
Плагин DeepDyve легко соединяет ваши любимые поисковые системы
с вашей библиотекой DeepDyve.
Поиск , организация и доступ к статьям из PubMed
через вашу учетную запись DeepDyve.

Поиск в пабмед

Установите плагин DeepDyve