Тема 1.1. Введение в психологию
План:
1.психология, ее предмет, принципы объект , принципы и здачи
2. Содержание психической жизни человека: психические процессы, психические состояния. психические свойства
3.Структура современной психологии.
4. Основные понятия: психика,психическое развитие,движущие силы развития, онтогенез и филогенез
5 . Связь психологии с педагогикой, другими науками и практикой
Любой психически здоровый человек способен воспринимать и познавать окружающий мир, различные предметы и явления.
— Мы слышим различные звуки: шорох травы, пение птиц, гул самолета, транспорта.
— Мы видим различные
предметы, явления, людей и животных,
различаем форму, цвет, высоту.
— Мы ощущаем ароматы и запахи (например, запах бензина и аромат духов).
— Мы мыслим над прочитанной книгой, над фильмом, обдумываем действия, принимаем решения.
— Наш мозг способен запомнить, вспомнить, припомнить.
— Мы способны представить то, чего никогда не воспринимали (например, тропический лес, мамонтов) и представить то, чего не существует на свете (например, события фантастических книг, фильмов, сказок).
Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое отношение к предметам и явлениям. Что-то его радует, доставляет удовольствие, к чему-то он равнодушен, чем-то огорчен.
Каждый человек по-своему своеобразен и имеет свои особенности: одни занимаются танцами, другие музыкой, спортом, книгами.
Все эти разнообразные
психические явления, проявления
темперамента, характера, чувств и воли
составляют в своей совокупности психику.
Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Название это произошло от слияния двух древнегреческих слов – «псюхе» — душа и «логос» — учение, слово, и означает «наука о душе».
Предметом психологии является изучение психики животных и человека.
Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.
Психика в себя включает, а, следовательно, психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Познавательными психические процессы называют потому, что с их помощью человек познает окружающий мир и самого себя.
Ощущение – процесс, который связан с выделением каких-то отдельных свойств предметов (цвет, форма, запах, вкус).
Восприятие – это процесс восприятия предметов в совокупности их свойств.
Память
– это процесс, который дает нам право и возможность запомнить все, что мы когда-то делали, видели, чувствовали и в какой-то момент вспомнить и воспроизвести.С помощью мышления человек познает общие законы, устанавливает взаимоотношения между предметами и явлениями окружающего мира.
Воображение дает возможность представить себе то,
что человек раньше не видел, не слышал,
не делал, и не чувствовал.
Речь позволяет передавать знания, информацию от одного поколения к другому, позволяет воздействовать друг на друга, вызывать чувства, призывать к действиям.
Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сосредоточиться на чем-либо. Оно лежит в основе всех познавательных психических процессов.
К эмоциональным процессам относятся чувства и эмоции. Они отражают переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, устанавливают личностную значимость того или иного события.
К волевым психическим процессам относится воля. Воля обеспечивает сознательную регуляцию повеления, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.
Психические
свойства — наиболее
существенные и устойчивые психические
особенности, отличающие человека или
группу людей от других. К
психическим свойствам относятся
особенности человека – темперамент,
характер, способности и направленность
личности, выражающаяся в потребностях,
мотивации, интересах, желаниях, убеждениях…
Темперамент – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих динамику психической деятельности человека.
Характер – это сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поведении.
Способности – индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в деятельности.
Интерес – проявляется в направленности личности на тот или иной предмет.
Мотивация – процесс внутреннего психического управления поведением.
Психические
состояния – это особая
характеристика психической деятельности
человека за некоторый период времени. Психические состояния вызываются
внешней ситуацией, самочувствием
человека, его индивидуальными особенностями
и влияют на поведение человека в течение
этого периода. К ним относятся: бодрость,
утомление, апатия, рассеянностью, аффект,
переживание, фрустрация, эйфория,
адаптация, агрессивность, радость и др.
Агрессивность – повеление человека, проявляющееся в стремлении причинить другому человеку неприятность, нанести вред.
Адаптация – приспособление, привыкание к новой сфере.
Утомление — плохое настроение, усталость.
Фрустрация – эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.
Эйфория – состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
Рассеянность – это состояние забывчивости, которое оказывает влияние на человека.
Самоактуализация – стремление к личному самосовершенствованию.
Психические состояния, психические процессы и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют друг с другом.
Психика человека проявляется, формируется и развивается в деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, продуктивные).
Проявление психики свойственны только животным и человеку. Психика человека качественно отличается от психики животного. Психика животного гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Поэтому психология занимается вопросами сознания.
Таким образом,
психология – это наука, изучающая
психические свойства, процессы и
состояния, закономерности из развития
и проявления.
Психология и педагогика — тест 1
Главная / Образование / Психология и педагогика / Тест 1Упражнение 1:Номер 1
Психология – этоОтвет:
 (1) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности 
 (2) конкретные факты психической жизни и психические явления. 
 (3) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. 
 (4) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений 
Номер 2
Психика определяется какОтвет:
 (1) основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.  
 (2) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности 
 (3) определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных) 
 (4) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений 
Номер 3
Психология – этоОтвет:
 (1) конкретные факты психической жизни и психические явления 
 (2) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений 
 (3) область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных 
 (4) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности 
Упражнение 2:
Номер 1
На разных этапах развития психологического знания ученые … в качестве предмета психологии рассматривали следующие феномены … (установите соответствие)Ответ:
Зигмунд Фрейд | → | бессознательное |
Абрахам Маслоу | → | личный опыт человека |
К.![]() | → | психические явления |
Номер 2
На разных этапах развития психологического знания ученые … в качестве предмета психологии рассматривали следующие феномены … (установите соответствие)Ответ:
Аристотель | → | душа |
Джон Уотсон | → | поведение |
П.Я.Гальперин | → | ориентировочная деятельность |
Номер 3
На разных этапах развития психологического знания ученые … в качестве предмета психологии рассматривали следующие феномены … (установите соответствие)Ответ:
Вильгельм Вундт | → | непосредственный опыт субъекта |
Платон | → | душа |
Макс Вертгеймер | → | процессы переработки информации |
Упражнение 3:
Номер 1
Психические явления, определяемые как акты психической деятельности, имеющие объект отражения и регуляционную функцию, называются …Ответ:
 (1) психическими процессами 
 (2) психическими состояниями 
 (3) психическими свойствами личности 
 (4) психическими образованиями 
Номер 2
Психические явления, представляющие индивидуально-психологические особенности, которые обусловливают неповторимость человека и определяют постоянные способы его взаимодействия с миром, называются …Ответ:
 (1) психическими процессами 
 (2) психическими состояниями 
 (3) психическими свойствами личности 
 (4) психическими образованиями 
Номер 3
Психические явления, являющиеся внутренними целостными характеристиками индивидуальной психики, относительно неизменными во времени, называются …Ответ:
 (1) психическими процессами 
 (2) психическими состояниями 
 (3) психическими свойствами личности 
 (4) психическими образованиями 
Упражнение 4:
Номер 1
К эмоциональным психическим процессам относятсяОтвет:
 (1) мышление 
 (2) настроения 
 (3) принятие решения 
 (4) аффекты 
 (5) переживания 
Номер 2
К волевым психическим процессам относятсяОтвет:
 (1) волевое усилие 
 (2) ощущение 
 (3) принятие решения 
 (4) эмоции 
 (5) речь 
Номер 3
К познавательным психическим процессам относятсяОтвет:
 (1) чувства 
 (2) внимание 
 (3) волевой акт 
 (4) восприятие 
 (5) представление 
Упражнение 5:
Номер 1
По степени активации организма выделяют следующие разновидности психических состояний:Ответ:
 (1) сознательные 
 (2) стенические 
 (3) физиологические 
 (4) неосознанные 
 (5) астенические 
Номер 2
По валентности (эмоциональному знаку воздействия) выделяют следующие разновидности психических состояний:Ответ:
 (1) нейтральные 
 (2) эмоциональные 
 (3) положительные 
 (4) отрицательные 
 (5) интеллектуальные 
Номер 3
По степени выраженности выделяют следующие разновидности психических состояний:Ответ:
 (1) поверхностные 
 (2) ситуативно обусловленные 
 (3) личностно обусловленные 
 (4) психофизиологические 
 (5) глубокие 
Упражнение 6:
Номер 1
Описательный психологический исследовательский метод, состоящий в организованном, целенаправленном, фиксируемом восприятии, регистрации психических явлений и их изучения в определённых условиях – …Ответ:
 (1) эксперимент 
 (2) моделирование 
 (3) наблюдение 
 (4) тестирование 
 (5) интроспекция 
Номер 2
Метод получения новых научных знаний путем целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемых – …Ответ:
 (1) эксперимент 
 (2) самонаблюдение 
 (3) наблюдение 
 (4) тестирование 
 (5) интроспекция 
Номер 3
Метод наблюдения субъектом собственных психических процессов, состояний и действий без использования каких-либо инструментов или эталонов – …Ответ:
 (1) эксперимент 
 (2) моделирование 
 (3) интервью 
 (4) тестирование 
 (5) интроспекция 
Упражнение 7:
Номер 1
По хронологической организации различают следующие виды наблюдения:Ответ:
 (1) одиночное 
 (2) лабораторное 
 (3) полевое 
 (4) лонгитюдное 
 (5) периодическое 
Номер 2
По фиксируемым объектам различают следующие виды наблюдения:Ответ:
 (1) свободное 
 (2) выборочное 
 (3) осознанное 
 (4) сплошное 
 (5) неосознанное 
Номер 3
По степени формализации различают следующие виды наблюдения:Ответ:
 (1) свободное 
 (2) активное 
 (3) поисковое 
 (4) аналитическое 
 (5) стандартизированное 
Упражнение 8:
Номер 1
Основоположником структурной психологии, в рамках которой изучаются структуры сознания, его элементы и законы их объединения, являетсяОтвет:
 (1) Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) 
 (2) Вильгельм Вундт (1832 – 1920) 
 (3) Макс Вертгеймер (1880 – 1943) 
 (4) Уильям Джеймс (1842 – 1910) 
 (5) Рене Декарт (1596 – 1650) 
Номер 2
Основоположником функциональной психологии, в рамках которой изучаются функции сознания в поведении, являетсяОтвет:
 (1) Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) 
 (2) Вильгельм Вундт (1832 – 1920) 
 (3) Макс Вертгеймер (1880 – 1943) 
 (4) Уильям Джеймс (1842 – 1910) 
 (5) Рене Декарт (1596 – 1650) 
Номер 3
Основоположником экспериментальной психологии, открывшем первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете, являетсяОтвет:
 (1) Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) 
 (2) Вильгельм Вундт (1832 – 1920) 
 (3) Макс Вертгеймер (1880 – 1943) 
 (4) Уильям Джеймс (1842 – 1910) 
 (5) Рене Декарт (1596 – 1650) 
Упражнение 9:
Номер 1
Направление в современной психологии, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы, которые можно объективно зафиксироватьОтвет:
 (1) когнитивная психология 
 (2) гештальтпсихология 
 (3) бихевиоризм 
 (4) гуманистическая психология 
 (5) психоанализ 
Номер 2
Направление в современной психологии, в рамках которого исследуются познавательные процессы (проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений)Ответ:
 (1) когнитивная психология 
 (2) гештальтпсихология 
 (3) бихевиоризм 
 (4) гуманистическая психология 
 (5) психоанализ 
Номер 3
Направление в современной психологии, в рамках которого разработан холистический подход к изучению потенциала, творчества, свободы воли, самореализации человекаОтвет:
 (1) когнитивная психология 
 (2) гештальтпсихология 
 (3) бихевиоризм 
 (4) гуманистическая психология 
 (5) психоанализ 
Упражнение 10:
Номер 1
Базовая категория психологии, характеризующая человека как биологический организм, носителя общих генотипических наследственных свойств биологического видаОтвет:
 (1) объект 
 (2) субъект 
 (3) индивид 
 (4) индивидуальность 
 (5) личность 
Номер 2
Базовая категория психологии, характеризующая человека как носителя активного, предметно-практической деятельности и познанияОтвет:
 (1) объект 
 (2) субъект 
 (3) индивид 
 (4) индивидуальность 
 (5) личность 
Номер 3
Базовая категория психологии, характеризующая человека как носителя сознания, субъекта общественных отношений, деятельности и общенияОтвет:
 (1) объект 
 (2) субъект 
 (3) индивид 
 (4) индивидуальность 
 (5) личность 
Главная / Образование / Психология и педагогика / Тест 1
[решено] Теория интеллекта включает в себя психические процессы, связанные с
Этот вопрос ранее задавался в
CTET, июль 2013 г. Документ — 2 Математика и естественные науки (L — I/II: хинди/английский/санскрит)
Попытка онлайн
Посмотреть все документы CTET >- G-фактор Спирмена
- Триархическая теория интеллекта Штернберга
- Теория интеллекта Саванта
- Первичные умственные способности Терстона
Вариант 2: Штернберг триархическая теория интеллекта
Бесплатно
CTET Paper 1 – 16 декабря 2021 г. (англ./хин/санс/бен/март/тел.)
1,8 миллиона пользователей 150 вопросов 150 баллов 150 минут Штернберг определял человеческий интеллект как когнитивную способность учиться на опыте, хорошо рассуждать, запоминать важную информацию и справляться с требованиями повседневной жизни. Таким образом, это включает в себя рассуждение, способность решать проблемы, знания, память и успешную адаптацию к окружающей среде (Штернберг, 2004). Он рассматривал интеллект как то, насколько хорошо человек справляется с изменениями окружающей среды на протяжении всей своей жизни. 0003
Три типа интеллекта по Штернбергу:
- Компонентный или аналитический интеллект:
- Это относится к способности разбивать проблему на компоненты и анализировать вещи для решения проблемы.
- Он отражает традиционную концепцию интеллекта и больше относится к академическим достижениям. Их также называют «книжными умниками». Они хороши в решении проблем и абстрактном мышлении.
- Аналитический интеллект или навыки решения академических проблем состоят из трех компонентов, таких как металлические компоненты , компоненты производительности и компоненты приобретения знаний.
- Метакомпоненты — это исполнительная часть, которая управляет двумя другими компонентами. Они контролируют и контролируют когнитивную обработку. Они сообщают компонентам производительности, что делать. Компоненты производительности
- помогают в выполнении задачи или решении проблемы. Таким образом, он использует внимание, кодирование, память и т.
д.
Компоненты получения знаний - помогают в приобретении знаний и используют для этого разные стратегии.
- Эмпирический или творческий интеллект:
- Относится к новым способам решения проблем путем дивергентного мышления.
- Он использует предварительные знания и опыт для выдвижения новых идей и решения проблем.
- Включает в себя два компонента: Автоматизация и новизна.
- Автоматизация означает, что некоторые аспекты обработки информации автоматизированы, они не требуют много внимания, усилий или энергии. Они могут работать параллельно с другими процессами.
- Это позволяет человеку использовать когнитивные ресурсы для выдвижения новых идей.
- Контекстная или практическая разведка:
- Способность использовать информацию для эффективного функционирования в жизни.
- Он также известен как «уличный ум» или «здравый смысл». Это способность понимать и успешно справляться с повседневными ситуациями и событиями.
- Это способность адаптировать, корректировать и изменять в зависимости от контекстных требований. Таким образом, они могут справиться с реальными проблемами.
Последнее обновление: 1 апреля 2023 г.
Выпущено уведомление CTET 2023. Заявки на CTET, июль 2023 г., можно подавать в период с 27 апреля 2023 г. по 26 мая 2023 г. Экзамен проводится для определения права кандидатов на преподавательские должности в государственных школах по всей стране. Письменный CTET состоит из двух статей. Кандидаты могут быть представлены для работы 1 (для учителей 1–5 классов), работы 2 (для учителей 6–8 классов) или обоих. Кандидаты должны практиковать вопросы с помощью пробных тестов CTET и документов CTET за предыдущий год, чтобы понять тенденцию вопросов, поступающих на экзамен.
Предлагаемые экзамены
Что такое познание? — DPUK
Познание — это термин, обозначающий психические процессы, происходящие в мозгу, включая мышление, внимание, язык, обучение, память и восприятие. Эти процессы не являются отдельными способностями – это набор различных взаимодействующих навыков, которые вместе позволяют нам функционировать как здоровым взрослым.
«Язык» умственного процесса относится к навыкам, задействованным во всех формах общения, от понимания других до формулирования мыслей. «Восприятие» переводит информацию, полученную от наших органов чувств, в мультисенсорное представление о нашем окружении.
«Обучение» — это процесс получения новой информации и объединения ее с имеющимися знаниями. Как только что-то изучено, это должно быть закодировано и сохранено, чтобы к нему можно было получить доступ позже — этот процесс называется «памятью». «Внимание» — это способность концентрироваться на чем-то одном. Но этот фокус может привести к так называемому «когнитивному искажению», когда мозг настолько занят одним делом, что упускает из виду другие вещи в окружающей среде.
И последнее, но не менее важное: «мышление» участвует во всех других формах познания. Он также охватывает более сложные психические процессы, такие как принятие решений, решение проблем и рассуждение. Когнитивный — это прилагательное, описывающее эти психические процессы — например, когнитивные тесты оценивают эти мыслительные способности, а когнитивная психология изучает познание.
Частью естественного старения является ограниченное снижение когнитивных способностей, но некоторые состояния, такие как слабоумие, включают более резкое ухудшение. Люди с когнитивными нарушениями испытывают трудности с одним или несколькими из этих психических процессов. Когнитивные тесты используются для оценки сложности человека и выявления конкретных аспектов познания, с которыми он может бороться.
Разработано множество различных когнитивных тестов. Традиционно это были длительные тесты в виде вопросников, но теперь они превращаются в более быстрые и точные оценки.
Некоторые когнитивные тесты включают:
- Оценка познавательных способностей врачом общей практики (GPCOG) — ряд вопросов, задаваемых врачом общей практики, таких как дата, последние новости и запоминание адресов.
Также требуется, чтобы пациенты рисовали циферблат, поскольку это проверяет их зрительно-пространственное функционирование.
- Мини-экзамен психического состояния (MMSE) – тест, содержащий 30 вопросов, которые проверяют «ориентацию» человека (понимание того, где он находится и когда это происходит), внимание, счет (умение считать), память и язык.
- Integrated Cognitive Assessment (ICA) — онлайн-инструмент, с помощью которого пациенты должны быстро сортировать изображения по определенным категориям. Всего за пять минут он дает точную воспроизводимую оценку общей когнитивной функции.
- Когнитивный экзамен Адденбрука (ACE) — анкета, проверяющая те же вещи, что и MMSE, но также включающая визуальные тесты. Он был разработан для дифференциации между различными типами деменции.
Помимо диагностики, исследователи деменции используют когнитивные тесты, чтобы выяснить, улучшило ли то, что они исследуют, когнитивные функции участников. Они также даются участникам лонгитюдных когорт — групп людей с общими характеристиками, изучаемых в течение длительного периода времени, — чтобы оценить, как изменилось их психическое функционирование за всю их жизнь, и понять, почему это может быть.