Человек познает мир. План местности и карты
Задание 29
Рассмотри план. Определи объекты по условным обозначениям. Подпиши их.
План пришкольного участка является топографическим планом, все объекты на топографических планах обозначаются условными знаками, каждый условный знак имеет свою пояснительную подпись того, что он обозначает.
Условные знаки применяют для того, чтобы избежать на картах или планах длинных обозначающих пояснений, сделать их удобными и четко определить границы объектов расположенных на карте или плане.
Задание 30
Рассмотрите глобус, выберите на нем точку и попробуйте совершить путешествие до края Земли. Удалось ли вам это? Объясните свой ответ. Найдите Северный полюс, Южный полюс, экватор. Подготовьте ответ на вопрос: «Почему на экваторе всегда тепло, а на полюсах всегда холодно?»
Ответ:
Многие древние путешественники пытались дойти до Края Земли. Но как бы они не двигались, все равно приходили к тому месту, откуда начинали путь. Так были совершены первые кругосветные путешествия, и было установлено, что Земля шар, она «круглая».
Учитывая, что Земля – шар, который вращается как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца, солнечные лучи нагревают Землю неравномерно, на полюсы тепла и солнечного света попадает меньше, чем на экватор. Это объясняется тем, что расстояние от Солнца до экватора, меньше, чем от Солнца до полюсов, поэтому на полюсах всегда холодно, а на экваторе всегда тепло.
С.14
Задание 31
Практическая работа. Рассмотри Европейскую часть России на физической карте.
Найди крупные реки, горы, города. Какой цвет преобладает на карте? О чем это говорит?
Ответ:
На карте преобладает зеленый цвет, обозначающий равнины. Европейская часть России в расположена на Восточноевропейской равнине.
Крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Екатеринбург, Волгоград, Астрахань, Архангельск, Севастополь, Мурманск.
Крупные реки: Волга, Дон, Кама, Печора, Северная Двина, Обь с Иртышом.
Горы: Уральские, Большой Кавказ.
Задание 32
Подпиши на контурной карте России крупные реки, горы и города.
С.16
Задание 33
С помощью нитки измерь на глобусе длину нескольких меридианов и сравни их. Отличаются ли они по длине? Определи на глаз (или с помощью нитки) отличаются ли по длине параллели. Как называется самая длинная параллель?
Ответ:
Все Меридианы имеют одну длину, а Параллели отличаются по длине.
Экватор – самая длинная параллель.
Задание 34
Отметь на контурной карте путь самолета от Северного полюса к Южному. Отметь точку, в которой он пересечет Экватор.
Ответ:
С.17
Домашнее задание
Нарисуй план своей комнаты, используя условные обозначения. Расскажи, что находится в комнате.
Ответ:
В моей комнате находятся: стол стул, шкаф для одежды и книг, кровать, турник для занятий гимнастикой.
С.18
Задание 35
Практическая работа. Сравни два рисунка (с.18 и с.19). Какой из них можно назвать планом местности? Чем он отличается от пейзажа?
Ответ:
План местности изображен на с.18.
План местности — это разновидность топографической карты; чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе. На плане все объекты обозначены специальными условными знаками, обозначающими дома, дороги, переезды, реки, пашни, леса и т.д. с указанием масштаба.
Пейзаж – это картина художника, где все объекты изображены такими, какие они есть на самом деле, а не условными знаками. На топографической карте все расстояния строго указаны, а на пейзаже такого соблюдения масштабности нет.
Пейзаж – это художественный замысел, а План местности — это документальное подтверждение наличия на определенном участке местности конкретных объектов.
С 19.
Задание 36
Придумайте и нарисуйте условные обозначения для парка, стадиона, водоёма, школы.
Ответ:
Домашнее задание
Нарисуй свой путь от дома до школы
С.20
Задание 37
Рассмотри на рисунках условные обозначения плана местности. Подпиши их.
Ответ:
Пронумеруем условные обозначения слева-направо, сверху-вниз цифрами от 1 до 20 и назовем условные знаки.
С. 21.
Задание 38
Нарисуй и подпиши условные обозначения плана местности: болото, тропа, мост, кустарник, родник, смешанный лес.
Ответ:
Домашнее задание
Выбери на физической карте России реку и опиши её по плану.
Ответ:
1. Как она называется
Река называется Ангара
2. В какой части России она находится?
Река Ангара находится в азиатской части России, в восточной Сибири, протекает по территории Иркутской области и Красноярского края
3. По какой местности она протекает?
Местность в основном средне — гористая
4. Где находится её исток?
Исток Ангары – озеро Байкал.
5. Куда река впадает?
Ангара впадает в Енисей, является самым крупным его притоком.
План и карта — Ответы, ГДЗ, Мой тренажер 5-6 класс (Николина)
Для чего человеку необходимо ориентироваться в пространстве? Что надо занть для ориентирования на месте?
Человек должен уметь ориентироваться на местности для того, чтобы, например, не заблудиться во время петушествия, отыскать нужное место в своем или чужом городе.
Ориентироваться на местности помогают знание различных ориентиров, умение определять стороны света, знание азимута, умение пользоваться компасом и картой.
2. Что такое компас? Когда и где появился первый компас?
Компас — это прибор для определения сторон света и азимута. Первый компас был изобретен в Китае.
3. Какому направлению сторон горизонта соответствуют стрелки на рисунке?
1) СВ
2) СЗ
3) В
4) С
5) Ю
4. Определите, каким направлениям сторон горизонта соответствуют азимуты:
90 восток
180 юг
270 запад
45 СВ
135 ЮЮВ
225 ЮЗ
5. Заполните схему. Дайте определение каждого вида масштаба. Как он изображается? Что показывает? Для чего используется?
Виды масштаба | ||
численный | именованный | линейный |
Численный масштаб — записанный в виде отношения, запись в сантиметрах.
Именованный масштаб — выраженный словами.
Линейный масштаб — изображенный в виде прямой линии с делениями.
6. Какая зависимость существует между масштабом и охватом территории местности?
Чем больше охват территории, тем меньше масштаб.
7. Определите, какому расстоянию на местности соответствует 1 см на плане, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности.
Масштаб плана | Расстояние на местости, м | Во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности |
1:50 1:100 1:200 1:1000 1:2000 1:5000 |
0,5 1 2 10 20 50 |
в 50 в 100 в 200 в 1000 в 2000 в 5000 |
8. Условные знаки — это азбука плана и карты. Что необходимо знать и уметь при составлении плана местности?
При составлении плана местности необходимо уметь делать съемку местности, определять масштаб и стороны света, знать условные знаки.
9. Условные знаки каких объектов изображены на рисунке?
1. Населенный пункт
2. Обрыв
3. Деревья, лес
4. Луг
5. Болото
6. Водоем
7. Сады
8. Мост
9. Родник
10. Здание школы
11. Мельница
12. Направление течения реки
10. Изобразите условными знаками объекты.
11. Какие особенности характерны для географической карты?
Географическая карта менее подробна, обобщена, имеет мелкий масштаб, имеет другие условные знаки, имеет градусную сетку.
12. На какие группы и по каким признакам можно разделить географические карты?
Карты различаются по масштабу (мелко-, средне-, крупномасштабные), пространственному охвату (регион, страна, мир и др.), содержанию (общегеографические, контурные, тематические).
13. Изобразите и подпишите элементы градусной сетки: экватор, начальный (нулевой) меридиан, 180-й меридиан, Северный и Южный полюсы, тропики, полярные круги.
14. Заполните таблицу, сравним параллели и меридианы.
Признаки | Параллели | Меридианы |
Направление со стороны горизонта | с Запада на Восток | с Севера на Юг |
Начало отсчета | экватор | нулевой меридиан |
Окончание отсчета | Северный/Южный полюса | нулевой меридиан |
Изображение на карте | искаженно | искаженно |
15. Выпишите названия объектов на местности, изображенных на этом плане:
р. Сочь, пос. Гончаровка
16. По топографической карте учебника (с.34) определите расстояние между деревней Кленово и селом Барсуки. Для этого:
1) определите величину масштаба в 1 см — 250 м
2) определите расстояние между пунктами по прямой, измерьте расстояние в см линейкой
3) умньжьте величину масштаба на расстояние на карте
17. Путешествовать по карте — увлекательнейшее занятие, если вы знакомы со всеми ее обозначениями. Карта рассказывает вам об облике Земли, ее объектах своими условными знаками. О чем рассказывает легенда физической карты полушарий, помещенной в учебнике (с.176-177)?
На нашей планете есть точки, которые имеют высоту более 5000 м или глубину более 5000 м; большую часть планеты занимает Мировой океан; на суше есть множество самых разнообразных объектов.
18. По карте полушарий определите:
а) Какие материки пересекает нулевой меридиан?
Африка, Евразия, Антарктида.
б) Какие материки пересекает экватор?
Южная Америка, Экватор
в) Какие горы в Евразии протянулись вдоль параллели 30?
Гималаи
г) Какие горы в Евразии протянулись вдоль меридиана 60?
Уральские горы
д) Какие материки находятся только в Южном, Северном, Восточном и Западном полушариях?
Только в Южном — Антарктида, Австралия; только в Северном — Евразия, Северная Америка; только в Восточном — Австралия; только в Западном — Северная и Южная Америка.
е) В каком направлении от Москвы расположен ваш населенный пункт?
Юго-Восток
19. Проложите на контурной карте цветным карандашом маршрут исследовательского судна «Географ», на котором вы штурман. Укажите географические координаты всех пунктов, встречающихся по пути.
Судно отправляется из Санкт-Петербурга 59 с.ш., 30 в.д. Маршрут проходит через Гибралтарский пролив 35 с.ш., 5 з.д., Суэцкий канал 30 с.ш., 32 в.д. мимо островов Мадагаскар 19 ю.ш., 47 в.д., Кергелен 49 ю.ш., 69 в.д., Тасмания 42 ю.ш., 147 в.д.. Ваше судно сделало остановку в городе Сиднее 32 ю.ш., 151 в.д., далее направилось на остров Ява 7 ю.ш., 11 в.д.
20. Определите направление стрелки на каждом рисунке.
1) СВ
2) Ю
3) СВ
4) СЗ
5) ЮВ
6) В
7) З
8) СЗ
21. Определите азимуты на указанные предметы:
А — 60
Б — 120
В — 210
Г — 300
22. При помощи горизонталей, проведенных через 25 м, изобразите холм, западный склон которого более пологий, чем восточный. Относительная высота холма 60 м.
23. До реки учащиеся шли по азимуту 270, 225, 180. Назовите направление их движения и изобразите путь следования.
Направление движения — З-ЮЗ-Ю
26. Отправляемся в путешествие:
1) на контурную карту нанесите точки с координатами: А — 8 с.ш., 80 в.д.; Б — 12 ю.ш., 50 в.д.; В — 70 ю.ш., 90 з.д.
2) определите по атласу, какие это объекты, и подпишите их названия на контурной карте: А — о.Шри-Ланка, Б — о.Мадагаскар, В — о.Петра.
27. Определите географические координаты.
Географический объект | Его координаты |
Кейптаун Устье Амазонки Панамский канал |
33 ю. ш., 18 в.д. 0 ш., 50 з.д. 9 с.ш., 79 з.д. |
28. По физической карте полушарий определите абсолютную высоту и географические координаты следующих горных вершин:
Горы | Абсолютная высота | Координаты наивысшей точки |
Анды Гималаи Кавказ |
6962 м 8848 м 5642 м |
32 ю.ш., 70 з.д. 27 с.ш., 86 в.д. 43 с.ш., 42 в.д. |
29. Определите географические координаты городов. Нанесите их на контурную карту:
а) Сан-Франциско 37 с.ш., 1222 з.д.
б) Бразилиа 15 ю.ш., 47 з.д.
в) Сидней 33 ю.ш., 151 в.д.
г) Берлин 52 с.ш., 13 в.д.
д) Пекин 39 с.ш., 116 в.д.
е) Каир 30 с.ш., 31 в.д.
30. С рыболовецкого судна, которое находится в океане на 10 ю.ш. и 60 в.д., поступил сигнал SOS. Его услышали на кораблях «Флагман» и «Заря». Корабль «Флагман» находится в точке 4 с.ш. и 50 в.д., а»Заря» — на 8 ю.ш. и 65 в.д. Какое из них, на ваш взгляд, может быстрее прийти на помощь потерпевшим бедствие?
Я думаю, что это корабль «Заря», т.е. его координаты ближе к координатам бедствующего судна.
31. Перед вами план местности. Представьте, что у вас появилась возможность приобрести здесь участок. Где и почему вы бы его выбрали? Для каких целей использовали бы? Как бы преобразовали эту местность? (Покажите условными знаками).
32. Полярная звезда — ориентир на:
а) север
б) запад
в) юг
33. Какой буквой среди условных знаков обозначен фруктовый сад?
A)
B)
C)
D)
34. Какой буквой среди условных знаков обозначена тропа?
A)
B)
C)
D)
36. Какой масштаб крупнее? Нужное подчеркните.
а) 1:5000 или 1:10000
б) 1:30000 или 1:80000
в) 1:800000 или 1:40000
37. Найдите ошибку:
а) 1:25000000 — в 1 см 25 км
б) 1:30000 — в 1 см 300 м
в) 1:100 — в 1 см 1 м
38. Масштаб, записанный в виде выражения 1:5000, называется:
а) именованный
б) численный
в) линейный
39. Абсолютная и относительная высота отличаются друг от друга:
а) величиной
б) местом измерения
в) предельной высотой измерения
г) точкой, откуда они отсчитываются
40. Построение плана местности методом съемки из одной точки называется:
а) полярной съемкой
б) глазомерной съемкой
в) маршрутной съемкой
41. Укажите верное определение меридиана:
а) линия, проведенная параллельно экватору
б) воображаемая линия на поверхности Земли, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию
в) линия, соединяющая точки на поверхности Земли
42. Укажите верное определение параллели:
а) воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от экватора
б) линия на глобусе и карте, соединяющая полюсы Земли
в) линия, соединяющая на карте точки с одинаковой высотой
43. Географическая широта бывает
северной и южной.
44. Географическая долгота бывает
западной и восточной.
45. Направление по карте определяется:
а) по параллелям и меридианам
б) по масштабу
в) по легенде карты
46. Какой буквой обозначена стрелка, окапзывающая направление на восток?
A)
B)
C)
D)
47. Какой буквой обозначена стрелка, показывающая направление на запад?
A)
B)
C)
D)
48. По физической карте полушарий определите, какие города имеют координаты:
а) 43 с.ш. и 132 в.д. — Владивосток
б) 36 ю.ш. и 150 в.д. — Сидней
в) 38 с.ш. и 123 з.д. — Сан-Франциско
49. Определите, какой из указанных городов расположен севернее:
а) Магадан — 60 с.ш. и 150 в.д.
б) Мурманск — 69 с.ш. и 130 в.д.
50. Определите географическую широту и долготу:
а) Мехико — 20 с.ш. и 99 з.д.
б) Мурманска — 69 с.ш. и 130 в.д.
в) Якутска — 62 с.ш. и 129 в.д.
51. Какой буквой на карте обозначена точка с координатами 37 ю. ш. и 2 з.д.?
A)
B)
C)
D)
52. Какие географические координаты имеет точка, обозначенная на карте буквой А?
10 с.ш. и 10 в.д.
53. Какой буквой на карте обозначена точка с координатами 62 с.ш. и 38 в.д.?
A)
B)
C)
D)
«План местности. Условные знаки. Что такое план местности
(/ru-ru/Category/ Geography — 6class -151/Default.aspx)
1)Определи понятие:
Изображение небольшого участка местности при помощи условных знаков и в уменьшенном виде – это…
Уменьшенная модель Земли – это…
Изображение всей земли или её крупных частей в уменьшенном виде при помощи условных знаков – это…
Сборник географических карт – это…
2)Определи, в каком направлении и на, каком расстоянии от Москвы находится:
4) Компас служит не только для определения сторон горизонта, но и для определения градусного значения соответствующему данному направлению. Установите соответствие: направление — градусное значение.
Юго-запад в. 45 0
Восток г. 225 0
Юго-восток д. 135 0
Северо восток а. 90 0
5)Что значит ориентироваться в пространстве?
6)Каково значение компаса? Как ориентироваться по компасу?
7)Что такое азимут? В каком направлении вы будете возвращаться домой, если шли по азимуту 270°?
8)Как ориентироваться по Солнцу, Полярной звезде, местным признакам?
10)В каком направлении находятся объекты, если их азимуты 40, 60, 180, 270, 325°?
11) Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:
1: 1000; 1: 30 000; 1: 250 000; 1: 5 000 000;
в 1 см — 10 км; в 1 см — 200 м; в 1 см — 750 км; в 1 см — 500 м.
12) Определите масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 20 см.
13) Вычислите, чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1: 35 000 000 изображён в виде квадрата со стороной 1 см.
14) Учащиеся прошли на север 5500 м. Начертите маршрут движения в масштабе в 1 см — 1 км.
15) Ученик живет в селе Старое пешком ходит в школу, расположенную на расстоянии 600 м от его дома в селе Новое. Используя условные знаки, изобразите на плане в масштабе 1:5 000 этот маршрут, учитывая, что школьник сначала пересекает реку по мосту, затем проходит через смешанный лес, на краю которого, рядом с родником, стоит дом лесника, после чего выходит на шоссе, и идёт вдоль него 100 м, до школы в селе Новое. План должен вмещаться в квадрат со стороной 15 см.
16) Жители села Старое пешком ходят на озеро, расположенное на расстоянии 550 м от села. Используя условные знаки, изобразите на плане в масштабе 1:5 000 маршрут до озера, учитывая, что сначала необходимо пересечь овраг на берегу реки, затем пройти через луг, на краю которого находится болото, после чего идти по просеке в хвойном лесу 100 м, до берега озера. План должен вмещаться в квадрат со стороной 15 см.
17) Определи, в каком направлении и на, каком расстоянии от Москвы находится:
18) Стороны горизонта определяют при помощи
1) нивелира 2) компаса 3) термометра 4) линейки
19) Какому азимуту соответствует направление на запад
20) Превышение точки земной поверхности над другой точкой по отвесной линии называется
1) относительная высота
2) абсолютная высота
3) высота
4) горизонталь
21) Условная линия, соединяющая точки с одинаковой высотой над уровнем моря, — это
1) азимут 2) бергштрих 3) горизонт
4) горизонталь
22) Уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости при помощи условных знаков, называется
1) рисунок 2) аэрофотоснимок 3) географическая карта 4) схема
Уже в глубокой древности, путешествуя и открывая новые земли, люди стремились сохранить для потомков полученные знания, они составляли описания, а также делали чертежи и рисунки тех мест, в которых побывали.
Первые географические изображения местности известны уже с III-II вв. до н. э. Это наскальные изображения, рисунки на коре, коже, дереве, кости. Народы Тихого океана создавали свои карты из раковин и черенков пальмовых листьев.
Карты известны людям давно. Широкое распространение получили карты в Римской империи. Их использовали для организации военных походов, в управлении государством.
В Европе расцвет картографии начался с XV в. — периода Великих географических открытий. Карты стали более подробными и точными.
Небольшие участки земной поверхности изображают в виде планов местности.
Человек широко использует планы местности в своей деятельности: строительстве, сельском хозяйстве и др.
Чтобы работать с планом местности, нужно уметь его читать, т. е. знать, что обозначают условные знаки. Их много, и они похожи на сами объекты. Каждому объекту на плане соответствует определённый цвет: леса, сады показаны зелёным цветом, реки, озёра, болота — голубым.
Планы местности составляют в уменьшенном виде с помощью масштаба.
Масштаб показывает, во сколько раз расстояния на плане уменьшены по отношению к реальным расстояниям.
На картах, в отличие от плана местности, изображают более крупные территории планеты или даже всю её целиком.
Это уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи масштаба и условных знаков.
Карты различают по масштабу. Чем мельче масштаб карты, тем меньше информации (подробностей) она может сообщить. Однако, какой бы подробной ни была карта, местность на ней всё равно изображена не так детально, как на плане.
На географических картах синим цветом показано водное пространство, светло-голубым — неглубокие водоёмы, тёмно-синим — глубины морей и океанов. Реки изображены в виде синих изогнутых линий, озёра изображаются так же, как и на плане местности.
Зелёным, жёлтым и оранжевым цветом обозначены плоские и холмистые равнины. Разными оттенками коричневого цвета показаны горы.
Разнообразны карты и по содержанию. На одних картах по казаны рельеф территорий, моря, реки (физические карты), на других — страны мира и их столицы (политические карты), на третьих — предприятия, дороги (экономические карты) и др.
На карты наносят градусную сеть, образованную пересекающимися линиями.
Линии, соединяющие Северный и Южный полюсы, называют меридианами .
Начальный меридиан делит земной шар на два полушария — Восточное и Западное.
Линии, с которыми пересекаются меридианы, называют параллелями .
Самая длинная параллель — экватор . Он делит земной шар на Северное и Южное полушария.
С помощью градусной сети можно определить положение любого объекта на планете.
- Что можно узнать по плану местности?
- Для чего нужен масштаб? Что он показывает?
- Зачем нужна градусная сеть?
План местности и географическая карта — это плоские уменьшенные изображения участков поверхности Земли при помощи условных знаков и масштаба. Масштаб показывает, во сколько раз расстояния на плане или карте уменьшены по отношению к реальным расстояниям.
Горизонт — это видимое глазом пространство. Воображаемую линию, ограничивающую горизонт, называют линией горизонта. Выделяют основные (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад) стороны горизонта. Умение определять своё местонахождение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют ориентированием.
Ориентироваться на местности можно с помощью компаса, по солнцу, звёздам и по местным признакам.
Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:
Поиск по сайту.
«План местности. Условные знаки»
6 класс
Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «План местности. Условные знаки». Знания этой темы пригодятся вам в будущем. Изображения местности бывают нескольких видов: рисунок, фотография, аэрофотоснимок, снимок с космического спутника, карта, план местности (топографический план).
Для создания топографических планов используют современную технику (вертолёты, самолёты, спутники) (рис. 1).
Рис.1. Самолет М-101Т «Сокол» – предназначен для съёмки местности
(http://www.gisa.ru)
Фотоснимки, полученные в результате аэрофотосъёмки земной поверхности, называются аэрофотоснимками.
Рассмотрим аэрофотоснимок (рис.2) и топографический план (рис.3) одной и той же местности (русло Москвы-реки в районе Воробьёвых гор). Какое изображение нам даёт более полную информацию о географических объектах? Каким видом изображения удобнее пользоваться, чтобы совершить прогулку по Москве?
Сравнение, позволит сделать вывод о том, что именно по плану местности мы можем узнать подробную информацию о географических объектах (например, название реки, название улиц, станций метро, парков).
Рис. 2. Аэрофотоснимок снимок (http://maps.google.ru) | Рис. 3. План местности (http://maps.google.ru) Масштаб 1:50 000 У Река словные обозначения |
Теперь нам необходимо подробнее познакомиться с теми особенностями, которые отличают топографический план от аэрофотоснимка.
Представьте, что вы идете в поход далеко от города. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно продумать, какое снаряжение, какую одежду взять, возможно — подготовиться к переходу реки, оврага и т. д. Информацию о районе похода Вы сможете получить, правильно прочитав карту.
Пред Вами два разных изображения земной поверхности: спутниковый снимок (рис.1) и топографическая карта (план местности) (рис.4-5).
Давайте выясним, сравнив спутниковый снимок и план местности . Найдем черты сходства и различия.
Используя рисунки 4 и 5, заполним таблицу «Особенности изображения местности».
Особенности изображения | План местности | Аэрофотоснимок |
1. Вид сверху | + | + |
2. Можно узнать название населенного пункта, реки, озера и т.д. | + | _ |
3. Можно определить вид растительности, названия пород деревьев | + | _ |
4. Изображены все видимые объекты сверху | _ | + |
5. Изображены только важные объекты | + | _ |
6. Можно узнать стороны горизонта | + | _ |
7. Объекты изображены условными знаками | + | _ |
Подведем итог – что же такое топографическая карта или план местности?
Запишем определение понятия «план местности» в тетрадь.
План местности или топографический план (от лат. «планум» — плоскость) – изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.
Для того чтобы работать с топографическим планом, нужно уметь его читать. «Азбукой» топографического плана являются условные знаки. Условные знаки, используемые для построения планов местности, одинаковы для всех стран мира, что облегчает их использование даже при незнании языка.
Условные знаки – обозначения, применяемые на картах или планах для изображения различных объектов и их количественных и качественных характеристик. Другими словами, условные знаки, обозначают предметы на плане и похожи на эти предметы.
Что можно узнать, пользуясь данным планом местности (рис.6)?
Рис. 6. План местности (Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, 2009)
И ещё многое другое!
Топографические условные знаки принято разделять на: масштабные (или площадные ), внемасштабные , линейные и пояснительные .
З
арисуйте в тетрадь следующую схему:
Масштабные , или площадные условные знаки служат для изображения таких топографических объектов, занимающих значительную площадь и размеры которых в плане могут быть выражены в масштабе данной карты или плана. Площадной условный знак состоит из знака границы объекта и заполняющих его знаков или условной окраски. Контур объекта показывается точечным пунктиром (контур леса, луга, болота), сплошной линией (контур водоема, населенного пункта) или условным знаком соответствующей границы (канавы, изгороди). Заполняющие знаки располагаются внутри контура в определенном порядке (произвольно, в шахматном порядке, горизонтальными и вертикальными рядами). Площадные условные знаки позволяют не только найти расположение объекта, но и оценить его линейные размеры, площадь и очертания (http://www.spbtgik.ru ).
З
арисуем примеры условных знаков и дополним нашу схему!
Фруктовый сад Кустарник Луг Выр убка Л ес лиственный Р едколесье О зеро Огород Пашня Болото Посёлок |
Внемасштабные или точечные условные знаки используются для передачи объектов, не выражающихся в масштабе карты. Эти знаки не позволяют судить о размерах изображаемых местных предметов. Положению предмета на местности соответствует определенная точка знака. Это могут быть отдельные сооружения, например, заводы, мосты, месторождения полезных ископаемых и пр. Кружками обозначают населённые пункты, а звёздочками — электростанции. Иногда точечные условные знаки напоминают силуэт какого-либо объекта, например, упрощённый рисунок самолета показывает аэродром, а палатки — кемпинг.
Ветряная мельница
Колодец
Школа
Домик лесника
Памятник
Электростанция
Деревянный мост
Металлический мост
Отдельно стоящее дерево
Родник
Завод
Здание
Железнодорожная станция
Фруктовый сад Кустарник Луг Выр убка Л ес лиственный Р едколесье О зеро Огород Пашня Болото Посёлок | |
Линейные условные знаки предназначены для изображения протяженных объектов на местности, например железные и автомобильные дороги, просеки, линии электропередач, ручьи, границы и другие. Они занимают промежуточное положение между масштабными и внемасштабными условными знаками. Длина таких объектов выражается в масштабе карты, а ширина на карте – вне масштаба. Обычно она получается больше ширины изображаемого объекта местности, а его положению соответствует продольная ось условного знака. Линейными топографическими условными знаками изображаются также горизонтали.
Зарисуем примеры условных знаков и дополним нашу схему!
Фруктовый сад Кустарник Луг Выр убка Л ес лиственный Р едколесье О зеро Огород Пашня Болото Посёлок | Ветряная мельница Здание | Шоссе электропередачи Река Овраг |
Пояснительные условные знаки применяются в целях дополнительной характеристики показываемых на карте местных предметов. Например, длина, ширина и грузоподъемность моста, ширина и характер покрытия дорог, средняя толщина и высота деревьев в лесу, глубина и характер грунта брода и т. д. Различные надписи и собственные названия объектов на картах также носят пояснительный характер; каждая из них выполняется установленным шрифтом и буквами определенного размера.
Зарисуем примеры условных знаков и дополним нашу схему!
Фруктовый сад Кустарник Луг Выр убка Л ес лиственный Р едколесье О зеро Огород Пашня Болото Посёлок | Ветряная мельница Здание | Шоссе электропередачи Река Овраг | |
Подробнее рассмотрим данный тип условных знаков.
Если Вы хотите познакомиться с другими условными знаками, можете скачать следующий документ (Файл Word)
http://irsl.narod.ru/books/UZTKweb/UZTK.html
Теперь применим теоретические знания на практике.
Необходимо выполнить следующие пять заданий.
Задание 1.
План местности используется для:
А) изучения обширной территории, например, России;
Б) строительства, сельскохозяйственных работ на небольшой территории;
В) путешествия по различным странам мира;
Г) для прокладывания маршрута, если Вы хотите отправиться в поход.
Задание 2.
«Азбукой плана» являются условные знаки. Но что им соответствует на местности? Подберите номер, под которым изображен условный знак, соответствующей букве, обозначающей его значение (рис. 7).
Например: 1-А; 2- В.
А) обрыв; Б) болото; В) тропа; Г) кустарник; Д) луг
Рис. 7. Условные знаки плана местности
(Баранчиков, Козаренко, 2007)
Задание 3.
Дороги обозначаются на плане:
А) черными сплошными или пунктирными линиями;
Б) коричневыми линиями;
В) линиями голубого цвета;
Г) линиями зеленого цвета.
Задание 4.
Масштабными или площадными условными знаками на планах местности обозначаются следующие объекты:
А) болото, фруктовый сад, лес, пашня;
Б) колодец, школа, родник, отдельно стоящее дерево;
В) тропа, просека, река, овраг;
Г) железная дорога, огород, завод, озеро.
Задание 5.
Внимательно изучи фотографию (рис. 8) и прилегающий к ней план (рис. 9).
Ответь на вопросы.
Вопрос 1. Школьники-туристы переходят реку вброд недалеко от места впадения в нее ручья?
А) ДА; Б) НЕТ.
Вопрос 2. Можно ли по плану определить, в какую сторону течёт река Сона?
А) ДА; Б) НЕТ.
Вопрос 3. Можно ли по фотографии определить, какова вероятная ближайшая цель школьников-туристов?
А) ДА; Б) НЕТ.
Вопрос 4. Можно ли по плану местности определить, что туристы направляются в сторону деревни Сонино, где они могут отдохнуть и пополнить свои продовольственные запасы?
А) ДА; Б) НЕТ.
Вопрос 5. Какие угодья, занимают большую часть территории, изображенной на плане.
А) болота;
Б) смешанный лес;
В) кустарник;
Список литературы, использованной учителем при разработке урока
География Земли: 6 кл.: задания и упражнения: пособие для учащихся/ Е.В. Баранчиков, А. Е. Козаренко, О. А. Петрусюк, М. С. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007. – С. 7-11.
Начальный курс географии: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2010. – 174с.
Рабочие программы по географии. 6-9 классы/ Н. В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – С. 5-13.
Этот материал для вас подготовила учитель географии ЦО №109
Дарья Николаевна Чекушкина.
Адрес электронной почты: chekushkina . daria @ gmail . com
Их составления
В оперативно–служебной деятельности органов внутренних дел часто возникает необходимость в изображении местности в более крупном масштабе и подробнее, чем это изображено на топографических картах. Так как нанесение на карту всех необходимых подробностей не всегда бывает возможно, тем более, когда необходимо указать расположение отдельных предметов, ориентиров и объектов, которые ранее небыли нанесены на карту. В связи с этим в деятельности органов внутренних дел широко применяются планы, схемы, карточки и другие графические документы, особенно, когда необходимо показать графически небольшой участок местности или объект.
Схемой называется графический документ, составленный по карте или на местности с более или менее точным соблюдением масштаба, на котором отображаются только необходимые для него местные предметы и отдельные детали рельефа.
Общие правила составления схем. При составлении схем местности необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего, следует уяснить, для чего предназначается схема, какие данные и с какой точностью необходимо на ней отобразить. Это позволит определить масштаб схемы, ее размеры и содержание, выбирают способ составления схемы, а для более точного указания какого-либо объекта на схеме могут быть подписаны магнитные азимуты и расстояния до негоотлегко опознаваемых местных предметов. Для ориентирования схемы, на свободном месте стрелкой показывают направление на север, концы стрелки подписывают буквами С (север) и Ю (юг).
Под нижней стороной ее рамки показывают масштаб схемы (численный или линейный). В том случае, когда схема составлена в приближенном масштабе, об этом делается оговорка, например, «масштаб, около 1:3 000», а когда масштаб схемы не одинаковый по разным ее направлениям, его значение не указывают, но тогда на схеме подписывают расстояния между объектами.
При составлении схемы по карте в определенном масштабе, показывают линии координатной сетки или их выходы за рамку схемы. Над верхней стороной рамки схемы подписывают название схемы и указывают масштаб, номенклатуру, год издания карты, по которой составлена схема.
Рис. ____. Условные знаки, применяемые на схемах местности:
1 – овраг; 2 – курган; 3 – яма; 4 – холм и лощина
При составлении схем, местные предметы и формы рельефа изображаются условными упрощёнными топографическими знаками. С увеличением их размеров в полтора-два раза по сравнению с картой, а некоторые из них упрощаются, нанесение условных знаков на схему рекомендуется выполнять от руки, при этом, вначале необходимо обозначить условный знак тонкой, слабо заметной линией, а затем, убедившись в его правильности, намеченные линии вычерчивать окончательно.
Планы, схемы, карточки составляются на отдельных листах бумаги. Черчение выполняется простым карандашом, по возможности от руки; все необходимые размеры выдерживаются на глаз. Из чертежных принадлежностей требуются: хорошо заточенный простой карандаш, набор цветных карандашей, мягкая резинка, линейка офицерская, треугольник, полевой циркуль. Качество черчения во многом зависит от выбора и заточки карандаша. Для черчения лучше применять карандаш средней твердости (№3, 3Н, Т и ТМ). Затачивать карандаш следует возможно тщательнее, придавая концу коническую форму длинной не менее 2 см. Положение карандаша при работе с картой, показано на рисунке.
Рис. ________. Работа с карандашом
Резинка должна быть мягкой, не оставляющей следов на бумаге при стирании. Стирать резинкой следует в одном направлении, не нажимая сильно на бумагу.
Для большей наглядности некоторые условные знаки (кварталы населенного пункта, берег реки и т. п.) оттеняются утолщениями линий с теневой стороны. При этом предполагается, что источник света находится в левом верхнем углу листа бумаги, поэтому все местные предметы, возвышающиеся над окружающейся местностью, показываются знаками, нижняя и правая сторона которых вычерчивается утолщёнными линиями, а местные предметы, представляющие углубления показываются знаками, у которых утолщаются линии сверху и снизу.
Населенные пункты вычерчивают черным цветом в виде замкнутых фигур, очертания которых сходны с конфигурацией внешних границ населенных пунктов.
Шоссейные и улучшенные грунтовые дороги изображают двумя тонкими параллельными линиями черного цвета с просветом 1–-2 мм, а грунтовые дороги вычерчивают одной линией, доводят их до подхода к населенному пункту и делают небольшой разрыв между знаками дороги и улицы.
Железные дороги вычерчивают утолщенной черной линией с поперечными одинарными, двойными или тройными штрихами, показывающими колейность дороги.
Реки вычерчивают одной или двумя линиями синего цвета. Внутри условного знака реки, изображаемой в две линии, а также озера, водохранилища параллельно береговой линии проводят несколько тонких линий. Первую линию проводят как можно ближе к берегу, а к середине реки или водоема расстояния между линиями постепенно увеличивают. Если река узкая (до 5 мм на схеме), вдоль ее русла вместо сплошных линий вычерчивают прерывистые линии.
Опушки леса показывают полуовальными условными знаками, соединенные между собой небольшими овалами. Прежде чем наносить границы леса полуовалами, необходимо его границы наметить тонкой линией, точками и т.п., после чего вычерчивают условным знаком по намеченной линии. При необходимости внутри контура ставят условный знак деревьев, как на карте, с необходимыми пояснительными надписями.
Кустарник изображают замкнутыми овалами зеленого цвета, вытянутыми слева направо. Вначале вычерчивают один большой овал размером примерно 3 х 1,5 мм, а затем вокруг него вычерчивают три-четыре мелких овала. Границы кустарника, как правило, не показывают.
Рельеф вычерчивают горизонталями коричневого цвета, а детали рельефа, которые не возможно изобразить горизонтальными вычерчивают условными топографическими знаками. При изображении рельефа горизонталями количество их будет зависеть от высоты горы, т.е. чем выше гора тем больше будет горизонталей. Кроме этого, расстояние между горизонталями зависят от крутизны скатов, чем они круче, тем ближе они будут размещаться одна к другой.
Отметки высот подписывают черным цветом и только те, которые упоминаются в служебно-боевых документах.
Местные предметы, имеющие значение ориентиров, для отображения которых не предусмотрены условные знаки (пни, сломанные деревья, опоры линий связи, электропередачи, указатели дорог и т, п.), на схемах вычерчивают в перспективе, то есть так, как они выглядят в натуре.
Внемасштабные условные знаки, а также условные знаки растительного покрова вычерчивают так, чтобы их вертикальная ось располагалась перпендикулярно к верхнему срезу листа.
Пояснительные подписи, названий населенных пунктов, оцифровку располагают параллельно нижней (верхней) стороне схемы, а подписи названий рек, ручьев, озер и урочищ выполняют наклонным шрифтом, располагая их параллельно условным знакам рек и ручьев и по осям большей протяженности условных знаков озер и рощ. Наклонным шрифтом выполняют также подписи, относящиеся к оформлению схемы (документа) и пояснительный текст.
Всё, что нельзя отобразить на схеме условными знаками, излагается текстуально в легенде, помещаемой на свободных полях схем или на ее обороте.
Умение читать карты и планы чрезвычайно полезно. Но куда интереснее составить свой собственный, хотя и простой, план какого-либо участка местности. Работы по созданию планов на местности называют её съёмкой. Глазомерная съемка Картографы выполняют съёмку местности (наземную, воздушную или космическую) сложными инструментами с точными измерениями расстояний. Простую съёмку, при которой расстояния определяют приблизительно (на глаз), называют глазомерной. При такой съёмке расстояния обычно измеряют шагами. […]
По планам можно получить много информации о местности, и они очень удобны в использовании. На планах показывают, что расположено на местности, отмечают названия и некоторые характеристики географических объектов. Разновидности планов Планы, подробно изображающие неровности земной поверхности и все географические объекты местности, называют топографическими (от греческих слов topos — место и grapho — пишу). Изображения на них уменьшаются не более чем в 5000 […]
С древних времён у человека была потребность передавать другим людям информацию о том, где он был и что видел. Сегодня существуют различные виды изображения земной поверхности. Все они — маленькие модели окружающего нас мира. Картография Изображения земной поверхности появились раньше, чем письменность. Древний человек использовал бивень мамонта, камень или дерево для первых зарисовок местности. В Древнем мире изображения делали на папирусе […]
Как составить план местности? Предположим, вам требуется составить план местности. Для этого вам понадобятся: тренога, планшет, визирная линейка и хорошо отточенный карандаш. Ход работы Установив треногу с планшетом на мосту через реку (отсюда мы начинаем съёмку), выберите масштаб, например 1: 5000, и проведите стрелку «север — юг». Затем ориентируйте планшет по сторонам горизонта. Все […]
Правила пользования планом местности Нередко в жизни возникают ситуации, когда необходимо уметь пользоваться планом местности. Легче всего научиться читать его по тому варианту, где изображена ваша местность. Для этой цели используйте план вашего города, если вы городской житель, или план сельскохозяйственных угодий, если вы живёте в сельской местности. Вы выходите на местность с планом и ориентируете […]
Что такое план местности? Для выполнения многих хозяйственных работ: строительства домов и дорог, планирования туристических маршрутов — необходимо очень подробное изображение данной местности, на котором был бы нанесён каждый дом, и иногда даже отдельно стоящее дерево. Такое изображение называется планом местности. Это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный условными знаками в крупном масштабе. Неровности поверхности […]
Создание людьми карт началось с незапамятных времен. Самые ранние, дошедшие до нас карты были созданы вавилонянами и египтянами более четырех тысяч лет назад. Их произвели на основании рассказов путешественников о тех местах, в которых они побывали. Чтобы получить изображение местности, можно пользоваться рисунком или фотографией, однако точное взаимное расположение объектов и их размеры относительно друг […]
Глобус (от лат. globus — шар) — это уменьшенная шарообразная модель Земли (другой планеты или небесной сферы) с нанесенным картографическим изображением ее поверхности: очертаний суши и водных пространств, рельефа суши и дна Мирового океана, государственных границ, городов, — сохраняющим геометрическое подобие контуров и соотношение площадей. Чаще всего глобусы имеют масштабы — 1:30 000 000- 1:80 […]
Глазомерная съемка. Составление планов и съемка местности проводятся топографами с использованием специальных инструментов. Вы можете провести съемку с планшетом. Такая съемка называется глазомерной. Кроме планшета (листа фанеры или картона) и компаса, для такой съемки нужна визирная линейка, циркуль-измеритель и карандаш. Перед началом съемки очень важно правильно выбрать масштаб. При выборе масштаба учитываются размер участка местности […]
Рельеф Поверхность нашей планеты неровная: одни ее участки находятся выше, другие — ниже; встречаются высокие горы, глубокие впадины, обширные равнины. Неровности земной поверхности называются рельефом. Как показать рельеф на бумаге? Очевидно, прежде всего, необходимо измерить высоту возвышенностей и глубину впадин. Относительная высота Небольшую высоту можно измерить с помощью прибора нивелира. Простой нивелир вы можете изготовить […]
Что такое план местности (топографический план)? Допустим, вам нужно объяснить кому-нибудь, как пройти от школы к вашему дому. Вы не станете рисовать окружающие объекты такими, какими они выглядят в природе или на фотографии, а начертите на листе бумаги схему — план территории, обозначив дома квадратиками, улицу или дорогу — извилистой линией, деревья — кружочками и […]
План местности — чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе с использованием условных обозначений. На план наносятся значительно более мелкие объекты, чем на карту. На плане отсутствует градусная сетка, план обычно ориентируют так, чтобы направление на север было вверху плана. Ориентирование на местности по плану подразумевает нахождение объектов местности, обозначенных на плане, и нахождение точки, […]
символов карты — Библиотека векторных трафаретов | Элементы дизайна — Карта метро, Символы на карте | Считать. Действовать. Выполнить.
Библиотека векторных трафаретов «Символы карт» содержит 19 символов для надписей на картах.
Пример пиктограмм «Символы карты — Библиотека векторных трафаретов» был создан с использованием программного обеспечения для построения диаграмм и векторного рисования ConceptDraw PRO, дополненного решением Directional Maps из области Maps в ConceptDraw Solution Park.
Компас
Север
North arrow 1
North arrow 2
North arrow 3
North arrow 4
North arrow 5
Scale
Scale symbol 1
Scale symbol 2
Horizontal
Vertical
Callout
Church
Собор
Смотровая площадка
Замок
Руины
Любопытство
Использованные решения
Карты >
Направленные карты
Библиотека векторных трафаретов Символы карт содержат 19 значков для маркировки карт с помощью программного обеспечения ConceptDraw PRO для построения диаграмм и векторного рисования.
Библиотека векторных трафаретов Карта метро содержит 41 фигуру для создания карт метро (трубы, метро) с помощью ConceptDraw PRO.
«Различные объекты, показанные на карте, представлены условными знаками или символами. Например, цвета могут использоваться для обозначения классификации дорог. Эти знаки обычно поясняются на полях карты или в отдельно опубликованном листе характеристик. .
Некоторые картографы предпочитают, чтобы карта занимала практически весь экран или лист бумаги, не оставляя места «вне» карты для информации о карте в целом. Эти картографы обычно помещают такую информацию в «пустую» область «внутри» карты — картуш, легенду карты, название, розетку компаса, линейную шкалу и т. д. регионы — часто один в гораздо меньшем масштабе, показывающий весь земной шар и место, где вся карта помещается на этом глобусе, и несколько, показывающих «интересующие регионы» в большем масштабе, чтобы показать детали, которые иначе не поместились бы. Карта.Википедия]
Пример «Элементы дизайна — карта метро, символы карты» включен в решение «Карты направлений» из области «Карты» в ConceptDraw Solution Park.
Символы карты
Используемые решения
Карты >
Карты направлений
ConceptDraw MINDMAP готов предоставить вам инструмент для составления карт разума, который может служить комплексным инструментом повышения производительности для вашего бизнеса.
Библиотека векторных трафаретов «Ориентиры» содержит 69 знаков-ориентиров зданий, водных путей, масштаба и указателей направления для нанесения надписей на транспортные и путевые карты, карты дорог и маршрутов, карты улиц и транспорта, локаторные и туристические карты.
Пример пиктограммы «Ориентиры — библиотека векторных трафаретов» был создан с использованием программного обеспечения для построения диаграмм и векторного рисования ConceptDraw PRO, дополненного решением Directional Maps из области Maps в ConceptDraw Solution Park.
Viewpoint
North arrow
North arrow
Building
Building
Town house
Suburban home
Skyscraper
Town hall
Public house
Petrol station
Gas station
Factory
School
Склад
Больница
Пожарная станция
Железнодорожный вокзал
Многоквартирные дома
Амбар
Мотель
Круглосуточный магазин
торговый центр
City
Church
Собор
Национальный хвостовой железнодорожный вокза
Метро/Метро/Метро
Такси
Велопарковка
Парковка
Топливо/Газ/Бензин
Полиция
Больница
Access Cheelchair
Первая помощь
Телефон
Почтовый отдел
Отсутствие и музеи
Университет
Покупки
Закуски / Общественный дом
ОТДОВ / туалеты
. 1
Стадион 2
Парк
Дерево
Ель
Океан
Озеро
Река
Изогнутая река
Разветвленная река
Извилистая река
Извилистая река
Гибкая река
Мост
Масштаб
Используемые решения
Карты >
Карты направлений
- Нарисуйте символ, показанный на карте Церковь
- Нарисуйте ориентир и символ, используемые на карте В …
- Что такое знак для Hospitsl Church School при рисовании карты
- Нарисовать карту маршрута от до вашей школы Ориентир Удобные символы
- Er Diagram User End For Church
- Символы карты — Библиотека векторных трафаретов | Географическая карта — США — Север …
- Различные символы, используемые на физической карте Церковь
- Символ, используемый для игровой площадки House Park на физической карте
- Draw Color Town Hall
- Диаграмма взаимоотношений объектов церкви
- Нарисуйте на карте символ озера Те
- Знаки и символы, используемые на картах
- Символы карты — Библиотека векторных трафаретов | Символы карты — Векторные трафареты . ..
- Символы карты — Библиотека векторных трафаретов | Элементы дизайна — Местоположение …
- Элементы дизайна — Карта метро, Символы на карте | Символы карты …
- Элементы дизайна — Карта метро, Символы карты | Как нарисовать Метро…
- Символы карты — Библиотека векторных трафаретов | Достопримечательности — Векторные трафареты …
- Картографические символы — Библиотека векторных трафаретов
- Картографические символы — Библиотека векторных трафаретов | Картирование потока создания ценности …
- Ориентиры — библиотека векторных трафаретов | Карта расположения отелей | Достопримечательности …
- ERD | диаграммы отношений сущностей, программное обеспечение ERD для Mac и Win
- Блок-схема | Основные символы блок-схемы и их значение
- Блок-схема | Дизайн блок-схемы — символы, фигуры, трафареты и значки
- Блок-схема | Символы блок-схемы
- Электрика | Электрический чертеж — Схемы проводки и цепей
- Блок-схема | Общие символы блок-схем
- Блок-схема | Общие символы блок-схем
Сила общения с помощью тактильных символов – Пути к грамотности
Представлено Джеральдом Абнером, клиническим инструктором Программы подготовки учителей для лиц с нарушениями зрения, и Джасамин Николс ДеГрант, выпускником программы и учителем для лиц с нарушениями зрения в школах округа Кларк
Слепые или слабовидящие учащиеся со сложными коммуникативными потребностями из-за дополнительной инвалидности часто не имеют официальной системы общения или средств доступа к грамотности. Это также относится к слепоглухим учащимся с дополнительными нарушениями.
Чтобы помочь решить эту проблему, штат Кентукки учредил грант штата на развитие персонала (SPDG), который основан на федеральных грантах департаментам образования штата. Этот конкретный SPDG представляет собой Инициативу с низким уровнем заболеваемости, предназначенную для улучшения общения и образовательных услуг для учащихся с наиболее серьезными нарушениями в государственных школах штата Кентукки. Грант «Преподавание соответствующего возрасту академического обучения через общение» (TAALC) находится в ведении Института развития человека Университета Кентукки. Джеральд Эбнер, клинический инструктор Программы подготовки учителей для лиц с нарушениями зрения, и Джасамин Николс ДеГрант, выпускница программы и учитель для лиц с нарушениями зрения в школах округа Кларк, работают неполный рабочий день по гранту, чтобы помочь удовлетворить потребности учащихся с нарушениями зрения и сложные потребности.
Создание системы тактильной коммуникации
Используя систему тактильных карточек (Tactile Connections) от Американской типографии для слепых, Джеральд и Джасамин создали на карточках тактильные символы, представляющие 45 основных словарных слов. Они потратили много времени на изучение системы тактильной коммуникации Техасской школы для слепых, которая разрабатывалась годами и очень эффективна: https://www.tsbvi.edu/tactile-symbols.
Необходимость в основном словарном запасе
Проблема, которую они обнаружили, заключалась в том, что большинство символов были основаны на существительных, которые считаются второстепенной лексикой и используются только в определенной теме или ситуации. Нужен был основной словарный запас. Это слова, наиболее часто используемые в нашем языке. Добавляя ядро, теперь учащиеся могут развивать навыки грамотности, работая над своими коммуникативными навыками.
Это пример основной платы TAALC (выше), адаптированной для удовлетворения потребностей тактильных учащихся с тактильными символами. Версия основной доски с тактильными символами отражает основную доску с графическими символами, которая внедряется по всему штату в учебных материалах и ресурсах по коммуникации. Помните, что если вы начинаете со студентом, вам может понадобиться уменьшенная основная доска с меньшим количеством символов. При этом убедитесь, что символы на основной доске находятся в одном и том же месте. Это важно для развития моторной памяти, поэтому учащийся станет более эффективно использовать свою систему общения. Ниже приведен пример платы с уменьшенным сердечником.
Трей является примером работы команды TAALC в действии. Посмотрите ниже, как мы видим, как он впервые читает, используя тактильные символы со своей мамой. У Трея нет функционального зрения, и он считается слепым вместе с диагнозом аутизм. Его методом общения в то время была эхолалия, повторение того, что ему говорили другие.
Прогресс с помощью доски для тактильного общения
Теперь перенесемся через 2 года, когда мы увидим, как Трей использует свою доску для тактильного общения, чтобы отвечать на вопросы и общаться со своим учителем. Эхолалия резко уменьшилась, он может правильно ответить на вопрос и использовать свои тактильные символы, чтобы помочь сформулировать предложения.
Мать Трея недавно написала:
«Меня до сих пор поражают тактильные символы! Когда программа TAALC была реализована, я быстро заметил прогресс. Не только на его пути к грамотности и общению, но и в том, что он успокаивал его, когда он не чувствовал себя заземленным. Например, в прошлом, когда он хотел куда-то пойти, он весь день беспокойно и неоднократно спрашивал: «Когда мы пойдем в…?»
«Теперь он спрашивает свое «расписание Мими», Расписание MaMaw», «расписание общежития» (или что у вас есть) только один или два раза в день. Затем мы сформируем предложение с карточками, используем другие карточки, чтобы рассказать о том, что в расписании до его предпочтительного занятия, и/или посчитаем, сколько он спит до указанного занятия… тогда он спокоен и готов продолжить свой день. Так что это действительно изменило правила игры с его разработкой концепции и ориентацией на время».
Как я могу использовать тактильные символы со своим учеником?
Теперь, когда вы увидели эффективность использования тактильных символов для поддержки общения в классе, у вас может возникнуть вопрос: «Как я могу использовать эти символы со своим учеником?» Следите за нашими следующими публикациями. В этих постах мы поделимся нашим опытом адаптации символов для удовлетворения потребностей наших учеников с нарушениями зрения.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ
Символы электрических цепей и принципиальные схемы
До сих пор в этом разделе учебника «Класс физики» основное внимание уделялось ключевым элементам электрической цепи, а также понятиям разности электрических потенциалов, тока и сопротивления. Концептуальное значение терминов было введено и применено к простым схемам. Были обсуждены математические отношения между электрическими величинами и смоделировано их использование при решении задач. Урок 4 будет посвящен способам соединения двух или более электрических устройств в электрическую цепь. Наше обсуждение будет развиваться от простых схем к относительно сложным схемам. К этим сложным цепям будут применяться прежние принципы разности электрических потенциалов, тока и сопротивления, и для их анализа будут использоваться те же математические формулы.
Электрические цепи, простые или сложные, могут быть описаны различными способами. Электрическая цепь обычно описывается простыми словами. Сказать что-то вроде «Лампочка подключена к D-элементу» — достаточное количество слов, чтобы описать простую схему. Во многих случаях в уроках с 1 по 3 слова использовались для описания простых схем. Услышав (или прочитав) слова, человек привыкает быстро представлять схему в уме. Но еще один способ описать схему — просто нарисовать ее. Такие рисунки обеспечивают более быстрое мысленное представление фактической схемы. Чертежи электрических цепей, подобные приведенному ниже, многократно использовались в уроках с 1 по 3.
«Схема содержит лампочку и 1,5-вольтовый D-элемент.» |
Последним средством описания электрической цепи является использование обычных символов цепи для представления принципиальной схемы цепи и ее компонентов. Некоторые символы цепей, используемые на принципиальных схемах, показаны ниже.
Один элемент или другой источник питания представлен длинной и короткой параллельными линиями. Набор элементов или аккумуляторов представлен набором длинных и коротких параллельных линий. В обоих случаях длинная линия представляет собой положительный вывод источника энергии, а короткая линия представляет собой отрицательный вывод. Прямая линия используется для обозначения соединительного провода между любыми двумя компонентами цепи. Электрическое устройство, оказывающее сопротивление потоку заряда, обычно называется резистором и изображается зигзагообразной линией. Открытый переключатель обычно представляет собой разрыв прямой линии на подъем части линии вверх по диагонали. Эти символы цепей будут часто использоваться в оставшейся части урока 4, поскольку электрические цепи представлены схематическими диаграммами. Важно либо запомнить эти символы, либо часто обращаться к этому короткому списку, пока вы не привыкнете к их использованию.
В качестве иллюстрации использования электрических символов на принципиальных схемах рассмотрим следующие два примера.
Пример 1:
Описание со словами: Три D-элемента помещены в батарейный блок для питания цепи, содержащей три лампочки.
Используя словесное описание, можно получить ментальную картину описываемой схемы. Это словесное описание может быть затем представлено рисунком трех ячеек и трех лампочек, соединенных проводами. Наконец, символы схемы, представленные выше, могут использоваться для представления одной и той же схемы. Обратите внимание, что три набора длинных и коротких параллельных линий использовались для представления аккумуляторной батареи с тремя D-ячейками. И обратите внимание, что каждая лампочка представлена своим индивидуальным символом резистора. Прямые линии использовались для соединения двух клемм батареи с резисторами и резисторов друг с другом.
Приведенные выше схемы предполагали, что три лампочки были соединены таким образом, что заряд, протекающий по цепи, последовательно проходил через каждую из трех лампочек. Путь положительного пробного заряда, покидающего положительный полюс батареи и пересекающего внешнюю цепь, должен проходить через каждую из трех подключенных лампочек, прежде чем вернуться к отрицательному полюсу батареи. Но разве только так можно соединить три лампочки? Должны ли они быть подключены последовательно, как показано выше? Точно нет! Фактически приведенный ниже пример 2 содержит одно и то же словесное описание, но рисунок и принципиальные схемы выполнены по-разному.
Пример 2:
Описание со словами: Три D-элемента помещены в батарейный блок для питания цепи, содержащей три лампочки.
Используя словесное описание, можно получить ментальную картину описываемой схемы. Но на этот раз соединения лампочек выполняются таким образом, чтобы на схеме была точка, где провода ответвляются друг от друга. Место разветвления упоминается как узел . Каждая лампочка помещается в свою отдельную ветку. Эти ответвления в конечном итоге соединяются друг с другом, образуя второй узел. Один провод используется для подключения этого второго узла к отрицательной клемме аккумулятора.
Эти два примера иллюстрируют два распространенных типа соединений в электрических цепях. Когда в цепи присутствуют два или более резистора, они могут быть соединены последовательно или параллельно . Оставшаяся часть урока 4 будет посвящена изучению этих двух типов соединений и их влиянию на электрические величины, такие как ток, сопротивление и электрический потенциал.