Как научить ребенка говорить – упражнения для развития речи и советы
Когда ваш малыш заговорит? Точного ответа не даст ни один логопед или педиатр. Развитие речи, как и развитие мышления, индивидуально. Некоторые дети лепечут уже в 10 месяцев, другие произносят первые четкие слова в 2 года. На освоение речи влияют две группы факторов: особенности развития мозга ребенка, а еще количество и качество его общения с родителями. Регулярные занятия и соблюдение несложных правил, которые мы собрали в статье, помогут вам понять, как научить малыша говорить.Как дети осваивают речь?
От первого крика до первого самостоятельно построенного предложения в среднем проходит 2 года. Примерно до 3-х месяцев единственным «словом» малыша остается крик и плач — так он сообщает о своих потребностях и настроении.
«Язык» ребенка до 6-7 месяцев состоит из гуления, агуканья и лепета. Их кроха осваивает рефлекторно. Даже первое подражание звукам происходит у младенца как естественная врожденная реакция: он пытается повторить движение губ и языка, непроизвольно издавая звуки.
Процесс развития речи происходит параллельно с формированием слуха: к 6-7-му месяцу малыш уже способен распознавать источник звука, он усиленно пробует подражать тому, что слышит. В это время смысл слов для него еще недоступен, важной становится интонация — на нее ребенок живо реагирует.
К 8-ми месяцам кроха начнет отчетливо произносить отдельные слоги. А к году в его словаре появятся первые, простейшие слова («мама», «дай»), которые он сможет соотносить с конкретными предметами и действиями (машина едет — «би-би», собака лает — «ав-ав»).
Но, повторимся, каждый ребенок в своем темпе осваивает речь: не стоит в годик вести малыша к логопеду, если, на ваш взгляд, он говорит недостаточно. Можно забеспокоиться, если к 2-м годам малыш не издает совсем никаких звуков или почти не говорит в 3 года. В таких случаях рекомендуется обратиться к невропатологу, чтобы перестраховаться.
Как научить ребенка говорить: 6 советов
- Создайте активную речевую среду
Первый этап освоения речи называют сенсорным — кроха учится понимать то, что говорят другие. Только потом малыш осваивает моторную речь, то есть начинает сам произносить звуки и слова.
Поэтому с первого дня жизни важно разговаривать с ребенком. Комментируйте свои действия: рассказывайте, как устроена кухня и сад за окном, почему птицы клюют корм и зачем малышу принимать ванну. Когда карапуз слышит повторы одних и тех же сочетаний звуков, он начинает их запоминать и узнавать.
Но речь — это не только звуки. Мозг связывает слова с видом, запахом, вкусом и цветом предметов. Поэтому родителям нужно уделять время совместному исследованию мира.
- Обращайтесь к ребенку
К полугоду малыш начнет откликаться на собственное имя. Но и с первого дня ему важно быть услышанным. Ребенок должен видеть реакцию родителей на его «обращения». Просто включить телевизор еще не значит создать живую речевую среду. Важен диалог — включение ребенка в процесс общения.
- Правильно и четко говорите
Бывает сложно удержаться, чтобы не начать «сюсюкать» с малышом. Но полезнее произносить слова без искажений — ребенок запоминает, как звучат и произносятся звуки, поэтому лучше сразу осваивать их правильно.
Когда малыш пытается произнести какое-то слово, его мозг ориентируется на «образец», заложенный в его памяти. Ребенок не может осознать изъян в произношении и пропустить его. Он полностью копирует то, что запомнил.
- Позволяйте ребенку формулировать просьбы
Создавайте ситуации, когда крохе нужно подробно рассказать, что именно он хочет. Попросите ребенка произнести свою просьбу не одним словом-предложением («дай», «пить», «ма»). Задавайте вопросы и уточняйте, что именно хочет попить малыш, какую именно игрушку ему дать и т. д.
- Повторяйте
Повторяйте названия, цвета, перебирайте имена членов семьи вместе с малышом. Обязательно иллюстрируйте свои слова жестами и яркой интонацией.
- Играйте и читайте книги
Когда мама или папа вслух читает книгу, ребенок слышит новые слова, которые еще не встречались в обыденной речи. Останавливайтесь на незнакомых словах и объясните их смысл. Не игнорируйте, а поощряйте вопросы крохи.
Важна интонация и увлеченность, с которой вы передаете ему историю. Не просто читайте сказку от начала до конца, а рассматривайте иллюстрации и рассказывайте истории об изображенных героях (кто нарисован, что делает и т.п.). Заставляйте игрушки и предметы разговаривать с разными интонациями — вовлекайте ребенка в игры, где все друг с другом говорят.
Упражнения для развития речи
Делать упражнения, которые помогают заговорить ребенку, рекомендуется с первых месяцев жизни и позднее, уже в садике и школе. Перечислим основные виды упражнений.
Массаж
Доказанный факт — развитие речи напрямую связано с тренировкой моторики рук и развитием координации и движения. Зоны мозга, которые отвечают за движение рук и органов речи, находятся рядом.Развивать ручки и пальчики можно с первых месяцев. Хорошо делать ребенку легкий массаж: гладить пальчики и легко массировать подушечки пальцев. Постепенно мама подключает слова и превращает простой массаж в игру: «Сорока-ворона» или «Ладушки-ладушки»
Развивать моторику через игры
Кинетический песок, лепка, рисование разными карандашами и фломастерами, собирание пирамидки и мозаики — все игры, где ребенку нужно ловко работать пальчиками, будут полезны.
Артикуляционная разминка
Речевой аппарат ребенка нужно тренировать, чтобы все звуки произносились правильно. Помните, это не олимпийская тренировка, а интересная игра, которая должна увлечь кроху. Ярко описывайте упражнения и придумывайте красочные описания для того, что делаете.
Начинать разминку с детьми до 4 лет можно с самых простых упражнений и уделять занятию 10 минут в день (2-3 упражнения). Главное — регулярность.
- «Замесить тесто»: нужно приоткрыть рот, разомкнуть зубы и по кругу «взбивать» воздух язычком, сначала в одну, затем в другую сторону.
- «Блинчики»: теперь выкладываем готовые блинчики: расслабляем язычок и укладываем на нижнюю губу, раз — и проглотили, выкладываем еще один — снова проглотили и т.д.
- «Слизываем варенье»: острым кончиком языка нужно слизать воображаемую сладкую капельку с верхней и нижней губы.
- «Сытый хомячок»: сжимаем губки бантиком, надуваем щеки и толкаем в них воздух, как маленький хомячок с орешками во рту.
- «Улыбка/трубочка»: сначала вытягиваем губы, будто произносим звук «у», затем широко улыбаемся.
- «Маятник»: нужно улыбнуться, разомкнуть зубы и водить языком справа налево.
Чередуйте такие динамичные упражнения со статичными. При этом описание одной и той же игры каждый раз может быть новым.
- «Самая широкая улыбка»: улыбаемся 5 секунд максимально широко.
- «Рыбка»: втягиваем щеки, прижимаем их к зубам, чтобы губки сложились сердечком.
- «Растягиваем звуки»: по очереди тянем длинные гласные «а», «о», «у», «и», «е».
Малыш не видит себя во время упражнений, поэтому ему может быть сложно с первого раза их выполнить. Попробуйте поставить перед ним зеркало.
Дыхательная гимнастика
Упражнения, которые будут развивать легкие и диафрагму ребенка, особенно полезны. Для самых маленьких (от 2 лет) упражнения превращаются в игры, которые включают произнесение звуков, поэтому помогают улучшить речь.
Полноценной дыхательной гимнастикой рекомендуется заниматься с 4-5 лет, когда ребенок может осмысленно контролировать дыхание.
- «Одуванчик»: вытяните руку вперед с воображаемым пушистым одуванчиком, через нос наберите полные легкие воздуха и медленно сдуйте ртом все-все пушинки.
- «Мыльный пузырь»: поймайте ртом воздух, будто поглотили мыльный пузырь — теперь он у вас во рту, поэтому щеки надуты. Слегка приоткройте губы и медленно выдохните.
- «Букет»: нужно понюхать каждый цветок в букете и с наслаждением выдохнуть.
- «Насос»: ребенок ставит руки на пояс, приседая, делает вдох, выпрямляется — выдох. Постепенно приседания становятся ниже.
Развивайте чувство ритма
Когда ребенок начал уверенно ходить, учите его танцевать и попадать в ритм. Танец развивает слух и помогает развитию речи. Полезны и другие игры на слух: просите ребенка определить, где находится источник того или иного звука. Играйте в «Звуковой мяч»: перекидывайте друг другу мячик, повторяя друг за другом сложные звуки и придумывая новые.
Рассказывайте сказки по картинкам
Подобные игры помогут быстрее освоить ребенку, как строить предложения и законченные фразы. Вместе с ним сочиняйте новые и новые этапы истории, добавляя картинки.
Учите скороговорки и потешки
Легкие стишки с повторами слов и звуков — отличная тренировка дикции и речевого аппарата ребенка. Можно проработать каждый звук и отточить произношение.
- Играйте с пальчиками: разучите стишки на каждый пальчик. Например:
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Потому и растолстел. - Ладушки
Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени). - Коза рогатая
(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, —
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)
Хвалите ребенка
Не ругайте малыша, если он не может освоить что-то с первого раза. Поощряйте и отмечайте каждую его маленькую победу: слово, звук, предложение и активность в игре. Ребенок будет чувствовать вашу любовь, а значит, процесс речи будет для него желанным и интересным.
#здоровье #развитие #cоветы
Поделиться статьей‹Предыдущая ›Следующая
Советуем также почитать
Игры на природе для детей
Как научить ребенка ползать
Уход за новорожденным ребенком
Как купать новорожденного ребенка
Сопутствующие товары
Гель для подмывания младенцев
400 мл
Пенка для купания с чередой
200 мл
Крем детский с экстрактом Ромашки
100 мл
от слов к предложениям.
Блог Лого-Эксперт Блог Лого-Экспертначинающему логопеду развитие речи Родителям
Эксперты по раннему развитию утверждают, что умение говорить с ранних лет является важнейшим фактором, который определяет дальнейшее развитие ребенка. Особенно важными считаются первые 2 года жизни, когда происходит понимание того, развивается ли речь согласно установленным нормам или нет.
Умение правильно говорить напрямую зависит от родителей ребенка, т.е. они должны уделять повышенное внимание этому процессу. Сегодня все большее количество мам и пап стремятся научить ребенка говорить как можно раньше, используя для этого советы специалистов.
Но важно понимать, что этот процесс достаточно сложен, и нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок быстро заговорил. Практически никто из нас не помнит, как учился разговаривать в детстве, поэтому нам сложно адекватно оценивать, насколько это может быть сложным. Вместе с тем у этого процесса есть свои сложности, к которым нужно быть готовым.
Существует несколько основных стадий развития речи, но это достаточно общие нормы, потому что развитие каждого ребенка происходит сугубо индивидуально. Это значит, что возможны незначительные отклонения от установленной нормы и это не будет считаться какой-то патологией.
Но родители должны быть обеспокоены тем, если на момент поступления в детский сад, ребенок до сих пор не начал произносить целые слова – это является признаком задержки речевого или психомоторного развития.
- Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные звуки – гуканье (начальное гуление).
- Истинное гуление или певучее гуление появляется на 2-3-м месяце. В первые два месяца жизни дети произносят только определенный набор звуков, а также отзываются на обращение родителей. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки. Период гуления ребенок начинает произносить согласные звуки, сочетая их с гласными. Постепенно рефлекторные звуки заменяются на коммуникативные, т. е. ребенок начинает общаться с окружающими людьми.
- После 6 месяцев считается нормой умение произносить простые слоги, которые к концу первого года жизни должны превратиться в связки, которые заменяют единичные обозначения предметов.
- В 9 месяцев ребенок демонстрирует понимание обращенной к нему речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», поднимают голову и глаза к лампе на вопрос «где огонек?», ищут спрятанную у них на глазах игрушку, при слове «нельзя» перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот и т.п.
- К 12 месяцам ребенок должен понимать смысл простых фраз, с которыми к нему обращаются. Словарь обычно достигает 8-10, а иногда и большего количества «слов» (баба, киса, му, бэ и др.), которые имеют конкретное значение.
- К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи.
В период от 1 года до 2 лет у ребенка начинается процесс первоначального развития речевых навыков, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов. В это время для ребенка более важна интонация, с которой он произносит слова, выразительность речи, поэтому он попросту не замечает недостатков при произношении отдельных звуков.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). На втором году жизни происходит достаточно быстрое накопление словаря, который достигает до 200 слов в пассивном словаре, и в активном порядка 50 слов.
Период с 2-х до 3 лет дети начинают употреблять местоимения и падежные склонения, активно формируется грамматическая сторона речи. Пассивный словарь 250-300 слов. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Дети могут рассказывать простые стихи. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно, использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. Во время игры пользуется словами и двухсловными предложениями обозначает свои действия, так называемая комментирующая речь. Развивается речевое дыхание, высота и сила голоса.
В этот период освоены все виды грамматических структур, допустимы ошибки употребления сложных предлогов (из-за, из-под). Словарный запас 800 — 1000 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Активно формируется эгоцентрическая речь. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы когда? почему?
Однако в 3-летнем возрасте ребенок еще не может четко произносить все звуки, это так называемая физиологическая дислалия – расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет, обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. В результате чего ряд звуков оказывается сложным для произношения. Если ситуация не меняется к 5 годам, то в этом случае необходимо обратиться за помощью к логопеду.
Занятия по формированию правильной речи у ребенка не нужно откладывать на потом. В идеале начать заниматься как можно раньше – с 1,5-2 лет.
Но это не значит, что до двух лет не нужно принимать участия в речевом развитии. Напротив, разговаривать с ребенком нужно с первых дней его жизни, показывая и называя ему окружающие предметы. Постепенно происходит расширение словарного запаса, он начинает называть те предметы, которые ему знакомы.
Ниже указаны основные рекомендации, которые помогут научить ребенка хорошо разговаривать с ранних лет его жизни.
Первое, с чем нужно распрощаться как можно скорее – это пустышка. Специалисты заметили, что те дети, которые сосут соску в течение длительного времени (по несколько часов в день), начинают говорить позже своих сверстников, которые перестали это делать.
Объясняется это тем, что длительное сосание может стать причиной неправильного развития органов артикуляционного аппарата. А недостаточное развитие мышц языка и губ приводят к тому, что ребенок не может правильно выговорить звуки.
Необходимо рассказывать ребенку все, что происходит вокруг. В частности, можно говорить ему, чем именно сейчас вы занимаетесь или планируете заняться. Важно делать паузы, чтобы ребенок давал какую-то реакцию на сказанное. При этом необходимо следить за тем, чтобы ваша собственная речь была правильной и четкой.
Это достаточно распространенная ошибка родителей, которые начинают сюсюкаться при разговоре с ребенком, полагая, что так ему будет понятнее. Но это в корне неправильно, потому что дети по мере взросления начинают копировать поведение и речь своих родителей, поэтому он будет считать подобные речевые искажения нормой. Он начнет неосознанно повторять за вами, в результате такое произношение придется исправлять.
Начинать разговаривать с ребенком на нормальном языке нужно уже с 6 месяцев. Необходимо четко, внятно, хорошо артикулируя звуки, многократно произносить названия тех или иных предметов и явлений. Вместо «бибика» и «ава» нужно четко говорить, что это машина-би-би и собака-гав-гав.
В процессе взросления у детей активно развивается интерес к окружающему миру. Естественно, что они задают очень много вопросов своим родителям, потому что им интересно буквально все, что окружает их вокруг. Некоторые родители допускают ошибку, просто отмахиваясь от многочисленных вопросов, не объясняя ему, что значит тот или иной предмет и для чего он нужен. Но так делать нельзя, потому что такие объяснения способствуют расширению словарного запаса. Для объяснения нужно использовать простые слова, которые уже известны ребенку.
Понятно, что в современных условиях у родителей далеко не всегда есть время на это. В этом случае в качестве вспомогательного элемента можно воспользоваться различными обучающими программами, которые можно скачать на планшет. Но злоупотреблять этим не стоит, потому что только живое общение родителей и ребенка способствует его скорейшему развитию.
В головном мозге человека центры, которые отвечают за координацию движений пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Соответственно, выполняя упражнения на стимуляцию одного центра, вы автоматически развиваете другой. Поэтому для развития речи важно использовать занятия, которые развивают мелкую моторику рук.
В современной практике используется большой комплекс упражнений, которые подходят для домашних условий. Занятия бывают разными:
- Рисование пальцами. Можно рассыпать какую-нибудь крупу на столе и рисовать на ней пальцами. Занятие следует проводить вместе с ребенком, показывая ему примеры того, что можно «нарисовать» на крупе. Можно использовать гипоаллергенные краски, в которые окунаются пальцы и затем на листе бумаги рисуются различные предметы.
- Определение предметов. Суть проста: вы просите ребенка закрыть глаза, после чего кладете ему в руку знакомый для него предмет. Он должен тщательно ощупать его, рассказать, что именно он ощущает, а также сказать, на что похож данный предмет.
- Такие упражнение, как нанизывание бус и пуговиц на веревку (или нитку), лепка из пластилина и глины, также способствуют развитию мелкой моторики.
Даже такие потешки, как «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?», которые считаются достаточно простыми упражнениями, стимулируют нервные окончания на пальцах и ладошках. Для стимуляции можно использовать и легкий массаж, разминая ладошки и пальцы ребенка между занятиями.
Все маленькие дети любят рассматривать яркие картинки, поэтому не нужно упускать такую возможность в развитии речевых навыков. Чтение книг позволяет правильно произносить слова, поэтому делайте это как можно чаще. Естественно, в книгах должно быть большое количество иллюстраций, чтобы ребенку было интересно читать вместе с вами. Важно, чтобы книги соответствовали уровню развития и возрасту ребенка!
В ходе чтения он будет слышать новые для себя слова, поэтому подробно объясняйте, что именно они значат. Все это способствует расширению словарного запаса, а также правильному произношению.
Пение задействует совсем другие области головного мозга помимо тех, которые используются в момент речи. Поэтому пренебрегать пением не стоит, при этом не имеет особого значения, умеете вы это делать или нет. Одновременно со слухом развивается речевой аппарат, а также корректируется артикуляция.
Артикуляционная гимнастика является важнейшей частью логопедической работы. Большинство из этих упражнений можно проводить дома, поэтому не нужно упускать такую возможность.
Даже выполняя такие простые действия, как цоканье языком как лошадка, надувание щек, сдувание кусочка ваты и слизывание языком невидимого варенья с губ, можно укрепить мышцы органов артикуляционного аппарата.
Ребенку в раннем возрасте гораздо проще изъясняться жестами, но наша задача – научить ребенка говорить, поэтому необходимо всячески стимулировать его к разговору. Когда он показывает на какой-то предмет и говорит: «Дай», вам нужно сделать вид, что вы его не понимаете. Помните о том, что вы должны научить его говорить внятно о своих желаниях, а не просто тыкать пальцем в желанный предмет.
Конечно, не нужно доводить все до абсурда, доводя ребенка до истерики. Уточните у ребенка, что ему нужно дать, назовите предметы словом и звукоподражанием, подключите смысловой жест. Н., «Ты хочешь машину-би-би или мяч-оп-оп?», жестом покажите, как едет машина и как рукой хлопают мяч. Если ребенку сложно сказать целое слово, то он сможет сказать звукоподражание или показать смысловой жест. Но уже с 2-3 лет можно задавать ему наводящие вопросы, вступать с ним в диалог, чтобы он более подробно объяснял, чего он хочет.
Здесь хорошо помогает проговаривание простых действий и называние бытовых предметов, частей тела и т.д. Помните, что если вы хотите услышать что-то от ребенка, то вам нужно самим подавать пример, поэтому вслух проговаривайте все действия: «берем ложку», «кушаем суп», «моем руки», «пришел папа» и т.д.
Убеждайте ребенка в том, что вам интересно все, что он говорит. Постоянно задавайте ему вопросы, проявляйте эмоции, хвалите его. Он должен понимать, что вы действительно проявляете интерес к тому, что он рассказывает – это лучшая мотивация для любого ребенка. При этом не нужно давить на него и заставлять постоянно что-то говорить, чтобы не вызвать у него негатива.
Сказки стишки помогают в изучении новых слов. Поэтому если ребенок хотя бы немного разговаривает, можно использовать простые четверостишия, которые нужно повторять вместе с ребенком.
Важно не переставать разговаривать и заниматься с ребенком. Помните, что только активная роль родителей является залогом успеха в развитии связной детской речи. Если же ваши занятия не дают никакого результата, то имеет смысл обратиться за помощью к специалисту.
Помощь невролога или логопеда необходима в следующих случаях:- К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением
- К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.
- К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке.
- К концу 7 месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления».
- К концу 9 месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым.
- К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».
- К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.
- К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)
- К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.
- К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.
- Появляется назальность произношения (ребенок гнусавит).
- При разговоре наблюдается повышенное выделение слюны.
- В 4 года наблюдаются явные искажения звуко-слоговой структуры слов при произношении.
Если не предпринимать никаких действий, то проблема со временем только ухудшится. Это чревато тем, что к школьному возрасту ребенок по-прежнему будет разговаривать с дефектами. Все это приведет к проблемам в школе, ему будет очень сложно постигать школьную программу, в результате чего его успеваемость будет на крайне низком уровне.
Роль родителей очень важна, поэтому занятиям с детьми следует уделять как можно больше времени. Ни в коем случае нельзя кричать на него, если у него что-то не получается, потому что такой подход приведет к тому, что он просто начнет замыкаться. Поэтому выстраивайте позитивный эмоциональный контакт с ребенком и результат не заставит себя долго ждать.
начинающему логопеду развитие речи Родителям
Связанные статьи
- Развитие речи на 1 году жизни
- Техника речи: как научиться красиво говорить
- Постановка звука Ш: логопедические задания и упражнения
- Автоматизация звука З в словах, слогах и предложениях
- Домашние задания от логопеда
И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁
Как научить вашего малыша говорить: советы и рекомендации
С момента рождения ваш ребенок будет издавать много звуков. Это включает в себя воркование, бульканье и, конечно же, плач. И затем, часто где-то перед окончанием первого года жизни, ваш малыш произнесет свое первое слово.
Будь то первое слово «мама», «папа» или что-то еще, это огромная веха и волнующее время для вас. Но по мере того, как ваш ребенок становится старше, вы можете задаться вопросом, каковы его языковые навыки по сравнению с детьми того же возраста.
Чтобы было понятно, дети учатся говорить с разной скоростью. Поэтому, если ваш ребенок заговорит позже старшего брата или сестры, вам, вероятно, не о чем беспокоиться. В то же время, это помогает понять типичные языковые вехи. Таким образом, вы сможете выявить возможные проблемы развития на ранней стадии. Реальность такова, что некоторым малышам нужна дополнительная помощь, когда они учатся говорить.
В этой статье мы обсудим общие языковые вехи, а также несколько забавных занятий для поощрения речи.
Несмотря на то, что языковые навыки у малышей развиваются постепенно, они общаются с самого рождения.
от 0 до 6 месяцев
Ребенок в возрасте от 0 до 6 месяцев нередко издает воркующие звуки и лепет. А в этом возрасте они даже способны понять, что вы говорите. Они часто поворачивают голову в сторону голосов или звуков.
По мере того, как они учатся понимать язык и общаться, им становится легче следовать указаниям, реагировать на свое имя и даже произносить свое первое слово.
от 7 до 12 месяцев
Как правило, дети в возрасте от 7 до 12 месяцев могут понимать простые слова, такие как «нет». Они могут использовать жесты для общения и могут иметь словарный запас от одного до трех слов, хотя они могут не говорить свои первые слова до тех пор, пока им не исполнится 1 год.
13–18 месяцев словарный запас может расшириться до 10-20+ слов. Именно в этот момент они начинают повторять слова (так что следите за тем, что вы говорите). Они также могут понимать простые команды, такие как «подними ботинок», и обычно могут озвучивать определенные просьбы.
от 19 до 36 месяцев
В возрасте от 19 до 24 месяцев словарный запас ребенка увеличивается до 50–100 слов. Скорее всего, они могут называть такие вещи, как части тела и знакомых людей. Они могут начать говорить короткими фразами или предложениями.
К тому времени, когда вашему малышу исполнится 2–3 года, его словарный запас может составлять 250 и более слов. Они могут задавать вопросы, запрашивать предметы и следовать более подробным указаниям.
Конечно, указанные выше возрастные диапазоны являются ориентировочными. И правда в том, что некоторые малыши осваивают языковые навыки немного позже, чем другие. Это не значит, что есть проблема.
Хотя в какой-то момент ваш ребенок, скорее всего, улучшит языковые навыки, тем временем вы можете многое сделать, чтобы стимулировать речь и помочь развить его языковые навыки.
Читайте вместе
Читайте своему ребенку как можно больше каждый день — это один из лучших способов стимулировать развитие речи. Одно исследование, проведенное в 2016 году, показало, что дети получают более широкий словарный запас, когда им читают книжки с картинками, а не слушают речь взрослых.
На самом деле, согласно исследованию 2019 года, чтение всего одной книги в день может привести к тому, что дети увидят на 1,4 миллиона слов больше, чем те дети, которым не читают в детском саду!
Использовать язык жестов
Вам не нужно свободно владеть языком жестов, чтобы научить малыша нескольким основным жестам.
Многие родители учат своих младенцев и малышей подписывать такие слова, как «еще», «молоко» и «все готово». Маленькие дети часто усваивают второй язык легче, чем взрослые. Это может позволить им общаться и выражать себя в гораздо более молодом возрасте.
Вы подпишете слово «еще», одновременно произнося это слово. Делайте это несколько раз, чтобы ваш ребенок выучил знак и связал с ним слово.
Предоставление вашему малышу возможности выражать свои мысли с помощью языка жестов может помочь ему чувствовать себя более уверенно в общении. Помогая им общаться с меньшим разочарованием, вы можете создать лучшую среду для изучения языка.
По возможности используйте язык
То, что ваш ребенок не может говорить, не означает, что вы должны сидеть в тишине весь день. Чем больше вы говорите и самовыражаетесь, тем легче вашему малышу будет изучать язык в младшем возрасте.
Если вы меняете подгузник своему малышу, расскажите или объясните, что вы делаете. Расскажите им о том, как прошел ваш день, или расскажите обо всем, что придет вам на ум. По возможности используйте простые слова и короткие предложения.
Вы также можете поощрять общение, читая вашему малышу в течение дня. Вы можете прочитать рецепт, пока готовите вместе. Или, если вы наслаждаетесь прогулкой по своему району, читайте уличные знаки, приближаясь к ним.
Вы даже можете спеть своему ребенку — может быть, его любимую колыбельную. Если его нет, спойте свою любимую песню.
Воздержитесь от детского лепета
Хотя это и мило, когда малыши неправильно произносят слова или используют детский лепет, оставьте это им. Не думайте, что вам нужно исправлять их, просто отвечайте правильным использованием. Например, если ваш малыш просит вас «застегнуть» его рубашку, вы можете просто сказать: «Да, я застегну твою рубашку».
Название предмета
Некоторые малыши будут указывать на предмет, который им нужен, вместо того, чтобы просить его. Что вы можете сделать, так это выступить в роли переводчика вашего ребенка и помочь ему понять названия определенных предметов.
Например, если малыш указывает на чашку с соком, ответьте: «Сок. Хочешь сок?» Цель состоит в том, чтобы побудить вашего ребенка произнести слово «сок». Так что в следующий раз, когда они захотят что-нибудь выпить, вместо того, чтобы просто указывать на что-то, предложите им сказать конкретное слово.
Расширьте свои ответы
Еще один способ расширить словарный запас вашего ребенка — расширить его ответы. Например, если ваш ребенок видит собаку и говорит слово «собака», вы можете ответить: «Да, это большая коричневая собака».
Вы также можете использовать эту технику, когда ваш ребенок пропускает слова в предложении. Ваш ребенок может сказать: «собака большая». Вы можете расширить это, ответив: «Собака большая».
Предоставьте ребенку выбор
Вы также можете поощрять общение, давая ребенку выбор. Допустим, у вас есть два сока, и вы хотите, чтобы ваш ребенок выбирал между апельсиновым соком и яблочным соком. Вы можете спросить своего малыша: «Ты хочешь апельсин или яблоко?»
Если ваш малыш показывает пальцем или жестикулирует в ответ, поощряйте его использовать свои слова.
Ограничьте время использования экрана
Исследование, проведенное в 2018 году, показало, что увеличение времени использования мобильных мультимедийных устройств связано с задержкой речи у 18-месячных детей. Эксперты отмечают, что взаимодействие с другими людьми, а не взгляд в экран, лучше всего подходит для развития речи.
Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует проводить у экрана не более 1 часа в день для детей в возрасте от 2 до 5 лет и меньше времени для детей младшего возраста.
Но даже если вы приложите все усилия, чтобы ваш малыш заговорил, у него могут возникнуть трудности с устным общением. Симптомы задержки речи могут включать:
- не разговаривает к 2 годам
- испытывает трудности с выполнением указаний
- затрудняется составить предложение
- ограниченный словарный запас для своего возраста
Если у вас есть проблемы, поговорите с педиатром вашего ребенка. Возможные причины задержки речи могут включать умственную отсталость и нарушения слуха. Задержка речи также может быть признаком расстройства аутистического спектра.
Вашему ребенку может потребоваться всестороннее обследование, чтобы определить основную причину. Это может включать встречу с логопедом, детским психологом и, возможно, отоларингологом. Эти специалисты могут определить проблему, а затем порекомендовать решения, которые помогут вашему ребенку достичь языковых вех.
Услышать первое слово вашего ребенка — это захватывающее время, и, когда он станет старше, вы, возможно, будете в равной степени рады тому, что он будет следовать указаниям и составлять предложения. Так что да, это обескураживает, когда ваш малыш не достигает этих важных вех, как вы ожидали.
Но даже если у вашего ребенка наблюдаются задержки в развитии речи, это не всегда указывает на серьезную проблему. Помните, что дети развивают языковые навыки с разной скоростью. Если у вас есть какие-либо опасения или вы чувствуете, что существует основная проблема, поговорите со своим педиатром в качестве меры предосторожности.
Как обучать студентов устной речи – практика и стратегии
В эпизоде комедийного сериала «Семейка современности» Глории, матери-иммигрантке из Колумбии, проживающей в США, наконец-то надоели семейные шутки о ее акценте. «Ты знаешь, как я хороша в испанском?», — кричит она своему мужу, прежде чем резко тряхнуть волосами и уйти.
Ее опыт находит отклик у многих зрителей, не являющихся носителями английского языка, которые также часто чувствуют себя униженными из-за своего акцента или «несовершенной» манеры речи.
В ту секунду, когда мы открываем рот, мы многое выдаем о себе: наш акцент или диалект раскрывают наше место происхождения, а иногда и социальный статус. Люди делают предположения об уровне образования, интеллекте и личности друг друга, основываясь на том, как они говорят. Поэтому многие изучающие английский язык избегают говорить из-за боязни сделать ошибки, потому что им трудно справляться со своим акцентом, или потому что они просто стесняются выражать свои мысли.
Учителя надеются, что привьют чувство уверенности и компетентности для своих учеников, чтобы помочь им на пути от новичка к свободному владению языком. Многие инструкторы тратят значительное количество времени в классе на обучение и отработку разговорной речи, иногда с разными результатами. Мы собрали для вас наши любимые стратегии и упражнения, чтобы вы могли начать.
Обучение английскому языку студентов разного уровня
Один размер не подходит всем. Нигде это не является более верным, чем в классе. Ваши ученики, скорее всего, придут с различных предпосылок и начальных уровней владения английским языком , они происходят из разных слоев общества и в разной степени знакомы с английским языком. К счастью, вы можете использовать различные стратегии и упражнения для обучения устной речи учащихся разного уровня, которые можно легко комбинировать в разнородных классах.
Начинающие
Научить начинающих говорить часто не так уж сложно. Простые упражнения и повторяющиеся фразы и диалоги являются ключевыми. Однако что, если вы хотите, чтобы ваши учащиеся производить английский , а не просто устно заполнять пропуски или зачитывать предложения из учебника?
Сосредоточьтесь на том, чтобы донести сообщение. На этом этапе обучения словарный запас и грамматические знания ваших учеников все еще довольно ограничены, но это не означает, что они не могут общаться. Предложите своим учащимся сценарии из реальной жизни (представление себя, поход по магазинам) и позвольте им разыграть ролевую игру, используя вербальное и невербальное общение, сосредоточив внимание на общении и передаче сообщения, а не на правильности. Пусть свободно используют наглядные пособия. Они могут быть удивлены тем, как много они могут общаться с помощью нескольких слов. Взгляните на мини-уроки Poodll для легко реализуемых разговорных упражнений.
Как всегда, у Британского Совета есть большой выбор разговорных упражнений для начального уровня. Чтобы узнать больше о том, как научить говорить начинающих, посмотрите это видео.
Учащиеся среднего уровня
Практика разговорной речи с учениками среднего уровня может быть трудной. На этом этапе учащиеся часто осознают свои ошибки и предполагаемые недостатки и могут чувствовать себя застенчивыми или подавленными. Как и при обучении начинающих студентов, цель должна состоять в том, чтобы донести сообщение. Ситуация общения успешна, если все стороны понимают друг друга, а не если они говорят с идеальной грамматикой и произношением. Помогите своим ученикам отказаться от идеи совершенства.
Поощряйте учащихся использовать разнообразный словарный запас. Вместо простых слов, таких как «хороший», «плохой» или «очень», убедитесь, что они бросают вызов самим себе и используют соответствующие синонимы.
Poodll использует встроенную функцию транскрипции, которая расшифровывает и оценивает речь ваших учеников и поддерживает их произношение и беглость речи. Взгляните на наш интерактивный проигрыватель расшифровок — это простое решение для обучения речи.
TeachIt также собрал широкий выбор материалов для разговорного уровня среднего уровня для учителей. Чтобы просмотреть видеоруководство по обучению разговорной речи для учащихся среднего уровня, щелкните здесь.
Учащиеся продвинутого уровня
Обучение учащихся продвинутого уровня одновременно и полезное, и сложное. На этом уровне учащиеся обычно хорошо владеют лексикой и грамматикой, расширяя темы, которые вы можете обсуждать в классе, а также сложность материала.
Дискуссионные клубы, ролевые игры и даже создание короткометражных фильмов или подкастов — отличные способы научить говорить на этом уровне. Если вам нужно вдохновение в отношении тем, посетите этот веб-сайт.
Задача обучения продвинутых учащихся заключается в обучении тонкостям произношения и сосредоточении внимания на правильном использовании языка.
Poodll использует искусственный интеллект для оценки произношения учащихся и управления им, обеспечения точности и своевременной обратной связи. Если вашим ученикам нравится учить произношение с помощью стихов, этот план урока предоставит вам больше идей и упражнений. Вы также можете посмотреть этот бесплатный вебинар по обучению английскому языку для продвинутых учащихся.
Стратегии и методы обучения произношению
Большинство этих стратегий можно применять к учащимся всех языковых уровней.
Embrace Accents
Многие ученики стесняются своего акцента, который мешает им говорить. Дело в том, что многие изучающие английский язык сохранят какой-то акцент , независимо от того, как много они практикуются или как долго они знакомятся с английским языком. Их акцент может даже измениться в течение жизни. Даже носители языка имеют региональный акцент.
Если акцент не мешает вашим ученикам быть понятыми, сделайте обязательным использование его в классе. Акцент — это то, что делает ваших учеников уникальными.
Если вы хотите помочь своим учащимся научиться говорить с акцентом и нуждаетесь в дополнительной статистике, посмотрите серию видеороликов Британского Совета.
Мы не все можем говорить как король Англии или ведущий BBC. Самое главное для ваших студентов, чтобы они были поняты.
Метод 4-3-1
Профессор лингвистики Пол Нэйшн первым разработал этот метод, который позволяет учащимся говорить в течение четырех минут, затем трех минут и, наконец, двух минут на одну конкретную тему. Это упражнение фокусируется на беглости речи, способности говорить естественно и без лишних пауз . Это отлично подходит для учащихся среднего и продвинутого уровней.
Реализация проста:
- Ввести тему и подготовить соответствующую лексику
- Дать учащимся время на подготовку
- Разделите учащихся на группы или пары
- Пусть один учащийся говорит в течение четырех минут без перерыва, остальные слушают
- Дайте им время отдохнуть
- Учащиеся меняются партнерами или группами и произносят ту же речь через три минуты
- Снова отдыхают
- Учащиеся снова переодеваются и имеют две минуты на выступление
- Учащиеся вместе размышляют
Почему этот метод работает? Когда дается четыре минуты, учащиеся обычно говорят медленнее и делают больше пауз по мере развития мысли. В следующие промежутки времени им придется передавать ту же информацию за более короткий период. Скорее всего, они сократят свои паузы и увеличат скорость речи, особенно потому, что они уже практиковались в разговоре на эту тему. Доказано, что метод 4-3-2 работает и является веселым и эффективным упражнением в разговорной речи.
Используйте технологии в своих целях
Некоторые учащиеся могут стесняться разговаривать со своими сверстниками или учителями, независимо от их уровня владения английским языком. Самостоятельные упражнения — отличный способ укрепить свои навыки и уверенность в себе.
Poodll Solo позволяет учащимся записывать свои разговорные упражнения и использует искусственный интеллект для автоматической оценки их . Учащиеся получают немедленную обратную связь о своей речи и произношении. Практика с ИИ позволяет им говорить свободно, не опасаясь смущения и ошибок. Вы можете использовать упражнения для самостоятельной оценки в качестве дополнения к парной работе и выступлению в классе или самостоятельно.
Зарегистрируйте бесплатную тестовую учетную запись Poodll здесь и назначайте упражнения с автоматической оценкой своим ученикам.
Пять упражнений вне классной комнаты
Комбинируйте эти стратегии и упражнения в своем классе, чтобы улучшить разговорные навыки ваших учащихся. Однако время в классе часто ограничивается несколькими часами в неделю — этого недостаточно, чтобы стать опытным оратором. Назначьте своим ученикам эти пять простых упражнений, чтобы улучшить их речь. Даже всего пять-десять минут в день принесут заметную разницу.
Подпевайте
Попросите учащихся слушать их любимую английскую песню снова и снова. Скорее всего, многие отрывки они уже будут знать наизусть. Попросите их найти тексты песен в Интернете и прочитать их во время прослушивания. В конце концов, ваши ученики смогут петь свою любимую песню в душе, в машине или просто сидя перед своими ноутбуками. Без утомительной работы они расширят свой словарный запас и улучшат произношение.
Разговор с самим собой
Многие учащиеся стесняются разговаривать с другими на английском языке, особенно когда они находятся на начальном или среднем этапе своего обучения. Попросите своих учеников поговорить сами с собой, когда они одни.
Пусть рассказывают, что делают, или придумывают мысленные диалоги. Главное — говорить вслух. В идеале, ваши ученики должны практиковаться перед зеркалом, чтобы увидеть, как двигается их рот, но даже простое повествование о процессе очистки или приготовления пищи — отличное начало.
Скороговорки
Скороговорки популярны не просто так. Они привлекают внимание к труднопроизносимым звукам или словам и убеждаются, что говорящие концентрируются при их произношении. Ваши ученики могут практиковаться в одиночку или с друзьями и членами семьи, или вы можете устроить дружеский конкурс скороговорок в своем классе.
Ознакомьтесь с этой обширной коллекцией вечнозеленых и необычных скороговорок или покажите своим ученикам видео, подобные этому, где они могут сначала послушать скороговорки, прежде чем практиковаться.
Отмечайте победы (какими бы маленькими они ни были)
Общение на новом языке может показаться ошеломляющим. В конце концов, существует почти бесконечное количество ошибок. Убедитесь, что ваши ученики празднуют победы, какими бы маленькими они ни были.
Может быть, они смогли сделать заказ в ресторане, когда были в отпуске, может быть, они переключили свой голосовой помощник на английский язык, и он наконец их понял, или они смогли пообщаться с другим игроком в онлайн-игре. Каждая успешная коммуникативная ситуация является поводом для радости и признаком того, что ваши ученики на правильном пути.
Время воспроизведения
Попросите учащихся записать себя и прослушать свой голос. Скорее всего, они обнаружат свои ошибки и смогут исправить их самостоятельно.
Poodll позволяет давать учащимся записи заданий в Moodle. Учащиеся могут записывать себя непосредственно в HTML-области Moodle , задания и тесты, отправлять записанные задания и прослушивать свои записи. ИИ предоставит им мгновенную обратную связь и предложения по улучшению
Заключение
Обучение эффективному общению на иностранном языке является одним из самых сложных и важных навыков. Не говоря ни слова, учащиеся никогда не наладят полезные связи с местными жителями, они не смогут ориентироваться в чужой стране или учиться и работать за границей.
Мы надеемся, что наши советы и подсказки помогут вам спланировать следующий разговорный урок. Обязательно создайте благоприятную атмосферу в классе, используйте различные средства и ресурсы и по возможности внедрите функции автоматической оценки.
Простые варианты записи, упражнения из реальной жизни, интерактивные подписи, субтитры, автооценка и веселые мини-уроки: Poodll упрощает обучение устной речи. Если вы еще этого не сделали, зарегистрируйте бесплатную тестовую учетную запись, чтобы узнать все, что может предложить Poodll.
Зарегистрируйтесь здесь!
А если вы уже преподаете с Poodll, почему бы не проверить наши курсы Poodll или раздел нашего блога, чтобы быть в курсе наших последних разработок?
Поделись с друзьями:
Вам также могут понравиться эти статьи:
10 ледоколов ESL для онлайн-классов, которые способствуют сотрудничеству и творчеству
16 марта 2023 г. Комментариев нет
Сегодня первый день вашего нового онлайн-класса. Вы использовали Poodll Net для регистрации студентов, оплаты и создания полноценного учебного центра
. Подробнее »Повысьте успеваемость учащихся с помощью специальных возможностей: ваше руководство по добавлению субтитров и надписей в Moodle
6 марта 2023 г. Комментариев нет
Наконец-то! Сегодня вечер пятницы, и стресс недели остался позади (как и дни походов по барам). Вы усаживаетесь на свой диван, готовый к
Подробнее »Четыре инструмента Poodll, которые сделают вашу жизнь преподавателя английского языка проще в 2023 году
21 декабря 2022 г. No Comments
Мало что может быть хуже, чем выгуливать собаку в 6 утра зимним утром, когда легкий дождь льет на лицо, а холод ползет
Подробнее »Как научить говорить со студентами – практика и стратегии
21 декабря 2022 г. No Comments
В эпизоде комедийного сериала «Семейка современности» Глории, матери-иммигрантке из Колумбии, проживающей в США, наконец-то надоели семейные шутки
Подробнее »Пошаговое руководство по эффективному обучению английской лексике с помощью нового общего списка услуг
1 декабря 2022 г. Комментариев нет
Сколько слов существует в английском языке? Короткий ответ: мы не знаем. По оценкам лингвистов, существует около миллиона английских
Подробнее »Четыре тенденции в преподавании английского языка (и одна вечнозеленая), на которые стоит обратить внимание в 2023 году
18 ноября 2022 г. Комментариев нет
В последние годы делать прогнозы было очень трудно. Ведь сколько новых слов мы добавили в наши словари с 2020 года –
Подробнее »Ваш полный путеводитель по тесту Duolingo English Test на 2022 год — что это такое? Кто это принимает? Как вы готовите к этому своих учеников?
9 ноября 2022 г. No Comments
Жизнь и учеба за границей – один из лучших способов выучить новый язык и погрузиться в новую культуру. Если ваши ученики
Подробнее »グローバル・ムードル・ムート2022にPoodllが参加
8 сентября 2022 г. Комментариев нет定です。 参加される方は、ぜひ弊社ブースにお立ち寄りください。 既存のユーザーに追いつくこと、そして新しいユーザーとつながることが待ち遠しいです。 当日は、Poodll Guyも参加し、最新のアップデートや機能追加、今後予定されているエキサイティングな機能のデモを行う予定です。 謇演のご予約はこちら お問い合わせページをご覧の上、ご連絡ください。
Подробнее »Poodll — это сертифицированная интеграция Moodle, используемая некоторыми из самых известных школ и организаций в мире».
Начните работу с Poodll
30-дневная бесплатная пробная версия Poodll дает вам полный доступ ко всем функциям Poodll. Кредитная карта не требуется.
Poodll — это набор инструментов для учителей иностранных языков для создания динамических курсов. Poodll используется в сотнях школ и университетов по всему миру. Poodll производится компанией Poodll Co. Ltd, зарегистрированной в Нагасаки, Япония.
Мы серьезно относимся к вашей конфиденциальности.
Контактная информация
- 307 Tagawa Bldg,
Hayama 1-6-5, Nagasaki Shi,
Nagasaki Ken 852-8053, Япония - (+81) 95-873-1099
- [email protected]
Полезные ссылки
Быстрые ссылки
Информационный бюллетень
Время от времени мы будем присылать вам Poodll / Moodle советы, новости и информацию.