Как называется расстройство узнавания частей собственного тела: АГНОЗИЯ • Большая российская энциклопедия

АГНОЗИЯ • Большая российская энциклопедия

АГНОЗИ́Я (греч. ἀγνωσία – не­зна­ние, не­ве­де­ние), на­ру­ше­ние про­цес­сов уз­на­ва­ния пред­ме­тов и яв­ле­ний при со­хран­но­сти зре­ния, слу­ха, ося­за­ния, обо­ня­ния и вку­са; при­знак мн. нев­ро­ло­гич. рас­стройств. При А. на­ру­ша­ет­ся уз­на­ва­ние це­ло­ст­ного об­раза, но со­хра­ня­ет­ся спо­соб­ность раз­ли­чать и опи­сы­вать от­дель­ные его при­зна­ки. Разл. ви­ды А. воз­ни­ка­ют вслед­ст­вие по­ра­же­ния от­дель­ных, пре­им. кор­ко­вых, зон го­лов­но­го моз­га в резуль­та­те на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния, че­реп­но-моз­го­вой трав­мы, опу­хо­ли или де­ге­не­ра­тив­но-ат­ро­фич. про­цес­сов, напр. бо­лез­ни Альц­гей­ме­ра. В ос­но­ве А. ле­жит по­ра­же­ние вто­рич­ных кор­ко­вых про­ек­ци­он­ных зон ана­ли­за­то­ров (зри­тель­но­го, слу­хо­во­го, так­тиль­но­го и др.), в ко­то­рых про­ис­хо­дит син­тез эле­мен­тар­ных ощу­ще­ний, фор­ми­рую­щих­ся в пер­вич­ных кор­ко­вых зо­нах со­от­вет­ст­вую­щих ана­ли­за­торов.

Вы­де­ля­ют зри­тель­ную, слу­хо­вую, так­тиль­ную, вку­со­вую, обо­ня­тель­ную и не­ко­то­рые др. ви­ды А. При зри­тель­ной, или оп­ти­че­ской, А. боль­ной не мо­жет уз­нать и ука­зать пред­на­зна­че­ния предъ­яв­ляе­мых ему хо­ро­шо зна­ко­мых пред­ме­тов (оч­ки, ча­сы, кни­га и др.) или их изо­бра­же­ний, ко­то­рые он мо­жет за­ри­со­вать. Эту раз­но­вид­ность А. на­зы­ва­ют зри­тель­но-пред­мет­ной. В наи­бо­лее вы­ра­жен­ной фор­ме она раз­ви­ва­ет­ся при дву­сто­рон­нем по­ра­же­нии за­ты­лоч­но-те­мен­ных зон го­лов­но­го моз­га. При зри­тель­но-про­стран­ст­вен­ной А., раз­ви­ваю­щей­ся при дву­сто­рон­нем по­ра­же­нии заты­лоч­но-те­мен­ных об­лас­тей или по­вре­ж­де­нии суб­до­ми­нант­но­го по ре­чи по­лу­ша­рия моз­га (пра­во­го у прав­шей), на­ру­ша­ет­ся ори­ен­ти­ров­ка в про­стран­ствен­ных при­зна­ках изо­бра­же­ния, ри­сун­ка или ре­аль­но­го пред­ме­та. В этом слу­чае боль­ные не мо­гут поль­зо­вать­ся ча­са­ми, ра­бо­тать с гео­гра­фич. кар­той и т. п.

Мо­жет раз­вить­ся од­но­сто­рон­няя оп­ти­ко-про­стран­ст­вен­ная А. , ко­гда при по­ра­же­нии ко­ры за­ты­лоч­ной до­ли од­но­го по­лу­ша­рия боль­ные не вос­при­ни­ма­ют про­ти­во­по­лож­ную по­ло­ви­ну ри­сун­ка или ре­аль­но­го объ­ек­та. На­ру­ше­ние уз­на­ва­ния лиц ре­аль­ных лю­дей, их фо­то­гра­фич. или ху­дож. изо­бра­же­ний на­зы­ва­ет­ся А. на ли­ца или про­зо­паг­но­зи­ей. Она раз­ви­ва­ет­ся при по­ра­же­нии за­ты­лоч­но-ви­соч­ных от­де­лов суб­до­ми­нант­но­го по­лу­ша­рия. На­ру­ше­ние уз­на­ва­ния букв – бу­к­вен­ная А., вы­зы­ваю­щая на­ру­ше­ния чте­ния (см. Алек­сия) и пись­ма (аг­ра­фия), воз­ни­ка­ет при по­ра­же­нии за­ты­лоч­ных от­де­лов до­ми­нант­но­го (ча­ще ле­во­го у прав­шей) по­лу­ша­рия. Си­муль­тан­ная (од­но­вре­мен­ная) зри­тель­ная А. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что боль­ной, хо­ро­шо уз­на­вая де­та­ли изо­бра­же­ния, не мо­жет их объ­е­ди­нить в це­ло­ст­ную кар­ти­ну.

Разл. фор­мы слу­хо­вой, или аку­сти­ческой, А. воз­ни­ка­ют при по­ра­же­нии вто­рич­ных кор­ко­вых зон слу­хо­во­го ана­ли­за­то­ра в ви­соч­ных до­лях го­лов­но­го моз­га. При этом на­ру­ша­ет­ся уз­на­ва­ние хо­ро­шо зна­ко­мых зву­ков – шу­ма лью­щей­ся во­ды, ша­гов, лая со­ба­ки и т. д. При по­ра­же­нии суб­до­ми­нант­но­го по­лу­ша­рия на­ру­ша­ет­ся уз­на­ва­ние ме­ло­дий, рас­страи­ва­ет­ся вос­при­ятие ин­то­нац. ком­по­нен­та ре­чи. На­ру­ше­ние вос­при­ятия смыс­ла слов, раз­ви­ваю­щее­ся при по­ра­же­нии ви­соч­ной до­ли до­ми­нант­но­го (ле­во­го у прав­шей) по­лу­ша­рия, ле­жит в ос­но­ве сен­сор­ной афа­зии.

При так­тиль­ной А. боль­ной не мо­жет на ощупь уз­нать хо­ро­шо ему из­вест­ные пред­ме­ты – оч­ки, спи­чеч­ный ко­ро­бок, ав­то­руч­ку и т. д., при том, что ося­за­ние у не­го со­хра­не­но (см. Ас­те­ре­ог­ноз). Ва­ри­ан­том так­тиль­ной А. яв­ля­ет­ся паль­це­вая А. – не­воз­мож­ность с за­кры­ты­ми гла­за­ми оп­ре­де­лить, ка­кой па­лец боль­но­го дви­га­ет врач. Этот вид А. раз­ви­вает­ся при по­ра­же­нии ниж­них от­де­лов ко­ры те­мен­ной до­ли. По­вре­ж­де­ние верх­ней час­ти ко­ры те­мен­ной до­ли суб­до­ми­нант­но­го по­лу­ша­рия вы­зы­ва­ет раз­ви­тие ау­то­то­паг­но­зии – рас­строй­ство уз­на­ва­ния час­тей соб­ст­вен­но­го те­ла, вос­при­ятия их раз­ме­ров, фор­мы, вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния. Этот вид А. мо­жет со­про­во­ж­дать­ся на­ру­ше­ни­ем вос­при­ятия бо­лез­ней (ано­зог­но­зия), ко­гда, напр., боль­ной с ле­во­сто­рон­ним па­ра­ли­чом вслед­ст­вие моз­го­во­го ин­суль­та не счи­та­ет се­бя боль­ным и не мо­жет най­ти пара­ли­зо­ван­ные ко­неч­но­сти. Обо­ня­тель­ная и вку­со­вая А. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся на­ру­ше­ни­ем уз­на­ва­ния пред­ме­тов и ве­ществ по их вку­су и за­па­ху.

Для воз­мож­но­го вос­ста­нов­ле­ния на­ру­шен­ных гно­стич. функ­ций про­во­дят­ся ле­че­ние за­бо­ле­ва­ния, вы­звав­ше­го А., и реа­би­ли­тац. ме­ро­прия­тия, на­прав­лен­ные на ком­пен­са­цию уз­на­ва­ния пу­тём ак­ти­ви­за­ции со­хра­нив­шей­ся час­ти со­от­вет­ст­вую­щих по­вре­ж­дён­ных ана­ли­за­то­ров и вклю­че­ние в гно­стич. дея­тель­ность др. со­хран­ных об­лас­тей го­лов­ного моз­га. Про­гноз и реа­би­ли­та­ция за­ви­сят от сте­пе­ни по­вре­ж­де­ния го­лов­но­го моз­га.

Нарушения восприятия

30. 05.2012

При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, бывает возникают нарушения восприятия. Например, нарушение восприятия времени — невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени. Восприятие нарушения пространства — трудности ориентировки во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве.

Существуют различные формы нарушения восприятия пространства.

  1. Нарушения, связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем пространстве.
  2. Невозможность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, в трудностях понимания право-левых и верхне-нижних координат, зрительного пространства (агнозия).
  3. Трудности определения направления и удаленности звукового сигнала.
  4. Трудность ориентировки во внутреннем пространстве (соматогнозия).
  5. Трудности ориентировки в пальцах своей руки.
  6. Нарушения, связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных сигналов.

Агнозия — нарушение различных видов восприятия. Возникает при определенных поражениях мозга. Различают:

  1. зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения;
  2. тактильные агнозии, проявляются в виде расстройств опознания предметов наощупь — астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела — соматоагнозия;
  3. слуховые
    агнозии проявляются в нарушении способности различать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.

Агнозии могут возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях. Например, больные с предметной агнозией (нарушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бумаге кувшин, говорят, что это треугольник или какой-нибудь другой предмет. Большие трудности представляют для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями. При предметной агнозии на первый план выступает нарушение обобщенного восприятия предметов.

У некоторых больных наблюдаются преимущественно нарушения зрительного индивидуализированного восприятия при относительно сохранном обобщенном восприятии предметов. У таких больных, например, нарушается способность узнавать знакомые лица. При выраженной глубине болезненных расстройств больные плохо различают мимику.

Например, при оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов — расположение улиц в городе. Больные не могут найти дверь в палату, в свое отделение, койку в палате и т.д.

Больные с нарушениями высших форм осязательного восприятия не могут, ощупывая предмет, например, ключ, ручку, очки и т.д., определить его форму, узнать его, а с открытыми глазами легко узнают предмет.

При слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными и т. д.

При органических поражениях головного мозга, реже при интоксикациях и соматических заболеваниях, могут возникать расстройства восприятия типа дереализации. Это сложное патологическое состояние, в основе которого лежит нарушение восприятия, сочетающееся, по-видимому, со своеобразным нарушением сознания. При этом больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой». Привычные раздражители окружающей среды утрачивают остроту своего воздействия на органы чувств. Это болезненное состояние иногда сочетается с патологией самовосприятия — деперсонализацией.

Нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, называется дереализация. При этом часто внешний мир воспринимается отдаленным, бесцветным. Может сопровождаться нарушениями памяти. Возникает состояние «уже виденного», когда незнакомые явления воспринимаются, как ранее встречающиеся. Возникает переживание воспринимаемого, как неясного, лишенного характера реальности. Дереализация может возникать как при поражениях мозга, так и при просоночных состояниях или при некоторых психических заболеваниях.

Существуют и другие термины, описывающие нарушения восприятия.

Иллюзии — искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Наибольшее число иллюзий наблюдается в области зрения. Часть иллюзий может быть связана со строением глаза, часть с особенностями восприятия предметов, форм и т.д. Кроме того, иллюзии могут наблюдаться у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха и т.д. Иллюзии или иллюзорные восприятия, при которых имеются конкретные раздражители. У больного в этом случае формируется искаженное восприятие. Иллюзии разделяются по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.). Известна иллюзия тяжести А. Шерпанье — при подъеме одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предметов. Меньший по размеру предмет воспринимается, как более тяжелый, возникает контрастная иллюзия.

Иллюзии могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Контрастные иллюзии наблюдаются в области температурных и вкусовых ощущений, например, после холодового раздражителя тепловой кажется горячим, после ощущения кислого и соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.

д.

К сложным иллюзиям относятся парэйдолии. Они могут возникать у больных с невротическими расстройствами и у здоровых людей при утомлении. Например: в рисунке ковра, орнаменте обоев и т.д., человек видит страшные головы, необычные узоры и т.п.

Галлюцинации — восприятие без объекта, ложные восприятия. Они различаются, как и иллюзии, по органам чувств. Больные видят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует.
 
Среди нарушений восприятия выделяют псевдогаллюцинации. Они проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голосах, но не идентифицируют их с реальными предметами и звуками.

Надо отметить особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий, которые заключаются во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними. Если эти нарушения впервые выявлены сестрой, об этом необходимо доложить лечащему врачу; если же они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача. Появление галлюцинаций может быть связано и с развитием психического заболевания.

Ключевые слова: Восприятие, Расстройства

Источник: Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология

Материалы по теме

Рецепторные расстройства, нарушения ориентировки, восприятия, памяти

Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :…

Искажения восприятия

Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия

Виды нарушений чувственного познания (расстройства ощущения и восприятия)

Русланов Д. В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Расстройства ощущений, восприятий, представлений

Коркина М.В., Практикум по психиатрии

Понятие расстройств невротического и психотического уровня

Психиатрия: Учебник — Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит…

Феноменология, диагностические критерии и эпидемиологии тревожных расстройств

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Психологическая помощь людям, пережившим травматический…

Расстройства личности

Клиническая психиатрия

Типичные искажения восприятия и понимания людей

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Агнозия: причины, виды и перспективы

Определение агнозии

Агнозия — это потеря способности распознавать предметы, лица, голоса или места. Это редкое расстройство, затрагивающее одно (или несколько) органов чувств.

Агнозия обычно поражает только один информационный путь в головном мозге. Если у вас есть это состояние, вы все еще можете думать, говорить и взаимодействовать с миром.

Существует несколько различных типов агнозии. Например, зрительная агнозия — это неспособность назвать или описать использование предмета, расположенного перед вами, когда вы просто смотрите на него. Вы по-прежнему сможете дотянуться до него и поднять его. Вы также можете использовать свое осязание, чтобы определить, что это такое, или его назначение, когда вы его держите.

Агнозия возникает, когда мозг испытывает повреждение определенных путей. Эти пути включают области сенсорной обработки. Эти части мозга хранят знания и информацию о восприятии и идентификации вещей.

Агнозия обычно вызывается поражением теменных, височных или затылочных долей головного мозга. Эти доли хранят семантическую информацию и язык. Инсульты, травмы головы или энцефалиты могут вызывать поражения.

Другие состояния, которые повреждают или нарушают работу мозга, также могут вызывать агнозию. Эти условия включают в себя:

  • деменция
  • рак головного мозга
  • состояния аноксии (потеря снабжения мозга кислородом), включая отравление угарным газом

Различают 3 основных типа агнозии: зрительную, слуховую и тактильную.

Зрительная агнозия

Зрительная агнозия возникает при поражении путей, соединяющих затылочную долю мозга с теменной или височной долей.

Затылочная доля собирает поступающую зрительную информацию. Теменная и височная доли позволяют понять смысл этой информации.

Апперцептивная зрительная агнозия

Апперцептивная зрительная агнозия вызывает трудности в восприятии формы или формы объекта, который вы видите. Из-за этого состояния у вас могут возникнуть трудности с восприятием разницы между одним объектом и другим при визуальном осмотре.

Возможно, вы не сможете скопировать или нарисовать изображение объекта. Вместо этого вы можете попытаться скопировать изображение круга и в итоге нарисовать серию концентрических каракулей.

Вы по-прежнему можете использовать зрение, чтобы ориентироваться в окружающей среде и без проблем поднимать предметы, а знание того, для чего используется предмет, остается неизменным.

Апперцептивная зрительная агнозия обычно вызывается поражением затылочно-теменной коры.

Ассоциативная зрительная агнозия

Ассоциативная зрительная агнозия — это неспособность вспомнить информацию, связанную с объектом. Это включает в себя имя объекта и знание его использования.

Эта форма агнозии не мешает вам рисовать изображение объекта.

Хотя вы не можете назвать объект при визуальном осмотре, вы можете распознать и использовать показанный вам объект, когда он сопровождается вербальными или тактильными сигналами.

Ассоциативная зрительная агнозия обычно обусловлена ​​двусторонним поражением затылочно-височной коры.

Прозопагнозия (лицевая слепота)

Прозопагнозия — это неспособность узнавать знакомые лица. Это вызвано проблемами с веретенообразной областью лица (FFA), особой областью мозга, которая распознает лица.

Проблемы с распознаванием лиц также могут возникать при болезни Альцгеймера. Это происходит потому, что ухудшение состояния мозга может повредить эту область.

Аутизм также может вызывать трудности с распознаванием лиц. Дети с расстройствами аутистического спектра могут научиться распознавать лица по-другому. Им может быть труднее понять личность или эмоциональное состояние другого человека.

Ахроматопсия (дальтонизм)

Ахроматопсия, приобретенная дальтонизм с неспособностью различать цвета, которые вы видите. Обычно это вызвано поражением левой затылочно-височной области.

Агнозическая алексия (чистая алексия)

Чистая алексия — это неспособность визуально распознавать слова. Читать с чистой алексией невозможно. Однако обычно вы все еще можете говорить и писать без труда.

Акинетопсия (двигательная слепота)

Акинетопсия — неспособность воспринимать движение визуализируемых объектов. Это редкое состояние может привести к тому, что вы будете видеть движущиеся объекты в виде серии неподвижных изображений, например, объект, движущийся в свете стробоскопа.

Если состояние тяжелое, вы можете вообще не видеть никаких движений.

Слуховая вербальная агнозия

Слуховая вербальная агнозия также известна как словесная глухота. Это неспособность распознавать и понимать произносимые слова, несмотря на неповрежденный слух. Обычно это связано с поражением правой височной области.

Вы по-прежнему можете читать, писать и говорить с чистой глухотой.

Фонагнозия

Фонагнозия — это неспособность узнавать и идентифицировать знакомые голоса. Он развивается при повреждении в мозге определенной части звуковой ассоциативной области. Обычно это связано с поражением правой половины мозга.

Вы по-прежнему можете понимать слова, произнесенные другими людьми, если у вас есть это состояние. Вы также можете распознавать звуки окружающей среды или звуки, издаваемые объектами.

Тактильная агнозия

Тактильная агнозия — это неспособность распознавать предметы на ощупь.

Вы можете чувствовать вес предмета, но не можете понять значение или назначение предмета. Поражения теменных долей головного мозга обычно являются причиной тактильной агнозии.

Вы по-прежнему можете называть объекты наизусть. Вы также можете рисовать изображения объектов и тянуться к ним.

Аутотопагнозия

Аутотопагнозия — это потеря способности визуально ориентироваться или узнавать части собственного тела.

Это состояние может быть вызвано повреждением левой теменной доли головного мозга. Вы всегда знаете, где находятся ваши конечности в пространстве, даже с закрытыми глазами.

Лечение основной причины и купирование симптомов — основной способ лечения агнозии. Основная цель состоит в том, чтобы дать вам возможность функционировать независимо в повседневной жизни.

Агнозия — Physiopedia

Оригинальный редактор — Маниша Шреста
Ведущие участники Маниша Шреста , Niha Mulla , Rucha Gadgil и Aminat Abolade

Содержание

  • 1 Определение
  • 2 Описание
  • 3 вида агнозии
    • 3. 1 Зрительная агнозия
    • 3.2 Слуховая агнозия
    • 3.3 Тактильная агнозия
    • 3.4 Патофизиология агнозии
  • 4 Клинически значимая анатомия
  • 5 Этиология
  • 6 Как диагностировать агнозию?
  • 7 Прогноз
  • 8 Менеджмент
  • 9 Каталожные номера

Агнозия — это редкое заболевание, при котором человек не может узнавать предметы, людей, запахи или звуки. [1] [2] [3] [4]

Агнозия (греч. gnosis — «незнание») — неврологическое состояние, при котором больной не в состоянии узнавать и идентифицировать предметы, лица , или звуки, использующие одно или несколько органов чувств, несмотря на нормально функционирующие органы чувств. [4] Это сенсорное расстройство, поскольку человек не может обрабатывать сенсорную информацию.

Менее 1% всех неврологических больных имеют агнозию, а чистая форма агнозии встречается редко. Зрительная агнозия является наиболее распространенным и лучше объяснимым типом агнозии.

[4]

[5]

Существуют 2 формы агнозии, основанные на причинах — апперцептивная и ассоциативная:

  1. Апперцептивная агнозия : Это нарушение распознавания из-за дефицита на ранних стадиях перцептивной обработки.
  2. Ассоциативная агнозия: Это нарушение узнавания, несмотря на отсутствие дефицита восприятия. Пациенты с ассоциативной агнозией обычно могут рисовать, сопоставлять или копировать объекты, но не могут распознавать их, в то время как пациенты с апперцептивной агнозией не могут.

Существует 3 основных типа агнозии в зависимости от типа вовлеченного ощущения: [1] [2] [3]

  1. Зрительная агнозия: Пациент испытывает трудности с узнаванием знакомых лиц и предметов.
  2. Слуховая агнозия : Пациент не может распознавать звуки, например голоса людей.
  3. Тактильная агнозия : Больной не может распознавать предметы на ощупь, не используя зрение.

Другие виды агнозии:

  1. Обонятельная агнозия: Влияет на способность пациентов распознавать запахи.
  2. Вкусовая агнозия: Влияет на способность пациентов понимать вкус.
  3. Асомато-агнозия: Характеризуется потерей узнавания или осознания части схем тела. Чаще всего поражается только одна половина тела (чаще левая), что называется гемиасоматогнозией. [6]

В рамках каждого из этих типов агнозии существуют различные подтипы.

Зрительная агнозия[править | править источник]

Зрительная агнозия относится к нарушению распознавания визуально представленных объектов, несмотря на нормальные поля зрения, остроту, цветовое зрение, распознавание яркости, речь и память. Пациенты могут распознавать объекты, используя другие сенсорные модальности.

Зрительная агнозия делится на 2 подтипа:

  1. Апперцептивная зрительная агнозия: нарушение зрительного восприятия и процесса различения, несмотря на отсутствие элементарных нарушений зрения. Эти люди не могут распознавать предметы, рисовать или копировать фигуру. Они не могут воспринимать правильные формы объекта, хотя знание объекта не повреждено. Обычно это связано с поражением теменной, затылочной коры.
  2. Ассоциативная зрительная агнозия: трудности с пониманием значения того, что они видят. Они могут рисовать или копировать, но не знают, что они нарисовали. Они правильно воспринимают форму и знают предмет при проверке словесной или тактильной информацией, но не могут идентифицировать предмет. Они не могут связать полностью воспринятый визуальный стимул с предыдущим опытом, чтобы помочь им распознать стимул. Обычно это связано с двусторонним поражением нижней затылочно-височной коры.


Типы зрительной агнозии

  1. Прозопагнозия — неспособность узнавать знакомые лица. Пациенты часто могут определить другие аспекты, такие как пол, волосы, эмоции. Прозопагнозия возникает в результате повреждения веретенообразной области лица (расположенной в нижней височной коре в веретенообразной извилине).
  2. Симультанагнозия — это неспособность распознавать и сортировать объекты, когда они появляются вместе, но они могут распознавать их, когда они появляются по отдельности. Больные не могут воспринимать общий смысл изображения или нескольких вещей вместе, хотя могут описывать отдельные элементы. Были объяснены две формы симультагнозии.
    • Дорсальная симультагнозия: Пациенты не могут видеть более одного объекта одновременно. Например, когда им показывают картинку со столом, стулом и вазой с цветами, они могут сообщать только об одном за раз. Когда их внимание отвлекается на другую вещь, они могут идентифицировать только эту вещь; другие вещи исчезают для них. У них часто возникают трудности с чтением, так как это предполагает просмотр более одного слова за раз. Они часто натыкаются на предметы, которые находятся близко друг к другу. Дорсальная симультагнозия обычно связана с двусторонним поражением затылочно-височной коры.
    • Вентральная симультагнозия: Эти люди также не могут идентифицировать более одного объекта или сложных объектов одновременно, хотя они могут видеть более одного объекта одновременно. Они не способны воспринимать всю картину как единое целое и извлекать из нее смысл. Например, на картинке ночного неба со звездами и полной луной они могут идентифицировать луну как шар, не в состоянии понять смысл всего изображения. Вентральная симультагнозия связана с поражением левой нижней затылочной области.

3. Цветовая агнозия — неспособность идентифицировать и различать цвета, несмотря на сохранность основных механизмов цветового зрения и различения яркости. Обычно это происходит после поражения левой затылочно-височной области головного мозга.

4. Топографическая агнозия — неспособность ориентироваться в окружающей среде из-за неспособности интерпретировать пространственную информацию. Эти больные хорошо запоминают планировку и специфику хорошо известных им мест, но не могут ориентироваться в них. Это связано с поражением правой задней поясной извилины головного мозга.

5. Пальцевая агнозия – это трудности в назывании и различении пальцев одной руки, а также рук других. Это не относится к невозможности идентифицировать палец как палец. Синдром Герстмана, который включает акалькулию, аграфию, пальцевую агнозию и дезориентацию влево-вправо.

[7]

6. Акинетопсия относится к неспособности воспринимать движение.

7. Агностик Алексия относится к неспособности распознавать слова визуально. Они по-прежнему могут без труда писать и говорить. [4]

[8]

Слуховая агнозия[править | править код]

Это неспособность распознавать звуки, несмотря на сохранный слух. Обычно это связано с правосторонними височными поражениями.

Типы слуховой агнозии:

  1. Фонагнозия — неспособность узнавать знакомые голоса. Они могут распознавать слова, произнесенные другими. Это вызвано повреждением определенных частей звуковой ассоциативной области.
  2. Вербальная слуховая агнозия или словесная глухота — это неспособность понимать произносимые слова, но при этом читать, писать и говорить относительно нормально.
  3. Невербальная слуховая агнозия — это неспособность понимать невербальные звуки и шумы, при этом понимание речи сохраняется.
  4. Amusia это невозможность распознавания музыки. Они не могут понять, что определенные типы звуков представляют музыку, и поэтому не могут отличить музыку от других звуков. [4]
Тактильная агнозия[править | править код]

Тактильная агнозия относится к неспособности распознавать объекты на ощупь. Они могут называть предметы визуально.

  1. Астерогноз — невозможность определить на ощупь размер и форму предметов, например, треугольника или квадрата. Это также известно как «соматосенсорная агнозия». Астереогноз также можно определить как нарушение распознавания объектов путем соматосенсорного различения размера, текстуры, веса и формы объектов при отсутствии какого-либо серьезного соматосенсорного дефицита. Ручной стереогноз требует, чтобы дорсально-медиальный лемнисковый тракт (DCMLT) получал дискриминационную сенсорную и проприоцептивную информацию, а теменная кора — для обработки информации. Таким образом, повреждение теменной или DCMLT может привести к астерогнозу. Его можно разделить на первичный и вторичный дефицит распознавания. [9]

[10] 2. Анозогнозия – это отсутствие способности воспринимать реалии собственного состояния. [11]

[12]

Патофизиология агнозии[править | править код]

Чтобы что-то анализировать нашим мозгом, в первую очередь нам нужны сенсорные стимулы (зрение, слух, вкус, осязание и обоняние). Эти сенсорные стимулы затем передаются в нашу сенсорную кору по нашему афферентному/сенсорному пути. Поскольку она обрабатывается центрами более высокого порядка, смысл приписывается восприятиям, и информация становится мультимодальной. Перцептивная обработка необходима для определения того, что воспринимается с помощью различных сенсорных модальностей, что позволяет получить доступ к семантическим знаниям и через это понимание окружающей среды. Семантическая память включает в себя знание фактов, понятий и языка, хранящихся без соответствующей информации о первоначальном опыте обучения.

Например, если вы стоите на пути приближающегося автобуса, основное восприятие будет включать визуальную информацию, слух приближающегося автобуса и ощущение вибрации земли. Затем эти отдельные дани объединяются, открывая доступ к соответствующим семантическим знаниям и, таким образом, позволяя человеку понять, что происходит. [13]

Агнозия была впервые описана немецким неврологом Лиссауэром в 1980 году, который предположил, что распознавание объектов происходит на двух последовательных уровнях анализа. Во-первых, перцептивный уровень, на котором происходит объединение элементарных сенсорных данных в сложные формы, а во-вторых (ассоциативный) происходит сопоставление воспринимаемого и хранящегося в памяти знания. [14] Но дефицит не связан с потерей памяти.

Клинически значимая анатомия[править | править код]

Кора головного мозга, демонстрирующая ее функции

Чтобы понять патофизиологию агнозии, необходимо иметь представление о сенсорной коре, сенсорном релейном центре, сенсорных проводящих путях, а также памяти и центре внимания.

Теменная кора в основном отвечает за обработку и интеграцию соматосенсорных сигналов. Затылочная доля отвечает за зрение, а височная – за слух.

Агнозия возникает при повреждении мозговых путей, соединяющих первичные области сенсорной обработки. Эти области обычно включают заднюю теменную кору и затылочно-височные области. [4]

Это происходит при различных неврологических состояниях, таких как инсульты, опухоли, инфекции, деменция, гипоксия, токсины, такие как отравление угарным газом, травмы головы, нарушения развития и другие неврологические расстройства.

История болезни является ключом к диагностике агнозии. Подробное интервью с пациентом, членами семьи и лицами, осуществляющими уход, помогает определить этиологию, а также трудности в повседневной жизни. Например, у пациентов с симультагнозией часто возникают проблемы с чтением, письмом и интерпретацией нескольких вещей одновременно.

Необходимо тщательное неврологическое обследование, поскольку диагностика агнозии исключает альтернативные объяснения. Агнозия может быть диагностирована только при отсутствии афазии, генерализованной деменции, делирия или любого дефицита, который может нарушить некоторые или все этапы обработки информации, связанные с распознаванием объектов. [4]

Для правильной диагностики агнозии необходимы следующие указатели:0155 [4]

  • В случаях подозрения на агнозию очень важно тщательно собрать анамнез.
  • Ключи к постановке диагноза и этиологии включают подробный опрос пациента, членов семьи и лиц, осуществляющих уход.
  • Задайте вопросы о симптомах и общем состоянии здоровья, попросите пациента идентифицировать некоторые обычные объекты с помощью зрения, осязания и обоняния.
  • Проверка функции мозга и памяти пациентов.
  • Пациент со зрительной агнозией указывает на проблемы в повседневной жизни, например, трудности с одеванием или неспособность отличить вилку от ножа.
  • Пациенты с топографической агнозией часто теряются в поисках направлений.
  • Пациенты с акинетопсией часто натыкаются на вещи, путаются в том, как вещи перемещаются, испытывают трудности при переходе дорог и управлении автомобилем, а также склонны к несчастным случаям.
  • У пациентов с симультагнозией часто возникают проблемы с чтением, письмом и интерпретацией нескольких вещей одновременно.
  • Немногие пациенты с агнозией восстанавливают свои сенсорные функции.
  • В большинстве случаев выздоровление пациента, страдающего агнозией, происходит в течение первых трех месяцев и в разной степени.
  • Прогноз зависит от возраста пациента, этиологии, типа агнозии и степени нарушения. [15]
  • Прямого излечения не существует. Для лечения пациента с агнозией необходима мультидисциплинарная команда.
  • Реабилитация, логопедия и трудотерапия играют важную роль в лечении агнозии и в основном направлены на обучение пациентов использованию неповрежденных сенсорных модальностей для компенсации.
  • Подходы к реабилитации должны быть индивидуализированы и должны быть сосредоточены на конкретном дефиците путем разработки компенсаторных стратегий.

Для нейропсихологической реабилитации можно использовать два подхода: [16]

  • Первый тип, восстановление, направлен на улучшение конкретной функции путем тренировки нарушенной функции и, таким образом, поврежденной структуры мозга непосредственно и повторно.
  • Второй тип, компенсация, относится к использованию неповрежденной сенсорной функции для компенсации потери другой. Таким образом, сама нарушенная функция не подвергается целевому воздействию, а скорее делается попытка улучшить функционирование на уровне активности и участия. [16]

Работа над альтернативными сигналами и стратегиями с помощью различных экспертов в соответствующих областях: [15]

  • Научите пациента распознавать любые шрамы или прически на лице.
  • Для пациентов со зрительной агнозией, обучение альтернативным стратегиям, таким как научиться узнавать все на ощупь.
  • У пациентов с прозопагнозией обучение распознаванию голоса.
  • И научите читать по губам пациентов, страдающих слуховой агнозией.

Работа над организационными стратегиями пациента: [15] [17] [17] [18] [19]

  • Обеспечьте предсказуемую среду для пациента. Например, каждый день кладите вещи на одно и то же место.
  • Процедуры помогают развить последовательность в выполнении задачи.
  • Маркируйте все.
  1. 1,0 1,1 1,2 Хоббс Д.А., Хиллиер С.Л., Руссо Р.Н., Уокер А.В., Хьюз М.Б., Уитби Т.С., изобретатели; Women’s, Children’s Health Network Inc, Университет Флиндерса в Южной Австралии, Университет Южной Австралии, правопреемник. Метод терапии и система тактильных игр при сенсорной агнозии. Патент США US 10 004 660. 2018 26 июня.
  2. 2.0 2.1 2.2 Грин Д.Д. Апраксия, агнозия и высшие нарушения зрительных функций. Журнал неврологии, нейрохирургии и психиатрии. 2005 г., декабрь 1; 76 (дополнение 5): v25-34.
  3. 3,0 3,1 3,2 Health direct Australia. Агнозия. Доступно по адресу: https://www.healthdirect.gov.au/agnosia
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4. 6 4.7 Кумар А. Письменный М. Агнозия. 2020 1 ноября. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2021 янв.–. PMID: 29630208.
  5. ↑ Агнозия. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=0E6eHKrYs6k. Последняя оценка: 29 июля 2021 г.
  6. ↑ Saetta G, Zindel-Geisseler O, Stauffacher F, Serra C, Vannuscorps G, Brugger P. Asomatognosia: структурированное интервью и оценка зрительно-моторных образов. Границы в психологии. 2020;11.
  7. ↑ Пальцевая агнозия. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=m7RGLEextMY Последний доступ: 29 июля 2021 г.
  8. ↑ Визуальная агнозия. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=ze8VVtBgK7A, последний доступ: 29 июля 2021 г.
  9. ↑ Уннитан А.К., Полицейское управление Эммади. Астереогноз. StatPearls [Интернет]. 2020 июл 15.
  10. ↑ Что такое АСТРЕОГНОЗ? Что такое АСТРЕОГНОЗ? АСТРЕОГНОЗ значение и объяснение. Доступно по адресу: https://www. youtube.com/watch?v=_pW44HyYOnE. Последнее посещение: 29.июль 2021 г.
  11. ↑ Ачарья А.Б., Санчес-Мансо Х.К. Анозогнозия.2018
  12. ↑ Анозогнозия. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=i4SSiS-a4js, последний доступ: 29 июля 2021 г.
  13. ↑ Грин Джей Ди. Апраксия, агнозия и высшие нарушения зрительных функций. Журнал неврологии, нейрохирургии и психиатрии Greene JD. Апраксия, агнозия и высшие нарушения зрительных функций. Журнал неврологии, нейрохирургии и психиатрии. 2005 г., декабрь 1:76 (дополнение 5): v25-34.. 2005 г., декабрь 1:76 (дополнение 5): v25-34.
  14. ↑ Перротта Г. Агнозия: определение, клинические контексты, нейробиологические профили и клиническое лечение. Архив геронтологических и гериатрических исследований. 2020 17 июля; 5 (1): 031-5.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 Кумар А., Письменный М. Агнозия. 2018
  16. 16.0 16.1 Heutink J, Indorf DL, Cordes C.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts