Какая фигура связана с потребностями и психологом абрахамом маслоу: Что такое пирамида Маслоу? — все самое интересное на ПостНауке

Иерархия потребностей по Маслоу

Абрахам Маслоу является одной из ключевых фигур мира психологии 20 века. Являясь основным понятием гуманистической психологии, теория самоактуализации Маслоу вдохновила многих психотерапевтов и психологов и была включена в большинство учебников психологии. Но, стоит отметить, что теория Маслоу, как и его личность в целом, обросла некоторым количеством мифов. В новой работе, опубликованной в журнале «Гуманистическая Психология», Уильям Комптон из Государственного Университета Среднего Теннесси пытается развеять эти мифы.

Наиболее значительная идея Маслоу заключается в том, что потребности человека можно представить в виде иерархии, внизу которой находятся физиологические потребности (вода, еда, тепло), за которой следует безопасность, любовь, уважение и, наконец, самоактуализация. Маслоу утверждал, что потребности низшего уровня заботят нас только тогда, когда они не удовлетворены. В таком случае, они препятствуют удовлетворению потребностей высшего порядка, включая самоактуализацию, которая представляет собой потребность стать лучшей версией самого себя, используя свой потенциал.

Комптон заявляет, что данный тезис не имеет под собой достаточного количества научных оснований. Он отмечает, что нет каких-либо серьезных оснований утверждать, что без удовлетворения потребностей низшего порядка невозможен переход на новый уровень иерархии. Исследование данного вопроса усложняется широко распространенным заблуждением о том, что Маслоу якобы считал полное удовлетворение потребности необходимым для перехода на новый уровень. На самом деле, Маслоу подчеркивал, что у каждого человека есть неудовлетворенные потребности на каждом из уровней. Например, никто не чувствует себя в безопасности на 100% в каждый момент своей жизни.

В защиту идеи перехода на новый уровень в иерархии свидетельствует сравнительный анализ различных народов. Межкультурные исследования доказывают, что если базовые потребности большинства населения страны удовлетворены, большая часть людей стремится к самоактуализации по сравнению с теми народами, которые вынуждены направлять все свои силы на удовлетворение базовых потребностей.

Маслоу также утверждал, что человек с большей долей вероятности добьется успеха, если будет реализовывать такие компоненты самоактуализации, как спонтанность, положительную самооценку и принятие парадоксов жизни. Существуют исследования, подтверждающие, что данные качества действительно ведут к успеху. Кроме того, на субъективный уровень собственного благополучия влияет креативность, уровень тревожности, умение управлять эмоциями, сексуальная жизнь и уровень страха смерти.

Иногда пирамида потребностей Маслоу дополняется еще одним элементом: познавательными потребностями, которые предшествуют потребности в самоактуализации. На самом деле, Маслоу не ставил данный уровень в свою пирамиду потребностей, так как он рассматривал познание как средство достижения цели, которое может присутствовать на любом из уровней пирамиды потребностей. Когнитивные навыки могут быть направлены на развитие техник самозащиты, равно как и на познание самого себя. Для Маслоу познание лежало вне иерархии.

Часто упускается из виду и то, что для Маслоу самоактуализация не являлась вершиной пирамиды. Он выделял еще одну более высокую ступень, на которой находились люди, достигшие самоактуализации. Данный уровень имеет название «духовные потребности».

Комптон задается вопросом, для кого создана и на кого направлена теория Маслоу. Он оспаривает мнение, что самоактуализация по сути является эгоцентризмом. В действительности, многие из качеств самоактуализации направлены вовне, на других людей: например, честность, отсутствие предубежденности и предвзятости.

Теорию Маслоу неоднократно критиковали за то, что самоактуализация элитарна и является привилегией. Возможно, Маслоу не обращал достаточно внимания на то, как сексизм и расизм могут препятствовать самоактуализации. Но, хотя большинство историй, приводимых Маслоу, были основаны на жизни белых мужчин, среди них также встречаются такие личности, как Джейн Аддамс (женщина-лауреат Нобелевской премии мира 1931 года), чернокожий писатель Фредерик Дуглас и Гарриет Тамбен, боровшаяся за права чернокожего населения США. И хотя может показаться, что самоактуализация доступна только людям с высоким уровнем дохода и жизни, на самом деле, под самоактуализацией Маслоу имел в виду направление всех своих сил и энергии в текущий момент, полную отдачу работе, ежедневное позитивное общение с людьми и привычку придерживаться высоких стандартов. Он отмечал, что данные вещи доступны каждому.

Теория Маслоу нередко подвергалась критике за то, что он якобы считал людей, которые находятся на уровне самоактуализации высшими существами, а тех, кто находится на ступени базовых потребностей, людьми менее развитыми. Комптон заявляет, что это не более чем миф. Маслоу неоднократно подчеркивал, что каждый человек имеет потенциал, но то, что одни его реализуют, а другие – нет, не делает человека лучше или хуже. Маслоу вовсе не поддерживал идею индивидуальной исключительности. Возможно, данная критика происходит из желания критикующих защититься, ведь Маслоу говорил о том, что, работая над собой, человек может добиться большего, например, стать отличным гимнастом или художником. Людям, которые уверены, что гениальность – это некий дар свыше или врожденный талант, сложно признать, что работа над собственной личностью может дать не меньшие результаты, чем природные данные. Уверенность, что я не являюсь кем-то, потому что «мне не дано» — достаточно выгодная позиция, позволяющая не предпринимать усилий.

Очевидно, что теория Маслоу не лишена недостатков. Однако его переосмысление психологии, которое заключалось в смещении фокуса внимания с патологии на возможности человека, явилось важнейшей предпосылкой позитивной психологии. Его идеи заслуживают лучшего понимания, так как они помогают человеку развиваться, расти над собой и быть более эффективным.

Оригинальная статья: Alex Fradera, — There are a lot of myths and misconceptions about Abraham Maslow and self-actualisation – a new paper puts the record straight. The British Psychological Society, Research Digest, May 2018

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: теория самоактуализации, пирамида Маслоу, Абрахам Маслоу, самоактуализация

Источник фото: monocler.

ru

336600cookie-checkТеория самоактуализации А. Маслоу: мифы и заблужденияno

Доступно для скачивания:

  • Теория самоактуализации А.Маслоу. Мифы и заблуждения

Пирамида потребностей по Маслоу

8 самых интересных психологических эффектов

Психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом. Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.

Итак, вот 8 самых интересных психологических эффектов: 1. Эффект Ромео и Джульетты Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их. 2. Эффект Несовершенства Представьте себе, что вы в кого-то влюблены. Этот человек вам кажется добрым, талантливым, красивым. Затем представьте себе, что этот человек идет по тротуару и резко падает прямо лицом в грязь. По различным причинам, вы сильнее в него влюбляетесь, и вам кажется, что вы стали ему еще больше нравиться в результате его неуклюжести. Исследования показывают, что людям, как правило, начинает нравиться тот человек, который несовершенен, который делает ошибки и признает их. Данный эффект анализировался в течение очень длительного периода времени, в итоге было обнаружено, что, к примеру, неуклюжие женщины привлекают мужчин больше, но не наоборот. Однако, основополагающий принцип, гласящий, что мы больше тянемся к несовершенным людям, остается неизменным.
3. Эффект Очевидца Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне. Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой. А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается. Проявление эффекта очевидца наглядно иллюстрируют различные сводки новостей о происшествиях, где сообщается, что люди, ставшие очевидцами трагических событий, не оказали никакой помощи пострадавшим. Возможно, и вы сами могли наблюдать ситуации, когда, например, человеку стало плохо в людном месте, и он упал, а толпа зевак, находившаяся рядом, просто продолжала наблюдать. Каждый мог помочь, но думал, что поможет кто-то другой. На самом деле, это проявление безразличия и бесчеловечности. Если вдруг вы станете очевидцем какого-то случая, не думайте, что помогут остальные, не оставайтесь безучастными, а поспешите на помощь пострадавшему.
Быть может, вы спасёте чью-то жизнь. Не важно, как другие реагируют на ситуацию. Важно то, как отреагируете именно вы. 4. Эффект Труднодостижимости Очень двоякий эффект. Заключается в том, что люди с более высокими и недоступными идеалами, более интересны и желанны для остальных, чем те, кто доступен здесь и сейчас. Одновременно с этим, «труднодостижимый» человек отваживает от себя людей и вскоре становится никому не нужным. 5. Эффект Зейгарник Эффект Зейгарник – это психологический феномен, который заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путём: проводилось несколько экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. Во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни задания и прерывали выполнение других. По окончанию экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.
Эффект Зейгарник вы можете испробовать даже на себе. Возьмитесь за выполнение какого-нибудь не очень простого для вас самостоятельно выбранного задания и доведите дело до конца. Сделайте небольшую паузу. Затем возьмите листок и ручку и запишите все детали процесса выполнения. После этого выберите для себя другое задание. Доведите его готовность до половины и прекратите выполнение. После аналогичной паузы запишите все детали процесса. Вы заметите, что то, что вы закончить не успели, воссоздаётся в памяти гораздо легче и отчётливее, чем то, что вы закончили. Такой, так сказать, приём очень практично использовать для контроля выполнения каких-либо заданий и повышения эффективности. Если вы утомились, делая что-то, сделайте паузу, отдохните. После вы сможете продолжить с новыми силами, и в точности помня все детали того, что делали. 6. Эффект Аудитории Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции. Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители. Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги). Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни. С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность. 7. Эффект Ореола Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть. Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной. На деле эффект ореола может проявиться в работе или учёбе: если вы изначально зарекомендуете себя, как ответственного и добросовестного ученика, студента или работника, будете прилежно выполнять все задания, активно участвовать в учебном или рабочем процессе, вы, тем самым, создадите себе положительную репутацию, которая в будущем будет работать на вас. В дальнейшем вам могут простить небольшие погрешности в работе, невыполнение задания по каким-либо причинам, отсутствие на занятиях и т.п. Но стоит помнить о том, что злоупотреблять этим нельзя, иначе вы можете потерять свою репутацию. Старайтесь всегда и везде показывать себя только с лучшей стороны и проявлять только положительные качества. Именно это сослужит вам хорошую службу. Не нужно притворяться лучше, чем вы есть на самом деле, а стоит уделить внимание своим слабостям и постараться их искоренить, сделав себя более сильной личностью. 8. Эффект Пигмалиона Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники – в том, что их нет. Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении. Вы можете испытать это, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новый класс, школа, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д. Скажите ребёнку, что вы уже общались с теми людьми, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно, и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.

Научная одиссея: люди и открытия: Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу
1908 — 1970

«Мне было ужасно любопытно узнать, почему я не сошел с ума», — заметил Абрахам Маслоу, один из основателей гуманистической психологии.

Он родился и вырос в Бруклине, старший из семи детей. Он был умен, но застенчив и помнил свое детство как одинокое и довольно несчастливое. Маслоу учился в Городском колледже в Нью-Йорке. Его отец надеялся, что он будет заниматься юриспруденцией, но он поступил в аспирантуру Университета Висконсина, чтобы изучать психологию. Находясь там, он женился на своей кузине Берте и нашел своим главным наставником профессора Гарри Харлоу. В Висконсине он продолжил оригинальное направление исследований, изучая доминантное поведение и сексуальность приматов. Он продолжил исследования в Колумбийском университете, продолжая аналогичные исследования. Он нашел еще одного наставника в лице Альфреда Адлера, одного из первых последователей Фрейда.

С 1937 по 1951 год Маслоу преподавал в Бруклинском колледже. В Нью-Йорке он нашел еще двух наставников, антрополога Рут Бенедикт и гештальт-психолога Макса Вертхаймера, которыми он восхищался как профессионально, так и лично. Эти двое были настолько успешны в обеих сферах, а также были такими «замечательными людьми», что Маслоу начал делать заметки о них и их поведении. Это станет основой его пожизненных исследований и размышлений о психическом здоровье и человеческом потенциале. Он много писал на эту тему, заимствуя идеи у других психологов, но значительно добавляя к ним, особенно концепции иерархии потребностей, метапотребностей, самоактуализирующихся личностей и пиковых переживаний. Маслоу стал лидером гуманистической школы психологии, возникшей в XIX в.50-х и 1960-х годов, которые он называл «третьей силой» — вне теории Фрейда и бихевиоризма.

Маслоу видел потребности человека в виде лестницы. Самые основные потребности, в самом низу, были физическими — в воздухе, воде, еде, сексе. Затем следуют потребности в безопасности — в безопасности, стабильности — за которыми следуют психологические или социальные потребности — в принадлежности, любви, принятии. Во главе всего этого стояли потребности самоактуализации — потребность реализовать себя, стать всем, чем человек способен стать. Маслоу считал, что неудовлетворенные потребности ниже по лестнице будут мешать человеку подняться на следующую ступеньку. Тот, кто умирает от жажды, быстро забывает о своей жажде, когда у него нет кислорода, как он указал. Людей, занимавшихся управлением высшими потребностями, он называл самореализующимися людьми. Бенедикт и Вертхаймер были моделями самоактуализации Маслоу, из которых он сделал вывод о том, что, среди прочих характеристик, самоактуализирующиеся люди склонны сосредотачиваться на проблемах вне себя, имеют четкое представление о том, что истинно, а что фальшиво, спонтанны и творческие и не слишком строго связаны социальными условностями.

Пиковые переживания — это глубокие моменты любви, понимания, счастья или восторга, когда человек чувствует себя более цельным, живым, самодостаточным и в то же время частью мира, более осознающим истину, справедливость, гармонию, добро и т. д. . Самоактуализирующиеся люди имеют много таких пиковых переживаний.

Мышление Маслоу было на удивление оригинальным — большая часть психологии до него была связана с ненормальным и больным. Он хотел знать, что составляет положительное психическое здоровье. Гуманистическая психология породила несколько различных терапий, все они руководствуются идеей, что люди обладают внутренними ресурсами для роста и исцеления и что цель терапии состоит в том, чтобы помочь устранить препятствия на пути к достижению этой цели. Наиболее известной из них была клиент-центрированная терапия, разработанная Карлом Роджерсом.

Маслоу был профессором Университета Брандейса с 1951 по 1969 год, а затем стал научным сотрудником Института Лафлина в Калифорнии. Он умер от сердечного приступа в 1970 году.

«Человеческая природа далеко не так плоха, как принято думать.»

Связанные функции

  • «Это моя теория!» со специальным гостем Зигмундом Фрейдом

Чтение: Иерархия потребностей Маслоу

Мотивацию человека можно определить как удовлетворение различных потребностей. Эти потребности могут охватывать целый ряд человеческих желаний, от основных, осязаемых потребностей выживания до сложных эмоциональных потребностей, связанных с психологическим благополучием человека.

Авраам Маслоу был социальным психологом, который интересовался широким спектром психологических потребностей человека, а не отдельными психологическими проблемами. Он наиболее известен своей теорией иерархии потребностей. Представленная в виде пирамиды (показанной на рисунке 1 ниже), эта теория упорядочивает различные уровни человеческих психологических и физических потребностей в порядке важности. 1. Иерархия потребностей Маслоу Эта иерархия может использоваться менеджерами, чтобы лучше понять потребности и мотивацию сотрудников и решать их таким образом, чтобы добиться высокой производительности и удовлетворенности работой.

Внизу пирамиды находятся физиологические (или базовые) потребности человека, необходимые для выживания: пища, кров, вода, сон и т. д. Если эти потребности не удовлетворяются, организм не может продолжать функционировать. Столкнувшись с нехваткой еды, любви и безопасности, большинство людей, вероятно, сочли бы еду своей самой насущной потребностью.

Когда физические потребности удовлетворены, индивидуальная безопасность становится приоритетной. Потребности в безопасности и безопасности включают личную безопасность, финансовую безопасность, здоровье и благополучие. Эти первые два уровня важны для физического выживания человека. Как только люди получают базовое питание, кров и безопасность, они стремятся удовлетворить потребности более высокого уровня.

Третий уровень потребности – это любовь и принадлежность, которые являются психосоциальными потребностями; когда люди позаботились о себе физически, они могут удовлетворить свою потребность делиться и общаться с другими. Недостатки на этом уровне из-за пренебрежения, избегания, остракизма и т. д. могут повлиять на способность человека формировать и поддерживать эмоционально значимые отношения. Людям необходимо чувствовать чувство принадлежности и принятия, исходит ли оно от большой социальной группы или от небольшой сети семьи и друзей. Другими источниками социальных связей могут быть профессиональные организации, клубы, религиозные группы, сайты социальных сетей и т.  д. Людям нужно любить и быть любимыми (сексуально и несексуально) другими. Без этих привязанностей люди могут быть уязвимы для психологических трудностей, таких как одиночество, социальная тревожность и депрессия (и эти состояния, когда они тяжелые, могут ухудшить способность человека удовлетворять основные физиологические потребности, такие как еда и сон).

Четвертый уровень — это уважение, которое представляет собой нормальное человеческое желание быть оцененным и подтвержденным другими, например, через признание успешности или статуса. Этот уровень также включает самооценку, которая относится к уважению и принятию себя. Дисбаланс на этом уровне может привести к низкой самооценке или комплексу неполноценности. Люди, страдающие от низкой самооценки, могут обнаружить, что внешнее одобрение со стороны других — через известность, славу, почести и т. д. — лишь частично или временно удовлетворяет их потребности на этом уровне.

На вершине пирамиды находится самореализация. На этом этапе люди чувствуют, что полностью раскрыли свой потенциал и делают все, на что способны. Самоактуализация редко бывает постоянным чувством или состоянием. Скорее, это относится к постоянной потребности в личностном росте и открытиях, которые люди получают на протяжении всей своей жизни. Самореализация может произойти после достижения важной цели или преодоления определенной проблемы и может быть отмечена новым чувством уверенности в себе или удовлетворения.

Иерархия потребностей и организационная теория

Иерархия потребностей Маслоу имеет отношение к организационной теории, поскольку обе они связаны с человеческой мотивацией. Понимание того, что нужно людям и чем они отличаются, является важной частью эффективного управления. Например, некоторые люди работают в основном из-за денег (и удовлетворяют свои другие потребности в другом месте), но другим нравится ходить на работу, потому что они любят своих коллег или чувствуют, что другие уважают их и ценят за их хорошую работу. Иерархия потребностей Маслоу предполагает, что если потребность более низкого уровня не удовлетворена, то более высокие будут игнорироваться. Например, если сотрудникам не хватает гарантий занятости и они беспокоятся, что их уволят, они будут гораздо больше озабочены своим финансовым благополучием и удовлетворением более низких потребностей (оплата аренды, счетов и т. д.), чем дружба и уважение на работе. Однако, если сотрудники получают адекватную финансовую компенсацию (и имеют гарантии занятости), значимые групповые отношения и похвала за хорошую работу могут быть более важными мотиваторами.

Когда потребности не удовлетворяются, сотрудники могут сильно разочароваться. Например, если кто-то усердно работает для продвижения по службе и не получает должного признания, он может потерять мотивацию и приложить меньше усилий. Кроме того, когда потребность удовлетворяется , она больше не будет выполнять мотивирующую функцию — следующий уровень в иерархии потребностей станет более важным. С точки зрения руководства поддержание мотивации сотрудников может показаться чем-то вроде движущейся цели. Люди редко четко вписываются в пирамиды или диаграммы, а их потребности сложны и часто меняются со временем.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts