Какие из перечисленных конфликтов относятся к социальным: Виды социальных конфликтов — причины, понятия, формы

Конфликтология Тесты с ответами Темы 1-8

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Тема1. Становление конфликтологии как научно-прикладной области знания

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом,..» – это нравственный императив, автором которого является:

+Кант

Гегель

Дарвин

Объект конфликтологии – это:

+конфликты в целом

люди

войны

Кому из древнегреческих философов принадлежит учение о противоположностях и апейроне:

+Анаксимандру

Платону

Гераклиту

Предмет конфликтологии –

+общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов

общие закономерности развития и функционирования психики

трагические последствия войн

Среди источников конфликтологических идей рассматриваем «особую форму осознания мира, обусловленную верой в сверхъестественное, включающую в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, объединение людей в организации» – это:

естествознание

+религия

фольклор

Тема2. Характеристика зарубежной конфликтологии

«Стиль жизни», «комплекс неполноценности», «комплекс превосходства» — это понятия «индивидуальной психологии», которую разработал

+Альфред Адлер

Зигмундт Фрейд

Конрад Лоренц

Для какой из структур психоаналитической модели личности, предложенной З.Фрейдом, характерен принцип удовольствия?

+Id (Оно)

Ego (Я)

Super-Ego (Сверх-Я)

Курт Левин является основателем теории

социометрии

организационных систем

+групповой динамики

«Родитель», «ребенок», «взрослый» — состояния, отражающие структуру личности в концепции ТА, автором которой является

+Эрик Берн

Карл Юнг

Карен Хорни

Что понимается под тождественностью человека самому себе –

+идентичность

целеустремленность

психозащита

Тема 3. История и отрасли отечественной конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества

Какой науке отводится основополагающая роль в становлении конфликтологии?

+психологии

медицине

политологии

все варианты верны

В какой из трех перечисленных этапов становления отечественной конфликтологии конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках других наук?

III период: после 1992

I период: до 1924

+II период: 1924- 1992

Какое отношение к конфликтологии имеют психология, социология, политология, военные науки, география, искусствоведение, история, медицина, педагогика, правоведение, филология, философия, экономика?

никакого отношения

+это отрасли отечественной конфликтологии

учебные дисциплины

все варианты верны

Что из перечисленного ниже входит в цели отечественной конфликтологии?

Создание системы конфликтологического образования в стране, распространение конфликтологических знаний в обществе

Интенсивное развитие конфликтологической теории — исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки

Организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов

+все варианты верны

Тема 4. Теоретические основы конфликтологии

Противоречие, являющееся основой конфликта – это

+предмет конфликта

материальная ценность

субъект конфликта

Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями – это

+конфликт

предконфликтная ситуация

дискуссия

Процесс перехода от предконфликтной ситуации к конфликту и его разрешению отражает

объект конфликта

темперамент участников конфликта

+динамика конфликта

Создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами –

+предупреждение конфликта

разрешение конфликта

деструктивные последствия

Что является основанием для деления конфликтов на семейные, производственные, бытовые, политические?

+сфера жизнедеятельности человека

длительность конфликта

интенсивность

Тема 5. Внутриличностные конфликты

Человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности – это:

индивидуальность

+личность

тендер

Приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера – это:

+проекция

фантазия

сублимация

Интегральная характеристика личности, определяющая готовность к решению профессиональных задач с использованием знаний, опыта, ценностей, мотивов – это:

+компетентность

темперамент

воля

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения – это

+внутриличностный конфликт

межличностный конфликт

признак экстравертности

Блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональными переживаниями и их источником – это …

проекция

+изоляция

фантазия

Возвращение к детским стереотипам поведения – это:

+регрессия

катарсис

рационализация

Крайне деструктивный выход из внутриличностного конфликта – это

интроекция

+суицид

фрустрация

Система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение негативных переживаний, сопряженных с внутриличностными противоречиями – это

деградация личности

психика

+защита психологическая

Эмоционально окрашенное состояние личности, являющееся формой активности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне – это …

+переживание

личностный рост

признак интровертности

Переадресация реакции, перенос реакции с недоступного объекта на доступный – это …

идентификация

+замещение

реактивное образование

Тема 6.

Социальные конфликты. Разрешение конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов. Медиаторство, фасилитация. Переговоры (верно 5 из 6)

Под мотивационной перестройкой понимается:

+преобразование мотивации сторон, превращение стремления доказать свою правоту и неправоту другого в мотивацию выхода из конфликта

страх последствий конфликта

переговорный процесс

все варианты верны

Совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы – это …

+разрешение конфликта

затухание конфликта

манипуляторство

Фасилитация – это:

затухание конфликта

+форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, в том числе для урегулирования конфликта внутри группы

навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения

Какие из перечисленных конфликтов относятся к социальным?

конфликт между преподавателем и группой студентов

все перечисленные

+конфликт между болельщиками разных команд

конфликт между руководителем и подчиненным

Наиболее эффективная стратегия поведения, включающая конструктивное обсуждение проблемы и полное разрешение противоречия – это:

уход

компромисс

+партнерство

Способ разрешения конфликта, заключающийся в использовании ненасильственных средств и приемов для разрешения проблемы – это:

+переговоры

рефлексия

эмпатия

Тема 7.

Трудовые споры и конфликты в коллективе, основные закономерности их возникновения и разрешения

Процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений – это:

конфликтно вертикали

динамика конфликта

+управление конфликтами

Конфликты между сотрудниками одного уровня в структуре организации:

+конфликты по горизонтали

трудовые споры

конфликты по вертикали

Неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов –

+индивидуальный трудовой спор

коллективный трудовой спор

забастовка

Вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения – …

+трудовой конфликт

семейный конфликт

межгрупповой конфликт

Временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора –

+забастовка

нарушение трудовой дисциплины

противоправное действие

Тема 8. Профессиональная деформация и профессиональное выгорание, их причины и предупреждение

К ведущим специалистам в области профессионального выгорания среди российских психологов относятся:

Л. Щеглов

A. Асмолов

+B. Бойко

Психологическая дезориентация личности, формирующаяся в процессе профессиональной деятельности и приводящая к искажению личностных характеристик в направлении преобладания специфических профессиональных черт характера – это:

+профессиональная деформация

интровертность

депрессия

К негативным последствиям выгорания относятся:

неконструктивность модели поведения

повышение уровня конфликтности

снижение трудовой мотивации

+все ответы верны

Синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека – это:

фрустрация

+профессиональное выгорание

самоактуализация

Для каких профессий синдром выгорания наиболее характерен?

+для коммуникативных профессий, относящихся к группе «человек — человек»

для профессий «человек — техника»

для профессий «человек — природа»

Л.

А. Петровская. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: Psychology OnLine.Net

Л.А. Петровская. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта
Добавлено Psychology OnLine.Net
9.04.2009

Важным методологическим ориентиром всякого исследования служит адекватная понятийная схема изучаемого явления. В данной статье предпринимается попытка вычленения круга понятий, важного для социально-психологического исследования конфликта. Упомянутый круг понятий мы рассмотрим в рамках четырех основных категориальных групп: структура конфликта, его динамика, функции и типология.

Структура конфликта. Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Рассмотрим перечисленные понятия по порядку.

Стороны конфликта. Участниками, или сторонами, конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства, коалиции государств и так далее. С точки зрения специальных интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные (интраперсональные), межличностные (интерперсональные) и межгрупповые (интергрупповые) конфликты, наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности — аспект личности, личность — личность, личность — группа, группа — группа. Участники конфликта характеризуются, вообще говоря, широким набором существенных в том или ином отношении признаков. В социально-психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.

Условия протекания конфликта. Помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста выступает социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т.д. При этом важно подчеркнуть, что социально-групповую среду необходимо понимать достаточно широко, не ограничиваясь лишь ближайшим окружением личности. Без учета влияния этого более широкого контекста невозможно понять содержательную сторону мотивов, ценностей, норм и других социально-психологических аспектов социальных процессов вообще и конфликта в частности.

Образы конфликтной ситуации. Характеристики участников конфликта и особенности условий его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно. Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), представление о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. Последнее обстоятельство представляется принципиально важным с точки зрения социально-психологических исследований конфликта. Оно обнаруживает, возможно, наиболее существенный срез социального конфликта как объекта социально-психологического анализа.

В целом образы, внутренние картины конфликтной ситуации порождаются и обусловливаются объективной реальностью. Однако отношения образов и реальности весьма сложны, и они допускают, в частности, случаи серьезного расхождения. Ниже мы еще остановимся на этом вопросе.

Возможные действия участников конфликта. Образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. Поскольку действия противостоящих сторон в большой степени влияют друг на друга, взаимообусловливаются, в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия. Заметим, кстати, что в теории игр, исследующей формальные модели конфликта, существует специальный термин для описания действия, учитывающего все возможные ответные реакции противостоящей стороны. Мы имеем в виду термин «стратегия», играющий ключевую роль в случае матричного представления конфликта. Существенно отметить, что помимо своей непосредственной функции, например способствовать достижению своих целей, препятствовать достижению целей противостоящей стороны и т.п., действия включают также моменты общения сторон и играют в этой связи важную информационную функцию.

Как отмечает Т. Шеллинг, имея в виду конфликтную ситуацию, слова часто дешевы, участники предпочитают судить о намерениях, ценностях, возможностях противостоящих сторон в первую очередь не по их словам, а по их действиям. Аналогичным образом они часто обращаются к действиям для того, чтобы передать противостоящей стороне свои намерения, оценки и демонстрировать свои возможности.

Исходы конфликтных действий. Исходы (или, иными словами, последствия, результаты конфликтных действий) не представляют собой нечто, лежащее за пределами самого конфликта. Напротив, они органично вплетены в самый конфликт. Во-первых, они включаются в конфликт на идеальном уровне: участники конфликта с самого начала имеют некоторый образ возможных исходов и в соответствии с этим образом выбирают свое поведение. Не менее существенно, однако, что и сами реальные последствия конфликтных действий оказываются составным элементом процесса конфликтного взаимодействия. Как правило, в конфликте действия предпринимаются по частям и поэтому перемежаются с их результатами. Осознание этих результатов, коррекция участниками своих представлений о конфликтной ситуации на основе такого осознания — важный момент конфликтного взаимодействия.

Динамика конфликта. Всякий реальный конфликт представляет собой процесс. Рассмотрение конфликта в динамике предполагает вычленение стадий конфликта. К их числу можно отнести следующие: а) возникновение объективной конфликтной ситуации; б) осознание объективной конфликтной ситуации; в) переход к конфликтному поведению; г) разрешение конфликта.

Возникновение объективной конфликтной ситуации. В большинстве случаев конфликт порождается определенной объективной конфликтной ситуацией. Существо последней в общем и схематичном виде можно представить следующим образом. Стороны А и Б оказываются участниками объективной конфликтной ситуации, если стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния С объективно препятствует достижению стороной Б некоторого желаемого для нее состояния Д. И наоборот. В частных случаях С и Д могут совпадать. Это, например, имеет место, когда оба участника, А и Б, стремятся к одной и той же цели, но при этом достижение этой цели одним из них исключает достижение ее другим. Кроме того, А и В могут оказаться сторонами одной и той же личности, в этом случае мы имеем дело с внутриличностным конфликтом.

Какое-то время объективная конфликтность ситуации не осознается сторонами. Эту стадию поэтому можно назвать стадией потенциального конфликта, ибо подлинным конфликтом он становится лишь после восприятия, осознания объективной ситуации ее участниками.

Осознание объективной конфликтной ситуации. Чтобы конфликт стал реальным, участники его должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение. Обычно понимание ситуации в качестве конфликтной является результатом осмысления реально сложившегося объективного противоречия интересов, стремлений. Однако нередко конфликтность образов возникает в случае, когда объективная основа конфликта отсутствует. Более детально возможны следующие варианты отношений между идеальными картинами и реальностью:

1. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны считают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно понимают существо реального конфликта, т. е. правильно оценивают себя, друг друга и ситуацию в целом. В этом случае перед нами адекватно понятый конфликт.

2. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности. Это случай неадекватно понятого конфликта.

3. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не осознается сторонами. В этом случае мы по сути не имеем дело с конфликтом как социально-психологическим явлением, поскольку психологически он не существует для сторон и они конфликтным образом не взаимодействуют.

4. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные.

В этом случае мы имеем дело с так называемым ложным конфликтом.

5. Конфликтность отсутствует и объективно, и на уровне осознания.

Для социально-психологического анализа, по-видимому, особенно интересны случаи неадекватно понятого и ложного конфликта. Поскольку именно внутренняя картина ситуации, имеющаяся у участников, определяет их непосредственное поведение в конфликте, важно тщательно исследовать, с одной стороны, факторы, определяющие ее отклонение от реальности (например, уровень информированности участников, структура их коммуникаций и т.д.), и, с другой — механизм влияния самих этих отклонений на течение конфликта (его продолжительность, интенсивность, характер разрешения и т.п.).

Кроме того, осознание ситуации как конфликтной всегда сопровождается эмоциональным окрашиванием. Возникающие эмоциональные состояния оказываются включенными в динамику любого конфликта, активно влияя на его течение и исход. Механизм возникновения и влияния эмоциональных состояний участников конфликта на его развитие также является специфической проблемой социально-психологического анализа.

Переход к конфликтному поведению. Помимо эмоционального окрашивания, осознание конфликтной ситуации может сопровождаться переходом к конфликтному поведению сторон. Конфликтное поведение можно определить как действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений и так далее. Заметим, что необходимым условием, необходимым признаком конфликтного поведения является его осознание сторонами в качестве именно конфликтного. Если, например, сторона А предпринимает действия, блокирующие достижение стороной Б ее целей, но при этом ни А, ни Б не сознают, что эти действия препятствуют Б, то поведение А нельзя назвать конфликтным.

Конфликтное поведение одной стороны по отношению к другой не обязательно является результатом осознания конфликтной ситуации между этими сторонами. Конфликтное поведение А по отношению к Б может быть, например, формой снятия внутренних напряжений А. В этом случае мы обычно имеем дело с переходом внутреннего конфликта во внешний.

Конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоции же, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. Вообще существенно, что взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную конфликтную структуру, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Таким образом, стадия конфликтного поведения порождает тенденции к эскалированию, дестабилизации конфликта.

Вместе с тем этой же стадии свойственны и тенденции противоположного характера. Дело в том, что конфликтные действия выполняют в известном смысле познавательную функцию. Стороны вступают в конфликт с некоторыми гипотетическими, априорными картинами своих интересов, возможностей и т.п., намерений, ценностей другой стороны и определенными предположительными оценками среды. В ходе конфликтных действий стороны сталкиваются с самой действительностью, которая корректирует их первоначальные априорные картины. Эта коррекция приводит к более адекватному пониманию сторонами имеющейся ситуации, что, в свою очередь, обычно способствует разрешению конфликта по крайней мере в форме прекращения конфликтных действий.

Нередко конфликт отождествляют со стадией конфликтного поведения. Такое отождествление представляется ошибочным: конфликт — значительно более сложное многогранное явление. Однако справедливо, что переход к конфликтному поведению означает вступление конфликта в свою открытую, явную и обычно наиболее острую стадию. И поэтому, естественно, что в первую очередь на устранение конфликтного поведения бывают направлены различные способы разрешения конфликта.

Разрешение конфликта. Разрешение — заключительная стадия эволюции конфликта. Разрешение конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Вместе с тем и в том и в другом случае возможно двоякое разрешение конфликта: частичное, когда исключается только конфликтное поведение, но не исключается внутреннее сдерживаемое побуждение к конфликту у сторон, и полное, когда конфликт устраняется и на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне. Полное устранение конфликта за счет преобразования объективной конфликтной ситуации мы имеем, например, когда посредством разведения сторон они лишаются возможности и необходимости контакта и, следовательно, конфликтного взаимодействия (перевод одного из конфликтующих сотрудников в другое подразделение). К тому же типу относится разрешение конфликта, состоящего в борьбе сторон за некоторые ограниченные ресурсы, посредством изыскания дополнительных ресурсов и полного удовлетворения ими обеих сторон. (Покупка второго телевизора в семье, если два ее члена желают одновременно смотреть разные программы.)

Частичное разрешение конфликта на объективном уровне имеет место, когда посредством соответствующей модификации реальных условий среды конфликтная ситуация преобразуется таким образом, что стороны оказываются незаинтересованными в продолжении конфликтных действий, хотя стремление достичь первоначальной цели у сторон остается. К этому типу относятся, например, многие чисто административные решения конфликта, вводящие определенные запреты и санкции на случай их нарушения.

Разрешение конфликта посредством изменения образов, имеющихся у сторон, — особенно интересный для социального психолога случай. Подобное разрешение конфликта (полное или частичное) предполагает прежде всего переструктурирование имеющихся ценностей, мотивов, установок, а также принятие новых, и поэтому здесь уместен весь арсенал средств, разрабатываемых социальной психологией для этих целей.

Заключая рассмотрение динамики конфликта, уместно отметить также следующее. Во-первых, все сказанное выше относительно динамики конфликта не следует понимать в том смысле, что всякий конфликт непременно проходит каждую из перечисленных стадий. Например, сложившаяся объективная конфликтная ситуация может остаться незамеченной, не воспринятой сторонами. В этом случае конфликт ограничится своей первой стадией и останется на уровне потенциального. С другой стороны, стадия восприятия ситуации как конфликтной может наступить в условиях, когда объективная конфликтная ситуация отсутствует. Далее, разрешение конфликта может последовать непосредственно за его восприятием, прежде чем стороны предпримут какие-то конфликтные действия в отношении друг друга. Исследования социально-психологических факторов, влияющих на тот или иной вариант течения конфликта, — одна из задач социального психолога.

Во-вторых, важным моментом динамики конфликта являются его возможные переходы из одних форм в другие. Диапазон таких переходов весьма широк. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличностный, межгрупповой) и внешний — во внутренний. Последнее, в частности, имеет место в случае частичного разрешения конфликтов, когда тем или иным образом пресекается конфликтное поведение, направленное вовне (на противостоящую сторону), но внутреннее стремление к этому конфликтному поведению не исчезает, а лишь сдерживается, порождая тем самым внутреннее напряжение, внутренний конфликт. Далее, упоминавшийся нами ложный конфликт, т.е. конфликт, возникающий при отсутствии объективной конфликтной ситуации в силу ошибочного взаимного восприятия сторон, может трансформироваться в истинный, подлинный. Аналогичным образом истинный (ложный) конфликт по одному поводу может перейти в истинный (ложный) конфликт по другому поводу и т.д. Последнее, например, происходит, когда конфликт, возникший на личной почве, перерастает в деловой и обратно.

При исследовании взаимоотношений в различных группах социальному психологу довольно часто также приходится сталкиваться с серией частных, на первый взгляд неоправданных конфликтов, которые на самом деле репрезентируют какой-то глубокий, серьезный конфликт. Последний, являясь базовым, иррадиирует, обрастая совокупностью внешних, более мелких конфликтов.

Функции конфликта. Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. При выяснении роли конфликта принципиально важен конкретный подход. Один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную — на другом этапе, в другой конкретной ситуации.

Деструктивная функция конфликта. Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивная функция конфликта. Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования1 (например, в виде чувства неудовлетворенности собой). В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя (стагнации), служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей и т.п.). Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем. Как это видно отчасти из вышесказанного, конструктивные функции конфликта, подобно его деструктивным функциям, могут проявлять себя на всех этапах эволюции конфликта.

Типология конфликта. Как уже отмечалось, социальные конфликты исследуются целым рядом дисциплин, и в каждой из них существует множество различных типологий конфликта. Последнее справедливо и в отношении социальной психологии. В зарубежной литературе, например, различные классификации конфликта представлены в работах М. Дойча, А. Рапопорта, Д. Бернард, Л. Козера, Л. Понди, Р. Мака и Р. Снайдера и т.д.

Подобное разнообразие типологий конфликта неизбежно и оправданно. Изучая конфликт с самых различных точек зрения, исследователи могут выделять самые разные, существенные для их частных целей основания классификации и соответственно получать различные виды типологии2. Ввиду этого любые попытки предлагать какую-либо единственную, так сказать, истинную классификацию конфликта представляются заведомо неоправданными. Поскольку настоящая статья преследует методологические цели, мы ограничимся в рассмотрении проблемы типологии некоторыми методологическими замечаниями.

Типологизация конфликта играет важную методологическую роль. Она служит не только средством охвата и упорядочения накопленных знаний, что уже само по себе весьма существенно, но и часто играет заметную эвристическую роль в процессе получения новых знаний. Попытки проанализировать имеющиеся конкретные примеры конфликтных ситуаций с точки зрения выбранного основания классификации нередко обнаруживают совершенно новые аспекты конфликтов, ускользавшие ранее от внимания исследователя.

В полной мере, однако, методологическая роль типологизации конфликта может сказаться лишь при выполнении основных логических требований, предъявляемых к научной классификации. В частности, основание классификации должно быть четко выделено и последовательно проведено, в результате чего классификация должна оказаться полной (по выделенному основанию) и непересекающейся.

Упомянутые логические требования, однако, весьма часто нарушаются. В качестве характерного примера можно привести типологию конфликтов, предлагаемую М. Дойчем. Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта:

1. «Подлинный конфликт». Это конфликт, «который существует объективно и воспринимается адекватно». (Если жена хочет использовать свободную комнату в доме для занятия живописью, а муж в качестве кабинета, они вступают в «истинный» конфликт.)

2. «Случайный, или условный, конфликт». Существование этого типа конфликта «зависит от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами». («Подлинный конфликт» предыдущего примера превращается в «случайный», если допустить, что жена и муж не замечают, что имеется еще мансарда, гараж или какое-то другое помещение, которое легко может быть преобразовано в кабинет или студию.)

3. «Смещенный конфликт». В этом случае имеется в виду «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного. (Предыдущий пример модифицируется в пример «смещенного конфликта», если энергичный спор по поводу свободной комнаты происходит в условиях, когда муж и жена фактически мало или совсем не заинтересованы в студии или кабинете, а возникшее столкновение служит проявлением какого-то другого, более серьезного, возможно даже неосознаваемого конфликта.)

4. «Неверно приписанный конфликт». Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат — по поводу ошибочно истолкованных проблем». (Когда, например, порицают ребенка за что-то, что он был вынужден сделать, исполняя предписание родителей.)

5. «Латентный конфликт». Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.

6. «Ложный конфликт». Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

В качестве основания для классификации Дойч называет «отношение между объективным состоянием дел и состоянием дел, как оно воспринимается конфликтующими сторонами»3. Подобная формулировка, однако, не может выступать в роли действительного основания, поскольку она крайне неопределенна. Знакомство с самой классификацией и примерами позволяет предположить, что фактически в качестве основания используется наличие или отсутствие у конфликтов по крайней мере следующих трех признаков: существование объективной конфликтной ситуации, факт осознания этой ситуации и адекватность этого осознания. Поскольку основание классификации сколько-нибудь четко не сформулировано, полученные Дойчем типы конфликта часто пересекаются. Например, пятый тип конфликта не исключает третьего, четвертого и шестого, шестой не исключает третьего и четвертого, что, впрочем, признает и сам автор. Наконец, отсутствие четкого основания не позволяет выяснить, является ли приведенная классификация полной (по соответствующему основанию) или же она неполна.

Помимо затронутых выше аспектов: структуры, динамики, функций и типологии конфликта — имеется еще одна весьма существенная сторона рассматриваемой проблемы, заключающаяся в практическом отношении к конфликту. В рамках этого аспекта можно выделить целый рад важных понятий: помимо упоминавшегося ранее разрешения конфликта, можно, например, назвать предотвращение конфликта, его профилактику, ослабление и т.п. Однако, как уже отмечалось, конфликт не является безусловно негативным и нежелательным, названные понятия являются частным случаем более общей позиции по отношению к конфликту, а именно позиции управления им. В плане управления конфликтом наряду с его разрешением, предотвращением, ослаблением и т.д. следует также назвать симптоматику, диагностику, прогнозирование и контролирование конфликта. Рассмотрение этого круга категорий, относящихся уже не к самому исследованию конфликта, а к практическому использованию результатов такого исследования, является большой самостоятельной проблемой и выходит за рамки настоящей статьи. Тем не менее хотелось бы подчеркнуть в заключение огромную значимость только что затронутого круга вопросов, поскольку именно практическим целям управления конфликтом во всех его аспектах служит собственно исследование конфликта, выявление его социально-психологических механизмов и закономерностей.




  1. См.: Теоретические проблемы психологии личности/Под ред. Е.В. Шороховой, К.К. Платонова и др. М.: Наука, 1974.
  2. Например, А.А. Ершов предлагает различать конфликты при их социально-психологическом исследовании по следующим признакам: по источнику, по содержанию, по значимости, по типу разрешения, по форме выражения, по типу структуры взаимоотношений, по социальной формализации, по социально-психологическому эффекту, по социальным результатам (Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е.С. Кузьмина, А.А. Бодалева. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. С. 37—38). При этом следует иметь в виду, что такой перечень, с одной стороны, не является исчерпывающим, а с другой стороны, каждый из упомянутых признаков общего характера включает фактически широкий круг более конкретных признаков, каждый из которых может быть основанием для деления. 124
  3. Deutsch M. The Revolution of Conflict. P. 11.

Краткое изложение «Функции социального конфликта»

Краткое изложение

Краткое изложение, подготовленное сотрудниками Консорциума по исследованию конфликтов


Цитирование:  Льюис Козер, Функции социального конфликта . New York: The Free Press, 1956.


Современные социологи сосредоточили внимание на одних аспектах социального поведения, игнорируя при этом другие, теоретически важные аспекты. Один из таких игнорируемых аспектов социологической теории, по мнению Козера, касается функций социального конфликта.

Чтобы разработать теорию социального конфликта, Козер исследует идеи, изложенные Георгом Зиммелем в его классической работе «Конфликт». Это эссе анализирует конфликт с точки зрения интерактивных процессов и изображает конфликт как «форму социализации». [Козер, с. 31] Ни одна группа не может быть полностью гармоничной, иначе в ней не будет процесса и структуры. Формирование группы является результатом как ассоциации, так и диссоциации, так что и конфликт, и сотрудничество выполняют социальную функцию. Определенная степень конфликта является существенным элементом в формировании группы.

Во второй главе Коузер обсуждает, как конфликт служит функции установления и поддержания групповой идентичности. Согласно Зиммелю, конфликт устанавливает границы между группами, усиливая групповое сознание и осознание своей обособленности от других групп. Взаимные антагонизмы между группами сохраняют социальные разделения и системы стратификации. Эти взаимные «отталкивания» одновременно устанавливают идентичность различных групп внутри системы, а также помогают поддерживать общую социальную систему. Например, конфликт между индийскими кастами одновременно устанавливает самобытность различных групп и обеспечивает стабильность общей социальной структуры. Различие между собственной группой и «чужими» устанавливается в конфликте и посредством конфликта. Сюда входят конфликты между классами, нациями, этническими группами и политическими партиями. В социальных структурах, где существует значительная мобильность, взаимная неприязнь между группами сопровождается влечением низших слоев к высшим. Такие структуры, как правило, предоставляют множество поводов для конфликтов.

В третьей главе Козер описывает некоторые положительные функции, выполняемые выражением враждебности в конфликте. Зиммель утверждает, что такое выражение поддерживает отношения в условиях стресса и тем самым предотвращает распад группы. Конфликт «очищает воздух» и позволяет свободно поведенчески выражать враждебные настроения. Это можно рассматривать как «теорию предохранительного клапана» конфликта, согласно которой конфликт служит выходом для враждебных действий, позволяющим поддерживать отношения между антагонистами. [п. 41]. Однако здесь Зиммель не различает конфликтное поведение и враждебные чувства. Хотя конфликт меняет условия отношений, простая враждебность не обязательно должна иметь такие последствия. Кроме того, враждебность иногда может быть направлена ​​на «замещающие объекты», а не на основные источники противодействия. Наконец, Зиммель не замечает, что иные способы поведения, помимо конфликта, могут выполнять аналогичные функции по снятию напряжения. Короче говоря, функции «предохранительного клапана» могут выполнять и другие пути, помимо конфликта. Кроме того, в то время как конфликт изменяет условия социального взаимодействия, простое выражение враждебных чувств этого не меняет. Хотя выражается враждебность, отношения как таковые остаются неизменными. Давление на изменение системы для соответствия изменяющимся условиям снижается.

Далее Козер обсуждает разницу между «реалистичным» конфликтом и «нереалистичным» конфликтом. Конфликты, которые возникают из-за неудовлетворенности конкретными требованиями и преследуются как средство достижения, являются «реалистичными» конфликтами. С другой стороны, нереалистичные конфликты возникают из-за потребности одного из антагонистов снять напряжение. Здесь конфликт является самоцелью и не обязательно должен быть направлен на достижение конкретных результатов. Скорее, это в первую очередь реакция на фрустрацию, когда объект кажется подходящим для высвобождения агрессивности. Альтернативы средствам нет, хотя объект враждебности может легко измениться. С другой стороны, реалистический конфликт прекратится, если актер сможет найти альтернативные способы достижения своей цели. Потенциально доступны средства, отличные от конфликта. Это различие показывает, почему мы не должны полностью объяснять социальные явления конфликта с точки зрения снятия напряжения.

Враждебных импульсов недостаточно для объяснения социального конфликта, и не каждый конфликт сопровождается агрессивностью. Конфликт просто предполагает отношения и социальное взаимодействие. Тем не менее, реалистические конфликты часто сопровождаются искаженными чувствами. Существует различие между реальными причинами участия в конфликте, с одной стороны, и эмоциональными энергиями, задействованными во время конфликта, с другой. Часто не понимают, что конфликт может быть мотивирован этими двумя различными, но перемешанными факторами: реальными проблемами конфликта и эмоциональным вкладом сторон в конфликт. Основная функция посредника состоит в устранении нереалистичных элементов агрессивности, чтобы противники могли более реалистично рассматривать свои конкурирующие претензии.

В отношениях, в которые люди очень глубоко вовлечены, могут возникнуть как чувства влечения, так и чувства враждебности. Чем теснее отношения, тем больше аффективных вложений и тем больше потенциал для амбивалентности. Антагонизм является центральной частью близких социальных отношений и побочным продуктом сотрудничества и частого взаимодействия. Следовательно, можно сказать, что близкие социальные отношения содержат существенный элемент амбивалентности.

Далее Коузер предполагает, что чем ближе отношения, тем интенсивнее конфликт. Учитывая описанную выше амбивалентность, понятно, что конфликт может вызвать очень сильные чувства и привести к интенсивному конфликту. Кроме того, страх перед интенсивным конфликтом может привести к тому, что стороны будут подавлять свои враждебные чувства, накопление которых может еще больше усилить конфликт после его возникновения. Если в отношения вовлечены все личности и идентичности сторон, существует большая вероятность того, что в игру вступят нереалистичные, враждебные элементы. Например, люди, активно участвующие в определенных группах, обычно озабочены сохранением этой группы. Они, вероятно, отреагируют бурно, если кто-то, с кем они разделили заботы и обязанности групповой жизни, пожелает отделиться от группы. Такой ренегатизм угрожает единству группы и часто воспринимается близкой группой как символическая угроза ее идентичности. Возможны бурные реакции на неверность. Интенсивный конфликт и групповая лояльность, таким образом, являются двумя аспектами одного и того же отношения.

Чем чаще взаимодействие, тем больше поводов для враждебного взаимодействия. Однако частые конфликты не обязательно приводят к частым конфликтам. Это связано с тем, что близость отношений и сильная взаимная привязанность могут побудить стороны избегать конфликта. Как указывалось ранее, если конфликт действительно возникает, он, вероятно, будет интенсивным. Однако конфликт также может привести к восстановлению единства. Многое зависит от вопросов, затрагиваемых конфликтом, и от типа социальной структуры, в которой возникает конфликт. Следует различать конфликты по основным принципиальным вопросам и конфликты по менее важным вопросам. Поскольку конфликт разрешает напряженность между антагонистами, он может способствовать интеграции отношений. Однако конфликт имеет тенденцию выполнять эту положительную функцию только тогда, когда он касается интересов или ценностей, которые не противоречат основным предположениям, на которых основаны отношения. Слабо структурированные группы и открытые общества, которые способны избегать конфликтов из-за основных ценностей, будут, как правило, наиболее стабильными.

Отсутствие конфликта в отношениях не может служить показателем лежащей в их основе стабильности. На самом деле, стороны более склонны выражать свои враждебные чувства, если они чувствуют себя в безопасности и стабильны в отношениях. Они с большей вероятностью будут избегать проявления своих враждебных чувств, если боятся прекращения отношений. Тот факт, что отношения свободны от конфликта, не может означать, что они свободны от потенциально разрушительных элементов. На самом деле, если отношения сторон стабильны, между ними могут возникнуть конфликты. По этой причине возникновение конфликта может фактически свидетельствовать о прочности и стабильности отношений. Конфликт может служить уравновешивающим механизмом.

В пятой главе Коузер начинает обсуждать влияние конфликта с внешними группами на структуру своих групп. Во-первых, он считает, что конфликт с внешними группами способствует повышению внутренней сплоченности. Козер предполагает, что результат увеличения централизации также зависит от характера конфликта и типа группы. Централизация более вероятна в случаях военных конфликтов и в социальных структурах с выраженным разделением труда. Деспотизм вероятен там, где отсутствует групповая сплоченность. И централизация, и деспотизм зависят от структуры группы и общих ценностей до конфликта. Социальные системы, которым не хватает солидарности, скорее всего, распадутся перед лицом конфликта с внешними группами. В некоторых случаях группы могут фактически искать или изобретать врагов, пытаясь сохранить единство и внутреннюю сплоченность.

Группы, занятые постоянной борьбой с внешними группами, как правило, становятся нетерпимыми внутри и менее склонны терпеть даже ограниченное инакомыслие. Эти группы сохраняют и укрепляют свое единство перед лицом инакомыслия путем добровольного или принудительного ухода тех, кто угрожает групповой солидарности. В некоторых случаях они могут даже искать внутренних инакомыслящих, чтобы стать козлами отпущения. С другой стороны, группы, которые не предъявляют столь сильных требований к идентичности людей и не устанавливают жестких критериев для членства, с большей вероятностью будут большими и способными противостоять давлению извне. Они также имеют тенденцию быть более гибкими по структуре и более способны терпеть конфликты внутри группы.

В шестой главе Козер проводит различие между двумя типами конфликта: конфликтом, в котором цель является личной и субъективной, и конфликтом, в котором предмет спора имеет безличный, объективный аспект. Он отмечает заявление Зиммеля о том, что объективная борьба, выходящая за рамки личных проблем, скорее всего, будет более серьезной и радикальной. Это конфликты, в которых стороны понимают себя как представители коллективов или групп, борющихся не за себя, а за цели и идеалы группы. Устранение личных причин, как правило, делает конфликт более интенсивным. С другой стороны, когда стороны преследуют общую цель, объективация конфликта может служить объединяющим элементом.

Также бывают случаи, когда сам акт вступления в конфликт устанавливает отношения, которых раньше не было. После того, как отношения были установлены через конфликт, вероятно, последуют другие типы отношений. Конфликт часто оживляет существующие нормы и создает новые рамки правил и норм для соперников. Это связано с тем, что конфликт часто приводит к изменению и созданию законов, а также к росту новых институциональных структур для обеспечения соблюдения этих законов. Наличие антагонистического поведения заставляет людей осознать необходимость основных норм, регулирующих права и обязанности граждан. Возникающее в результате создание и модификация норм делает возможной перестройку отношений к изменившимся условиям. Однако это возможно только при наличии общей организационной структуры, облегчающей принятие общих правил и соответствие им. Кроме того, если стороны относительно сбалансированы по силе, объединенная партия предпочитает объединенную партию. Наличие у каждой группы централизованной внутренней структуры гарантирует, что после того, как они выработают какое-то решение, можно будет объявить и поддерживать мир. Не будет затяжных врагов, способных нарушить отношения. Наконец, конфликт является интегративным, поскольку он позволяет сторонам оценить свою относительную силу и, таким образом, служит уравновешивающим механизмом, помогающим консолидировать общества.

Конфликт также приводит к образованию коалиций и ассоциаций между ранее не связанными между собой сторонами. Если несколько сторон сталкиваются с общим противником, между ними, как правило, развиваются связи. Это может привести к формированию новых групп или к инструментальным объединениям перед лицом общей угрозы. Короче говоря, конфликты с одними вызывают ассоциации с другими. Однако объединение, которое происходит, когда коалиции формируются просто в целях обороны, не обязательно должно быть очень радикальным. Альянс может быть просто выражением стремления групп к самосохранению. Конечно, такие союзы могут восприниматься другими группами как угрожающие и недружественные. Это может привести к созданию новых ассоциаций и коалиций, вовлекая тем самым группы в новые социальные отношения.

В заключение, Козер предполагает, что конфликт имеет тенденцию быть дисфункциональным только для социальных структур, в которых отсутствует терпимость или институционализация конфликта. Высокоинтенсивные конфликты, грозящие «разорвать» общество, как правило, возникают только в жестких социальных структурах. Таким образом, социальным структурам угрожает не конфликт как таковой, а скорее жесткий характер этих структур.

Анализ конфликтов: вопросы и ответы с автором

Поиск экспертов, проектов, публикаций, курсов и т.п.

Расширенный поиск

Поиск USIP. org

Тип контента Публикация в блогеЦентрЮжный Суданский мирный процесс Электронная библиотека ЭлементСобытиеВнешние новостиСтипендияТема обсужденияГлобальные курсы кампусаГлоссарий ТерминГрантПубликация INPROLЦелевая страницаНовостиСтраницаЧеловекПроектыПубликацияСтраница общественного образованияРесурс библиотекиУведомление о сайте

стран Африка-Ангола-Бенин-Ботсвана-Буркина-Фасо-Бурунди-Камерун-Кабо-Верде-Центральноафриканская Республика-Чад-Коморские Острова-Кот-д’Ивуар-Демократическая Республика Конго-Джибути-Экваториальная Гвинея-Эритрея-Эфиопия-Габон-Гана- Гвинея-Гвинея-Бисау-Кения-Лесото-Либерия-Мадагаскар-Малави-Мали-Мавритания-Маврикий-Мозамбик-Намибия-Нигер-Нигерия-Руанда-Сан-Томе и Принсипи-Сенегал-Сейшельские острова-Сьерра-Леоне-Сомали-Южная Африка-Юг Судан-Судан-Свазиленд-Танзания-Гамбия-Республика Конго-Того-Уганда-Замбия-ЗимбабвеАмерика-Антигуа и Барбуда-Аргентина-Багамы-Барбадос-Белиз-Боливия-Бразилия-Канада-Чили-Колумбия-Коста-Рика- Куба-Доминика-Доминиканская Республика-Эквадор-Сальвадор-Гренада-Гватемала-Гайана-Гаити-Гондурас-Ямайка-Мексика-Никарагуа-Панама-Парагвай-Перу-Сент-Китс и Невис-Сент-Люсия-Сент-Винсент и Гренадины-Тринидад и Тобаго-США-Уругвай-ВенесуэлаАзия-Афганистан-Австралия-Бангладеш-Бутан-Бруней-Бирма-Камбоджа-Китай-Федеративные Штаты Микронезии-Фиджи-Индия-Индонезия-Япония-Казахстан-Кирибати-Кыргызстан-Лаос-Малайзия-Мальдивы- Маршалловы Острова-Монголия-Науру-Непал-Новая Зеландия-Северная Корея-Пакистан-Палау-Папуа-Новая Гвинея-Филиппины-Самоа-Сингапур-Соломоновы Острова-Южная Корея-Шри-Ланка-Суринам-Таджикистан-Таиланд-Восточный Тимор-Тонга-Туркменистан -Тувалу-Узбекистан-Вануату-ВьетнамЕвропа-Албания-Андорра-Армения-Австрия-Азербайджан-Беларусь-Бельгия-Босния-Герцеговина-Болгария-Хорватия-Кипр-Чехия-Дания-Эстония-Финляндия-Франция-Грузия-Германия-Греция- Гренландия-Святой Престол (Ватикан)-Венгрия-Исландия-Ирландия-Италия-Косово-Латвия-Лихтенштейн-Литва-Люксембург-Македония-Мальта-Молдова-Монако-Черногория-Нидерланды-Норвегия-Польша-Португалия-Румыния-Россия-Сан Марино-Сербия-Словакия-Словения-Испания-Швеция-Швейцария-Турция-Украина-ВеликобританияБлижний Восток и Северная Африка-Алжир-Бахрейн-Египет-Иран-Ирак-Израиль и Палестинские территории-Иордания-Кувейт-Ливан-Ливия-Марокко -Оман-Катар-Саудовская Аравия-Сирия-Тунис-Объединенные Арабские Эмираты-Йемен

проблемных областей Гражданско-военные отношенияЭкономикаАнализ и предотвращение конфликтовДемократия и управлениеОкружающая средаОбразование и обучениеНасилие на выборахХрупкость и устойчивостьГендерГлобальное здравоохранениеГлобальная политикаПрава человекаПравосудие, безопасность и верховенство законаПосредничество, переговоры и диалогНенасильственные действияМирные процессыПримирениеРелигияНасильственный экстремизмМолодежь

Сортировать

Актуальность

Дата

Нет содержимого, соответствующего критериям фильтрации.

Дом ▶ Публикации

Тип публикации: Анализ и комментарии

Поделиться

Распечатать страницу

Мэтью Левингер, автор книги «Анализ конфликтов: понимание причин, поиск решений», дает определение анализу конфликтов и обсуждает его важную роль в предотвращении смертоносных конфликтов.

Как мы определяем термин конфликт в контексте международных отношений? Что такое анализ конфликтов и какую пользу он может принести организациям или отдельным лицам в районах, подверженных насилию или беспорядкам?

Конфликт возникает, когда два или более человека или группы воспринимают свои интересы как противоречащие друг другу и действуют в соответствии с этим восприятием. Конфликт – это устойчивая черта человеческого существования. Хотя иногда это может быть конструктивным, это также может привести к насилию. Эта книга посвящена смертоносный конфликт , или крупномасштабное организованное насилие, осуществляемое правительствами или негосударственными субъектами. Конфликт, приведший к гибели сотен тысяч людей по всему миру и обошедшийся в триллионы долларов, оказал мрачное влияние на 21 век. В ответ организации по всему миру сосредоточили внимание на предотвращении смертоносных конфликтов и реагировании на них.

После окончания холодной войны природа международных конфликтов стала более сложной. Политические союзы между государствами становятся все более аморфными, а негосударственные субъекты, такие как воинствующие движения и международные преступные сети, все больше разжигают конфликты. В то же время другие негосударственные субъекты, такие как неправительственные организации (НПО) и корпорации, делают упор на предотвращение и урегулирование насильственных конфликтов.

Анализ конфликта — это структурированное исследование причин и потенциального направления конфликта. Он направлен на выявление возможностей для урегулирования или разрешения споров, не прибегая к насильственным действиям. Он может включать множество аналитических методов, и в этом томе собраны наиболее полезные из них. Глобальная среда безопасности, вероятно, станет еще более сложной для следующего поколения, и анализ конфликтов является важным навыком для специалистов-практиков, на работу которых влияют эти сложные проблемы.

Кто проводит анализ конфликтов и при каких обстоятельствах? Какую пользу может принести анализ конфликтов организациям или отдельным лицам, направленным в уязвимые районы?

Существует распространенное заблуждение, что анализ конфликтов является тайным искусством, которым занимаются только эксперты по разведке и стратегические прогнозисты, или что он отнимает много времени и требует специальных знаний. Анализ конфликтов должен стать привычным занятием для всех практиков, работающих в регионах, подверженных риску насилия или нестабильности. Люди естественным образом опираются на свой личный опыт и культурные знания, чтобы анализировать свое окружение и принимать обоснованные решения. Мы можем опираться на этот интуитивный процесс, когда занимаемся более формальным исследованием конфликта.

Структурированный подход к анализу конфликта необходим для выявления и изучения наших предположений о причинах и характере конфликта. Этот тип исследовательского подхода учитывает все ключевые аспекты и обеспечивает общий словарь для описания динамики конфликта. Различные аналитические инструменты, описанные в этом руководстве, могут помочь выявить новые тенденции в сложных, нестабильных и неоднозначных условиях. Они могут позволить практикующим специалистам лучше предвидеть угрозы и возможности и реагировать на непредвиденные события с большей гибкостью и проницательностью. Анализ конфликтов также должен предоставить лицам, принимающим решения, и исполнителям программ действенную информацию о том, как реагировать на меняющиеся условия.

Инструменты и тематические исследования в этом томе будут полезны специалистам-практикам, на чью работу могут отрицательно повлиять конфликты или политическая нестабильность. Представители правительств, межправительственных организаций, НПО или фирм частного сектора могут использовать эту книгу в качестве полевого руководства в зонах конфликта. Студенты и другие граждане найдут в ней полезный и интересный взгляд на конфликты в современном мире.

Чем отличается взгляд на анализ конфликта в этом томе?

Том имеет три отличительные черты.

Во-первых, он объединяет теоретические и практические знания, чтобы упростить концепции без потери важных деталей. Исследования по другим академическим дисциплинам, тематические исследования и рекомендации по применению результатов анализа делают эту книгу еще более полезной. Каждая глава включает ключевые вопросы, которые помогут направить процесс и сфокусировать разговор.

Во-вторых, подчеркивается необходимость анализа причин мира в дополнение к причинам войны. Мир — это не статичное состояние, определяемое отсутствием войны, а динамический процесс управления конфликтом без применения насилия. Это требует стратегий миростроительства, которые выявляют и укрепляют элементы, создающие позитивные связи внутри сообщества.

В-третьих, в книге подчеркивается, что анализ конфликта является как социальным, так и интеллектуальным процессом. При совместном использовании аналитические инструменты, обсуждаемые в этом томе, могут помочь специалистам-практикам разработать общий словарь и общее стратегическое повествование, которые могут способствовать лучшей координации усилий различных организаций.

Какие инструменты включены в эту книгу? Какую информацию они предназначены для получения и как их можно использовать для обоснования решений?

Важно выработать гибкое отношение к анализу конфликтов, поскольку универсального подхода не существует. Вместо этого том предлагает набор количественных и качественных подходов, которые позволяют сотрудничать и поощряют альтернативные точки зрения. Выбор аналитических методов для использования в данной ситуации будет зависеть от потребностей и целей тех, кто проводит анализ.

В первой части этой книги рассматриваются стратегические, социально-экономические, психологические и культурные аспекты насильственного конфликта. В нем также обсуждаются количественные инструменты для оценки риска конфликтов и раннего предупреждения, такие как Индекс несостоявшихся государств и Регистр нестабильности мира и конфликтов. Такие инструменты могут предоставить ценный первоначальный доступ к данным, помогая определить регионы с наибольшим риском конфликта. Но количественные подходы, как правило, имеют ограниченную полезность при определении конкретных движущих сил конфликта и возможных вариантов стратегий смягчения последствий конфликта. По этой причине основная часть руководства посвящена качественным аналитическим инструментам, таким как рамки оценки конфликтов, описательный анализ, картирование систем, планирование на основе сценариев и анализ ситуации. Эти аналитические подходы могут помочь получить более тонкое представление о динамике данного конфликта.

Последние публикации

Поездка вице-президента Камалы Харрис в Гану, Замбию и Танзанию является еще одним свидетельством того, что «США, наконец, осознают» возможности Африки, говорит Томас Шихи из USIP. «Африканцы хотят выбора, они не хотят зависеть только от китайских инвестиций… они хотят участия США».

Тип: Подкаст

Выбор вице-президентом Камалой Харрис Ганы на этой неделе в качестве места, где она продемонстрирует приверженность США новому партнерству с Африкой, не может быть сюрпризом. Гана является одной из наиболее устоявшихся демократий в Африке и находится в центре прибрежного региона Западной Африки, на который Соединенные Штаты нацелили целенаправленные усилия по предотвращению нестабильности и распространения экстремизма, который стимулирует мятежи в соседнем регионе Сахеля. Поскольку Гана противостоит этой угрозе, особенно на ее уязвимом севере, ее общины и группы гражданского общества образуют важный ресурс, который партнеры должны поддерживать.

Тип: Анализ и комментарии

Хрупкость и устойчивость; Религия

По мере того как соперничество между США и Китаем усиливается, а некоторые предполагают, что новая холодная война не за горами, многие азиатские страны с тревогой наблюдают за происходящим. Если Вашингтон стремится сохранить свою роль мирового лидера, он должен быть благоразумным в том, как он оспаривает китайское влияние в Азии, которая, вероятно, станет ключевым полем битвы нового китайско-американского соперничества. Соединенные Штаты должны понять, что азиатские страны не хотят, чтобы их заставляли постоянно справляться с конкурирующим давлением со стороны сверхдержав. Китайско-американское соперничество времен холодной войны демонстрирует, что принуждение азиатских стран к выбору стороны может в конечном итоге привести к обратным результатам и подрывает одно из главных качеств Соединенных Штатов в этом глобальном соперничестве.

Тип: Анализ и комментарии

Глобальная политика

Президент Тайваня Цай Инвэнь на этой неделе проезжает транзитом через Соединенные Штаты, останавливаясь в Нью-Йорке по пути в Гватемалу и Белиз и в Калифорнии по пути домой. Цай совершила шесть остановок в пути с тех пор, как вступила в должность в 2016 году, но это первая остановка с июля 2019 года. Эти остановки не являются официальными визитами, но ожидается, что Цай встретится со спикером палаты представителей Кевином Маккарти в Калифорнии. Пекин дал понять, что яростно выступает против остановки в пути, и пригрозил принять ответные меры, если Маккарти и Цай встретятся.

Тип: Анализ и комментарии

Анализ и предотвращение конфликтов

Недавний выпуск Белым домом 10-летних планов стабилизации и предотвращения конфликтов знаменует собой еще одну веху в усилиях США по реализации закона о глобальной нестабильности (GFA).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts