65. Самовоспитание как важнейший фактор развития личности, его сущность и психолого-педагогические стимулы.
Раскрывая в предыдущих главах вопросы обучения и воспитания, мы постоянно подчеркивали, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик – это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой активности школьников в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности. В этой связи П.П. Блонский видел задачу учителя в том, чтобы «не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию». «Мы должны.., – писал он, – воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, : способного к самоопределению. Воспитываться – значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его». Несколько иными словами эту же мысль высказывал психолог С.Л. Рубинштейн: «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей… Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять».
Приведенные суждения позволяют сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у учащихся соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждают их работать над собой.
Во многих случаях люди, в том числе и многие школьники, сами ставят перед собой определенные задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели. Примеров тому в истории множество.
Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступления, но первое же из них закончилось полным провалом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен… Другой на его месте оставил бы свои честолюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно овладевать ораторским искусством. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля позволили Демосфену достичь поставленной Цели: он стал выдающимся оратором.
Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.
А.П. Чехов в одном из своих писем жене отмечал: «Ты пишешь что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».
Подобных примеров, когда человек благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой совершенствовал и развивал у себя лучшие личностные качества, можно привести множество. Вот почему имел основание один из общественных деятелей, когда писал, что обыкновенно люди являются продуктом обстоятельств и воспитания, но лучшие люди, как правило, представляют собой результат активной работы над собой. А известный французский философ Ж.П. Сартр даже утверждал, что «человек есть только то, что он сам из себя делает», подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.
Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и формировании личности и о необходимости его организации в условиях школьного воспитания. Вот почему теоретические и методические основы самовоспитания активно разрабатываются в психологии и педагогике и, в частности, такими учеными, как А.Г. Ковалев, Д.М. Гришин, А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский и др.
Что же такое самовоспитание? «Самовоспитание – это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития». Примерно такое же определение дает этому понятию А.И. Кочетов. «Самовоспитание, – пишет он, – это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности».
В нашей педагогике утвердилось положение о том, что самовоспитание, как и весь процесс развития личности, детерминируется общественно-экономическими условиями и служит определенным общественным интересам. Как бы кто ни относился к К. Марксу, но его мысли на этот счет не теряют своего научного значения. «Мое собственное бытие, – писал он, – есть общественная деятельность, потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо».
Человек – и это уже показано в главе 4 о развитии личности – не может формироваться вне влияния общественных отношений и общественной морали. Другое дело, что от его собственного выбора зависит, какие отношения и какую мораль он будет формировать у себя. Но и в том, и в другом случае черты и качества, которые формируются у него, так или иначе определяются обществом и в идеальном виде существуют как система идеологических, нравственных и эстетических требований общества к личности. Поэтому самовоспитание всегда носит социальный характер. Естественно, что в обществе, которое пронизано гуманизмом, передовой моралью и идеологией, люди стремятся вырабатывать у себя преданность прогрессивным идеалам, служить общему благу, бороться со всем, что ущемляет социальные права и унижает положение и достоинство личности.
2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой
Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковый период.
Нам известен случай, когда ученик VI класса поставил перед собой цель – преодолеть неграмотность по русскому языку и в течение продолжительного времени ежедневно переписывал в особую тетрадь различные тексты на русском языке, стараясь запомнить написание отдельных слов, разобраться в знаках препинания, пока не стал уверенно писать классные диктанты, изложения и другие письменные работы. Подобных случаев в школьной практике встречается немало.
Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются над своим совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.
Нельзя не учитывать также того, что многие подростки, а в некоторых случаях и старшие школьники пытаются использовать для самовоспитания рискованные и даже предосудительные поступки. Например, стремясь к выработке у себя смелости, с риском для жизни пытаются переплывать реки, во время ссоры ввязываются в драки и т.д. Все это показывает, что школа, учителя и классные руководители должны активно заниматься организацией самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой. В этом смысле большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факторов, которые побуждают учащихся к самовоспитанию. Какие же из этих факторов являются наиболее существенными?
Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное воспитание, формировать у учащихся гражданские и нравственные качества. Следует стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает, свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей. Помочь каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, определить благородные цели жизни, – значит, создать важные стимулы для самовоспитания.
В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего достойного места в коллективе. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство в коллективе и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания. Одному следует посоветовать изжить некоторую заносчивость в общении и быть скромнее, другому – подумать над своей излишней вспыльчивостью и резкостью, третьему – проявлять больше уважения к товарищам и т.д.
Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, в сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.
Действенным фактором, самовоспитания являются, положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.
Много стимулов, побуждающих подростков и старших школьников к самовоспитанию, содержат в себе здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников. Одна ученица писала в своем дневнике, что когда она слушала на собрании, как критиковали восьмиклассника за списывание домашних заданий, она принимала эту критику в свой адрес, потому что и у нее самой иногда не хватает силы воли посидеть над трудной задачей по математике, и она торопится обратиться за помощью. Собрание послужило для нее серьезным уроком, хотя лично ее и не критиковали.
Психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого подростка и старшего школьника и, чтобы она не угасала, учителям и классным руководителям необходимо обращать специальное внимание на организацию самовоспитания.
учебно-методическое пособие для студентов высшей педагогической школы и учителей
Педагогика: учебно-методическое пособие для студентов высшей педагогической школы и учителей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 162
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 162 База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023 обратиться к администрации | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бағдарламасы Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом |
Обучение важности самообразования в образовательных учреждениях | Дедрик Конвей | Обучать.
Обучение важности самообразования в образовательных учреждениях | Дедрик Конвей | Обучать. | MediumОбучение на протяжении всей жизни.
Опубликовано в·
Чтение: 7 мин.·
25 мая 2021 г. Photo by Roman Mager on Unsplash образование большинство школ не делают акцент и не учат студентов. Этот компонент равен самообразование. Все студенты получают формальное образование что означает студенты…Автор: Дедрик Конвей
154 Последователи
·Писатель длявызывающий воспоминания литературное мастерство. Лучший писатель в искусстве!
Еще от Дедрика Конвея и Educate.
Дедрик Конвей
Негус, ниггер, ниггер: истинное происхождение и переводы
1. Происхождение слова нигга.
·2 минуты чтения·2 февраля 2021 г.Дженнифер Осборн
в
Учителя тоже учатся Голос и выбор.
·3 минуты чтения·11 июняДэвид Касаласпи, доктор философии
в
Одна группа людей, о которой вы, вероятно, ничего не узнали на уроке истории США
Они составляют более четверти всех школьников
4 минуты чтения·27 июня
Дедрик Конвей
Правда и заблуждение об успехе.
Я учился на горьком опыте.
·2 минуты чтения·15 июняПросмотреть все от Дедрика Конвея
Рекомендовано Medium
16 прекрасных математических фильмов, которые каждый должен посмотреть хотя бы раз в жизни
900 39 Экзистенциальный философ Мерло Понти говорит: «Фильм не мыслится, он воспринимается».
·16 min read·4 days agoumair haque
in
Триумф эпохи идиотов
Урок, который мы отказываемся выучить — И почему это уничтожает нашу цивилизацию со скоростью света
·10 минут чтения·6 дней назадСписки
Истории, которые помогут вам жить лучше
21 история·227 сохранений
Как найти наставника
11 историй·91 сохранение
Производительность 101
20 рассказов·253 сохранения
Хорошо жить как нейроотличный человек
10 рассказов·32 сохранения
Лео Кукман
Comedy Dead?
Или шутки сегодня просто не смешные?
·11 min read·6 days agoНиколас Оберт
в
Психология массового манипулирования и убеждения
… И как не стать бездумным последователем
·Чтение 9 мин·2 дней назадEthan Siegel
в
Все пространства страдает от гравитационных волн
После 15 лет мониторинга 68 объектов, известных как миллисекундные пульсары, мы обнаружили, что фоновый сигнал гравитационной волны вселенной!
·12 min read·3 days agoSam W.
in
Действительно ли лень хотеть жить без борьбы?
Я праздную достижения, но не праздную боль
·6 мин чтения·3 дня назадПросмотреть дополнительные рекомендации
Статус
Карьера
Преобразование текста в речь
Что такое самообучение и почему это важно?
Любит ли ваш ребенок школу или нет, нет сомнений, что он всегда учится. У них есть структурированное обучение в классе со своими учителями, но им также необходимо убедиться, что они направляют собственное обучение. Это может проявляться в нескольких формах.
Что такое самообучение?
Самостоятельное обучение — это активный процесс обучения, который может потребовать некоторой практики. Ваш ребенок будет направлять свое собственное обучение, определяя свои потребности в обучении, свои сильные и слабые стороны. При этом они будут ставить свои собственные учебные цели и даже искать материалы, которые им помогут.
Например, они могут понять, что не понимают, как работает круговорот воды на уроке естествознания, и пойти в библиотеку или в Интернет, чтобы попытаться найти больше информации об этом. Затем они выяснят, были ли у них эффективные стратегии для достижения целей обучения. В этом примере ваш ребенок решит, понимает ли он круговорот воды или ему нужно больше исследовать этот предмет.
Почему это важно?
Самостоятельное обучение важно, поскольку оно переключает внимание с учителей на самих учащихся. Таким образом, ваш ребенок станет более заинтересованным и мотивированным в учебе. Учебные мероприятия, такие как управляемое чтение, рефлексивное письмо и обучение в группах, будут для них проще, и они будут более вовлечены в эти условия.
Самое главное, ваш ребенок будет нести ответственность за свои собственные решения и действия для своего обучения. Они смогут применить свои знания для решения реальных проблем и развить навыки для решения этих проблем. Они также могут развивать навыки принятия решений, чтобы уверенно справляться с ситуациями, поскольку они уже умеют думать и учиться самостоятельно. Вы, наверное, уже заметили, что все это важные навыки для взрослой жизни и построения карьеры.
Чем вы можете помочь?
Первый шаг к тому, чтобы помочь вашему ребенку в самообучении, состоит в том, чтобы помочь ему осознать свои учебные привычки, отношение к обучению и поведение, а также свои сильные и слабые стороны. Создание этого самосознания помогает учащимся оценить свои модели обучения и способности.
Предоставление ребенку возможности выбора в классе и вне его может помочь ему учиться посредством наблюдения, исследования, экспериментирования и открытий. Важно, чтобы ваш ребенок сам выбирал свою учебную деятельность, методы выражения обучения и средства обучения. Это укрепит их навыки самостоятельного обучения.
Также важно побуждать ребенка критиковать свои решения и действия в процессе обучения. Это позволяет им определить, насколько эффективны их стратегии обучения и нужно ли их корректировать. Это также позволяет им научиться определять влияние своих действий на их обучение и учитывать различные точки зрения.