Постановка буквы р: Постановка звука р: поэтапная постановка и упражнения

Постановка звука «Р» (постановка, артикуляционная гимнастика, автоматизация звука»)

Постановка языка

Перед любой артикуляционной гимнастикой, в первую очередь следует узнать какой должна быть правильная постановка органов речи для корректного произношения нужного звука.

Чтобы правильно произнести звук «р», необходимо верно разместить язык. Он должен быть поднят к небу. Здесь важно понимать, что просто поднять язык к небу недостаточно, он должен правильно располагаться. Его кончик должен упираться в альвеолы, которые находятся за верхними резцами, а боковые стороны соприкасаться с коренными зубами верхней челюсти. При этом передняя часть языка слегка прогибается. Струя воздуха проходит через весь язык, заставляя его кончик вибрировать. Данный звук – это не что иное, как вибрация.

Приступаем к упражнениям

 

 «Лошадка»

 

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

 

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

 

 

 «Маляр»

 

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

 

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

 

 

 «Грибок»

 

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

 

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

 

«Гармошка»

 

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

 

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

 

 

«Фокус»

 

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

 

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 

 

«Индюк»

 

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

 

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Чистим зубки»

 

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

 

Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.  Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

 

 

«Маляр»

 

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

 

Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

 

 

«Вкусное варенье»

 

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

 

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.  Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

 

 

«Барабанщики»

 

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

 

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.  Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

Постановка звука Р от звука Д

Звонко и длительно произносить звук Д, прижимая кончик языка к верхним альвеолам. Пусть ребенок представит, что язык – это парус, который нужно надуть ветром. При произнесении звука Д нужно сильно дуть на язык, чтобы «парус захлопал, завибрировал на ветру». Подставив ладонь ко рту, ребенок должен ощущать толчки воздуха. Не сразу, но должно получиться др-р-р. Закрепляем его в словах с сочетанием др – драка, друг, дракон, затем с сочетанием тр – трава, труд, трон, затем в словах квадрат, патрон, ведро, витраж, кадр, метр, театр.

Постановка Р от звука З

Тянуть звук З при верхнем положении языка – «комарик гудит», затем быстро двигать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами – «комарик замерз и дрожит».

Постановка звука Р на вдохе

Ребенок тянет звук С, прислонив язык к зубам. Объясните ему – сначала выдувай воздух изо рта и произнеси С наружу, а затем всоси в себя этот же воздух и звук С вместе с ним внутрь. Или – произнося звук С сделай такое движение языком, как будто хочешь «всосать» в себя слюнки.

Постановка с механической помощью

Для этого можно использовать резиновую соску, ручку чайной ложечки, ватную палочку или указательный палец ребенка. Предметы должны быть идеально чистыми, на пальчике нужно коротко состричь и ровно подпилить ноготок, чтобы не повредить язык. Ребенок длительно произносит верхний звук З или Д-Д-Д-Д, в это время взрослый каким-либо из перечисленных предметов быстро двигает под языком вправо-влево, вызывая его колебания. Если это пальчик ребенка, он должен быть абсолютно прямым и сначала взрослый сам двигает детскую руку. В результате должен послышаться грубый, раскатистый звук Р.

Закрепляем произношение (автоматизация звука Р)

После постановки звука любым перечисленным способом, его нужно закрепить сначала в начале слов, затем в середине и в конце. После этого называются или составляются по картинкам словосочетания и предложения, насыщенные звуком Р, разучиваются чистоговорки, скороговорки, стихи и песенки. Для этого лучше использовать специальную методическую литературу.

Упражнения

При произнесении звука [Р] кончик языка лежит у альвеол верхних передних зубов. При выдохе кончик языка под воздействием сильной струи воздуха то отскакивает от нёба, то снова касается его, вибрирует. Вибрация происходит около передней части твердого нёба. Края языка прижаты к боковым зубам.
При произнесении мягкого [Р’] вибрация происходит еще ближе к передним верхним зубам и в силу своей мягкости требует большего количества и частоты вибрации, чем при [Р], следовательно, и более сильной струи и напора выдыхаемого воздуха. При картавом [Р] следует путем постепенного развития гибкости и послушности кончика языка заставить его вибрировать. Одним из упражнений, помогающим картавящему добиться вибрации кончика языка, является четкое напористое и довольно быстрое чередование звуков [ЗЗЗ] и [ЖЖЖ] на одном непрерывном выдохе. Непрерывное произнесение этих звуков дает постепенно ощущение легкой вибрации кончика языка.

Упражнение № 1. Зжд, зжд, зжди, зждэ, зжда, зждо, зжду, зжды.

Упражнение № 2. Зждр, зждрр, зждррр… зждри, зждрэ, зждра, зждро, зждру, зждры.

Упражнение № 3. Тд-тд-тд-трри, тд-тд-тд-тррэ, тд-тд-тд-трра, тд-тд-тд-трро, тд-тд-тд-трру…

Упражнение № 4. Дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры…

Упражнение № 5. Дрирр, дрэрр, драрр, дрорр, друрр, дрырр…

Упражнение № 6. Ри, рэ, ра, ро, ру, ры, ре, ря, рё, рю.

Упражнение № 7. Ри-ри, рэ-рэ, ра-ра, ро-ро, ру-ру, ры-ры, ре-ре, ря-ря, рё-рё, рю-рю.

Упражнение № 8. Ри-ри-рирр, рэ-рэ-рэрр, ра-ра-рарр, ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ры-ры-рырр.

Упражнение № 9. Ри-ри-риррь, ре-ре-реррь, ря-ря-ряррь, рё-рё-рёррь, рю-рю-рюррь, ри-ри-риррь.

Упражнение № 10. Рири-рирри, рэрэ-рэррэ, рара-рарра, роро-рорро, руру-рурру, рыры-рырры.

Упражнение № 11.  Рири-рирри, рере-рерре, ряря-рярря, рёрё-рёррё, рюрю-рюррю.

Произнесите следующие слова: бомбардир, секретарь, вратарь, прибор, лаборатория, отрегулировали, парламентарий, переиллюстрировать, рояль, ряженка, царица.

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним задачи, например, посплетничать, договориться о свидании):

1. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

2. Клара-краля кралась к Ларе.

3. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

4. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

6. Курьера курьер обгоняет в карьер.

7. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал — не мелел Байкал.

8. Ловко лавируя в ларингологии, лекарь ларинголог легко излечивал ларингиты.

9. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

10. Раз солгал — навек лгуном стал.

11. На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

Произносить (читать) слоги чётко произнося звук [Р]

дра-дры-дро-дру  
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро


Произносить (читать) слова чётко произнося звук [Р]

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный ,дружить, другой.

 

Четко произносить (читать) чистоговорки

 

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро — у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И –ДР-

Произносить (читать) предложения по образцу: У Кон-др-ата много др-узей. На тр-аве вё-др-а.

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Ведро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна страница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быстро закончили строгать доски.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

Произносить (читать) слоги чётко произнося звук [Р]

тра-тры-тро-тру  
тры-тро-тру-тра  
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро
 

Проговаривать (читать) слова, чётко произнося звук [Р]

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

 

Четко произносить (читать) чистоговорки

 

Тра, тра, тра — погуляли до утра.

Тра, тра, тра — мы сидели у костра.

 Тры, тры, тры — наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры — зажигаются костры.

 

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

 

Произносить (читать) слоги по образцу: а-р-, о-р-, е-р-, я-р-.

 

Ар-ур-ир            Ир-ор-ар                      эр-ур-ир                       Ир-ор-ур

Ор-ир-ур            Ур-ир-ор                      ор-эр-ар                       Ур-ор-эр

 

 

Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов

 

Говорит взрослый.                                Говорит ребенок

Рая едет на базар                                      ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Федор подметает двор,                            ор-ор-ор, ор-ор-ор.

У корыта много кур,                                   ур-ур-ур, ур-ур-ур.

Ираида пьет кефир                                   ир-ир-ир, ир-ир-ир.

Ровный красный помидор                      ор-ор-ор-, ор-ор-ор.

Фермера зовут Захар,                               ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Мастер разрезает шнур,                           ур-ур-ур, ур-ур-ур.

 

 

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ С УДАРЕНИЕМ НА СЛОГ


Произносить (читать) слова по образцу: хо— р — , а — р — ка, фо — р — точ-ка

ар — вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.
ор — бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, горка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, форточка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.
ур — -бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка.

 ыр- сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырчатый.
яр —  ярко, ярче, доярка

 ёр-  ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёрный.
юр — юрта, юркий.

 ер — верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пионер, офицер. 
ир — мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.
 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ  БЕЗ УДАРЕНИЯ НА СЛОГЕ


Произносить (читать) слова по образцу: а — р — буз, ве-те — р — , о-гу — р — -цы.
ар — арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан
ур — пурга, огурцы, шнурки.
ир — кирка, кирпич.

ер — веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

 Произносить (читать) предложения. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. Фёдор надевает куртку. В комнате яркий абажур. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.

 

— Егор, Егор, укажи свой двор!

— А вон мой двор, голубой забор.

Четко произносить (читать) чистоговорки

Ар-ар-ар — стоит самовар.
Ар-ар-ар — улетел мой шар.
Ор-ор-ор — Вова несёт топор.
Ор-ор-ор — красный помидор.
Ур-ур-ур — щенок гоняет кур.
Ур-ур-ур — у нас короткий шнур.

Ыр-ыр-ыр — мы едим сыр.
Эр-эр-эр — ветер, вечер, офицер.
Ир-ир-ир — мы пьём кефир.
Ер-ер-ер — дядя Федя — офицер.
Ёр-ёр-ёр — на стене ковёр.
Арки-арки-арки — Рая собирает марки.
Орка-орка-орка — во дворе крутая горка

Картинки к занятиям

Постановка звука Р (презентация)

Исправление нарушений произношения звука [ Р ]

Учитель-логопед Малинкова А. Н.

ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА

  • Ребенок различает на слух, но не произносит звук [ Р ]
  • Язык безучастно лежит во рту. При этом звук [ Р ] может быть лишен собственной присущей ему артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного ( КАаОВА).

Произношение звука [ Р ]

норма

Параротоцизм

Л

Й

Д

Л

В

Р

Р

Ы

Г

Постановка звука

по подражанию

от опорных

звуков

с механической

помощью

от артикуляционных упражнений

Подготовительный этап

1 * Сопоставление и определение на слух звука [ Р ] и его заменителя.

2 * Сравнительный анализ артикуляции звука [ Р ] и его заменителя.

* Формирование артикуляц ионных навыков, необходимых для постановки звука [ Р ] .

Артикуляционные упражнения для постановки звука [ Р ]

«Вкусно» «Качели» «Чашечка»

Артикуляционные упражнения для выработки вибрации кончика языка и формирования сильной направленной воздушной струи

«Грибок» «Кучер» «Фокус»

А ртикуляционно е упражнени е «Верблюд»

Проглотить слюну, «высушить» язык. Маленький кусочек бумаги положить на самый кончик языка и, сразу же приподняв язык вверх, не прижать , а приложить его к основанию верхних резцов.

Затем с силой выдохнуть, стараясь сдуть бумажку с кончика языка.

Послышится либо глухой раскатистый звук [ Р ] , либо звукосочетание «ТР»

Упражнения-слоги

  • В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки Р недостаточно, использую следующие упражнения-слоги, которые надо произносить быстро и ритмично:
  • дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды.
  • дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды….
  • дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…тыдотыдотыдо…

Артикуляционное упражнени е « Грибок »

Предложите ребенку при открытом рте присасывать язык к небу и подуть на него, разрывая смычку языка с твердым нёбом.

Возникает короткая вибрация кончика языка: Трр.

Артикуляционное упражнени е « Грибок »

Ребенок кладет голову на колени логопеду,

присасывает язык к нёбу(«Грибок»,)

в это время логопед большим и указательным пальцами (разумеется, чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!),

ребенок с силой дует на язык и …

частенько сразу же появляеися вибрация!!!

Постановка звука [ Р ] от звука [ С ] на выдохе

  В ыдуть воздух изо рта со звуком [ С ] , а потом резко всосать этот же самый воздух и звук [ С ] обратно вместе с языком, как будто улитку в раковину .

При этом язык должен как бы «чиркнуть» по альвеолам.   

    Затем нужно естественным образом произнести звук [ С ] и повторить эти же действия на выдохе .

П остановка звука [ Р ] от слогового сочетания или «ЗА»

«Заводим мотоцикл».

Протяжно произнося слог «Ззза» ребенок, как бы «газуя» делает РЕЗКИЙ поворот кистями рук, и, таким же РЕЗКИМ рывком «чиркая» кончиком языка вверх по альвеолам, делает резкий выдох на кончик языка. Получается фрикативный звук [ R ] или нормативный [ Р ] в сочетании с гласным [ А ] .

Затем ребенок «катается на мотоциклах других марок», имитируя рев моторов РУ, РЫ, РЭ или РО.

ПОСТАНОВКА звука [ Р ] в сочетаниях «ТР» ( ДР)

Артикуляционное упражнение «Парус»

    Пусть ребенок очень звонко произносит звук [ Д ] , прижимая кончик языка спереди к альвеолам.

Звук надо произносить максимально длительно, т. е. язык как можно дольше не отрывать от альвеол.

Скажите ребенку, что его язык – это «парус» и при произнесении звука [ Д ] он должен выдувать воздух так, чтобы его «парус захлопал, затрепетал и завибрировал на ветру», так, чтобы «ветер прорвал парус» (оторвал кончик языка от альвеол).

П олучится звукосочетание Дррр

Упражнение «Вкусное варенье»

Постановка Р из межзубного положения .

  • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».
  • Логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.
  • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э
  • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы.
    Важно не терять форму языка!

Прием «Подуй на карандаш»

Ребенку предлагают слегка прижать широкий кончик языка к альвеолам и

с силой подуть на лежащий перед ним карандаш так, чтобы тот покатился по столу. Сначала используют круглый, а затем (с целью повышения сложности упражнения) граненый

карандаш. Получается

глухое раскатистое Трр.

Прием «Фокус»

Предложите ребенку п роизнести верхнеязычное [ Т ] в составе сочетания ДЗЫНЬ (или мягкое верхнеязычное [ З’ ] — ДЗИНЬ), имитируя звон колокольчика, при этом он должен провести пальцем под языком. Вместо колокольчика зазвучит балалайка – вместо «ДЗЫНЬ» послышится «ДРЫНЬ» (или соответственно вместо «ДЗИНЬ» — «ДРИНЬ»). Затем следует постепенно удлинять произношение второго звука этого сочетания, обращая внимание ребенка на его звучание.

Постановка звука [ Р ] механическим способом

Ребенок длительно, протяжно произн осит :

—   * либо верхнеязычныйзвук [ Ж ] , [ З ]

—   * либо одно из сочетаний: «ЗА», «ЖА», «ДЖ»,«ДЗ»,

— * либо одно из слов: «жир», «тыр», «дырка»

«дзынь»

—  * либо      

Одновременно под язык ребенка подкладывается соска . Б ыстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами

ПРИЕМЫ РАСЩИПЛЕНИЯ звукосочетаний ТР, ДР,

 

Предложите ребенку сразу после слога ТРА произнести слог РА (

Тра- ра – ра), затем Тро-ро – ро, Тры – ры – ры и т.д.

Прием «Машина буксует»

Можно произносить звукосочетание Тррр «толчками»,

прерывая произношение [ Р ] короткими паузами, как

будто машина буксует: « Трр – р – р… »

Паузы нужно постепенно удлинять, пока звуки [ Р ]

не будут звучать практически изолированно друг

от друга в заданным ритме. Затем переходить

к автоматизации звука [ Р ] в прямых слогах РА, РО,

РЫ, РЭ, РУ и в словах с этими слогами.

  Если и этот способ расщипления сочетаний ТР, ДР не приносит ожидаемых результатов, можно научить ребенка вклинивать между согласными гласный звук: ТРа – Т уРа , ДРа — ДыРа Постепенно удлиняя первый гласный, переходить к послоговому произношению Ту – ра, Ды – ра и, наконец, просто РА

     О тработав звукосочетания Др – Тр (друг, трубка…) следует постепенно менять первые согласные звуки: Др – Бр (брат, брошка…) , Тр – Пр (правда, пруд…) . Далее так же вводятся звуки: Ф – Фр, В – Вр, Ш – Шр, З – Зр

Эффективные приемы для предотвращения типичных ошибок при постановке звука «Р»

  • а) при выдохе язык сужается.

Внимание ребенка необходимо зафиксировать на обязательном удержании смычки боковых краев языка с коренными зубами

  • б) при выдохе язык опускается, воздушная струя проходит свободно, не вызывая вибрации.

Ребенку предлагается прижать язык к альвеолам или поддерживать его язык пальцем (шпателем)

  • в) слишком слабая воздушная струя.

Необходимо отработать силу выдоха специальными упражнениями и осуществлять тактильный контроль струи

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ

Пришло время для УМНОЙ постановки целей

УМНАЯ постановка целей

УМНАЯ постановка целей немного отличается от УМНОЙ постановки целей. В прошлом мы много писали о целях SMART. В двух словах SMART — это аббревиатура, которая означает конкретный, измеримый, достижимый, актуальный и своевременный . Система SMART — это метод постановки целей, используемый в самых разных организациях. Мы написали отличное руководство по SMART, но сегодня мы здесь, чтобы поговорить о недавнем расширении методологии настройки SMARTER. Как вы можете заметить, к SMART было добавлено небольшое дополнение… две дополнительные буквы. Итак, теперь у нас есть…


Аббревиатура целей SMARTER

Что означает аббревиатура целей SMARTER? Найдите значение каждой из букв ниже;

Буква Значение
S Конкретный
M Измеряемый
A Достижимый
R Релевантный
T 9 0027 Своевременно
E Оценка
R Повторная настройка


Что такое SMARTER цели?

Давайте быстро пройдемся по тем, которые мы уже знаем. ..

S — Конкретные

Ваши цели должны быть конкретными. Они должны предоставить вам ясность и краткую цель относительно того, куда вы идете со своей целью. Задайте себе несколько из следующих вопросов, чтобы конкретизировать свою цель:

  • Чего я хочу достичь?
  • Замешан ли кто-нибудь еще?
  • Вероятно ли, что я столкнусь с какими-либо проблемами и какими они могут быть?
  • Как мне этого добиться?

M — Измеримые

Ваши цели должны быть измеримыми. Предоставление себе метрики для совместной работы облегчает достижение ваших целей. Вы можете создать временную шкалу и сравнить свой прогресс по ней, чтобы увидеть, достигаете ли вы своих целей вовремя или нет. Спросите себя:

  • Есть ли у меня график?
  • Когда я хочу достичь этой цели?
  • Как я узнаю, что достиг этой цели?

A — Достижимо

Ваши цели должны быть достижимы. Реалистичны ли ваши цели? Возможно ли для вас достичь их в заданные сроки? Нам нравится думать, что мы можем достичь больших целей, но иногда это не так. Сделайте свои цели достаточно большими, чтобы подтолкнуть себя к их достижению. Но не делайте их недостижимыми.

  • Реальна ли эта цель?

R — Релевантно

Ваши цели должны быть релевантными. У каждой цели должна быть причина. Меньшие цели должны быть связаны с более широкой картиной, и большинство из них должно соответствовать целям команды, отдела или организации.

  • Совпадают ли мои цели с целями команды, отдела и организации?
  • Стоит ли задача?

T — Своевременно

Убедитесь, что вы устанавливаете сроки достижения своих целей. Без него труднее достигать своевременных целей. Вы можете расширить это, чтобы иметь временную шкалу крайних сроков. Разбейте свою главную цель на более мелкие, чтобы вы могли отслеживать свой прогресс на этом пути.

  • Когда истекает срок выполнения моей задачи?
  • Должен ли я создать временную шкалу? Если да, то каковы мои меньшие цели?
  • Чего я могу добиться за 6 месяцев?

Итак, что насчет новых писем? Давайте посмотрим…

E – Оцените!

Вместо того, чтобы строить планы и надеяться, что к концу процесса вы достигнете своих целей, постоянно оценивайте свои цели на протяжении всего процесса. Это может варьироваться в зависимости от человека. Некоторые люди могут захотеть оценивать прогресс своей цели ежедневно, некоторые еженедельно, а некоторые раз в два месяца. Что бы вы ни предпочли, убедитесь, что вы постоянно оцениваете свои цели, чтобы убедиться, что вы их достигаете. Эта цель очень хорошо связана со своевременностью, поскольку у вас есть подход к постановке целей, основанный на временной шкале.

Это также означает оценку вашей работы в конце процесса, чтобы вы могли учиться на своих ошибках и оптимизировать процесс постановки следующей цели.

Оценка ваших целей поможет вам сохранять концентрацию на протяжении всего процесса.

Р – Перенастроить!

Когда-нибудь сталкивались с постоянной проблемой на рабочем месте, вы упираетесь в стену? Ну, это письмо здесь, чтобы помочь вам. Если вы сталкиваетесь с постоянной проблемой с вашими целями, пришло время сделать шаг назад и перенастроиться. Перенастройка не означает отказ от целей и получение новых, это средство для достижения цели, способ обойти свои проблемы.

Использование целей SMART в сестринском деле

Лидерство | Nursing Practices

  • Цели SMART — это инструмент, используемый для постановки целей. SMART — это аббревиатура от «конкретный, измеримый, достижимый, актуальный и своевременный».
  • Цели с большей вероятностью будут достигнуты, если они организованы и конкретизированы таким образом. Этот тип организации разбивает общую цель на несколько шагов, что упрощает ее достижение и визуализацию.
  • Цели SMART в сестринском деле предназначены не только для достижения личных и профессиональных целей медсестры, но и для помощи пациентам в создании и достижении их собственных целей, связанных с уходом за ними.

RN, MSN, главный медсестра

21 июня 2022 г.

Аббревиатура SMART относится к рекомендациям, которые медсестры должны использовать при постановке целей в рабочей среде, академических или даже личных целях.

Каждая буква представлена ​​следующим образом: – S – Особый; M – Измеримый; А – Достижимый; R – Актуально; T – Своевременно.

Используя цели SMART, медсестры имеют больше шансов добиться успеха благодаря более сильному чувству направления и организационным методам, которые используются изначально.

Цели SMART также позволяют медсестрам сотрудничать со своими пациентами для постановки целей, которых можно достичь.

Важность целей SMART в сестринском деле


Важно иметь желание, решимость и стремление развиваться как медсестра и постоянно совершенствоваться. Медсестры должны задать себе вопрос: хочу ли я улучшить свои навыки в определенных областях или остаться на прежнем уровне в своей карьере?

Большинство ответит, что крайне важно искать новые способы обучения, роста и совершенствования наших знаний, чтобы поддерживать соответствие тенденциям, технологиям и медицинским вмешательствам.

Цели SMART — это отличный способ убедиться, что навыки ухода за больными улучшаются, происходит продвижение вперед и сохраняется последовательность в постановке и достижении целей.

Как бы ни было важно для медсестер ставить цели и достигать их, не менее важно помогать пациентам в постановке краткосрочных целей, связанных с уходом за ними, для достижения положительных результатов.

Часто пациенты не уверены и не знают, как ставить конкретные цели, которые можно реально измерить и достичь. Использование SMART-целей — это основной способ их достижения.

 

Компоненты целей SMART в сестринском деле


Цели SMART можно лучше всего описать следующим образом:   

S-Specific


что пытается получить?

Например, медсестра хочет сократить время, необходимое для документирования, на два часа, чтобы обеспечить более непосредственный уход за пациентом. Медсестра может внедрить улучшенный график рутинной работы, который фокусируется на том, как эффективно документировать.

М-Измеряемый


Как я буду измерять свой прогресс?

Время, которое медсестра тратит на документацию, будет контролироваться и отслеживаться в течение каждой смены, и время, необходимое для заполнения документации, должно сократиться после постановки целей.

A-Attainable

Есть ли у меня навыки, необходимые для достижения целей?

Медсестра должна иметь доступ к ресурсам, которые сосредоточены на навыках эффективного ведения документации, обеспечивая при этом оптимальный уход.

R-релевантный

Почему эта цель важна для меня?

Слишком много времени на документирование может привести к ухудшению и неоптимальному уходу за пациентами. Если медсестра сосредоточится на эффективной документации и сократит объем документации на два часа в смену, медсестра высвободит больше времени для точной оценки своих пациентов, работы с семьями/лицами, осуществляющими уход, и постарается сосредоточиться на более непосредственный уход за пациентом.

T-Timely

Когда я достигну поставленной цели?

Медсестра должна четко указать расчетное время, за которое должна быть достигнута цель. Например, медсестра хочет сократить сумму, которую он/она тратит на документирование каждой смены, на два часа, если это возможно, пока не происходит чрезвычайная ситуация. У цели будет установленная дата, которая должна быть достигнута к 15-му числу следующего месяца.

 

 

Примеры целей в сестринском деле


В такой быстро меняющейся и занятой рабочей силе для медсестер стресс может стать непреодолимым из-за тяжелой рабочей нагрузки и многочисленных изменений. Цели SMART полезны в сестринском деле, поскольку они помогают определить структуру развития, которая позволяет медсестрам продвигаться к своим целям. Вот несколько примеров, на которых следует сосредоточиться: 

Безопасность


Использование текущих политик организации для создания контрольного списка обновленных сведений о безопасности пациентов и потенциальных опасностях.

Уход за пациентами


Обеспечение своевременной передачи всех записей об осмотре, сведений о пациенте и инструкций следующей медсестре и их выполнение до окончания смены.

Точность

Информация о пациенте будет задокументирована, как только оценки будут завершены, пока информация и детали свежи в памяти медсестры, а точность будет поддерживаться до перехода к другой задаче.

Эффективность

Дополнительные задачи будут задокументированы, чтобы можно было отметить и проверить эффективное соотношение времени и обязанностей.

Профессиональное развитие


Медсестры должны продолжать стремиться развиваться и расти. Поступая таким образом, медсестры могут планировать ежегодное прохождение двух-трех курсов CE, которые помогут им в их специальности.

Влияние SMART-целей на сестринское дело

SMART-цели оказались полезными как для медсестер, так и для пациентов, позволяя им ставить конкретные цели, которые можно измерить и достичь.

Это, в свою очередь, позволяет повысить уровень знаний медсестер и повысить чувство достижений как у пациентов, так и у медсестер.

Общие результаты могут иметь решающее значение для оказания помощи как медсестрам, так и пациентам, которые хотят улучшить свои навыки в следующих областях:

  • Обеспечивает направление
  • Развивает четкое внимание к тому, что важно
  • Обеспечивает ясность при принятии решений
  • Дает ощущение личного удовлетворения и цели в жизни
  • Дает человеку контроль над своим будущим
  • Обеспечивает мотивацию

 

Практический результат


Все вышеперечисленные области важны, поскольку цели можно ставить, работать над ними, анализировать и пересматривать. В конечном итоге это приводит к ощущению самообладания и достижения. Использование целей SMART может помочь разработать стратегии улучшения на различных уровнях карьеры, здоровья и личной жизни.

Методы, используемые с целями SMART, помогают определить конкретные результаты и умеют распознавать и достигать цели. В целом, это привело к улучшению состояния как медсестер, так и пациентов.

Вам нравится то, что вы читаете?
Поделитесь нашими инсайдерскими знаниями и советами!

Подробнее

от NCC News and Content Team | 10 марта 2023 г. | Inside Scoop, Практика ухода за больными

Inside Scoop | Сестринская практика Плюсы и минусы телемедицины Телемедицина — это технологическая служба, которая соединяет пациентов со службами здравоохранения и медицинской помощи посредством удаленного мониторинга, видеоконференций, беспроводной связи и электронных консультаций. …

от NCC News and Content Team | 8 декабря 2022 г. | Лидерство

Лидерство Почему каждая медсестра должна стремиться к награде DAISY Премия Daisy Award была учреждена семьей Барнс в честь жизни их сына Дж.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts