Какой этап является наиболее важным в волевом действии: Какой этап является наибол, Психология

Содержание

32 Структура и этапы волевого действия

характеристика отдельных звеньев сложного волевого действия.

Постановка цели – первоначальный момент всякого волевого действия.

Цель – это желаемый, ожидаемый или предполагаемый результат действия.

«Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Различные цели неодинаково побуждают человека к цели. Здесь имеет значение высота цели, ее ясность и доступность. Осознанная потребность становится мотивом его действия, поэтому цели тесно связаны с мотивами. Мотивы волевых действий человека – это внутренние причины, побуждающие его к деятельности. Чем больше мотив сближается с целью, тем меньше волевых усилий требуется от личности для достижения поставленной цели.Значительно чаще в волевых действиях наблюдается несовпадение мотивов с целями деятельности. «Борьба мотивов нередко сопровождается значительным внутренним напряжением и представляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и общественными интересами, между «я хочу» и «я должен» и т.

д.»[16, стр.343] Борьба мотивов заканчивается принятием решения и постановкой определенной цели. Этим завершается первый этап волевого действия.

Второй этап сложного волевого действия – планирование, т.е. выбор средств для достижения поставленной цели. «Оно способствует отыскиванию наиболее рациональных способов выполнения разных по характеру и значимости целей при постоянно меняющихся условиях деятельности. «[4, стр.131] При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. При выборе средств неизбежно приходится считаться с действующими в обществе нормами поведения. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.

Постановка цели и планирование, несмотря на их значимость в волевом акте, как бы подготовительные этапы волевого действия. Завершающим этапом является исполнение. О воле человека судят именно по этому, третьему этапу, ибо без исполнения нет волевого действия.

На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, но и с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека.

«Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам, насколько является хозяином самого себя

Таким образом, критерием уровня развития воли человека является его практическая деятельность (исполнение).

Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, тем сильнее воля.

Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется. Выдержка человека проявляется в движениях, в общении с другими, в сдерживании неразумных желаний и т.д.Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью понимают сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую, т.е. умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную – умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процессе исполнения.От настойчивости принято отличать упрямство. Упрямство чаще всего выступает как отрицательное качество человека.Важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность, как правило, основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта.Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности всегда связана еще с одним качеством воли – решительностью.

Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решения. Прежде всего, решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели.Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой. Принятые цели лишь тогда будут реализованы, когда личность контролирует свою деятельность. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов – над мгновенными импульсами и минутными желаниями и т.д. Однако в зависимости от самооценки проявление и адекватность контроля существенно изменяются.
Воля формируется в течение всей жизни. Развитие волевой активности происходит вместе с формированием всей личности и осуществляется в нескольких направлениях. «С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности».[14] Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью.Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек «сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> ВОЛЕВОЙ ПРОЦЕСС Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.

ВОЛЕВОЙ ПРОЦЕСС Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько — нибудь сложным и длительным сознательным процессом; сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается посредством привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только дан импульс.

Для сложного волевого акта в его наиболее выраженной специфической форме существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в сколько — нибудь развернутом виде. В сложном волевом действии можно выделить 4 основные стадии, или фазы: 1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) решение; 4) исполнение. Основным содержанием первой фазы в развитии волевого действия являются возникновение побуждения и осознание цели. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В реальном протекании волевого действия различные фазы могут в зависимости от конкретных условий приобретать больший или меньший удельный вес, иногда сосредоточивая в себе весь волевой акт, иногда вовсе выпадая.

Традиционная психология, отражавшая по преимуществу психологию рефлектирующего интеллигента, находящегося на распутье, раздираемого сомнениями, борьбой мотивов, выдвигала в качестве ядра волевого акта именно эту «борьбу мотивов» и следующее за ней более или менее мучительное решение. Внутренняя борьба, конфликт со своей собственной, как у Фауста, раздвоенной душой и выход из нее в виде внутреннего решения — все, а исполнение этого решения — ничто. В противоположность этому другие теории стремятся вовсе выключить из волевого действия внутреннюю работу сознания, связанную с выбором, обдумыванием, оценкой; с этой целью они отделяют мотивацию воли от самого волевого акта. В результате волевое действие или даже волевой акт превращается в чистую импульсивность. Абсолютизации рефлектирующей сознательности противопоставляется другая крайность — импульсивная действенность, вовсе лишенная сознательного контроля.

В действительности всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Но это никак не значит, что борьба мотивов является его центральной частью, его душой. Из самого существа волевого действия, как действия, направленного на достижение цели, на реализацию замысла, вытекает, что основными его частями являются исходная и завершающая фазы — явное осознание цели и настойчивость, твердость в ее достижении. Основа волевого действия — целеустремленная, сознательная действенность. Признание господствующего значения исходной и завершающей фазы волевого действия — осознания цели и ее осуществления — не исключает, однако, ни существования других фаз, ни того, что в конкретных, многообразных и изменчивых условиях реальной действительности в том или ином частном случае на передний план выступают и другие фазы волевого акта. Все они подлежат поэтому анализу. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание; возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность.
У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание — это опредмеченное стремление. Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Желание — это целенаправленное стремление.

Но наличие желания, направленного на тот или иной предмет как цель, еще не является законченным волевым актом. Если желание предполагает знание цели, то оно еще не включает мысли о средствах и хотя бы мысленного овладения ими. Оно поэтому не столько практично, сколько созерцательно и аффективно. Желать можно и того, в достижимости чего не уверен, хотя твердое знание абсолютной недостижимости предмета желания, несомненно, парализует, если не убивает, желание.

Желание часто открывает широкий простор воображению. Подчиняясь желанию, воображение разукрашивает желанный предмет и этим в свою очередь питает желание, явившееся источником его деятельности. Но эта деятельность воображения, в которой взаимодействуют чувство и представление, может заместить действительную реализацию желания. Желание обволакивается мечтами, вместо того чтобы претворяться в действие. Оно приближается к пожеланию. Желать еще не значит хотеть. Желание переходит в подлинно волевой акт, который в психологии принято обозначать неуклюжим словом «хотение», когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами. Хотение — это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хотение имеется там, где желанны не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит. Как бы ни отличались влечение, желание и хотение друг от друга, каждое из них выражает стремление — то внутреннее противоречивое состояние недостатка, нужды, страдания, беспокойства и вместе с тем напряжения, которое образует исходное побуждение к действию. В ряде случаев побуждение к действию, направленному на определенную, более или менее ясно осознанную цель, непосредственно влечет за собой действие. Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию. Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие; случается, что прежде, чем наступило действие, появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах, которые ведут к ее достижению; иногда почти одновременно появляется несколько конкурирующих целей, возникает мысль о возможных нежелательных последствиях того поведения, которое ведет к достижению желанной цели, и в результате образуется задержка. Положение осложняется. Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов. Основным содержанием второй фазы в развитии волевого действия являются обсуждение и борьба мотивов.

Иногда говорят, что в отличие от импульсивного, аффективного действия, которое обусловлено ситуацией больше, чем постоянными, существенными свойствами или установками личности, волевое действие как избирательный акт, т. е. результат произведенного личностью выбора, обусловлено личностью в целом. Это в известном смысле правильно. Но не менее правильно и то, что в волевом акте часто заключены борьба, противоречие, раздвоение. У человека есть много различных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются несовместимыми. Человек вовлекается в конфликт. Разгорается внутренняя борьба мотивов. Но и тогда, когда противоречие не выступает непосредственно в мучительном чувстве раздвоения, сознательное мыслящее существо, у которого возникает желание совершить некоторое действие, обычно склонно подвергнуть его предварительному анализу. Прежде всего естественно возникает потребность в том, чтобы учесть последствия, которые может повлечь осуществление желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Учет последствий предполагаемого действия сплошь и рядом обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или определенным интересом, в конкретной ситуации оказывается осуществимым лишь за счет другого желания; желательное само по себе действие может при определенных условиях привести к нежелательным последствиям.

Задержка действия для обсуждения так же существенна для волевого акта, как и импульсы к нему. Задержке должны подвергнуться в волевом акте другие, конкурирующие, импульсы. Временной задержке должен подвергнуться и приводящий к действию импульс, для того чтобы действие было волевым актом, а не импульсивной разрядкой. Волевой акт — это не абстрактная активность, а активность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них, подчиняя одни из них другим и любое из них — задачам и целям, которым личные желания должны быть подчинены. Воля на высших своих ступенях — это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает, далее, способность регулировать свое поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует поэтому самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служения им. Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор, надо принять решение. Выбор требует оценки. Если возникновение побуждения в виде желания предварительно выдвигает некоторую цель, то окончательное установление цели — иногда совсем не совпадающей с первоначальной — совершается в результате решения.

Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдет, от собственного решения порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности.

Принятие решения может протекать по — разному. 1. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза: волевой акт совершается без особого решения. Так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому побуждению, — никаких внешних препятствий. При таких условиях достаточно представить себе цель и осознать ее желанность, чтобы последовало действие. Весь волевой процесс — от первоначального побуждения и возникновения цели до ее осуществления — так стянут в одно нерасчлененное единство, что решение не выступает в нем как особый акт; принятие решения заключено в свернутом виде в признании цели. В тех волевых актах, в которых за возникновением побуждения к действию следует сколько — нибудь сложная борьба мотивов или обсуждение и действие отсрочиваются, решение выделяется как особый момент. 2. Иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Произошла какая — то внутренняя работа, что — то сдвинулось, многое переместилось — и все представляется уже в новом свете: я пришел к решению не потому, что считаю нужным принять именно это решение, а потому, что никакое другое уже невозможно. В свете новых мыслей, которые я, размышляя над решением, осознал, под воздействием новых чувств, которые на меня за это время нахлынули, то, что недавно еще казалось таким важным, вдруг представилось ничтожным, и то, что не так давно казалось желанным и дорогим, вдруг утратило свою привлекательность. Все разрешилось, и нужно уже не столько принимать решение, сколько констатировать его. 3. Наконец, бывает так, что до самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все это в жертву. В таком случае, когда конфликт, заключенный в борьбе мотивов, не получил разрешения, которое исчерпало бы его, особенно осознается и выделяется решение, как особый акт, который подчиняет одной принятой цели все остальное. Само решение, а затем и следующее за ним исполнение в таком случае обычно сопровождаются ярко выраженным чувством усилия. В этом чувстве, связанном с внутренней борьбой, некоторые склонны видеть особый момент волевого акта. Однако вовсе не всякое решение и выбор цели должны сопровождаться чувством усилия. Наличие усилия свидетельствует не столько о силе волевого акта, сколько о том противодействии, которое эта сила встречает. Мы испытываем чувство усилия обычно лишь тогда, когда наше решение не дает подлинного разрешения борьбе мотивов, когда победа одного мотива означает лишь подчинение остальных. Когда остальные мотивы не исчерпаны, не изжиты, а только побеждены и, побежденные, лишенные доступа к действию, продолжают жить и привлекать, мы неизбежно испытываем чувство усилия, принимая наше решение. Поскольку для живых людей, которым не чужды внутренние противоречия, такие конфликтные ситуации не только возможны, но иногда и неизбежны, очень важно, чтобы человек способен был на усилие. Это тем более важно, что такое усилие бывает по большей части необходимо в случаях волевых решений, которые должны обеспечить торжество более отвлеченных принципиальных мотивов над укоренившимися в нас влечениями. Однако все же неправильно видеть в усилии, связанном с решением, основной признак волевого акта. Когда человек весь в своем решении и все его устремления в полном, нерасчлененном единстве слиты, он не испытывает усилий, принимая решение, и тем не менее в этом волевом акте может быть особая несокрушимая сила. Она не может не сказаться на исполнении решения. Здесь, однако, в борьбе с реальными трудностями способность к волевому усилию приобретает существенное значение как важнейший компонент или проявление воли.

Три отмеченных нами случая отличаются друг от друга тем, насколько решение выделяется в волевом процессе как особый акт.

В первом из перечисленных нами случаев решение непосредственно слито с принятием цели; во втором оно не отделилось еще от борьбы мотивов, являясь лишь естественным ее концом, а в третьем — оно выделилось из этой последней и противостоит как особый акт, наделенный максимальной степенью активности и осознанности. Однако в известном смысле каждый волевой акт включает в себя решение, поскольку он предполагает принятие определенной цели и открывает соответствующему желанию доступ к моторной сфере, к действию, направленному на ее осуществление. Сама «техника» решения, те процессы или операции, посредством которых к нему приходят, в разных условиях бывают различными. В тех случаях, когда главная трудность заключается в том, чтобы знать, как поступить, для решения достаточно осмыслить положение и подвести данный конкретный случай под какую — то общую категорию. Как только вновь представившийся случай включен в какую — то привычную рубрику, уже известно, как с ним быть. Так решаются прежде всего более или менее обыденные вопросы, особенно достаточно опытными и не очень импульсивными людьми.

У натур очень импульсивных значительную роль в принятии решения могут играть обстоятельства. Некоторые импульсивные, страстные и уверенные в себе натуры иногда как бы преднамеренно отдают себя во власть обстоятельств, в полной уверенности, что надлежащий момент принесет надлежащее решение.

Нерешительные люди, особенно когда положение сложно, осознавая это, иногда намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение ситуации само принесет желанный результат или сделает принятие решения более легким, вынудив принять его.

Иногда в затруднительных случаях люди облегчают себе решение тем, что принимают его как бы условно, приурочивая исполнение к определенным, не зависящим от их решения, обстоятельствам, при наличии которых оно вступает в силу. Так, будучи не в силах сразу оторваться от увлекательной книги и взяться за скучную работу, человек принимает решение сделать это, как только часы пробьют такой — то час. Окончательное решение или по крайней мере исполнение его перекладывается на обстоятельства, принятие решения — как бы условное — этим облегчается. Таким образом, тактика принятия решения может быть многообразной и достаточно сложной. Принять решение — еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершен.

Восхождение к высшим ступеням волевой деятельности характеризуется прежде всего тем, что исполнение превращается в более или менее сложный, длительный процесс. Усложнение этого последнего завершающего этапа волевого акта является характерным для высших ступеней волевого действия, которое ставит себе все более сложные, отдаленные и высокие, все труднее достижимые цели. В решении то, чего еще нет и что должно быть, противопоставляется тому, что есть. Исполнение решения требует изменения действительности. Желания человека не исполняются сами собой. Идеи и идеалы не обладают магической силой самореализации. Они становятся реальностью лишь тогда, когда за ними стоит действенная сила преданных им людей, умеющих преодолевать трудности. Их осуществление сталкивается с реальными препятствиями, которые требуют реального преодоления. Когда борьба мотивов закончена и решение принято, тогда лишь начинается подлинная борьба — борьба за исполнение решения, за осуществление желания, за изменение действительности, за подчинение ее человеческой воле, за реализацию в ней идей и идеалов человека, и в этой — то борьбе, направленной на изменение действительности, заключается основное. При традиционной трактовке воли предметом психологического анализа является то, что происходит в субъекте до начала волевого действия как такового. Внимание исследователя сосредоточивалось на внутренних переживаниях — борьбе мотивов, решении и т. д. , предшествующих действию, как будто там, где начинается действие, кончается сфера психологии; для этой последней как будто существует бездейственный, только переживающий человек.

В тех случаях, когда проблема действия не выпадала вовсе из поля зрения психологов, действие лишь внешним образом связывалось с психикой или сознанием, как это имеет место в теории идеомоторного акта у У. Джемса. Согласно этой теории всякая идея имеет тенденцию автоматически перейти в действие. При этом опять — таки само действие рассматривается как автоматическая двигательная реакция или разрядка, вызванная идейным «раздражителем». Она связана с предваряющим его сознательным процессом, но сама будто бы не включает такового. Между тем в действительности проблема волевого действия не сводится лишь к соотношению идей, представлений, сознания и двигательных реакций организма. Волевое действие заключает в себе отношение — реальное и идеальное — субъекта к объекту, личности к предмету, который выступает в качестве цели, к действительности, в которой эта цель должна быть осуществлена. Это отношение реально представлено в самом волевом действии, которое развертывается как более или менее сложный процесс, психическая сторона которого должна быть изучена.

Всякое волевое действие предполагает в качестве отправного пункта состояние, которое складывается в результате предшествующей ему более или менее длительной и сложной внутренней работы и которое можно было бы охарактеризовать как состояние готовности, внутренней мобилизованности. Иногда переход человека к действию совершается с необходимостью естественного процесса, и действие стремительно нарастает, как бурный поток со снежных вершин; иногда же, несмотря на то что решение уже принято, нужно еще как — то собраться, чтобы от решения перейти к исполнению.

Само действие как исполнение протекает по — разному, в зависимости от сложности задачи и отношения к ней действующего человека. По мере того как в силу сложности задачи, отдаленности цели и т. д. исполнение решения в действии растягивается на более или менее длительное время, от решения отделяется намерение.

Всякое волевое действие является намеренным или преднамеренным действием в широком смысле этого слова, поскольку в волевом действии результат является целью субъекта и входит, таким образом, в его намерения. Возможно, однако, волевое, т. е. целенаправленное и сознательно регулируемое, действие, в котором намерение в специфическом смысле слова не выделяется как особый момент: в этом смысле существуют ненамеренные волевые действия, т. е. действия, которые, будучи волевыми, не предваряются особым намерением. Так бывает, когда решение непосредственно переходит в исполнение благодаря тому, что соответствующее действие легко, привычно и т. д. Но в сколько — нибудь сложных ситуациях, когда осуществление цели требует более или менее длительных, сложных, непривычных действий, когда исполнение решения затруднено или в силу каких — либо причин должно быть отсрочено, намерение отчетливо выступает как особый момент. Намерение является внутренней подготовкой отсроченного или затрудненного действия. Человек вооружается добрыми и более или менее твердыми намерениями, когда предвидит трудности в исполнении своего решения. Намерение представляет собой, по существу, не что иное, как зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Поэтому, хотя оно не обязательно должно выступать в каждом волевом действии как особый, сознательно выделенный в нем момент, оно все же существенно, особенно для высших форм волевого действия.

Намерение может носить более или менее общий характер, когда оно выступает лишь как намерение осуществить известную цель или выполнить определенное желание, не фиксируя при этом конкретных способов реализации. Общее намерение, направленное на осуществление конечной цели, распространяется на всю цепь ведущих к ней действий и обусловливает общую готовность совершать применительно к различным ситуациям, создающимся в ходе действия, целый ряд различных частных действий. Наличие общего намерения осуществить какую — нибудь сложную отдаленную цель не исключает возможности подчиненных намерений, специально направленных на то или иное частное действие, служащее осуществлению этой цели, но оно иногда делает их излишними Внутри сложного волевого акта, в котором намерение регулирует исполнение, возможны в качестве компонентов такие простые волевые действия, которые не предваряются специальным намерением. Поэтому, рассматривая каждое частичное волевое действие само по себе, можно констатировать наличие волевых действий, которые не являются намеренными. С другой стороны, само наличие намерения обусловливает в отдельных случаях автоматический характер выполнения действия. Образование намерения, т. е. переход цели в намерение при принятии решения, снимает необходимость осознания цели при выполнении действия. В особенно яркой форме автоматизм некоторых намеренных действий проявляется в тех случаях, когда намерение носит специальный характер и приурочивает определенное действие к заранее фиксированным обстоятельствам. Так, выйдя из дому с намерением опустить в почтовый ящик написанное мною письмо, я могу, увидев по пути ящик, выполнить свое намерение как бы автоматически. Таким образом, рассматривая отдельное действие вне связи со сложным волевым процессом, в состав которого оно входит, можно констатировать наличие намеренных действий, которые носят не сознательно волевой, а автоматический характер Таким образом, схема, которая предусматривала бы только две категории действий 1) целенаправленные, сознательно регулируемые, т. е волевые и намеренные, и 2) неволевые и ненамеренные, такая схема представляется слишком упрощенной. Действительность противоречивее и сложнее В ней как будто встречаются еще 3) действия волевые и ненамеренные, а также 4) действия намеренные и не волевые, а автоматические.

Различные соотношения намерения и сознательного волевого действия обусловлены в конечном счете различиями в самом строении деятельности — частичное действие, которое превращается для субъекта лишь в способ осуществления более общего действия, не предваряется особым намерением, когда же частичное действие, входящее звеном в цепь действий, направленных на общую цель, выделяется для субъекта в относительно самостоятельный акт, оно, чтобы быть преднамеренным, предполагает особо на него направленное намерение, не покрывающееся общим намерением, относящимся к осуществлению общей цели.

В сложном волевом действии для исполнения решения иногда недостаточно намерения, хотя бы самого искреннего и лучшего. Прежде чем приступить к осуществлению отдаленной цели, требующей сложного ряда действий, необходимо наметить путь, к ней ведущий, и средства, пригодные для ее достижения, — составить себе план действий. При этом путь к конечной цели расчленяется на ряд этапов. В результате помимо конечной цели появляется ряд подчиненных целей, и то, что является средством, само на известном этапе становится целью. Психологически не исключена возможность и того, чтобы такая подчиненная цель — средство на время стала для субъекта самоцелью. В сложной деятельности, состоящей из цепи действий, между целью и средством развертывается сложная диалектика: средство становится целью, а цель — средством.

План бывает более или менее схематичен. Одни люди, приступая к исполнению принятого решения, стремятся все предусмотреть и как можно более детально спланировать каждый шаг; другие ограничиваются лишь самой общей схемой, намечающей только основные этапы и узловые точки. Обычно более детально разрабатывается план ближайших действий, более схематично или более неопределенно намечаются дальнейшие. В зависимости от роли, которую играет при исполнении план, воля бывает более или менее гибкой. У некоторых людей раз принятый план так довлеет над волей, что лишает ее всякой гибкости. План для них превращается в застывшую, безжизненную схему, остающуюся неизменной при любом изменении обстоятельств. Воля, ни в чем не отступающая от заранее составленного плана, слепая по отношению к конкретным, изменяющимся условиям его осуществления, — это тупая, а не сильная воля. Человек с сильной, но гибкой волей, никак не отказываясь от своих конечных целей, не остановится, однако, перед тем, чтобы ввести в предварительный план действий все изменения, которые в силу вновь обнаружившихся обстоятельств окажутся необходимыми для достижения цели. Когда конечная цель вовсе не определяет характер и способ действия, вместо единой системы действий, направленных на цель, легко может получиться простое рядоположение друг с другом не связанных действий, последовательность которых находится в полной зависимости от обстоятельств. В таком случае конечный результат действий может вовсе не совпасть с первоначальной целью. Бесплановость ставит под вопрос достижение цели, на которую направлено волевое действие. Волевое действие в своих высших формах должно быть плановым действием.

Волевое действие — это в итоге сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие — это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир.

Воля и познание, практическая и теоретическая деятельность человека, опираясь на единство субъективного и объективного, идеального и материального, каждая по — своему разрешают внутреннее противоречие между ними. Преодолевая одностороннюю субъективность идеи, познание стремится сделать ее адекватной объективной действительности. Преодолевая одностороннюю объективность этой последней, практически отрицая ее мнимую абсолютную разумность, воля стремится сделать объективную действительность адекватной идее.

Поскольку волевой акт является сознательным действием, направленным на осуществление цели, действующий субъект оценивает результат, к которому привело действие, сопоставляя его с целью, на которую оно было направлено. Он констатирует его удачу или неудачу и более или менее напряженно и эмоционально переживает его как свой успех или неуспех.

Волевые процессы являются сложными процессами. Поскольку волевой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выраженный эмоциональный характер. Поскольку волевой акт предполагает сознательное регулирование, предвидение результатов своих действий, учет последствий своих поступков, подыскание надлежащих средств, обдумывание, взвешивание, он включает более или менее сложные интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представлены в специфическом синтезе; аффект в них выступает под контролем интеллекта.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


 


   RSS     [email protected] 

Стадии волевого акта

Далее следует из Акт воли , глава 11, страницы 135-139

Волевой акт состоит из шести последовательных фаз или стадий. К ним относятся:

  1. Цель, цель или цель, основанные на оценке, мотивации и намерении
  2. Обсуждение
  3. Выбор и решение
  4. Аффирмация: Приказ или «Указание» Воли
  5. Планирование и разработка программы
  6. Направление исполнения

1. Цель, или задача: Главной характеристикой волевого акта является наличие цели, подлежащей достижению; … цель должна быть оценена и оценена; затем оно должно вызвать мотивы, которые порождают побуждение и намерение достичь этого.

2. .. Существует много возможных целей. .. выбор должен быть сделан … предпочтительная цель определяется путем обсуждения

6. Наконец приходит направление исполнения. Это специфическая задача воли, собственно функция которой не в том, чтобы непосредственно осуществлять исполнение, как это обычно полагают. Воля может и должна умело пользоваться другими психическими и телесными функциями и энергиями, имеющимися в личности: мышлением и воображением, восприятиями и интуицией, чувствами и импульсами, а также физическими органами действия.

Цель – Цель – Цель – Оценка – Мотивация – Намерение

Нижеследующее взято из Акт воли , глава 12, страницы 140-150

Классическая психология учитывала только сознательные мотивы. Тогда, напротив, психоанализ занимался только или почти только бессознательными мотивами и побуждениями, приходя, таким образом, для всех практических целей к отрицанию воли.

Подлинность не состоит в том, чтобы поддаться дурному мотиву просто потому, что он существует.

Таким образом, при рассмотрении мотиваций помогает различение двух классов, которые мы можем обозначить соответственно как влечения, побуждения и причины. Побуждения и побуждения могут быть сознательными или бессознательными и в целом могут рассматриваться как спонтанные тенденции, которые «двигают» нас или склонны к этому. Основания же, чтобы быть действительно таковыми, должны быть сознательными и иметь познавательный, ментальный аспект.

В настоящее время мы представляем собой сумму всей эволюции прошлого, начиная с минерального царства; но эволюция не останавливается на так называемых Homo sapiens: эволюция непрерывна, и наша задача — продолжать и развивать этот великий эволюционный импульс, не отвергая, однако, предшествующих стадий!

Важно убедиться, что низшие мотивы согласованы с высшими мотивами и что именно они управляют и определяют действие.

Обсуждение

Нижеследующее взято из Акт воли , глава 13, страницы 151-169

Таким образом, предварительным условием мышления — и обдумывания — является акт сдерживания, торможения.

Для современного уха слово «торможение» звучит довольно неприятно; это напоминает о репрессиях и их печальных последствиях. Можно сказать, что сегодня существует настоящая фобия репрессий. Поэтому стоит прояснить огромную разницу между вытеснением и сознательным контролем.

Необходимо учитывать последствия действий, которые мы предлагаем предпринять. Это упражнение в предвидении. … ; что необходимо, так это эмпатия, то есть способность входить, так сказать, в кожу других и посредством интуитивного воображения осознавать последствия, которые могут произвести наши слова и действия.

Вдохновения и интуиция… Рассмотрим теперь другой способ принятия решений, особенно тех, которые определяются мотивами, возникающими в высшем бессознательном (сверхсознании) или поступающими через него в виде озарений, вдохновений и побуждений к действию, как внутренний и внешний. В широком смысле такие мотивы можно считать трансперсональными по своему характеру:

Эти трудности не должны удерживать нас ни от использования подхода к правильному выбору, ни от следования нашим высшим побуждениям. Напротив, те, у кого нет спонтанного вдохновения или интуиции, могут использовать доступные методы для активизации сверхсознания и для связи его с сознательной личностью. Наиболее надежными из них являются различные процедуры рецептивной и рефлексивной медитации.

Консультации с другими – Наконец, есть также тонкий и неопределимый, но подлинный эффект простого присутствия желающего и понимающего слушателя. Это можно назвать «каталитическим»

Консультирование – … , существует правильная техника консультирования, которой стоит научиться. … Консультант может помочь несколькими способами: 1. Помогая человеку четко сформулировать проблему для обсуждения… 2. Когда проблема касается отношений с другими людьми… помогая человеку увидеть, что его точки зрения. 3. Обращая внимание на неизбежные последствия различных возможных выборов и показывая, насколько вероятно, что закон причины и следствия будет реагировать на действия человека. 4. Помогая исследователю найти правильные интерпретации впечатлений и указаний, которые он получил от бессознательных и особенно сверхсознательных побуждений и интуиций. .. Метод консультации может быть использован очень просто, в форме диалога.

Коллективное обсуждение. Первое правило — свести к минимуму число тех, кто должен принимать участие в принятии решений. … Еще одно правило – ограничивать время как обсуждения, так и принятия решения. Третье и важное правило требует, чтобы те, кто принимает решения, брали на себя всю ответственность за них как в группе, так и в индивидуальном порядке.

Индивидуальные различия – Нерешительные, представляющие меньшинство, требуют другого подхода. Они должны столкнуться с необходимостью принятия решений. Они должны научиться делать это, используя возможности «на лету», в нужный момент. Существует восточное изречение, имеющее значение для обоих типов: «Нельзя сесть на верблюда, который еще не прибыл или уже ушел». Мы можем выделить две разные причины или группы причин нерешительности. Одна, которую можно считать «конституцией». встречается у интровертов, которые предаются чрезмерному и бесплодному самоанализу. У них часто бывает сильное чувство неполноценности. … Другими причинами нерешительности являются конфликты между бессознательными и сознательными мотивами, страх совершить ошибку и нежелание брать на себя ответственность. .. Нерешительные должны ясно осознавать, что решение неизбежно. … , не решать – это само по себе решение, и вполне может быть худшим! Они должны развить мужество, чтобы совершать ошибки.

Выбор – Решение

Нижеследующее взято из Акт воли , глава 13, страницы 151-169 войти во многие конкретные варианты. Специфическим фундаментальным является выбор между прошлым и будущим. Мы находимся в периоде радикальных изменений и быстрого обновления; многие старые формы больше не работают. Старый образ жизни оказывается все более неадекватным для удовлетворения нынешних потребностей. Поэтому напрасно оставаться привязанными к ним и обманывать себя, думая, что мы можем сохранить их нетронутыми. С другой стороны, новое нельзя выбирать в спешке и без проницательности. В настоящее время мы наблюдаем насильственные, чрезмерные и необдуманные попытки изменить все сразу

Утверждение – Команда

Нижеследующее взято из Акт Воли , Глава 14, страницы 170-177

… первый шаг стадии достижения … уверенность … синтез двух внутренних установок: веры и убежденности. Истинная вера по своей природе интуитивна; оно воспринимает реальность того, что не очевидно, не проявляется, и принимает это. По определению святого Павла, это «осуществление ожидаемого и доказательство невидимого». Вера, ведущая к чувству уверенности, требует прежде всего веры в себя, то есть в истинное Я, в то, чем мы являемся по сути.

Техники утверждения

1. Использование «слов силы». … можно сказать только про себя, но они более эффективны, если произнести их вслух

2. Использование образов. … Можно использовать образ или видение желаемого, как если бы оно уже было достигнуто… Или можно использовать образ, являющийся символом того, что мы хотим реализовать.

3. Принятие физических поз. То есть делать жесты, выполнять действия, которые либо прямо, либо символически выражают то, что должно быть достигнуто.

4. Повторение. … Необходимое количество повторений зависит от важности цели, трудности ее достижения и времени, необходимого для процесса проявления. … Технику повторения можно использовать различными способами: а) Повторение в определенное время одних и тех же слов или фраз или повторное использование одних и тех же образов, б) Серии повторений через более или менее длительные интервалы. в) Повторение с вариациями формы. Этот метод позволяет избежать того недостатка, что повторения становятся рутинными и механическими. Вариации пробуждают интерес и стимулируют воображение.

Рекламщики, наверное, лучше всех умеют использовать повторение и вообще воздействовать на людей посредством утверждения.

До и помимо использования различных утверждений на разные волевые действия наиболее эффективно использовать то, что можно было бы назвать основным, сущностным утверждением: Я ЕСМЬ ВОЛЯ; Я ЕСМЬ СОЗНАТЕЛЬНАЯ, МОЩНАЯ, ДИНАМИЧЕСКАЯ ВОЛЯ Также можно подчеркнуть тесную связь между волей, собой и любовью, тщательно утверждая: Я ЕСМЬ ЖИВОЕ, ЛЮБЯЩЕЕ, ВОЛЮЩЕЕ Я Должно быть очевидно, что многое из того, что говорится в этой книге, направлено сразу на два пути:; одно — к использованию воли для достижения различных целей, другое — к использованию воли для тренировки самой воли в качестве предшествующей или параллельной деятельности.

Планирование и программирование

Нижеследующее взято из Акт воли , Глава 15, стр. 178-188 неуклонно держите его в уме на всех стадиях выполнения, которые часто бывают долгими и сложными. … Средства всегда имеют тенденцию становиться целями сами по себе, и когда это происходит, человек становится порабощенным средствами, которые он решил использовать.

Еще одно основное соображение касается возможности реализации данной программы, другими словами, ее осуществимости. Частой ошибкой является представление планов и программ, масштабы которых потребуют мощностей, обстоятельств и ресурсов, которых мы очень далеки от наличия в нашем распоряжении. Частая причина провала очень многих планов заключается в том, что люди хотят сами осуществлять свои программы: хотят быть центром запланированной организации. Таким образом, они часто виновны в дублировании, пытаясь делать то, что уже делают другие, иногда с гораздо большими ресурсами и возможностями.

Четвертое правило планирования относится к распознаванию, различению и установлению надлежащей последовательности различных фаз планирования. Они формулировки; программирование; структурирование; разработка проекта; Модельный или пилотный проект.

Направление исполнения

Нижеследующее из Акт воли , Глава 16, стр. 189-196 воля и заблуждение, основанное на ошибочном представлении о его природе и способе функционирования. Эта ошибка состоит в попытке действовать, навязывая силу воли органам действия. Наоборот, истинная и естественная функция воли на его стадии состоит в том, чтобы направлять исполнение, приводить в действие необходимые и подходящие средства для достижения намеченной цели. Он делает это, беря на себя управление различными психофизическими функциями и направляя их.

Другая функция разума, которой может и должна управлять воля, — это интуиция. Это приводит к исследованию отношения между волей и интуицией. Кажется очевидным, что воля не имеет непосредственной власти над интуитивной функцией; это может даже препятствовать его функционированию. Но и здесь воля может совершить самое полезное косвенное действие; он может создать и поддерживать в чистоте канал связи, по которому спускаются интуитивные впечатления. Это достигается за счет временного ограничения отвлекающей деятельности других психологических функций.

Предложения совместной творческой группы

Нижеследующее основано на работе, проделанной совместной творческой группой над проектом «Воля» во время Международного конгресса по психосинтезу в Канаде с 11 по 15 сентября 1998 года. некоторая форма структуры для страниц. Пожалуйста, редактируйте свободно.

  1. Товарный продукт с выделением этапов (визуальный продукт)
  2. Разработайте метафору «Строительство дома» и этапы воли
    1. Каждая комната представляет собой сцену
    2. Комнаты соединены между собой
    3. Это может быть в письменной форме или форме семинара
  3. Разработайте метафору Архитектуры для этапов воли (мастерская или письменная форма)
  4. Разработайте семинар по цели, мотивации и намерению
  5. В рамках проекта «Воля» работа с этапами завещания (это может быть темой наших интернет-чатов)
  6. Использование стадий воли в вмешательствах OD
  7. Исследование стадий воли на различных уровнях (выходя за пределы каждой Стадии)
  8. Создать мастерскую по изучению незнакомых территорий
  9. Применить этапы воли к нашим собственным организациям
  10. Включить работу Джона Каллена об этапах завещания в библиотеку завещаний

Ссылки

Акт воли , главы 11 – 16

Внешние ссылки

  • Эксперимент с намерением Эксперименты с силой мысли.

Воля в действии: намерения, дилеммы контроля и динамическое регулирование когнитивного контроля | Наука действий: основы новой дисциплины | Стипендия MIT Press онлайн

Фильтр поиска панели навигации Стипендия MIT Press OnlineНаука действия: основы новой дисциплиныНейропсихологияНейропсихологияКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Стипендия MIT Press OnlineНаука действия: основы новой дисциплиныНейропсихологияНейропсихологияКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Гошке, Томас, «Воля в действии: намерения, дилеммы контроля и динамическое регулирование когнитивного контроля», у Вольфганга Принца, Мириам Бейсерт и Арвида Хервига (редакторы), Action Science: Foundations of an Emerging Discipline (

Cambridge, MA

, 2013; онлайн-издание, MIT Press Scholarship Online, 22 августа 2013 г. ), https://doi.org/10.7551/mitpress/9780262018555.003.0016, доступ 6 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Стипендия MIT Press OnlineНаука действия: основы новой дисциплиныНейропсихологияНейропсихологияКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Стипендия MIT Press OnlineНаука действия: основы новой дисциплиныНейропсихологияНейропсихологияКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе рассматриваются различные аспекты определения произвольного действия, описывается когнитивная основа произвольного действия и исследуется роль целей в последующем действии. Он обнаруживает, что цели или задачи играют гораздо более доминирующую косвенную роль в определении действий и могут быть описаны в терминах внутренних ограничений, которые предопределяют распределение ответов и определяют, на какие из них влияют стимулы. В главе также рассматриваются когнитивные и нейронные механизмы, участвующие в факультативных процедурах контроля, которые помогают реализовать цели, несмотря на наличие конкурирующих регулярных или эмоциональных реакций. Кроме того, в нем рассматривается основной вопрос о том, как отслеживаются механизмы когнитивного контроля.

Ключевые слова: произвольное действие, когнитивная основа, внутренние ограничения, распределение ответов, когнитивный контроль

Субъект

Нейропсихология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts