Карен хорни социокультурная теория личности кратко: Карен Хорни: Социокультурная теория личности

Теория личности К. Хорни: ее плюсы и минусы

Автор статьи

Татьяна Сергеевна Исаева

Эксперт по предмету «Психология»

Задать вопрос автору статьи

Теория личности К. Хорни

Карен Хорни – известный американский психолог, которая внесла огромный вклад в развитие психологии. Она занималась изучением влияния культурных и социальных аспектов на развитие личности. Базисом ее работ являлись принципы теории Фрейда. Однако, она отрицала мнение Фрейда об особенностях психологических различий между женщинами и мужчинами, а также теорию инстинктов. Она разработала свою теорию личности, которая известна как социокультурная теория личности.

Опыт работы с европейскими и американскими пациентами позволил Карен Хорни выявить различия в личностном развитии людей разных стран. Это являлось подтверждением, что социокультурные факторы оказывают большое влияние на динамику развития и функционирование личностей. Кроме того, круг общения Карен Хорни состоял из большого количества известных и выдающихся ученых-психологов. Они также подтверждали это влияние, что привело к укреплению позиции Карен Хорни, касаемо социальных и культурных факторов.

Развитие личности по Карен Хорни

Карен Хорни подчеркивала влияние переживаний ребенка на формирование личности человека. Здесь прослеживается общая черта с позицией Фрейда. Главным фактором в развитии личности она ставила социальные отношения ребенка и его родителей, тогда как Фрейд выделял сексуальную анатомию ребенка и психосексуальные стадии.

По мнению Карен Хорни, в детском возрасте человеку необходимо удовлетворить потребности в безопасности и любви. Ребенок стремится быть любимым и желанным, так как он испытывает потребность в безопасности от внешней враждебной среды. Ключевую роль здесь играют родители ребенка. Если они могут проявлять любовь по отношению к своему ребенку, то это увеличивает вероятность формирования здоровой личности ребенка. Если же родители не удовлетворяют данную потребность, то возможно возникновение патологий развития личности ребенка.

Карен Хорни отмечала формирование установки базальной враждебности у ребенка, который испытывает результаты плохого обращения родителей. Она представляет собой противоречивые чувства ребенка по отношению к своим родителям, когда он зависим от них, и в то же время возмущен и обижен. Как правило, здесь включаются защитные механизмы ребенка. Он вынужден подавлять в себе негативные чувства к своим родителям, чтобы выжить. Данное подавление может проявиться в настоящем или будущем во взаимоотношениях ребенка с другими людьми.

Хорни использует в этом случае термин «базальная тревога», которая представляет собой отсутствие чувства безопасности. Таким образом, все действия родителей, которые приводят к уменьшению у ребенка чувства безопасности, являются основой формирования базальной тревоги. Отсюда следует, что предпосылки формирования нервозов у взрослых лежат в детстве и определяются их отношениями с родителями.

Невротические потребности и типы ориентации на людей

Для борьбы с чувством базальной тревоги ребенок использует определенные защитные стратегии. Карен Хорни выделила десять защитных стратегий, которые называются невротическими потребностями или тенденциями. Рассмотрим их подробнее:

  • Избыточная потребность в любви и одобрении. Представляет собой стремление личности быть любимым другими. Такие люди негативно и болезненно воспринимают критику, отвержение и недружелюбие;
  • Избыточная потребность в руководящем партнере. Проявляется как страх одиночества или отказа, зависимость от других, переоценка любви;
  • Избыточная потребность в четких границах. Выражается в особом значении ограничений и порядка, подчиненность и нетребовательность;
  • Избыточная потребность во власти. Представляет собой стремление к доминированию и контролю, презрение слабостей;
  • Избыточная потребность в эксплуатировании других. Проявляется как страх показаться глупым или быть использованным другими;
  • Избыточная потребность в общественном признании. Выражается в желании быть объектом восхищения других, самооценка зависит от общественного статуса;
  • Избыточная потребность в восхищении собой. Представляет собой потребность в лести и комплиментах других, желание создать идеальный образ себя;
  • Избыточная потребность в честолюбии. Проявляется в стремлении быть лучше других, боязнь поражения или неудачи;
  • Избыточная потребность в самодостаточности и независимости. Выражается в соблюдении дистанции от других, страх отношений с обязательствами;
  • Избыточная потребность в безупречности и неопровержимости. Проявляется в создании образа безупречного добродетеля.

Согласно Хорни, эти потребности характерны для всех людей. Однако, она отмечала, что невротики, в отличие от здоровых людей, зацикливаются на одной из вышеперечисленных потребностей и пытаются удовлетворить ее во всех сферах социальной жизни.

Кроме того, Карен Хорни выделила три типа ориентации личности на других людей: уступчивый, обособленный и враждебный тип. Они необходимы для снижения чувства тревоги и достижения чувства безопасности. Для уступчивого типа характерна зависимость, нерешительность и беспомощность. Зачастую данный тип подавляет в себе возникающую ярость и злость. Обособленный тип проявляется в наличии чувства отстраненности, стремление к уединенности и независимости. Враждебный тип характеризуется тем, что он стремится к контролю, доминированию и эксплуатации.

Следует отметить, что здоровый человек может менять данные стратегии в зависимости от возникшей ситуации. Невротики не способны подойти к этому вопросу корректно, они отличаются меньшей степенью гибкости, что способствует возникновению трудностей при решении жизненных задач.

Плюсы и минусы теории Карен Хорни

Плюсом данной теории является то, что Карен Хорни дала детальное объяснение причин возникновения неврозов и их развитие с описанием клинических случаев. Ее исследования пользуются большой популярностью как среди специалистов, так и среди людей, не имеющих специальных знаний.

К минусам теории Карен Хорни следует отнести то, что ее исследования основаны только на клинических наблюдениях больных. Основным направлением ее работы было изучение неврозов. Этот факт значительно снижает область применения ее теории. Также к минусам следует отнести отсутствие подтверждений ее теории другими исследователями. На данный момент не существует ни доказательств, ни опровержений данных исследований.

Дата последнего обновления статьи: 18.07.2022

Автор статьи

Татьяна Сергеевна Исаева

Эксперт по предмету «Психология»

Задать вопрос автору статьи

Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Принять пользовательское соглашение

Согласен(-на) с политикой конфиденциальности и условиями пользовательского соглашения

Карен Хорни: социокультурная теория личности

Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, – это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет «зависть к пенису», являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

Биографический очерк
Карен Хорни (Karen Horney), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: «Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной» (Rubins, 1978, р. 14).

В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства (Rubins, 1978).

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа – все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она работала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

Социокультурная теория: основные концепции и принципы
Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности
Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959). Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что половая анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (Horney, 1939). Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам (Horney, 1945). Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить (Horney, 1950, р. 18).

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира» (Horney, 1950, р. 18). Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.

Базальная тревога: этиология неврозов
В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций (Horney, 1942). Они представлены в следующей таблице:

Избыточная потребностьПроявления в поведении
1. В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию.
2. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все.
3. В четких ограниченияхПредпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим.
4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости.
5. В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их.
6. В общественном признанииЖелание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса.
7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих.
8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи.
9. В самодостаточности и независимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся.
10. В безупречности и неопровержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели.

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви» (Horney, 1942, р. 39). Короче говоря, потребность определенно имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.

Ориентация на людей, от людей и против людей
В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут» (Horney, 1937, р. 97).

Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке» (Horney, 1937, р. 99).

Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям – они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет» (Horney, 1973, р. 98).

Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Психология женщины
Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин (Horney, 1926). Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами» (Horney, 1926/1967, р. 54). Надо отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного направления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.

Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское «превосходство». Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям.

«В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными – такими как сила, смелость, независимость, успех, половая свобода, право выбирать партнера» (Horney, 1939, р. 108).

Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей (Horney, 1926/1967). Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением (Westkott, 1986). Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.

Заключительные комментарии
Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, несмотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

1922 — Feminine Psychology / Женская психология
1937 — The Neurotic Personality of our Time / Невротическая личность нашего времени
1939 — New Ways in Psychoanalysis / Новые пути в психоанализе
1942 — Self-analysis / Самоанализ
1945 — Our Inner Conflicts / Наши внутренние конфликты
1950 — Neurosis and Human Growth / Невроз и личностный рост

Карен Хорни: Психоаналитическая социальная теория

w3.org/1999/xhtml» cellspacing=»0″>

Хорни: Психоаналитическая социальная теория
Карен Даниэльсен Хорни родился в Эйльбеке, маленьком городке недалеко от Гамбурга, Германия. 15 сентября 1885 г. Она была единственной дочерью Берндта (Вакельса) Даниэльсена, капитан дальнего плавания и Клотильда ван Ронзелен Даниэльсен, женщина почти 18 лет моложе мужа. Карен не была счастливым ребенком. Она обиделась на любимого лечение, данное ее старшему брату, и, кроме того, она беспокоилась о горечи и раздора между родителями. Когда ей было 13, Хорни решила стать врачом, но в то время еще не было университета. в Германии допускались женщины. К 16 годам ситуация изменилась. В 1906 года она поступила во Фрайбургский университет, став одной из первых женщин в Германии для изучения медицины. Там она познакомилась с Оскаром Хорни, политическим студент науки. В начале 1910 года она начала анализ с Карлом Абрахамом, одним из Ближайшие соратники Фрейда и человек, который позже проанализировал Мелани Кляйн.

В 1950 г. Хорни опубликовала свою самую важную работу « Невроз». и человеческий рост . В этой книге излагаются теории, которые больше не были просто реакцией на Фрейда, а скорее выражением ее собственного творческого и независимое мышление. После непродолжительной болезни Хорни умер от рака в декабре. 4, 1952. Ей было 65 лет.

 

Обзор психоаналитической социальной теории

Психоаналитическая социальная теория Карен Хорни (произносится «роговой глаз») был построен на предположении, что социальные и культурные условия, особенно детские переживания, во многом ответственны за формирование личности. Люди, у которых нет потребности в любви и привязанности удовлетворение в детстве, развитие

базовой враждебности по отношению к своим родителям и, как следствие, страдают от основная тревога . Хорни предположил, что люди борются с базовой тревогой, принимая один из трех основных стилей в отношении других: (1) движение навстречу людям, (2) движение против людей или (3) удаляясь от людей. Нормальные люди могут использовать любой из этих способов отношения к другим людям, но невротики вынуждены жестко полагаться только на один. Их компульсивное поведение порождает основной интрапсихический конфликт , который может принимать форму либо идеализированного образа себя, либо ненависти к себе. идеализированный образ себя выражается как (1) невротический поиск славы, (2) невротические притязания или (3) невротическая гордость. Ненависть к себе выражается либо презрение к себе или отчуждение от себя.

 

Введение в психоаналитическую социальную теорию
Ранние работы Карен Хорни, такие как работы Адлера, Юнга, и Кляйн, имеют характерный фрейдистский привкус.

Хорни и Фрейд Сравнение
Хорни критиковал теории Фрейда по нескольким причинам. Первый, она предупредила, что строгое следование ортодоксальному психоанализу приведет к застой как в теоретическом мышлении, так и в терапевтической практике (Horney, 1937). Во-вторых, Хорни (1937, 1939) возражал против идей Фрейда о женской психологии, предмет, к которому мы вернемся позже. В-третьих, она подчеркивала мнение, что психоанализ следует выйти за рамки теории инстинктов и подчеркнуть важность культурных влияет на формирование личности. «Человеком правит не принцип удовольствия только по двум руководящим принципам: безопасность и удовлетворение

» (Хорни, 1939, с. 73). Точно так же она утверждала, что неврозы являются результатом не инстинктов, а скорее «попытки человека найти пути через пустыню, полную неведомых опасностей» (стр. 10). Этот дикая природа создается обществом, а не инстинктами или анатомией.

Несмотря на все большую критику Фрейда, Хорни продолжал признавать его проницательные идеи. Ее главная ссора с Фрейдом была не столько точность его наблюдений, сколько достоверность его интерпретации. В общих чертах она считала, что объяснения Фрейда приводят к пессимистическая концепция человечества, основанная на врожденных инстинктах и ​​стагнации личности. Напротив, ее взгляд на человечество оптимистичен и сосредоточены на культурных силах, которые поддаются изменению (Хорни, 1950).

Влияние культуры
Хотя Хорни не упускал из виду важность генетической факторы, она неоднократно подчеркивала культурные влияния как первичную основу для как невротическое, так и нормальное развитие личности. Современная культура, она утверждается, основан на

конкуренции среди физических лиц. «Каждый является реальный или потенциальный конкурент всех остальных» (Horney, 1937, стр. 284). Конкуренция и базовая враждебность , которую она порождает, приводят к чувствам изоляция . Это чувство одиночества в потенциально враждебном мире приводит к усилили потребности в привязанности, которые, в свою очередь, заставляют людей переоценивать любовь. В результате многие люди видят решение в любви и привязанности. на все свои проблемы.

Важность детских переживаний
Хорни считал, что невротический конфликт может возникнуть практически из любого стадии развития, но детство – это возраст, начиная с которого подавляющее большинство возникают проблемы.

Хорни (1939) выдвинул гипотезу о том, что трудное детство в первую очередь отвечает за невротические потребности. Эти потребности становятся сильными, потому что они являются для ребенка единственным средством обрести чувство безопасности. Тем не менее нет единственный ранний опыт ответственен за более позднюю личность. Хорни предупредил что «сумма детских переживаний обусловливает определенный характер

 

Базовая враждебность и базовая тревога
Хорни (1950) считал, что каждый человек начинает жизнь с потенциал для здорового развития, но, как и другие живые организмы, люди нуждаются благоприятные условия для роста.

Множество неблагоприятных воздействий может помешать этим благоприятные условия. Основным среди них является неспособность родителей или нежелание любить своего ребенка. Из-за собственных невротических потребностей родители часто доминируют, пренебрегают, чрезмерно защищают, отвергают или балуют. Если родители не удовлетворить потребности ребенка в безопасности и удовлетворении, ребенок развивается чувства базовой неприязни к родителям. Однако дети редко открыто выражать эту враждебность как ярость; вместо этого они подавляют свою враждебность по отношению к своим родителям и не осознают этого. Подавленная враждебность тогда приводит к глубокому чувству неуверенности и смутному чувству опасения.

Это состояние называется базовой тревогой, которую Хорни (1950) определяли как «чувство изолированности и беспомощности в этом мире». воспринимается как потенциально враждебное».

Хорни (1937, стр. 75) считал, что базовая враждебность и базовая тревога «неразрывно переплетены». Враждебные импульсы являются основным источником базовой тревожности, но базовая тревожность может также способствовать чувству враждебность. Хотя позже она изменила свой список защит от основных тревога, Хорни (1937) первоначально определил четыре основных способа, которыми люди защитить себя от ощущения одиночества в потенциально враждебной мир. Первая — это привязанность, стратегия, которая не всегда приводит к настоящая любовь. В поисках привязанности некоторые люди могут попытаться купить любовь с скромной уступчивостью, материальными благами или сексуальными услугами.

Второе защитное устройство покорность. Невротики могут подчиняться либо людям, либо институтам, таким как организации или религии. Невротики, подчиняющиеся другому человеку, часто так и поступают. для того, чтобы завоевать симпатию. Невротики также могут пытаться защитить себя, стремление к власти, престижу или обладанию. Сила — защита от реальную или воображаемую враждебность других и принимает форму склонности доминировать над другими; престиж является защитой от унижения и выражается как склонность унижать других; владение действует как буфер против нужды и бедности и проявляется как склонность лишать других.

Четвертый защитный механизм отвод. Невротики часто защищают себя от базовой тревожности, либо развивая независимость от других или эмоциональная отстраненность от них. К психологически замкнутые, невротики чувствуют, что другие не могут причинить им вреда. люди.

 

 

Компульсивные влечения
Невротики имеют те же проблемы, что и нормальные люди, за исключением невротиков, испытывают их в большей степени. Хорни (1942) настаивал на том, что невротики не получают удовольствия от несчастий и страданий. Они не могут изменить свое поведение по свободной воле, но должны постоянно и навязчиво защищать себя против основной тревоги. Эта защитная стратегия загоняет их в порочный круг. в которых их навязчивые потребности уменьшить основную тревогу приводят к поведению, которое увековечивает заниженная самооценка, генерализованная враждебность, неуместное стремление к власти, завышенная чувство превосходства и стойкое опасение, все из которых приводят к более базовая тревога.

Невротические потребности
Хорни предварительно определил 10 категорий невротических потребностей , которые характеризуют невротиков в их попытках борьбы с базовой тревогой. Эти потребности были более конкретными, чем четыре рассмотренных защитных устройства. ранее, но они описывают одни и те же базовые защитные стратегии.

1. Невротическая потребность в любви и одобрение. В поисках привязанности и одобрения, невротики без разбора пытаются угодить другим. Они пытаются соответствовать ожиданий других, склонны бояться самоутверждения и чувствуют себя довольно некомфортно. с враждебностью других, а также с враждебными чувствами внутри себя.

2. Невротическая потребность в сильном партнер. Неуверенные в себе невротики пытаются привязаться к сильному партнеру. Эта потребность включает переоценку любовь и страх одиночества или покинутости. История собственной жизни Хорни раскрывает сильная потребность в общении с великим человеком, и у нее была серия таких отношения во взрослой жизни.

3. Невротическая потребность ограничивать жизнь в узких рамках. Невротики часто стремятся оставаться незаметным, занимать второе место и довольствоваться малым. Они принижают свои способности и боятся предъявлять требования к другим.

4. Невротическая потребность во власти. Власть и привязанность, пожалуй, две самые большие потребности невротика. Потребность во власти обычно сочетается с потребностью в престиже и одержимости и проявляется как потребность контролировать других и избегать чувство слабости или глупости.

5. Невротическая потребность эксплуатировать другие. Невротики часто оценивают других по основе того, как их можно использовать или эксплуатировать, но в то же время они боятся эксплуатируются другими.

6. Невротическая потребность в общении признание или престиж. Некоторые люди борются с базовой тревогой стараясь быть первыми, быть важными или привлекать к себе внимание.

7. Невротическая потребность в личном восхищение. Невротикам нужно, чтобы ими восхищались за то, что они есть, а не за то, чем они обладают. Их завышенная самооценка должны постоянно питаться восхищением и одобрением других.

8. Невротическая потребность в амбициях и личных достижений. Невротики часто имеют сильное стремление быть лучшим — лучшим продавцом, лучшим игроком в боулинг, лучшим любовником. Они должны победить других людей, чтобы подтвердить свое превосходство.

9. Невротическая потребность в самодостаточность и независимость. Многие невротики испытывают сильную потребность отдаляться от людей, доказывая тем самым, что они могут обходиться без другие. Примером этого является плейбой, которого не может связать ни одна женщина. невротическая потребность.

10. Невротическая потребность в совершенстве и неприступность. Неустанно стремясь к совершенства, невротики получают «доказательство» своей самооценки и личного превосходства. Они боятся совершать ошибки и иметь личные недостатки, и они отчаянно пытаются скрыть свои слабости от других.

 

Невротические наклонности
По мере развития своей теории Хорни начала понимать, что список из 10 невротические потребности можно разделить на три основные категории, каждая из которых относится к базовое отношение человека к себе и другим. В 1945, она определила три основных отношения, или невротических тенденций, как (1) движущихся к людям, (2) движение против людей, и (3) удаление от людей.

Люди могут использовать каждую из невротических тенденций для решения основных конфликт, но к сожалению, эти решения по сути непродуктивный или невротический. Хорни (1950) использовал термин базового конфликта. , потому что очень маленьких детей гонят во всех трех направлениях — навстречу, против и подальше от людей.

У здоровых детей эти три влечения не обязательно несовместимый. Но чувства изоляции и беспомощности, которые Хорни описывается как базовая тревога побуждает некоторых детей к навязчивым действиям, тем самым ограничивая их репертуар одной невротической склонностью. Испытывая принципиально противоречивое отношение к окружающим, эти дети попытаться решить этот основной конфликт, сделав одного из трех невротиков тенденции стабильно доминируют. Некоторые дети двигаются в отношении человек на вести себя в соответствии с в качестве защиты от чувства беспомощности; других детей перемещают против человек с актами агрессии в чтобы обойти враждебность других; и другие дети перемещаются на от человек, приняв отстраненный способ, таким образом, смягчает чувство изоляции (Horney, 1945).

Движение к людям
Концепция Хорни о движении к людям означает ли , а не двигаться к ним в духе подлинной любви. Скорее, это относится к невротическая потребность защитить себя от чувства беспомощности.

Движение против людей
Точно так же, как уступчивые люди считают, что все хороши, агрессивные люди считают само собой разумеющимся, что все враждебны . Как В результате они принимают стратегию перемещение против людей. Невротически агрессивные люди так же навязчивы, как и уступчивые, и их поведение точно так же вызвано базовой тревогой. Вместо того, чтобы двигаться к люди в позе покорности и зависимости, эти люди выступают против другие, кажущиеся жесткими или безжалостными. Им движет острая потребность эксплуатировать других и использовать их в своих интересах. Они редко признают свои ошибки и навязчиво стремятся казаться совершенными, могущественными и превосходными.

Уход от людей
Чтобы решить основной конфликт изоляции, некоторые люди ведут себя отстраненно и приобретают невротическую тенденцию отдаляться от людей. Эта стратегия является выражением потребности в конфиденциальности, независимость, самодостаточность. Опять же, каждая из этих потребностей может привести к позитивное поведение, при этом некоторые люди удовлетворяют эти потребности в здоровой мода. Однако эти потребности становятся невротическими, когда люди пытаются их удовлетворить. навязчиво устанавливая эмоциональную дистанцию ​​между собой и другими людьми.

 

В Подводя итог, можно сказать, что каждая из трех невротических наклонностей имеет аналогичный набор характеристики, описывающие нормальных людей. Кроме того, каждый из 10 невротические потребности можно легко отнести к трем невротическим наклонностям. Таблица 6.1 суммирует три невротических тенденций, основных конфликтов , которые порождают их, выдающихся характеристик по каждого, 10 невротических нужны , которые их составляют, и три аналогичных признаков, характеризующих обычные люди.

 

Интрапсихический Конфликты
невротические наклонности вытекают из базовой тревоги, которая, в свою очередь, отношения с другими людьми. Хорни не пренебрегал влиянием интрапсихические факторы развития личность. По мере развития своей теории она стала уделять больше внимания внутренним конфликтам, и невротические люди испытывают.

Интрапсихические процессы происходят из межличностных переживаний; но по мере того, как они становятся частью системы верований человека, они развивают жизнь свое собственное существование, отдельное от межличностных конфликтов, которые давали им жизнь. В этом разделе рассматриваются два важных интрапсихических конфликта: идеализированный образ себя и ненависть к себе. Вкратце, идеализированный представление о себе — это попытка решить конфликты, нарисовав богоподобную картину. себя. Ненависть к себе является взаимосвязанным, но в равной степени иррациональным и сильная склонность презирать свое истинное «я».

Идеализированный образ самого себя
Хорни считал, что люди, находящиеся в дисциплина и тепло, разовьет чувство защищенности и уверенности в себе и тенденция двигаться к самореализация.

Чувствуя себя отчужденными от самих себя, люди отчаянно нуждаются в приобрести стабильное чувство идентичности. Эту дилемму можно решить только создание идеализированного образа себя, экстравагантно положительного взгляда на себя это существует только в их личной системе убеждений. Как идеализированный образ себя затвердевает, невротики начинают верить в реальность этого образа. Хорни (1950) выделил три аспекта идеализированного образа: (1) невротический поиск славы, (2) невротические притязания и (3) невротическая гордыня.

— Невротический поиск славы
Когда невротики начинают верить в реальность своих идеализированных себя, они начинают включать его во все аспекты своей жизни — в свои цели, их представления о себе и их отношениях с другими людьми. Хорни (1950) упоминается это всеобъемлющее стремление к реализации идеального «я» как невротиков. поиск славы.

Помимо самоидеализации, невротического поиска слава включает еще три элемента: потребность в совершенстве, невротическое амбиции и стремление к мстительному триумфу. потребность в совершенстве относится к стремлению превратить всю личность в идеализированное «я». Невротики не довольствуются простыми изменениями; не что иное, как полное совершенство приемлемо. Они пытаются достичь совершенства, возводя сложный набор «должен» и «не должен». Хорни (1950) упомянул об этом водить как тирания следует.

Вторым ключевым элементом невротического поиска славы является невротический честолюбие, то есть навязчивое стремление к превосходству.

Третьим аспектом невротического поиска славы является стремление к мстительному триумфу, самому разрушительному элементу из всех. Необходимость для мстительного триумфа может быть замаскировано стремлением к достижениям или успеха, но «его главная цель состоит в том, чтобы других посрамить или победить их благодаря самому успеху; или для достижения власти. . . причинять страдания их — в основном унизительного характера» (Хорни, 1950, стр. 27).

— Невротические претензии
Второй аспект идеализированного образа — невротических притязаний. В в поисках славы невротики строят фантастический мир — мир, синхронизироваться с реальным миром. Полагая, что что-то не так снаружи миру, они заявляют, что они особенные и поэтому имеют право на обращение в соответствии со своим идеализированным представлением о себе. Поскольку эти требования полностью соответствуют их идеализированному образу самого себя, они не видят, что их претензии на особые привилегии необоснованны.

— Невротическая гордость
Третий аспект идеализированного образа — невротическая гордость, ложная гордость, основанная не на реалистическом взгляде на истинное «я», а на ложный образ идеализированного Я. Невротическая гордость качественно иная. от здоровой гордыни или реалистичной самооценки.

Подлинная самооценка основана на реалистичных характеристиках и достижений и обычно выражается со спокойным достоинством. Невротическая гордость, на с другой стороны, основан на идеализированном образе себя и обычно громко провозглашается для защиты и поддержки прославленного взгляда на самого себя (Хорни, 1950).

 

Ненависть к себе
Люди с невротическим стремлением к славе никогда не могут быть счастливы с себя, потому что когда они осознают, что их настоящее я не соответствует ненасытными требованиями своего идеализированного «я», они начнут ненавидеть и презирать сами Хорни (1950) выделили шесть основных способов, которыми люди выражают ненависть к себе.

Во-первых, ненависть к себе может привести к неустанным требованиям к self, , которые иллюстрируются тиранией «должен». Например, некоторые люди предъявляют к себе требования, которые не прекращаются даже тогда, когда они достигают мера успеха. Эти люди продолжают подталкивать себя к совершенству потому что они считают, что они должны быть совершенными.

Второй способ выражения ненависти к себе беспощаден самообвинение . Невротики постоянно ругают себя. «Если бы люди только знали меня, они бы поняли, что я притворяюсь знающим, компетентным, и искренний. Я действительно мошенник, но никто, кроме меня, этого не знает». Самообвинение может принимать самые разные формы — от явно грандиозных выражений, таких как брать на себя ответственность за стихийные бедствия, скрупулезно подвергать сомнению в силу собственных мотивов.

В-третьих, ненависть к себе может принимать форму презрения к себе, которое может выражаться как принижение, пренебрежение, сомнение, дискредитация и высмеивая себя. Презрение к себе мешает людям стремиться к лучшему или достижения. Молодой человек может сказать себе: «Ты тщеславный идиот! Что заставляет вас думать, что вы можете получить свидание с самой красивой женщиной в городе? А женщина может приписать свою успешную карьеру «везению». Хотя эти люди могут быть осознавая свое поведение, они не осознают ненависть к себе, которая мотивирует это.

Четвертое выражение ненависти к себе — это разочарование в себе. Хорни (1950) различали здоровую самодисциплину и невротическую разочарование в себе. Первое предполагает откладывание или отказ от приятных моментов. деятельность для достижения разумных целей. Недовольство собой возникает из-за ненависти к себе и призван актуализировать завышенную самооценку. Невротики часто скован запретами на удовольствия. «Я не заслуживаю новую машину». «Я не должен носить красивую одежду, потому что многие люди во всем мире находятся в тряпки». «Я не должен стремиться к лучшей работе, потому что я недостаточно хорош для этого».

В-пятых, ненависть к себе может проявляться как самоистязание, или самоистязание. Хотя самоистязание может существовать в каждой из других форм ненависть к себе, она становится отдельной категорией, когда основное намерение людей состоит в том, чтобы причинить себе вред или страдания. Некоторые люди достигают мазохизма удовлетворение мучением по поводу решения, преувеличением боли головную боль, порезаться ножом, затеять драку, в которой уверены проиграть или призывать к физическому насилию.

Шестая и последняя форма ненависти к себе саморазрушительна. действия и импульсы, которые могут быть физическими или психологическими, сознательными или бессознательное, острое или хроническое, осуществляемое в действии или разыгрываемое только в воображение.

 

Женская психология
Как женщина, обученная промужской психологии Фрейда, Хорни постепенно понял, что традиционный психоаналитический взгляд на женщин перекошенный. Затем она изложила свою собственную теорию, которая отвергла несколько теорий Фрейда. основные идеи.

Для Хорни психические различия между мужчинами и женщинами не результат анатомии, а скорее культурных и социальных ожиданий. Хотя Хорни (1939) признала существование Эдипова комплекса , она настаивала что это было связано с определенными условиями окружающей среды, а не с биологией. Если бы результат анатомии, как утверждал Фрейд, то он был бы универсальным (как утверждал Фрейд действительно поверил). Однако Хорни (1967) не видел доказательств универсальности Эдипов комплекс. Вместо этого она считала, что он встречается только у некоторых людей и выражение невротической потребности в любви. Невротическая потребность в привязанности а невротическая потребность в агрессии обычно начинается в детстве и является двумя три основные невротические наклонности. Ребенок может страстно цепляться за одного из родителей и выражать ревность по отношению к другому, но такое поведение является средством облегчение основного беспокойства, а не проявления анатомически обусловленного Эдипов комплекс. Даже когда в этом поведении присутствует сексуальный аспект, главной целью ребенка является безопасность, а не половой акт.

Horney (1939) нашел концепцию зависти к пенису еще меньше приемлемый. Она утверждала, что здесь больше нет анатомической причины, по которой девушки должны завидовать пенису, чем мальчики должны желать груди или матки. Фактически, мальчики иногда выражают желание иметь ребенка, но это желание не результат всеобщей мужской «маточной зависти».

Хорни соглашается с Адлером в том, что многие женщины обладают мужским началом. акция протеста; , то есть у них патологическая вера в превосходство мужчин над женщины.

 

Психотерапия
Хорни считал, что неврозы вырастают из основного конфликта, который обычно начинается в детстве. Общая цель хорнианской терапии состоит в том, чтобы помочь больные постепенно растут в направлении самореализации. Более в частности, цель состоит в том, чтобы заставить пациентов отказаться от своего идеализированного образа себя, отказаться от невротического поиска славы и изменить ненависть к себе на принятие настоящего себя.

Задача терапевта — убедить пациентов в том, что их настоящее решения увековечивают, а не облегчают основной невроз, задача это требует много времени и тяжелой работы.

Что касается техник, терапевты Хорни используют многие из них. используемые терапевтами-фрейдистами, особенно толкование снов и бесплатное ассоциация. Хорни рассматривал сны как попытки разрешить конфликты, но решения могут быть как невротическими, так и здоровыми.

При втором основном методе свободных ассоциаций пациенты просили говорить все, что приходит на ум, независимо от того, насколько тривиальным или это может показаться смущающим (Horney, 1987). Им также рекомендуется выражать какие бы чувства ни возникали из ассоциаций. Как со сном интерпретация, свободные ассоциации в конце концов выявляют идеализированные представление о самом себе и настойчивые, но безуспешные попытки его реализовать.

 

 

· Психоаналитическая социальная теория Хорни оценивается на 90 007 немного выше по свободному выбору, чем по детерминизм .

· Теория Хорни несколько более оптимистична, чем пессимистичная . Хорни считал, что люди обладают врожденными лечебными способностями, которые ведут их к самореализации.

· В измерении причинности и телеологии Хорни занял среднюю позицию . Она заявила что естественная цель для людей — самореализация, но она также считала что детские переживания могут блокировать это движение.

· Хотя Хорни занял среднюю позицию в отношении сознательной и бессознательной мотивации , она считала, что большинство людей лишь ограниченно осознают свои мотивы.

· В концепции Хорни о личности особое внимание уделялось социальным влияниям . больше, чем биологические.

· Потому что теория Хорни выглядит почти исключительно при неврозах, он имеет тенденцию к выделять сходство между людьми больше, чем уникальность .

 

· Теория Хорни не соответствует своей силе ни в том, ни в другом случае. генерировать исследования и подчиняться критерию фальсифицируемости. Спекуляции на основе теории не дают легко проверяемых гипотез и поэтому им не хватает как проверяемости, так и фальсифицируемости.

· Поскольку ее теория касается в основном невротиков, его способность систематизировать знания о невротиках оценивается высоко, но очень низко на его способности объяснить то, что известно о людях вообще.

· Теория недостаточно конкретна, чтобы дать Практикующий четкий и подробный план действий. По этому критерию теория получает низкую оценку.

 

Теория личности Карен Хорни

  • Автор сообщения: