Катарсис примеры: Что такое катарсис — значение и примеры

Содержание

Катарсис — определение, примеры, катарсис в философии

Катарсис (др. греч. κάθαρσις — очищение) — термин из философии, означает духовное очищение, процесс избавления от сильных эмоций, стресса, переживаний.

Примеры катарсиса

Катарсис может означать как саму эмоциональную разрядку, выплёскивание эмоций, так и состояние, которое приходит после избавления от негативных воспоминаний и связанных с ними переживаний.

В психотерапии достижение катарсиса происходит путём признания проблемы и реагирования на неё. То есть когда человек выражает своё эмоциональное отношение к той или иной ситуации, другими словами, выплёскивает свои эмоции. Необязательно обращаться к психотерапевту для эмоциональной разрядки. Можно найди подходящего слушателя и рассказать о проблеме, которая беспокоит.

В эстетике (философское учение об искусстве) состояние катарсиса приходит при влиянии искусства на людей: когда человек сопереживает героям кинофильма, театральной постановки, книги или при прослушивании музыкального произведения сострадает его автору.

В медицине под катарсисом понимается процесс дефекации (испражнения прямой кишки).

Теория катарсиса — Аристотель

Аристотель считал, что трагедия помогает человеку избавиться от негативных эмоций. Когда человек видит трагедию или слышит музыку, он испытывает сострадание и страх, в результате чего происходит очищение от переживаний, злости, гнева и других отрицательных эмоций.

Катартический метод Фрейда и Брейера

В психологию термин пришёл благодаря работе австрийских врачей Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда «Исследования истерии» (Studien uber Hysterie). Катартический метод, с помощью которого учёные старались излечить, заключался в применении гипноза с целью заставить пациента вспомнить моменты из жизни, связанные с негативными эмоциями, и рассказать о них.

Позднее Фрейд применял этот метод, не погружая пациентов в гипноз, то есть когда они находились в сознательном состоянии. Учёные считали, что катартический метод будет работать, если человек будет реагировать на обидную ситуацию. Причём реакция должна быть соразмерной.

Ведутся споры по поводу того, кто первый применил катартический метод в психологии. Пьер Мари Феликс Жане, французский психолог, философ и психиатр, утверждал, что именно он был создателем данного метода лечения пациентов.

В Советском союзе теорией катарсиса занимался советский учёный Лев Семёнович Выготский. Выготский изучал катарсис на примере художественных произведений, в частности рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание». По мнению учёного, катарсис достигается, когда способ описания произошедшей трагедии не соответствует её эмоциональности. То есть трагедия ужасная, а описывается она спокойно, неэмоционально.

«Вот Бунин в ритме холодного спокойствия рассказал об убийстве, о выстреле, о страсти. Его ритм вызывает совершенно противоположный эффект тому, который вызывается предметом его повести. В результате эстетическая реакция сводится к катарсису…»

Л. В. Выготский

Катарсис в кинематографе

В современном искусстве, в частности в кинематографе, теория катарсиса жива.

Эмоциональная разрядка у зрителей происходит, когда они отождествляют себя с героями фильма. Некоторые деятели искусства утверждают, что сцены насилия в кино, на телевидении и в видеоиграх способны привести к эмоциональной разрядке.

«Произведение должно быть способно вызвать потрясение, катарсис. Оно должно уметь коснуться живого страдания человека…»

А. А. Тарковский

Однако многие учёные отвергают теорию катарсиса, потому как уверены, что наблюдение за насилием не способствует избавлению от негативных эмоций. Американский психолог Крейг Андерсон с помощью экспериментов доказал, что насилие на экране порождает у человека склонность проявлять агрессию в жизни.

Смотрите также значение Искусство.

Дата обновления 17/10/2018.



Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать

  • Экзистенциализм
  • Анархизм
  • Культура
  • Эстетика
  • Парадокс
  • Гедонизм
  • Эмпатия
  • Фольклор
  • Алхимия
  • Экспрессионизм

eState — Катарсис

CATHARSIS

Катарсис (от греческого κάθαρσις , катарсис, что означает «очищение») относится к очищению эмоций — особенно жалости и страха — посредством искусства или любых крайних изменений эмоций, которые приводят к обновлению и восстановлению.
Катарсис, как метафора, первоначально использован Аристотелем в «Поэтике», сравнивающий влияние трагедии на сознание зрителя с эффектом катарсиса на теле.

Первоначально этот термин использовался Аристотелем как метафора в « Поэтике » для объяснения влияния трагедии на аудиторию. Он полагал, что катарсис был конечной целью трагического художественного произведения, и что он отметил его качество. Далее он сказал в «Поэтике»: «Трагедия — это имитация действия, которое является серьезным, полным и определенного масштаба; … Из-за жалости [элеоса] и страха [фобоса], влияющих на надлежащее очищение [катарсис] этих эмоций»(ок. 350 г. до н. Э., Книга 6.2).

catharsis

Катарсис — это эмоциональный разряд, посредством которого можно достичь состояния морального или духовного обновления или состояния освобождения от беспокойства и стресса. В литературе он используется для очищения эмоций персонажей. Это также может быть любое другое радикальное изменение, которое приводит к эмоциональному омоложению человека.
Катарсис — термин в драматическом искусстве, который описывает влияние трагедии (или комедии и, возможно, других художественных форм), главным образом, на аудиторию.

Катарсис — термин в драматическом искусстве, который описывает влияние трагедии (или комедии и, возможно, других художественных форм), главным образом, на аудиторию. Нигде Аристотель не объясняет значение слова «катарсис», поскольку он использует этот термин в определении трагедии в « Поэтике» (1449b21-28). Г. Ф. Эльзе утверждает, что традиционные широко распространенные толкования катарсиса как «очищения» не имеют оснований в тексте « Поэтики», а основаны на использовании катарсиса в других аристотелевских и неаристотелевских контекстах. По этой причине возник целый ряд различных толкований значения этого термина. Термин часто обсуждается вместе с концепцией Аристотеля анагнориса .

Примеры катарсиса из литературы

Пример № 1: Макбет (Уильям Шекспир)

Уильям Шекспир написал два известных примера катарсиса.
Одним из таких примеров катарсиса является его трагическая драма Макбет . Зрители и читатели из Макбета обычно жалости трагической центральной фигура пьесы , потому что он был ослеплен своей разрушительной поглощенностью честолюбия.

В первом акте король Дункан сделал его Тавром Каудором, что делает его вундеркиндом, уважаемым за его доблесть и талант. Однако эра его гибели начинается, когда он, как и большинство людей, увлекается амбициями, а также сверхъестественным миром. Впоследствии он теряет свою жену, свою правдивость и, в конечном итоге, свою жизнь. Искушение амбиций лишает его сути его существования как человека и не оставляет ничего, кроме недовольства и бесполезной жизни. В акте V Макбет собирает эту идею в своем монологе . Говоря о своей жизни, он говорит: «… Бедный игрок, который стоит и раздражает свой час на сцене, а потом уже не слышно. Это сказка, рассказанная идиотом, полная звука и ярости, ничего не значащая ».

Catharsis: Literary Definition, Examples and Purpose

  • DESCRIPTION

    woman reading cathartic book

  • SOURCE

    gpointstudio / iStock / Getty Images Plus

In general, catharsis is an emotional release, but литературное определение катарсиса более конкретно. Этот важный литературный прием используется во многих великих произведениях. Вы увидите примеры катарсиса во всем, от греческой мифологии до Гарри Поттера.

Что такое катарсис?

Если вы когда-нибудь замечали, что плачете, выплескивая свои эмоции, возможно, вы испытали катарсис . Это означает избавление от негативных эмоций. Это может привести к снятию напряжения, а также к ощущению обновления. Прохождение через катарсис часто включает в себя отпускание прошлого, чтобы начать заново.

  • В психологии катарсис означает высвобождение часто подавляемых эмоций, благодаря которому вы чувствуете себя спокойнее.
  • В драме катарсис означает воздействие на зрителей таких форм искусства, как трагедия и комедия.
  • В общем смысле катарсис также может означать эмоциональный момент, приносящий ясность.
  • Катарсис — слово греческого происхождения. В прямом переводе оно означает очищение или очищение. Легко понять, что это метафора эмоционального очищения.

Реклама

Литературное определение катарсиса

Аристотель впервые обсудил понятие катарсиса применительно к литературе в Поэтика . В частности, он говорил о греческой трагедии и ее воздействии на публику.

«Трагедия, таким образом, есть имитация действия серьезного, завершенного и определенного масштаба; в языке, украшенном каждым видом художественного орнамента, несколько видов которого встречаются в отдельных частях пьесы; в форме действия, а не повествования; посредством жалости и страха добиться надлежащего очищения [катарсиса] этих эмоций».

Катарсис играет важную роль в литературе. Он предлагает эмоциональное снятие напряжения, накопившегося в ходе рассказа или пьесы. Это эмоциональное освобождение может принимать форму слез, а также может происходить без явного внешнего проявления.

Реклама

Примеры катарсиса в литературе

Поскольку катарсис играет такую ​​важную роль, вы найдете катарсис во многих великих литературных произведениях.

«Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира

Уильям Шекспир — мастер катарсиса, в чем вы можете убедиться во многих его великих трагедиях. В «Ромео и Джульетте» двое несчастных влюбленных в конце концов кончают жизнь самоубийством. Зрители, часто в слезах к этому моменту, испытывают чувство катарсиса. В конце пьесы две семьи в этой истории примиряются друг с другом, создавая ощущение завершения.

«Подойди, ожесточенный проводник, подойди, неприятный проводник! Лихо качает твой усталый от морской болезни корабль! За любовь мою!»
— Ромео Монтегю

«Великий Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда

В «Великом Гэтсби» Джей Гэтсби так отчаянно пытается завоевать любовь Дейзи Бьюкенен, что строит всю свою жизнь, чтобы произвести на нее впечатление и стать частью ее высшего -класс, старый мир денег. Она так близко, но в то же время вне его досягаемости, и Гэтсби оказывается в такой неловкой ситуации, что не может справиться. Отчаявшись и не в силах смириться с тем, что он никогда не осуществит свою версию американской мечты, Гэтсби покончил с собой.

«Гэтсби верил в зеленый свет, в оргастическое будущее, которое из года в год отдаляется от нас. Оно ускользало от нас тогда, но это ничего — завтра мы побежим быстрее, протянем руки дальше… И в одно прекрасное утро —— Так мы и плывем, лодки против течения, непрестанно несущиеся назад, в прошлое».
— Ник Кэррауэй

Реклама

«Рождественская песнь» Чарльза Диккенса

В «Рождественской песне» Чарльз Диккенс использует катарсис, чтобы придать импульс изменению характера Скруджа. Скрудж видит прошлое, настоящее и будущее и переживает эмоциональные потрясения, которые приходят от истинного изучения своей жизни. Когда он видит, что станет с персонажем Малыша Тима, он переживает настоящую скорбь и вину, и чуткий читатель переживает эти эмоции вместе с ним. Скрудж меняет свою жизнь в результате своих озарений.

«Я буду чтить Рождество в своем сердце и постараюсь сохранить его весь год. Я буду жить в Прошлом, Настоящем и Будущем. Духи всех Трех будут бороться во мне. Я не закрою уроки, которые они преподают».
— Эбенезер Скрудж

Анна Каренина Льва Толстого

Русская литература полна примеров катарсиса, но одно примечательное произведение — Анна Каренина . В знаменитом романе Льва Толстого героиня терпит пытку быть влюбленной в одного мужчину и выйти замуж за другого. Ее возможное самоубийство заставляет читателя плакать и предлагает эмоциональное освобождение от печали, пронизывающей всю историю.

«Я всегда любил тебя, а когда ты любишь кого-то, ты любишь всего человека, таким, какой он есть, а не таким, каким тебе хотелось бы его видеть.»
— Анна Каренина

Реклама

«Повелитель мух» Уильяма Голдинга

Катарсис занимает центральное место в истории «Повелителя мух», в нем основное внимание уделяется тому, через что проходят мальчики, переживая реальность освобождения от ограничений цивилизации и несут ответственность за свои действия. Свобода от ограничений — слишком большое искушение, чтобы они могли сопротивляться, но их дикость приводит к потере самой их человечности по ходу книги.

«Если ты кого-то боишься, ты его ненавидишь, но не можешь перестать думать о нем. Ты обманываешь себя, с ним все в порядке, а потом, когда ты снова видишь его, это как астма, и ты не можешь дышать …»
— Piggy

Вещи разваливаются Чинуа Ачебе

В этом катарсическом произведении Чинуа Ачебе деревенский лидер в Африке должен терпеть потерю всего из-за своей гордыни. Читатель сочувствует ему, когда он сталкивается с потерей большей части того, что ему небезразлично, и в конце концов убивает себя.

«Если вам не нравится моя история, напишите свою».
— Okonkwo

Реклама

Артур Миллер «Смерть продавца» Мечта и можно ли ее получить. Как главный герой, Вилли Ломан преследует эту мечту, несмотря на ее очевидную тщетность, и зрители испытывают жалость.

Когда Вилли Ломан совершает самоубийство, зрители скорбят.

«Я не говорю, что он великий мужчина. Вилли Ломан никогда не зарабатывал много денег. Его имя никогда не было в газете. Он не самый лучший персонаж, который когда-либо жил. Но он человек, и с ним происходит ужасное. Так что нужно быть внимательным».
— Линда Ломан

Гарри Поттер и Дары Смерти от J.K. Rowling

В книгах о Гарри Поттере много грусти, но наступает момент катарсиса, когда Гарри узнает о мотивах Северуса Снейпа. Снейп выступает в качестве предполагаемого злодея в некоторых частях сериала и является одним из самых загадочных персонажей. После смерти Снейпа Гарри узнает, что Снейп всегда был влюблен в мать Гарри. Читатель разделяет жалость, которую испытывает Гарри.

«Один человек. Все, что нужно, это один человек. Я не мог сохранить Гарри для Лили. Так что теперь я отдаю свою верность делу, в которое она верила. И возможно — что по пути я сам начал верить в это».
— Северус Снейп

Углубите свое понимание великой трагедии

Катарсис тесно связан с концепцией пафоса или способности литературного произведения вызывать у читателя сильные эмоции. Понимание пафоса и катарсиса помогает лучше оценить великие литературные трагедии и углубить понимание того, почему определенные произведения так глубоко воздействуют на аудиторию. Теперь, когда вы понимаете эти концепции, найдите время для дальнейшего изучения определения драмы катарсиса, изучив различные типы драмы.

Примеры и определение катарсиса

Определение катарсиса

Катарсис – это эмоциональная разрядка, посредством которой можно достичь состояния нравственного или духовного обновления или достичь состояния освобождения от беспокойства и стресса. Катарсис — греческое слово, означающее «очищение». В литературе его используют для очищения эмоций персонажей. Также это может быть любое другое радикальное изменение, приводящее к эмоциональному омоложению человека.

Первоначально этот термин использовался как метафора в Поэтика Аристотеля, чтобы объяснить влияние трагедии на публику. Он считал, что катарсис был окончательным концом трагического художественного произведения и определял его качество. Далее он сказал в Poetics :

«Трагедия есть имитация действия серьезного, законченного и определенного масштаба; …через жалость [eleos] и страх [phobos], производящие надлежащее очищение [катарсис] этих эмоций» (ок. 350 г. до н. э., Книга 6.2).

Примеры катарсиса из литературы

Пример №1:

Макбет (Уильям Шекспир)

Уильям Шекспир написал два известных примера катарсиса. Одним из таких примеров катарсиса является его трагическая драма «Макбет ». Зрители и читатели « Макбет » обычно жалеют трагическую центральную фигуру пьесы, потому что он был ослеплен своей разрушительной озабоченностью честолюбием.

В Акте 1 он становится таном Кавдора королем Дунканом, что делает его вундеркиндом, уважаемым за доблесть и талант. Однако эпоха его гибели начинается, когда он, как и большинство людей, увлекается амбициями, а также сверхъестественным миром. Впоследствии он теряет свою жену, свою правдивость и, в конечном итоге, свою жизнь. Соблазн честолюбия лишает его сущности человеческого существования и не оставляет после себя ничего, кроме неудовлетворенности и бесполезной жизни. В акте V Макбет собирает эту идею в своем монологе. Он говорит, говоря о своей жизни:

«…плохой игрок
Который расхаживает свой час на сцене
А потом его больше не слышно. Это история
, рассказанная идиотом, полная шума и ярости,
ничего не значащая».

Пример №2:

Ромео и Джульетта (Уильям Шекспир)

«Вот моя любовь! [Выпивает] О истинный аптекарь! Твои лекарства действуют быстро. Так с поцелуем я умираю. [Водопад]»

В Ромео и Джульетта Ромео совершает самоубийство, выпив яд, который, как он ошибочно думает, пробовала и Джульетта. Зрители обычно плачут именно в этот момент по нескольким причинам. В первую очередь потому, что потеря близкого человека — это чувство, которое испытал каждый из нас. Просмотр или чтение такой сцены пробуждает воспоминания о ком-то, кого мы потеряли (из-за смерти или простой разлуки), и, поскольку мы можем относиться к этому, мы внезапно высвобождаем эмоции, которые подавляли.

Функция катарсиса: драматическое использование

В драматическом искусстве термин катарсис объясняет воздействие трагедии, комедии или любого другого вида искусства на публику, а в некоторых случаях даже на самих исполнителей. Аристотель не уточнял значение слова «катарсис» и то, как он использовал его для определения трагедии в «Поэтике ».

Согласно Г. Ф. Эльзе, общепринятое и наиболее распространенное объяснение катарсиса как «очищения» или «очищения» не имеет под собой основания в

Поэтика . Скорее, это произошло из других неаристотелевских и аристотелевских контекстов. Такая путаница в отношении происхождения термина привела к различным интерпретациям его значения.

Авторитетная версия Poetics Д. В. Лукаса подробно описывает в приложении, посвященном «Жалости, страху и катарсису», различные оттенки значения и аспекты, присущие интерпретации слова (Аристотель: Poetics , Оксфорд, 1968, стр. 276–79). Лукас определяет, что существует вероятность того, что катарсис может иметь некоторые аспекты таких значений, как «очищение», «интеллектуальное прояснение» и «очищение».

Однако обсуждение, которое он ведет по этим терминам, не так точно, как хотелось бы другим ведущим ученым. Он не рассматривает никаких интерпретаций, кроме своей собственной, и придерживается иного подхода. Его подход основан на «греческой доктрине юмора», которая не была воспринята слишком хорошо.

Наиболее распространенными толкованиями этого термина являются очищение и очистка, которые до сих пор широко используются. Самая последняя интерпретация термина «катарсис» — это «интеллектуальное прояснение».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts