Каузальная атрибуция — Психологос
01 октября 2022 г., 21:33
Каузальная атрибуция — то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.
Каузальная — причинная, вследствие той или иной причины. Атрибуция — приписывание, приписывание характеристик себе или другому человеку. Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру.
Чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него глючить, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы («это из-за ситуации!»), а нестандартному — личные («это его решение или особенности»). Самая распространенная ошибка («фундаментальная ошибка атрибуции») — объяснение поведения личными особенностями человека там, где оно на самом деле определялось ситуацией.
«Ты нарочно!» — «Нет, пойми, просто сложилась такая ситуация…» — «Я тебе не верю! Не вали все на ситуацию!»
Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач — всё прямо наоборот.
Аналогично, наши симпатии обычно на стороне тех, с кем мы больше прожили, и с кем больше провели времени, кто нам — свои↑.
Спокойствие как способ диагностики состояния другого человека
Спокойствие — обязательное условие качественной диагностики состояния других людей. Когда вы абсолютно спокойны — вы как зеркало, люди смотрятся в вас и видят в вас себя.
- Социальное восприятие
Комментарии (5):
Гость, 10 декабря 2014 г., 06:46
Класс!!!
Synergy, 30 января 2016 г., 15:55
Ребята, нельзя ли писать без грамматических ошибок?! «Нарочно» — правильно: http://www.vedu.ru/expdic/17275/
Наталия, 30 января 2016 г., 19:27
Synergy, спасибо, исправили.
Муравьев Валерьян Анатольевич, 13 августа 2017 г. , 20:15
Спасибо Вам! Многое узнал об этой теории. Замечательная статья о причинах Л. Р. (ловушки реальности )
Гость, 01 марта 2019 г., 19:34
Спасибо за понятное объяснение сложного термина. Теперь я понимаю смысл цитаты: «Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным типом каузальной атрибуции».
Материалы по теме:
01 янв. 2003 г.
Эффекты социального восприятия
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления шаблонные неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия. Эффекты социального восприятия — одновременно и типовые шаблоны социального восприятия, и проявление субъективности социального восприятия.
2Подробнее
01 окт. 2022 г.
Социальное и личное восприятие
Социальное восприятие — восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом.
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Свой и чужой
Свой и чужой — фундаментальные категории межличностного восприятия, характерные для враждебного мира. Своя — моя стая, моя команда. Чужой — чужая стая.
1Подробнее
Теория каузальной атрибуции
29.05.2012
Теория каузальной атрибуции (от лат. causa — причина, attribuo — придаю, наделяю) — это теория о том, как люди объясняют поведение других. Основы этого направления были заложены Фрицем Хайдером, продолжены Гарольдом Келли, Эдвардом Джонсоном, Даниел Джилберт, Ли Россом и др.
Теория каузальной атрибуции исходит из следующих положений:
- люди, наблюдая поведение другого человека, стремятся выяснить для себя причины этого поведения;
- ограниченность информации побуждает людей сформулировать вероятные причины поведения другого человека;
- причины поведения другого человека, которые для себя определяют люди, оказывают влияние на их отношение к этому человеку.
Хайдер считал, что необходимо изучать «наивную психологию» «человека с улицы», который руководствуется здравым смыслом при объяснении поведения других людей. Ученый пришел к выводу, что мнение о человеке (хороший человек — плохой человек) автоматически распространяется и на все его поведение (правильно поступает — плохо поступает).
В процессе атрибуции (термин предложен Ли Россом в 1977) у человека нередко возникает фундаментальная ошибка, т.е. тенденция к недооценке ситуационных причин и переоценке диспозиционных (внутриличностных) причин, влияющих на поведение человека. При этом свое собственное поведение человек объясняет преимущественно с точки зрения влияния ситуации.
По данным исследований Гарольда Келли человек, анализируя поведение другого человека, приписывает его поступкам внешние, ситуационные причины (внешняя атрибуция) или внутренние, диспозиционные причины (внутренняя атрибуция) в зависимости от ответов на вопросы.
Когнитивная психология нашла свое отражение и в теориях, близких бихевиоризму. Например, в социально-когнитивной теории Альберта Бандуры и в теории социального научения Джулиана Роттера.
Так, Бандура обращает внимание на то, что люди могут учиться и в отсутствии внешнего подкрепления в результате наблюдения, чтения или получая информацию о поведении других людей
(когнитивный компонент). В свою очередь Дж. Роттер отмечает, что люди отличаются друг от друга тем, как они оценивают роль внешних и внутренних факторов в своем поведении (когнитивный компонент). Большее значение внутренним факторам придают интерналы, а внешним — экстерналы.Таким образом, одним из наиболее влиятельных направлений современной психологии является когнитивная психология, что находит отражение в когнитивизации других направлений психологии — необихевиоризме, неопсихоанализе.
Ключевые слова: Наука
Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии
Материалы по теме |
---|
Научное исследование: этапы и виды Экспериментальная психология: Курс лекций. |
Принципы психологии Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Психология управления как научная дисциплина Кишкель Е.Н. Управленческая психология |
Взаимосвязь конфликтологии с другими областями знания Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008 |
Становление отечественной психологии Маклаков А. Г. — Общая психология |
Входные и выходные факторы в психологическом исследовании … |
Развитие отечественной психологии после 1917 года Константинов В.В., История психологии |
Что такое психология? Карпов А. В., Общая психология |
6.2 Вывод диспозиций с использованием причинной атрибуции – принципы социальной психологии
Ченг П.В. и Новик Л.Р. (1990). Вероятностная контрастная модель причинной индукции. Журнал личности и социальной психологии, 58 (4), 545–567.
Фиске, С. Т. (2003). Социальные существа . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.
Герарт, Н., Изербит, В.Ю., Корнель, О., и Вигболдус, Д. (2004). Возвращение диспозиционализма: о лингвистических последствиях диспозиционального подавления. Журнал экспериментальной социальной психологии, 40 (2), 264–272.
Гилберт, Д. Т. (ред.). (1989). Легкомысленное отношение к другим: автоматические компоненты процесса социального вывода . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
Хайдер, Ф. (1958). Психология межличностных отношений
Джонс, Э. Э., и Харрис, В.А. (1967). Атрибуция установок. Журнал экспериментальной социальной психологии, 3 (1), 1–24.
Джонс, Э. Э., Дэвис, К. Э., и Герген, К. Дж. (1961). Варианты ролевых игр и их информативность для восприятия человека. Journal of Abnormal and Social Psychology, 63 (2), 302–310.
Джонс, Э. Э., Канус, Д. Э., Келли, Х. Х., Нисбетт, Р. Э., Валинс, С., и Вайнер, Б. (ред.). (1987). Атрибуция: Восприятие причин поведения . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Келли, HH (1967). Теория атрибуции в социальной психологии. В Д. Левине (ред.), Симпозиум по мотивации в Небраске (том 15, стр. 192–240). Линкольн, Небраска: Университет Небраски Press.
Лернер, М. Дж. (1980). Вера в справедливый мир: фундаментальное заблуждение
. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум.Малле, Б.Ф. (2006). Асимметрия актер-наблюдатель в атрибуции: (удивительный) мета-анализ. Психологический бюллетень, 132 (6), 895–919.
Мезулис, А. Х., Абрамсон, Л. Ю., Хайд, Дж. С., и Ханкин, Б. Л. (2004). Существует ли универсальная положительная предвзятость в атрибуциях? Метааналитический обзор индивидуальных, возрастных и культурных различий в корыстной атрибуционной предвзятости. Психологический бюллетень, 130 (5), 711–747.
Ньюман, Л.С., и Улеман, Дж.С. (1989). Спонтанный вывод о признаках. В JS Uleman & JA Bargh (Eds.), Непреднамеренная мысль (стр. 155–188). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
Нисбетт, Р. Э., Капуто, К., Легант, П., и Маречек, Дж. (1973). Поведение, как его видит актер и как видит наблюдатель. Журнал личности и социальной психологии, 27
Пронин, Э., Лин, Д.Ю., и Росс, Л. (2002). Слепое пятно предвзятости: восприятие предвзятости в отношении себя к другим. Бюллетень личности и социальной психологии, 28 (3), 369–381.
Скитка Л.Дж., Маллен Э., Гриффин Т., Хатчинсон С. и Чемберлин Б. (2002). Диспозиции, сценарии или мотивированная коррекция? Понимание идеологических различий в объяснениях социальных проблем. Журнал личности и социальной психологии, 83 (2), 470–487.
Тейлор, С.Э., и Фиске, С.Т. (1975). Точка зрения и восприятие причинности. Журнал личности и социальной психологии, 32 (3), 439–445.
Троп, Ю. и Альфиери, Т. (1997). Усилие и гибкость процессов диспозиционных суждений. Журнал личности и социальной психологии, 73 (4), 662–674.
Улеман, Дж. С., Бладер, С. Л., и Тодоров, А. (ред.). (2005). Неявные показы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Вайнер, Б. (1985). Атрибуционная теория мотивации достижения и эмоций. Psychological Review, 92 , 548–573.
Причинная атрибуция: внутренние и внешние причины
Для эффективного сотрудничества полезно иметь возможность делать выводы о мыслях и намерениях как внутригрупповых, так и внегрупповых членов. Знание того, в какой степени член группы привержен групповой задаче или более индивидуальной цели, помогает установить доверие и оценить вклад члена команды.
Причинная атрибуция — это процесс, посредством которого мы приписываем причины как своему собственному поведению, так и поведению других.
Мы делаем это для того, чтобы добавить предсказуемости ситуации или взаимодействию. Если у нас есть понимание причины чьего-то поведения, мы можем лучше контролировать и направлять взаимодействие.
Но как социальные психологи узнают мысли и намерения других? Они полагаются на то, что можно наблюдать: поведение.
Теоретики каузальной атрибуции (например, Heider, 1958; Jones & Davis, 1965; Kelley, 1972) предполагают, что причина может быть как внутренней, так и внешней по отношению к человеку, совершающему поведение.
- Внутренние причины — это причины, вытекающие из внутренних характеристик человека. К ним относятся их отношения, способности или личностные качества.
- Внешние причины — это те, которые проистекают из ситуации или окружающей среды.
Если считается, что поведение является результатом мыслей, намерений, способностей или личности человека, делается внутренняя атрибуция. Если считается, что поведение является результатом ситуационных сил, делается внешняя атрибуция.
В соответствии с ковариационной моделью Келли Opens in new window (Kelley, 1972; Kelley & Michela, 1980), люди делают причинные атрибуции, исследуя относительную вероятность поведения, когда причина присутствует и отсутствует.
Если причина и поведение встречаются вместе чаще, чем поведение происходит в отсутствие причины, то есть причина и поведение ковариированы, люди, скорее всего, сделают вывод о причинно-следственной связи.
Люди сосредотачиваются на трех типах информации, чтобы сделать внутреннюю или внешнюю атрибуцию:
- Отличительность, то есть степень, в которой человеку необычно демонстрировать целевое поведение в различных контекстах. Отличительное поведение приписывается внешним источникам; поведение с низкой отличительностью приписывается внутренним силам.
- Консенсус, степень, в которой другие люди демонстрируют поведение в данном контексте. Поведение с высоким уровнем консенсуса приписывается внешним силам; поведение с низким консенсусом приписывается внутреннему поведению.
- Постоянство, степень, в которой человек демонстрирует одно и то же поведение в том же контексте в более позднее время. Если согласованность низкая, атрибуция не производится; такое поведение считается совпадением или аберрацией. Однако, если согласованность высока, то будет сделана атрибуция.
Использование модели ковариации Келли открывается в новом окне , человек, вероятно, сделает точное определение причины поведения другого человека. Однако определение потребует использования когнитивных ресурсов.
Чтобы определить, почему Карен спорит с Бобом, членам группы необходимо провести поиск, чтобы определить, как часто Карен спорит с другими людьми (отличительность), как часто другие люди спорят с Бобом (консенсус) и будет ли Карен спорить с Бобом в будущем (последовательность).