Классический бихевиоризм: Классический бихевиоризм — Психологос

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Бихивиоризм

    Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

  1. Основные понятия современного бихевиоризма ………………………….6

    2.Классический  бихевиоризм Дж. Б. Уотсона……………………………..….13

    3.Современный  бихевиоризм: Б.Ф.Скиннер……………………………….….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….…25

Список используемой литературы…………………………………………………. .27 
 
 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

    Бихевиоризм начал свое развитие как система, однако в реальности представлял  собой нечто большее, привлек  внимание широкой общественности, вызвал полемику в печати, о чем говорят  индексы цитирования в периодике с 1924–1931-х годов (Viney, 1994, 289), а также целый перечень опубликованных в это время работ – «Человек или робот» (McDougall, 1926), «Есть ли у бихевиориста мышление?» (Johnson, 1927), «Бихевиоризм и его антирелигиозное значение» (Frick, 1928) и т.п. С другой стороны, стремление к построению подлинно научной психологии часто ставило под вопрос этические и моральные аспекты исследований.

    Бурная  экспансия бихевиористских идей оказала заметное воздействие на литературу, философию, политику и социологию, что находилось в разительном контрасте со многими направлениями самой психологии. Бихевиористам пришлось приложить немало усилий. И прежде чем добиться признания в психологических кругах.

    Бесспорным  остается тот факт, что именно благодаря их активности произошло окончательное утверждение научного статуса психологии и обретение ею широкой популярности.

    Бихевиоризм является одним из самых дискуссионных  направлений в социально-психологическом  знании, что во многом объясняется  противоречивостью его методологических установок, теоретических воззрений, этических предпочтений, своеобразием истории его формирования и развития.

    В методологии бихевиористская социальная психология отличается своей приверженностью  операционализму, основным постулатом которого является непризнание какой-либо научной ценности понятий, представляющих собой, с точки зрения его приверженцев, всего лишь процедуру измерения исключительно самих себя, потому что личное, субъективное ощущение, по мнению бихевиористов, не может быть объективно измерено и воспроизведено в контролируемых условиях, следовательно, не может быть принято в качестве научного факта.

«Самость» в этом случае есть всего лишь результат теста двадцати утверждений.

    На  первый взгляд бихевиористская социальная психология не может считаться атеоретичной, а выступает скорее как описательная. На самом же деле в её рамках разработано достаточно большое число теоретических обобщений и экспериментально полученных фактов.

    Ее  часто обвиняют в тавтологии результатов, логической непоследовательности и т.п., хотя все это может рассматриваться как следствие развития данного исследовательского направления.

    Вплоть  до 1970-х годов, в силу игнорирования  внутренней активности личности в ее социальном взаимодействии, в силу противоречий и консервативности теоретических построений, бихевиористское направление редко упоминалось в западной социально-психологической литературе. Возрождению интереса к нему способствовали два обстоятельства: популярность среди социальных психологов ряда бихевиористских публикаций и сопротивление безоглядному отрицанию поведенческих идей со стороны небольшой группы информированных исследователей: S.

Bijou и D. Baer «Развитие ребенка: системная и эмпирическая теория» (1961), а также Артура Стаатса (A. Staats) и К. Стаатс (C. Staats) «Комплексное человеческое поведение: системное расширение принципа научения» (1963). В этих работах предпринята попытка оперирования современными социально-психологическими представлениями, применения достижений бихевиористского подхода к рассмотрению актуальных проблемных областей. Особый в этом плане интерес вызвали статьи R. Burges и D. Akers «Являются ли оперантные принципы тавтологичными» и «Дифференциальные ассоциации: теория подкрепления и криминальное поведение», опубликованные в Psychological Record (1966 г.). Большой вклад в восстановление интереса к бихевиористским идеям внес социальный психолог J.H. Kunkel, известный своей работой «Общество и экономический рост: бихевиористское направление социальных изменений» (1970). В 1973 году он публикует свою «Бихевиористскую модель человека: предположения и применение», в 1975 – «Поведение, социальные проблемы и изменение», где достаточно убедительно использует аппарат бихевиористской традиции в решении и объяснении актуальных социально-психологических проблем.
Дальнейшее формирование понятийного аппарата, принципов и основоположений современного бихевиоризма в существенной степени определяется положениями классического бихевиоризма Б. Скиннера, «интербихевиоризма» Дж. Кантора, «модификации поведения» Ал. Бандуры и «анализа поведения» Биджоу и Байера. Но об этом чуть ниже. Сейчас рассмотрим содержание понятий, используемых в современной бихевиористской традиции.

 

     1 Основные понятия современного бихевиоризма

      Понятийный аппарат бихевиористского подхода к социальной психологии мало чем отличается от того, который представлен в общей психологии. Нет особой разницы и в концептуальном подходе, основывающемся на идее о том, что, в силу невозможности операционализации внутренней активности субъекта, внимание исследователя должно сосредоточиваться на ситуативных факторах как детерминантах социального поведения. С точки зрения бихевиористов, применение строго психологического эксперимента, вкупе с использованием аппарата статистического анализа, позволяет выявлять универсальные закономерности, знание которых, в свою очередь, позволяет прогнозировать и описывать поведение человека в тех или иных обстоятельствах. В отличие от классического бихевиоризма, оперировавшего понятием универсальности психического для всего биологического вида и рассматривавшего поведение человека всего лишь как частный случай (отсюда эксперименты на крысах, собаках и т.п.), современный бихевиоризм стал менее амбициозным и пытается выявить специфику именно социального поведения человека.

    Понимание специфики бихевиоризма невозможно без знакомства с категориальным аппаратом, тем более что, в русскоязычной  психологической литературе он представлен  довольно слабо. Остановимся на нем  подробнее.

    Понятие оперант является центральным для современного бихевиоризма. Фактически оно помогает установлению основного различия между современным бихевиоризмом и его старой стимульно-реактивной версией. Оперант – это поведение (реакция) личности, вызывающая изменение в ее окружении: улыбка, ворчание, словесная ремарка, молчание. Улыбка, например, может означать выражение дружественного расположения к другому, ворчание – вызвать агрессивную реакцию по отношению к его источнику и т.

п.

    Респондент  – это реакция организма на определенного рода стимуляцию. Например, при приближении какого-либо объекта к глазам наблюдается защитный рефлекс моргания, при постукивании по коленному суставу – подергивание ноги и т.п. Операнты контролируются стимулами, следующими за ними, респонденты –стимулами, предшествующими им. В качестве иллюстрации можно привести пример просьбы ребенка к родителям купить сладостей: «просьба» представляет собой оперант, влияющий на окружение, и таким образом становится причиной его изменения (т.е. следствием), в то время как удар молоточком предшествует подергиванию ноги. Можно сказать, что респондентное поведение является непроизвольным, а оперантное – произвольным. С этим утверждением согласно большинство современных исследователей, работающих в рамках бихевиористской традиции.

    Стимул  – это событие, последствие или  изменение в окружении индивида, оказывающее воздействие на его  поведение, вызывающее его реакцию. В основном стимулы охватывают пять категорий: позитивные подкрепления, негативные подкрепления, нейтральные события, позитивные наказания, негативные наказания.

    События, последствия или изменения в  окружении индивида, обусловленные  некоторым оперантом, повышающим вероятность  его проявления, называются позитивным подкреплением. Реагирование на просьбу  ребенка о стакане воды со стороны родителя повышает вероятность повторения таких просьб в будущем. Примером позитивного подкрепления является плата за проделанную работу, похвала за услугу и т.п. Во всех этих случаях речь идет о стимулах, способствующих проявлению желательного поведения.

    Негативное  подкрепление представляет собой стимулы, которые способствуют устранению проявления определенных оперантов, т.е. речь идет о сокращении параметров и пр. окружения. Например встреча с человеком  сквернословящим побуждает к  сокращению, а то и вовсе избеганию встреч с ним. Точно так же родители могут лишать ребенка чего-либо, не выполнив его желания, поощрить тем самым желаемое поведение.

    Так называемые нейтральные подкрепления представляют собой события и  последствия, следующие за некоторым оперантом и не оказывающие влияния на вероятность его проявления в будущем. Например, на назойливые попытки заговорить со стороны незнакомого человека можно реагировать нейтрально, однако в реальности сложно предположить ситуацию, что эта «нейтральность» приведет к какому-то ожидаемому эффекту, так как даже внешнее отсутствие реакций предполагает определенную внутреннюю работу.

    Процесс социальной жизни включает не только стимулирование проявлений «нужных» оперантов  посредством позитивного или  негативного подкреплений. Во многих случаях приходится добиваться «изъятия» нежелательного поведения из поведенческого репертуара. В этом случае мы сталкиваемся с другим классом стимулов – позитивным наказанием и негативным. Наибольший вклад в разработку этих категорий внес социолог Р. Барджес. Согласно его рассуждениям, в качестве позитивных наказаний выступают те события, последствия или изменения в окружении индивида, которые в случае применения после их проявления приводят к снижению вероятности будущих проявлений. Примером тому является приглашение нерадивого студента «на ковер» к декану – один из стимулов, направленных на изменение поведения студента в лучшую сторону.

    Влияние негативного наказания построено  по тому же принципу, что и позитивного. Отличие лишь в том, что происходит не добавление стимулов в окружении, а их сокращение или устранение. Например, можно говорить о лишении студента стипендии. Наиболее полное определение негативного наказания дается Барджесом и Бушелем: они относят к негативному наказанию те изменения, последствия, альтернативы и т.п. в окружении человека, которые устраняют другие стимулы и таким образом обусловливают уменьшение степени вероятности будущего проявления операнта (с. 30).

    Вероятность подкрепления относится к условиям, при которых в окружении индивида проявляются определенные оперантные действия в соответствующих обстоятельствах, и которые нередко как схемы подкрепления в лсглвглм непрерывные и перемежающиеся.

    Если  подкрепление непосредственно следует  за реакцией или оперантом организма, речь идет о непрерывном подкреплении. Например, формирование правильного произношения ребенка осуществляется посредством непрерывного подкрепления удачных проявлений. Однако использование его не в лабораторных условиях маловероятно, т.к. сложно представить возможность контроля за всеми действиями, совершаемыми человеком в его повседневном поведении. Более распространенными являются перемежающиеся схемы подкрепления, характеризующиеся подкреплением некоторых вызванных оперантов и игнорированием других. По существу вся социализация человека строится на перемежающихся или избирательных схемах подкрепления, когда речь идет о поощрении желательных типов поведения.

    Все схемы избирательного подкрепления являются производными от двух типов: интервальных и пропорциональных. Интервальные основываются на времени между применением подкрепления и конструируются так, что подкрепляется каждая первая реакция после определенного временного промежутка. Временной промежуток между подкреплениями может быть фиксированным (например, подкрепляется каждая первая реакция, поступающая через каждые пять минут ) и варьирующимся (когда в среднем за каждые пять минут подкрепляется только одна первая реакция), например, в первые пять минут подкрепляется реакция, поступившая на пятой минуте, во второй пятиминутке – реакция, поступившая на восьмой и т.д.). Первый тип называется фиксированным интервальным, второй – вариабельным интервальным.

    Пропорциональные  схемы основываются на числе реакций  между подкреплениями. Они конструируются таким образом, что подкрепление следует за каждой n-ой реакцией. В случае фиксированных пропорциональных схем (FR) подкрепление следует за каждой n-ной реакцией (например, каждая четвертая). В случае вариативных пропорциональных схем подкрепление следует за некоторым усредненным числом реакций (например, подкрепления могут совершаться на третьей, шестой и двенадцатой минутах в течение пятнадцати минут и число подкреплений в последующие 15-минутки будет также равно трем).

4 Увлекательные классические исследования обусловливания и бихевиоризма

Можете ли вы вспомнить, когда вы были в школе, и прозвенел звонок на обед?

Было ли у вас урчание в животе еще до того, как вы вошли в столовую и увидели еду?

Если это так, то ваше бессознательное поведение на самом деле было реальным примером классической обусловленности.

В этой статье представлены исторические предпосылки и теория классического обусловливания и бихевиоризма. Вы также узнаете, как эти теории применяются в современном обществе и по-прежнему имеют большое значение при изучении человеческого поведения.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Классическая обусловленность в истории психологии
  • Объяснение эксперимента Павлова с собакой
  • Взгляд на рождение бихевиоризма
  • Исследование маленького Альберта Уотсона
  • Исследования Скиннера по кондиционированию
  • 4 Современные выводы и тематические исследования
  • Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Классическое обусловливание в истории психологии

Чтобы понять классическую теорию обусловливания, сначала нужно понять обучение. Обучение — это процесс приобретения новых знаний, идей, поведения и взглядов (Rehman, Mahabadi, Sanvictores, & Rehman, 2020). Обучение может происходить сознательно или бессознательно (Rehman et al., 2020).

Классическое обусловливание — это процесс, при котором автоматическая условная реакция сочетается со стимулами (McSweeney & Murphy, 2014). В классической литературе по обусловливанию есть ссылки на то, что это поведение является стимулом и реакцией (McSweeney & Murphy, 2014).

Знаменитой работой по классической обусловленности является работа русского физиолога Ивана Павлова, родившегося в 1849 году. Его влияние на изучение классической обусловленности было огромным. За это исследование он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине (The Nobel Prize, nd). Классическая обусловленность была открыта случайно и получила название «павловская обусловленность» (Павлов, 19).27).

В этой статье вы найдете практические примеры классического обусловливания в классе.

Технические термины

Павлов (1927) разработал следующие технические термины для объяснения процесса классического обусловливания и того, как он работает.

  •  безусловный стимул (UCS) возникает естественным и автоматическим образом и безоговорочно вызывает реакцию.
  • Необусловленная реакция (UCR) является незаученной реакцией. Это происходит естественно как ответ на UCS.
  • Условный стимул (CS) является ранее нейтральным стимулом, который после связывания с UCS приводит к запуску условной реакции.
  • Условная реакция (CR) является реакцией на CS, связанную с UCS. CR — это ответ, который делается только на CS и без необходимости в UCS.

Объяснение эксперимента с собакой Павлова

Как физиолог Иван Павлов (1897) исследовал пищеварение у собак в конце 19 века.

Одно интересное наблюдение, сделанное Павловым, заключалось в том, что прямо перед тем, как дать еду, у собак начиналось слюноотделение. Иногда это происходило просто от вида лабораторных халатов техников, которые их кормили. Это заставило Павлова задуматься, почему у собак выделяется слюна, когда в поле зрения нет еды.

Павлов решил провести серию экспериментов с собаками, чтобы исследовать эти наблюдения. Павлов каждый раз звонил в колокольчик перед кормлением собак. Сначала не было ответа. Затем, когда появилась еда, собаки поняли, что звук колокольчика означает еду, и у них выделилось слюноотделение. После этого звук колокольчика сам по себе вызывал у собак слюноотделение. Они связывали звонок с прибытием еды.

На следующей диаграмме (рис. 1) показаны различные стадии классического процесса обусловливания в экспериментах Павлова (1897) с собаками.

Взгляд на рождение бихевиоризма

Классическое обусловливание уходит своими корнями в бихевиоризм. Бихевиоризм измеряет наблюдаемое поведение и события (Watson, 1913; Watson, 1924).

Джон Б. Уотсон, как и Павлов, исследовал условные нейтральные стимулы, вызывающие рефлексы при обусловливании респондентов (Watson & Rayner, 19).20). Бихевиоризм рассматривает окружающую среду как основное влияние на поведение человека, а не генетические факторы (Thorndike, 1905).

Бихевиоризм, основанный на более ранних исследованиях Эдварда Торндайка (1905 г.) и Закона Эффекта в конце 19 века. Это рассматривало последствия, которые усиливают и ослабляют поведение.

Попытка заменить глубинную психологию (Владислав и Дидье, 2018), уходящая корнями в теории Зигмунда Фрейда, Карла Густава и Альфреда Адлера (Льюис, 19 лет).58). Глубинная психология испытывала трудности с экспериментальной проверкой прогнозов (Владислав и Дидье, 2018).

Б. Ф. Скиннер, американский психолог, разработал свою собственную позицию в отношении бихевиористского подхода, известного как радикальный бихевиоризм (Schneider & Edward, 1987). Он предположил, что когниции и эмоции имеют те же переменные контроля, что и наблюдаемое поведение (Мекка, 1974).

Его техника была известна как оперантное обусловливание . Это связано с подкреплением и наказанием для повышения или снижения эффективности поведения (Скиннер, 19 лет).53).

Исследования маленького Альберта Уотсона

Мы уже обсуждали, как Павлов проводил эксперименты с животными и показывал процесс обусловливания на собаках.

Уотсон показал, что люди также могут быть обусловлены так же, как и животные (Beck, Levinson, & Irons, 2009).

Уотсон использовал в своих экспериментах маленького младенца, которого назвали Маленький Альберт (Watson & Rayner, 1920). Ребенка подвергали различным раздражителям, включая кролика, собаку, шерсть, маску, обезьяну и горящие газеты, чтобы увидеть его реакцию.

Маленький Альберт не боялся предметов. Только после того, как объекты были соединены с громким звуком (удары молотком по металлическому пруту), он начал плакать после того, как ему показали белую крысу. Затем ребенок ожидал услышать пугающий шум, когда увидел белую крысу (нейтральный раздражитель) сам по себе.

Белая крыса стала условным раздражителем, а эмоциональная реакция плача стала условной реакцией. Это похоже на дистресс (необусловленная реакция), который он первоначально демонстрировал на шум. Дальнейшие исследования показали, что Маленького Альберта раздражают пушистые предметы и даже маска Санта-Клауса (Watson & Rayner, 19 лет). 20).

Это очень раннее исследование классического обусловливания является прекрасным примером того, как могут развиваться фобии (Davey, 1992).

Исследования Скиннера по кондиционированию

Б. Ф. Скиннер (1948) провел различные эксперименты на крысах в ящике, известном как «ящик Скиннера». Сначала он поместил в ящик голодную крысу, которая бродила вокруг, и обнаружил рычаг. В конце концов крыса поняла, что после того, как она нажала на рычаг, в коробку попала еда.

Затем крыса снова нажимала на рычаг каждый раз, когда была голодна. Затем он сразу же нажимал на рычаг каждый раз, когда его помещали в коробку, что показывало, что он был кондиционирован. Нажатие рычага — это оперативная реакция, а еда — награда (Скиннер, 19 лет).48).

Этот тип эксперимента также известен как инструментальное обусловливание (Ainslie, 1992). Реакция играет важную роль в получении пищи. Этот эксперимент выявил положительное подкрепление (Skinner, 1948).

Затем Скиннер провел еще один эксперимент с крысами. Он поместил крысу в такой же ящик, и на этот раз был использован электрический ток. Когда крыса забеспокоилась и побежала вокруг коробки, она случайно задела рычаг. Это автоматически остановило электрический ток.

Крыса научилась сначала направлять руку к рычагу, чтобы избежать дискомфорта от электрического тока. Нажатие рычага — это оперативная реакция, а прекращение подачи электрического тока — награда за нее. Этот эксперимент выявил негативное подкрепление (Skinner, 1951).

4 Современные открытия и тематические исследования

Экспериментальные исследования Павлова, Уотсона и Скиннера проводились много лет назад, но их влияние все еще можно наблюдать каждый день в современном обществе.

Посмотрим.

1. Классическая обусловленность и фобии

Классическая и оперантная модели обусловленности, разработанные Павловым, Уотсоном и Скиннером, очень актуальны в современном обществе. Они могут помочь объяснить этиологию и лечение фобий у людей (Davey, 1992).

Фобия — это стойкий и иррациональный страх перед определенной ситуацией, объектом или деятельностью (Американская психологическая ассоциация, без даты).

В качестве примера рассмотрим аэрофобию, то есть боязнь летать. Люди, страдающие этой фобией, испытывают сильный страх и тревогу перед полетом, иногда даже при одной мысли о самолете.

Люди с этой фобией могут избегать полетов, насколько это возможно, чтобы уменьшить стресс. Более пристальный взгляд на причину, по которой люди боятся летать, показывает, что в прошлом решающим фактором могли быть плохой опыт взлета, ужасная погода во время полета или турбулентность (Clark & ​​Rock, 2016).

Мы можем вспомнить эксперименты Павлова с собакой, чтобы понять больше. Кажется, что вид или мысль о самолете стали условным раздражителем, а страх перед полетом — условной реакцией.

В эффективных методах лечения фобии полетов часто используются те же самые принципы классического обусловливания и обучения (Rothbaum, Hodges, Lee, & Price, 2000). Терапевты могут активировать структуру страха, подвергая человека пугающим стимулам. Это вызовет реакцию страха (Rothbaum et al., 2000).

После того, как воздействие было предпринято несколько раз, в процессе, известном как привыкание (Bouton, 2007), фобия больше не усиливается (известная как угасание) и в конечном итоге исчезает (Miltenberger, 2012). Таким образом, фобию можно обратить вспять с помощью тех же принципов классического обусловливания.

2. Классическая обусловленность и социальная тревожность

Социальное тревожное расстройство — это тревожное расстройство, характеризующееся крайней и стойкой социальной тревожностью, которая вызывает дистресс и препятствует участию в социальной деятельности (Американская психологическая ассоциация, n.d.).

Социальное тревожное расстройство может быть спровоцировано каким-либо стрессовым событием в раннем возрасте ребенка, например травлей, жестоким обращением в семье или каким-либо публичным смущением (Erwin, Heimberg, Marx, & Franklin, 2006).

Преобладающее психологическое лечение тревожных расстройств также включает повторное воздействие, аналогичное лечению фобий, описанному выше.

Систематическая десенсибилизация представляет собой постепенное воздействие фобического стимула, возможно, включая постепенное воздействие социальных ситуаций.

Затопление является альтернативным подходом, а не постепенным. Это немедленное воздействие самого пугающего аспекта ситуации (Американская психологическая ассоциация, nd), например, посещение большого собрания.

Систематическая десенсибилизация и затопление могут проводиться in vitro (воображаемое воздействие фобического раздражителя) или in vivo (фактическое воздействие фобического раздражителя). Menzies и Clarke (1993) обнаружили, что методы in vivo гораздо более успешны. Можно использовать in vitro, если это более практично.

Это еще один пример того, как приобретенные страхи могут быть устранены с помощью принципов классической обусловленности.

3. Оперантное обусловливание и азартные игры

Азартные игры основаны на оперантном обусловливании, поскольку игровое поведение подкрепляется, увеличивая вероятность повторения поведения. Азартные игры могут стать зависимостью и определяются как таковые в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (Американская психологическая ассоциация, nd).

Griffiths (2009) предполагает, что некоторые виды азартных игр, такие как игровые автоматы, вызывают привыкание, поскольку нажатием на рычаг можно получить финансовое вознаграждение. Он также описывает множество других вознаграждений, таких как физиологическое вознаграждение (прилив адреналина от победы), психологическое вознаграждение (волнение) и социальное вознаграждение (похвала сверстников).

Аасвед (2003) обнаружил, что игроки продолжают играть и повторяют этот опыт. Азартные игры не склонны к угасанию, так как подкрепляются частично (не каждый раз), что заставляет игрока повторять поведение.

Азартные игры предполагают лишь частичное подкрепление, так как подкрепляются только часть реакций. Отсутствие предсказуемости заставляет людей играть в азартные игры. Напоминает ли это вам исследование Скиннера с крысами и вознаграждение в виде еды, которую они получали, нажимая на рычаг?

Существует множество способов лечения зависимости от азартных игр. Лечение, сочетающее принципы когнитивно-поведенческой терапии и стратегии воображения in vivo последствий игрового поведения, может быть эффективным для проблемных игроков (Bowden-George & Jones, 2015).

4. Оперативное обусловливание и злоупотребление психоактивными веществами

Некоторые люди употребляют алкоголь и наркотики из-за приятных положительных ощущений, которые они получают от этого опыта. Если они навязчиво повторяют этот опыт с течением времени для достижения одних и тех же вознаграждающих стимулов, неблагоприятным последствием может стать зависимость (Angres & Betinardi-Angres, 2008).

Терапия отвращением (Американская психологическая ассоциация, без даты) — это один из способов устранения зависимостей посредством ассоциации с вредными и неприятными переживаниями (Brewer, Streel, & Skinner, 2017; Platt, 2000). Он основан на принципах оперантного обусловливания.

Терапия отвращением включает сочетание нежелательного и вызывающего привыкание поведения с неприятным опытом. Например, кому-то можно дать лекарство, которое вызывает у него тошноту и рвоту, если он употребляет алкоголь.

После терапии отвращением алкоголь может ассоциироваться с чувством тошноты, поэтому человек не хочет повторять такое поведение (Brewer, Meyers, & Johnson, 2000).

Опять же, это напоминает технику Скиннера, когда крыс подвергали удару током и учили нажимать на уровень, чтобы избежать этого опыта.

Ресурсы с сайта PositivePsychology.com

В нашем блоге вы найдете множество ресурсов, которые помогут вашим клиентам справиться с негативными привычками, бессознательно приобретенными в результате многократного обусловливания.

Приведенные ниже инструменты могут помочь вашим клиентам лучше узнать об этих привычках и поведении и помочь им обрести контроль над своей жизнью.

  • Рабочие листы с градуированным воздействием
    В этом рабочем листе клиентам предлагается ранжировать свои фобии от наименее до наиболее пугающих в качестве первого шага к проведению вмешательства по воздействию.
  • Формирование новых привычек
    В этом рабочем листе кратко объясняется, как формируются привычки, и есть место, где клиенты могут составить план развития новой полезной привычки.
  • Мозговой штурм в действии
    Это упражнение помогает клиентам выявить, оценить, а затем сломать или изменить привычки, которые могут мешать осуществлению желаемых изменений или приближению к цели.
  • Изменение физических привычек
    Этот рабочий лист помогает клиентам задуматься о своих уязвимых местах и ​​привычках, связанных с аспектами их физического здоровья, и рассмотреть шаги по выработке более здоровых привычек.
  • Рабочий лист замены вознаграждения
    Этот рабочий лист помогает клиентам определить негативные последствия поведения, которое они используют, чтобы вознаградить себя, и выбрать другое поведение вознаграждения с положительными последствиями, чтобы заменить его.
  • 17 упражнений по позитивной психологии
    Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта подборка содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Важная информация

Классическое и оперантное обусловливание сыграли огромную роль в зарождении бихевиоризма.

Классическое обусловливание оказалось наиболее ценным для понимания приобретения негативного и нежелательного поведения, такого как фобии, тревога и зависимости.

Это также ценно для лечения людей, поскольку те же принципы используются для отмены непреднамеренно сформировавшегося поведения. Эти новые методы лечения включают экспозиционную терапию, терапию отвращением, систематическую десенсибилизацию и затопление.

Мы надеемся, что вам понравилось читать эту статью, и вы сможете помочь своим клиентам внести необходимые изменения с помощью рекомендуемых ресурсов.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Эйнсли, Г. (1992). Пикоэкономика: стратегическое взаимодействие последовательных мотивационных состояний внутри человека . Издательство Гарвардского университета.
  • Американская психологическая ассоциация. (2021). Словарь психологии.
  • Ангр, Д. Х., и Беттинарди-Ангр, К. (2008). Болезнь наркомании: Происхождение, лечение и выздоровление. Болезнь-А-Месяц , 54 (10), 696–721.
  • Аасвед, М. (2003). Социология азартных игр (том 2). Чарльз С Томас.
  • Бек, Х. П., Левинсон, С., и Айронс, Г. (2009). В поисках маленького Альберта. Американский психолог , 64 , 605–614.
  • Бутон, Мэн (2007). Обучение и поведение: современный синтез . М.А. Синауэр.
  • Боуден-Джордж, Х., и Джонс, С. (2015). Руководство для врачей по работе с проблемными игроками . Рутледж.
  • Брюэр, К., Мейерс, Р., и Джонсон, Дж. (2000). Помогает ли дисульфирам предотвратить рецидив злоупотребления алкоголем? Препараты ЦНС , 14 , 329–341.
  • Брюэр, К., Стрил, Э., и Скиннер, М. (2017). Контролируемая превосходная эффективность дисульфирама при лечении алкоголизма: этические, методологические и психологические аспекты. Алкоголь и алкоголизм , 52 (2), 213–219.
  • Кларк, Г.И., и Рок, А.Дж. (2016). Процессы, способствующие поддержанию летной фобии: описательный обзор. Границы психологии , 7 , 754.
  • Дэйви, GC (1992). Классическая обусловленность и приобретение человеческих страхов и фобий: обзор и синтез литературы. Достижения в области поведенческих исследований и терапии , 14 (1), 29–66.
  • Эрвин, Б. А., Хаймберг, Р. Г., Маркс, Б. П., и Франклин, М. Э. (2006). Травматические и социально стрессовые жизненные события у лиц с социальным тревожным расстройством. Журнал тревожных расстройств , 20 , 896–914.
  • Гриффитс, доктор медицины (2009). Психология азартных игр: личный обзор. Psychology Review , 16 (1), 25–27.
  • Льюис, Дж. В. (1958). Обзор творчества Адлера. New Scientist , 4 (83), 224–225.
  • Максуини, Ф.К., и Мерфи, Э.С. (2014). Справочник Уайли Блэквелла по оперантному и классическому обусловливанию . Мальден.
  • Мекка, К. (1974). Радикальный бихевиоризм: философия и наука . Авторский кооператив.
  • Мензис, Р. Г., и Кларк, Дж. К. (1993). Сравнение in vivo и заместительного воздействия при лечении детской водной фобии. Поведенческие исследования и терапия , 31 (1), 9–15.
  • Милтенбергер, Р. (2012). Модификация поведения, принципы и процедуры (5-е изд.). Уодсворт.
  • Нобелевская премия. (н.д.). Получено 11 июня 2021 г. с
    https://www.nobelprize.org/prizes/medicine/1904/pavlov/facts/
  • .
  • Павлов, И. П. (1897). Работа пищеварительных желез . Грифон.
  • Павлов И. П. (1927). Условные рефлексы. Исследование физиологической деятельности коры головного мозга . Издательство Оксфордского университета.
  • Рехман, И., Махабади, Н., Санвикторес, Т., и Рехман, К. (2020). Классическое кондиционирование . StatPearls. Получено 2 июня 2021 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470326/
  • .
  • Ротбаум Б.О., Ходжес Л.С., Ли Дж.Х. и Прайс Л. (2000). Контролируемое исследование воздействия виртуальной реальности на лечение боязни летать. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 68 (6), 1020–1026.
  • Скиннер, Б.Ф. (1948). «Суеверие» у голубя. Журнал экспериментальной психологии , 38 , 168–172.
  • Скиннер, Б.Ф. (1951). Как учить животных . Фриман.
  • Скиннер, Б.Ф. (1953). Наука и поведение человека . Макмиллан
  • Торндайк, Э. Л. (1905 г.). Элементы психологии . А. Г. Зайлер.
  • Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиористов. Психологический обзор , 20 , 158–177.
  • Уотсон, Дж. Б. (1924). Бихевиоризм . Народный институт.
  • Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии , 3 (1), 1–14.
  • Владислав С. и Дидье Г.Дж. (2018). Темная религия: фундаментализм с точки зрения юнгианской психологии . Хирон.

Классическое обусловливание — бихевиоризм

Бихевиоризм как направление в психологии возник в 1913 году, когда Джон Бродус Уотсон опубликовал классическую статью  психология с точки зрения бихевиориста .

Джон Ватсон предположил, что процесс классического обусловливания (основанный на наблюдениях Павлова) способен объяснить все аспекты человеческой психологии.

Все, от речи до эмоциональных реакций, было просто образцами стимула и реакции. Уотсон полностью отрицал существование разума или сознания. Уотсон считал, что все индивидуальные различия в поведении обусловлены разным опытом обучения. Он классно сказал:

«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что выберу любого наугад и обучу его любому специалисту, который я выберу — доктору, адвокат, художник, купец-главнокомандующий и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, наклонностей, склонностей, способностей, призвания и расы его предков» (Watson, 1924, стр. 104). Примеры классического обусловливания

Классическая теория обусловливания предполагает обучение новому поведению посредством процесса ассоциации. Проще говоря, два стимула соединяются вместе, чтобы вызвать новую усвоенную реакцию у человека или животного. Классическое обусловливание состоит из трех стадий. На каждой стадии стимулам и реакциям даны специальные научные термины:

Стадия 1: Перед обусловливанием:

На этой стадии безусловный стимул (UCS) вызывает безусловную реакцию (UCR) в организме. В общих чертах это означает, что стимул в окружающей среде вызвал поведение/реакцию, которая не изучена (т. е. необусловлена) и, следовательно, является естественной реакцией, которой не обучали. В этом отношении никакое новое поведение еще не изучено.

Например, желудочный вирус (UCS) вызывает реакцию тошноты (UCR). В другом примере духи (UCS) могут вызвать реакцию счастья или желания (UCR).

На этой стадии также присутствует другой раздражитель, который не действует на человека и называется нейтральным раздражителем (НС) . NS может быть человеком, объектом, местом и т. д. Нейтральный стимул в классическом обусловливании не вызывает реакции до тех пор, пока он не будет соединен с безусловным стимулом.

Стадия 2: Во время обусловливания:

На этой стадии стимул, не вызывающий реакции (т. е. нейтральный), связывается с безусловным стимулом, после чего он становится известным как условный раздражитель (УС) .

Например, желудочный вирус (UCS) может быть связан с употреблением определенных продуктов, таких как шоколад (CS). Также духи (UCS) могут быть связаны с конкретным человеком (CS).

Часто на этом этапе UCS должен быть связан с CS в ряде случаев или испытаний, чтобы обучение имело место. Тем не менее, обучение по одному следу может произойти в определенных случаях, когда нет необходимости укреплять ассоциацию с течением времени (например, болезнь после пищевого отравления или употребление слишком большого количества алкоголя).

Стадия 3: После кондиционирования:

Теперь условный раздражитель (CS) был связан с безусловным раздражителем (UCS) для создания новой условной реакции (CR).

Например, человек (CS), который ассоциировался с приятными духами (UCS), теперь считается привлекательным (CR). Также шоколад (CS), который ели до того, как человек заболел вирусом (UCS), теперь вызывает реакцию тошноты (CR).

Эксперимент маленького Альберта (фобии)

Иван Павлов показал, что классическое обусловливание применимо к животным. Применимо ли это и к людям? В известном (хотя и сомнительном с этической точки зрения) эксперименте Уотсон и Рейнер (1920) показал, что да.

Маленький Альберт был 9-месячным младенцем, которого проверяли на реакцию на различные раздражители. Ему показали белую крысу, кролика, обезьяну и различные маски. Альберт, описанный как «в целом флегматичный и бесстрастный», не выказывал страха ни перед одним из этих стимулов. Однако что действительно напугало его и заставило испугаться, так это удар молотком по стальному стержню за его головой. Внезапный громкий шум заставит «маленького Альберта расплакаться».

Когда Маленькому Альберту было немногим более 11 месяцев, ему представили белую крысу, и через несколько секунд молоток ударил по стальному стержню. Это было сделано 7 раз в течение следующего 7 недель, и каждый раз, когда Маленький Альберт плакал. К настоящему времени маленькому Альберту достаточно было только увидеть крысу, и он сразу же показывал все признаки страха. уползти

Кроме того, Уотсон и Рейнер обнаружили, что у Альберта развилась боязнь объектов, которые имеют общие характеристики с крысами; включая семейную собаку, шубу, немного ваты и маску Деда Мороза! Этот процесс известен как генерализация.

Уотсон и Рейнер показали, что классическое обусловливание может быть использовано для создания фобии. Фобия – это иррациональный страх, то есть страх, несоразмерный опасности. В течение следующих нескольких недель и месяцев за Маленьким Альбертом наблюдали, и через 10 дней после кондиционирования его страх перед крысами стал гораздо менее выраженным. Это угасание выученной реакции называется угасанием. Однако даже по прошествии целого месяца это все еще было очевидно, и ассоциацию можно было возобновить, повторив исходную процедуру несколько раз.

Видео на YouTube

Классическое обусловливание в классе

Последствия классического обусловливания в классе менее важны, чем последствия оперантного обусловливания, но учителям по-прежнему необходимо убедиться, что учащиеся ассоциируют позитивные эмоциональные переживания при обучении.

Если учащийся связывает негативные эмоциональные переживания со школой, то это, очевидно, может иметь плохие последствия, например, создать школьную фобию

Например, если над учеником издеваются в школе, он может научиться ассоциировать школу со страхом. Это также может объяснить, почему некоторые студенты проявляют особую неприязнь к определенным предметам, которые сохраняются на протяжении всей их академической карьеры. Это может произойти, если ученик унижен или наказан в классе учителем.


Ссылки: