Психология вора: Воровская психология homo sapiens | Dagpravda.ru

Воровская психология homo sapiens | Dagpravda.ru

… Помню своё детское первое и последнее воровство: украл у товарища кубарь. Ну, юла из деревяшки, с одной стороны заострённая. Стегаешь её самодельным кнутом, она вращается на зимнем льду, и гоняешь ее по аульским улочкам – забава потрясающая!

Да уж было, до сих пор стыдно. Понятное дело, уже во взрослой жизни извинился перед приятелем, посидели, повспоминали, да и посмеялись. И всё равно на душе дискомфорт остался. Значит, нельзя брать чужое, нельзя воровать!

Но это сакральное правило нарушается на самых разных социальных уровнях. Федеральный центр ведёт активную борьбу с бюджетным воровством, тому иллюстрацией громкие аресты высокопоставленных чиновников по всей стране. Индульгенцией для самих задержанных является то, что они считают, мне кажется, государственную собственность ничейной. Да и для обывателя моральная лазейка: хороший же был человек, что-то построил, кому-то чем-то помог, да ведь своя рубашка ближе к телу… И украл не из твоего кармана, с кем не бывает!

Со многими не бывает! Ну не все чиновники понимают, что государственное — значит общенародное, наше с вами добро. Ведь элементарно: если из казны переложить деньги в свой карман, там их станет меньше и социальные проекты, какими бы программами их ни называли (приоритетные, первоочередные и т.д. и т.п.), будут буксовать из года в год, что мы и наблюдаем. То есть у тебя на психологическом уровне табу на недозволенное. Есть люди, и их, слава Богу, большинство, которые ни за что на чужое не позарятся, воровать для них действительно смертный грех. Но есть и такие (их, слава Богу, меньшинство), которые не упустят случая прикарманить чужое.

Может быть, это свойство генетическое? То есть существует в организме человека ген, заставляющий его воровать? Стоп! Медицина определила психическую болезнь, которую назвали клептоманией. Такой человек должен «сидеть», но не в зоне, а в психиатрической больнице. Потому уголовному преследованию и не подлежит.

Но тогда почему же психически нормальный человек ворует? Тут, на мой взгляд, причины следующие: две общеизвестных и одна закамуфлированная. Во-первых, среда, где он вырос; во-вторых — семья, в которой с нравственностью проблемы. В-третьих…

Не торопитесь забросать меня камнями. Знаю, что во всех трёх авраамических религиях, в том числе и в исламе, существуют заповеди: не убий, не кради, не возлюби жену ближнего. Но воруют же! Хотя сейчас только ленивый не ходит в божий храм, совершает хадж, в том числе и хакимы, за которыми потом приезжают автозаки.

Почему же воруют? А потому что все религии предписывают покаяться в грехах, в том числе и в воровстве, и ты Всевышним будешь прощён. Я нарочно прибегаю к упрощённой схеме, чтобы не запутаться в конфессиональной казуистике. Бог милостив: что бы ты ни натворил, раскаешься — будешь прощён. Всё просто!

Вот эту лазейку-то и используют иные люди, чтобы присвоить чужое, особенно государственное. Казнокрад как соображает? Во-первых, думает он, подписывая фальшивые акты, ворует и вышестоящее начальство. Во-вторых, рассуждает он, записывая на родственников приобретённую на бюджетные деньги недвижимость, я потом покаюсь, Творец меня простит, ведь украл-то не у соседа — у государства, а это нечто безликое. Есть ещё и «в-третьих»: не всякий ворюга верит в загробную жизнь – никто оттуда не вернулся; ад, может, существует, а может, и нет, а на земле всё материально, я лучше тут поживу в своё удовольствие.

Знаете, в этом контексте прихожане криминального капища придумали даже свой псевдорелигиозный слоган: кто на этом свете хорошо, сыто прожил, тот и на том свете так же проживёт. Цинично, конечно, но иные действительно верят в эту «заповедь»! До покаяния ли тут?! В этом смысле и народ не остался в долгу, придумал поговорку: если вас поцеловал вор, то потом пересчитайте свои зубы…

Есть ещё один, не менее важный атрибут, сопровождающий любое правонарушение, – наказание на грешной земле через конкретную статью уголовного кодекса, которая и определяет срок пребывания на нарах. Это очень важный момент в психологии вора, особенно бюджетного. Однако не боится он зоны! И в этом случае есть «во-первых», «во-вторых» и т.д. Авось не поймают, поймают — отмажусь в суде, а то и в зоне. Могу и в зоне малость посидеть, вернусь, а денежки-то мои в надёжном месте…

Вы не поверите, в нашей республике был конкретный случай на эту тему. Задержали одного чиновника (не называем его – сейчас не это важно), укравшего большую сумму госденег. Его задержали и говорят: верни деньги, мы тебя не посадим. Тот отвечает: нет, не верну, я лучше посижу эти несколько лет, иначе когда и где я смогу заработать столько денег на воле…

Вот она, воровская психология в чистом, отфильтрованном от суесловия виде! Не смущает человека ни адский пламень, ни тюремные нары, ни осуждение общественности: кто хорошо на этом свете поживёт, тот и на том свете будет иметь комфорт. То есть, речь об абсолютном отсутствии у человека совести. Ни перед Богом, ни перед людьми. Тут, вы понимаете, ни генетика, ни клептомания ни при чём. Это особая, сгенерированная самим человеком форма существования. Ну типа сытой и благополучной в своей грязной луже амёбы, которая питается отнюдь не стерильными микроорганизмами. И по большому счёту всё это сводится к безнаказанности, которая и плодит разномастных воров.

В нашей жизни есть понятия «человечность» и «бесчеловечность». Человечность существовала с момента появления человека на Земле, задолго до возникновения мировых религий. Бесчеловечность же появилась по мере того, как человек стал игнорировать голос своей совести, этого внутреннего контролёра от Бога. Господь одарил нас не только разумом, но и совестью, чтобы правильно этот разум применять. Потому-то неизменно прихожу к однозначному выводу: человечность — это разум, помноженный на совесть в квадрате. Человек, живущий по этой формуле никогда не возьмёт чужое. Ни у людей, ни у государства. Запомните: Ч=РхC2

Психология воровства

Воровство с точки зрения психологических основ — явление комплексное. Воровали всегда и, наверное, будут воровать еще очень долго, если, конечно, когда-нибудь человечество не проникнет в тайны человеческой психики и не сможет раз и навсегда заблокировать базальтные участки головного мозга, ответственные за инстиктивное поведение. Но это уже больше из области фантастики, чем из научной сферы. Не поняв психологических механизмов воровства, нельзя эффективно бороться с ним.
Воровство, как скрытое присвоение чужого, относится к тем формам социального поведения человека, которые являются прорывом инстинктов сквозь заграждения общественных запретов в человеке: права, морали, религии. Это как агрессивность и насилие в разнообразных формах и проявлениях, полигамия в сексуальных отношениях, инцест, эгоизм и некоторые другие. Какие же инстинкты являются первоосновой воровства?

1. Стремление удовлетворить свои потребности. В основе любой активности человека (в том числе и воровства) лежат неудовлетворенные потребности человека. Материальная нужда (с точки зрения этологии (биологической науки, изучающей поведение животных в естественных условиях) она может быть обозначена, как комплекс реакций инстинкта самосохранения) — очень сильный, стабильный и болезненный возбудитель человеческой активности. Обычно человек удовлетворяет свои потребности, добывая необходимое. Однако в широком контексте труд — это тяжелое, необходимое занятие. Возможно, правы были классики, утверждая, что труд создал человека. Но труд всегда был и во многом остается необходимостью, а не радостью. Это не значит, что человек не получает удовольствия от труда. Деятельность, особенно творческая и высокопрофессиональная, может приносить удовлетворение, может становиться своеобразным наркотиком, без которого человек не мыслит жизни. Здесь же мы имеем в виду труд как необходимость, не всегда желаемый процесс. Именно в этом аспекте воровство является проявлением стремления избавиться от этой необходимости и получить необходимые ресурсы, пускай чужие, без труда в привычном понимании.
То, что воровство является естественным (с точки зрения психологических механизмов, а не права или морали!) стремлением в поведении человека, наглядно демонстрирует поведение малолетних детей. Ребенок поступает естественно, в соответствии со своими желаниями, когда забирает чужую игрушку и прячет в карман. Для него это спонтанное действие — просто взять и пользоваться, особенно если у него такой игрушки нет. Это потом взрослые ему объяснят, почему так нельзя делать. Вначале ребенок никак не может понять, «почему нельзя».
З. Фрейд, основатель психоанализа, писал: «деление психики на сознательное и бессознательное дает возможность понять важные патологические процессы в душевной жизни». Несомненно, человек имеет власть над своим побуждением к движению, поведению, однако есть потребности, которые являются основными и которые человек стремится удовлетворить любым способом. Воровство, конечно же, не является потребностью (мы не учитываем сейчас клептоманию — патологическое стремление воровать, присваивать чужие вещи, которые человеку даже не нужны), но оно имеет под собой основу — потребность человека, которая, осознаваясь, становится мотивом его поведения. В соответствии с феноменом окультуривания человеческих инстинктов, обстоятельства, которые сопутствуют этому процессу на протяжении истории развития общества, приводят к образованию воли к произволу или непроизволу. Другими словами, если человек участвует в обмене меновыми стоимостями (не просто продуктами труда, обмена, а продуктами, имеющими для него определенную ценность), у него образуется воля в виде произвола, проявляющаяся в криминальном, аморальном поведении, в поведении, не соответствующем этическим, правовым нормам.
Повторимся, это точка зрения З.Фрейда, и, несмотря на такую линейную причинность воровства как антинормативного поведения, здесь есть рациональное зерно, как бы это парадоксально это не звучало о теории З. Фрейда. И далее, в зависимости от того, каким является этот эффект окультуривания, человек становится избирательно восприимчив к тем или иным средствам достижения своей цели, возможностям, которые ему открываются. Поэтому корни воровства, как вида произвола, следует искать в самом начале истории развития общества, в механизмах социально-психологических отношений.
Итак, с одной стороны, у нас имеются потребности отдельного человека, его ценностные ориентации, будущие, еще нереализованные, результаты, на достижение которых он ориентируется. С другой стороны, у нас есть ценности окружающего мира, которые диктуют правила поведения, нормы, которыми человек должен руководствоваться, есть потенциальные возможности, предоставляемые окружающим миром, а также есть наличное, имеющееся у человека в данный момент:
человек ← потребностные отношения → окружающий мир (ценности)
В результате категории человека (желаемое) могут соответствовать либо не соответствовать предоставляемым ему категориям (реально возможное). Чем больше рассогласование между необходимым и наличным, чем важнее для человека недостигнутая цель, тем выше напряжение человека и тем сильнее выражена ориентация на достижение необходимого результата. Как следствие, человек будет искать большее количество путей решения проблемы, ослабляя какие-то сдерживающие ранее его границы. То есть, потребность — это внутренняя программа жизнедеятельности человека, которая должна быть и будет приведена в действие. Другими словами, если необходимость приобретает доминирующий характер, для человека «все средства хороши».
2. Воровство как агрессивное поведение. Второй аспект психологического генезиса воровства, не менее значимый чем выше рассмотренный, — это агрессивность человека. Ведь по своей сути воровство — это скрытая, косвенная агрессия. Если ребенок не осознает, что он наносит вред владельцу, без разрешения взяв (т.е. украв) чужую игрушку, то взрослый, как правило, это прекрасно осознает. Присваивая с помощью насилия, нанося ущерб, многие люди испытывают удовольствие от воровства, как от победы, успеха как такового. Кроме того, часто целью воровства в организациях и на производстве является нанесение ущерба компании в целом или ее отдельным руководителям.
3. Стремление к накопительству. Существует и третий элемент первопричины воровства. Это стремление к собирательству. В животном мире известно множество примеров такого поведения, когда животные собирают запасы, значительно превосходящие их потребности, т.е. запасаются впрок. У людей это часто реализуется по формуле: «хоть у меня уже есть, но вот это же лежит без контроля, поэтому возьму, авось пригодится».
Этим инстинктом можно объяснить те факты воровства, которые совершаются далеко не бедными и не голодными людьми. Одно дело — воровство голодного, другое — накопительская страсть человека, «сытого по горло» и «обеспеченного по гроб жизни».
В этологической литературе можно найти указание на то, что генетическая подкладка накопительской психологии (в том числе и за чужой счет) заключена в собирательском инстинкте, унаследованном нами от наших давних прародителей. В определенной мере с этим можно согласиться. По крайней мере, применительно к увлечению многих людей коллекционированием или применительно к склонности некоторых делать по всякому поводу и без повода запасы на черный день. Конечно, воровство и коллекционирование — не тождественные понятия. Второе — это цивилизованная форма накопительства. Но связь между этими явлениями с точки зрения эволюции поведения безусловна.
Однако все же одними неудовлетворенными потребностями или собирательским инстинктом нельзя объяснить, скажем, то, почему стремление своровать так часто пересиливает соображения безопасности даже у весьма умных и дальновидных людей. Они идут на риск, самоутверждаясь.
4. Стремление к самоутверждению. Иногда воровство позволяет человеку удовлетворить свое честолюбие, свои амбиции. Честолюбиво-престижный, а не всегда потребительский характер переживаний, связанных с обладанием ворованной ценностью, обычно фиксируется у воров, работающих «по-крупному».
Успешное воровство рассматривается, как удачное приобретение, успешная операция. Человек может самоутверждаться не трудом или своими способностями, а через присвоение чужого.

Кроме психологической характеристики, воровство необходимо рассматривать и как явление в системе социальных отношений. Коррупция, вседозволенность, слабость судебной власти, несовершенство законов, упущения в системе воспитания и другие негативные факторы социального плана, несомненно, будут продуцировать воровство как социальное явление.

Об авторе - Ольга ШИПИЛОВСКАЯ — психолог

Клептомания Причины, симптомы и лечение

Что такое воровство?

Воровство — это захват чего-то, что вам не принадлежит, без разрешения. Когда мы слышим слово «кража», мы часто думаем о ком-то, кто вламывается в наши дома, или о магазинных воришках, пытающихся вынести из магазина дорогие товары контрабандой. Мы думаем о профессиональных преступниках или о воровстве для нечестной личной выгоды.

Хотя кража может быть нечестной преступной кражей, она также может быть результатом плохого контроля импульсов или аддиктивно-компульсивного расстройства.

Клептомания

Клептомания, или компульсивное воровство, является распространенной причиной воровства, о которой многие забывают. Этот тип воровства связан с психологическим принуждением, а не с желанием получить прибыль или получить что-то материальное или финансовое, как это определено в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, 5-е издание.

Клептомания — повторяющаяся неспособность сопротивляться желанию украсть. В большинстве случаев клептомании человек ворует вещи, которые ему не нужны. Украденные предметы часто не имеют никакой ценности, и они часто могли бы легко позволить себе этот предмет, если бы решили заплатить. Это отличается от большинства уголовных краж, когда предметы крадут либо по необходимости, либо потому, что они очень дорогие или ценные.

Люди с клептоманией испытывают сильные побуждения к краже, с тревогой, напряжением и возбуждением, ведущими к краже, и испытывают удовольствие и облегчение во время кражи. Многие клептоманы также чувствуют вину или раскаяние после того, как воровство закончилось, но позже они не могут сопротивляться этому желанию.

Люди, страдающие клептоманией, также обычно совершают кражи спонтанно и в одиночку, в то время как большинство преступных краж планируется заранее и в них может быть вовлечено другое лицо.

В отличие от криминального воровства, предметы, которые крадут люди с клептоманией, редко используются. Скорее всего, они спрячут их, выбросят или отдадут друзьям и родственникам.

Другие причины воровства

Многие другие факторы, кроме клептомании, могут побудить человека к воровству. Некоторые люди воруют, чтобы выжить из-за экономических трудностей. Другие просто получают удовольствие от кражи или воруют, чтобы заполнить эмоциональную или физическую пустоту в своей жизни.

Воровство может быть вызвано ревностью, низкой самооценкой или давлением сверстников. Социальные проблемы, такие как чувство исключенности или недооценки, также могут стать причиной воровства. Люди могут воровать, чтобы доказать свою независимость, выступить против семьи или друзей или потому, что они не уважают других или самих себя.

Развитию клептомании могут способствовать различные факторы. Генетика и биология могут объяснить часть первопричин, которые включают:

  • наличие других психических заболеваний, включая биполярное расстройство, тревожные расстройства, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, или расстройства личности (связь кажется наиболее сильной с обсессивно-компульсивным расстройством). .)
  • проблемы с низким уровнем серотонина, приводящие к усилению импульсивного поведения
  • отношения с аддиктивными расстройствами, поскольку воровство может высвободить прилив дофамина, который вызывает привыкание
  • дисбаланс в опиоидной системе мозга, контролирующей позывы
  • семейная история клептомании или зависимости
  • женский пол, так как две трети людей с диагнозом клептомания — женщины
  • черепно-мозговая травма, например, сотрясение мозга , особенно травмы в молодом возрасте, также могут способствовать развитию клептомании. Семейная дисфункция также может привести к тому, что дети станут воровать, что в сочетании с другими расстройствами настроения или зависимостями может подготовить почву для склонности к клептомании.

    У детей

    Хотя родителей это может беспокоить, маленькие дети редко крадут мелкие вещи, не зная об этом. Маленькие дети, особенно в возрасте до 5 лет, склонны брать вещи, которые их волнуют. Когда вы замечаете, что ваш малыш или ребенок ворует, вы можете объяснить ему, что это неправильно.

    Старшие дети могут воровать по ряду причин, и редко по необходимости. Иногда дети постарше воруют, чтобы продемонстрировать храбрость или остроумие, пытаясь произвести впечатление на сверстников. В некоторых случаях они даже делают это, чтобы разыграть или привлечь внимание.

    По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии, когда воровство у детей старшего возраста постоянно, это может указывать на поведенческие или эмоциональные проблемы развития. Это может быть вызвано нестабильной семейной жизнью или генетическими факторами, которые могут спровоцировать такие проблемы. Дети, у которых есть постоянные проблемы с воровством, часто не доверяют другим и могут обвинять в своем поведении других людей.

    У взрослых

    Взрослые часто имеют совсем другие причины для кражи, чем дети. Взрослые чаще воруют из финансовых нужд, чем дети. Это часто составляет большую часть криминальных краж.

    Иногда взрослые воруют из права. Часто это очень и очень мелкие кражи, вроде кражи коробок с салфетками или плюшевого халата (и даже наматрасников) из гостиничного номера или степлера с работы. Человеку может казаться, что он достаточно платит за номер в отеле или что он достаточно усердно работал, чтобы «заслужить это».

    Клептомания также является причиной воровства у взрослых. Это приводит к краже часто мелких, незначительных предметов, которые не нужны человеку, который их украл. Это расстройство импульсивного контроля, и человек, воровавший, часто очень сожалеет об этом после того, как все закончилось.

    Когда кража повторяется или совершается без каких-либо угрызений совести, вины или понимания последствий, это может быть признаком других проблем. Это могут быть семейные проблемы, проблемы с психическим здоровьем или правонарушения. Детям, которые воруют, часто трудно заводить друзей и сохранять их, у них плохие отношения со взрослыми или проблемы с доверием.

    Если причиной кражи могут быть проблемы с эмоциональным или психическим здоровьем, ребенку может быть полезно обратиться к терапевту или специалисту в области психического здоровья.

    Лечение клептомании

    Клептоманию чрезвычайно трудно вылечить в одиночку, поэтому большинству страдающих ею необходимо обратиться за медицинской помощью. Лечение обычно включает в себя комбинацию психотерапии и лекарств, которые могут воздействовать на триггеры и причины.

    Когнитивно-поведенческая терапия чаще всего используется для лечения клептомании. С помощью этого типа лечения ваш терапевт поможет вам научиться останавливать пагубное поведение и обращаться к познанию, которое их вызывает. В когнитивной терапии ваш терапевт может использовать:

    • систематическая десенсибилизация , при которой вы практикуете техники релаксации, чтобы научиться контролировать желание украсть
    • скрытая сенсибилизация , при которой вы представляете, что воруете, а затем сталкиваетесь с негативными последствиями, такими как арест

    Лекарства могут быть назначены для лечения сопутствующих расстройств настроения или психического здоровья, таких как депрессия или обсессивно-компульсивное расстройство. Ваш врач может назначить селективный ингибитор обратного захвата серотонина или лекарство от зависимости, которое уравновешивает опиоиды, чтобы сбалансировать химию мозга, вызывающую желание воровать.

    Хотя клептоманию нельзя вылечить, ее можно вылечить. Необходимо постоянное лечение и осторожность, чтобы избежать рецидивов клептомании. Если вы хорошо себя чувствуете во время лечения и начинаете испытывать побуждения к краже, как можно скорее запишитесь на прием к своему терапевту или в группу поддержки.

    Почему люди воруют? | Psychology Today

    Вы когда-нибудь что-нибудь крали? Большинство из нас, будучи маленькими детьми или даже взрослыми, делали это. Ребенок, конечно, обычно не подозревает о преступлении до тех пор, пока родитель не заставит его забрать конфету или какой-нибудь яркий предмет, подобранный в магазине, или мелочь, которую зачерпнули с каминной полки и сунули в карман.

    Будучи взрослыми, мы иногда небрежно берем коробку бумажных салфеток из гостиничного номера, а некоторые могут даже украсть полотенце или халат, думая, скорее всего: я достаточно плачу за этот гостиничный номер. Они могли бы дать мне несколько дополнительных Kleenex по цене.

    И, конечно же, люди, столкнувшиеся с огромными трудностями, иногда вынуждены воровать, когда голодают, чтобы спасти свою жизнь, или когда их дети остро нуждаются в военное время или в другие времена и места жестокой нищеты.

    Прекрасным примером этого является молодой Пип в «Больших надеждах», который крадет немного хлеба и напильник для каторжника, который пугает его воображаемым человеком, который вырвет ему сердце и печень, если он не подчинится.

    Сократ говорит, что никто сознательно не совершает злых поступков, зло превращается в добро в уме. Вор, как и педофил, который убеждает себя, что ребенок действительно хочет заняться с ним любовью, убеждает себя, что имеет право на желаемый объект. Ему это нужно больше, чем другому. Это по праву его.

    Легче украсть у анонимной крупной организации, чем у отдельного человека, легче украсть у того, кто кажется состоятельным и имеет гораздо больше. Он даже не заметит, у него и так много денег. Нечестный лавочник, вероятно, думает, что красть у людей, у которых, по его мнению, гораздо больше, чем у него, слишком глупо, чтобы это заметить. Я видел, как это происходило в Хэмптоне, в модном бакалейном магазине; кассир просто прикрепил счет предыдущего человека к моему, воображая, что я не замечу или, возможно, даже не забочусь.

    Это правда о большом богатстве. Человек, например, у которого много домов и который забывает, сколько у него есть, кажется законной добычей.

    А как насчет того, у кого есть все, что ему нужно, и он все равно ворует? Пример тому есть в фильме Дженнифер Иган «Визит отряда головорезов», где Саша находит бумажник, оставленный у тазика в дамской комнате женщиной, которая писает в одной из кабин.

    Она думает: «Ей захотелось преподать женщине урок. Но это желание только маскировало более глубокое чувство, которое всегда было у Саши: что, нежный бумажник, предложивший себя ей в руку, казалось таким скучным, таким обыкновенным просто оставить его там, вместо того, чтобы воспользоваться моментом, принять вызов, сделай прыжок, лети в курятнике, отбрось осторожность на ветер, живи опасно («Я понимаю», — сказал Коз, ее терапевт), и возьми это [ругательство]».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts