Когда начинают говорить мальчики мама папа: Когда ребенок начинает говорить мама и папа?

Содержание

Когда ребенок начинает говорить мама и папа?

Развитие речи для детей является сложным и ответственным этапом. Ребенок начинает говорить постепенно − с гуления. Позже появляются слоги, а затем полноценные слова. Сильный скачок развития речи начинается с 1,5 лет. В этом возрасте большинство его слов уже осмысленные. Речь помогает узнавать малышу новую информацию, поэтому при отсутствии сформированной речи затрудняется и общее развитие ребенка.

СодержаниеСвернуть

  • Формирование речевой функции у детей 1-2-летнего возраста
  • Когда ребенок говорит простые слова
  • Признаки отставания в речевом развитии
  • Рекомендации родителям при патологии речевой функции
  • Помощь ребенку в речевом развитии
  • Заключение

Формирование речевой функции у детей 1-2-летнего возраста

Во сколько ребенок начинает говорить первые слова? Развитие малыша происходит постепенно. Сначала намека на речь до 2 месяцев практически нет. Грудничок к 3-4 неделям начинает впервые улыбаться, тем самым он показывает желание общаться с родителями. Малыш прекрасно понимает интонацию взрослых, поэтому при доброжелательном голосе мамы, бабушки или папы чувствует себя спокойно. Если взрослые начинают ругаться, грудничок сильно беспокоится, что часто приводит к бессонным ночам, беспричинному плачу.

Плач – это знак о том, что ребенка что-то беспокоит. Грудничок может плакать, когда ему нужно сменить подгузник, хочет кушать или у него что-нибудь болит. Также, крик – это знак призыва к общению. Грудничок подзывает маму, чтобы она просто постояла рядом, взяла его на руки, поговорила с ним.

Первые признаки речи появляются только к 2-3 месяцам. Малыш начинает гулить. Гуление может возникать раньше 2 месяцев, в зависимости от особенностей головного мозга. Оно является признаком подготовки к речи. Мышцы артикуляционного аппарата тренируются, крепнут. Этот этап продолжается длительное время.

Следующий этап развития – это формирование лепета. Он начинается с 7-9 месяцев. Грудничок пытается говорить слогами: ма-ма-ма, ба-ба-ба и другими. Слоги в дальнейшем формируют слова. Воспроизведение слогов часто ни с чем не связано. Ребенок говорит их не осознанно.

Груднички в 9-11-месячном возрасте отлично понимают речь взрослых. Они знают на слух 50-100 слов. Когда кроха слышит слова взрослого, она старается повторить их.

Когда ребенок говорит простые слова

К 9-11-месячному возрасту грудничок начинает говорить первые слова. Сначала они могут произноситься не совсем осознанно. Первыми словами являются: «мама», «папа», «дед», «баба» и другие. Со временем появляются осознанные слова. Например, если грудничок видит маму, он произносит слово «мама».

У девочек речевое развитие происходит немного быстрее, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что у мальчиков связь между двумя полушариями мозга менее сформирована, что замедляет передачу информации. Девочки к 1 году имеют в своем словарном запасе около 10 слов. У мальчиков такое количество слов появляется только к 13-14 месяцам. Это является физиологической нормой.

К 12-14 месяцам грудничок может также осмысленно произносить слова: киса, ням-ням, ав-ав (собака), га-га (гусь), бо-бо, би-би, ляля и другие. К полутора годам начинает говорить небольшими фразами. Часто грудничок произносит фразы в повелительном наклонении: «Мама, дай», «Мама, иди».

К 18 месяцам начинают появляться слова во множественном числе. К 2-летнему возрасту малыши уже имеют в своем словарном запасе до 1000 слов. Дети к 2 годам начинают задавать вопросы: «Это что? Почему?» Ребенок также способен сказать фразы, маленькие предложения: «Это киса», «Это стол», «Это стул», «Дай куклу», «Где мама?»

Признаки отставания в речевом развитии

Родителям и воспитателям детского сада следует четко знать признаки отклонений в развитии речевой функции. Это поможет вовремя определить нарушения и помочь ребенку. Признаки отклонений прописаны для каждого возраста, что объясняется быстрым развитием малыша до 2-3-летнего возраста.

Признаки нарушений:

  • В месячном возрасте ребенок не кричит накануне кормления.
  • В 4-месячном возрасте малыш не может улыбаться, гулить.
  • В 5 месяцев не ищет людей или предметы, которые называет мама, держа его на руках, не слушает музыку.
  • В 7-месячном возрасте не узнает родственников, не может адекватно реагировать на интонации, не играет погремушками или музыкальными игрушками.
  • К 9-месячному возрасту не лепечет, не повторяет слоги и слова за родственниками.
  • К 10-месячному возрасту ребенок не мотает головой в знак отрицания, не машет рукой, когда кто-то уходит.
  • К годовалому возрасту вообще не говорит и не лепечет, не выполняет простые задания.
  • В 1 год 4 мес. невпопад употребляет слова «мама», «папа».
  • В 1 год 9 мес. малыш не произносит 6 осмысленных слов.
  • К 2 годам ребенок не показывает части тела (руки, ноги, голову, нос, глаза, пальцы), не способен выполнить сложные задания: «Сходи в комнату, принеси игрушку».
  • К 2,5 годам малыш не понимает, чем отличается маленький и большой предмет.

Рекомендации родителям при патологии речевой функции

Отклонения могут заметить воспитатели детского сада, родители или врач педиатр. Очень важно родителям самим наблюдать за ребенком, больше читать книг о развитии дошкольников. Главным принципом в диагностике являются регулярные посещения врача педиатра. На первом году ходить к детскому врачу следует каждый месяц. На втором году жизни ребенка приводят к врачу 1 раз в квартал. Педиатр обязательно увидит патологию и скажет об этом родителям.

При отставании в речевом развитии следует обратиться к неврологу и логопеду. Специалисты направят на обследование, чтобы выявить причину болезни. Логопед проведет логопедическое обследование, начнет занятия, даст рекомендации родителям по работе с дошкольником на дому.

Чем раньше выявлены нарушения речевого и общего развития, тем легче устранить патологию.

Консультация логопеда здоровым детям требуется с 3-летнего возраста, а затем ежегодно до 7 лет. Если отклонения обнаруживаются раньше, помощь специалиста показана до 3-летнего возраста.

Помощь ребенку в речевом развитии

Самому малышу очень сложно самостоятельно начать говорить, поэтому с ребенком нужно много заниматься. Следует больше разговаривать, проговаривать свои действия. Логопеды рекомендуют часто читать стихи, петь песенки и потешки. Малыш внимательно смотрит на губы родителей, запоминает артикуляцию во время произношения слов, поэтому нужно поворачиваться лицом к нему во время разговора. Следует говорить простыми фразами и предложениями, длинные фразы для крохи сложны.

Нельзя сюсюкать с ребенком. Это мешает ему учиться правильно говорить. Произношение родственников должно быть четким и не очень быстрым, чтобы малыш улавливал разговор. Полезно проговаривать звуки животных и манеру их произношения. Пример: кошка – мяу, собака – гаф, барашек – бе и другие. Ребенок сначала начнет произносить кошку при помощи слова «мяу», а потом будет полноценно говорить слово «кошка».

Логопеды советуют показывать с года картинки и проговаривать все, что нарисовано на них. Вместо картинок-карточек, подойдут любые детские книжки, которые нарисованы ярко и крупным планом. Ребенок будет визуально запоминать предмет или животное, пытаться его назвать.

Заключение

Нарушения речи мешают ребенку развиваться, поэтому следует внимательно следить за формированием речевой функции. Чтобы малыш заговорил вовремя, следует больше проводить с ним время, постоянно разговаривать, читать, петь. При обнаружении отставания в речевом развитии следует раньше обратиться к логопеду и неврологу для устранения причин патологии и коррекции речи.

Как научить ребенка говорить и выговаривать слова: советы и эффективные способы

Во сколько и как учить ребёнка говорить, что поможет избежать задержек речи и как их вовремя заметить, какие занятия позволят пополнить словарный запас, почему не стоит использовать логопедические стихи и артикуляционную гимнастику без специалиста — всё рассказали в этой статье.

Когда лучше начинать учить ребёнка разговаривать

Начнём с главного — постановка вопроса «как научить ребёнка говорить» плохо подходит для описания процесса освоения речи. Научиться разговаривать может только он сам. Но произойдёт это при условии, что его окружает направленная на него эмоциональная речь взрослого.

Какую речь можно назвать эмоциональной и направленной:

  • Обращаемся именно к ребёнку, сопровождая слова контактом глаз, улыбкой, жестами. Внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
  • Демонстрируем заинтересованность в реакции и транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
  • Проявляем уважение к мнению и чувствам, так чтобы собеседник знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

По позе и мимике мамы мы видим, что сейчас её речь эмоциональная и направлена на дочь

Если говорить про благоприятный период, то мы учим говорить с момента, когда у плода появляется слух. Ребёнок слышит то, что говорит мама и звуки вблизи её живота. Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. На этом этапе от мамы мало что зависит, кроме как быть собой.

А ещё знакомый голос радует и успокаивает после рождения: «В новом мире я слышу те же звуки, которые слышал в животе у мамы. Это не поменялось, это я уже знаю»

Таким образом, с одной стороны — не нужно ничего особо начинать, с другой — важно понимать, что речь начинает развиваться ещё до рождения.

Как развивается детская речь

Ребёнок своевременно учится говорить при соблюдении нескольких условий:

  • способности слышать;
  • функционирующего речевого аппарата;
  • насыщенной языковой среды;
  • желания общаться.

Убедитесь с помощью специалистов, что первые физиологические факторы в норме, и создайте насыщенную языковую среду. Вот как это можно сделать на каждом этапе развития.

До года

После рождения освоение речи активно продолжается: младенец учится пользоваться речевым аппаратом, впитывает слова и звуки родного языка.

Важно отойти от стратегии «он сейчас всё равно ничего не понимает, а вот как подрастёт, поговорим». Ребёнок уже учится говорить — хочет понять, как вы говорите, и научиться тому же.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, и у языка появляется больше места. Малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами.

В первый год жизни позволяйте подольше разглядывать ваше лицо при общении

Природа требует, чтобы младенец издавал все возможные звуки и стремился повторять те из них, что больше всего похожи на звуки речи взрослых вокруг. Поэтому по возможности уберите соску — так у младенца будет больше возможностей для тренировок.

Как учить ребёнка говорить до года? Грудничку поначалу непонятно, о чём вы говорите, но ваш голос и интонации уже доступны подражанию. Улыбки, ласковые прикосновения и то, что всё внимание в этот момент обращено к нему поощряют усилия малыша. С самого начала он активный участник общения: в ответ на любое обращение он внимательно замирает или, наоборот, радуется — начинает активно махать ручками-ножками. Улыбается или хмурится, издаёт звуки или пускает пузыри. Так что не забывайте делать паузы и включать кроху в разговор.

Около трёх месяцев, когда дети начинают говорить «агу», нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. А в 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: «ба-ба», «ма-ма», а затем они удлиняются: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

Первые полгода повторяйте все звуки, издаваемые грудничком. Так кроха с вашей помощью будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у него будет чувство, что его усилия важны, замечены и рождают ответ.

Чтобы понять, о чём вы говорите, ребёнку нужно опираться на ситуацию, соотносить то, что он воспринимает, с тем, что вы произносите.

Повторение того, что произносит малыш, помогает ему понять, как звучит его лепет, сравнить его «слова» с вашими.

Если родители внимательно слушают ребёнка и повторяют за ним, тот начинает лепетать ещё активнее. Отсутствие интереса взрослого ведёт к сокращению лепета.

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно произносят «мама, папа, баба», на которые взрослые реагируют особенно радостно. Ещё они произносят одни и те же сочетания звуков в одинаковых ситуациях. Выполняют простые словесные просьбы и соотносят предметы с их названием.

Главный фактор в решении вопроса как научить ребёнка говорить — насыщенная языковая среда. От взрослых понадобятся простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша;
  • темп немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи;
  • использовать одни и те же слова для называния одного и того же;
  • можно издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр или сочинять в духе Винни-пуха «шумелки, пыхтелки и сопелки» — это особенно нравится папам.

От 1 до 2 лет

Около года малыш осваивает первые слова, и быстро начинается лавинообразный рост лексикона.

Если освоенное количество слов не поспевает за остальным развитием, то это сложный период для родителей и детей. Малыши очень хотят выразить свои усложнившиеся мысли, чувства и желания, но пока не в полной мере владеют речью, чтобы высказаться и быть понятыми. Это злит и огорчает ребёнка и обескураживает родителя, который не понимает, чем он и аккуратно расставленные по местам вещи провинились.

Попытки кусаться, толкаться или бросать вещи выглядят как плохое поведение, но на самом деле — проявление бессилия выразить себя и быть понятым.

В 1,5 года в норме появляются фразы из двух, а затем и трёх слов: «Мама, дай», «Где Маша?», «Вот она»,«Бака ав-ав», «Каскас тинки утицу». При этом фразы чаще грамматически верны, но это больше по случайности — просто потому, что повторяются целиком два-три слова, имеющие смысл быть сказанными вместе.

Ближе к 2 годам происходит «взрыв языка». Ребёнок начинает комбинировать слова из освоенного словарного запаса в полноценные предложения и развёрнутые фразы. Не всегда правильно, но явно пытается использовать грамматику. Даже если он ещё не заговорил, то будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность.

Главный вопрос начала активной речи — «Что?», и на фоне этого интереса родителям достаточно говорить названия, а ребёнок их сам положит в свой словарик

Как научить ребёнка говорить в возрасте от 1 до 2 лет:

  • продолжать называть предметы и события вокруг, но теперь необходимо давать малышу возможность отреагировать «речью»: звуком, словом, предложением;
  • задавать вопросы и дожидаться реакции, даже если это будет простой кивок головой;
  • как можно больше читать в доступной форме — комментировать рисунки в книгах без слов, читать подписи к картинкам там, где они есть.

От 2 до 3 лет

В 2–3 года дети начинают сознавать себя как отдельную личность — ярко проявляется позиция «Я сам!». Эту особенность и нужно использовать: говорите о самом ребёнке.

Рассматривайте фотографии, делайте из них небольшие книжечки: «Мой день», «На прогулке», «Моя семья». Такая книжечка поможет папе или бабушке начать разговор и найти контакт с малышом. Вспомните перед сном прошедший день или стройте планы, где он будет главным героем.

Развиваем речь дома: карточки для расширения словарного запаса

В русском языке выражение идеи себя и другого, передаются через категорию лица и связаны с достаточно сложной грамматикой. Детям очень поможет, если вы поговорите с ними на темы «моё — твоё», «его — её», «чья — чьё». А потом обсудите то же самое ещё триста раз, иногда подряд.

От 2 до 3 лет малыши делают первые попытки обозначать свои чувства, если вы некоторое время назад начали показывать пример. Делитесь своими переживаниями, обозначайте их чувства и спрашивайте об эмоциях. Если двухлетка ещё плохо говорит, можно формулировать общий вопрос, чтобы он мог ответить «да» или «нет», либо вопрос, который предполагает конкретный ответ:

  • Я радуюсь (печалюсь, сержусь), потому что…
  • Я вижу, ты расстроился, так?
  • Смотри, выглянуло солнце и у меня сразу же поднялось настроение! А у тебя хорошее настроение?
  • Кажется, ты злишься.

«Похоже, ты рада, что собрала башню»

К 3 годам круг общения ребёнка становится шире и выходит за рамки семьи, растёт количество тем, о которых можно говорить в разных ситуациях: на прогулке, по дороге в детский сад или домой. Если развитие идёт своевременно, то речь ребёнка в основном понятна не только близким, привыкшим к манере ребёнка говорить, но и посторонним людям.

Подробные статьи обо всех этапах развития речи:

До года

С 1 до 3 лет

Почему ребёнок не начинает говорить

Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы в виде нехватки общения со значимыми взрослыми;
  • препятствия, организованные взрослыми: соска, использование гаджетов, кормление не твёрдой пищей.

Прежде всего важно понять, относятся проблемы к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

В каких случаях стоит беспокоиться

С самого начала общения с ребёнком важно следить, как развивается коммуникация, инструментом которой и является речь. Обращается ли ребёнок к вам за помощью? Задаёт ли вопросы? Просит ли вас что-то дать? Один из первых способов для этого — указательный жест, которым ребёнок и спрашивает, как что называется, и просит дать заинтересовавший его предмет.

Если вы не чувствуете диалога в год-два, хотя сами регулярно пытаетесь его поддержать, то это повод обратиться к специалисту.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым пассивным словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие разговаривать самому. Совсем другая ситуация, когда двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их.

Не стоит ждать трёх лет. Если ребёнок отстаёт от ориентировочных норм на втором и третьем годах развития жизни, то полезно проконсультироваться со специалистом, чтобы оценить ситуацию и получить рекомендации.  Чем раньше вы устраните препятствие развитию речи, тем меньше будет его влияние на дальнейшее развитие, и наоборот.

Да, большинство детей к 3-4 годам как-нибудь справляются сами. И трудно сказать, насколько много они теряют из-за того, что позже получают доступ к возможностям общения. Но если к трём годам окажется, что ребёнок всё-таки нуждался в помощи, то вы не уже вернёте прошедших двух лет молчания, а то и непонимания речи.

Так что полезно посоветоваться до трёх лет, если ожидаемые речевые достижения запаздывают. Тем более, если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем — это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Ниже перечень тревожных признаков для каждого возраста, которые помогут сориентироваться.

Скачать признаки задержки речи

Способы научить ребёнка говорить

Дети быстрее осваивают речь, когда активно участвуют в диалоге. Кроме того, они не изучают язык, когда воспринимают его пассивно: с экранов телевизора или планшета; когда вы разговариваете в присутствии ребёнка, но не с ним.

Поэтому рекомендуем:

  • чаще общаться с ребёнком;
  • сократить время пассивного изучения языка;
  • не считать, сколько слов ребёнок выучил или зубрить с ним названия, а сосредоточиться на совместных интересных занятиях.

Ниже эффективные методы, которые помогут снять вопросы о том, как научить ребёнка разговаривать.

Выводите на разговор

Разговор — это ситуация, когда два человека по очереди обмениваются фразами. Для маленького ребёнка «разговор» должен быть очень простым.

Если уже разговаривает:

«Где Петя?» → «Ку!»

«Что ты будешь?» → «Бабан!»

Если ещё не говорит, его «фраза» в разговоре выглядит иначе:

«Ку-ку» → Ребёнок убирает одеяло от лица и выглядывает.

«Кто пойдёт гулять?» → Ребёнок улыбается и указывает на себя.

Вспомните про песню акына: что вижу, то пою. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг.

«Надеваю носок на твою ножку»

Помните о паузах.  После того как вы что-то скажете или зададите вопрос, помолчите. Всего 5-10 секунд, поначалу непривычные вам, дадут ребёнку достаточно времени понять, что сказать или сделать.

Пауза даёт важную подсказку, что теперь его очередь что-то говорить.

Сдерживайте желание ответить за ребёнка или задать вопрос по-другому, если он не отвечает сразу. Если ребёнок не отвечает через некоторое время, тогда, конечно, помогите ему. Детям с задержкой речевого развития следует предоставить больше времени и повторить вопрос.

Пополняйте словарный запас в беседах

Лучше всего словарный запас и умение поддерживать диалог развиваются в бытовых беседах:

  • Просим малышей закончить предложения: «Сначала надеваем носки, а потом…», «Тебе нужна зубная щётка, чтобы почистить…».
  • Проговаривайте вообще всё, что видите или делаете: «Смотри, бежит собака. Собака лает. Собака бегает в нашем дворе», «Ты наполняешь ведёрко деревянными шариками. Ты складываешь деревянные шарики в своё ведёрко», «Я беру баночку с яблочным пюре».
  • Чтобы понять, какие слова уже закрепились в словарном запасе, задавайте вопросы: «Что это?», «Куда мы идём?», «Чем будем кормить уточек?», «Зачем тебе эта игрушка?»
  • Листая книгу с ребёнком или на прогулке, скажите: «Я вижу…», затем укажите на картинку и подождите 5-10 секунд, ответит ли ребёнок. Если ребёнок не говорит, помогите ему и повторите то же самое с другим словом.

«У тебя в руках…», «У меня в руках…», «Я вижу, как ты заметаешь в совочек…»

Проводите уроки в игровом формате

Чтобы помочь учить новые слова, мы можем собрать словарные коробки. В одной коробочке должны находиться только те предметы, которые относятся к одной теме: кухонная утварь, животные, музыкальные инструменты, фрукты и ягоды.


Как проводить урок:

  1. Называем каждый объект, когда смотрим на него, поворачиваем и исследуем с каждой стороны. Говорим не «чёрная птица», а «ворона».
  2. Просим показать. На этом этапе мы смотрим, какие объекты ребёнок уже может идентифицировать: «Можешь найти мне ворону?» Малыш показывает, мы говорим: «Ты нашёл ворону». И снова перемешиваем предметы. Если ребёнок выбирает не тот предмет, не стоит говорить ему «нет» — говорим: «Ты дал мне утку». Отметьте слова, которые ещё не запомнил, чтобы позже вернуться к первому этапу и назвать их.
  3. Просим назвать. Обычно к этому этапу ребёнок готов ближе к 3 годам. Если мы точно знаем (не раньше!), что он запомнил название предмета, можем спросить: «Что это такое?» Ребёнок радуется, что знает ответ, и очень доволен собой, когда говорит нам название. Если же поторопиться и попросить назвать предмет, когда малыш ещё не знает название или с трудом говорит, то он огорчится.

На этом видео рассказываем, какие материалы для развития речи используются в саду Монтессори. Некоторые из них можно сделать своими руками и применять дома.

Используйте одни и те же слова

Ребёнок мыслит максимально конкретно. Мы понимаем, что книга и книжка — это разные слова, но обозначают один предмет, а он — нет. Поэтому важно называть одни и те же предметы каждый раз одинаково. И тем более не употреблять синонимы — до 1,5 лет дети особенно к этому чувствительны.

Ботинки — это всегда ботинки, а не ботики или обувка.

Используйте одни и те же слова, когда разговариваете с ребёнком об одних и тех же вещах и делах. Так вы быстрее научите его нужным фразам и действиям, которые он начнёт применять сам, как только будет готов.

Не упрощайте и не сюсюкайте

Ребёнку мешает научиться говорить сюсюканье или использование в родительской речи упрощённых и изменённых слов. Не следует ругать малыша, если он выразился, как смог. Но стоит следить за тем, как говорим мы.

Сюсюкать — это учить тому языку, который не используем сами.

Часто повторение непонятного набора звуков помогает самому взрослому догадаться, что за слово малыш пытался сказать. Например, мама переспрашивает ребёнка его же словами «Падём баконама?», параллельно пытаясь понять, что бы это значило, и после озарения произносит: «Аа. . ты предлагаешь пойти на балкон!». Повторяя, вы либо поняли ребёнка, либо показали, что прилагаете усилия, чтобы понять, хотя и не поняли. Ваша заинтересованность вдохновляет говорить ещё или пробовать объяснить вам свою мысль иначе.

Но! Вы категорически не делаете эти словечки заменой существительным и глаголам. Не называете и не принимаете от ребёнка в качестве слова «кошка» слово «мяу». Вы говорите что-нибудь вроде «да, кошка говорит “мяу”».

Вы продолжаете использовать общепринятые словоформы, не перенимая детские варианты выговорить те же слова. Вы его, может быть, понимаете, но сами — остаётесь образцом правильной речи.

Уберите лишнее из речи

Другая крайность — излишне усложнять взрослую речь витиеватыми оборотами или засорять словами-паразитами. Обращённая на ребёнка речь должна состоять из простых слов — тех, что понадобятся ему в первую очередь. И чем он младше, тем короче предложения.

Чувствуешь, чудесно пахнет в этом лесу хвойными иголками? → Смотри, хвойные иголки. Хочешь понюхать?

Какое необычное вкусовое сочетание у нас получилось в этом салате! → Как вкусно! Мы положили в салат апельсин, клубнику и …

Зарядка для языка и развитие мелкой моторики речевого аппарата

Есть речевые проблемы, когда артикуляционная гимнастика творит чудеса. И если запоздать, то на исправление дефектов понадобится больше времени. Но назначать упражнения должен специалист. А вот позаниматься мелкой моторикой речевого аппарата и зарядкой для языка — точно не помешает.

Спонтанно показывайте ребёнку на своём примере, а он повторит:

  • почистите зубы языком — сначала нижний ряд, потом верхний, внешнюю и внутренние стороны;
  • подуйте друг на друга или на шарик;
  • поцокайте языком;
  • сдувайте и надувайте щёки;
  • вытягивайте губы трубочкой и причмокивайте;
  • упирайтесь кончиком языка поочерёдно в левую и правую щёки, образуя «орешки»;
  • двигайте языком вверх к носу и вниз к подбородку;
  • передвигайте кончик языка от правого уголка губ к левому;
  • произносите разные смешные звуки и фыркайте;
  • гримасничайте.

Логопедические стихи для детей

С логопедическими стихами та же ситуация, что с артикуляционной гимнастикой — лучше не назначать их самим без специалиста. Логопед подбирает стихи на освоение звуков, учитывая их сочетание с другими звуками. Если мы в стих просто напихиваем побольше шипящих или звука «р», то может получиться смесь из слов разной степени сложности. Пытаясь выговорить нужный звук в сложном слове, ребёнок может начать его заменять или искажать.

До 2-3 лет будет полезнее больше внимания обращать не на чистоту выговаривания звуков, а на то, как ребёнок осваивает речь — какой по объёму, а не составу у него репертуар звуков и как проявляется коммуникация со взрослым.

Постоянное чтение и пение

Читайте с детьми как можно раньше, но начинайте с того, что доступно ребёнку. Позволяйте самому рассматривать картинки в хаотичном порядке.

Устройте удобный уголок для чтения с подходящими для возраста книгами

Список книг для детей до 3 лет
Примеры уголков для чтения

Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия. От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.

В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:

  • «Водичка, водичка, умой наше личико…» — при купании.
  • «Сорока-ворона кашку варила…» — во время еды.
  • «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки — хватунюшки…» — делая массаж.

Не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто. Но при выборе поэзии для малышей, оценивайте, как звучит текст с точки зрения человека, ещё очень мало знающего в языке.

Исчерпав свой запас или отвергнув неподходящие варианты, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке».

Не забывайте, что потешка сопровождает действия, а не действия — потешку. Если уже надевшему варежку малышу придётся ждать, пока вы закончите произносить чудесный пассаж о варежке, он потеряет интерес к одеванию.

Пение меньше похоже на говорение, чем может показаться. Вроде поём ту же речь, но за процесс отвечают совсем другие отделы мозга. Тем не менее для общего развития это полезно — музыка и пение предоставляют замечательную возможность для эмоциональных проявлений, которые дети не могут воплотить в слова.

Пойте по-настоящему. Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека — лучший на свете. Пойте в мажоре и миноре, сопровождайте пение жестами и движениями.

Раздайте детям большие разноцветные куски яркой нейлоновой ткани, чтобы дети могли размахивать ими и создавать собственные танцы под медленную, романтическую музыку.

Выводы о том, как научить ребёнка разговаривать

  1. Ребёнок учится говорить сам, но без родителя у него это не получится.
  2. Если вы много общаетесь со своим малышом, то этого уже достаточно.
  3. Но вы можете разнообразить репертуар чтением и интересными занятиями.
  4. Если вы понимаете, что у ребёнка не появляется ожидаемых достижений в освоении речи, не паникуйте, но проконсультируйтесь со специалистом.
  5. Не стоит применять артикуляционную гимнастику или логопедические стихи без назначения специалиста.
  6. Спонтанно и радостно используйте речь и мимику, сопровождайте ими совместные дела.
  7. Постарайтесь убрать препятствия для развития речи:
    • соски;
    • сюсюканье и подражание детским словам;
    • слишком сложные слова и длинные предложения;
    • предугадывание того, что пытается сказать ребёнок и монологи вместо диалогов с ним;
    • приём только жидкой пищи теми, кто обзавёлся зубами, может жевать и этим тренировать мышцы речевого аппарата;
    • экраны в поле зрения ребёнка.

Благодарим за помощь в подготовке статьи психологов и Монтессори-педагогов Анастасию Кузнецову и Анну Федосову

Фото Ирины Антоновой, Юлии Воробьёвой, Анны Ефремовой, Анастасии Зотовой, Марии Лучаниновой

Общение и общение с ребенком в возрасте от 8 до 12 месяцев (для родителей)

на испанском языке: La comunicación y su hijo de 8 a 12 meses

Рецензия: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины

В эти месяцы ваш ребенок может впервые сказать «мама» или «папа» и может общаться с помощью языка тела, например, махать рукой на прощание и качать головой.

Ваш ребенок еще больше обращает внимание на ваши слова и жесты и будет очень стараться копировать вас — так что следите за тем, что вы говорите!

Как общаются младенцы?

Дети этого возраста проверяют свои вербальные навыки, готовясь к своему громкому дебюту. Из бормотания согласных, таких как «бабабаба», они начнут производить узнаваемые слоги, такие как «ма», «ба» и «да». Видя волнение своих родителей, когда они слышат «папа» или «мама», дети вскоре учатся связывать слово с его значением.

Еще до того, как младенцы скажут свое первое слово, они учатся общаться с помощью жестов, таких как поднятие рук, чтобы вы могли их взять, и прощание. Они могут делать выражения лица счастливыми, грустными, сердитыми и удивленными.

Вы будете знать, что ваш ребенок понимает, что вы говорите, когда вы спрашиваете «Где папа?» и ваш малыш смотрит в его сторону. Вы можете показать пальцем и сказать: «Иди, найди мяч!» и ваш ребенок может доползти прямо до него. Младенцы смотрят, когда вы называете их имена, и ненадолго останавливаются или прекращают то, что они делают, когда вы говорите твердое «НЕТ!»

Что мне делать?
  • Чаще общайтесь. Продолжайте говорить, петь и читать своему ребенку. Повторяйте звуки и произносите простые слова. Попросите ребенка указать на знакомые предметы и спросить: «Где чашка?» Или указать на мяч и спросить: «Что это?» Сделайте паузу, прежде чем дать ответ. Вскоре ваш ребенок будет показывать пальцем и говорить «ба».
  • Маркируйте все. Маркировка объектов усиливает мысль о том, что у всего есть свое имя. От молока утром до плюшевого мишки вечером — называние знакомых предметов поможет вашему малышу узнать, как они называются. Превратите обучение в опыт для всего тела: коснитесь пальца ноги вашего ребенка, когда вы произносите слово «пальчик». Или укажите на свое ухо и скажите: «Мамино (или папино) ухо». Когда вы говорите, смотрите друг другу в глаза, чтобы ребенок мог видеть выражение вашего лица и движения губ.
  • Пой и играй в рифмованные игры. Это способствует изучению языка. Добавляйте жесты руками и меняйте стиль и темп музыки, чтобы удерживать внимание ребенка. Младенцам нравятся стишки, которые показывают, насколько игривым может быть язык.
  • Читайте большие красочные книжки с картинками, , и побуждайте ребенка перелистывать страницы. Попросите ребенка «прочитать» и «ответить» на ваши вопросы.

Когда следует звонить врачу?

Если у вас есть опасения по поводу языковых навыков или слуха вашего ребенка, поговорите со своим врачом. К 12 месяцам у большинства детей:

  • понять «нет» (кратковременно сделать паузу или остановиться, когда вы это говорите)
  • издавать разные звуки, такие как «мама-мама» или «бабабаба»
  • волна до свидания
  • звоните опекунам мама и папа (или другое специальное имя)

Имейте в виду, что существует широкий диапазон того, что считается нормальным, когда речь идет о развитии речи, поэтому некоторые дети осваивают навыки раньше или позже, чем другие.

Проверил: Mary L. Gavin, MD

Дата проверки: май 2022 г.

Поделиться:

/content/kidshealth/разное/медицинские коды/родители/статьи/c812m

Когда дети говорят мама и папа?

Когда малыш начинает бормотать, это очень волнующе — наконец-то он стал на шаг ближе к тому, чтобы заговорить! Конечно, это также означает, что между вами и вашим партнером начинается гонка за тем, какое слово ребенок скажет первым: «мама» или «папа». Маловероятно, что ребенок начнет произносить какое-либо слово сразу после того, как начнет издавать звуки, но это, естественно, поднимает важный вопрос: когда ему исполнится младенца все равно говорят «мама» и «папа»?

В этой статье:
В каком возрасте младенцы говорят «мама» и «папа»?
«Мама» или «папа»: что на первом месте?
Как помочь ребенку сказать «мама» и «папа»

В каком возрасте дети говорят «мама» и «папа»?

В то время как сроки могут различаться для каждого ребенка, даже в одной семье, большинство детей начинают связывать слоги, которые звучат как «мама-мама» или «дадададада», к 7 месяцам, говорит Дженнифер Л. Майетта, MS, CCC-SLP, логопед, работающий с детьми от рождения до 6 лет в Детской больнице Массачусетса в Бостоне. Эти начальные звуки — просто лепет, но когда они приближаются к 9месяцев и более, они лучше произносят настоящие слова.

Это еще не значит, что они действительно знают, что говорят в этот момент. «Они могут посмотреть на вас или на папу и сказать это или сказать это почтальону», — говорит Данель Фишер, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой педиатрии в Медицинском центре Провиденс Сент-Джонс в Санта-Монике, Калифорния. — Они скажут это любому. Но примерно к году ребенок, скорее всего, начнет правильно использовать это слово в контексте. И когда это происходит, «это волшебно», — говорит Фишер. «Когда они смотрят на тебя и говорят «мама» или «папа» и не шутят, это самое лучшее, что есть в мире».

«Мама» или «папа»: что первично?

Принято считать, что младенцы естественным образом говорят «папа» перед «мама». Но Джина Познер, доктор медицинских наук, педиатр в медицинском центре MemorialCare Orange Coast в Фаунтин-Вэлли, Калифорния, говорит, что это не обязательно так. «Некоторые дети просто одержимы звуком «да», а другим нравится звук «ма», — говорит она. За что бы они ни цеплялись в начале, это поможет определить, какое слово они произносят первым.

Тем не менее, некоторые дети лучше говорят «да», чем «ма». «Дело не в том, что они любят дада больше, но на самом деле из-за того, что букву «д» произносить легче, чем букву «м», — говорит Фишер. Но если мама тратит больше времени на уход за ребенком, у нее может быть преимущество, добавляет Фишер, указывая на то, что младенцы могут сначала произнести имя своего основного опекуна.

Как помочь ребенку сказать «мама» и «папа»

Хотя нельзя торопить развитие ребенка, есть несколько способов научить его говорить «мама» и «папа».

Младенцы подражают своим Родители, говорит Фишер, поэтому постоянно повторяйте слова «мама» и «папа» и поощряйте ребенка повторять эти слова. Чтобы помочь ребенку понять, что на самом деле означают эти слова, обязательно учите их в контексте. «Я призываю родителей называть друг друга «мама» или «папа», когда разговаривают с ребенком», — говорит Познер. «Например, вы можете сказать: «Посмотри на маму! У мамы есть еда для тебя». Таким образом, ребенок начинает ассоциировать родителя с конкретным именем».

Когда дело доходит до развития речи ребенка в целом, лучший способ — это читать ему, играть с ним, разговаривать с ним и ограничивать время, проводимое перед экраном и электронными игрушками, — говорит Майетта. Найдите детские книги, в которых много слов «мама» и «папа», и чаще читайте их — это может пойти дальше, чем вы думаете.

Все дети разные, но если ребенок не говорит «мама» и «папа» в возрасте от 12 до 15 месяцев, сообщите об этом своему педиатру. Большинство врачей ожидают, что к этому моменту дети уже усвоят эти слова; для тех, кто этого не сделал, может быть рекомендована проверка слуха или логопед. Если ваш ребенок говорит много других слов, но «мама» и «папа» в списке нет, не паникуйте. «Хотя слова «мама» и «папа» очень мотивируют родителей, мы больше сосредоточены на том, бормочет ли ребенок, используя различные согласные, копируя звуки и движения, которые делает родитель или опекун, используя такие жесты, как указывая и устанавливая зрительный контакт, а также участвуя в таких играх, как «ку-ку», — говорит Майэтта.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts