Удовлетворённость жизнью у молодёжи связали с коллективизмом – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ситуация: Во многих странах современного мира общество переживает переход от ценностей коллективизма к ценностям индивидуализма. Последние способствуют выстраиванию биографического пути, профессиональной карьеры и образа жизни молодёжи с ориентацией на самих себя, а не на ожидания окружающих. Поэтому долгое время считалось, что у молодых людей индивидуализм превалирует.
На деле: Ценности коллективизма остаются важными для молодёжи. Они способствуют преданности семье и готовности принимать поддержку от близких. Молодые девушки и парни, ценящие взаимопомощь и тесную связь с другими людьми, больше удовлетворены жизнью — вне зависимости от того, к коллективистскому или индивидуалистскому типу культуры они принадлежат.
Теперь подробнее
Международная группа учёных из Италии, США, Китая и России исследовала взаимосвязь между коллективизмом, индивидуализмом и удовлетворённостью жизнью среди молодежи 18-25 лет в четырёх странах. Подтвердилось, что чем выше индекс индивидуалистических ценностей на страновом уровне, тем выше удовлетворенность жизнью у молодых людей. А вот на индивидуальном уровне для молодёжи более значимым оказался коллективизм. Во всех странах у молодых людей обнаружилась положительная связь между коллективизмом, в особенности касающегося семейных связей, и уровнем удовлетворённости жизнью. Это несколько противоречит результатам предыдущих исследований и в то же время уточняет их. Россию в исследовательской группе представляла профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер. Результаты исследования опубликованы в журнале Аpplied Psychology: Health and Well-Being.
О чём речь?
Исследования показывают, что культурные факторы играют большую роль в объяснении разницы в показателях субъективного благополучия и в особенности — удовлетворенности жизнью.
Удовлетворённость жизнью — один из компонентов субъективного благополучия. Это индивидуальная оценка соотнесённости жизненных условий со стандартами, чувство соответствия между желаниями, потребностями, с одной стороны, и достижениями, ресурсами, с другой.
Среди культурных факторов есть и ценности индивидуализма или коллективизма. В целом в основе понимания сути индивидуализма лежит предположение о том, что люди независимы друг от друга. Это мировоззрение, центрированное на личных целях, уникальности и контроле. Коллективизм, напротив, предполагает важность связей с другими людьми и взаимных обязательств.
Также читайте
Учёные выделяют коллективизм и индивидуализм как на культурном уровне (часть национальной культуры), так и на индивидуальном (мировоззрение отдельного взятого человека). При этом, в рамках подхода американского психолога Гарри Триандиса, индивидуализм и коллективизм могут рассматриваться в двух измерениях — горизонтальном и вертикальном:
Вертикальный индивидуализм (Vertical Individualism, VI) — характеризуется желанием быть выдающимся и обрести статус через конкуренцию с другими.
Горизонтальный индивидуализм (Horizontal Individualism, HI) — связан с желанием быть уникальным, отличающимся от группы и способным полагаться на себя.
Вертикальный коллективизм (Vertical Collectivism, VC) — характерен для людей, делающих акцент на целостности своей группы и поддерживающих конкуренцию с аутгруппами, а также возможном подчинении своих желаний авторитету.
Горизонтальный коллективизм (Horizontal Collectivism, HC) — связан с желанием быть похожим на других, следовать общим ценностям, проживать взаимозависимость без необходимости подчиняться авторитету.
Авторы исследования поставили цель выяснить, как разные измерения коллективизма и индивидуализма связаны с удовлетворённостью жизнью у молодых людей, находящихся в периоде ранней взрослости.
Как изучали?
В исследовании приняли участие 1760 молодых людей и девушек в возрасте 18-25 лет из Китая, Италии, России и США — стран, сильно отличающихся по индексу индивидуалистических ценностей. Средний возраст респондентов — около 20 лет, все они — студенты университетов, изучающие преимущественно социальные, поведенческие науки.
Согласно модели Хофстеде, Италия и США — страны с индивидуалистской культурой, а Китай и Россия — с коллективистской.
В ходе исследования использовались специальные методики и опросники, выявляющие индивидуальные уровни коллективизма и индивидуализма — «Шкала горизонтального и вертикального индивидуализма и коллективизма» (INDCOL), а также уровень удовлетворенности жизнью — «Шкала удовлетворенности жизнью» (SWLS). При этом было учтено влияние на удовлетворенность жизнью гендера, возраста и культурных различий.
Что получили?
Подтвердилось, что на страновом уровне со степенью удовлетворённости жизнью у молодёжи тесно связан индивидуализм. Чем выше в стране индекс индивидуалистических ценностей, тем более довольны респонденты своей жизнью. Больше всего повезло в этом плане американцам, поскольку США имеет самый высокий индекс индивидуализма, второе место у итальянцев, и третье и четвертое — у русских и китайцев соответственно.
Здесь, правда, исследователи делают пояснение о том, что такая ситуация может складываться не только из-за того, что американцы и итальянцы более довольны жизнью, благодаря индивидуалистической культуре в своих странах, но также из-за разницы в уровне социального неравенства, наличии больших возможностей и будущих жизненных перспектив.
Также читайте
Что касается индивидуального уровня, то здесь результаты оказались другими — уровень удовлетворённостью жизнью позитивно коррелирует с двумя коллективистическими измерениями (вертикальным и горизонтальным) — вне зависимости от типа культуры. Однако при этом не обнаружилось значимых корреляций ни с вертикальным, ни с горизонтальным индивидуализмом.
Согласно результатам этого исследования, можно утверждать, что степень удовлетворённости жизнью у молодёжи связана с взаимозависимостью и социальными коммуникациями в разных типах культур, отмечают исследователи. Они приводят в пример русских и итальянцев. И у тех, и у других, хотя одни проживают в коллективистической стране, а другие в индивидуалистической, удовлетворённость жизнью позитивно связана с успешным выполнением социальных ролей и обязательств. Хотя этого можно было ожидать — переход во взрослую жизнь в Италии, как отмечают авторы, сильно переплетается с семейными отношениями.
Предыдущие исследования на американских выборках не показывали связи между удовлетворённостью жизнью и взаимными социальными обязательствами. Но данное исследование её обнаружило, причём для обоих уровней коллективизма.
В целом тот факт, что вертикальный коллективизм, а именно семейные связи и обязанность заботиться о своей семье, даже жертвуя собственными потребностями, вносят позитивный вклад в удовлетворенность жизнью — неожиданен и заслуживает внимания, считают учёные. В то же время полученные результаты соотносятся с одним из недавних исследований, которое доказывает, что семейные и социальные отношения — важные базовые компоненты счастья в разных странах — вне зависимости от гендера и возраста.
Для чего это нужно?
Возраст ранней взрослости — период, когда человек имеет ещё немного социальных обязательств и при этом больше возможностей проживать индивидуалистические ценности. Изначальная гипотеза исследования заключалась в том, что уровень удовлетворенности жизнью позитивно связан с индивидуалистическими ценностями на личном уровне. И это бы подтверждало результаты многих предыдущих работ. Однако всё оказалось наоборот.
Авторы отмечают, что данное исследование в большей степени, чем предыдущие, учитывает ограниченный возрастной период, а также просматривает связь удовлетворённости жизнью с разными измерениями индивидуализма и коллективизма. Новые данные говорят о том, что нужны дальнейшие научные работы в данном направлении, чтобы уточнить особенности влияния индивидуалистских и коллективистских ценностей на разные аспекты субъективного благополучия.
Авторы исследования:
Алессандро Джермани (Alessandro Germani), Университет Перуджи (Италия)
Элиса Дельвекчио (Elisa Delvecchio), Университет Перуджи (Италия)
Жьян-Бин Ли (Jian-Bin Li), Образовательный университет Гонконга (Гонконг)
Адриана Лис (Adriana Lis), Падуанский Университет (Италия)
Софья Нартова-Бочавер (Sofya K.Nartova-Bochaver), профессор, ведущий научный сотрудник департамента психологии НИУ ВШЭ
Александр Вазсоный (Alexander T.Vazsonyi), Университет Кентуки (США)
Клаудиа Маззеши (Claudia Mazzeschi), Универститет Перуджи (Италия)
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 7 апреля, 2021 г.
Все материалы автора
Психология Исследования
Трансформация ценностей студенческой молодежи в условиях динамики социальных изменений
УДК 304:378
https://doi.org/10.20339/AM.02-20.032
С.Л. Таланов,
канд. социол. наук, доц.
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
e-mail: [email protected]
Представлено лонгитюдное социологическое исследование среди студентов ведущих вузов города Ярославля. Временной интервал между повторными опросами составил 3 года (2016 г. и 2019 г.). Несмотря на то что за три года возросло число студентов, ориентирующихся на индивидуалистические ценности (на собственные цели, потребности, взгляды и вкусы), значительной части молодежи по-прежнему присущи коллективистские ценности, ориентированные на групповые цели, нормы, правила. Среди значимых ценностей — «быть как можно дольше социально активным». Выявлено, что чем большим культурным и экономическим капиталом обладает семья, тем более дети интересуются личным здоровьем, при этом девушки более интересуются своим здоровьем, нежели юноши. Социальное поле семьи влияет на ценности, интересы, потребности подрастающего поколения. Дети из семьи врачей ценят личное здоровье в большей степени, чем дети из других семей. Дети из семьи учителей более ценят коллективизм, гражданственность, патриотизм. В исследовании доказано, что человек в рамках жизненного сценария ориентируется на ценности своей референтной личности. Установлено, что если у родителей коллективистские ценности, то и у детей тоже коллективистские ценности. Если у родителей индивидуалистические ценности и для своих детей родители являются референтной личностью (группой), то и у детей также индивидуалистические ценности. Установка на родителей как объект подражания выше у той части студентов, которую никогда физически не наказывали родители. Кроме того, выявлено, что часть родителей по-прежнему использует стили воспитания, которые ведут к девиантному поведению их детей. По результатам исследования предлагаются мероприятия, направленные на формирование базовых национальных ценностей и установок у студенческой молодежи.
Ключевые слова: индивидуализм, коллективизм, ценностные ориентации, лонгитюдное исследование, социальная солидарность, патриотизм, студенты.
Литература
1. Березин Д.Т. Организация самостоятельной работы студентов в вузе // Социально-политические исследования. 2019. № 3 (4). С. 73–86.
2. Груздев М.В., Тарханова И.Ю. Становление «Новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3. С. 47–53.
3. Гурко Т.А., Тарченко В.С. Динамика брачных установок и планов студентов // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 102–113.
4. Журавлева И.В., Лакомова Н.В. Здоровье молодежи как объект социальной политики // Социальные аспекты здоровья населения. 2018. № 4 (62). С. 8.
5. Журавлева И.В. Здоровье молодежи: возможно ли его улучшить // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 419–436.
6. Коряковцева О.А. Развитие общественно-политической активности молодежи в условиях модернизации общества // Русский вестник общественных наук. 2009. № 2 (11). С. 117–122.
7. Новиков М.В., Перфилова Т.Б. Мотивы получения образования в России в VIII – первой половине ХIХ в. // Вопросы теории и методики профессионального образования. Ярославль, 2018. С. 116–127.
8. Ростовцева Л.И., Гельфонд М.Л., Мирошина Е.Ю. Патриотическое воспитание глазами экспертов и школьников // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 75–83.
9. Садыкова Х.Н. Семья в современном мире // Социологические исследования. 2019. № 9. С. 156–157.
10. Суровов С.Б., Малько А.В., Коновалов И.Н., Логинова Л.В. Отношение российского студенчества к цветным революциям // Социологические исследования. 2019. № 3. С. 85–97.
11. Таланов С.Л. Социализация молодежи и перспективы развития высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. № 6. С. 34–36.
12. Bourdieu P. Espace social et genèse des «classes». Actes de la recherche en sciences sociales. 1984. No. 52–53. P. 3–14.
13. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.
14. Jamal F., Fletcher A., Harden A., Wells H., Thomas J., Bonell C. The school environment and student health: a systematic review and meta-ethnography of qualitative research. BMC Public Health. 2013. Vol. 13. P. 798.
15. Tibbetts Y., Priniski S.J., Hecht C.A., Borman G.D., Harackiewicz J.M. Different Institutions and Different Values: Exploring First-Generation Student Fit at 2-Year Colleges. Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. P. 502.
10 Примеры коллективистской культуры (2023)
Коллективизм относится к ситуации, когда групповые ценности имеют приоритет над индивидуальными ценностями. Когда это происходит, групповые ценности служат руководством и критериями оценки личных достижений и действий.
Типы подгрупп, практикующих коллективизм, включают:
- Семьи
- Группы сотрудников
- Субкультуры
- Контркультуры
- Политические группы
В коллективистских культурах люди делают свои действия совместимыми с групповыми ценностями. Это приводит к гармоничному групповому поведению, которое способствует укреплению связей между членами группы. Эти прочные связи и чувства по отношению к группе служат мотиваторами для членов группы (Триандис, 1995, стр. 2).
Примеры коллективистской культуры
- Китай: Китай считается одной из самых коллективистских культур в мире, что отражено в официальной коммунистической идеологии страны. Эта идеология ставит цель бесклассового общества прежде всего выше прав и свобод личности.
- Куба: Куба, возможно, даже в большей степени, чем Китай, воплощает коммунистический идеал «общинной» культуры, в которой центральное правительство управляет административно-командной экономикой, ожидая, что каждый внесет равный вклад в проект национального строительства.
- Скандинавская социал-демократия: Когда прогрессисты в Америке обращаются к коллективистскому идеалу, они часто указывают на Скандинавию, где личные свободы уравновешиваются общей ответственностью за всеобщее здравоохранение и недорогое высшее образование.
- Рабочие кооперативы: За пределами национальных государств мы можем видеть коллективистские культуры на рабочих местах, таких как рабочие кооперативы, где все работники являются владельцами бизнеса. Это создает плоскую иерархию и общую заинтересованность в успехе группы.
- Профсоюзы: Профсоюзы часто поощряют менталитет «один за всех», особенно во время забастовок, когда «пересечение пикетной линии» осуждается, а сотрудники должны жертвовать своей заработной платой на благо переговоров по контракту (см. подробнее : плюсы и минусы союзов).
- Нуклеарная семья: Коллективизм, как правило, также является ключевой чертой нуклеарной семьи, где члены семьи часто должны идти на личные жертвы и «вносить свой вклад» на благо группы, даже если это не касается непосредственных личных выгода.
- Церковные группы: Многие, но не все, церковные группы будут действовать как коллективистские группы. Они могут ожидать, например, отчисления десятины с дохода для пожертвований на нужды церкви, добровольной отдачи времени и соблюдения коллективного этического кодекса, основанного на религиозной доктрине.
- Индонезия: Индонезия, находящаяся под сильным влиянием исламских учений, считается страной, которая уделяет меньше внимания свободе личности и больше внимания уделяет действиям на благо общества, как предписано исламской мыслью. Это проявляется, например, в его сильной централизованной правовой системе с законами, которые подчеркивают коллективистскую мораль, а не терпимость к индивидуализму.
- Военные организации: Солдаты работают в командах, где поощряется коллективистский менталитет. Это связано с тем, что солдаты должны полагаться друг на друга в ситуациях жизни или смерти, поэтому чрезвычайно важно доверять друг другу и работать как единое целое, а не по отдельности.
- Демократическая культура в классе: Коллективистская культура в классе может поощряться, если учитель выносит такие вопросы, как правила в классе, на демократическое голосование в классе.
Коллективистские и индивидуалистические культуры
В индивидуалистических культурах особое внимание уделяется свободе личности. Индивидуальное самовыражение и уверенность в себе являются основными ценностями, лежащими в основе личного успеха и их культурных ценностей.
Коллективистские культуры, с другой стороны, поощряют более глубокое рассмотрение и приверженность коллективным ценностям. Они могут считать себя менее конкурентоспособными и более взаимозависимыми. Может быть отношение «один ко всем», но также и культурное ожидание того, что люди не слишком далеко отходят от социальных норм.
Ученые грубо классифицируют «незападные» страны, такие как Бразилия, Индия, Россия, Япония, Китай, Индонезия и другие, как имеющие культуру с коллективистскими культурными чертами в разной степени.
Напротив, Франция, Англия, Германия, США, Австралия и Канада являются «западными» странами с индивидуалистическими культурными чертами в разной степени (Green, Deschamps & Páez, 2015, стр. 321).
Однако как в коллективистских, так и в индивидуалистических типах культур люди могут чувствовать себя частью коллективистского или индивидуалистического идеала — не все придерживаются культурной нормы (Триандис, 1995).
Коллективист | Индивидуалист |
---|---|
Коллективные потребности имеют высокую социальную ценность | Индивидуальные потребности имеют высокую социальную ценность | Высоко ценится ответственность перед другими | Индивидуальные права и свободы высоко ценятся |
Незападные страны, такие как Индонезия, Россия и Китай | Западные страны, такие как США, Великобритания и Австралия |
Стоит знать: как социологи определяют культуру
5 Практические примеры коллективистского мышления
1. Отклонение предложения о работе за границей.
Человек коллективистской культуры может отклонить предложение о работе за границей.
Эта работа может поднять его/ее карьеру и привести к лучшей жизни. В индивидуалистической культуре человек примет или отклонит предложение, исходя из личных соображений и предпочтений.
Однако в коллективистской культуре человек решает не только достигать личных целей, но и следить за тем, чтобы личные цели находились в гармонии с групповыми целями и ожиданиями.
Если выезд за границу является коллективным благом, человек эмигрирует. Если это не так, то человек может отказаться от предложения.
Возможность, которая выпадает раз в жизни с индивидуалистической точки зрения, может не быть таковой с коллективистской точки зрения. Поэтому человек отказывается от этого и остается дома, рядом с группами, к которым он привязан.
2. Разрешение на вступление в брак
Разрешение на вступление в брак — это одобрение семьей и обществом выбора партнера для вступления в брак.
Человек, воспитанный в коллективистском обществе, не женится на другом человеке, если группа не одобряет этот брак из-за коллективных ожиданий.
В коллективистских культурах брак является институтом, объединяющим как отдельных людей, так и семьи. Вот почему семьи одобряют или не одобряют выбор партнера. Взаимозависимость коллективистской культуры лежит в основе принятия решений.
Однако в индивидуалистических культурах считается, что люди являются автономными существами, которые свободны выбирать, что им заблагорассудится. Поэтому они выбирают своих партнеров и женятся независимо от общественного одобрения (Триандис, 1995, стр. 3).
3. Уход за пожилыми людьми в одном доме.
Уход за пожилыми членами семьи в одном домашнем хозяйстве означает продолжение проживания со стареющими членами семьи и уход за ними, даже когда они переезжают и живут независимой жизнью, что является доступным вариантом.
Самостоятельный и индивидуалистический образ жизни не является чем-то необычным, но и необычным.
Пространственная близость характерна для коллективистских культур. Часто члены семьи продолжают жить под одной крышей или по соседству даже после заключения брака. Пространственная близость и межпоколенческая поддержка тесно связаны.
В коллективных культурах пожилые члены группы играют определенную роль в процессе принятия решений. Молодые особи обращаются к ним за советом, например, по воспитанию детей или по финансовым вопросам.
4. Низкая профессиональная мобильность из-за лояльности к компании
Низкая профессиональная мобильность из-за лояльности к компании возникает, когда человек предпочитает оставаться в своей компании-работодателе.
Это лицо может не рассматривать возможность перехода в другую компанию, даже если появляется лучшая возможность. Важность социальной гармонии и чувства принадлежности к коллективистским культурам влияет на индивидуальные предпочтения.
Таким образом, люди продолжают свою карьеру в своей рабочей среде, где они чувствуют свое место и работают в гармонии.
Несмотря на лучший выбор профессии, они могут предпочесть остаться в своем нынешнем социальном окружении, поскольку они ставят гармонию, социальные отношения, групповые потребности и ожидания выше индивидуальных предпочтений.
Эти люди могут думать, что они нужны компании.
Предполагается, что профессиональная мобильность ниже в коллективистских культурах по сравнению с индивидуалистическими культурами (Hofstede, 2001).
5. Учащийся может говорить на занятиях только с разрешения группы
То, что люди выражают в речи, также условно в коллективистских культурах. Выросшие в коллективистских культурах люди ищут разрешения и одобрения для поддержания гармонии и укрепления существующих социальных и эмоциональных связей.
Во главе угла стоит не индивидуальность и оригинальность идей, а единство и групповые ценности. Индивидуумы действуют как агенты группы.
Учащийся, желающий говорить в классе, делает это, когда группа одобряет идеи.
В коллективистских культурах образ самого себя этого учащегося – это «Мы». Таким образом, он/она говорит для группы, отражая групповые идеи, а не строго личные мнения.
Заключение
Коллективизм и индивидуализм — две культурные модели, которые относятся к отношению культур к групповым нормам, социальным обязательствам и индивидуализму.
Как правило, коллективистские культуры сосредоточены на социальном, а не на индивидуальном. В приоритете групповые цели и гармония, а не индивидуальность, личные потребности и независимость.
Коллективизм характеризуется взаимозависимостью. Индивиды придерживаются своих групп и подгрупп. Стремление к социальной сплоченности и гармонии лежит в основе принятия решений и выбора.
Ожидания или нормы подгруппы, такой как большая семья или сплоченное сообщество, определяют поведение и отношение коллективистов (Green, Deschamps & Páez, 2015, стр. 322).
С другой стороны, независимость, автономия, уверенность в себе, самобытность, ориентация на достижения и конкуренция являются типичными характеристиками индивидуализма. Индивидуализм изображает людей ответственными за свое поведение и ответственными за него.
Ссылки
Грин, Э. Г., Дешам, Дж. К., и Паес, Д. (2005). Вариация индивидуализма и коллективизма внутри и между 20 странами: типологический анализ. Журнал кросс-культурной психологии , 36 (3), 321-339.
Хофстеде, Г. (2001). Последствия культуры: сравнение ценностей, поведения, институтов и организаций в разных странах . Мудрец.
Триандис, Гарри С. (1995). Индивидуализм и коллективизм. Рутледж, Нью-Йорк.
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + сообщения
Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».
Чувствительность установления границ в коллективистских культурах
В нашей западной культуре мы склонны поддерживать доминирующий подход к управлению нашими отношениями, который включает установление границ. Таким образом, наша терапевтическая практика и культура часто делают акцент на установлении границ как на ключевом элементе развития и поддержания «здоровых» отношений. Соединенные Штаты в основном придерживаются индивидуалистической культуры, которая может продвигать и поддерживать границы для защиты и даже развития отношений с самим собой.
А как насчет культур, в которых семья находится в центре внимания, а границы часто размыты? Что считается «здоровым» в таких культурах — и кто это определяет? Это так называемые коллективистские культуры. В коллективистских культурах члены семьи тесно отождествляют себя друг с другом и часто принимают решения за семью в целом, а не за себя. Жертвенность, честь и верность являются одними из основных ценностей таких семей и культур. Например, отказ семье или установление ограничений на простые семейные мероприятия или ужины могут быть восприняты как эгоистичные и грубые.
Представьте себе Марьям, замужнюю маму двоих детей, уставшую от рабочей недели, и все же ее просят провести еженедельный семейный ужин. В этом собрании участвуют бабушки и дедушки, дяди, двоюродные братья и сестры и, конечно же, мама, папа и братья и сестры. Марьям спешит в магазин, а затем домой, чтобы приготовить очень сложное блюдо из риса и тушеного мяса. Семья прибывает рано, добавляя беспокойства к ее и без того истощенному психическому состоянию.
В конце недели Марьям посещает сеанс терапии. Ее терапевт предлагает установить ограничения и отказаться от проведения этих мероприятий в будущем или предложить ее сестре Фаре провести ее в следующий раз. Марьям соглашается, но борется, потому что это означало бы принятие решения для себя, основанное исключительно на ее собственных потребностях. Хотя это может считаться «здоровым» в доминирующей культуре, это вызывает у Марьям еще больший стресс, а теперь еще и чувство вины. Марьям может быть даже неудобно делиться этими новыми мыслями со своим терапевтом из-за того, что ее культура происхождения ограничивает уважение авторитета (потенциально она может рассматривать терапевта как эксперта и авторитет).
Рабочие границы
Что мы делаем, как специалисты по охране психического здоровья, в случае с Марьям?
Во-первых, мы можем подтвердить и нормализовать ее эмоции.
Затем мы можем задать вопросы, чтобы дать ей возможность выразить себя и обдумать возможные решения. Разговаривая с ней, мы можем в какой-то момент понять, что она в стрессе, но в то же время рада видеть и принимать свою семью. Здесь может не быть необходимости в изменении поведения; скорее, Марьям может быть достаточно выражения эмоций в безопасном месте и ощущения, что консультант услышан. Потенциально ей может понадобиться помощь в выявлении своих эмоций, чтобы выражать их в дальнейшем.Если Марьям продолжает выражать озабоченность по поводу уровня своей усталости, возможно, будет полезно предложить то, что я называю «рабочей границей», с учетом ее культуры и ее ценностей. Эта работающая граница может просто корректировать время, когда все приходят, чтобы у Марьям было время передохнуть по возвращении домой.
Рабочая граница является гибкой. Она не является жесткой, как могут восприниматься или продвигаться типичные границы. Это похоже на компромисс и работает, чтобы уважать культуру происхождения и потребности клиента.
Отход от строгости черно-белого подхода к установке границ может быть более инклюзивным. Чем меньше мы обвиняем людей в том, что они заботятся о себе и расставляют приоритеты, тем больше мы можем узнать об их потребностях, желаниях, ценностях и культурах. Некоторые люди в коллективистских культурах обретают энергию, гордость, силу и честь, когда семья здорова и счастлива.
Приоритизация границ клиента
Связь эмоций, идентичности и благополучия в коллективистской семье и культуре происхождения сложна и требует соблюдения исключительных и уникальных границ. Роли и авторитет могут выполнять особую функцию в коллективистском семейном опыте.
Например, на собственном опыте коллективистской семьи, а также работая консультантом со студентами колледжей и старших классов с коллективистскими культурными традициями, я узнал, что даже те специальности, которые мы выбирали для учебы в колледже, возникли из наших семейных ценностей и ожидания. Мы оказали честь своим семьям, решив стать бухгалтерами, врачами и инженерами среди других профессий. Мы боролись и хотели бросить. Тем не менее, многие из нас продолжали идти по этому пути к области, выбранной для нас главным образом под влиянием наших коллективистских культур и семей.
Эксперты по установлению границ могут посоветовать учащимся, испытывающим стресс, следовать своей собственной карьере, что будет способствовать отклонению от семейных норм. Это возможность для нас вспомнить нашу этику консультанта и поставить ценности клиента выше наших собственных и даже ценностей доминирующей культуры здесь, в Соединенных Штатах. Мы можем работать, чтобы быть скромными в культурном отношении, и научиться ориентироваться и договариваться о ценностях, когда клиенты хотят применять их в своей жизни.
Цель клиента, обратившегося за консультацией в консультационный центр университета, может заключаться в том, чтобы просто почувствовать смиренную поддержку в то время, когда он чувствовал себя застрявшим или стремился сменить специальность. Их желание может состоять исключительно в том, чтобы не чувствовать себя одиноким. То, что кажется простым, может быть забыто, потому что мы часто оказываемся завалены доминирующей культурной нормой преследовать в первую очередь свои собственные мечты и цели. В то время как студенты и клиенты могут сообщать о чувстве давления, они также могут сообщать о чувстве гордости за свою борьбу и о мотивации в стремлении к этой семейной мечте, особенно если они из коллективистского иммигрантского происхождения.
Точно так же в коллективистских культурах выбор за кого выйти замуж может быть семейным решением. Границы могут восприниматься как расплывчатые. Те, кто не принадлежит к этим семьям и культурам, могут рассматривать эти семейные роли и отношения как примеры нездоровой привязанности. Тем не менее, в некоторых культурах почитание семьи по-прежнему остается главной заботой при принятии такого важного решения. В конце концов, романтический партнер обычно считается новым членом семьи. Таким образом, решение требует одобрения семьи в этих культурах.
Предоставление консультаций лицу, которое ориентируется в таких обстоятельствах и решениях, может потребовать дополнительной оценки ценностей для поддержки процесса принятия решений. Если семья является для клиента ценностью № 1, это может поддержать решение клиента привлечь семью к выбору спутника жизни. Преждевременное установление границ на основе индивидуалистических культурных норм может помешать членам семьи играть свои традиционные роли в жизни человека.
То, что может быть трудно понять в доминирующей культуре, включая высокую ценность долга, чести и авторитета, является частью традиционной структуры некоторых коллективистских культур. Часто мы предполагаем, что другим вредно выбирать наших спутников жизни. Однако во многих культурах это рассматривается как практика уважения власти и чувства чести получить этот вклад и потенциальное благословение. Некоторые клиенты с радостью отправляются в эти путешествия со спутниками жизни при поддержке и участии своих родителей и семей. Другие клиенты не могут, и это тоже нормально. Цель рассмотрения установления границ с более широкой, культурно инклюзивной точки зрения состоит в том, чтобы перестать делать предположения о том, что «здорово» для всех клиентов и желательно для всех клиентов, и перестать продвигать только точку зрения доминирующей культуры на границы.
Непредполагаемый подход может привести к лучшему пониманию мировоззрения клиента, его потребностей и способности принимать решения при поддержке терапевта. Непредубежденные, не доминирующие культурные взгляды могут еще больше стимулировать этот процесс. Принятие таких мер также может привести к уменьшению вины, потенциального стыда и разочарования со стороны клиентов, которые воспринимают мир как бикультурный (т. е. ведут переговоры и отождествляют себя с двумя культурами).
Часто удобнее соглашаться с ожиданиями доминирующей культуры. Точно так же часто бывает меньше суждений при выборе норм доминирующей культуры. Однако это может быть вредно для людей, которые ценят и потенциально хотят выбирать коллективистские культурные ценности и нормы в некоторых сферах жизни. Давление, которое многие могут испытывать в таких ситуациях, может быть непреодолимым. Например: желание жить дома после 18 лет, желание встречаться с кем-то, выбранным родителями, желание назвать своего ребенка выбранной фамилией.
Это всего лишь несколько примеров многих решений, с которыми могут столкнуться (и предпочесть принять) дети и взрослые, принадлежащие к двум культурам, которые другие могут расценить как «размытие границ». Терапевтическая обстановка может предоставить клиентам открытое и безопасное пространство для исследования и принятия оптимальных для них решений, принимая во внимание все вовлеченные культуры, а не сосредотачиваясь только на ожиданиях доминирующей культуры. Консультанты могут отложить в сторону устанавливающую границы тенденцию, которая может показаться освобождающей на первый взгляд, но на самом деле может сбивать с толку некоторых людей из этих культурных слоев. Отбрасывая идею о том, что установление жестких границ является «здоровым» вариантом, когда дело доходит до управления межличностными отношениями и жизненными решениями, образ жизни и сложности, с которыми сталкиваются и предпочитают многие люди и семьи, принадлежащие к разным культурам, могут быть включены и изучены.
Sumala Chidchoi/Shutterstock.com
Культурно-инклюзивные практики
Я американский терапевт, иммигрант бикультурного происхождения, и человек, который лично и во время сеанса испытал на себе чувство вины, которое может возникнуть из-за ограничивающих ожиданий. доминирующей культуры. Выбирая спутника жизни, я строго устанавливал границы с членами семьи в своей коллективистской культуре. Когда я решил поступить в аспирантуру, чтобы получить докторскую степень, границы были действенными, размытыми и временами переплетались с мечтами и целями моей семьи.
Я помог многим разноплановым клиентам ориентироваться в различных сферах жизни, включая скорбь иначе, чем их семья, используя рабочие границы, которые включают как их культурные, так и индивидуальные потребности. Следующие шаги могут способствовать более инклюзивным культурным практикам для навигации по установлению границ в коллективистских культурах.
>> Разработайте и задайте вопросы или подсказки, которые снижают вероятность «говорения доминирующей культуры», например, «ваши потребности» и даже слово «граница». Вместо этого попробуйте добавить в свой язык фразы «культурные соображения» и «семейные потребности, связанные с вашими потребностями и желаниями». Например, возможный вопрос для обсуждения с клиентом: «Я слышал, что это тяжело для вас. Какими способами вы можете удовлетворить потребности своей семьи, которые, возможно, влияют на ваши потребности, особенно с еженедельными семейными обедами?»
>> Изучите тему вины с клиентами. Как чувство вины влияет на них в межличностных и эмоциональных отношениях? Применяется ли это к их идентичности, роли и культуре? Как, если это все, чувство вины возникает при рассмотрении границ с членами семьи, партнерами или друзьями?
>> Выясните, что слово «граница» означает для клиента. Есть ли в этом смысл? Имеет ли это культурное значение для них или это новая концепция? Как бы они хотели включить это в свое оздоровительное путешествие, если вообще хотели бы?
>> Предлагайте психообразование по методам установления границ для потенциального эмоционального благополучия, признавая культурные последствия. Затем попросите отзывы и реакции. Что клиент думает об этой концепции? Они согласны или не согласны? Почему? Хотели бы они исследовать эти практики в своей жизни?
>> Наконец, индивидуализируйте методы установления границ, чтобы уважать культуру, потребности и желания клиента. Оцените, что представляют собой эти методы, и введите такие понятия, как работающие границы или более инновационные способы, которые могут работать для клиента в инклюзивном стиле. Внедрите модель обратной связи в терапию, чтобы оценить степень удовлетворенности клиента такими стратегиями.
****
Шабнам Брэди имеет докторскую степень в области психологии консультирования. Она терапевт, профессор, автор и основатель «Терапии для иммигрантов» ( @therapyforimmigrants ), сообщества в Instagram, целью которого является повышение осведомленности и расширение практики инклюзивности в области психического здоровья для иммигрантских сообществ.