Что такое конформизм? — Блог Викиум
Конформизм — явление достаточно частое, поэтому людям полезно знать о том, как же себя лучше вести при его проявлении. В этой статье вы узнаете, что может привести к конформизму, и на сколько уровней можно поделить данное состояние.
Содержание:
- 1 Что такое конформизм?
- 2 Предпосылки
- 3 Классификация
- 4 Проявление конформизма
- 5 Достоинства и недостатки
Что такое конформизм?
Конформность — склонность индивида менять свое поведение под влиянием окружающих. В психологии подобный термин подразумевает отсутствие у человека собственного мнения. Конформист готов выполнять требования любого, кто имеет над ним власть, а также требования, продиктованные обществом. Такие люди всегда следуют за большинством и не любят выделяться из толпы.
Предпосылки
Существуют определенные факторы, которые очень сильно влияют на конформность личности:
- социальный статус человека в определенной группе;
- возраст;
- психоэмоциональное и физическое состояние индивида;
- ситуация;
- готовность и умение человека принимать самостоятельно решения.
Наиболее ярким примером конформизма можно считать ситуацию, когда человек попадает в новый коллектив и пытается произвести впечатление на коллег. Иногда происходит явление, когда по каким-то причинам человеку приходится принимать требования окружающих, но длительность такого поведения зависит от ситуации.
Классификация
Условно конформизм делят на несколько видов:
- Внутренний — человек подстраивается под окружение и соглашается с мнением большинства, хотя сам его не разделяет. В связи с этим у индивида происходит внутренний конфликт, который убивает желание что-либо делать.
- Внешний — индивид не согласен с мнением большинства и придерживается своей позиции, при этом открыто свое несогласие он не выражает.
- Негативный подразумевает открытую борьбу за свое мнение, а также нежелание вести конструктивный диалог.
Психологи также разделяют конформизм по степени осведомленности. Они обозначают, что есть осознанный вид, который подразумевает принятие мысли о том, что личность поступает неправильно, но принимает конформизм.
А также существует неосознанная степень, когда личность не замечает, что на ее решения кто-то влияет.Проявление конформизма
Если речь заходит о выборе сотрудников, то большая часть руководителей отдаст предпочтение тому, кто обладает данной чертой:
- Такие люди гораздо быстрее адаптируются в новом коллективе, а также они могут избежать конфликтов.
- Со временем такие люди не могут самостоятельно принимать решения, а подстраиваются под мнение большинства.
- Всегда согласны с предложениями руководителя и группы. Выразить свою точку зрения для них — феномен.
- Негативно относятся к тем, кто не готов поддержать мнение большинства.
- Их уровень — рутинная работа в коллективе, где не нужен креатив.
Достоинства и недостатки
В социальной психологии конформность имеет свои преимущества и недостатки. К достоинствам можно отнести быструю адаптацию, умение хорошо работать в группе, что повышает шанс на успех, а также четкое распределение обязанностей среди членов группы.
Однако подобная модель поведения имеет и ряд минусов:
- Человек теряет свою индивидуальность и начинает подстраиваться под остальных.
- Такие работники очень предвзято относятся к коллегам, которые имеют свою точку зрения и готовы ее высказать в любую минуту.
- Такие люди, несмотря на отличные показатели в группе, абсолютно ничего не добиваются самостоятельно, так как со временем они теряют интерес к саморазвитию. Человек даже не видит смысла в том, чтобы заниматься развитием, ведь его устраивает положение вещей.
Конформность в некотором смысле нужна, однако, у человека все же должно быть свое мнение. Избавляться от стереотипов и привычки подстраиваться полностью под окружающих поможет курс Викиум «Критическое мышление».
Конформизм и нонконформизм, лабильность психики
Конформизм: понятие и особенности
Данная статья поможет узнать о конформизме и нонконформизме, о том, что такое лабильность психики. Изучив данный материал, Вы сможете проанализировать формы конформизма, овладеть способами диагностики конформных форм сознания.
Определение 1Под конформизмом понимается социально-психологическая направленность человека, проявляющаяся, не в самостоятельном, тщательно продуманном выборе жизненных и социальных ценностей, а в пассивной, приспособительной форме к привычному порядку вещей.
Конформным поведением считается некритическое, согласное поведение. Конформисты – это люди, способные вне критического разбора присоединиться к суждениям, которые господствуют в конкретных группах.
«Не будь бараном…» – это слоган одной из центральных газет, которая несколько лет назад вышла с таким слоганов в последние дни президентских выборов. Животное, которое выбрали, не является рефлектирующим сознанием, по этой причине его поступки имеют стадный характер. Не стоит выделяться, а там что будет, то будет.
Отклики на результаты голосования могут содержать ликования из-за общественного единодушия, а также недовольства, связанные с психологией рабской направленности, бездумным следованием и зависимостью от политтехнологи. Говорит ли это о том, что мы заложники стереотипного поведения, трафарета мысли?
Конформизм подразумевает приспособленчество, безмолвное принятие обычного порядка вещей, господствующего мнения и т.д. Следует различать морально-политический конформизм и конформность в виде психологического явления. Нет психопатий, имеющих комфортный тип. Данный вид в чистом виде можно встретить исключительно в виде акцентуации, по данной причине они не включены в клинические систематики. Комфортная акцентуация обозначалась постепенно в характерологических исследованиях. Т. Рибо во второй половине XIX в. писал об аморфном виде характера, который якобы не имел никаких конкретных черт, плывущем по течению, просто подчиняющемся своей среде. Рибо считает, что такие люди не способны сами думать и действовать, а совершенствование у них ограничено подражанием. В свое время П. Б. Ганнушкин смог четко обозначить ряд черт данного типа. Речь идет о постоянной готовности подчиняться большинству, о шаблонности, банальности, склонности к ходячей морали, консерватизму.
Но связь этого типа с наличием низкого интеллекта ошибочка.Замечание 1На самом деле интеллект не связан с конформизмом. Конформист может хорошо учиться, получить высшее образование, быть успешным в работе.
Основной чертой данного типа является постоянный и чрезмерный комфорт по отношению к своему привычному окружению. Эту тему обширно изучали американские социальные психологи. Они обратили внимание на недоверие и настороженное отношение к незнакомым людям, свойственные для этих людей. Выше уже говорили, что конформность является подчинением личности, отсутствие независимости и самостоятельности. Стоит отметить, что все субъекты при определенных условиях испытывают конформность. Но если конформная акцентуация характера выводит это свойство в устойчивую черту.
Представители конформного типа – это люди своей среды. Главным их качеством, основным жизненным правилом является действовать, как все, пытаться не отличаться, иметь одежду, домашнюю обстановку, мировоззрение, суждения как у всех. Все, как правило, это непосредственное окружение конформистов. Для конформиста важно ни в чем не отставать от него. Но выделение тоже не приветствуется. Яркий пример этого – это отношение к модной одежде. При появлении новой необычной моды на что-либо, конформисты больше всех ее не одобряют. Но стоит только их среде освоить данное новшество, конформисты тоже одеваются согласно этой моде и забывают о своей прежней позиции. Для конформиста свойственно ориентироваться на сентенции и во время трудной ситуации искать в них утешение.
Так как для конформиста важно соответствовать своей среде, они не могут ей противостоять. Исходя из этого, личности такого типа являются полностью продуктом своей микросреды. Хорошее окружение делает из них неплохих людей и работников, а плохая среда формирует негативные качества личности. Важно отметить, что на первом этапе конформисты сложно адаптируются, но когда эта стадия пройдена, новая обстановка также формирует их поведение, как и прежняя. Так, конформный подросток может легко завести негативные привычки или втянут в групповые правонарушения.
Еще один интересный факт – конформность тесно связана с абсолютным отсутствием критичности. Все, что сказано окружением, все, что они узнали в привычных для них местах информации, все это для них истина. Даже если они получают информацию, которая явно не соответствует действительности, конформист все равно считает ее единственно верной.
Также конформисты являются консерваторами. Им чуждо все новое, по причине того, что они трудно к нему приспосабливаются, со сложностями осваивают новые ситуации. Но в современном мире люди такого типа редко об этом открыто говорят, так как сегодня подавляющее большинство микроколлективов испытывают интерес ко всему новому, а новаторы пользуются успехом. У конформиста же положительная позиция относительно нового остается исключительно на словах. В реальности же для конформиста комфортным является стабильность окружения и окончательно установленный распорядок. Неприязнь относительно всего нового проявляется в необоснованной неприязни к чужакам.
Речь идет как о новичках, появившихся в их коллективе, так и представителях другой среды, иной манеры поведения или даже национальности.Профессиональный успех конформиста обусловлен еще одним качеством. Речь идет об их не инициативности. Высокий результат в работе может быть достигнут на всех уровнях социальной лестницы только при одном условии – позиция не должна требовать постоянной личной инициативы.
Замечание 3Если же работа предполагает личную инициативу, то конформист перестает справляться даже с самой простой работой, хотя может обладать высокой квалификацией и уметь работать в напряженном режиме, но при четко регламентированных задачах.
Конформизм в подростковом возрасте
При опеке взрослыми в детстве конформист лишен чрезмерных нагрузок. Исходя из этого, можно предположить, что только в подростковом возрасте могут проявиться черты конформной акцентуации. Весь ряд особых подростковых реакций пройдет под знаком конформности.
Для конформного подростка большое значение имеет место в знакомой группе сверстников, стабильность данного коллектива, постоянство окружения. Для них совершенно не типично менять коллектив, к которому привыкли. Часто конформный подросток выбирает то учебное заведение, в которое идет большая часть его товарищей. Одна из самых сложных психических травм, которая может быть у такого типа подростков – это изгнание из привычной подростковой группы. Также тяжело переносится столкновение общепринятых суждений и обычаев их среды с их личностными мнениями и качествами. К примеру, опасные приключения не свойственны для конформиста, но часто встречаются в подростковый период. Поэтому лишенный собственной инициативы конморфный подросток, может быть втянут в совершение групповых правонарушений, состоять в алкогольных компаниях, подбит на побег из дома или драку.
Реакции эмансипации возможны только при тех обстоятельствах, когда взрослые, учителя, родители пытаются вырвать конформного подростка из привычной среды сверстников, в ситуациях, когда взрослые не позволяют ему «быть как все», следовать распространенным подростковым модам, увлечениям, манерам, намерениям. Среда и мода полностью определяют увлечения конформного подростка.
Замечание 4В большинстве случаев конформная акцентуация в подростковом возрасте встречается у мальчиков.
Конформно-гипертимный вид – это специфическая форма конформного типа. Он отличается от других видов повышенной витальной самооценкой. Для подростков такого типа свойственно быть эйфоричными, подчеркивать свое бодрое состояние, здоровье, аппетит и хороший тон. Помимо этого зачастую они чрезмерно оптимистично оценивают свое будущее, убеждены в исполнении всех желаний. Но на этом их сходство с гипертимным типом завершается. Они не обладают большой активностью, живостью, предприимчивостью, стремлением к лидерству. Для них свойственно быть дисциплинированными и соблюдать регламентированный режим, в особенности, если таким же образом поступают окружающие.
У конформных подростков редко случаются проблемы в области психиатрии, наблюдается только сочетание конформности и дебильности. Только 3% подростков на исследованном нами континенте, которые были госпитализированы, относились к этому типу. Но стоит отметить, что яркая конформная акцентуация – это крайний вариант нормы. Ганнушкин отмечал склонность конформистов к реактивным состояниям. Так, у некоторых наблюдалась ипохондрия после известия о страшном диагнозе, реактивная депрессия после утраты близких или имущества, реактивная параноида во время угрозы ареста и т.д. Их слабым звеном является излишняя податливость воздействию окружающего мира, а также большая привязанность ко всему, что привычно. При ломке стереотипов, лишении привычного для них коллектива могут наблюдаться реактивные состояния. А при дурном влиянии окружающего мира встречаются интенсивный алкоголизм и приобщение к наркотикам. Психопатическое развитие по неустойчивому типу может быть спровоцировано длительным неблагоприятным влиянием.
Замечание 5Помимо этого следует обратить внимание на то, что подростковая конформность может являться временной стадией, которая в будущем приведет к формированию акцентуации по другим типам. Речь идет о паранойяльном или эпилептоидном типе.
Для социализации индивида принципиально важно усвоить определенные нормы, привычки и ценности. На психологические механизмы отбора и усвоения индивида социальных данных влияет совокупность различных факторов:
- индивидуально-личностные факторы. Речь идет об уровне интеллекта, степени внушаемости, устойчивости самооценки и уровня самоуважения, потребности в одобрении других людей и др.;
- микросоциальные факторы. Речь идет о положении личности в коллективе, ее значимости для него, степени сплоченности и структуре группы;
- ситуационные факторы, которые подразумевают состав задачи и уровень заинтересованности в ней человека, уровень его компетентности, вопрос того, будет ли приниматься решение публично, в небольшой компании, либо в одиночестве и т.д.;
- общесоциальные и общекультурные факторы. Речь идет об условиях, существующих в обществе для развития самостоятельности и ответственности индивида.
Отношение к конформизму в разное время
На сегодняшний день так и нет окончательной точки зрения по вопросам конформизма. Шопенгауэр первым выступил против безропотного послушания. В те времена еще не было понятия «конформист», поэтому использовали понятие «филистер». Размышляя о таком социальном типе, Шопенгауэр говорил, что кульминацией его существования являются устрицы и шампанское. Основная задача в жизни филистера – это получить все, способствующее телесному счастью. Именно по этой причине, по мнению ученого, данный тип людей склонен к чинам, богатству, власти. Это и обуславливает его сговорчивость по всем темам, которые касаются обычных общественных установок.
Также Маркс и Энгельс тоже относились к данному явлению не доброжелательно. С их стороны раздавалась критика в сторону тех, кто был зависим от своей жизненной среды, не могли следовать энтузиазму ради свободы. Они говорили даже о Гете, о котором классики писали, что он был одновременно колоссально велик и безмерно мелок. Учитывая его талант, он мог быть бунтарем, но, напротив, в жизни он был мещанином.
Во время большевистской идеологии на смену филистеру пришли такие понятия, как обыватель и мещанин. Люди, выращивающие хлеб, добывающие уголь, занимающиеся торговлей, воспитанием детей, приумножением собственного достатка, сразу же изобличались, по причине того, что не имели революционного энтузиазма. Для большевиков было важно, чтобы люди шли на баррикады, в то время как мещане всеми силами пытались остаться в собственной жизненной колее.
Для советской историографии свойственно прославление бунтовщика, повстанца, мятежника, головореза и ниспровергателя. Героями были те, кто проливал кровь, а злодеями – подчиняющиеся власти, обычаям и жизненным ситуациям.
Замечание 6Но, так или иначе, в большевистской идеологии появилось неразрешимое противоречие. Так, фанатизм должен был сочетаться с верноподданичеством, идейным послушанием и вождизмом.
Конформизм в литературе претерпел большое переосмысление. До конца XX в. он имел критический и иронический характер. Фромм сопоставлял данный механизм с защитным окрасом ряд животных: когда животное меняет свой окрас, сливаясь с окружающей средой.
В середине XX в. были проведены психологические опыты, на основе различных методик. И тогда много психоаналитиков и социологов приняли мысль о том, что конформность – это имманентное свойство индивидуального сознания. Успех пропаганды связывали с податливостью сознания, а сама пропагандистская техника являлась искусством применения тайных пружин конформизма.
Для психоаналитиков были очевидны такие свойства человека, имеющего конформистскую направленность, как отсутствие индивидуальности, стандартность, высокий уровень подверженности манипуляциям, консерватизм. Под конформизмом понимали механизм «бегства от свободы». Человек утрачивает свою личность, а перенимает тип личности, который предлагают ему как общепринятый образ. Он превращается в тождественного другим человека, в такого, каким его хотят видеть. Больше нет различий между собственным Я и внешним миром. И это приводит к отсутствию страха одиночества и бессилия.
Исследованием псевдомышления занимался Э. Фромм. Данное явление изучено лучше, чем схожие явления в сфере желаний и чувств.
Пример 1Если вы спросите рядового читателя газеты его мнение насчет определенной политической проблемы, то под своим мнением он выдаст вам относительно точный пересказ напечатанного в газете. Важно отметить, что он будет воспринимать переданную вам информацию, как действительно свое собственное мнение, к которому он пришел сам. В ситуациях, когда человек находится в небольших общинах, где любая политическая точка зрения передается от отца к сыну, человек может даже не понимать насколько его якобы личное мнение определено авторитетом строгого отца, который сформировался еще в детстве. Другой же читатель может иметь мнение, которое стало продуктом кратковременного замешательства, страха оказаться не разбирающимся в данном вопросе. Таким образом, его мнение будет лишь видимостью, а не синтезом опыта, знаний и политических взглядов. Аналогичное явление применимо и к эстетическим суждениям.
Отмечается, что в большинстве случаев критическое мышление подавляют в раннем детстве. К примеру, девочка в 5 лет может увидеть то, что мать не искренна. Она часто говорит о любви, но на деле является холодной и эгоистичной. Или, например, говорит о высоких моральных устоях, а на самом деле состоит в отношениях с посторонним мужчиной. Для девочки становится очевиден данный разрыв, который оскорбляет ее чувство правды и справедливости, но она зависима от матери, не допускающей ни малейшей критики. Помимо этого девочка не может найти помощи у слабохарактерного отца, и так, она подавляет свою критическую проницательность. В скором времени девочка больше не будет обращать внимания на неискренность или неверность своей матери и потеряет, по мнению Фромма, критическое мышление, так как поймет, что это опасно и ни к чему не приводит. Помимо этого у девочки закрепится шаблон мышления, который позволит ей поверить в то, что ее мать является искренним и достойным человеком, что семейный союз ее родителей – это счастливая семья. Для нее данная мысль будет восприниматься как ее собственная.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Психология соответствия
Посмотреть арт в видео
Ниже приводится стенограмма этого видео.
«За несоответствие мир стегает вас своим неудовольствием». (Ральф Уолдо Эмерсон)
Это замечание Ральфа Уолдо Эмерсона ясно показывает, что силы конформизма были весьма сильны, когда он жил почти 200 лет назад. Тем не менее, он, вероятно, был бы удивлен тем, в какой степени порка нонконформистов стала возможной с появлением социальных сетей и других технологий массовой коммуникации. Конформизм больше не навязывается в первую очередь членами сообщества, а через онлайновые социальные сети люди со всего мира могут подвергать остракизму, стыдить и высмеивать тех, кто не придерживается убеждений или демонстрирует поведение, которое считается социально приемлемым.
Но эта усиленная способность навязывать соответствие имеет свою цену, поскольку именно нонконформисты выдвигают новые идеи, творения и образ жизни, которые создают динамичное общество. Кроме того, многие, кто размышлял о человеческом состоянии, предположили, что слишком много конформизма притупляет человеческий дух и что полноценная жизнь — это та жизнь, в которой расцветает собственная уникальность, а не подражание толпе. Целью этого видео будет изучение того, почему мы так восприимчивы к конформизму, и рассмотрение того, почему нонконформизм является таким важным компонентом полноценной жизни.
Хотя конформизм можно определить как подражание поведению, убеждениям и ценностям, которые считаются социально приемлемыми, нонконформизм для целей этого видео — это не просто отказ от того, что принято в обществе. Человек, который отвергает вещи только из-за желания быть «другим», по-прежнему конформен, поскольку его жизнь, как и у более типичного конформиста, все еще формируется внешним источником, то есть толпой. Истинное несоответствие, напротив, проявляется в той степени, в которой жизненный путь и, следовательно, характер формируются поведением, убеждениями и ценностями, которые выбираются по личным или подлинным причинам. Во многих случаях это повлечет за собой принятие вещей, считающихся социально приемлемыми, но нонконформист принимает их, потому что понимает их полезность, тогда как конформист принимает их просто из желания быть принятым.
Хотя за тенденцией конформизма стоят многочисленные силы, некоторые предполагают, что страх смерти является одним из наиболее влиятельных факторов в этом отношении. В своей получившей Пулитцеровскую премию книге «Отрицание смерти» Эрнест Беккер описывает этот экзистенциальный страх следующим образом:
«Это ужас: возникнуть из ничего, иметь имя, самосознание, глубокие внутренние переживания и мучительную внутреннюю тоску по жизни и самовыражению — и при всем этом еще не умереть. Это похоже на обман. . . Какое божество могло создать такую сложную и причудливую пищу для червей?» (Эрнест Беккер, Отрицание смерти)
Согласно Беккеру, мы не можем столкнуться с реальностью нашей смерти, не испытывая изнурительной тревоги, и поэтому мы пытаемся подавить эту тревогу, «отрицая смерть». Отрицание смерти достигается тем, что Беккер называл стремлением к героическому, или, другими словами, привязанностью к цели, причине или творению, которые, как мы верим, переживут наше физическое существование, тем самым даруя нам форму бессмертия. Есть два основных пути к героизму: путь нонконформиста, или то, что Беккер называет космическим или личным героизмом, и путь конформиста, который он называет культурным героизмом.
Путь нонконформиста состоит в развитии своего уникального потенциала и использовании своих талантов и навыков для создания чего-то нового и значимого.
«В чем заключается истинный талант человека, его тайный дар, его подлинное призвание?» Беккер пишет: «В чем человек поистине уникален, и как он может выразить эту уникальность, придать ей форму, посвятить ее чему-то помимо себя?» (Эрнест Беккер, Отрицание смерти)
При создании чего-то, что будет в известном смысле жить прошлым физическим существованием человека и что является выражением его уникальности, будь то произведение искусства, научное открытие или предпринимательская деятельность, жизнь человека, согласно Беккеру, будет характеризоваться формой личного героизма. Этот личный героизм помогает отрицать смерть способом, способствующим психологическому здоровью и жизненной силе.
Однако к тому времени, когда большинство из нас достигает совершеннолетия, нам внушают рассматривать свою уникальность не как нечто, что следует развивать, а как то, чего следует избегать. Очень немногие люди считают себя способными принести миру что-то значимое и поэтому не способны на личный героизм. Для таких людей требуется альтернативный путь к отрицанию смерти, иначе они рискуют быть захваченными тревогой и нигилистическим отчаянием. Эта альтернатива достигается через соответствие и принятие заранее определенных социальных ролей, или то, что Беккер называет культурным героизмом. Хотя этот путь ограничивает выражение своей уникальности и ведет к жизни, в которой преобладают повторения и рутина, он обеспечивает людям безопасность и комфорт и заставляет их чувствовать, что они участвуют в чем-то значительном. Или, как объясняет Беккер:
«Как и многие заключенные, они чувствуют себя комфортно в своем ограниченном и защищенном распорядке, и мысль об условно-досрочном освобождении в широкий мир случайностей, случайностей и выбора пугает их. В тюрьме своего характера можно прикинуться и почувствовать, что он кто-то, что мир управляем, что есть смысл жизни, готовое оправдание своему поступку. Жить автоматически и некритично — значит быть обеспеченным хотя бы минимальной долей запрограммированного культурного героизма. . .”(Эрнест Беккер, Отрицание смерти)
Беккер делает интересное заявление о том, что культурный героизм эффективен благодаря той религиозной функции, которую современные светские общества играют в жизни конформистов. Другими словами, точно так же, как христианство в Средние века давало людям на Западе смысл их существования и набор ценностей, на основе которых формировалась их жизнь, в нашем более светском мире общество теперь играет такую роль. Как объясняет Беккер:
«Общество само по себе является кодифицированной системой героев, а это значит, что общество повсюду является живым мифом о значении человеческой жизни, дерзким созданием смысла. Таким образом, каждое общество является «религией», думает оно так или нет: советская «религия» и маоистская «религия» столь же истинно религиозны, как и научная и потребительская «религия», как бы они ни пытались маскироваться, опуская религиозные и духовные идеи из их жизни». (Эрнест Беккер, Отрицание смерти)
Как и в любую религию, в религию общества становится легче поверить, чем больше людей поклоняются ей. И поэтому нонконформистов так боятся массы, уникальные личности сеют в умах конформистов семена сомнения относительно значения их социальных ролей, а тем самым и значения самого их существования. Поэтому массы активно препятствуют культивированию своей уникальности, высмеивают и подвергают остракизму нонконформистов, пытаются заставить их вернуться к конформизму, что они должны делать, учитывая, что на кону стоит их экзистенциальная значимость.
В то время как существует большое давление, чтобы соответствовать, из двух путей к героизму тот, который менее пройден, или развитие и выражение своей уникальности, долгое время считался лучшим из двух, поскольку, как писал Эмерсон:
«Откуда твоя сила? От моего несоответствия. Я никогда не слушал закон вашего народа или то, что они называют своим евангелием, и зря потратил время». (Ральф Уолдо Эмерсон)
Существование конформистов, хотя и комфортное, в значительной степени представляет собой состояние робота. Такие люди всегда смотрят на других, чтобы определить, как себя вести и во что верить. Таким образом, конформизм сводится к тому, чтобы жить для других, а не для себя, и, как признавала Вирджиния Вулф:0005
«Однажды приспосабливаясь, делайте то, что делают другие люди, потому что они это делают, и летаргия овладевает всеми тонкими нервами и способностями души. [Один] становится всем внешним показом и внутренней пустотой; тупой, черствый и равнодушный». (Вирджиния Вульф)
Этот отупляющий эффект конформизма привел Кьеркегора к тому, чтобы подчеркнуть важность стремления следовать по лично выбранному жизненному пути, поскольку существование конформиста едва ли вообще можно назвать жизнью. В своей работе «Заключительный ненаучный постскриптум к философским фрагментам» он предполагает, что культивирование своей уникальности похоже на «езду на диком жеребце», а конформизм — на «засыпание в движущейся телеге с сеном». Но, как и Беккер, Кьеркегор понимал, что немногие люди способны культивировать свою уникальность, ибо, как он писал:0005
«В окружении полчищ людей, занятых всякими светскими делами, все более и более прозорливых в путях мира – такой человек забывает себя, забывает свое божественно понятое имя, не смеет верить в себя, находит его слишком рискованно быть самим собой, гораздо проще и безопаснее быть похожим на других, стать копией, номером, частью толпы». (Сорен Кьеркегор, Болезнь к смерти)
Но в то время как большинство людей приспосабливаются, почти не задумываясь о том, почему они это делают, у других возникает мучительное чувство, что в жизни есть нечто большее, чем социальная роль, которую они приняли. Они чувствуют, что за то короткое время, которое они провели между двумя вечными тьмами, они должны стремиться развивать свою уникальность и увидеть, на что они лично способны. Но даже при таком понимании, почему так мало людей способны разорвать мощные цепи конформизма?
Другими словами, хотя Беккер может быть прав в том, что наш страх смерти побуждает нас стремиться к героизму, почему так много людей выбирают путь конформизма вместо намного превосходящего пути нонконформиста, чтобы достичь отрицания смерти? ? В то время как многие мыслители пытались определить, почему так трудно быть нонконформистом, Ницше в своей книге «Несвоевременные размышления» предположил, что редкость нонконформиста можно объяснить специфическим недостатком характера, которым страдает подавляющее большинство из нас:0005
«Путешественника, повидавшего много стран, народов и несколько земных континентов, спросили, какое качество он повсюду находил в людях. Он сказал: «У них есть склонность к лени». Другим кажется, что он должен был сказать: «Они все боязливы. Они прячутся за обычаями и мнениями». В глубине души каждый человек прекрасно знает, что, будучи уникальным, он будет в мире только один раз и что у его единства не будет второго шанса слиться из того странного пестрого ассортимента, которым он является: он это знает, но скрывает, как нечистая совесть — почему? Из страха перед ближним, который требует подчинения и прикрывается им. Но что же заставляет индивидуума бояться ближнего, думать и действовать как член стада и не иметь радости в себе? Скромность, пожалуй, в немногих редких случаях. Для большинства это праздность, инертность, короче та склонность к лени, о которой говорил путешественник. Он прав: люди еще более ленивы, чем боязливы». (Ницше, Несвоевременные размышления III)
Дальнейшие чтения
Искусство, использованное в этом видео
Соответствие иногда является попыткой избежать бессмысленности
Как часто вы чувствовали, что у вас нет другого выбора, кроме как согласиться с мнением других людей? Вы когда-нибудь соглашались с группой только потому, что не могли задавать вопросы ее членам? Или вы хотели, чтобы вас не привлекали к себе внимание как паршивая овца в группе?
Многие психологи исследовали причины, по которым люди подчиняются групповому давлению. В некоторых случаях конформность возрастает, когда люди считают, что у них нет свободы воли. Последствия неверия в свободную волю не очень приятны. Ранние исследования показали, что оспаривание убеждений людей в свободе воли повышает вероятность того, что они сжульничают на тесте или добавляют больше острой сальсы в лепешки, когда готовят закуски для кого-то, кто недавно отверг их из группы. Другие последствия оспаривания убеждений в свободе воли включали усиление расизма и снижение просоциального отношения.
Эти результаты показывают, что, когда люди не думают, что у них есть свобода воли, они могут чувствовать себя менее контролирующими свои действия, брать на себя меньшую ответственность за свои действия и меньше хотеть думать самостоятельно. Напротив, вера в свободу воли заставляет людей больше размышлять о своих решениях. Например, если что-то усилило вашу веру в свободу воли, вы можете больше доверять своей способности делать выбор, основываясь на собственных мыслях и ценностях. В результате вы также можете стать более устойчивым к давлению со стороны других.
Недавно мы с коллегами обнаружили, что вера в свободную волю также способствует обретению смысла жизни. Однако, как и вера в свободу воли, вера людей в значимость также может быть оспорена. Действительно, многие повседневные переживания угрожают человеческому чувству смысла жизни. К таким угрозам относятся социальная изоляция, осознание людьми своей возможной смерти и даже скука. Люди справляются с такими экзистенциальными угрозами разными способами.
В начале 2000-х Арно Висман и Сандер Кул хотели выяснить, заставит ли напоминание людям об их смертности «прятаться в толпе» — как способ справиться с ситуацией. В их исследовании люди, которых недавно заставили задуматься о своей смертности, с большей вероятностью сидели с другими людьми среди сгруппированных стульев, а не сидели более комфортно, но в одиночестве, на противоположной от других людей стороне стола.
Позже Уисман включил эти и другие выводы в свою « гипотезу экзистенциального побега ». Согласно этой идее, люди, которые сталкиваются с угрозами смыслу жизни, такими как угрозы свободе воли, пытаются уменьшить свое самосознание, сливаясь с группами. Поступая так, люди уменьшают свою способность воспринимать и думать о бессмысленности. В результате люди, кажется, находят что-то утешительное в побеге в группу.
В наших недавних исследованиях мы с коллегами исследовали взаимосвязь между неверием в свободу воли и конформизмом, используя предсказания «гипотезы экзистенциального бегства». Более ранние исследования показали, что оспаривание убеждений людей о свободе воли заставляло их больше подчиняться предпочтениям других. для сюрреалистических картин. Участники, чьи убеждения о свободе воли оказались под угрозой, также с большей вероятностью придумывали новые названия продуктов для пасты и болеутоляющих средств, которые очень напоминали традиционные бренды. Другими словами, угрозы нашему чувству свободы воли могут уменьшить нашу креативность и наше желание идти против групповых норм. Расширяя эти результаты, мы исследовали, заставляют ли людей бросать вызов убеждениям о свободе воли испытывать меньше смысла в жизни и заставляют ли эти чувства людей больше конформироваться, чтобы избежать этого аверсивного состояния.
В нашем первом исследовании мы попросили одну группу участников прочитать эссе, написанное лауреатом Нобелевской премии ученым Фрэнсисом Криком, в котором он выступал против существования свободы воли. По сравнению с группой участников, читавших эссе о сознании, участники, читавшие эссе, выступающие против свободы воли, испытывали не только большие угрозы своим убеждениям о свободе воли, но и своему чувству смысла жизни.
В нашем следующем исследовании люди, которые испытывали большую бессмысленность жизни, также сообщали о большей склонности к конформизму. В частности, бессмысленность была тесно связана с формами конформизма, которые снижали у людей чувство самосознания, что согласуется с предсказаниями «гипотезы экзистенциального побега» 9. 0005
В нашем заключительном исследовании мы попросили участников заполнить анкеты, которые измеряли их веру в свободную волю, бессмысленность, подчинение и самосознание. Тенденция не верить в свободную волю привела к большему конформизму, особенно у людей, которые чувствовали себя очень застенчивыми, по-видимому, потому, что людей с высоким уровнем самосознания больше беспокоили угрозы их убеждениям в свободе воли и чувство бессмысленности. К сожалению, наше исследование показывает, что конформизм может быть распространенным способом избежать ощущения, что жизнь лишена смысла.
Для дальнейшего чтения
Мойнихан А.Б., Игоу Э.Р. и Ван Тилбург У.А.П. (2019). Затерянный в толпе: конформизм как побег после неверия в свободную волю. Европейский журнал социальной психологии, 43, 509-520. doi:10.1002/ejsp.2499
Висман, А. (2006). Копание в теории управления терроризмом: «использовать» или «потерять» символическое «я»? Психологическое обследование, 17 , 319-327.