понятие, основные правила и особенности. Общение с людьми :: BusinessMan.ru
Популярное
Ежедневно нам приходится общаться с огромным количеством людей. Это может быть и милая дружеская беседа, и серьезный деловой разговор. Независимо от ситуации хочется получать удовольствие и какой-то результат от коммуникаций. Это возможно лишь в том случае, если происходит конструктивное общение.
Что это такое?
Конструктивное общение — это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Проще говоря, это умение говорить, слушать, а главное — слышать своего оппонента. При этом важно управлять своими эмоциями, не проявляя бурной реакции на сказанное собеседником.
Если вы чувствуете напряженность в общении с окружающими и практически ежедневно попадаете в конфликтные ситуации, значит, вам нужно внимательнее относиться к такой категории, как культура общения. Приготовьтесь к тому, что вам придется пересмотреть ряд нравственно-этических ценностей, а также приобрести некоторые полезные навыки.
Что мешает конструктивному общению?
Конструктивное общение — это не так сложно, как может показаться. Тем не менее, сами того не замечая, люди могут создавать препятствия для содержательного диалога. Ключевые негативные факторы в общении можно описать следующим образом:
- Оценочное суждение о ситуации или личности. Вы никогда не можете быть до конца уверены в том, что собеседник полностью разделяет ваши взгляды. Именно поэтому важно говорить фактами, не приводя аргументы за или против.
- Слова, обозначающие долженствование. Говоря человеку «ты должен…», вы заранее настраиваете его против себя. Никому не нравится подчиняться. Говорите с человеком так, чтобы он сам захотел исполнить ваше пожелание.
- Назойливые вопросы. Если человек не хочет раскрывать вам какую-то информацию, не стоит устраивать ему допрос. Это не приведет к успеху, зато может стать причиной серьезного конфликта.
- Диагностика мотивов поведения. Не пытайтесь убедить человека в том, что он поступает определенным образом по каким-то конкретным причинам. «Ты боишься», «ты ревнуешь» и прочие фразы, даже если они правдивы, могут обидеть собеседника и вызвать в нем приступ агрессии.
- Отрицание проблемы. Даже если вам ситуация кажется пустяковой, для вашего собеседника она может иметь определяющее значение. Имейте уважение к чужим переживаниям.
- Переход на другую тему. Даже если вам жутко неинтересно то, о чем говорит собеседник, не стоит менять вектор беседы. Это нетактично и обидно.
- Соревновательный момент. Нередко, слушая о чьих-то успехах и достижениях, люди пытаются переплюнуть собеседника, демонстрируя свое превосходство. Это характеризует человека не лучшим образом.
- Приказной тон. «Сделай», «принеси», «скажи» и другие слова в побудительном наклонении настраивают собеседника против вас и накаляют обстановку. Все, чего вы хотите добиться от оппонента, должно иметь форму просьбы.
Что еще препятствует конструктивному общению?
Общение с людьми не всегда бывает конструктивным. Препятствием на пути к продуктивному диалогу могут стать такие факторы:
- Обсуждение прошлого. Даже если проблема была актуальна не ранее чем вчера, к ней уже не стоит возвращаться. Произошедшие события невозможно изменить, но они нередко становятся причиной конфликтов. Обратиться к прошлому можно лишь в том случае, если имеющийся опыт поможет в решении нынешних проблем.
- Неправильный выбор собеседника. Порой человек начинает обсуждать проблемный вопрос с тем, кто никоим образом не может поспособствовать его решению. Бессилие собеседника в данном вопросе может быть воспринято агрессивно, а потому конфликт на данной почве неизбежен.
- Попытка изменить окружающих. Если у вас есть конкретная проблема, то вы должны сосредоточиться на ее устранении, а не на попытках перестроить своего собеседника.
Барьеры в общении
Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:
- Барьер избегания — уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах.
- Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.
- Фонетический барьер — это банальное невосприятие речи собеседника. Это может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса.
- Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.
- Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог.
Как снять эмоциональное напряжение во время разговора?
Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами:
- Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение — спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения.
- Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.
- Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах.
Основные условия конструктивного общения
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее:
- Своего собеседника нужно воспринимать как равного. Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно.
- Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону.
- Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, — это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения.
Техника конструктивного общения: 8 правил
Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами:
- Говорите на языке оппонента. Если это простой человек со средним уровнем образования, не стоит пускать ему пыль в глаза сложными терминами и мудреными выражениями. И наоборот. Если собеседник на голову выше вас, нужно стремиться выглядеть достойно и не теряться на его фоне.
- Всячески подчеркивайте свое уважение к собеседнику. Это должно проявляться не только в словах, но даже в жестах и выражении лица.
- Ищите точки соприкосновения с оппонентом. Если вы обнаружите, что у вас есть что-то общее (жизненные обстоятельства, черты характера и прочее), вам будет намного легче выстраивать диалог.
- Интересуйтесь проблемами собеседника. Если он хочет с вами чем-то поделиться, непременно выслушайте.
- Дайте оппоненту выговориться. Даже если вы в корне не согласны с его точкой зрения, он должен иметь возможность сказать все, что думает по этому поводу. Тогда и у вас появится право приводить развернутые аргументы.
- Используйте правило «вербализации эмоций». Проговаривайте то, что вы чувствуете. Это снимет напряжение и позволит установить доверие.
- Говорите конкретно. Если у вас есть варианты выхода из ситуации, непременно представьте их. В противном случае не стоит продолжать диалог, ведь он заведет вас в тупик.
- Не воспринимайте собеседника негативно. Если он что-то делает и говорит не так, не приписывайте это его личностным качествам. Считайте это ошибочным поведением, вызванным стечением обстоятельств.
Техники слушания
Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что вам придется научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания:
- Активное (рефлексивное) слушание подразумевает постоянное отражение информации. Чтобы показать собеседнику, насколько вы внимательно относитесь к его словам, нужно постоянно задавать какие-то уточняющие вопросы. Это продемонстрирует ваше уважение к оппоненту, а также позволит вам удерживать внимание, не теряя нить разговора.
- Пассивное (нерефлексивное) слушание подразумевает полное сосредоточение на информации. При этом вы не прерываете собеседника, не вмешиваетесь в его монолог. Чтобы продемонстрировать оппоненту свое внимание, периодически кивайте головой в знак того, что вы его слушаете и понимаете.
- Эмпатическое слушание подразумевает сопереживание собеседнику. Вы должны не просто понимать его эмоциональное состояние, но также разделять его и всячески демонстрировать это.
Техника эмпатического слушания
Если вы хотите выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил:
- Настройтесь на слушание. Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Очистите свой эмоциональный фон, чтобы понять и принять ощущения собеседника.
- Реагируя на слова партнера, передайте в своем монологе все, что вам удалось почувствовать. Чем точнее вы уловите эмоцию собеседника, тем теснее и доверительнее будут ваши взаимоотношения.
- После ответа непременно соблюдайте паузу. Это время отведено собеседнику для того, чтобы обдумать ваши слова, собраться с мыслями и продолжить диалог. Не воспринимайте это как «неловкое молчание» и не пытайтесь заполнить этот временной промежуток какими-то своими соображениями или высказываниями.
- Эмпатическое слушание — это понимание и принятие эмоционального состояния собеседника. Но ни в коем случае не пытайтесь объяснить природу и причины его переживаний.
Как обучить ребенка конструктивному общению
Общение с ребенком — это прежде всего воспитательный процесс. Безусловно, в детском саду или школе ребенка научат правильно и грамотно говорить, четко выражать свои мысли. Тем не менее этого недостаточно. Умение слушать и уважать собеседника должны привить именно родители. Этот процесс включает в себя несколько существенных составляющих:
- Обратите внимание на свою собственную речь. Ребенку свойственно повторять за окружающими. Именно поэтому у него перед глазами постоянно должен быть пример конструктивного общения.
- Выстраивайте свое общение с ребенком так, как делали бы это со взрослым собеседником. Конечно, не стоит оперировать сложными категориями, но и сюсюкать тоже запрещено. В ходе общения с родителями ребенок должен научиться строить аргументы, отстаивать свою точку зрения, чтобы потом успешно применять эти навыки в обществе.
- Позволяйте ребенку брать инициативу в свои руки. Даже если он говорит глупости, дайте ему высказаться, после чего вежливо и обстоятельно объясните, в чем он неправ. Не отнимайте у него возможность спорить и отстаивать свою точку зрения.
Правила конструктивного общения с детьми
По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах:
- Четко установите границы дозволенного. Об этом нужно постоянно напоминать. Несмотря на то что это можно рассматривать как принуждение и авторитаризм, дети не должны иметь возможности обсуждать эти правила. В противном случае они начнут манипулировать взрослыми, устанавливая собственные порядки.
- Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Как правило, непослушание, бунт и прочие негативные проявления возникают тогда, когда взаимопонимание со взрослыми дало трещину. Восстановите доверие и только после этого решайте основную проблему.
- Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. По мере взросления правила нужно менять, иначе реакция будет очень резкой.
- Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи. Это будет вселять ему веру в себя и даст стимул к новым свершениям.
- Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, которые принимают участие в воспитательном процессе. В противном случае детям будет трудно их усвоить и привыкнуть к ним.
- Наказание должно вытекать непосредственно из провинности. Также оно должно быть соразмерно проступку. В противном случае у ребенка будут формироваться мстительные намерения по отношению к родителям.
Заключение
Современному человеку просто необходимо знать и применять на практике основы конструктивного общения. Это значительно облегчит взаимоотношения с друзьями, родственниками, коллегами, начальством и просто посторонними людьми. Если вы постоянно попадаете в конфликтные ситуации, стоит задуматься над тем, обладаете ли вы навыками конструктивного общения. Возможно, переосмыслив значение коммуникаций в своей жизни, вы будете иначе строить диалог с окружающим миром.
- 0
- Бизнес статьи
Поделиться:
Читайте также
- Обязанности дежурного по полку. Устав внутренней службы
- Что такое ненормативная лексика и как с ней бороться
- Обслуживание государственного долга и его сущность
- Что такое коммерция: особенности электронной и обычной деятельности
- УТС по ОСАГО: заявление, закон, как рассчитать
- ОТП Банк. Досрочное погашение кредита: условия и отзывы
- Открытый голландский аукцион: правила
основные условия, правила и приемы
Главная » Психология общения
Опубликовано: Рубрика: Психология общения
Содержание
- Понятие конструктивного общения
- Для каких целей стоит обучаться ведению конструктивного диалога
- Что может помешать построению конструктивного диалога
- Какие существуют барьеры в общении
- Какие есть условия для построения правильного общения
- Основы и правила конструктивного диалога
- Уважение к оппоненту
- Интерес
- Умение слушать
- Не проявлять негатива
- Конструктивная критика
- Понятный лексикон
- Общие темы
- Отсутствие лжи
- Способы создать правильный диалог
- Обучение ребёнка азам конструктивного общения
Каждому человеку, живущему в социуме, приходится постоянно контактировать и общаться с другими людьми. Не важно к какому типу это относить: приятельскому общению или деловой встрече. И всегда хочется, чтоб это общение было удобным, не приносило дискомфорт. Как добиться конструктивного общения при контакте с людьми?
Понятие конструктивного общения
Если обратиться к терминологии, то понятием “конструктивного общения” называют умение донести до человека какую-то мысль без скандалов и упрёков. То есть, когда человек может просто объяснить и донести свою точку зрения до собеседника. При это не приводится “пустых фактов” в виде оценочных суждений, а к точке зрения собеседника относятся с пониманием и уважением. За определённое мировоззрение не пытаются принизить или оскорбить, его воспринимают, как чёткую позицию отдельного индивида.
Если же индивид чувствует постоянное напряжение и нарастание конфликта в момент разговора, то следует более внимательно относиться к такому собеседнику. Очевидно, что речь идёт об общении с токсичным человеком, который не понимает и не может создать действительно конструктивной диалог.
Для каких целей стоит обучаться ведению конструктивного диалога
Этому навыку нужно учиться не только для того, чтобы создать комфортное общение с собеседником, но и приобрести новый навыки. Как правило, с людьми, которые обладают таким навыком больше ценят в обществе. Они не имеют проблем с коммуникабельностью, легко сходятся с людьми и способны легко заводить новые знакомства.
Как правило, именно такие люди имеют больше возможностей в сфере устройства на работу, они легко сходятся с людьми и могут адаптироваться в любом коллективе.
Справка! Некоторые компании перед принятием на работу проводят тест на способность построения конструктивного диалога.
Считается, что это обязательный навык для руководящих должностей. Сотрудники, умеющие объяснить своё подчинённым суть работы и мотивировать к действию высоко ценятся внутри коллектива.
Читайте также: Kоронавирус влияет на женское здоровье
Что может помешать построению конструктивного диалога
Разумеется, есть то, что мешает человеку в построении конструктивного диалога с собеседником. К этим пунктам относятся:
- оценочные суждения, касательно конкретной ситуации или личности. Человек не может быть на 100% уверен, давая оценку какой-то ситуации, ведь собеседник может не разделять взгляды;
- слова “должен” и “обязан”. Нельзя насильно принудить человека к выполнению каких-либо действий. Это является элементом токсичности;
- лишние вопросы. Назойливые вопросы максимально мешают построению конструктивного диалога;
- диагностика поведения. Нельзя с точностью утверждать о мотивах собеседника в форме “ты боишься/не знаешь” и так далее;
- отрицание наличия проблемы. Даже если индивиду кажется, что ситуация никчёмная и пустяковая, то его собеседник может быть другого мнения;
- ссылаться на стороннюю тему. Даже если диалог кажется скучным, а тема не интересной, не стоит задевать чувства человека и менять направление беседы;
- соревнования. Часто случается такое, что люди ставят себя в пример, причём для того, чтобы показать своё превосходство;
- приказ. Ни один человек не любит принуждения и приказную форму. Именно это доставляет основной дискомфорт во время общения с другим человеком.
Это основные аспекты, которые мешают человеку построить качественный и конструктивный диалог с другим человеком. Как правило, неумение общаться свойственно токсичным людям, которые буквально давят своим общением на других людей.
Какие существуют барьеры в общении
Иногда то, что диалог не складывается, имеет несколько причин.
Психологи выделяют следующие, как основные:
- избежание. Человек может отказываться от контакта или какого-либо общения просто из-за того, что не хочет быть жертвой не конструктивного диалога с постоянными осуждениями и давлением;
- авторитет. К неготовым людям есть какой-то отдельный вид доверия, они автоматически завоёвывают авторитет в компании. Такими качествами обладают далеко не все люди;
- фонетика. Иногда проблематично воспринимать общение с человеком из-за неправильности произношения, быстрого говорения и так далее. Лучше всего разделять лексикон на группы людей. С привычной компанией можно общаться так, как привыкли все, но на работе или учёбе стоит выбирать более деловой стиль общения при контакте с людьми;
- сематика. Это относится к лексикону и жаргону, который использует человек во время общения. Далеко не всем понятен молодёжный сленг или тюремный жаргон. Это может оттолкнуть и понизить уровень восприятия;
- стыд и вина. Часто человек стыдится и винит себя из-за недостаточно высокой самооценки и неспособности отстоять свою позицию перед другими людьми.
Читайте также: Как не бояться людей и начать легко с ними общаться: советы
Данные аспекты мешают построению правильного общения. Чаще всего неуверенность в себе и неготовность к диалогу чувствуется собеседником, поэтому к таким людям относятся несерьёзно.
Какие есть условия для построения правильного общения
Что нужно сделать для того, чтобы составить правильный и конструктивный диалог, не обеспечивая дискомфорт себе и собеседнику:
- восприятия собеседника, как равного себе. Даже если индивид больше понимает в той или иной сфере, не нужно постоянно напоминать об этом;
- уважать чужую точку зрения;
- нельзя недооценивать собеседника.
При соблюдении данных правил можно заметить не только личностный рост, но и комфорт во время диалога с другим индивидом.
Основы и правила конструктивного диалога
В чём заключаются основные правила, которые помогут человеку.
Уважение к оппоненту
Нужно всегда давать высказать собственную позицию и точку зрения. Только это поможет выстроить правильные отношения с собеседником. Он такой же индивид и имеет право на свою позицию. Даже если его мнение кажется глупым, не стоит оскорблять оппонента и настаивать я собственной правоте, принижая собеседника.
Интерес
Проявлять интерес к позиции собеседника и предмету обсуждения. Даже если индивида не интересует позиция второй стороны, то не стоит менять вектор беседы и игнорировать все правила приличия.
Умение слушать
Никогда нельзя перебивать оппонента. Это очень важное правило, которое помогает не только в конструктивном общении, но и в споре с человеком.
Не проявлять негатива
Даже при резком несогласии с точкой зрения нельзя унижать человека, его мнение и позицию. Это бестактно и глупо.
Конструктивная критика
Нельзя просто сказать “потому что” и выдать это за аргумент. Нужно чётко обозначить позицию, объяснить почему индивид не согласен с позицией собеседника. Чётко обозначить своё мнение и объяснить, почему оно не совпадает с мнением собеседника.
Читайте также: Психология отношений между мужчиной и женщиной: стадии, слабости, книги, которые полезно почитать, советы психологов
Понятный лексикон
Также очень важно быть “на одной волне” с человеком. Даже если речь идёт о сфере, в которой человек разбирается, лучше избегать профессиональной терминологии.
Общие темы
Нужно найти «точки соприкосновения» и определиться, с чем в определённой ситуации вы согласны, а с чем нет. Так сказать, рассмотрев две стороны медали показать свою точку зрения, но при этом не доказывать её правильность оппоненту, который видит ситуацию, с другой стороны.
Отсутствие лжи
Выдуманные аргументы – хуже молчания. Нельзя просто взять и придумать аргумент просто для того, чтобы доказать свою правоту. Так свойственно поступать детям, взрослые люди должны принимать факт того, что у них недостаточно аргументов для отстаивания своей позиции. В конце концов, если аргументов нет, никто не заставит отказаться от своей позиции.
Способы создать правильный диалог
При помощи каких способов и приёмов можно создать конструктивный диалог:
- Быть на одной волне с собеседником.
- Подчёркивать своё уважение к оппоненту.
- Найти точки соприкосновения.
- Проявлять интерес к проблемам.
- Выслушать человека.
- Показывайте эмоции жестами и прикосновениями.
- Говорить чётко и конкретно.
Применение этих правил поможет построить правильный и чёткий диалог.
Обучение ребёнка азам конструктивного общения
Как привить правила общения ребенку?
- указывать малышу на его речь и грамотность выражений;
- разговаривать с ребёнком как со взрослым;
- разрешать малышу перехватывать ход диалога.
Важно! Также не стоит повышать голос и вести конструктивный диалог с окружающими, дети имеют особенность перенимать модель поведения родителей.
Если научиться правильно выстаивать диалог и общаться с человеком, то можно забыть о проблемах с коллективом и постоянных ссорах. Такие люди не имеют проблем ни в личной жизни, нив общении с друзьями и коллегами.
Карина
Instagram: inside_763 Опытный психолог ответит на ваши вопросы.
Задать вопрос
Если вы хотите быть чуть счастливее, задавайте вопросы или делитесь своими наблюдениями
Как вам статья?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
Когда понадобится: для выявления типов личностей: руководитель, исполнитель, ученый, изобретатель и т. п.
ТЕСТ
«Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
Ф. И. О. оцениваемого | __________________________________________ |
Возраст (полных лет) | __________________________________________ |
Должность | __________________________________________ |
Подразделение | __________________________________________ |
Дата заполнения | __________________________________________ |
Инструкция
Нарисуйте, пожалуйста, фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности.
Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше чем 10, необходимо дорисовать недостающие.
При нарушении инструкции данные не обрабатываются.
Спасибо!
Ключ к тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
Описание
Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» предназначен для выявления индивидуально-типологических различий.
Сотруднику предлагают три листа бумаги размером 10 × 10 см. Каждый лист нумеруется и подписывается. На первом листе выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно, на листе втором – второй, на листе третьем – третий.
Сотруднику необходимо на каждом листе нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Сотрудник может увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10.
Если при рисовании сотрудник использовал большее количество фигур, то ему необходимо зачеркнуть лишние, если же использовал фигур меньше чем 10, ему необходимо дорисовать недостающие.
При нарушении инструкции данные не обрабатываются.
Пример рисунков, сделанных тремя оцениваемыми
Обработка результата
Подсчитайте количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно). Запишите результат в виде трехзначных чисел, где:
- сотни обозначают количество треугольников;
- десятки – количество кругов;
- единицы – количество квадратов.
Эти трехзначные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.
Интерпретация результата
Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более 2000 рисунков, показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить восемь основных типов, которым соответствуют определенные типологические характеристики.
Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике:
- треугольник обычно относят к острой, наступательной фигуре, связанной с мужским началом;
- круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью;
- квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, технический модуль.
Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода систему индивидуально-типологических различий.
Типы
I тип – руководитель
Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640. Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно – у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или преподавательский подтип – 604, 613, 622, 631, 640.
Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.
Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развития реализуемы, достаточно хорошо осознаются.
При низком уровне они могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.
II тип – ответственный исполнитель
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
Данный тип людей обладает многими чертами типа «руководитель», являясь расположенным к нему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Такой человек ориентирован на умение делать дело, высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, то есть характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто он страдает соматическими заболеваниями нервного происхождения вследствие перенапряжения.
III тип – тревожно-мнительный
Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.
Данный тип людей характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно этим людям тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в подбадривании.
Кроме этого, 415 – «поэтический подтип» – обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.
IV тип – ученый
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают концептуальным умом, отличаются способностью разрабатывать все свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу.
325 – подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной. Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т. д.
V тип – интуитивный
Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.
Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, ее высокой истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают адвокатами меньшинства. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает им возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, то есть предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.
Также выделяют особенности следующих подтипов:
235 – часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии;
244 – обладает способностью к литературному творчеству;
217 – обладает способностью к изобретательской деятельности;
226 – имеет большую потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.
VI тип – изобретатель, конструктор, художник
Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.
Часто встречается среди лиц с технической жилкой. Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы, так же как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
Также выделяют особенности следующих подтипов:
019 – встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией;
118 – тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.
VII тип – эмотивный
Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.
Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.
VIII тип – противоположность эмотивного
Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.
Данный тип людей обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей, или относится к ним с невниманием, или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
Комментарий к тесту
Несмотря на относительную ненадежность диагностики, данная методика может служить хорошим посредником в процессе общения психолога-консультанта с контролируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ).
При наличии:
1) шеи: «Являетесь ли вы ранимым человеком, случается так, что вас слишком легко обидеть?»
2) ушей: «Вас считают человеком, умеющим слушать?»
3) на голове шляпы в виде квадрата или треугольника в одном рисунке: «Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?»; при наличии шляпы во всех трех изображениях: «Можно ли сказать, что сейчас вы переживаете «полосу скованного положения»?»
4) кармашка на теле человека: «У вас есть дети?»
5) полностью прорисованного лица: «Считаете ли вы себя общительным человеком?»
6) одного рта на лице: «Любите ли вы поговорить?»
7) одного лишь носа: «Чутко ли вы улавливаете запахи, любите ли духи?»
8) изображения кружка на теле: «В круг ваших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?»
Как вести себя как профессионал
Конструктивная критика.
Вы стонете и закатываете глаза при виде этих двух маленьких слов? Я не могу винить тебя.
Как бы мы ни любили рекламировать собственное желание расти и совершенствоваться, невозможно обойти тот факт, что получение конструктивной обратной связи часто в лучшем случае вызывает раздражение. И быть тем, кто предлагает это, обычно не легче.
Но вот в чем дело:
Конструктивная критика — одно из необходимых зол на рабочем месте. Это то, что подталкивает вас к тому, чтобы стать лучшим сотрудником, и на что вы полагаетесь, чтобы получить максимальную отдачу от всех вокруг вас.
Однако конструктивная критика действительно эффективна только в том случае, если она высказана вежливо и профессионально, а правильное ее изложение напоминает ходьбу по канату.
К счастью, мы здесь, чтобы помочь. Мы погружаемся во все, что вам нужно знать, чтобы раздать и , принимайте конструктивную критику как чемпион. И мы включили несколько полезных примеров конструктивной критики, чтобы вы могли увидеть ее в действии.
Что делает конструктивную критику такой отвратительной?
Сначала нам нужно ответить на вопрос: Почему мы все так ненавидим конструктивную критику? Мы знаем, что это почти всегда приводит к положительным результатам, так почему же это все еще заставляет нас вздрагивать?
Проще говоря, то, что мы становимся объектом конструктивной критики, несколько снижает нашу уверенность. Никому из нас не нравится, когда нам напоминают, что мы не безупречны в своей работе, и именно эти негативные отзывы остаются с нами. На самом деле, исследования в области психологии показывают, что требуется пять положительных событий, чтобы компенсировать всего одно негативное событие в нашем мозгу.
Более того, мы склонны настолько зацикливаться на одном кажущемся недостатке (независимо от того, насколько незначительным он может быть!), что он затмевает почти все остальное.
Отдельное исследование показало, что конструктивная критика на самом деле притупляет уроки, которые сотрудники извлекают из своей служебной аттестации. Как будто они услышали один резкий отзыв и полностью закрылись.
Вы понимаете — воспринимать такую критику сложно, потому что она протыкает дыры в нашем эго. Но как насчет того, чтобы предложить это? Почему эта часть так сложна?
Несмотря на то, что сама предпосылка конструктивной критики заключается в том, чтобы вкладывать свою энергию в то, чтобы помочь кому-то стать лучше, потенциал для негативных последствий все же есть. Вы можете запятнать свою репутацию, если вас будут воспринимать как властного или снисходительного человека. Или вы можете потенциально испортить отношения с этим человеком.
На самом деле, исследование, проведенное PsychTests, показало, что 41% респондентов более одного раза вступали в спор с кем-либо из-за того, что чувствовали себя несправедливо критикуемыми.
Неудивительно, что с такой пугающей статистикой мы все не решаемся дать такой важный отзыв людям, с которыми работаем.
Хотите узнать больше?
Поднимите свои навыки межличностного общения на новый уровень с нашей подробной (и бесплатной) электронной книгой!
Введите адрес электронной почты
Что можно, а что нельзя делать при конструктивной критике
Вот и хорошие новости: конструктивная критика — это действительно хорошо, просто ее нужно преподносить правильно. Как ты это делаешь? Мы очень рады, что вы спросили.
Делать на самом деле быть конструктивнымКакое ключевое слово в конструктивной критике? Конструктив . Вы не должны просто указывать на проблему — вы должны предлагать потенциальное решение. Если вы не сделаете этого немедленно, ваш отзыв покажется подлым.
Не суй свой нос куда не следуетПрежде чем приступить к своим собственным идеям о том, как можно улучшить кого-то, спросите себя: тот ли я человек, который может комментировать эту ситуацию? Если это никоим образом не касается вас напрямую, вам лучше держаться подальше от этого, иначе вы рискуете показаться любопытным.
Сделай включи что-нибудь положительноеПоследнее, чего вы хотите, это чтобы ваша конструктивная критика выглядела как личная атака. Вот почему часто разумно начинать с чего-то позитивного. Это помогает смягчить удар и дать понять, что вы не считаете этого человека плохим во всей своей работе — просто есть кое-что, что он мог бы сделать, чтобы стать еще лучше.
Не приукрашивайте свой отзывХотя вы хотите начать с чего-то хорошего, чтобы не бросаться сразу с обвинениями, важно, чтобы ваша точка зрения оставалась ясной. Вы не хотите заканчивать разговор, когда этот человек чувствует себя сбитым с толку. Итак, будьте как можно более конкретными. Когда можете, приведите примеры, чтобы внести дополнительную ясность в ваш отзыв.
Сделайте подчеркните результатыВы стремитесь дать понять, что вы не просто предлагаете обратную связь, чтобы разрушить доверие этого человека. К вашей критике прилагается реальный, значимый результат. Обязательно подчеркните это. Ускорит ли их улучшение в этой области работу всей вашей команды? Устранить ошибки? Упростить общение? Убедитесь, что вы указали на положительные эффекты, которые вы все испытаете.
Не сосредоточьтесь на нескольких вещахКогда вы, наконец, набрались смелости, чтобы выступить с критикой, может возникнуть соблазн просто воспользоваться этой возможностью, чтобы вывалить все, что вы когда-либо хотели сказать. Не делай этого! Сосредоточьтесь только на одном отзыве, чтобы у получателя была возможность обработать его, ответить и задать вопросы. Вы не должны заваливать их сразу кучей отзывов — это сразу походит на нападение.
Делайте избегайте обобщенийНикто не хочет быть носителем плохих новостей, и один из способов, которым мы все склонны отделяться от негативной обратной связи, заключается в том, чтобы опираться на обобщения, такие как «Все говорят…» или «Все вся команда заметила…» Но подобные фразы только заставляют этого человека чувствовать себя сговорчивым. Если вы предлагаете критику, то вы должны быть готовы взять на себя бремя и не объединять всех остальных с собой.
Язык тела — еще одна ключевая часть эффективной конструктивной критики. Ознакомьтесь с нашим курсом о языке тела , чтобы убедиться, что ваши невербальные сигналы не предают ваше сообщение!
Примеры конструктивной критики: 3 распространенных сценария
Готовы увидеть эти лучшие практики в действии?
Давайте рассмотрим три ситуации, которые требуют от вас предоставления отзывов трем разным типам людей, а затем разберем, что вы должны (и не должны!) говорить.
Сценарий №1. Предоставление конструктивной критики сотруднику
Возможно, одной из наиболее распространенных форм обратной связи является предложение менеджером конструктивной критики прямому подчиненному. Это может произойти мимоходом или как часть формального обзора производительности.
Здесь важно помнить, что вы тот, кто обладает властью, а это означает, что эта ситуация уже пугает человека, получающего обратную связь.
Услышав, что они не справляются с чем-то в определенной области, сотрудники естественным образом заставят сотрудников усомниться в своих гарантиях занятости, поэтому вам нужно проявлять сочувствие и поощрять, но при этом доносить свою точку зрения.
Сделайте это, подчеркнув, что вы здесь на одной стороне. Вы даже можете занять более благосклонную позицию, предложив помочь им исправить свое поведение.
Сценарий: Ваш сотрудник неоднократно пропускал важные сроки. Вы должны напомнить им, что они должны быть вовремя с результатами, иначе все остальное будет сбито с толку.
Что вы хотите сказать: «Мне нужно, чтобы вы сделали свои дела вовремя. Это довольно простое ожидание, с выполнением которого у вас не должно возникнуть проблем».
Вместо этого следует сказать: «Я заметил, что за последние два месяца вы запаздываете со своими отчетами о продажах. Я знаю, что все становится слишком занятым, но мне нужно, чтобы вы улучшили своевременную доставку, потому что неполучение этой информации к крайнему сроку действительно сбивает остальную команду с пути.
Хотите стать еще более сильным и эффективным лидером для своих сотрудников? Посмотрите наши курс лидерства .
Хотите узнать больше?
Поднимите свои навыки межличностного общения на новый уровень с нашей подробной (и бесплатной) электронной книгой!
Введите адрес электронной почты
Сценарий № 2: Предоставление конструктивной критики коллеге
Эта ситуация распространена. Но это также немного более неудобно. Легко почувствовать, что вы не должны давать обратную связь кому-то, кто находится на вашем уровне, как будто вы переступаете границы. В то же время вы не хотите быть болтуном, который бежит к вашему боссу при каждой проблеме или блокпосту.
Знайте, что вы абсолютно точно можете высказывать коллеге конструктивную критику, при условии, что вы можете делать это так, чтобы это не выглядело снисходительным или как попытка заменить своего начальника.
Чтобы пройти эту тонкую грань, проявите дружелюбный и командный подход. Вы даже можете открыто указать на то, что это немного неудобно, чтобы получатель знал, что вы не ставите свою позицию выше его.
Сценарий: Один из ваших коллег продолжает прерывать вас на собраниях команды. Каждый раз, когда вы начинаете вмешиваться, они тут же отсекают вас своими идеями. Вы даже не знаете, знают ли они, что делают это, поэтому решаете поднять этот вопрос после встречи.
Что вы хотите сказать: » Может быть, вы не заметили (хотя, я не знаю, как вы могли это пропустить), но вы всегда перебиваете меня на собраниях команды. Можешь просто дать мне высказаться, прежде чем ты начнешь со своими пятью центами?
Что следует сказать вместо: «Привет, Лейси. Это немного неудобно, но я заметил, что вы склонны перебивать меня, когда я делюсь своими мыслями на собраниях команды. Я знаю, что мы все рады поделиться своими собственными идеями, а ваши всегда великолепны! Но я был бы очень признателен, если бы вы позволили мне высказать свои мысли, прежде чем вы начнете говорить.
Сценарий № 3. Предоставление конструктивной критики менеджеру
Вот мы и подошли к самому тревожному сценарию из всех. Управление всегда нервирует. Но время от времени вам нужно защищать себя на работе.
Если ваш начальник работает или общается таким образом, что это делает вашу работу намного сложнее, чем нужно, вы должны иметь возможность высказать свое мнение и указать на это. На самом деле, любой хороший босс будет поощрять это.
Впрочем, тут нельзя обвинять, потому что ты подчиненный. Наоборот, это сценарий, в котором особенно важно подчеркивать результаты (помните этот совет выше?), чтобы продемонстрировать вашему боссу, что вы пытаетесь сделать все более упорядоченным для всех.
Сценарий: Ваш начальник продолжает связываться с вами по поводу важных задач и дел через мессенджер. Но, поскольку вы используете мгновенные сообщения для менее важного общения, вы легко теряете эти заметки. Вы бы предпочли, чтобы ваш босс отправил их по электронной почте, чтобы вы могли убедиться, что действительно позаботитесь о них и можете легко вернуться к ним.
Что вы хотите сказать: «Серьезно, вы можете перестать отправлять абсолютно все в Slack в тот момент, когда вы об этом думаете? За этим невозможно уследить, и это сводит меня с ума».
Что следует сказать вместо этого: «Slack отлично подходит для меня, когда у вас есть срочные пинги и для случайного разговора. Но когда дело доходит до важных поручений и задач, не могли бы вы отправить их мне по электронной почте? Так мне будет легче отслеживать их и следить за тем, чтобы я действительно выполнял их вовремя. Я не хочу ронять мяч!»
Что делать, если кто-то предложит вам отзыв?
Теперь вы вооружены и готовы к предложению конструктивная критика вежливо и профессионально. Но все мы знаем, что настоящая проблема — это , получивший отзывов. Это никогда не доставляет удовольствия слушать, даже когда это сформулировано наилучшим образом.
Ищете советы, как принять отзыв близко к сердцу, не выходя из-под контроля? Не смотрите дальше. Вот несколько советов, как принять конструктивную критику в позитивном ключе.
1. Предполагать благие намерения
Легко думать о всевозможных злонамеренных намерениях, когда кто-то дает вам конструктивную критику.
Они просто хотят, чтобы тебе стало плохо! Они всего лишь пытаются выставить вас ужасно перед вашим боссом! Они тешат свое эго, унижая вас!
Послушайте, я знаю, что в эту ловушку легко попасть. Но вам будет намного легче получить конструктивную обратную связь, если вы сделаете шаг назад, взглянете на ситуацию и увидите, что этот человек только пытается вам помочь. Они не говорят, что ты плохой в том, что ты делаешь — они говорят, что ты можешь быть плохим 0003 лучше .
Они вкладывают энергию и внимание, чтобы помочь вам стать лучше. Это хорошо, как бы жестоко это ни казалось в пылу момента.
2. Не занимайте оборонительную позицию
Многие из нас раздражаются при первом же взгляде на конструктивную критику — нам хочется спорить и яростно ее отрицать.
Однако важно помнить, что вас могут воспринять совершенно иначе, чем вы предполагали. И часто отзывы и точка зрения других людей имеют право на существование.
Не поддавайтесь желанию немедленно защитить себя и окажите любезность этому человеку, выслушав его. Вы можете быть удивлены тем, что узнаете о себе в процессе.
3. Вместо этого задавайте вопросы
Хорошо, так что если вы не должны сразу приводить контраргументы, что вам делать? Просто улыбаться и кивать?
Будьте уверены, что восприимчивость к отзывам не означает, что вы должны принимать все за чистую монету. Вам разрешено задавать вопросы, чтобы получить некоторую ясность и убедиться, что вы правильно понимаете вещи.
Запросите конкретные примеры. Или запросите более подробную информацию о том, что, по их мнению, вы могли бы улучшить. Предоставьте себе информацию, необходимую для того, чтобы принять во внимание эту обратную связь и внести соответствующие изменения, если это необходимо.
4. Будьте любезны
Я знаю — кажется нелогичным благодарить кого-то за отзыв, который вы на самом деле не хотели слышать. Но помните, этот человек не торопится, чтобы помочь вам выздороветь.
Даже если вы не обязательно согласны с их критикой, их вклад в ваш рост и совершенствование заслуживает искреннего и искреннего «Спасибо».
5. Последующие действия
Магия конструктивной критики заключается не только в ее получении, но и в ее реализации.
После того, как кто-то выделил область, которую вы могли бы улучшить, примите меры, чтобы действительно внести изменения. Затем, по прошествии некоторого времени, предпримите активные шаги, чтобы связаться с человеком, который оставил первоначальный отзыв.
Это дает вам возможность узнать их мнение о том, стали ли они свидетелями позитивных изменений в этой области, и есть ли что-то еще, что вы могли бы сделать, чтобы дать себе толчок.
Если вы не пропустите этот последний шаг (как делают многие люди!), это не только гарантирует, что вы извлечете максимальную пользу из этой конструктивной критики, но и докажете окружающим, что вы стремитесь быть лучшим, в чем вы можете быть. ваша карьера.
Станьте мастером конструктивной критики
Конструктивная критика может быть жестокой — независимо от того, предлагаете ли вы отзыв или получаете его. К счастью, работа над оттачиванием своих навыков в обеих этих областях сделает эти обмены мнениями гораздо менее неприятными.
Итак, давайте закончим это нашей собственной конструктивной критикой: у всех нас есть место для работы над тем, как мы доставляем и принимаем отзывы. Используйте советы и примеры из этого поста в качестве руководства, и вы обязательно справитесь с обоими этими важными и неизбежными взаимодействиями, как профессионал.
Нужно освежить свои навыки общения?
Начните обучение бесплатно с курсов GoSkills
Начать бесплатную пробную версию
Предлагая конструктивную критику | SkillsYouNeed
Критика определяется Словарем английского языка Chambers как «вынесение суждения» о другом человеке.
Таким образом, его первоначальный смысл вполне мог быть как положительным, так и отрицательным, в том же смысле, в каком театральный критик может дать очень положительную рецензию.
Однако нет никаких сомнений в том, что большинство из нас отнеслись бы к личной критике негативно.
‘ Критика ‘ может фактически считаться другим словом для отрицательной обратной связи .
На этой странице объясняется, как сделать ваш критический анализ других «конструктивным», чтобы подготовить почву для улучшений, а не «деструктивным», который может «сбить с ног» другого человека.
Деструктивная и конструктивная критика
На нашей странице, посвященной работе с критикой, объясняется, что разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в том, как даются комментарии.
Деструктивная критика не предлагает никакой помощи или поддержки для улучшения, просто излагает проблему так, как ее видит критикующий. Обычно это выражается в виде комментария о получателе, его навыках или качествах, а не в его поведении. Вы можете думать об этом как о стремлении кого-то унизить и заставить его чувствовать себя плохо, преднамеренно это или нет.
Конструктивная критика , с другой стороны, определяет способы, с помощью которых получатель может внести изменения, которые улучшат ситуацию. Это укрепляет другого человека и помогает ему внести позитивные изменения в свое поведение, чтобы избежать проблем в будущем.
Лучший способ предложить конструктивную критику — думать об этом как об «отрицательном отзыве» и всегда следовать правилам предоставления отзывов.
Подробнее об этом на нашей странице Предоставление и получение обратной связи .
Правила предоставления обратной связи
1. Конструктивная критика фокусируется на поведении
Хорошая обратная связь, положительная или негативная, фокусируется на поведении.
Речь должна идти не о том, что другой человек , или во что он верит, а о том, что он сделал . Конструктивная критика делает еще один шаг вперед и фокусируется на поведении, которого вы хотите, а не на поведении, которое вы видели и не оценили.
Главный совет для конструктивной обратной связи
Вместо того, чтобы говорить что-то вроде:
‘ Пожалуйста, не делайте этого, я действительно ненавижу это, ‘
Попробуйте сказать:
‘ будет делать это, а не это, так как это будет иметь х-эффект. ’
Обратную связь или критику, сформулированные в этих терминах, гораздо легче принять и действовать, потому что они ясно говорят, какое поведение было бы лучше, и предлагают решение или вариант для изменения.
2. Хорошая обратная связь фокусируется на воздействии на вас, а не на намерениях другого человека
Это не эгоизм, а простое понимание того, что вы не знаете, что другой человек намеревался или думал, а только эффект, который это произвело на тебе.
Поэтому очень полезно, если вы можете дать отзыв с точки зрения того эффекта, который он оказал на вас. Например, вы можете сказать: «Когда ты делаешь это, я чувствую себя так».
Однако конструктивная критика идет дальше и фокусируется на поведении, необходимом для того, чтобы вызвать лучшие чувства.
Главный совет для конструктивной обратной связи
Не говорите:
‘ Когда вы это делаете, я чувствую себя так, ‘
Вместо этого попробуйте сказать:
‘ , я думаю, это заставит меня почувствовать y. ’
3. Эффективная обратная связь должна быть очень конкретной
Хорошая обратная связь должна быть максимально конкретной. Чем более подробно вы можете рассказать о поведении, которое хотите увидеть, тем легче другому человеку это сделать.
Вам даже не нужно говорить, какое поведение вам не нравится: вместо этого вы можете попробовать спросить, готов ли другой человек сделать что-то другое.
Главный совет для конструктивной обратной связи
Попробуйте попросить другого человека сделать то, что вам нужно, в качестве простой услуги. Это вовсе не обязательно должно быть комментарием к их предыдущему поведению.
Используйте такие фразы, как: « Не могли бы вы сделать x? » « Пожалуйста, не могли бы вы сделать y? Это было бы так полезно. ”
Они могут не предлагать долгосрочных решений, но они быстро и эффективно покажут, что вы от них хотите.
Вы также можете надеяться, что они воспримут это как долговременное изменение.
4. Обратная связь должна быть предоставлена быстро
Нет смысла долго тянуть старые события.
Чтобы быть эффективными, обратная связь и критика должны быть более или менее немедленными, пока события еще свежи в памяти каждого.
Тем не менее, если вы злитесь из-за того, что произошло, вероятно, лучше подождать, пока вы не успокоитесь, так как это позволит вам поддерживать конструктивный разговор.
Лучший совет для конструктивной критики
Не злитесь, отомстите!
Нет, ты хочешь не отомстить, а успокоиться и восстановить отношения.
Не поддавайтесь искушению критиковать, когда вы злитесь. Это будет некрасиво и уж точно не конструктивно.
5. Обратная связь должна быть услышана, чтобы быть эффективной
Это следует из последнего правила: вам нужно давать обратную связь, особенно негативную, в то время, когда другой человек готов ее услышать.
Бесполезно делать это, когда кто-то из вас зол, или когда вы устали, или не готовы услышать потенциально неприятные новости.
Выберите подходящий момент и убедитесь, что вы ясно даете понять, что хотите сказать что-то важное.
Чтобы узнать больше о правильном расчете времени, загляните на нашу страницу Эмоциональное осознание , чтобы помочь вам уловить язык тела и другие подсказки о восприимчивости.
Пройдите милю в обуви другого человека
Прежде всего, прежде чем давать какую-либо критику или отрицательный отзыв, подумайте, как бы вы хотели услышать ту же информацию.
Будет ли приемлемо для вас то, что вы хотите сказать?
Честно спросите себя и хорошенько обдумайте ответ.
Только если вы действительно уверены, что сочтете это приемлемым, вы можете критиковать таким образом. В противном случае, вероятно, лучше вернуться к правилам на этой странице и найти другой способ.
Научитесь различать
Научиться принимать критику, возможно, не стоит в вашем списке желаний, но с точки зрения психологии, вероятно, следует признать это продвинутой формой искусства, на освоение которой уходят годы. Потому что это тяжело. Когда мы слышим критику от других, в зависимости от нашей самооценки и характера комментария, мы можем уйти в себя, став своими собственными, даже более резкими, критиками. В равной степени вредно то, что мы также можем затаить обиду на тех, кто указал на наши недостатки, независимо от того, действительны они или нет.
Но не всякая критика создается одинаково: психологи признают как конструктивную, так и деструктивную критику двумя различными формами вербальной обратной связи. Хотя и то, и другое может выявить наши недостатки, конструктивная критика может способствовать более позитивному мышлению роста. Деструктивная критика, с другой стороны, может быть эмоционально разрушительной, но ее нельзя избежать на 100%. Самое главное, является ли критика, которую мы даем или получаем, конструктивной или деструктивной, наша способность практиковать самопринятие определяет наши отношения с критикой.
Взгляните на источник критикиКритика заставляет нас переосмыслить хотя бы некоторые аспекты самих себя, то, что мы, возможно, упустили из виду, — и дает возможность для саморазвития. По сути, это означает, что мы должны быть в состоянии проверять себя на наличие ошибок, не слишком сомневаясь в себе в процессе. Имея это в виду, никто не может полностью избежать критики, и страх перед ней может начать разъедать вашу самооценку и даже привести к психическим заболеваниям или другим проблемам.
Возможно, вы слышали старую поговорку: «Учитывай источник»; критика ничем не отличается. Критика может принимать разные формы и может исходить от семьи, друзей, партнеров, наших детей, коллег, начальников и соседей. Способность отличить конструктивную критику от деструктивной может начаться с:
- Самостоятельной проверки перед ответом: Если вы автоматически реагируете в обороне, вы не сможете определить, был ли комментарий деструктивным. или конструктивной критики. На самом деле, согласно исследованиям, вы можете даже не полностью усвоить то, что они сказали, если в ответ отключитесь.
- Оценка эмоционального состояния человека, высказывающего критику: Те, кто чувствует гнев, неуверенность или ревность, скорее всего, начнут деструктивную критику в адрес других, пытаясь удовлетворить собственное угрюмое настроение. Если вы получаете деструктивную критику, проверьте, злится ли человек, беспокоится или испытывает стресс из-за не относящейся к делу ситуации или предмета. Но если то, что они говорят, дружелюбно, нейтрально и указывает на проблему (или, что еще лучше, предлагает решение, которое вы, возможно, упустили из виду), поблагодарите их за то, что они поделились своим мнением. И если это необходимо, дайте им знать, что вы учтете их комментарии — отличный пример — руководитель работ, который предлагает конструктивную критику, связанную с вашей работой.
- Принимая во внимание, говорят ли они конструктивно или деструктивно: Предлагает ли их комментарий способ улучшить проблему, на которую они указали? Предлагают ли они вам помощь в решении выявленной ими проблемы? Или они говорят об абсолютной неудаче или неправильности, неоднократно указывая на вашу ошибку и оскорбляя вас?
Это может произойти только тогда, когда у нас есть сильное, но гибкое чувство собственного достоинства, которое позволяет нам слушать, не отступая мысленно, или возводить эмоциональные стены, чтобы избежать столкновения с трудными мыслями. Мы не всегда можем рассчитывать на конструктивную критику со стороны других, и даже в деструктивной критике заложены некоторые зерна правды. Принимая себя, мы можем поощрять себя спокойно относиться ко всем формам критики, честно оценивая комментарии со стороны на предмет их истинной ценности. .
Самопринятие может помочь вам справиться с критикойСаморазвитие — это процесс, очень похожий на садоводство; отпустите ситуацию на месяц, и вы обнаружите, что то, что когда-то было управляемым, быстро вышло из-под контроля. Правда, скорее всего, в том, что никто на самом деле не любит непрошеную критику, если только он не чувствует себя достаточно хорошо, чтобы выдержать критику. Не чувствуйте себя неполноценным, если вы работаете над принятием себя: это процесс на всю жизнь для всех.
Попробуйте:
- Устраните негативное влияние в своей жизни: Некоторые люди не просто критичны, они ядовиты. Независимо от того, хотят ли они этого или просто не уверены в себе, самопринятия будет трудно достичь, когда вас тянет вниз ядовитая социальная сеть.
- Практика повторных утверждений: Этот тип положительного подкрепления означает, что когда вы сталкиваетесь с конструктивной критикой, вы можете сказать себе: «Я могу использовать эту обратную связь, чтобы стать лучше». Когда кто-то предлагает вам деструктивную критику, вы можете напомнить себе: «Мои недостатки не определяют меня».
- Используйте терапию замещения мыслей, чтобы направить себя в нужное русло: Если вы обнаружите, что критика имеет тенденцию вызывать у вас глубоко критические, резкие или даже вредные мысли по отношению к себе, ваш ментальный «тревожный звоночек» должен звенеть. Что бы вы ни думали о себе в негативном состоянии ума, оно не сбалансировано. Хотя может быть трудно увести себя от ментальной ямы, начните с малого. Замена этих мыслей может заключаться в том, чтобы просто замечать их, напоминая себе, что критику можно использовать и предлагать конструктивно — возможно, вы слишком остро реагируете.
Когда роли поменялись местами, может быть одинаково сложно честно исследовать, как вы относитесь к критике. Точно так же, как вы можете получать критику из множества источников, вы, вероятно, берете на себя столь же разнообразный набор титулов в жизни других: партнер, родитель, ребенок, брат или сестра, коллега, член сообщества (или даже лидер). В каждой из этих ролей, которую вы играете, критика, которую вы предлагаете, вероятно, влияет на тех, на кого она направлена, больше, чем вы думаете. И вы можете помочь сделать так, чтобы влияние было максимально положительным.
Предлагая критику, оставайтесь:
- Помните о своем эмоциональном состоянии. Если вы чем-то расстроены (даже если это связано с чем-то), попробуйте проверить свой характер или тон. Вы почувствуете себя лучше, если ваша критика предложит решение другой стороне.
- Осознаете, с какой целью вы делитесь критикой: Надеетесь ли вы помочь другому человеку что-то улучшить или заметить, как его действия или выбор могут неосознанно влиять на других? Имея в виду позитивную цель, вы с меньшей вероятностью начнете набрасываться на них с деструктивной критикой.
- Зная о ваших отношениях с человеком, которого вы критикуете: Хорошо это или плохо, мы вряд ли будем критиковать нашего начальника так, как мы могли бы критиковать нашего партнера.