Маленькие дети ругаются матом: Эксперты объяснили, почему современные дети ругаются матом – Москва 24, 02.06.2021

Содержание

Что делать, если дети матерятся

Елена Кречман

столкнулась с детским матом

Профиль автора

«Ах ты д…б, б…ь!» — раздалось однажды из соседней комнаты. Там мой восьмилетний сын играл в «Майнкрафт» с одноклассником и в какой-то момент выразил эмоции с помощью обсценной лексики.

У меня четверо детей: старшей дочке десять лет, двойняшкам — по восемь, младшей — шесть. В нашей семье материться не принято, хотя некоторые одноклассники детей уже вовсю пользуются обсценной лексикой в начальной школе. Восьмилетний сын пытался им подражать, но мне удалось объяснить, что ругаться матом плохо.

Расскажу, как я отреагировала на сквернословие и скорректировала подход к воспитанию детей.

Как я столкнулась с детским матом

В 2018 году мы переехали из Санкт-Петербурга в село в Ростовской области: нам хотелось жить в экологически чистом месте, более теплом климате и рядом с единомышленниками. Дом помогли найти знакомые, которые уже давно туда переехали. Там же дети пошли в школу — специально мы ее не выбирали.

Когда мы жили в Санкт-Петербурге, дети были маленькими и меньше общались с другими людьми без нашего присутствия. Для нас с мужем мат — неприемлемая лексика: за десять лет брака я ни разу не слышала от мужа таких слов и сама их не произношу. Такие слова не употребляли и наши дети.

С переездом все изменилось: в школе и на улице дети столкнулись с новой языковой средой. Я заметила, что для некоторых семей мат — способ общения, а дети, которые в них воспитываются, начинают использовать обсценную лексику с малых лет. Оградить детей от такого общения в школе и на улице было невозможно, поэтому однажды я услышала мат от восьмилетнего сына — это было неприятно, но ожидаемо.

/mat/

Когда можно и нельзя материться

Я сразу позвала его к себе и спросила, почему он так сказал. Сын ответил, что через мат выражают эмоции старшие школьники, с которыми он играет в футбол.

Это было неудивительно: в одной футбольной команде играют дети разного возраста. Все они по-разному выражают эмоции, в том числе матом

Позже я поговорила о мате и с другими детьми. Оказалось, что в школе они тоже часто слышат нецензурные слова от других школьников и даже жалуются учительнице. Иногда учителя ругают таких детей, но обычно жалобы ни к чему не приводят.

Я чувствовала себя ошарашенной этой ситуацией, но понимала, что повлиять на среду, в которой находятся дети, не могу. Вместо этого я решила объяснить сыну, почему мне не нравится мат и как находить другие способы выражения эмоций.

Почему ребенок ругается: возможные причины

Марина Бондаренко

психолог

Многое зависит от возраста.

В 5—7 лет дети не очень хорошо понимают, что означают матерные слова и насколько грубо они звучат. В этом возрасте дети повторяют их за кем-то. Увидев, что мама краснеет и бледнеет, а папа шокирован, у детей возникает желание произнести эти слова снова, так как реакция родителей кажется интересной.

Когда ребенка отдают в школу, на него наваливается огромная ответственность. Он вдруг оказывается «взрослым», который столько всего должен: рано вставать, идти в школу, неподвижно сидеть на уроках, делать домашние задания и многое другое. В этом возрасте мат может быть одной из попыток вернуть внимание родителей или выразить злость на них и окружающий мир.

В 8—10 лет дети снова активно проверяют границы дозволенного. Ругаясь матом, ребенок может стремиться привлечь внимание занятых родителей, пусть и негативное.

Еще ребенок может не осознавать, что делает: он копирует поведение друзей, чтобы не быть изгоем, или, наоборот, пытается завоевать лидерство. Порой это признак подросткового возраста, который все чаще начинается в 9—10 лет. В таком случае мат — это заявка на то, что «я уже не маленький мальчик или девочка, я могу материться».

Но у большинства подростковый период приходится на 12—16 лет, когда мат может служить инструментом для самовыражения: «Как хочу, так и разговариваю», «Что хочу, то и делаю», «Не лезьте, я взрослый». Либо, наоборот, становится попыткой скрыть свою уязвимость, спрятаться за грубой словесной кольчугой.

Также использование нецензурной лексики может быть желанием копировать поведение неформального или явного лидера в школе. Либо мат помогает самому выделиться на фоне благовоспитанного поведения: «Вы все такие приличные, а я вам назло буду грубым».

Еще с помощью мата подросток может бунтовать против жестких рамок, в которые его заключают родители, требуя идеальности во всем — от внешнего вида до поведения.

Как я отреагировала на мат

Мне было неприятно услышать от сына нецензурные слова, но я не стала на него ругаться. По старшей дочери я вижу, что если срываюсь и ругаю ее за что-то, то она обижается и с трудом идет на контакт. Если же беру себя в руки, сажусь и спокойно, аргументированно объясняю, в чем она неправа, вскоре дочь соглашается.

Вот как я решила поступить, чтобы не потерять контакт с сыном.

Успокоилась. Глубоко вдохнула, медленно выдохнула и подумала, что я не первая мама в мире, которая столкнулась с этой проблемой. В моем детстве тоже ругались — обычно начинали материться с 13 лет. Сейчас я иногда слышу подобные слова даже от детей 6—7 лет.

Попросила ребенка подойти ко мне, чтобы поговорить наедине. Публично ругать детей — ошибка, которую я никогда не допускаю. Наличие свидетелей усиливает унижение, может сильно ранить и озлобить ребенка.

Когда я училась в колледже, как-то раз одна девочка произнесла матерное слово. Завуч, который это услышал, заставил ее при всех съесть мыло, чем сильно унизил. После этого случая девочка стала чаще ругаться матом, но уже следила за тем, чтобы рядом не было взрослых. Я не хотела добиться такого эффекта: мне было важно, чтобы сын действительно перестал материться, а не просто делал вид для меня.

/list/we-need-to-talk/

Как и о чем говорить с детьми в сложные времена: 11 вопросов психологу

Расспросила, почему сын произнес такие слова. Мне было важно понять: это бездумное повторение за кем-то или способ привлечь внимание.

Выяснилось, что сыну не нравилось, когда ругались матом одноклассники, но он повторил обсценную лексику за старшими, когда они таким образом выражали сильные эмоции. На футбольном поле это звучало круто.

Объяснила, почему не стоит материться. Сказала, что подобная лексика совсем не красит и, употребляя ее, сын кажется недалеким и неразвитым. Когда мы приучаемся использовать одно слово вместо нескольких, то выглядим глупо. Если он хочет дружить с умными ребятами, стоит учиться говорить без нецензурных выражений.

Я специально употребляла жесткие слова, так как знала, что они подействуют на сына: в следующий раз он задумается, действительно ли он выглядит крутым в глазах сверстников, когда матерится.

Пояснила, почему мне не нравится мат. Сказала, что для меня важно, чтобы сын не говорил так дома, потому что у нас это не принято. А также понимал, что материться при взрослых неуместно. Добавила, что мы с его отцом всегда подбираем другие слова для выражения любых, в том числе негативных эмоций.

Дала понять, что я на стороне сына, понимаю, что в компании дети говорят так, чтобы казаться более взрослыми и крутыми друг перед другом. Но общаться матом в повседневной жизни не стоит.

Приняла, что ребенок все равно будет где-то повторять матерные слова, пока ему не надоест. Когда мне было 13 лет, мы с подругой иногда гуляли с родителями в парке. Время от времени отходили от них подальше и произносили все нецензурные слова, которые знали. Нам необходимо было выговориться.

В моей семье никогда не матерились, но с мамой я могла обсудить все. Однажды я поделилась с ней интересом к матерной лексике, и мама принесла мне книгу с собранием народного творчества на эту тему. Там было все: смешные и похабные стишки, рассказы, пародии на сочинения классиков. Мы посмеялись, и в какой-то момент я поняла, что мне больше не хочется повторять эти слова.

Как правильно вести себя родителям, если ребенок матерится

Марина Бондаренко

психолог

Не делайте из ситуации трагедию, не отвергайте и не наказывайте ребенка. Важно объяснить, почему эти слова под запретом, и попытаться разобраться в причине мата.

Обратите внимание на частоту и форму использования. Это употребление только некоторых словечек или речь полностью состоит из обесценной лексики? Это разовый эпатаж или попытка теперь изъясняться на таком языке?

Подобная ситуация — повод посмотреть глубже, увидеть, что стало истинной причиной. Самое ценное, что можно сделать, — наладить контакт с ребенком, создать доверительную атмосферу, в которой он сможет поделиться тем, что происходит. В ходе такого общения можно рассказать, что любое поведение приводит к определенным последствиям: если ты материшься, с тобой общаются определенным образом.

Можно объяснить на личном примере: «Мне неприятно слышать, как ты ругаешься матом, так как мне не нравятся эти слова. Когда ты произносишь их при общении со мной, разговор заканчивается».

Ребенок не обязан быть удобным, и, только разобравшись в его потребностях, можно найти причину такого поведения и решить проблему.

Как отреагировал на разговор сын

Сын начал оправдываться и говорить, что другие дети тоже матерятся. На это я ответила, что мне они не очень интересны. Я люблю его и забочусь о нем, поэтому мне важно именно его поведение в обществе. Разговаривали мы спокойно, поэтому сын чувствовал себя в безопасности и шел на контакт.

Из нашей беседы сын понял, что дома такое поведение не приветствуется, — с тех пор я не слышала от него матерных слов. Если что-то идет не так, в основном он говорит «блин». Однажды даже поспорил со старшей сестрой, которая стала утверждать, что это слово тоже матерное.

8 бесплатных служб психологической поддержки для детей и родителей

Больше мы не обсуждали тот случай, но сын рассказывал, что на футбол иногда приходят взрослые, которые тоже матерятся. При этом добавлял, что он больше не будет за ними повторять, так как понял, что обсценная лексика некрасива.

На что я обратила внимание после этой ситуации

Столкнувшись с детским матом, я поняла, что дети растут и мне нужно более ответственно подходить к воспитанию: не бездумно ругать их, а действовать тоньше. Вот что я стала делать.

Следить за видеоконтентом, который смотрят дети. Я не разрешаю им заводить страницы в соцсетях: считаю, что еще рано. Книги мы выбираем вместе.

/list/parent-social-control/

Как соцсети защищают детей от опасного контента

Но дети смотрят ролики на «Ютубе», и недавно выяснилось, что дочери подсели на блогеров, которые транслируют не близкие нашей семье ценности. Один из них сначала устраивал безобидные челленджи вроде «кто лучше построит дом из сказки». Но постепенно его ролики продолжительностью около 20 минут становились все более бессмысленными: кто последний отпустит руки от пола или кто последний уронит стакан. Другие блогеры оказались еще менее безобидными и могли, к примеру, материться в эфирах.

Нам с мужем это не понравилось, и мы попытались минимизировать просмотр подобного видеоконтента, показав, что на «Ютубе» есть более познавательные каналы. Сын увлекся историческими фильмами про войну. Младшая и средняя дочери теперь смотрят видео про животных, особенно им понравился канал «Хомки». А старшая дочь полюбила аниме «Наруто».

Кадр из «Наруто». Отчасти сериал посвящен проблемам жизни подростков, и это кажется мне актуальным для детей. Источник: kinopoisk.ru

Поощрять увлекательные подкасты. Последнее время дети слушают подкасты на «Яндекс-станции» с Алисой. Больше всего им нравится «ХРУМ, или Сказочный детектив», который рассчитан на категорию 0+. Это серия аудиосказок, где юные сыщики раскрывают загадочные происшествия, которые произошли в других сказках, и вычисляют преступников.

Такой досуг меня устраивает: дети слушают увлекательные истории с отсылкой к известным сказкам вроде «Сказки о рыбаке и рыбке», «Курочки Рябы».

На «Яндекс-музыке» много подкастов для детей, и родители могут найти тот, что заинтересует ребенка. Источник: music.yandex.ru

Гулять с детьми по отдельности. Это мое нововведение по выходным, которое всем очень нравится. Такие прогулки помогают сблизиться и поговорить, узнать, что волнует ребенка, какие у него интересы и мечты. Это позволяет мне вовремя обратить внимание на детские проблемы и помочь с ними справиться.

Какие принципы воспитания приняты в нашей семье

Я не хочу, чтобы на детей влияла только улица, поэтому уделяю особое внимание их развитию в семье. Расскажу о принципах воспитания, которые мне кажутся особенно важными, и как они помогают научить ребенка разговаривать без мата.

Показываю пример, но позволяю принимать решения самостоятельно. Родители не могут залезть в голову ребенка или требовать, чтобы он всегда соблюдал правила, принятые в семье. Например, в 20 лет я могла к месту произнести нецензурное слово, но в 30 для меня это неприемлемо. Воспитание, заложенное в семье, взяло верх.

Своим детям я тоже стараюсь показать, что у них всегда есть альтернатива. Считаю, что родители должны дать детям развитие, основы культуры, понимание, как и с кем лучше говорить в той или иной ситуации. Показать, что можно выражать мысли без матерных слов. Например, когда происходит что-то из ряда вон, мы с мужем не кричим матом, а произносим что-нибудь вроде «елки-моталки». Так мы показываем детям, что всегда можно найти цензурные просторечия для выражения сильных эмоций.

Поощряю чтение. В нашей семье всегда читали много книг. Старшая дочь любит книги в стиле Гарри Поттера и романы про животных, например «Белый клык». Восьмилетний сын предпочитает рассказы про войну, а его сестра-двойняшка — энциклопедии. Младшая дочь в этом году пойдет в школу, она любит рассказы о животных и сказки разных народов.

/list/comics-edu/

От устройства мозга до истории велосипеда: 10 образовательных комиксов для детей и подростков

Я стараюсь выделять несколько вечеров в неделю, чтобы почитать детям книги перед сном, а иногда слушаю, как читают они. Уверена, что более начитанные люди не матерятся вообще или делают это гораздо реже, чем другие, потому что могут подобрать более точные и удачные слова в любой ситуации.

Совместное чтение сближает, и многие произведения воспринимаются на слух иначе. К тому же такое чтение дает возможность обсудить интересные отрывки или дилеммы, которые предстоит решить героям. По ходу развития сюжета можно спрашивать детей, как они поняли ситуацию, что сделали бы на месте героя. Это развивает не только речь, но и способность думать.

Полка с самыми популярными у детей книгами. У энциклопедий потрепанные корешки, и стоят они неаккуратно, потому что их часто вынимают и возвращают на место Иногда дети читают вместе. Мне это нравится: так они могут обсудить прочитанное и подискутировать

Поддерживаю доверительные отношения с детьми. Мне кажется важным, чтобы ребенку было интересно со мной и он мог довериться мне в разные моменты жизни, рассказать о своих проблемах и трудностях.

Иногда младшая дочь признается, что в садике ее обижала более взрослая девочка, но при этом говорит, что разберется сама. Или старшая рассказывает о мальчике, который ей нравится.

Такой подход позволяет видеть, что на самом деле стало причиной тех или иных проблем. Думаю, только благодаря этому мне удалось узнать, что сын подхватил привычку повторять нецензурные слова на футболе. Он рассказал честно, и не пришлось играть в маму-детектива.

Воспитываю уважение к другим людям. Дети должны понимать, где и при каких обстоятельствах можно использовать мат, а при каких не стоит. Бывают ситуации, когда нецензурное слово звучит к месту, и я отношусь к этому спокойно. Но если вся речь состоит из мата, ее неприятно слышать даже от чужих людей, а от своих детей не хочется тем более.

Я воспитываю детей так, чтобы они понимали разницу, но при этом знали мою позицию и уважали мой выбор. В нашей семье мат — табу, и я считаю, что дети не должны выражаться при родителях, даже когда вырастут. Так воспитывали и меня: даже во время подросткового бунта я не позволяла себе произносить что-то подобное при маме.

За и против: должны ли родители вмешиваться в школьные дела ребенка

В итоге

В подростковых компаниях большинство будет разговаривать друг с другом с помощью мата, и я понимаю, что мой сын не исключение. Но стараюсь вложить в него идею, что среди взрослых в людном месте так разговаривать не стоит.

При мне сын произнес нецензурные слова только один раз. Я не слежу за сыном на футболе, но мне кажется, там он тоже больше не матерится.

Я считаю, что воспитание личным примером самое действенное. Мы сами не материмся дома, и я надеюсь, это помогает детям найти альтернативу непристойным выражениям в любой ситуации.



Ребёнок ругается матом: что делать? Как отучить ребёнка материться

«Ваш ребёнок матерится!» — говорит педагог, и мама с папой готовы провалиться сквозь землю. Как так произошло, что у воспитанных интеллигентных родителей, тихий и послушный ребёнок вдруг позволил себе нецензурную брань?…

К сожалению, с этим неприятным явлением придётся столкнуться каждому родителю. Дети учатся выражать свои мысли, и рано или поздно матерное слово появится в их словарном запасе. И от грамотного поведения взрослых зависит, будет ли ребёнок выражаться цензурно или предпочтёт использовать бранные словечки на постоянной основе.

Содержание:

  • Детский мат — это нормально?
  • Причины и особенности детского мата в разном возрасте
    • Дошкольники и реакция родителей
    • Младшие школьники и демонстрация взросления
    • Подростки и самоутверждение среди сверстников
    • Почему ещё ребёнок может начать материться?
  • Как отучить ребёнка материться? Гид для родителей
    • От 2 до 6 лет
    • От 7 до 10 лет
    • От 11 лет
  • Чего делать точно не стоит? Ошибки родителей
  • Ответы на часто задаваемые вопросы родителей 
  • Не запрещать и ругать, а поддерживать

Детский мат — это нормально?

Prostock-studio/Shutterstock.com

По данным ВЦИОМ, за 2019 год 37% россиян еженедельно используют матерные слова в своей речи, в том числе 18% — ежедневно. Не смотря на то, что по ощущениям мата стало больше, этот показатель ниже, чем в 2008, когда 44% населения не стеснялись в выражениях. В наших силах снизить эти показатели ещё сильнее. А для этого необходимо воспитывать грамотную речь у подрастающего поколения.

Дети начинают познавать мир, человеческие отношения, способы коммуникации с самого рождения. Они, как губки, впитывают всё, что видят и слышат. Поэтому не стоит удивляться, что рано или поздно ребёнок услышит и воспроизведёт матерное слово. Это нормально. Находясь под родительским контролем, дети узнают, что хорошо, а что плохо, делают выводы и накапливают информацию о жизни. И нецензурные слова не исключение.

Как правило, первые нецензурные слова родители встречают в детсадовском возрасте. Дети слышат от взрослых «интересные выражения» и, общаясь со сверстниками, передают этот «бесценный опыт» дальше, чтобы все одногруппники могли им воспользоваться. Не стоит бежать и выяснять отношения с родителями других детей. Попросите воспитателя обратить на эту ситуацию внимание и проведите беседу со своим ребёнком.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Беспокойство вызывают случаи, когда дети не могут контролировать свою речь и употребляют бранные выражения вне зависимости от ситуации и окружения. Это может быть связано с сильной педагогической запущенностью, вследствие чего возникает привычка говорить на матерном языке. А может свидетельствовать о серьезных неврологических и психиатрических нарушениях.

Причиной бесконечного потока бранной речи также может стать стресс и усталость, в следствие чего ребенок выражает свои эмоции наиболее простым и наименее приятным для окружающих способом.

В любом случае, для родителей детский мат – не повод стыдиться, а возможность задуматься и проанализировать поведение ребёнка, постараться понять причину, по которой ребёнок начал сквернословить.

Причины и особенности детского мата в разном возрасте

В разном возрасте дети по-разному воспринимают матерные слова и используют их в своей речи. В зависимости от возрастных особенностей дети могут выругаться осознанно или нет, использовать эти слова как нейтральные или оскорбительные. Это надо учитывать, прежде чем принимать конкретные меры по перевоспитанию подрастающего поколения.

Дошкольники и реакция родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Малыши периодически удивляют своих родителей внезапными новыми словечками в своей речи. Иногда они произносят названия героев фильмов и мультиков, которые не смотрели дома, а иногда приносят с улицы крепкие выражения.

Нет особого смысла искать первоисточник и ругаться на алкоголика, который выругался возле вашего ребёнка. Дети подбирают всё, что слышат вокруг и пробуют применить в жизни. Им неизвестно, чем обычное слово отличается от матерного. Но они понимают, что эти странные слова очень ярко эмоционально окрашены, и поэтому привлекают их внимание, как фантики от конфет. Также дети, не понимая истинного значения этих слов, видят, как интересно реагируют их родителей на подобные высказывания – смеются или беспокоятся, но всегда обращают внимание. Поэтому малыши могут начать специально снова и снова произносить эти слова, чтобы посмотреть на реакцию родителей.

Младшие школьники и демонстрация взросления

Prostock-studio/Shutterstock. com

Ученики начальной школы уже не совсем дети, они ищут возможность продемонстрировать свою взрослость и самостоятельность. Они видят, что взрослые, в отличии от детей, могут себе позволить потреблять алкоголь, курить и ругаться матом.

Поскольку алкоголь и сигареты раздобыть в их возрасте довольно проблематично, в ход идут слова. Они начинают экспериментировать, прощупывают границы дозволенного.

Но если шуточные высказывания можно отнести к экспериментальным, то чрезмерная матерщина с обилием негативных эмоций должна насторожить родителей и педагогов. Такой всплеск свидетельствовует о сложной жизненной ситуации и тяжёлом стрессе у ребёнка.

Подростки и самоутверждение среди сверстников

Prostock-studio/Shutterstock.com

Пубертатный возраст характеризуется, в первую очередь, поиском себя и стремлением к общению и самовыражению среди сверстников. Образ «плохого парня» или «безбашенной девчонки» кажутся подросткам наиболее привлекательными и удобными для быстрого роста их статуса в компании.

Матерные слова в подростковой среде зачастую отличают «продвинутых» ребят от «аутсайдеров». Поэтому в средней и старшей школах часто слышатся крепкие словечки, от которых у взрослых начинаются приступы ужаса.

По данным исследователей, только 54% учащихся отрицательно относятся к матерным словам, для остальных подростков мат не является чем-то особенным.

Настороженность вызывают случаи, когда ребёнок перестаёт контролировать свою речь в зависимости от ситуации и собеседника. Так, например, дети, которые среди друзей активно используют нецензурную лексику, дома её не используют, но если «непроблемный» ребёнок начал везде использовать «плохие слова», это значит, что то-то пошло не так, и следует повнимательнее посмотреть на его жизненную ситуацию.

Надо сказать, что в большинстве случаев к 17-18 годам любовь к запретным словам спадает и повзрослевшие дети начинают общаться более культурно, используя мат только в ситуациях, когда он уместен.

Читайте также Этот трудный возраст: как помочь детям и родителям пережить подростковый период?

Почему ещё ребёнок может начать материться?

Prostock-studio/Shutterstock. com

В ряде случаев матерные слова вообще не связаны с психологическим развитием ребёнка, но являются симптомом психиатрического расстройства. Так, например, синдром Туретта проявляется, в том числе непроизвольным желанием выругаться. Заболевание — генетическое, им страдает 10 детей из 1000, при этом мальчики сталкиваются с проблемой в три раза чаще, чем девочки. Средний возраст заболевших — семь лет. Попытки приструнить такого ребёнка вызывают усиление стресса, что только ухудшает ситуацию.

Поэтому если вы заметили нервные тики, внезапное гримасничество и неконтролируемую брань — обратитесь за помощью к неврологу и психиатру. Полностью излечить это заболевание невозможно, но скорректировать с помощью нейролептиков и психотерапии реально. Это помогает людям не только социализироваться, но и становиться успешными в обществе.

Как отучить ребёнка материться? Гид для родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

От грамотных действий родителей и педагогов зависит, будет ли ребёнок и дальше материться, или эти слова уйдут в пассивный словарный запас на долгие годы.

В зависимости от возраста, причины мата разнятся, соответственно, и степень воздействия на ребёнка должна быть разной. Однако одному общему правилу всё равно нужно следовать – это искреннее желание помочь ребёнку научиться культуре общения. Если единственная мотивация родителей — это стыд, то диалог выстроить не удастся.

Узнайте, как ведёт себя ваш ребёнок, когда вас нет рядом — не связался ли с плохой компанией? Не ввязывается ли в «авантюры»? Всегда знайте, где он находится, слушайте, что происходит вокруг и быстро дозванивайтесь даже до беззвучного гаджета с помощью приложения «Где мои дети».

От 2 до 6 лет

Prostock-studio/Shutterstock.com

Первое, что нужно сделать родителям — самим провести ревизию своей речи. Поскольку малыши всё повторяют за взрослыми, то и ваши словечки не исключение. Соответственно, будьте положительным примером для своих детей. Пусть чистая речь станет такой же нормой для ребёнка, как слова «спасибо» и «пожалуйста».

Если вы услышали матерное слово из уст сына или дочки, постарайтесь сдержаться. Чем более эмоционально вы будете реагировать на детские высказывания, тем чаще вы их будете слышать.

В силу незнания значения этих слов дети могут употреблять их забавно, даже комично. Но ваш смех только усилит желание снова и снова доставлять родителям «радость». Также и ругань в адрес маленького филолога станет максимальным подкреплением. Слово он может забыть. А сильные переживания останутся. Лучшей реакцией будет спокойная и уверенная рекомендация ребёнку от родителя: «Это плохое слово, не надо его произносить».

Не стоит бить и сильно наказывать ребёнка за ругань. Во-первых, потому что физические наказания наносят психологическую травму, а во-вторых, потому что у ребёнка ещё недостаточно опыта по использованию разных слов, и ему нужна адекватная оценка действий.

От 7 до 10 лет

Prostock-studio/Shutterstock.com

Маленькие бунтари, попав в школу и ощутив вкус «взрослой» жизни, пробуют ругаться и вводят мат в свою обычную жизнь. Спокойно обсудите с ребёнком, кто и в каких ситуациях использует в своей речи нецензурную лексику. Нравится ли вашим детям тот образ жизни, который ведут эти маргинальные личности? Объясните ребёнку значение этих слов и помогите найти цензурные аналоги для выражения его мыслей. Часто, узнав, что скрывается за этими «интересными словечками», дети уже не особо хотят их произносить. Спросите ребёнка, каким образом ещё можно проявить свою взрослость? Может быть культурная речь – это то, что отличает по-настоящему взрослого человека от «смешно матерящегося ребёнка»?

Если чрезмерное увлечение матом связано с повышенными нагрузками, найдите способ снизить количество стресса у ребёнка. Посмотрите, сколько времени у него остаётся на отдых и личные увлечения без «обязаловки». Как только нагрузка снизится, желание употреблять крепкие выражения, скорее всего, пойдёт на спад.

Попробуйте заснять видео, где ваш ребёнок ругается и покажите ему, как это выглядит со стороны. Главное, сделайте это наедине – скорее всего, ребёнку не понравится то, что он увидит, и это отобьёт у него охоту продолжать.

В любом случае, ругать и позорить ребёнка не стоит, следует корректно и спокойно объяснять, что нецензурная лексика – не самый лучший способ общаться и доносить свои мысли и чувства другим людям.

От 11 лет

Prostock-studio/Shutterstock.com

Подростки используют мат для демонстрации своей «крутости» среди сверстников. Это способ максимально быстро и ярко выразить чувства, которые их переполняют. Это бунт против родителей и учителей.

Как правило, к 14 годам интерес к бранным словам падает, и если мат не вошёл в привычку, то к концу обучения в школе он постепенно уходит в разряд «для особых случаев».

Что же делать с подростком? В первую очередь, понять и простить: им предстоит научиться выстраивать коммуникацию с разными людьми, в том числе и с теми, кто разговаривает на русском матерном языке. Во-вторых, объяснить, что есть разные стили общения в зависимости от ситуации. Что в гостях у бабушки не следует ругаться как сапожник, в то время как в кругу друзей они сами устанавливают правила общения.

Если ребёнок начал разговаривать с вами с помощью бранных слов – не ругайте, а проведите границу: «Я не буду разговаривать с тобой в таком тоне». Но будьте честны с собой и своими детьми – если дома родители позволяют себе разговаривать с использованием матершины, то ждать от ребёнка послушания в данном вопросе не следует.

Поговорите с подростком как кроме мата и других вредных привычек можно добиться авторитета среди сверстников. Каких ребят уважают в классе, а от каких держаться подальше? Какие ученики ему симпатичны, как сильно на это влияет речь? Каким хочет быть ваш школьник? Обязательно ли использовать мат, чтобы достичь успеха?

Помогая подростку отвечать на эти вопросы, вы постепенно сможете показать ему, что мат — это не обязательный элемент общения, а иногда и весьма вредный для выстраивания отношений.

Не стоит устраивать морализаторство на глазах у сверстников и прохожих. Как минимум ребёнок пропустит ваши слова мимо ушей, как максимум для восстановления репутации утроит свои усилия. Если вам не нравится, как себя ведёт подросток на людях, найдите способ аккуратно сообщить ему об этом — шепните на ухо или отведите в сторонку. Дома, в спокойной обстановке, обсудите, что вам не понравилось, почему и как следовало поступать правильно. Поверьте, дети ценят родительскую деликатность.

Чего делать точно не стоит? Ошибки родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Когда родители слышат детский мат, велик соблазн наказать, поставить ребёнка в угол, пригрозить ремнём. Кажется, что чем сильнее накажешь маленького нарушителя, тем лучше он поймёт свою вину и больше никогда не повторит ошибку. Однако неадекватная реакция родителей может не просто потерпеть педагогический крах, но и разрушить близкие детско-родительские отношения.

Давайте разберём основные ошибки взрослых, которые могут привести к ухудшению ситуации.

Читайте также 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.

Бить по губам, заставлять мыть рот с мылом

Начнем с того, что рукоприкладство приводит к временному результату, для повторного эффекта вам придётся усилить наказание, что приведёт к ещё большим травмам. Поскольку цель родителей воспитать здорового, думающего человека, а не зашуганного травмированного невротика – избегайте телесных наказаний.

Ругать и кричать

Оставьте крик для экстренной ситуации. Если родитель кричит постоянно, то дети начинают воспринимать этот «шум» как естественный, и, когда вам нужно будет реально привлечь внимание ребёнка, крик уже не поможет. Как в старой сказке, где пастушок кричал «Волки, волки!» просто так, а когда волки пришли, никто ему не поверил.

Чтобы донести мысль, надо говорить спокойным и уверенным голосом. Выстраивайте доверительные отношения с ребёнком, слушайте его, задавайте наводящие вопросы, помогайте находить ответы. Пользы будет намного больше.

Стыдить и обобщать

Prostock-studio/Shutterstock. com

«Ты плохой мальчик, если ругаешься!» – частый способ пристыдить ребёнка. Но ведь один плохой поступок не делает ребёнка плохим. Более того, внушая ребёнку стыд, вину и чувство «плохости» рано или поздно вы получите обратную реакцию: «Если я плохой, то смысл вести себя хорошо?».

Акцентируйте своё внимание на хороших поступках, говорите, что вы его любите. На плохие поступки реагируйте фразой: «Мне не нравится, как ты себя ведёшь».

«Материться плохо, потому что плохо»

Детям легче выполнять понятные запреты. Постарайтесь объяснить ребёнку, почему материться – это плохо. Постепенно аксиома «мат – это нехорошо» войдёт в жизнь ребёнка, но на начальных этапах ему нужен качественный ответ на вопрос «почему?»

Ждать, что «само пройдёт»

«Раз знакомство с матом – естественный процесс, то и делать с этим ничего не надо» – могут подумать некоторые родители. Но это не так. Задача взрослых помочь ребёнку понять и осознать зачем нужен мат и почему он не уместен в большинстве случаев.

Если игнорировать эту тему и пустить её на самотёк, вероятнее всего, через пару лет словарный запас сузится до минимального количества нецензурных слов, позволяющих описать всё в мире с минимальными усилиями.

Ответы на часто задаваемые вопросы родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Остались ещё вопросы? Мы собрали самые популярные из них и попросили ответить детского психолога:

«Можно ли материться при ребёнке?»

Материться при ребёнке можно, но потом не удивляйтесь, что ребёнок употребляет плохие слова в повседневной жизни. Дети, особенно маленькие, повторяют всё за родителями. Каким примером вы хотите быть – решать только вам.

«Как реагировать на матерные слова, вылетевшие у ребёнка случайно (например, он ударился и матюгнулся)?»

Отнестись с пониманием. Матерные слова очень эмоциональные. И порой даже самые культурные люди в ситуации стресса или острой боли могут себе позволить крепкое выражение. Понаблюдайте за ребёнком: если ругательство было единичным – это не повод для тревоги.

«Ребёнок постоянно матерится! Это уже привычка! Что делать?»

Если мат крепко засел в речи у ребёнка – пора обратить на это серьёзное внимание. Скорее всего, с привлечением психолога.

Проанализируйте причины развития нежелательного поведения – может это компания? Или сильные стрессы? Или стиль речи кого-то из близкого окружения? Или большое давление со стороны родителей «быть хорошим и послушным»?

В любом случае, если ребёнок не может определить, уместно или нет употреблять мат в конкретных ситуациях, – это тревожный сигнал. Постарайтесь устранить причину и помочь ребёнку отучиться от матов. Но это возможно только с его согласия, а для этого нужно выстроить доверительные отношения. Скорее всего, восстановив мостик к его сердцу, вы вернёте культуру речи в его жизнь.

«Мой послушный, хороший ребёнок в компании с друзьями превращается в сапожника – ни одного цензурного слова!»

Prostock-studio/Shutterstock.com

Если ругань – это самый страшный грех данной компании – вам повезло. Дети экспериментируют с языком, пробуют разные способы общаться. Поговорите с ребёнком о том, как можно обойтись без матерных выражений. Всегда ли ярый матершинник – образец для подражания? Будут ли его ценить в компании, если он не выражается? Если да, то зачем ему мат? Если нет, то зачем ему такая компания?

Не пытайтесь запретить общение, это приведёт лишь к бунту и усиленному желанию вернуться к друзьям. Скажите своему ребёнку как можно искренне: «Я верю, что ты думающий человек и сможешь разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Если нужна будет помощь – я рядом». Главное, чтобы эти слова соответствовали вашим действиям.

«Так ругать или не ругать?»

Не ругать, но разъяснять и показывать своим примером. А если ребёнок или подросток пытается с вами заговорить на русском матерном, корректно пресекать подобные выходки: «Я не буду разговаривать с тобой в таком тоне».

Иногда детям бывает сложно найти культурные слова для описания своих чувств и эмоций. Помогайте им, расширяйте словарный запас, читайте книги вместе. Не обязательно из школьной программы. Пусть это будут качественные приключения или фантастика – книги в любом случае расширят кругозор и набор доступной лексики.

Не запрещать и ругать, а поддерживать

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дети растут и познают этот мир. И остановить этот процесс мы не в состоянии, да и не имеем морального права. Но мы обязаны освещать им путь и помогать двигаться в правильном направлении. Пусть они ошибаются, пусть пробуют на вкус эту жизнь, рядом всегда должен быть взрослый, который предупредит об опасности и поможет встать на ноги.

Так и с нецензурной лексикой – она есть в этом мире, от неё не спрятаться. Мы, как взрослые, можем лишь помочь детям понять, что русский язык намного богаче и ярче, чем десяток матерных слов, и что мат не является главным показателем успешности человека.

Оцените, пожалуйста, статью

Это нам очень важно

Рейтинг статьи: 5 / 5. Подсчет голосов: 1

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

/>

Ребёнок ругается матом: что делать?

Нецензурная лексика – вроде бы обычное явление, к которому все привыкли, и в то же время парадокс. Мы слышим мат ежедневно — на улице, от окружения и даже по телевизору. Дети легко перенимают нецензурные слова от родителей и посторонних. Что делать, если в повседневном обиходе вашего ребёнка появились матерные словечки? Отучить ребёнка от употребления нехороших слов не просто. В статье вы прочтёте о причинах появления мата в речи ребёнка и способах его искоренения.

  • 1 Почему дети ругаются?

  • 2  Ошибки в воспитании

  • 3 Как перевоспитать ребёнка?

  • 4 Как отучить малыша метериться?

    • 4.1 Смотрите видеосюжет с советами психолога, что делать, если ребёнок ругается матом

  • 5  Действенные приёмы на каждый день

Почему дети ругаются?

Нередко причина появления мата в речи детей исходит от равнодушия родителей. Родители часто заняты собственными делами, а ребёнку так хочется внимания. А не обратить ли на себя внимание с помощью смачного словца? Не важно, что родители будут кричать и вздыхать, и даже пытаться наказать ребёнка, услышав из его уст нечто неприличное. Цель достигнута, внимание привлечено. Если ребёнок поймёт, что он таким образом может манипулировать взрослыми, нехорошие слова будут появляться в его речи снова и снова. Часто ребёнок даже не понимает смысл того, что говорит: главное — реакция родителей.

«Это интересно. Мат бывает аффективным (когда человек выражает недовольство) и паразитическим (чтобы связывать слова). Паразитический мат — это нелепая попытка увеличить словарный запас. Легко заметить, как бедна речь некоторых, если исключить из неё бранные слова».

Родители частенько грешат тем, что сами того не замечая, используют время от времени в речи бранные слова. А потом мы поражаемся: где малыш нахватался ужасных словечек? Нужно думать заранее, когда собираетесь выражать своё недовольство, какие слова при этом будете употреблять, чтобы не «обогатить» лексикон малыша бранным словом.

 

Используя в своей речи бранную лексику, детям достаточно бывает и нескольких слов, чтобы украсить ближайшую стену в подъезде или анекдот.

В каждом детском возрасте существуют свои особенности употребления нецензурных слов:

  • От двух до пяти лет.
    Младшие дошкольники используют мат бессознательно, потому что подражание, в том числе и речевое, характерно для этого возрастного периода.
  • От пяти до семи лет. В этом возрасте актуально быть маленьким бунтарём. Дети употребляют бранные слова потому, что протестуют против того, какое поведение требуют от них родители. Они прекрасно понимают, что так делать — плохо.
  • От восьми до двенадцати лет. Младшие и средние школьники хорошо знают, где ругаться можно, а где — нельзя. Эти дети используют мат с целью самоутверждения и желания выглядеть старше. Они перенимают манеру поведения учеников старших классов, пытаясь приобщиться к взрослому миру. Многих взрослых шокирует такая манера поведения, однако школьники считают, что так можно добиться уважения.
  • От двенадцати до четырнадцати лет.
    Подростки предпочитают ненормативно выражаться с целью выхода своих эмоций. Ещё в давние времена считали, что матерные слова — защита, а не оскорбление. Тинейджеры тоже ругаются матом с целью защиты. Они чувствуют, что таким образом они могут отгородиться от жестокости внешнего мира. За бранью они скрывают свою беспомощность и хотят казаться опытнее и недоступнее.

 Ошибки в воспитании

Раскрытие смысла некоторых ошибок в воспитании поможет родителям скорректировать своё педагогическое воздействие на ребёнка:

  1. Непоследовательность. Если вы говорите: «Матом ругаться ни в коем случае нельзя», то это требование должно относиться ко ВСЕМ членам семьи. В противном случае, придётся искать убедительные доводы, почему ругаться кому-то можно, а ребёнку нельзя.
  2. Вызывание чувства стыда. Не стоит стыдить ребёнка, а уж на людях – тем более. Это чревато для ребёнка психологическими расстройствами.
  3. Обобщение. Если хотите отругать ребёнка за жаргонные слова – ругайте только за это, а не обобщайте, что ребёнок совсем испортился. То, что малыш сказал нехорошее слово, не делает его монстром.
  4. Запрет без объяснений. Нельзя запрещать что-то, не объясняя, почему. Такие запреты породят только негативную реакцию в ответ и не приведут к позитивному решению проблемы.

 

Как перевоспитать ребёнка?

Нельзя просто так запретить ребёнку материться. Только запрет эффективным в перевоспитании не будет. Даже если маленький поклонник безобразий согласится с запретом, что это будет для видимости. Ребёнок будет пытаться делать то, что ему хочется, в ваше отсутствие.

«А знаете ли вы, что запрет — не лучший способ воспитания? Этот метод побуждает противостоять ребёнка запрещающей стороне и поступать вопреки запрету».

Если родители в повседневной жизни сами используют бранные и обидные слова и выражения, то они могут даже не надеяться, что ребёнок ни разу не повторит их. В такой ситуации возникнет противоречие: им, значит, можно, а мне — нет. Ребёнок обозлится, затаит обиду, а родителям придётся с ещё одной проблемой — поиском взаимопонимания. Если по-настоящему бороться с «крепкими» выражениями, то всей семьёй. Какими средствами — пусть каждая семья решает по-своему. В одних семьях будет эффективной система штрафов, в других — утверждение правил поведения дома, в третьих — собственный хороший пример.

Как отучить малыша метериться?

 

Если вы заметили, что ваше чадо время от времени вводит в речь жаргонные или матерные слова, то можете воспользоваться следующими рекомендациями и советами:

  1. Старайтесь, чтобы нецензурные и грубые слова совсем не были слышны от ближайшего окружения вашего ребёнка с момента рождения.
  2. Если вдруг ругательное слово малыш всё-таки произнёс, то в первый раз сделайте вид, что не заметили этого. Понаблюдайте, как отреагирует на это сам ребёнок. Если малыш понимает, что он произнёс, то, не дождавшись от вас должной реакции, он будет повторять его снова и снова. А может быть, он решит, что это самое обычное слово и его смысл не несёт ничего крамольного. В обоих вариантах, если не отреагируете остро на первый случай, то нехорошее слово скоро «отцепится» от ребёнка.
  3. В случае если ребёнок произнёс матерное слово на людях, сохраняйте спокойствие. Да, сдержаться трудно, ведь вам стыдно, что вы что-то пропустили в воспитании и окружающие увидели его результат. Лучше сделать вид, что катастрофа не произошла, а этот случай — большая редкость. Улыбнитесь, скажите: «Бывает» и поменяйте тему беседы. А уже позже можно спокойно поговорить с ребёнком на предмет происшедшего.
  4. Бывает так, что ребёнок может сам попросить объяснить ему, что значит то или иное слово. Поясните, что это слово — ругательного, оскорбительного характера, именно поэтому говорить его не стоит.
  5. Если ребёнок матерится, когда обижен, у него что-то не получается, то нужно научить его адекватно выражать эмоции: без нецензурных слов.
  6. Если вы узнали, что вашего ребёнка научили материться его друзья, воздержитесь от ругательств — это только навредит. Лучше доступно объяснить ребёнку, что нецензурно выражаться — недостойно для культурной личности.
  7. Услышав бранное слово из уст вашего ребёнка, просто и кратко объясните ему, что так говорить неприлично.
  8. В случае если ребёнок вас не слушает и продолжает говорить матерные слова, нужно обратиться к психологу.

«Совет. Установите дома правила поведения, выполнять которые нужно беспрекословно и взрослым, и детям. Пусть важными пунктами в них будет отсутствие бранных слов и агрессии».

Смотрите видеосюжет с советами психолога, что делать, если ребёнок ругается матом

Что делать в случае, когда ваши уговоры на ребёнка не действуют и малыш позорит вас в обществе?

  • Предупредите ребёнка, что если он не научится себя контролировать, то вы его не будете брать в общественные места (на улицу, в гости, в кино, в магазин, в развлекательный центр). Один раз сами куда-то отправьтесь без него.
  • Если ребёнок понимает, что делает, и не прекращает ругаться при этом, можно на людях относиться к нему как младенцу, который ничего не понимает. Школьников обычно это задевает.
  • Можно игнорировать ребёнка, когда он развязно себя ведёт и при этом выражается, и возвращаться к нормальному общению, когда он говорит без грубых слов.

 Действенные приёмы на каждый день

Родителям, столкнувшимся с проблемой употребления матерных слов детьми, помогут простые приёмы:

  1. Следите за своей речью, никогда не материтесь в присутствии детей. Помните, что именно вы формируете личность ребёнка, его привычки и образ жизни. Можно думать, что ребёнок ещё слишком мал и ничего не понимает. Однако слыша часто жаргонные слова, кроха обязательно их запомнит.
  2. Услышав мат от школьника, спокойно и чётко скажите ему, что это вовсе не круто. Докажите ему, что модно быть умным и образованным.
  3. Создайте почву для культурного развития ребёнка. Читайте хорошие книги, ходите в театры и на выставки.
  4. Предлагайте ребёнку всё время заниматься чем-то увлекательным (спортом или творчеством). Поддерживайте в тех моментах, когда ребёнку что-то становится интересным.

Услышав нецензурное выражение из уст вашего ребёнка – не ужасайтесь и не отчаивайтесь: всё поправимо. В конце концов, вспомните себя, когда вы только познавали мир, изучая неизведанное.

Поверьте, один из предложенных способов обязательно вам подойдёт, и вы всё-таки отучите ребёнка материться, хотя это и потребует последовательности, большого терпения и педагогического такта.

Ругань: малыши и дошкольники | Raising Children Network

Нецензурная брань: почему дети это делают

Маленькие дети часто ругаются, потому что изучают язык. Возможно, они проверяют новое слово, возможно, чтобы понять его значение. Иногда ругань происходит случайно, когда дети учатся произносить слова.

Дети также могут пытаться выразить чувство разочарования. Или они могут просто произносить это слово, потому что оно звучит смешно или вызывает реакцию.

Дети также могут подражать другим, когда ругаются. Они могут не понимать, что бранные слова неприемлемы.

Когда маленькие дети ругаются: что делать

Если вы знаете, почему ваш ребенок ругается, это может помочь вам решить, как лучше реагировать.

Ругань для привлечения внимания
Если ваш ребенок ругается, потому что привлекает ваше внимание или вызывает сильную реакцию с вашей стороны, лучше всего ответить , полностью игнорируя ругань . Сохраняйте спокойствие и не реагируйте. Избегайте смотреть в глаза, смеяться, злиться или говорить что-либо. Это может остановить ругань и предотвратить дальнейшую ругань.

Вы также можете уделять своему ребенку достаточно внимания и хвалить его, когда он говорит вежливо.

Ругань из-за гнева и разочарования
Если ругань из-за гнева или разочарования, вы можете помочь ребенку назвать свои эмоции, например: «Я вижу, ты очень расстроен». Ребенку важно знать, что испытывать эти эмоции — это нормально, но лучше выражать их более подходящими словами.

Вам может понадобиться помочь ребенку успокоиться от сильных эмоций, таких как гнев или разочарование. Затем вы можете научить ребенка другим способам управления сильными чувствами, например, считать до 10, делать глубокие вдохи или говорить о чувствах.

Вы также можете поощрять ребенка использовать другие слова, которые не являются оскорбительными. Например, вы можете предложить «флип» или «дрожь» или даже забавные слова, которые вы и ваш ребенок составите вместе.

Нецензурная брань при попытке произнести новое слово
Иногда ругань происходит из-за того, что ваш ребенок пытается произнести новое слово, поэтому слова «сидеть» и «грузовик» звучат больше как ругательства. В этой ситуации хорошей идеей будет аккуратно исправить произношение вашего ребенка. Не уделяйте этому слову слишком много внимания и не смейтесь над ним, потому что это может побудить вашего ребенка произнести его снова.

Разговор с детьми о нецензурной брани

Если ваш ребенок продолжает ругаться матом или вы хотите помочь ему научиться нецензурной брани, вы можете попробовать поговорить с ним о выборе им слов.

Малыши и дошкольники до четырех лет слишком малы, чтобы понять, почему бранные слова недопустимы для детей. Достаточно просто сказать: «Это нехорошее слово» или «Мы не используем это слово».

Дошкольники не всегда понимают значение бранных слов, но они могут понять, что бранные слова могут ранить или оскорбить других. Так что вы могли бы сказать: «Мы не используем слова, которые расстраивают людей». Вы также можете сказать, что есть слова, которые детям нельзя произносить, даже если они слышат, как их произносят другие люди.

Старшие дошкольники могут извлечь пользу из простых объяснений того, что означают бранные слова. Если вы считаете, что ваш ребенок готов к этому, вы можете начать с того, что спросите его, что, по его мнению, означает это слово. Затем используйте общие термины, чтобы объяснить, почему это не нормально. Например, вы можете сказать: «Это слово для обозначения какашек, и его нехорошо использовать».

Препятствование ругани и поощрение уважительного выражения

Если вы хотите воспрепятствовать ругани в долгосрочной перспективе, это хорошая идея для взрослых в вашей семье обсудить и согласовать приемлемый язык и обсудить это с вашим ребенком. Например, в некоторых семьях такие выражения, как «Боже мой», допустимы, а другие слова — нет.

Если у вас есть семейные правила относительно уважительного языка, вам будет легче указать, когда ваш ребенок использует неприемлемые выражения. Например, вы можете сказать: «Пожалуйста, используйте более красивое слово» или «Мы не используем такие слова».

Детей будет меньше смущать, если правила о нецензурной брани применимы как к взрослым, так и к детям . Если вы хотите, чтобы ваши дети избегали ругани, вы и другие взрослые в вашем доме тоже должны этого избегать.

Если вы воспитываете ребенка совместно и вы и ваш бывший партнер не можете договориться о правилах ругани, просто скажите ребенку, что у вас другие правила, и скажите, какие слова недопустимы в вашем доме.

Вот еще идей, как поощрить уважительную речь и уменьшить количество ругательств в вашей семье:

  • Придумайте другие слова, которые можно использовать, если вам трудно перестать ругаться, а также другие способы справиться с трудными ситуациями. Например, вместо ругани можно сказать что-то вроде: «Я очень расстроен или зол». Таким образом вы моделируете лучшие способы выражения чувств.
  • Хвалите ребенка, когда замечаете, что он правильно справляется с гневом или разочарованием. Например, если ваш ребенок говорит вам, что товарищ по играм использовал бранные слова, чтобы дразнить его, похвалите ребенка за то, что он ушел от ситуации и не использовал эти слова сам.
  • Будьте в курсе того, что ваш ребенок смотрит, слушает и с чем играет. Проверяйте рейтинги на телевидении, в фильмах, играх и приложениях. Не смотрите передачи с нецензурной бранью в присутствии ребенка. И держите телевизоры, компьютеры и другие устройства в местах, где вы можете их легко видеть и слышать.

Дошкольников (и некоторых малышей) могут интересовать интимные части тела и функции организма. Они могут начать использовать такие слова, как «бездельник», «какашка» и «пукающий». Хотя некоторые из этих слов могут быть неуместны в вашем доме, вероятно, это всего лишь этап. Поможет игнорирование слов или объяснение, что их нельзя использовать.

Где мой ребенок услышал это слово?

Дети часто любят пробовать слова, которые они слышат или составляют. И это такие же ругательства, как и другие. Дети усваивают бранные слова из многих источников, вне дома и внутри дома.

Не все дети узнают ругательства от родителей. Воздействие нецензурной брани в средствах массовой информации может привести к увеличению количества ругательств у детей. Когда дети становятся старше, их друзья и сверстники также будут влиять на их выбор слов.

Что делать, если ваш ребенок ругается матом

Маленькие дети постоянно напоминают родителям, что они должны быть внимательными. Они будут делать это удивительным образом, предлагая новые мысли, действия и особенно слова. Иногда выбор бывает забавным и впечатляющим. В других случаях то, что выходит из уст детей в возрасте от 5 до 8 лет, не так восхитительно.

А именно ругаются.

Это может быть одно слово. Они могут не знать, что это значит. Вы можете не знать, где они это услышали. К сожалению, нежелательный язык повсюду. «Вы не можете предотвратить их воздействие», — говорит Жаклин Сперлинг, доктор философии, клинический психолог и преподаватель Гарвардской медицинской школы. Исследование 2013 года показало, что к 8 годам дети знают 54 запретных слова. В этом возрасте чаще всего используются слова «глупый» и «бог». Но к 11 и 12 годам происходит сдвиг, когда двое лучших становятся явно более взрослыми.

Дети имитируют ругань других

«Имитация — важная часть развития, — говорит Сперлинг. Дети видят и слышат, что говорят после того, как кто-то ушиб палец ноги или кричит на другого водителя, и они решают попробовать. Частично это подражание родному брату или родителю; часть — внимание; часть — реакция. Это расстраивает людей или заставляет смеяться? По ее словам, обратная связь может быть обнадеживающей, поэтому поначалу лучше оставаться нейтральным.

Дом также является безопасным местом, чтобы расстраиваться. Вот почему у детей бывают нервные срывы, когда они возвращаются из школы. По словам доктора Юджина Березина, исполнительного директора Центра молодых здоровых умов Клэя в Массачусетской больнице общего профиля и профессора психиатрии Гарвардской медицинской школы, после дня соблюдения правил их нужно отпустить.

Как вы переносите ругань?

К счастью, дети этого возраста становятся более социализированными, особенно в школе. Они знают, что взрослые действуют так, как не могут дети. Например, дедушка выкрикивает ругательства в телевизор во время просмотра футбольного матча. Они также знают, что в разных местах действуют разные правила — они не ходят в школу или в супермаркет без штанов. «Они понимают контекст, — говорит доктор Березин.

Итак, рассмотрим контекст. Если ругань процветает, вы, скорее всего, слышали об этом от своего учителя или директора. Тем не менее, это не то, что нужно поощрять. Дети по-прежнему нуждаются в периодических напоминаниях о правилах, по которым нужно жить.

Когда вы слышите ругань, попробуйте выполнить следующие рекомендации:

  • Помолчите , прежде чем что-то сказать. Не стоит слишком много внимания уделять нежелательному поведению, говорит Сперлинг.
  • Спросите, почему. Затем, предлагает доктор Березин, продолжите: «Что вы чувствовали, когда говорили это?» Вы можете намекнуть, что они злы или расстроены.
  • Решайте проблемы вместе. Как еще можно такое сказать? Что за безумные слова? Что бы вы сказали, если бы были в школе или в доме бабушки? «Вы строите их репертуар. Наша работа родителей состоит в том, чтобы дать им инструменты того, что делать и говорить в различных условиях», — говорит доктор Березин.
  • Объясните допустимое поведение. Если слово было адресовано кому-то другому, четко обозначьте, что это неприемлемо. «Это нападение, и мы не нападаем на других людей словами или физически. Об этом не может быть и речи», — говорит доктор Березин. Также объясните, что люди совершают ошибки, и извинитесь за них.
  • Поощряйте понимание с помощью вопросов. Как вы думаете, какие чувства у человека вызвало это слово? Как бы вы себя чувствовали? Как бы вы себя чувствовали, если бы они извинились? Все это способствует развитию эмпатии. Когда они проявляют сочувствие, похвалите их. Поддерживайте поведение, которое вы хотите видеть, говорит Сперлинг.
  • Будь конкретным. «Дети помладше не понимают тонкостей, но понимают хорошо/плохо, да/нет, так оно и есть», — говорит доктор Березин. Будьте проще: ругань — это то, что делают взрослые. Это делается дома, а не в магазине, у друга или в кабинете врача. Приведите примеры школьных правил, которые они уже знают, чтобы закрепить контекст: Вы не влезаете в очередь. Вы не встаете из-за обеденного стола. Учитель не ругается.

Строительные блоки для будущего успеха

Наряду с обузданием ненормативной лексики, вы создаете среду для разговоров о чувствах и развития их социального и эмоционального обучения. Доктор Березин говорит, что это область, которой пренебрегают, хотя она необходима для будущего успеха. «Люди теряют работу из-за социальных оплошностей и поведения», — говорит он.

Ваши обмены не должны быть идеальными. Дети могут возиться со своим языком; родители тоже могут. Важно, чтобы вы моделировали соответствующее поведение, извинялись, если оступились, и чтобы диалог оставался открытым и поддерживающим. Эта последовательность поможет, поскольку разговоры становятся более сложными, поскольку дети становятся старше.

«Мы хотим, чтобы наши дети могли размышлять и говорить о своих эмоциях и поведении, а также могли учитывать эмоции и поведение других людей», — говорит доктор Березин. «Чем раньше мы приступим к этому делу, тем лучше оно станет строительным блоком для их будущего».

Когда дошкольники начинают ругаться матом

чтение •

Вопрос

Очевидно, мой сын услышал, как кто-то произнес слово на букву «Ф». Мы с мужем не ругаемся, я почти уверена, что это был один из друзей моего мужа. Мой сын повторил слово еще в январе. С тех пор он говорил это примерно раз в пару недель. Я игнорировал это до прошлой недели, когда он сказал это одному из моих друзей, и я был очень смущен. Я сказал ему, что это плохое слово, и он не должен его использовать. Я думаю, что это было большой ошибкой, потому что с тех пор он говорил это все время. Я попробовал тайм-аут, я попытался поместить его в его комнату, я попытался снова поговорить с ним о том, что это не так. красивое слово и ничего не работает.

Отвечать

Трехлетние дети экспериментируют с силой, и ваш сын нашел очень мощное слово. Естественно, он хочет говорить это все время, тем более что это слово имеет такую ​​силу, чтобы вызвать у вас реакцию. Думайте о своем сыне как о маленьком энтузиасте энергии; все, что получает от вас сок, будет повторяться от него. (Вот почему давать детям положительную энергию и внимание просто за то, что они сами по себе и за то, что они сотрудничают, — лучшая «дисциплинарная» стратегия. не нужно капризничать, чтобы привлечь ваше «пикантное» внимание.)

Игнорирование того, что ваш сын использует это бранное слово, является стратегией, рекомендованной большинством «экспертов», чтобы вы не «вознаграждали» своего ребенка вниманием. Но ваш сын не манекен. Он чувствовал вашу реакцию и знал свою новое слово имело силу! Поскольку вы никак не отреагировали на это слово и не помогли ему понять, что оно означает, он попробовал это на вашем друге. Бинго!

Теперь пришло время для новых стратегий. К сожалению, если сказать ребенку, что слово «плохое», это лишь усилит его увлечение им. Давайте попробуем три другие стратегии. Первый, мы объясним, почему слово проблематично, и дадим ему заменители. В то же время мы дадим ему возможность поэкспериментировать со словом безопасно. Наконец, мы устраним любую борьбу за власть, из-за которой он может мучить вас своим новым любимым словом.

1. Перенаправление.

В следующий раз, когда он употребит свое большое нехорошее слово, спросите его, что, по его мнению, означает это слово. Затем объясните, что бранные слова, подобные этому, являются грубыми словами, которые говорят люди. когда они очень злы и не могут понять, как уважительно выразить свои чувства. Они говорят это только для того, чтобы кому-то стало плохо, как при нападении. — то же, что называть кого-либо по имени. Он и сам видит, что, сказав это слово, твоему другу стало плохо, и тебе стало плохо. Это потому что это «грубое» слово, похожее на обзывательство. Это атака. Поскольку вы знаете, что ваш сын умнее этого, вы можете поспорить, что он может придумать много слов, которые можно использовать, когда он злится или расстроен, чтобы он мог выразить себя, не нападая. Как он знает, в твой дом никто никогда не звонит кто-нибудь еще называет; это правило.

Затем превратите обсуждение в игру мозгового штурма (и запишите) список того, что он может сказать, когда расстроен или зол, что не является грубым, что-нибудь от «Я в ярости!» к «Агамемнону!» на «Буффало Бунг!» Я понимаю, что он еще не умеет читать, так что размещение вашего списка альтернатив на холодильнике не поможет. хватить самому. Вам также придется начать использовать эти слова дома в игровой форме.

2. Пусть экспериментирует.

Гораздо проще перенаправить импульс ребенка, чем остановить его. Это означает, что он вряд ли легко сдастся, используя свое новое слово силы, но вы можете перенаправить его использование в безопасную ситуацию. Напомните ему, что нельзя говорить грубые слова в присутствии других людей, потому что это равносильно нападению на кого-то. еще. Если он хочет сказать это, он должен сделать это наедине или в специально отведенное время.

Что я имею в виду под особым временем? Я рекомендую каждому родителю ежедневно уделять каждому ребенку не менее десяти минут Особого Времени. Это время не структурировано, но это время, чтобы помочь вашему ребенку справиться с эмоциями и восстановить связь с вами. Это прекрасное время, чтобы помочь детям справиться с проблемами, которые у них возникают. Вот целая статья о Special Time.

Скажите своему малышу, что хотите провести с ним особое время в течение 15 минут, и он может использовать любые слова, которые захочет. Заранее подготовьтесь чтобы ты не заморачивался. Напомните себе, что если позволить ему экспериментировать таким образом, это поможет ему избавиться от навязчивых мыслей. Это всего лишь слово. Оно имеет нет власти сверх того, что вы ей даете. Вам, вероятно, все равно придется много дышать, чтобы позволить себе относиться к этому шокирующему слову как к игре, но это что я рекомендую, чтобы вынуть жало из него.

Напомните своему сыну, что в Особое время он может использовать любые слова, которые захочет. Когда он угостит вас своим новым любимым словом, сделайте из этого игру, чтобы он повод повторять его слова снова и снова. Притворитесь, что вы плохо слышите, и попросите его повторить. Сохраняйте чувство юмора и будьте игривыми, потому что ваша цель — рассмешить его. Когда он хихикает над своим мощным ругательством, он избавляется от напряжения и беспокойства, которые им движут. продолжать использовать его. Это могут быть опасения по поводу ребенка в школе, который научил его этому слову, или проблемы, связанные с борьбой за власть с вами. У вас нет знать причину, чтобы помочь ему решить это и пройти мимо него.

Продолжайте делать то, что заставляет его хихикать, будь то игра деревенского идиота или притворство «шокированным, шокированным, чтобы найти такие слова, которые используются Вот!» Попробуйте имитировать кричащую схватку, бросая ему в ответ свои собственные бессмысленные слова. Будьте настолько глупы, насколько это возможно, чтобы ваша кричащая схватка переросла в хихиканье. Его слово быстро покажется ему утомительным и скучным, когда вы раз за разом встречаете его творческим вздором, крича ему в ответ «Пухляк!» или «Суперкалифрагилистический!» или «Сноллигостер!» (Думаете, вам может быть трудно подобрать глупые слова? Воспользуйтесь Google и заранее составьте список. Разместите его рядом с тем местом, где вы будете находиться. с сыном!)

Что мы делаем? Мы позволяем ему играть со способностью шокировать нас, действовать возмутительно, безопасным способом. Он явно настроен на эксперимент с этим, поэтому мы поддерживаем его, чтобы он вывел это из своей системы таким образом, чтобы сделать такие слова менее заманчивыми. Мы помогаем ему почувствовать ближе к вам, поэтому он с большей вероятностью будет уважать ваши пожелания и просьбы об этом и обо всем остальном. Мы признаем, что его интерес к этому мощное слово и сила в целом «нормальны» и не делают его плохим, непривлекательным человеком.

После того, как вы поиграете в эту игру в течение 15 минут, закончите с объятиями и поцелуями. Смените тему, почитав ему любимую книгу, а потом займитесь чем-нибудь вместе, например, приготовить ужин или принять ванну. В этот момент, как только он восстановит равновесие, скажите «Это была забавная игра, не так ли?» Объясните ему, что вы будете делать это с ним, когда он захочет, но кроме особого времени, в вашем доме не разрешается ругаться. Он может использовать произносить их наедине в своей комнате, если ему нужно их произнести, но он не может говорить их другим людям, потому что это будет воспринято как нападение. Пока ваш сыну позволено чувствовать себя сильным в своей жизни и чувствовать связь с вами, он захочет следовать вашим указаниям.

3. Устранить борьбу за власть

Обычно дошкольники используют бранные слова и разговоры о горшке, потому что они действительно беспокоятся об этом. Их смех рассеивает тревогу. (Почему они беспокоятся? Потому что эти слова имеют силу в нашей культуре. И потому что маленькие дети беспокоятся о многих вещах, от того, доберутся ли они до ванной вовремя понять, что они — и вы — когда-нибудь умрут.

Но дошкольники также используют бранные слова, потому что они чувствуют себя такими бессильными в жизни, и эти слова — способ взять над нами верх, хотя бы временно. Это особенно верно для детей с сильной волей, которые легче чувствуют себя помыкающими, или для детей, чьи родители более контролируют. Чтобы избежать этих сил борется, когда ваш сын использует свое ругательство, не запрещайте его использование, которое вы все равно не можете заставить. Вместо этого напомните ему, что это слово грубое и подлое. потому что это делает людей неудобными, и что мы не используем грубые, подлые слова в присутствии других. Скажите ему, что он отвечает за выбор, где сказать такое слово — он может пойти в ванную или в свою спальню. Но это не то слово, которое можно использовать в отношении других людей. Если он хочет выразить разочарования, нет проблем — на холодильнике есть целый список замечательных слов, и вы можете помочь ему прочитать их, чтобы выбрать одно.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts