культурный | это… Что такое культурный?
ТолкованиеПеревод
- культурный
- культу́рный
прил., употр. сравн. часто
Морфология: культу́рен, культу́рна, культу́рно, культу́рны; культу́рнее; нар. культу́рно
1. Культурным называют то, что имеет отношение к деятельности человека, которая направлена на духовное и материальное развитие общества.
Культурные ценности. Культурное развитие. Культурная история человечества.
2. Культурными различиями называют разницу в традициях, обычаях, манере поведения и т.
Многие недоразумения происходят из-за культурных различий.
3. Культурным слоем называется слой земли, в котором остались свидетельства жизни прошлых поколений, цивилизаций в виде органических и строительных остатков.
Подземное хранилище находилось под несколькими метрами культурного слоя.
4. Общество, жизнь и т. п. называют культурными, если они находятся на высоком уровне материального и духовного развития.
5. Человека называют культурным, если он умеет правильно вести себя с людьми, в обществе.
Человека культурного сразу видно. |
нар.Он извинился за то, что его ребёнок не умеет культурно вести себя в гостях.
= воспитанный
6. Деятельность, занятия, отдых и т. п. называют культурными, если они направлены на повышение образовательного, духовного уровня человека, связаны с искусством, творчеством и т. п.Культурные мероприятия. |
нар.Мы вполне культурно отдохнули: сходили на балет.
7. Виды растений, овощей и т. п. называют культурными, если их специально выращивают.
Культурные сорта винограда.
8. Почву, землю называют культурными, если их возделывают, обрабатывают.
Культурная земля.
• культу́рность сущ., ж.
Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003.
.
Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:
возделанный, воспитанный, вспаханный, высококультурный, высокоразвитый, интеллигентный, искусственно выращиваемый, кулюторный, негрубый, образованный, общекультурный, просвещенный, развитой, цивилизованный
Антонимы:
дикий
- культура
- купаться
Полезное
Культурный текст: особенности определения и восприятия
УДК 130. 2
Шмелева Наталья Владимировна1, Галушкина Анна Юрьевна2, Емельянычева Елизавета Сергеевна3
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и общественных наук
3Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, магистрант факультета гуманитарных наук, специальность «Философия»
Аннотация
В статье рассматриваются изменения представлений о культуре, связанные с особенностями восприятия текста, который все больше выходит за границы классического восприятия, превращаясь в инструмент культуротворчества. В связи с этим анализируются особенности функционирования текста в современной культуре, его культурный образ с позиции создающего и воспринимающего сознания, роль реципиента в оформлении культурного пространства текста.
Ключевые слова: интертекстуальность, контекст, культура, культурный текст, литературный текст, реципиент, текст, текстуальное мышление
Shmeleva Natalia Vladimirovna1, Galushkina Anna Yrievna2, Emelyanycheva Elizaveta Sergeevna3
1Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod, PhD in Philological Sciences, docent of the Department of philosophy and social Sciences
2Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod, Master’s degree student in Philosophy, Humanitarian Science Department
3Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod, Master’s degree student in Philosophy, Humanitarian Science Department
Abstract
The article discusses changing perceptions of the culture associated with the peculiarities of textual perception. The text continually goes beyond the classic perception limits, becoming more of a tool that is creating the culture itself. In this regard, the authors analyze how the text is functioning in the modern culture, its cultural image — regarded from the position of consciousness that is creating and perceiving, as well as the recipient’s role in designing the cultural environment of the text.
Keywords: context, cultural text, culture, intertextuality, literary text, text, textual thinking, the recipient
Рубрика: Культурология
Библиографическая ссылка на статью:
Шмелева Н.В., Галушкина А.Ю., Емельянычева Е.С. Культурный текст: особенности определения и восприятия // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/19780 (дата обращения: 25.12.2022).
Текст играет важную роль в конструировании и трансформации реальности. Объектом пристального внимания писателей, а вслед за ними и лингвистов, литературоведов, культурологов и психологов стал текст как форма мышления. Включенный в литературное произведение как аллюзия, реминисценция, текст в тексте, текстуальная игра, интертекстуальность, гипертекстуальность, метатекстуальноть, идентификация читателя с литературным героем, а вслед за ней и идентификация персонажа с классическим образом, «вставной» текст перестал быть художественным приемом, а стал способом отражения реальности.
Теоретическое открытие последнего времени в интерпретации художественного произведения связано с разделением текстов на вербальные и невербальные, словесные и знаково-вещественные (основанные на принципах перекомбинации, ассимиляции и подогнанности). Такая трактовка развела литературные и культурные тексты. Известно, что не существует точного определения культуры и, как следствие, понятие культурного текста, но фоновый фактор в художественном произведении играет едва ли не первостепенную роль [1].
Ранее в понятие культурного текста вкладывались исторические данные о времени появления произведения, о событиях ему предшествующих или сопутствующих, о влиянии на автора тех или иных исторических личностей и т. д. Однако уже в прошлом хорошо осознанно, что контекст эпохи (в XIX веке понятие «дух эпохи») не выражает интуитивное, эмоциональное, психологическое, а находит отражение в художественных, философских, научных произведениях, относящихся к конкретной эпохе, в ее оценках, нормах, обычаях и ритуалах, в способе жизни людей и характере их чувств.
Между культурными и литературными текстами устанавливаются эмоционально-чувственные связи, основанные на «вживании», «вчувствовании» в образ Другого. При анализе современной эпохи, отличающейся раздробленностью, фрагментарностью, множественностью миров с отсутствием внутренних связей между ними, понятие общего духа стало малоупотребимо, так как не раскрывает специфику современного художественного сознания. Раскрывая специфику постмодерна М.Эпштейн дает следующее определение тексту: «стерильный продукт, созданный в критической лаборатории по мере расщепления литературы на составляющие и удаление «историчности», «биографичности», «культурности», «эмоциональности», «философии» как вредных» [2, c. 19].
Культурный текст ввел заметные коррективы в само определение текста, расширив его значение. Культурный текст – это не только предметно выраженный текст, но и абстрактный текст, некая околотекстуальность или концептуальность, рассматриваемые с позиции психологии и культурного видения. Так, текст – это «некоторое длительное содержание, ориентированное на некоторое состояние сознания» [3, c. 67]. Основная причина текстовой гибкости заключается в теории художественного бессознательного, призванного перевести бессознательный опыт творца в «осознанный» образ реципиента.
Чужое пространство на внешнем уровне организации текста – это классический вариант «текста в тексте», представляющий собой «обломок текста, вырванный из своих естественных связей и механически внесенный в другое смысловое пространство» [4, c. 66]. В такой структуре подчеркивается игровой характер текста. По мнению Ю.М.Лотмана, в игре «смысловых пространств» особую роль занимает «граница», которую он описывает как «механизм перевода текстов чужой семиотики на язык «нашей», место трансформации внешнего во внутреннее, это фильтрующая мембрана, которая трансформирует чужие тексты настолько, чтобы они вписывались во внутреннюю семиотику семиосферы, оставаясь, однако, инородными» [4, c. 262].
Расширение понятия текст связано с борьбой за художественное пространство, исследованием художественной реальности в глубину и вширь, что способствовало включению текста в любой пласт реальности.
Для современного искусства важным является то обстоятельство, что оно само выбирает своего читателя: «текст стремится уподобить аудиторию себе, навязать ей свою систему кодов, аудитория отвечает ему тем же. Текст как бы включает в себя образ «своей» идеальной аудитории, аудитория – «свой» текст» [4, c. 87]. Культурный текст включает реципиента в свою игру и рождает новое видение культурных артефактов сквозь призму воспринимающего сознания. Реципиент сам создает реальность текста, наделяя его своим культурным опытом, а потом переносит реальность текста на себя, руководствуясь своим личным опытом. Т.С.Элиот в статье «Назначение поэзии» (1933 г.) личный опыт называет «поэтическим материалом» [6, c. 125]. Этот опыт в большей степени обусловлен особенностями мышления и памятью, нежели художественной формой. В книге «Опыт о человеке» Э.Кассирер ввел понятие «символическая память» [7, c. 501], подразумевая под этим определением процесс, с помощью которого человек не просто повторяет свой прошлый опыт, но и переживает его. При этом воображение становится необходимым элементом подлинного воспоминания. Символическая память выступает источником самоидентификации. В условиях современного развития культуры «символическая память», как повторение прошлого опыта отдельного человека (психология индивида), уступает место новой концепции «символической памяти» – повторение культурного опыта (психология общества).
Так, человек оказывается в сфере культуры и переносит элементы и фрагменты культурного наследия на свою повседневность, воспринимая окружающую действительность в схемах и знаках. В выборе текстового сигнала творящий текст субъект чаще руководствуется «рассчитывающим» [8, c. 39] мышлением, т. е. главным критерием выбора текста является автоматическое воспоминание [9, c. 205]. Например, в диалоге говорящий пытается уподобить текст себе, а слушающий постигает говорящего как личность, на основании чего переводит художественное сообщение в понятное для себя высказывание или стереотипное представление. Как отмечал М. Ю. Лотман, «стереотипы (штампы) сознания играют огромную роль в процессе познания и шире – в процессе передачи информации» [10, c. 350]. В таком виде культурной коммуникации главный акцент ставится на соотношении интеллектуального и культурного уровня подготовленности творящего текст субъекта и реципиента. Восприняв некоторую часть, реципиент достраивает весь текст, пытаясь «втиснуть» его в привычные для себя рамки.
Благодаря сориентированному таким образом мышлению человек «переводит» текстообразы, текстознаки в сообщения, служащие средством коммуникации, так как культурный текст позволяет самореализоваться индивиду через проверенный временем художественный образ (Анна Каренина, Илья Обломов, Родион Раскольников и т. д.). Также можно говорить о том, что «исходя из художественной реальности, служащей материалом конструирования повседневности человека, целесообразно говорить о культуре отражения как способности человека отражать интерпретированную, переосмысленную часть культуры как свой образ с позиции той культурной картины мира, которая представляет человека» [11]. Подобный перевод в большей степени обусловлен опытом образования и культурной памятью, нежели самой художественной или эстетической формой общения.
Расширение представлений о тексте оказывает влияние на развитие современной культуры, в которой при сохранении культурных форм постоянно меняется их содержание за счет конструирования культурного текста реципиентом. Таким образом, культурный текст, с одной стороны, связывает новые «вливания» в культуру с традицией, а, с другой стороны, постоянно осовременивает классику.
Библиографический список
- Арнольд И.В. Стилистика декодирования. Л., 1974/
- Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1999.
- Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2004.
- Шмелёва Н. Культурология сознания: от литературного текста к текстуальному мышлению // Вопросы культурологии. 2008. № 4.
- Элиот Т. С. Назначение поэзии. // Элиот Т. С. Избранное т. I – II. Религия, культура, литература. М., 2004.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.
- Бергсон А. Собрание соч. в 4-х т. т.1 Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. М., 1992.
- Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
- Шмелева Н.В., Бабаева А.В., Спасский А.Н., Хализова А.С. Расширение смысловых границ реальности: между реальностью и вымыслом // Научный потенциал. 2014. № 2 (15). С. 9-13.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Шмелева Наталья Владимировна»
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Культурное определение и значение — Merriam-Webster
культурный ˈkəlch-rəl
ˈkəl-chə-
1
: или связанные с культурой или культивированием
2
: связанные с выращиванием растений или животных
культурно
ˈkəlch-rə-lē
ˈkəl-chə-
наречие
Синонимы
- художественные
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Мы изучили наше культурное наследие. Между нами культурных различий. Мы посетили несколько культурных мероприятий за выходные. Центр предлагает широкий выбор культурная деятельность . Город является культурным центром штата.
Недавние примеры в Интернете Это привело к более разнообразному подходу к политическим и культурным вопросам, чем относительно однородные средства массовой информации. — Джозеф Менн, 9 лет. 0037 Washington Post , 14 января 2023 г. Ди Кавальканти был колоссальной фигурой в бразильском искусстве, черпая вдохновение в модернизме у таких художников, как Матисс и Пикассо, и создавая свой собственный бразильский стиль, сюжеты которого говорили об уличной жизни страны и ее культурном наследии. — Молли Энкинг, Smithsonian Magazine , 12 января 2023 г. Принятие поправки является примером растущего политического и культурное влияние мусульманского населения города, большинство из которых имеет корни в Йемене или Бангладеш. — Нирадж Варику, Detroit Free Press , 11 января 2023 г. Театральный критик, деятель искусства города и защитник культурного наследия Сан-Диего. — U-t Staff, San Diego Union-Tribune , 30 декабря 2022 г. Пирсон и Кейва поделились своими историями в качестве примеров второго принципа Кванзы во время соблюдения семидневного праздника в среду в Уокегане, посвященного 9-летию афроамериканца. 0037 культурное наследие и традиционные ценности. — Стив Садин, Chicago Tribune , 29 декабря 2022 г. В число новых сотрудников входит множество ученых, лоббистов и бывших журналистов, что является частью плана по усилению политического и культурного влияния и расширению и без того внушительной мощи мифотворчества. — Джефф Джон Робертс, Fortune , 30 ноября 2022 г. Бизенбах, ориентируясь в развивающейся политической, культурный и экономический ландшафт, был нанят как один из последних официальных актов уходящего режима Ангелы Меркель. — Джей Чешес, WSJ , 29 ноября 2022 г. К концу были совершены настоящие убийства, и веселье стало демократичным, поскольку рядовые покупатели билетов и подписчики Netflix развлекаются за счет воображаемых представителей экономической, политической и культурной элиты. —А.о. Скотт, 9 лет0037 New York Times , 21 ноября 2022 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «культурный». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
1802, в значении, определенном во втором смысле
Путешественник во времени
Первое известное использование культурных было в 1802 году
Другие слова того же года культивируемый
культурный
культурная антропология
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Культурный».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/culture. По состоянию на 2 февраля 2023 г.Copy Citation
Детское определение
Культура
прилагательное
культурный ˈkəlch-(ə-)rəl
: культуры или относящейся к ней
культурно
-rə-lē
наречие
Еще от Merriam-Webster о
культурномНглиш: Перевод культурный для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод культурный для говорящих на арабском языке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
предвещать
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Модные слова
- Какой из этих предметов назван в честь смертоносного оружия?
- шляпа Федора Каблук-шпилька
- Броги хенли рубашка
Проверьте свой словарный запас с помощью нашей викторины из 10 вопросов!
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
ИГРАТЬ
Культурное определение и значение | Dictionary.
com- Лучшие определения
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
Показывает уровень сложности слова.
[ kuhl-cher-uhl ]
/ ˈkʌl tʃər əl /
Сохрани это слово!
См. синонимы для: культурно / культурно на Thesaurus.com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
прилагательное
относящееся к культуре или выращиванию.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Культурное происхождение
Впервые зафиксировано в 1865–1870 гг. ; культура + -al 1
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ МЕСТА культурный
культурный, наречие, наречие, наречие, наречие, наречие, наречие, наречие, наречие, наречие, наречие. ·ал, прилагательное
не·культурный, прилагательноене·культурный·алый, наречиедо·культурный·ал, прилагательноепре·культурный·алый, наречиепсевдо·культурный·тур· al, прилагательноеpseu·do·cul·tur·al·ly, наречиетранс·культурный·al, прилагательноеtrans·cul·tur·al·ly, наречие
Слова рядом с культурным
возделывать собственный сад, культивирование, культиватор, культ личности, культивировать, культурный, культурная антропология, культурное присвоение, культурный капитал, культурное пресмыкание, культурное разнообразие
Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Слова, относящиеся к культуре
художественный, развивающий, украшающий, продвигающий, украшающий, полезный, расширяющий, цивилизующий, конструктивный, корректирующий, придающий достоинство, дисциплинирующий, назидательный, воспитательный , возвышающий, облагораживающий, обогащающий, расширяющий, прославляющий, полезный
Как использовать культуру в предложении
Действие этого университетского романа происходит в Гарварде в 1995 году, в культурный период, когда электронная почта только становилась вещью.
В сентябре этого года книжный клуб Vox читает книгу Элиф Батуман «Идиот»|Констанс Грейди|28 августа 2020 г.|Vox
Это политический, этический и культурный вопрос.
Изменит ли вакцина против Covid-19 будущее медицинских исследований? (Эп. 430)|Стивен Дж. Дубнер|27 августа 2020 г.|Фрикономика
В ходе культурной эволюции люди развивают навыки, которые имеют решающее значение для выживания, но часто трудно и требуют много времени для изучения.
Нет, у животных нет пола — такие романтичные факты|Кейлин О’Коннор|26 августа 2020 г.|Наутилус дает вам шанс, чтобы все, что вы делаете, значило немного больше».
Поворотный пункт пандемического туризма от прохлады к здоровью|Дэн Пелещук|11 августа 2020 г.|Ози
Сексуальные роли, утверждала Мид, появились первыми, продукт длительного и сложного процесса обстоятельств, культурных заимствований, изменений, и шанс.
Гендер — это то, что вы делаете из этого — Выпуск 88: Любовь и секс|Чарльз Кинг|5 августа 2020|Наутилус
Как правило, они приходят извне, из-за культурного давления и сообщений.
Насколько худая слишком худая? Израиль запрещает модели с недостаточным весом|Кэрри Арнольд|8 января 2015 г.|DAILY BEAST
Это антисемитизм или действуют менее коварные культурные силы?
Почему Бесс Майерсон была первой и последней еврейской Мисс Америка?|Эмили Шайр|7 января 2015|DAILY BEAST
Так что мой способ указать на его культурную невежественность состоит в том, чтобы быть еще более невежественным?
Паттон Освальт о борьбе с консерваторами с помощью сатиры|Уильям О’Коннор|6 января 2015 г.|DAILY BEAST
Таким образом, при отсутствии культурных сдвигов новые репродуктивные технологии могут иметь не такое большое значение для женщин, как для мужчин .
У мужчин когда-нибудь будут дети без женщин|Саманта Аллен|3 января 2015|DAILY BEAST
Вместо этого местная жизнь определяется культурными продуктами, которые являются более национальными или более глобальными — вспомните Sunday New York Times.