Лейбук для дошкольников: Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей

Содержание

Чудо-пособие – Лэпбук! | ДС «Березка» с.Еткуль

Чудо-пособие – Лэпбук!

Автор и изготовитель: Воспитатель первой квалификационной категории Чинькова Е.С., МКДОУ «Еткульский детский сад «Берёзка», сентябрь-2016 г.

   Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения – лэпбук. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков, окошечек, миниатюрных книжечек. Она может вместить огромное количество материала, а именно: карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр, художественного слова. Ребенок (или подгруппа детей), взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме.Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Лэпбук для дошкольников может содержать не только конспект основных знаний по выбранной теме, но и дополнительные логические и творческие задания.

Такая «игра» отлично подойдет для одиночного рассматривания или изучения в компании детей. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию.

     Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Разновидности тематических папок.

  • В зависимости от назначения: учебные; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
  • В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка-гармошка; фигурная папка.
  • Организация материала: стандартные кармашки; обычные и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; теги; стрелки; пазлы; чистые листы для заметок и т.
    д..

        При создании лэпбука сами собой проявляются такие качества как креативность, фантазия, заинтересованность в конечном результате. Для оформления я использовала свои художественные навыки, компьютерную графику, яркие иллюстративные материалы, декоративные элементы. Лэпбук получился по своему уникальным. Сам процесс создания такого пособия доставил радость не только мне но и моим малышам, которые безусловно принимали участие в его изготовлении. Наполнение его, это огромное количество дидактических игр, загадок, стихов, раскрасок, картинок, фотографий. Всё по одной теме «Птицы».Мне хотелось полностью отразить эту многообразную тему в объеме папки. Это пособие хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых многие представители пернатой армии являются незнакомцами. Но и для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести не мало пользы.

   Я сделала обзорный лэпбук на общую тему «Птицы», потому что эта тема для дошкольника совершенно новая, и лэпбук был призван лишь поверхностно познакомить ребенка с многообразием диких и домашних птиц.

    И что самое главное – сделать лэпбук совсем нетрудно, не только в детском саду, но и дома в семье. Этот процесс обязательно увлечет всех домочадцев и подарит только положительные эмоции.

     Наш лэпбук «Птицы» – один из результатов совместной работы с детьми по проекту «Наши пернатые друзья». Его изготовлению предшествовали тематические занятия и игры, выполнение заданий, совместный с помощью родителей поиск материалов.

                 Представляю наше творение Вашему вниманию:

Фото1. Упражнение на классификацию «Дикие и домашние птицы».

Фото 2.   Схема «Что есть у птички?»; Дидактическое упражнение «Чье перышко?». Познавательная страничка «Что любит птичка?»

Фото 3. Словесная игра для активизации словаря «Чей домик?». Речевая страничка «Волшебные кармашки» («Птичьи загадки», «Потешки от бабули», шаблоны «Угадай птичку», д/и «Кто где живет?»)

Фото 4. Страничка «Ума палата» (игровое упражнение «Противоположности», «Чьи детки?», «Разрезные картинки», «Птичьи стихи»)

Фото 5. Запоминалочки «Приметы»; «Эта птица называется…», игровое задание «Найди всех курочек», игровое задание «Куда спрятались цыплятки?».

Весело на воле

Пташечке летать,

Над цветами в поле

Песни распевать; А

А на гибкой ветке,

В сумраке лесном,

Ждут певунью детки

В гнездышке родном!

  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  •  

Посмотреть галерею можно по адресу:
https://xn—-7sbcqcjvdj7b1an2jqc.

xn—-ctbhc1cos.xn--p1ai/groups/item/10468-chudo-posobie-lepbuk#sigProId99750dd8e1

«Лепбук – нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями» | Учебно-методический материал (старшая группа):

«Лепбук – нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями»

В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Сегодня я расскажу вам о интересном способе организации как образовательной так и самостоятельной деятельности детей, о интересном методическом пособии – лэпбук.

Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

«Лэпбук» – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Лэпбук — это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.

На наш взгляд, лэпбук в работе с дошкольниками – это не просто форма организации образовательного и воспитательного материала по конкретной теме, а именно средство обучения, так как оформление лэпбука – это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.

Интерактивность папки обеспечивается за счёт разнообразных подвижных деталей: книжек-гармошек, кармашков, стрелочек, подвижных дисков, разворачивающихся страничек, мини-книжек и т. д. Само по себе проектирование, изготовление и оформление лэпбука (естественно с дифференцированной помощью взрослого) способствует развитию у ребёнка конструктивных и изобразительных навыков.

Зачем нужен лэпбук?

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Создание лэпбука – один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Лэпбуки могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Работая индивидуально, один ребёнок (с помощью взрослого) занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.

С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 детей работают над одним лэпбуком. Такая форма организации детей достаточно трудоёмка для воспитателя, хотя и очень эффективна в плане формирования навыков детей взаимодействовать со сверстниками в микрогруппе.

Создание группового лэпбука позволяет воспитателю организовать интересное познавательное взаимодействие с детьми своей группы в течение длительного времени (недели, так как работа над лэпбуком (от его проектирования до воплощения в жизнь) процесс трудоёмкий по содержанию и длительный по времени.

При создании коллективного лэпбука воспитателю важно грамотно распределить работу с детьми над его отдельными частями и элементами. Коллективный лэпбук лучше сделать более крупного формата, например формата А3.

Этапы работы над лэпбуком :

1. Выбор темы, мотивация детей к работе над лэпбуком;

2. Совместное составление плана (содержания) лэпбука;

3. Разработка макета;

4. Поэтапное создание лэпбука.

На мой взгляд, начинать данную работу следует с изготовления лэпбука по готовым разработанным шаблонам, которые можно найти в интернете. После того, как у детей и взрослых появится опыт изготовления, можно приступать к разработке собственных авторских лэпбуков. Темы лэпбуков могут быть самыми разнообразными.

Лучше всего получаются лэпбуки на частные (узкие, а не общие темы). Например, можно сделать лэпбук «Профессии». Но он получится обзорным – вряд ли вы сумеете отразить всё многообразие темы в ограниченном объёме тематической папки. А вот лэпбук, например, «Профессия воспитатель» позволит собрать более подробную информацию и сделать лэпбук максимально продуктивным.

Очень важно помнить о том, что если лэпбук посвящён профориентации, то он должен отвечать требованиям системного подхода к представлениям дошкольников.

Кроме этого в лэпбуке размещаются материалы, направленные на речевое развитие ребёнка-дошкольника : пословицы и поговорки, короткие стихотворения и рассказы, словесные игры; художественно-эстетическое развитие: иллюстрации, репродукции, самодельные пазлы и разрезные картинки; физическое развитие: описание подвижных игр, схемы физических упражнений и многое другое.

Материалы для изготовления лэпбука лучше подбирать разного цвета и фактуры, для того, чтобы сделать лэпбук визуально более привлекательным для ребёнка дошкольного возраста.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий.

Ознакомление детей с миром профессий взрослых мы решили начать с профессии Воспитатель. Эта профессия знакома и интересна детям, дети часто в нее играют.

Для этого мы изготовили лэпбук «Профессия Воспитатель». Он представляет собой картонную папку, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. Все составляющие элементы лэпбука, объединены между собой, общей темой. На титульном листе отражается тема лепбука, в данном случае это профессия воспитатель, здесь мы видим изображение воспитателя и картинку детского сада, адрес.

В нашем лэпбуке 10 кармашков.

Первый кармашек с текстом беседы о профессии воспитатель, о ее возникновении и развитии.

2 кармашек это сборник стихов по профессии. Здесь дети могут увидеть и понять разницу между профессиями воспитатель, старший воспитатель и младший воспитатель. 3 кармашек «Каким должен быть воспитатель?», он сделан в виде гармошки, качества педагога здесь отмечены символами, которые придумали сами дети.

4 кармашек здесь находятся эмблемы всех групп нашего детского сада и фотографии воспитателей. Дети должны соотнести фото с эмблемой группы, где работает этот педагог, тем самым воспитываем уважение к педагогам детского сада, закрепляем И. О и названия групп.

5 кармашек «Сетка занятий», это игра. Ребенок должен соотнести виды деятельности с днем недели. Закрепляются названия занятий, дни недели, развивается память, внимание.

6 кармашек «Режим дня дошкольника», составляем рассказ о профессии по картинкам.

7 кармашек «Правила поведения в детском саду», назвать правило по картинке и объяснить ответ.

8 кармашек «Правила вежливости» игра «Расскажи о том, что видишь».

Все эти картинки помогут детям понять чем занят воспитатель в течение дня, чему учит ребят и самим закрепить все эти правила.

9 кармашек дидактические игры «Я- воспитатель», «Что лишнее?», «Найди предметы необходимые для работы» дети узнают какие предметы нужны воспитателю для работы. Имеются мнемотаблицы,для заучивание стихотворений, схема описательного рассказа о профессии.

10 кармашек «Праздники в детском саду», дети вспоминают и делятся впечатлениями о прошедших праздниках, закрепляют их название и значимость.

В ходе работы над созданием лэпбука, мы закрепили и расширили знания детей о профессии воспитателя. С помощью данного пособия дети как в совместной, так и в самостоятельной деятельности могут извлечь информацию о трудовых процессах воспитателя, могут развивать любознательность, интерес к данной профессии и воспитывать уважительное отношение к труду людей данной профессии; могут формировать умения пользоваться средствами общения со сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации.

Дошкольные этикетки: индивидуальные этикетки для малышей