Конспект урока по обществознанию «Личность и социальная среда»
Урок обществознания в 8 классе
Тема: «Личность и социальная среда»
Цели урока;
1.Сформировать у учащихся устойчивые знания по основным понятиям урока.
2. Развивать навыки критического мышления, учить анализировать, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, вырабатывать навыки работы с таблицей, мультимедийной презентацией.
3. Стимулировать учащихся к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию.
Ход урока
1. Оргмомент . Мотивация учебной деятельности.
2. Изучение и осмысление нового материала.
Слово учителя:
Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарём по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать её и мы.
Тема нашего урока «Личность и социальная среда»
Ребята, зная тему урока , какие задачи мы перед собой поставим?
-познакомиться с новыми терминами и научиться понимать их;
-учиться работать с текстом учебника, с документами, словарями;
-учиться обобщать и анализировать;
учиться применять знания на практике.
Какие ключевые понятия и темы мы должны выяснить на уроке?
Проблемное задание:
Всякого ли человека можно считать личностью? Как социальная среда, моральные и духовные ценности влияют на становление личности.
План урока:
1. Человек, индивидуальность, личность.
2. Роль семьи и социальной среды в становлении личности.
3. Моральные нормы и духовные ценности в становлении личности.
Первый этап урока- изучение материала.
Работа с понятиями человек, индивид, индивидуальность, личность.Человек- это биосоциальное существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно- исторической деятельности и общения.
Понятие «человек» используется как общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Своей жизнью человек оказывает влияние на окружающую среду.
Основные характеристики человека:
-особое строение организма;
-способность к трудовой деятельности;
-наличие сознания.
Индивид- это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.
Основные характеристики индивида:
-целостность психофизической организации организма;
-устойчивость по отношению к окружающей действительности;
-активность.
Индивидуальность- это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных способностей, проявляющихся в поведении, деятельности, общении.
Личность- это результат развития индивида. Это социальная сущность человека.
Личность-это конкретный человек, способный к познанию, переживаниям, преображению окружающего мира и строящий определённыё отношения с этим миром.
История знает немало фактов проявления одарённости у детей.
Презентация темы
Одарённость -это прирождённое качество, но оно может развиться, а может угаснуть.
Что необходимо для того, чтобы талант не угас?
(Необходимы сила воли, трудолюбие, цель)
Что делает человека талантливым, гениальным?
Что делает человека великим?
Вывод : Личность- это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.
На протяжении 19 века учёные полагали, что личность существует, как нечто сформировавшееся от рождения Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гением, преступником или рыцарем. Но в начале 20 века накопилось много фактов, доказывающих, что врождённая гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность.
— Ребята, давайте задумаемся над вопросом.
-Какую роль в формировании личности выполняет семья?
Семья формирует систему ценностей. Серафим Саровский говорил: «Нынче учить никого не надо, надо показывать». Вся жизнь родителей- пример для детей. Родители дают детям тепло, любовь, заботу, общение, передают свой жизненный опыт.
Семья – это среда, которая влияет на развитие личности, её будущее духовное и душевное благополучие.
Потребность индивида стать личностью у одних развита в большей степени, у других- в меньшей.И именно родители могут сформировать и развить эту потребность в своём ребёнке в наивысшей степени.
-А какое влияние на формирование личности оказывает социальная среда?
Социальная среда может развить, а может и заглушить природные качества. Общество и социальная среда влияют на личность в обоих направлениях- подавляя и развивая её. Чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность. Между развитием личности и общества существует прямая зависимость.
Поддаваться чувствам, страстям, страхам- значит вести себя неразумно. Проявлять здравомыслие, рассудительность, целеустремлённость- ощущать в себе более высокое нравственное начало.
Личностью можно стать только в том случае, если развивать в себе нравственное начало.
Немецкий философ Иммануил Кант очень выразительно определял личность: это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным принципам.
Что это значит? Это значит обладать развитым сознанием человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата других людей. Личность должна иметь твёрдые принципы- это такие моральные и гражданские качества человека как честность, порядочность, совесть, уважение к закону, порядку и справедливости. Кант полагал, что все эти качества должны быть выработаны добровольно при условии доброго желания самого человека. Степенно усваивая опыт поколений, язык, знания, умения, мораль, право, обычаи. Нормальный человек всю жизнь формирует себя: пополняет свои знания, культуру, совершенствуется духовно и морально.
Слово учителя.
Нравственное воспитание включает в себя такие понятия как долг, честь, совесть, достоинство. Эти качества формируются как в коллективе, так и в самостоятельных действиях. Накапливая нравственный опыт, вы можете ошибаться, неправильно поступать. Ориентироваться на хорошие поступки вам помогут учителя, родители, старшие наставники. Если вы научитесь правильно оценивать свои и чужие поступки- это правильный шаг к становлению личности.
Второй этап урока- осмысление материала.
-Ребята! Мы сегодня говорили о личности и социальной среде. Давайте вернёмся к проблемному заданию. Как бы вы ответили на вопрос
— Всякого ли человека можно назвать личностью?
-Как семья и социальная среда влияют на формирование личности?
-Какие моральные качества необходимы для становления личности?
Задание1
Верны ли суждения о роли общества в формировании личности?
А. Общество способно как развивать личность, так и подавлять её.
Б.
Чем выше культурный уровень общества, тем меньше в нём человек ценится как личность.1) верно только А
2)верно только Б
3) верны оба суждения
4)оба суждения неверны.
Задание2 Завершите фразы:
1.Талант и гениальность это…
2.Великим человека делает…
3.Личностью нельзя назвать…
Задание 3
Какие особенности потребления духовных ценностей нашли отражение в пословицах.
1.Хороша книга, да чтец плох.
2.кто много читает, тот много знает.
3.Не на пользу читать, коли только вершки знать.
Задание 4
Распределите слова на две группы: позитивные и негативные моральные качества.
Гуманизм, человечность, честь, чванство, цинизм, совесть, скромность, грубость, тунеядство, скромность, трусость, верность.
Третий этап урока- рефлексия.
-На уроке мы говорили о человеке, индивиде, личности. Где вы видите себя в этой цепочке?
Кто вы?
-Мы рассмотрели процесс становления личности. К чему вы будете стремиться? Останетесь на прежнем уровне, будете стремиться вверх, вниз?
— Упражнение1 Что вы можете предложить?
-Для того, чтобы тебя уважали?
-Для того , чтобы совесть была чиста?
-Для того, чтобы в семье был мир.
Упражнение2. Поспорим.
Французский философ Вольтер говорил: «Работа избавляет нас от трёх зол: скуки, порока, нужды».
-Согласны ли вы с этим утверждением?
-скука ослабляет умственные способности
-порок- это пьянство, наркомания, преступный образ жизни
-нужда объясняется нежеланием заработать деньги.
Упражнение3 Маска
Написать о себе несколько слов, которые ярко характеризуют черты характера.
Упражнение 4.Надпись на пальцах руки.
Большой- какие качества ценю в себе?
Указательный- какие качества ценю в других?
Средний- чему хочу научиться у других?
Безымянный- над чем стоит задуматься?
Мизинец- что пожелать другим?
Итак, сегодня на уроке я узнала….
Я попробую…
Я понял что…
Мне захотелось…
Я научилась …
Я могу…
На уроке я работала…, своей работой я довольна…, моё настроение стало лучше, материал был лёгким , Я всё усвоила.
Заполнение таблицы.
Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему « Мой кумир».
,
Презентация по теме: «Личность и социальная среда» | Презентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему:
Слайд 1
Общество и человек Урок №5 «Личность и социальная среда». 8 класс
Слайд 2
План урока 1. Понятие человека. 2. Человек талантливый, гениальный. 3. Индивид и индивидуальность. 4. Личность.
Слайд 3
Проблемное задание Почему человек ценится как личность больше в обществе с более высоким культурным уровнем? Существуют ли общества, где человек как личность не был бы востребован?
Слайд 4
Человек существо био Общее в человеке и животном Отличия человека от животного социальное
Слайд 5
Человек – существо био-социальное Биологическое начало Социальное начало 1.Обмен веществ 1.Разум 2.Кровообращение 2.Членораздельная речь 3.Пищеварение 3.Умение создавать орудия труда 4.Дыхание 4.Способность объединяться в социумы : рода, племена, народы. 5.Размножение 5.Способность создавать и понимать произведения искусства 6. Вскармливание детёнышей молоком 6.Вера в божественные силы 7.Умение приспосабливаться к окружающей среде 7.Мораль.
Слайд 6
Талант Присущие от рождения определённые способности и умения человека, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
Слайд 7
Талант даётся от рождения . Он может развиться, а может угаснуть. Необходимы сила воли, трудолюбие, чтобы талант не пропал. Большую роль в развитие таланта играет социальная среда. Талант
Слайд 8
Что означает выражение «Зарыть талант в землю»? Выражение «Зарыть талант в землю» употребляется в значении: не заботиться о развитии таланта, дать ему засохнуть.
Слайд 9
Гениальность Наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, признаваемых шедеврами.
Слайд 10
Гениальные люди А.С.Пушкин Бетховен Эйнштейн Гениальность , как и талант, — биологически врождённые качества, данные человеку от природы
Слайд 11
Индивид – конкретный представитель человеческого рода. Каждый человек – индивид по рождению Индивидуальность Отличается творчеством и оригинальностью в деятельности Обладает неповторимыми особенностями
Слайд 12
Личность Это результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопление жизненного опыта.
Слайд 13
Социализация личности Это процесс становления человеческой личности. Личностью не рождаются, личностью становятся.
Слайд 14
Качества личности 1.Способна нести ответственность и решать проблемы. 2.Продукт социализации человека. 3.Отличается самостоятельностью в поступках. 4.Контролирует поведение, обладает силой воли. 5.Имеет моральные убеждения и сформировавшееся мировоззрение.
Слайд 15
Социализация Деградация
Слайд 16
Общество способно влиять на личность – подавляя и развивая её. Чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность, и наоборот.
Слайд 17
Великие люди прошлого Аристотель Коперник Л.Н.Толстой
Слайд 18
Проблемное задание Почему человек ценится как личность больше в обществе с более высоким культурным уровнем? Существуют ли общества, где человек как личность не был бы востребован?
Слайд 19
Домашнее задание §5, вопросы 1 -4 на с. 45.
Человек в окружающей среде – поведение человека и социальная среда I
Цели обучения:- Изучение подхода «человек в окружающей среде»
- Опишите микро-, меццо- и макроподходы
- Опишите биопсихосоциально-духовный подход
- Описать теорию систем
- Описать экологическую теорию
- Описать теорию экосистем
- Представление сильных сторон
Что приходит на ум, когда вы слышите «Человек в окружающей среде»?
Этот подход основан на концепции, согласно которой люди могут находиться под сильным влиянием своего окружения. Это подчеркивает важность понимания человека и его поведения через окружающую среду. Окружающая среда человека, наряду с его опытом, поможет сформировать то, как он смотрит на мир, как он думает и почему он реагирует именно так, а не иначе. В социальной работе сбор информации от наших клиентов является фундаментальной частью нашей работы, и знание того, какую информацию искать и как ее организовать, похоже на сбор кусочков пазла и работу над их сведением воедино, чтобы получить полную картину (или, по крайней мере, по крайней мере, столько, сколько мы можем). Этот урок начнет знакомить с некоторыми конкретными подходами, точками зрения и теориями, которые помогут создать призму и основу профессии социального работника.
Микро, Меццо и Макро
Сначала мы начнем с подхода Micro, Mezzo и Macro . Это просто просмотр уровней в системе человека, который поможет вам определить, какая поддержка может потребоваться.
Микроуровень представляет индивидуальные потребности и включает прямое взаимодействие с клиентами, что является наиболее распространенным типом социальной работы. На этом уровне исследуются аспекты, связанные с биологией, психологическими потребностями, социальными (равными) и межличностными (семейными) отношениями или поддержкой, а также духовными убеждениями.
Микроуровень Джейсона . Биологически никаких проблем с физическим здоровьем не поступало, но некоторые опасения могут быть связаны с тем, как употребление марихуаны может повлиять на его физическое здоровье. Он подросток, а это значит, что его тело продолжает испытывать гормональные и физические изменения. Семья сообщает об истории злоупотребления психоактивными веществами, а также о проблемах с психическим здоровьем, что может указывать на возможные генетические связи, которые необходимо изучить. Это также может быть связано с психологическими потребностями, поскольку он может испытывать тревогу или депрессивные симптомы, или если он сообщает об употреблении марихуаны в качестве механизма выживания. Сообщается также, что он проявляет гнев, ссорится со своими братьями и сестрами и борется с натянутыми семейными отношениями. Это связывает нас с социальными аспектами, исследуя, как он определяет свои отношения и поддерживает. В виньетке не сообщалось о духовных верованиях, но их необходимо было изучить при встрече с Джейсоном.
Меццо-уровень представляет связи или взаимодействия с небольшими группами, такими как семья, школы, церкви, районы, общественные организации и сверстники/коллеги.
Меццо-уровень Джейсона — здесь мы хотели бы подробнее изучить, как его отношения и взаимодействие с различными группами влияют на него — семьей, сверстниками, школьным персоналом/преподавателями, возможной духовной принадлежностью/церковью и любыми общественными группами или организациями, которые он идентифицирует как связанные с.
Макроуровень представляет связи с системными вопросами в рамках больших систем, таких как законы/законодательство, политика, системы здравоохранения и международные ассоциации. На этом уровне также исследуются этические рамки, исторические последствия группового опыта и то, как дискриминация и предрассудки могут повлиять на маргинализированные группы населения.
Макроуровень Джейсона — Необходимо изучить политику в области образования/школы, политику в области психического здоровья, системы здравоохранения, культурные и исторические последствия группового опыта, законы и политику в отношении наркотиков, а также возможное влияние дискриминации и предубеждений.
Важно не забывать исследовать взаимосвязь и взаимодействие между тем, какая информация представлена человеку на каждом уровне, и тем, как это может повлиять на его функционирование и развитие в окружающей среде.
Био-психо-социально-духовный
Био-психо-социально-духовный подход оценивает уровни функционирования в биологических, психологических, социальных и духовных измерениях (и как они связаны), чтобы помочь понять поведение человека. Этот подход включает в себя большую часть той же информации, которую вы найдете на микроуровне, но мы хотим глубже взглянуть на то, как человек функционирует в каждом измерении, а также на то, как они могут влиять друг на друга.
Биологический компонент включает аспекты, связанные с общим состоянием здоровья, физическими способностями, весом, диетой, образом жизни, употреблением лекарств/наркотиков, полом и генетическими связями/уязвимостями.
Биологические аспекты Джейсона – Нет проблем с общим физическим здоровьем, аспекты развития подросткового возраста, проблемы и последствия употребления психоактивных веществ, идентификация как мужчины, а также возможные генетические связи / уязвимости (злоупотребление психоактивными веществами, тревога, депрессия или любые другие). другой семейный анамнез, вызывающий беспокойство).
Психологический компонент включает аспекты, связанные с психическим здоровьем, самооценкой, отношением/убеждениями, темпераментом, навыками преодоления трудностей, эмоциями, обучением, памятью, восприятием и личностью.
Психологические аспекты Джейсона – Гнев, проблемы и последствия употребления психоактивных веществ, возможные проблемы с уважением, плохие навыки преодоления трудностей и эмоциональная регуляция, когнитивное развитие и любые связанные с этим проблемы, характеристики личности и темперамента, а также исследования того, как он воспринимает свой мир.
Социальный компонент включает аспекты, связанные со сверстниками и семейными отношениями, социальной поддержкой, культурными традициями, образованием, занятостью/гарантией занятости, социально-экономическим статусом и социальными сообщениями.
Социальные аспекты Джейсона – Напряженные семейные отношения, отношения в школе/образовательная поддержка, изучение социально-экономических последствий, изучение культурных традиций и выявление/исследование отношений со сверстниками и поддержки.
Духовный компонент включает аспекты, связанные с духовными или религиозными верованиями или верой в «высшее существо» или высшую силу, с которой они чувствуют связь или поддержку.
Духовные аспекты Джейсона – Ни о каких духовных аспектах не сообщалось, но мы хотели бы выяснить, что это значит для Джейсона. Отождествляет ли он себя с церковью, религией или высшей силой/существом? Что это значит для него? Приносит ли это какую-то поддержку и утешение или вызывает повышенный стресс, поскольку он работает над тем, чтобы «выяснить, что все это значит»?
Взгляд на каждое измерение био-психо-социально-духовного подхода позволяет вам провести более целостное исследование и оценку человека, поскольку он исследует и связывает четыре важные сферы его жизни.
Теория систем
Теория систем утверждает, что на поведение влияют факторы, которые работают вместе как система и взаимосвязаны — каждая часть играет важную роль в функционировании целого, а целое, в свою очередь, поддерживает и поддерживает части. Семья, друзья, школа, работа, экономический класс, домашняя обстановка и другие факторы влияют на то, как человек думает и действует. Социальный работник должен наблюдать и оценивать все системы, с которыми сталкивается человек, поскольку они влияют на его поведение и благополучие, и работать над укреплением этих систем, поскольку они связаны и влияют друг на друга. Это используется для разработки целостного представления о людях в их окружении, которое затем используется, чтобы привести к наиболее подходящему практическому вмешательству.
В рамках теории систем мы также будем изучать роли (рутинные задачи и поведение людей в системе). У всех нас есть роли, и мы играем в них, осознаем мы это или нет. Вот некоторые примеры ролей: лидер, опекун, родитель, ребенок, брат, сестра, помощник, козел отпущения, гражданин, супруг и работник. Многие люди чувствуют, что их роли идентифицируют их. Это может усиливать поведение, когда положительные чувства или переживания связаны с ролью (ролями), или может быть мотиватором для изменений, когда роль (роли) связана с более негативными чувствами или переживаниями. Знание того, какие роли выполняет человек и как он воспринимает каждую роль, поможет вам понять его опыт и потребности.
Экологическая теория
Экологическая теория фокусируется на взаимодействии между человеком и окружающей его средой. В нем обсуждается активное участие людей в их окружении и развитии, а также в том, что и то, и другое (окружающая среда/развитие) постоянно меняется.
«Мысли становятся восприятием, Восприятие становится реальностью. Измени свои мысли, Измени свою реальность». ~ Уильям Джеймс
Важным напоминанием об этой теории является необходимость помнить о важности восприятия: то, как люди воспринимают или интерпретируют свое окружение и опыт, влияет на их общее функционирование или благополучие. Это также не зависит от того, как проблемы или опасения могут показаться социальному работнику. Вам нужно будет изучить, как клиент видит свою ситуацию, прежде чем предположить, что определенные ситуации являются проблематичными. Нам нужно попытаться увидеть это их глазами и понять, что они чувствовали. Это их история и их реальность. В практике социальной работы это лучше всего можно понять, рассматривая отдельных лиц, семьи, политику, сообщества и культуры и определяя сильные и слабые стороны в процессах транзакций между системами.
Модель экологических систем Бронфенбреннера, используемая для исследования Теория экосистем :
Бронфенбреннер полагал, что на развитие человека влияет все, что находится в окружающей среде, и разделял среду на пять различных уровней: микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема и хроносистема.
9Микросистема 0003 — это система, наиболее близкая к человеку и та, в которой они имеют прямое взаимодействие. Некоторые примеры включают дом, школу или работу. Микросистема обычно включает семью, сверстников или опекунов. Отношения в микросистеме двунаправлены, то есть то, как вы отвечаете и реагируете на людей, влияет на их реакцию и реакцию на вас. Это самый влиятельный уровень в рамках теории.
Мезосистема – это место, где индивидуальные микросистемы человека взаимосвязаны и влияют друг на друга. Эти взаимодействия имеют косвенное влияние на человека, которое может быть положительным или отрицательным в зависимости от того, работают ли элементы системы вместе (положительно) или работают друг против друга (отрицательно).
Экзосистема относится к обстановке, в которой человек не является активным участником, но все же влияет на него. Сюда входят решения, влияющие на человека, но не обладающие способностью принимать решения. Примером этого может быть ребенок, пострадавший от того, что родитель потерял работу.
Макросистема — это культурная среда, в которой живет человек, и все другие системы, влияющие на него, такие как экономика, культурные ценности и политические системы.
9Хроносистема 0003 охватывает переходы и сдвиги на протяжении всей жизни человека. Он рассматривает время события по отношению к развитию человека, например, как смерть влияет на детей разного возраста. Также исследуются исторические события, которые происходят в жизни человека, такие как последствия терактов 11 сентября.
История Джейсона — С помощью теории систем мы рассмотрим аспекты микро-, меццо- и макроуровней, а также био-психо-социально-духовные измерения выше и то, как они взаимодействуют и влияют друг на друга. Здесь мы также рассмотрим, какие роли, по мнению Джейсона, он играет (сын, брат, ученик, друг), а также роли, которые он может не признавать или не определять (лидер, опекун (если его попросят помочь с уходом за младшими братьями и сестрами) или образец для подражания). Мы также хотим изучить, как Джейсон воспринимает каждую роль (положительную или отрицательную), чтобы лучше понять свой опыт и работать над удовлетворением своих потребностей. Используя Экологическую теорию, мы добавляем возможность наблюдения за тем, как развитие и окружающая среда продолжают расти и изменяться, и как это продолжает влиять на наших клиентов, когда они взаимодействуют со своими системами. Теория экосистем берет начало как из теории систем, так и из теории экологии, объединяя основные принципы каждой из них и предоставляя нам возможность глубже изучить сложность каждой сети, с которой сталкивается клиент, и лучше понять, как они взаимодействуют и влияют друг на друга.
Перспектива сильных сторон
Основополагающим аспектом социальной работы является перспектива сильных сторон . У всех людей есть сильные стороны и способности, которые позволяют им расти и адаптироваться. Эта точка зрения отвлекает внимание от проблемы и позволяет нам определить, как клиенты могут использовать свои сильные стороны для достижения своих целей. Клиенты рассматриваются как эксперты своего опыта. Мы используем их идеи, чтобы исследовать времена устойчивости, и сотрудничаем с ними, чтобы найти поддержку и решения, а также помочь поддержать их способность расти. Также важно помнить об оценке окружающей среды на предмет возможных барьеров и воздействий при оценке потребностей и сильных сторон.
Сильные стороны Джейсона – Поддержка семьи, оба биологических родителя дома и все еще вместе, осведомленность о семейной истории, школьная поддержка, трудоспособное тело, отсутствие сообщений об отставании в развитии (но следует изучить, если есть какие-либо проблемы, связанные с этим), нашел навыки совладания (даже если это не самый подходящий способ, он занимается саморегуляцией) и смог взаимодействовать со школьным социальным работником во время их встречи вместо того, чтобы оставаться закрытым и отказываться говорить.
Какие еще сильные стороны вы можете выделить?
Как бы вы работали над изучением и выявлением сильных сторон Джейсона?
Исследование сильных сторон : По следующей ссылке обсуждаются практические ценности, основанные на сильных сторонах, и исследуются 5 типов вопросов, которые Деннис Салиби (Университет Канзаса, пионер в разработке и продвижении практики, основанной на сильных сторонах) предлагает использовать для оценки сильных сторон наших клиентов. . Примеры вопросов сосредоточены на взаимодействии с родителями, но примеры и идеи могут быть расширены для работы с любой группой клиентов.
http://www.preventconnect.org/wp-content/uploads/2018/02/Strength-based-questions.pdf
Пожалуйста, перейдите к Главе 1: Как мы используем наши ожидания, чтобы больше узнать о наших ожиданиях, суждениях, реакциях и предубеждениях.
Ключевые выводы:
- Подумайте об опыте человека в целом. Что это включает? Детство? Семья? Друзья? Что еще приходит на ум?
- Нам нужно посмотреть на их опыт на каждом уровне и в разных системах, а также на то, как они взаимодействуют, чтобы получить полную картину (Человек в Окружающей Среде).
- Перспектива силы — это фундаментальная перспектива в области социальной работы. В нем говорится, что у всех людей есть сильные стороны, и часто эти сильные стороны можно найти в их борьбе.
Каталожные номера:
Аудиопедия. (2017, 1 мая). Что такое СИЛОВАЯ ПРАКТИКА? Что означает СИЛОВАЯ ПРАКТИКА? [Видео файл]. YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=KCPC6BSSIX4
Как теория социального обучения работает в образовании
У каждого учителя есть такие ученики. Те, которые делают класс трудным. Они говорят вне очереди, запугивают других детей и выражают поведенческие проблемы, которые могут вывести учителя из себя. Хотя эти ситуации могут разочаровывать, проблемы учащегося могут быть связаны с отсутствием руководства в классе.
«Содержание большинства учебников скоропортящееся, но инструменты самостоятельности со временем пригодятся». -Альберт Бандура
Нынешние и начинающие учителя знают, что одна из самых важных их обязанностей – дать учащимся рекомендации, необходимые им для того, чтобы они стали лучшими учениками и людьми, а не просто преподать им уроки по книгам. Правильное понимание теорий обучения может помочь учителям наладить контакт со студентами, которые плохо себя чувствуют или испытывают проблемы с успеваемостью. Практическое применение правильной теории социального обучения может напрямую решать поведенческие проблемы и иметь решающее значение для улучшения образовательного пути учащегося.
Проще говоря, теория социального обучения утверждает, что люди в первую очередь учатся, наблюдая за другими. На это обучение, которое носит социальный, а не просто поведенческий характер, как считалось раньше, можно воздействовать (например, ребенок видит, как брат или сестра вежливо просят угощение и получают его), или не реагировать (например, подросток слышит друг описывают взлом замка, и они узнают что-то новое, но сами не пробуют). Особенно когда речь идет об агрессивном поведении, теория социального обучения играет большую роль в том, как люди, дети, учатся. При рассмотрении социального обучения в контексте агрессивного поведения теория объясняет, как возникает агрессия, провокации, связанные с этим типом поведения, и результаты паттернов агрессии.
Теория социального обучения состоит из четырех элементов:
- Внимание. Дети не могут учиться, если они не сосредоточены на задаче. Внимание ребенка должно быть захвачено, чтобы он мог имитировать поведение. Способность обращать внимание во многом зависит от доступности наблюдаемого поведения, сложности поведения и его воспринимаемой ценности.
- Удержание. Люди учатся, усваивая информацию. Затем мы вспоминаем эту информацию, когда хотим отреагировать на ситуацию, в которой есть элементы, напоминающие нам о том, что мы узнали. Чтобы учиться на наблюдениях, мы должны сохранить эту информацию. Сохраняя последовательность поведения вместе с его последствиями, учащийся может извлечь эти знания и применить их к будущим имитациям поведения.
- Репродукция. Мы воспроизводим наше ранее изученное поведение или знания, когда это необходимо. Выполнение поведения, демонстрируемого моделью, или ссылка на него в наших действиях может улучшить то, как мы реагируем. Когда поведение повторяется в различных социальных контекстах, учащийся может учитывать обратную связь и корректировать или изменять способы выполнения этого поведения в будущих взаимодействиях.
- Мотивация. Желание выполнять поведение, основанное на наградах и наказаниях, возникающих в результате моделирования действий. Когда воспринимаемые вознаграждения перевешивают воспринимаемые затраты, человек с большей вероятностью будет имитировать поведение. Социальные реакции и последствия определяют, будет ли повторяться наблюдаемое поведение в будущем.
Теория социального обучения предполагает, что социальное моделирование и хорошее поведение являются мощными инструментами в классе. Если дети видят положительные результаты такого действия, как внимание к уроку, они с большей вероятностью выполнят это действие сами. И наоборот, если они видят негативные последствия, они, скорее всего, избегают такого поведения. Поведенческие и когнитивные теории обучения являются неотъемлемой частью теории социального обучения. Как всеобъемлющая модель, открытая для широкого спектра обучающего опыта, социальное обучение учитывает социальный контекст, чтобы понять, что обучение — это не только поведенческий, но и когнитивный процесс. Это означает, что учителя могут использовать системы наказания и поощрения, чтобы помочь учащимся учиться на чужих примерах. Теория социального обучения также способствует самоэффективности посредством конструктивной обратной связи. Студенты, которые получают положительное подкрепление, как правило, больше уверены в себе и своих способностях — теория утверждает, что положительное взаимодействие будет выделяться в их сознании, и они захотят повторить свое хорошее поведение.
Альберт Бандура (1925–2021) — отец теории социального обучения. В 1960-х годах он провел ставший теперь известным эксперимент под названием «Эксперимент с куклой Бобо», который привел к его официальным работам по теории социального обучения в 1977 году. изучали поведение детей после того, как они наблюдали, как взрослый агрессивно вел себя по отношению к кукольной игрушке с низким центром масс, которая качалась назад после того, как ее сбили с ног. Самым важным элементом эксперимента было наблюдение за тем, как дети вели себя после того, как увидели, как взрослый получает вознаграждение, наказание или не сталкивается с какими-либо последствиями за физическое насилие над куклой Бобо. Эти эксперименты помогли показать, как на детей можно повлиять, научившись усваивать или имитировать поведение других. Затем Альберт Бандура применил эти идеи к поведенческому развитию учащихся.
Лев Выготский (1896–1934) также был известен своей работой по изучению того, как дети школьного возраста учатся у своих сверстников, хотя его работа была больше сосредоточена на когнитивном и языковом развитии. Выготский сосредоточил внимание на зоне ближайшего развития (ЗБР), которая определяет разницу между тем, что ребенок может делать без посторонней помощи, и тем, чего он может достичь с помощью руководства и поощрения. Выготский предполагает, что социальное взаимодействие между студентом и моделью является важной частью процесса обучения и называется совместным или кооперативным диалогом.
Многое было изучено за десятилетия, прошедшие с момента появления теории социального обучения. С психологической точки зрения до реального воздействия в области социальной работы и образования социальное обучение оказалось эффективным инструментом для понимания поведения, взаимодействий и отношений детей. Социальное обучение также помогло нам наблюдать, как когнитивные факторы и факторы окружающей среды способствуют обучению и поведению. На практике теория социального обучения предлагает множество преимуществ, в том числе:
- Гибкий. Теория социального обучения является фундаментальной и достаточно динамичной, чтобы ее можно было применять ко многим видам поведения, а также к формальным и неформальным учебным средам, начиная от классной комнаты и заканчивая сетями знаний в более широкой публике.
- Адаптируемый. Теория поддерживает идею о том, что обучение происходит различными способами, включая тщательное наблюдение, подражание и непосредственный практический опыт. Кроме того, теория социального обучения поддерживает идею о том, что большинство людей процветают и адаптируются к новым условиям и ситуациям.
- Легко наносится. Теория социального научения применялась во многих ситуациях и неизменно демонстрирует тесную взаимосвязь между концепциями социального научения и поведением.
- Сильные результаты. Степень, вероятность и частота подкрепления влияют на подражание и приводят к улучшению результатов, в том числе к более активному участию и лучшему общению. Теория социального обучения также способствует более сильным результатам, основанным на ее способности более легко отслеживать конкретное поведение и создавать улучшенную среду, которая влияет на то, как люди учатся и ведут себя.
Альберт Бандура также является создателем социальной когнитивной теории, которая расширяет возможности теории социального обучения и связана с когнитивной теорией обучения. Изучая принятие решений и усвоенное поведение, когнитивная теория расширяет теорию социального научения, принимая во внимание сопутствующие факторы, такие как личность человека и мыслительный процесс, преимущества самого поведения и их окружение. В социальной когнитивной теории Бандура постулирует, что люди не только формируются под влиянием своего окружения и внутренних сил, но и стремятся влиять на свое окружение и внутренние силы. Самоэффективность является ключевым понятием в рамках этой теории.
Новаторский эксперимент Бандуры с куклой Бобо доказал, что дети учатся развивать новые реакции, наблюдая за поведением окружающих. Обучение через наблюдение предполагает, что те, за кем наблюдают, служат моделями, и дети стремятся быть похожими на своих моделей, подражая им.
Модели играют ключевую роль в развитии детей, и часто наблюдаемое поведение влияет на многие отношения, поведение и идеи, которые ребенок усваивает в процессе своего развития. Основываясь на эксперименте Бандуры, дети усваивают и сохраняют поведение, которому они подвергаются, что потенциально определяет их индивидуальные взгляды, начиная от имитации мужского и женского поведения, развития антисоциальных или социальных личностей и принятия определенных взглядов и поведения в долгосрочной перспективе.
Пожалуй, одной из самых влиятельных моделей в жизни ребенка является роль учителя. Учителя играют решающую роль в процессе обучения ребенка, и теория Бандуры поддерживает идею о том, что подкрепление, возможно, является наиболее важным элементом обучения через наблюдение. Дети с большей вероятностью узнают и повторят поведение на основе таких факторов, как похвала или вознаграждение, или в силу мотивации продолжать демонстрировать выученное поведение. Учитель не только вносит свой вклад в образовательную основу ребенка, но также помогает в обеспечении поощрения и подкрепления, необходимых для сохранения во всех аспектах их жизни в детстве и во взрослой жизни.
Одно дело изучать социальное обучение, и совсем другое — внедрить его в свой класс. Важно понять стратегии того, как использовать эту теорию и помочь учащимся преуспеть в ней. Сочувствие и забота имеют решающее значение для того, чтобы эта теория обучения достигла положительных результатов в вашем классе. Учителя должны всегда помнить, что они могут сосредоточиться на подкреплении, чтобы сформировать поведение, смоделировать соответствующее поведение и повысить самоэффективность в рамках своей модели в классе.
Модель перевернутого класса. Модель перевернутого класса предполагает изменение традиционного расписания обучения. Вместо того, чтобы учитель читал лекции в течение учебного дня, учащиеся смотрят обучающее видео или читают материалы дома. Затем в классе они применяют то, чему научились, выполняя действия или задания, которые могли быть домашним заданием. Учителя выступают в роли гидов и наставников, помогая им продолжать обучение. Это воплощает теорию социального обучения, потому что учащиеся могут наблюдать за поведением и действиями других учащихся во время обучения и деятельности, видеть, когда их хвалят и поощряют, и применять эти наблюдения к своему обучению. Учителя могут использовать эту модель, записывая свои лекции по определенному предмету, чтобы учащиеся могли смотреть это видео в качестве домашнего задания, а затем задавать вопросы и работать над заданиями на следующий день.
Геймификация и моделирование. Геймификация и моделирование помогают учителям сделать свой класс более интерактивным, превращая задания и действия в игры. Геймификация может включать в себя превращение деятельности в соревновательную игру с наградами для победителей, создавая ту уникальную и новую искру, которая привлечет интерес учащихся.
Моделирование в классе помогает добавить интереса и веселья в классную ситуацию. Учебное испытание, условный город, цифровая симуляция — это отличные способы улучшить обстановку в классе и заинтересовать учащихся. Между тем, они могут учиться, проводя исследования для задания, взаимодействуя со своими сверстниками и учась у них. Учителя могут начать с тестирования модуля, включающего простую игру или симуляцию, а затем добавить новые игры или симуляции в более крупных масштабах.
Коучинг равных. Совместное обучение — отличный способ помочь учащимся учиться друг у друга. Студенты, связанные друг с другом, могут наблюдать и учиться, помогая друг другу на этом пути. Важно быть осторожным при организации коучинга сверстников, так как вы не хотите, чтобы учащиеся чувствовали себя некомфортно или неуверенно из-за того, что другой учащийся помогает им. Репетиторство с равными может хорошо работать для изучения математики, написания и редактирования статей и многого другого. Чтобы успешно внедрить коучинг со сверстниками, внимательно наблюдайте за учащимися, чтобы определить, какие пары подходят друг другу. Старшие ученики также могут выполнять эту роль, передавая то, чему они научились у взрослых, когда они сами учатся преподавать.
Существует множество цифровых ресурсов, которые могут помочь учителям внедрить социальное обучение в свой класс и помочь учащимся улучшить поведение и добиться успеха. Использование социальных инструментов обучения полезно для педагогики и андрагогики и включает социальное программное обеспечение для улучшения обмена между людьми и системами, например:
Google Sky: этот ресурс представляет собой моделирование неба, которое может помочь учащимся узнать об астрономии.
- Padlet: Padlet может помочь учащимся и учителям сотрудничать. Студенты могут общаться и работать друг с другом, просматривая обучающие видео или читая статьи, написанные учителем.
- edpuzzle: Edpuzzle позволяет учителям создавать видеоконтент, который учащиеся могут легко использовать.
- quizzizz: Quizizz — отличный вариант игры, который делает обучение и викторины более увлекательным игровым вариантом.
- Ward’s Science: видеоролики с практическими рекомендациями — отличный способ для учащихся учиться дома, особенно в перевернутом классе.
Если вы являетесь нынешним или начинающим преподавателем, важно понимать, как различные теории обучения могут принести пользу вашему классу и помочь учащимся добиться успеха. Учителя играют ключевую роль в жизни детей и служат для того, чтобы вдохновлять их личным примером, а также посредством мотивации и подкрепления, данного ребенку. Применение правильной теории обучения, основанной на потребностях каждого ребенка, имеет решающее значение для его развития и может оставить неизгладимое впечатление, имеющее основополагающее значение для формирования его будущего.
Если вы заинтересованы в том, чтобы использовать эти теории для изменения жизни, подумайте о том, чтобы получить экспертные знания в области образования со степенью Педагогического колледжа WGU.