Личность понятие в психологии: определение, структура и основные теории развития.

Понятие и психология личности человека

Содержание статьи

Центральное место в психологии отдано психологии личности. Само понятие личности очень сложно определить. Оно раскрывается в разных отраслях жизнедеятельности человека. Также его изучением занимаются многие науки.

Понятие личности

Понятие личности давно интересует психологов разных отраслей. В связи с изучением личности создано множество тестов, которые так или иначе пытаются дать человеку некоторое понимание самого себя.

Пройдите тест на экстраверсию/интроверсию и тип темперамента.

Понятие личности в философии и социологии

В более широком смысле «личность» имеет философское значение. Определений данного понятия очень много как в психологии, так и в социологических источниках.

В социологии личность изучается со стороны общественных взаимоотношений людей, которые в свою очередь находятся в зависимости от их окружения.

Помимо этого изучается понятие «индивида», которое дается человеку при рождении. Личностью человек становится именно в ходе его жизни, общаясь с другими людьми и занимаясь общественными делами.

Личность становится индивидуальностью при приобретении уникальности, которая отличает его от всех остальных.

Личность — это результат социального становления индивида.

Психология изучает личность изнутри, и социальный аспект отходит на второй план.

Характеристики человека как личности

Личность включает в себя множество характеристик, основными из которых являются:

  1. Психические качества каждого отдельного человека;
  2. Склонность человека;
  3. Черты характера человека;
  4. Темперамент.

Личность имеет сложную структуру, поэтому эта тема так привлекает многих психологов.

Психологи изучают личность людей в быту, в одиночестве, в социуме.

Только в социальной сфере личность может по-настоящему раскрыться, развить свои навыки, приобрести новые.

Теории личности в психологии

Теорий личности очень много. Ведь каждый психолог на основании своего видения личности описывает этапы ее становления по-разному.

Психоанализом занимаются не только психологи, ученые, но и сами люди, пытаясь анализировать свое поведение и поведение людей, с которыми общаются.

Зигмунд Фрейд рассказывает о нескольких стадиях развития личности, начиная с самого рождения. Его теория применима и подходит ко всем людям.

На каждой из стадий человек растет и развивает в себе различные качества, приобретает свои индивидуальны черты характера. При этом если в любой из стадий своего становления человек получает психологическую травму, он приобретает опыт.

Не всегда приобретается положительный опыт общения и жизни. Хотя именно отрицательный опыт помогает человеку приспособиться к тяжелым условиям.

Личность в социологии и педагогике

В этих отраслях имеется также несколько стадий становления личности, и у каждого человека прохождение стадий несомненно индивидуально. Поэтому подходить к любой проблеме формирования личности в обществе нужно индивидуально с каждым человеком.

Имеются факторы развития человека и его личности в зависимости от его среды, воспитания и наследственности. Каждый из этих факторов важен и рассматривать их в отдельности друг от друга нельзя. Генетика ребенка очень важна при его воспитании. К тому же необходимы хорошие условия среды его проживания.

Важно контролировать среду, в которой находится ребенок, подросток, будь то детский сад, школа или семья. Необходимо учитывать среду проживания человека: город, село, его окружение.

На любого человека помимо всего перечисленного влияют любые внешние источники раздражения. Причем у каждого человека эти источники свои. Необходимо к каждому человеку относиться как к «личности», вне зависимости от его возраста, социального положения или черт характера.

0 0 votes

Рейтинг статьи


Личность: Быстрый обзор | SparkNotes

Черты характера

  • Личность это совокупность характерных мыслей, чувства и поступки, из которых состоит человек.
  • Личность черт постоянны и долговечны, в то время как состояний являются временными.
  • Греки считали, что личности соответствуют четыре типа юмора. типы.
  • Рэймонд Кеттелл использовал факторный анализ , чтобы сгруппировать черты в шестнадцать групп.
  • Многие психологи считают, что есть пять основных черт.
  • Эти черт Большой пятерки включают невротизм, экстраверсию, открытость опыту, доброжелательность и добросовестность.

Психодинамические теории

  • Психодинамические теории основаны на Зигмунде Теория Фрейда психоанализа и акцент на бессознательном мотивы и значение детских переживаний в формировании личности.
  • Фрейд считал, что разум имеет три уровня осознания:
    сознательное
    , предсознательное и без сознания .
  • Информация в бессознательном проявляется в оговорках, шутках, сновидения, симптомы болезни и ассоциации между идеями.
  • Личность состоит из трех компонентов, находящихся в постоянном конфликт: id , эго и суперэго .
  • Идентификатор содержит биологические импульсы, регулируется принцип удовольствия и характеризуется первичным процесс мышления .
  • эго управляет конфликтом между Ид и реальностью. Это управляется принципом реальности и характеризуется вторичный процесс мышления .
  • Суперэго — моральный компонент личности.
  • Тревога возникает, когда эго не может адекватно сбалансировать требования ид и суперэго.
  • Люди используют
    защитных механизмов
    , чтобы защитить себя от беспокойство.
  • Фрейд предположил, что дети проходят пять стадий развития, каждая из которых характеризуется сексуальным удовлетворением от определенной части тела.
  • Фиксация — это неспособность нормально прогрессировать с одного стадии развития в другую.
  • Эдипов комплекс является критической фазой развития, которая происходит на фаллической стадии. Это относится к сексуальному желанию ребенка мужского пола для его мать и его враждебность к отцу.
  • Согласно аналитической психологии Карла Юнга , у людей есть личное бессознательное и коллективное бессознательное . Последний содержит универсальные воспоминания об общем человеческом прошлом людей.
  • Согласно Альфреду Адлеру индивидуума психологии , основными мотивами поведения являются стремления к превосходство.
  • Объектные отношения теоретиков считают, что люди мотивированы чаще привязанностью к людям.
  • Критики психодинамических теорий утверждают, что эти теории не фальсифицируемы, что они обобщают от нескольких пациентов ко всем людям, и что они полагаются на ретроспективные отчеты.

Бихевиористские теории

  • Бихевиористские объяснения личности сосредоточены на обучении.
  • Б. Ф. Скиннер считал, что личность человека возникает из тенденции реагирования и что последствия формируют ответы.
  • Альберт Бандура сказал, что люди учатся ответам, наблюдая другие. Он считает, что мышление и рассуждение важны в обучении.
  • Исследование Уолтера Мишеля показало, что люди ведут себя по-разному в разных ситуациях.
  • Психологи сходятся во мнении, что личность формируется двусторонним взаимодействие между личностными качествами и окружающей средой. Этот взаимодействие называется взаимным детерминизмом .
  • Критики утверждают, что бихевиористы часто неуместно обобщают исследования на животных людям и что они часто недооценивают биологические факторы.

Гуманистические теории

  • Гуманистические теории подчеркивают субъективные точки зрения, когда изучающая личность. У них оптимистичный взгляд, который фокусируется на людях. разум, сознание и свобода.
  • Абрахам Маслоу изучал здоровую личность и описал характеристики самоактуализирующейся личности .
  • Человекоцентрированная теория Карла Роджерса предполагает, что самооценка — самая важная черта личности. Представления детей о себе соответствуют действительности, если их родители дают им безоговорочное любовь. Роджерс сказал, что люди испытывают тревогу, когда реальность угрожает их жизни. представления о себе.
  • Критики утверждают, что гуманистические теории и концепции слишком наивны оптимистична, расплывчата, трудно поддается проверке и склонна к индивидуалистическим ценностям.

Биологические подходы

  • Ганс Айзенк считает, что генетика во многом определяет личность.
  • Исследования темперамента и наследственности обеспечивают наиболее эмпирические доказательства генетического вклада в личность.
  • Окружающая среда влияет на отношения и ситуации со сверстниками.
  • Совместное семейное окружение не приводит к большому сходству в личность.
  • Теоретики эволюции объясняют личность с точки зрения ее адаптивного ценить.

Культура и личность

  • Американская культура пропагандирует представление о себе как о независимом, в то время как азиатская культуры обычно продвигают представление о себе как о взаимозависимом.
  • Культура влияет как на агрессивность мужчин, так и на альтруизм.
  • Культурные психологи сталкиваются с проблемой ухода от стереотипов и признание универсальных черт при изучении различий между культурами.

Оценка личности

  • Оценки личности используются для диагностики психологические расстройства, консультировать людей по обычным повседневным проблемам, выбирать кадры для организаций, и проводить исследования.
  • Объективные личностные тесты обычно представляют собой самоотчет запасы . К ним относятся MMPI-2 , 16PF и Личный инвентарь NEO .
  • Проективные личностные тесты
    требуют, чтобы испытуемые отвечали на неоднозначные раздражители. К ним относятся тест Роршаха и тест Роршаха . Тематический апперцептивный тест .
  • Ассессмент-центры позволяют психологам оценивать личность в конкретных ситуациях.
  • Каждый способ оценки личности имеет свои преимущества и недостатки.

Предыдущий раздел Оценка личности

Личность и интеллект — IResearchNet

Несмотря на частые (и непрекращающиеся) дебаты на протяжении всей истории психологии, «личность» и «интеллект» продолжают оставаться двумя наиболее популярными и важными понятиями как в официальной научной литературе, так и в популярных дискуссиях. психологических явлений. Это потому, что обе концепции относятся к широким, мощным качествам людей, которые, как считается, лежат в основе познания, мотивации и поведения во многих различных условиях. В той мере, в какой такие убеждения могут быть проверены, цели психологии по пониманию, предсказанию и улучшению важных аспектов человеческого поведения и развития могут быть значительно облегчены за счет использования этих концепций.

Хотя личность и интеллект дают полезные способы обобщения последовательных индивидуальных различий в функционировании человека, они не предназначены для ответов на одни и те же вопросы. Личность фокусируется на «содержательных» вопросах, касающихся сущности, организации или значения мыслей, чувств, восприятий и действий человека. Интеллект фокусируется на вопросах «эффективности», которые направлены на определение того, насколько хорошо люди функционируют по отношению к какому-либо внутреннему или внешнему критерию.

Связь между личностью и интеллектом важна по трем причинам. Во-первых, значительный интерес представляет определение того, связаны ли определенные параметры, типы или паттерны личности с эффективным (разумным) поведением в значимых жизненных контекстах. И наоборот, широко распространено беспокойство по поводу ненормативных характеристик личности, которые могут ухудшить или подавить способность к разумному поведению. Наконец, похоже, растет осознание того, что оценки интеллекта могут иметь небольшую ценность, если они не принимают во внимание цели и контексты, формирующие личность человека.

Психологическая литература полна исследований, посвященных этим вопросам. В большинстве этих исследований применялся «номотетический» подход, при котором все люди описываются с использованием одних и тех же параметров или категорий (например, личностных черт, первичных способностей, диагностических категорий). Однако в последнее время был разработан более сложный способ концептуализации отношений между личностью и интеллектом. Эта точка зрения предполагает, что критерии оценки интеллекта должны варьироваться от одного человека к другому, в зависимости от личности каждого человека. Этот «идиографический» подход к пониманию взаимосвязи между личностью и интеллектом наиболее ярко проявляется в концептуальных схемах, подчеркивающих важность личных и социальных целей при определении соответствующих критериев оценки интеллекта (например, Cantor & Harlow, 19). 94; Форд, 1994). Эти концепции, многие из которых указывают на избирательное влияние жизненных контекстов и культурных условий на формирование личных и социальных целей, находятся на переднем крае теории и исследований по таким темам, как мотивация, творчество, мудрость, социальный и практический интеллект (Форд , 1992; Maciel, Heckhausen, & Baltes, 1994; Sternberg, 1985).

Психометрические подходы к личности и интеллекту: пространственные связи

Наиболее широко используемым, но, вероятно, наименее продуктивным инструментом для понимания взаимосвязи между личностью и интеллектом был традиционный психометрический подход. Эта номотетическая концептуализация предполагает, что существует относительно небольшое количество измерений черт или способностей, лежащих в основе большинства аспектов интеллектуального и социального поведения. Как только эти качества будут определены, можно будет разработать многомерные корреляционные исследования для выявления областей совпадения между профилями личности и способностей. Многие такие исследования были проведены как внутри, так и за пределами области личности и интеллекта.

Одна из проблем с этим подходом заключается в том, что неясно, можно ли достичь консенсуса в отношении фундаментальных параметров, которые следует использовать для описания и оценки личности и интеллекта. Известные структуры черт в литературе по личности варьируются от моделей личности «Большой тройки» (Eysenck, 1991) и «Большой пятерки» (McCrae & Costa, 1997) до таксономии шестнадцати личностных факторов Кеттелла (Cattell, 1971). Несмотря на существенное совпадение этих подходов, остаются значительные разногласия по поводу того, какие черты следует считать действительно фундаментальными (Айзенк, 19).91). Точно так же психометрические теории интеллекта варьируются от моделей с одним или двумя факторами («g» или общий интеллект; подвижный и кристаллизованный интеллект) до моделей с числом первичных способностей от полудюжины до более чем 100 (например, множественный интеллект; структура интеллекта Гилфорда). ) (Штернберг, 1982). Учитывая длинную, но все еще неопределенную историю теории и исследований, проистекающих из попыток определить лежащие в их основе черты и параметры способностей, выбор конкретного «наилучшего» способа описания личности и интеллекта для всех людей не кажется вероятным результатом. Также неясно, желателен ли такой консенсус, учитывая разнообразие атрибутов, возможностей и проблем, с которыми сталкиваются люди в разных условиях и культурах.

Более того, независимо от количества используемых категорий, большинство попыток связать полученные психометрически показатели личности и интеллекта дали мало корреляций статистической и теоретической значимости (Zeidner, 1995). В соответствии с этим результатом, типичный ответ психометрических теоретиков на задачу одновременного улавливания дисперсии, связанной с обеими областями, заключался в том, чтобы просто добавить или включить интеллект в предпочитаемую ими таксономию личности. Короче говоря, описание людей по обобщенным характеристикам или способностям еще не оказалось продуктивным способом понимания взаимосвязи между личностью и интеллектом.

Психопедагогические и психопатологические подходы к личности и интеллекту: категориальные связи

Исследователи личности и специалисты в прикладных областях, таких как специальное и коррекционное образование, а также клиническая, консультационная и школьная психология, также стремились принять номотетический подход к пониманию отношений между личностью и интеллект. Однако при этом они меньше сосредоточивались на универсальных измерениях и больше на повторяющихся когнитивно-эмоционально-поведенческих (личностных) «типах» или диагностических категориях, которые описывают определенные подмножества людей с общими характеристиками. Этот подход оказался гораздо более полезным, чем психометрический подход с точки зрения практического применения, хотя он также был ограничен тем фактом, что схемы классификации обычно не различаются от одного человека к другому.

Школьные специалисты, например, обычно работают со стандартизированными диагностическими категориями, описывающими широкие, прототипические модели социального, эмоционального и интеллектуального функционирования, пересекающие области личности и интеллекта (Braden, 1995). Такие категории обычно описывают, явно или неявно, способы, которыми интеллектуальные дефициты могут влиять на функционирование личности, или способы, которыми личностные дефициты могут препятствовать интеллектуальным функциям. Например, учащиеся, отнесенные к категории умственно отсталых или неспособных к обучению, могут рассматриваться как имеющие ограничения или уязвимости, которые проявляются не только в академических или профессиональных задачах, но и в условиях, которые могут фундаментальным образом повлиять на развитие личности (например, через возможности социального обучения). со сверстниками или под влиянием стереотипных представлений о людях с определенными видами инвалидности). Совокупное воздействие этого опыта может, в свою очередь, способствовать или ограничивать интеллектуальное развитие и использование существующих интеллектуальных способностей. И наоборот, учащиеся с эмоциональными расстройствами или расстройствами внимания могут считаться способными хорошо функционировать в академической среде, но только в том случае, если процессы возбуждения с высокой амплитудой (например, гнев, тревога, депрессия) или модели мышления, лежащие в основе такого возбуждения, могут быть должным образом отрегулированы. (например, с помощью лекарств или поведенческих вмешательств).

Клинические психологи и психологи-консультанты также занимаются различными формами психопатологии, которые могут ухудшить или помешать способности к эффективному функционированию. При таком подходе психопатология чаще всего определяется в терминах кластеров симптомов (синдромов), которые связаны с согласованными диагностическими ярлыками. Эти синдромы отражают широкие паттерны мышления, эмоций, восприятия и действий (т. е. личностные паттерны), которые часто приводят к неразумному поведению или служат серьезными препятствиями для развития более эффективных паттернов поведения (Endler & Summerfeldt, 19).95). К таким категориям относятся параноидальные, шизоидные, антисоциальные, истерические, нарциссические, избегающие, зависимые, обсессивно-компульсивные и пассивно-агрессивные расстройства личности, а также различные виды расстройств настроения.

Подходы к личности и интеллекту, основанные на целях: мотивационные связи

В этой более идиографической концептуализации личность и интеллект связаны главным образом с «личными целями» человека (т. е. мыслями о желаемом или нежелательном будущем), а также с выбором и инвестициями, которые следуют из усилий по достижению этих целей (Cantor & Harlow, 1994; Форд, 1992, 1994; Штернберг и Спирсверлинг, 1998). Ученые, применяющие этот подход, обычно больше внимания уделяют развитию компетентности и личностному росту, чем личности или интеллектуальной дисфункции, хотя этот подход также весьма применим к последнему набору явлений (например, Ford, 1995).

Центральная предпосылка этого подхода заключается в том, что оценивать эффективное функционирование (интеллектуальные способности) в какой-либо области имеет смысл только в том случае, если человек преследует важные цели в этой области. Выбор цели может быть самостоятельным (основанным на личных интересах и приоритетах) или контекстуальным (основанным на контекстуальных или культурных возможностях и требованиях), но в любом случае интеллект отражает достижение личностно значимых целей в важных жизненных контекстах.

Личность становится важной частью этого способа понимания человеческого интеллекта, когда она определяется главным образом с точки зрения набора основных целей или жизненных занятий человека. С этой точки зрения ядро ​​личности человека представлено целями, которые он или она преследует на регулярной основе в повседневной жизни, и способами, которыми человек пытается достичь этих целей. Предполагается, что мысли, чувства, восприятия и действия, связанные с преследованием значимых целей, представлены в устойчивых когнитивных конструкциях, известных как «схемы» (Cantor & Harlow, 19).94; Форд, 1992). Аутентичные оценки интеллекта могут быть разработаны путем сосредоточения внимания на эффективности этих схем в направлении мыслей и действий во времени и в разных контекстах.

Хотя целенаправленный анализ личности и интеллекта подходит для всех возрастных групп, потенциальная полезность концептуализации личности и интеллекта таким образом особенно важна для подростков и взрослых (Ford, 1994; Maciel et al., 1994). По мере того, как жизненные пути расходятся, возрастает потребность в понимании того, чего люди пытаются достичь, прежде чем делать выводы о том, насколько они умны или насколько умны они могут быть в конкретной обстановке. Форд (1994) ввел понятие «личностного интеллекта», чтобы объяснить, как можно проводить идиографическую оценку интеллекта на основе этой точки зрения. В его шаблоне «Оценка личного интеллекта» прогресс во всех областях основных целей человека оценивается по семи различным аспектам эффективного функционирования (т. , квалифицированная работа в сложных условиях, генеративная гибкость и скорость обучения или изменения поведения).

Концепция «персональной навигации» Штернберга и Спир-Сверлинга (1998) с ее упором на самостоятельность, гибкость и преодоление препятствий также обеспечивает полезный инструмент для продвижения целевых моделей личности и интеллекта. В отличие от большинства концепций в психологии, персональная навигация одновременно подчеркивает вклад как человека, так и среды в содержание и эффективность функционирования человека. Более того, вместо того, чтобы сосредотачиваться на стабильных, устойчивых аспектах личности и интеллекта (например, умственных способностях и личностных чертах или синдромах), концепция личной навигации подчеркивает возможность значительных изменений в том, что люди делают и насколько хорошо они это делают. По аналогии с игрой в Scrabble, личная навигация отражает необходимость адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и максимально использовать свои текущие и потенциальные возможности в будущем. При правильном сочетании мотивации, навыков и удачи всегда можно создать новые способности и достижения на основе личности и интеллекта, которые развивались на протяжении всей жизни.

Ссылки:

  1. Braden, J. P. (1995). Интеллект и личность в школьной и педагогической психологии. В Д. Х. Саклофске. и М. Зейднер (ред.). Международный справочник личности и интеллекта (стр. 621-650). Нью-Йорк: Пленум Пресс.
  2. Н. и Харлоу Р. (1994). Социальный интеллект и личность: гибкое выполнение жизненных задач. В Р. Дж. Штернберг. и П. Рузгис (ред.). Личность и интеллект (стр. 188-217). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  3. Кеттелл, РБ (1971). Способности: Их структура, рост. и действие. Бостон: Хоутон Миффлин.
  4. Эндлер, Н.С., и Саммерфельдт, Л. Дж. (1995). Интеллект. личность. психопатология. и регулировка. В DH Saklofske & M. Zeidner (Eds.). Международный справочник личности и интеллекта (стр. 249-284). Нью-Йорк: Пленум Пресс.
  5. Айзенк, Х. Дж. (1991). Измерения личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы. Личность и индивидуальные различия, 12. 773-79.0.
  6. Форд, Мэн (1992). Мотивация людей. Ньюбери Парк. КА: Сейдж.
  7. Форд, Мэн (1994). Подход живых систем к интеграции личности и интеллекта. В Р. Дж. Штернберг. и П. Рузгис (ред.). Личность и интеллект (стр. 188-217). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  8. Форд, Мэн (1995). Достижения в теории и исследованиях мотивации: значение для специального и коррекционного образования. Вмешательство в школу и клинику, 31, 70-83.
  9. Масиэль, А.С., Хекхаузен, Дж., и Балтес, П.Б. (1994). Взгляд на продолжительность жизни на интерфейсе между личностью и интеллектом. В Р. Дж. Штернберг. и П. Рузгис (ред.). Личность и интеллект (стр.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts