Методы исследования в психологии
Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей иили когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.
Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является «трудовой метод», который очень часто использовали зарубежные и отечественные психологи в 20-30-х годах нашего века.
Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.
Что касается способов
регистрации получаемых данных, то,
по-видимому, в процессе первоначальных
наблюдений лучше использовать не составленные
заранее протоколы, а развернутые
и более или менее
Результаты наблюдений
обычно систематизируются в виде
индивидуальных (или групповых) характеристик.
Такие характеристики представляют
собой развернутые
Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу.
Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п. А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.
Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение
является незаменимым методом, если
необходимо исследовать естественное
поведение без вмешательства
извне в ситуацию, когда нужно
получить целостную картину
2. Анкетирование,
как и наблюдение, является одним
из наиболее распространенных
исследовательских методов в
психологии. Анкетирование обычно
проводится с использованием
данных наблюдения, которые (наряду
с данными, полученными при
помощи других
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: «Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?»;
это анкеты селективного
типа, где испытуемым на каждый вопрос
анкеты предлагается несколько готовых
ответов; задачей испытуемых является
выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения
учащегося к различным учебным
предметам можно использовать такой
вопрос: «Какой из учебных предметов
— самый интересный?». А в качестве
возможных ответов можно
это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:
5 — уверено да;
4 — больше да, чем нет;
3 — не уверен, не знаю;
2 — больше нет, чем да;
1 — уверенно нет.
Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.
Бесспорным достоинством
метода анкетирования является быстрое
получение массового материала,
что позволяет проследить ряд
общих изменений в зависимости
от характера учебно-
3. Беседа — специфичный
для психологии метод
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.
Содержание бесед
можно протоколировать
Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
4.. Монографический метод Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни.
При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.Обычно в психологических исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.
Диагностические методы.
К диагностическим
исследовательским методам
1. Тест- стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом — количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Использование
определенных и конкретных тестов в
психологии наиболее отчетливо проявляет
общие теоретические установки
исследователя и всего
Необходимость
абсолютно точного соблюдения инструкции
и использования однотипных материалов
диагностического обследования налагает
еще одно существенное ограничение
на широкое использование
Основным недостатком
большинства диагностических
Достоинство диагностических
методов состоит в очень
Методы психологии
Анкетирование — наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.
При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.
Для повышения уровня достоверности
данных анкетированию должна предшествовать
предварительная
Наблюдение во всех его формах не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно тс ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.
Эксперимент — это тоже наблюдение, но проводимое в специально созданных условиях. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра внешней среды (независимая переменная) на поведение участников эксперимента (зависимая переменная). Обе эти переменные должны быть доступны объективному наблюдению и точно фиксироваться. Для надежности контроля за переменными психологи обычно работают с двумя группами — экспериментальной и контрольной, идентичными по своему составу и другим условиям (контрольная группа в отличие от экспериментальной не подвергается воздействию независимой переменной).
Традиционно используются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент — это моделирование той или иной деятельности в условиях лаборатории. Лабораторный эксперимент часто предполагает исследование какого-либо одного аспекта трудовой деятельности — например, влияние того или иного метода обучения на производительность труда. Возможно исследование сложных видов труда, например, космонавтов на специальных тренажерах.
Недостатком данного метода является искусственность создаваемого трудового процесса, что иногда ведет к снижению чувства ответственности у испытуемых.
Естественный эксперимент проводится в повседневных условиях, на обычном рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что его поведение становится объектом исследования. Преимуществом этого метода является полная естественность условий. Поэтому его результаты в наибольшей степени можно использовать в практической деятельности.
Еще одним методом психологической
диагностики является тестирова
Таким образом, в психологии
используется целый ряд методов.
Какой из них следует применить,
решают в каждом отдельном случае
в зависимости от задач и объекта
исследования. При этом обычно используют
не один какой-то метод, а ряд методов,
взаимно дополняющих и
Специфика психологических
исследований состоит в том, что
при их проведении специалисты должны
проявлять заботу о людях, сохранении
их достоинства и благополучия. Психологи-исследователи
разработали соответствующий
- при планировании эксперимента исследователь несет ответственность за его этическую приемлемость;
- исследователь должен информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принять в нем участие:
- исследователь должен с уважением относиться к праву испытуемого сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время;
- исследователь обязан защитить участников исследования от любого физического или душевного дискомфорта, вреда и опасности;
- информация, полученная в ходе исследования о его участниках, является строго конфиденциальной.
Следует также учитывать,
что психологическое
Как показывает опыт, участники эксперимента часто ведут себя именно так. как этого ожидает от них экспериментатор. Известен и так называемый эффект Пигмалиона, ведущий к возникновению ошибок по вине самого экспериментатора: добиваясь, чтобы испытуемый «работал на гипотезу», исследователь так или иначе создает привилегированные условия для экспериментальной группы, что служит нередко источником ошибок. Таким образом, для проведения исследований в области психологии требуется высокая квалификация исследователя.
Группы методов психологии
Известно несколько
На разных этапах исследования выделяется четыре группы методов.
Первая группа — организационные методы
К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод “поперечных срезов”). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это “продольный срез” во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.
Вторая группа — эмпирические методы
Вторую и самую обширную и развернутую группу составляют эмпирические методы, с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование. Перечисление этих методов не может быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные.
Наблюдение — один из основных, часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Ведь наблюдать можно и за пробегающим за окном машины пейзажем. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола и много другого. Самое главное — это адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях.
Самонаблюдение (интероспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это “внутреннее” наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте является в действительности очень сложным и многофакторным процессом. Такому отражению самого себя человека нужно специально учить. Квалифицированная интроспекция, сопоставленная с результатами других методов, всегда полезна, порой необходима.
Эксперимент является основным
методом современной
Преимущества
- Во-первых, эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс или состояние. Не нужно ждать, к примеру, проявления воли, а можно создать для этого экспериментальные условия.
- Во-вторых, экспериментатор, предварительно выделив все условия, влияющие на исследуемое явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать, т.е. целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса.
- В-третьих, управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого из них на исследуемое явление, т.е. обнаружить объективные закономерности, зависимости. Это путь от живого явления, факта к познанию сущности.
- В-четвертых, полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование изучаемого явления в целом.
Однако из перечисленных преимуществ эксперимента неизбежно вытекает его основная трудность — ограничение. Как психологическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных условиях. Человек знает, что это не реальная практика, а лишь эксперимент, который, например, по его желанию может быть прекращен.
По разным основаниям выделяется множество видов эксперимента: аналитический и синтетический, констатирующий и формирующий, психолого-педагогический, моделирующий, обучающий, лабораторный, полевой. Особое место в этом ряду занимает естественный эксперимент, предложенный знаменитым русским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Суть его заключается в том, что исследуемая деятельность испытуемого протекает в привычных для него условиях, он не знает о проведении эксперимента.
К сожалению, современная психология становиться все, менее экспериментальной. Чуть ли не единственными методами психологического исследования остаются различные тесты, опросы, интервью. Это обедняет методологический аппарат психологической науки, упрощает понимание ее предмета.
Тест (испытание, проба) также используется научной психологией в течение ста лет и в последние годы получает все большее распространение. Не всякое психологическое испытание, проба, вопрос являются тестами. Для последних необходима надежность, валидность, стандартизированность, психометрическая состоятельность, четкость психологической интерпретации. В условиях грамотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых. Существует огромное количество видов и классификаций тестов по их построению, задачам, исполнению. Стандартизация — подбор, статистическая подгонка степени сложности вопроса. Требование валидности теста означает наличие уверенности в том, что измеряет он именно то, на что предназначен.
Анкеты и различные опросники — это всевозможные вариации тестов. Здесь важно учитывать не только формулировку вопроса, но и очередность его предъявления. Особый по направленности вид вопросников составляют социометрические методики, с помощью которых исследуются межличностные отношения в группе, выявляются отношения лидер — ведомый.
Метод беседы предполагает индивидуальную психологическую работу, в свою очередь имеет свои правила проведения и поведения исследователя.
Набор праксиметрических методов разработан в рамках психологии труда при изучении различных человеческих движений, операций, действий, профессионального поведения. Сюда входят хронометрия, циклография, составление профессиограмм.
Анализ продуктов деятельности
Биографический метод предполаг
Метод моделирования имеет самые разнообразные варианты. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, знаковыми, логическими, математическими, информационными. Любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то определенный аспект и абстрагируясь от других сторон изучаемого явления.
Третья группа — методы обработки полученных результатов
Третью группу (по Б. Г. Ананьеву)
составляют методы обработки полученных
результатов. Это ограниченное единство
количественного и
Четвергая группа — интерпретационные методы
Наконец, четвертую группу составляют так называемые интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления. Здесь всегда присутствует комплексный, системный набор различных вариантов функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования.
Наблюдения (более пассивны) | Эксперименты (более активны) | ||
Научный метод исследования не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно-объясняющие причины того или иного психологического явления | Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт | ||
Житейские наблюдения ограничиваются регистрацией фактов, носят случайный неорганизованный характер | Научный метод наблюдения переходит от написания фактов к объяснению его внутренней сущности. Необходимое условие четкий план, фиксация результатов в спец. дневнике | Лабораторный протекает в специальных условиях. Используется спец. аппаратура | Естественный протекает в обычных условиях. Применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах |
Вспомогательные методы психологии | |||
Анализ продуктов деятельности и биографический метод | Близнецовый метод, социометрия, моделирование, анкеты, тесты |
Сократовские вопросы в КПТ | Доктор Джейсон Спенделоу
Вопросы Сократа в когнитивно-поведенческой терапииДжейсон Спенделоу
Сократ подчеркивал важность размышлений о своих мыслях, когда говорил: «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить».
Почему мы верим в то, во что верим?
Соответствуют ли наши действия нашим ценностям?
Сократовские вопросы — мощный инструмент для самоанализа и самопознания. Он также может работать как эффективный катализатор для лечения психических заболеваний, таких как тревога и депрессия. Например, в когнитивно-поведенческой терапии или КПТ терапевт и клиент работают вместе, чтобы выявить негативные мысли и иррациональные убеждения.
Терапевты используют сократовские вопросы, чтобы помочь клиентам бросить вызов своим искаженным представлениям и получить больше ясности в своих мыслях, эмоциях и поведении. Эти вопросы предназначены для активизации продвинутых мыслительных навыков (например, абстрактного мышления) для выявления скрытых психологических процессов, вызывающих дистресс. Эта «общая картина» позволяет людям устранять коренные причины проблем.
Вот пример вопроса:
«Есть ли возможная связь между пребыванием дома всю неделю и чувством депрессии?»
Этот вопрос требует от респондента сделать шаг назад и подумать, может ли поведение влиять на настроение.
Человек часто будет описывать природу этой связи. Если нет, то следующий вопрос может подтолкнуть к этому процессу:
Как деятельность может повлиять на настроение?
Это расширенный вопрос, который может потребовать разбивки (например, какое поведение приводит к снижению настроения?). Но цель состоит в том, чтобы обнаружить элементы, изменяющие настроение (например, неактивные или активные действия), а не просто перечислить «положительные». » и «негативное» поведение.
Как сократовские вопросы используются в когнитивно-поведенческой терапии?
Сократический опрос — это метод задавания вопросов, побуждающих к размышлению и решению проблем. Это форма опроса, обычно используемая в когнитивно-поведенческой терапии как часть процесса управляемого исследования.
Это соответствует философии сотрудничества когнитивно-поведенческой терапии, которая включает работу с терапевтом для выявления и устранения негативных моделей мышления. Исследования также показали, что использование сократовских вопросов связано с улучшением результатов терапии и что люди более благосклонно относятся к терапевтам, использующим этот подход.
Вопросы Сократа могут помочь исследовать различные точки зрения, прояснить мысли и чувства и генерировать новые идеи.
Что делает вопрос сократическим?
Сократовские вопросы помогут вам глубже изучить предмет, выявить взаимосвязи и основные предположения, а также прояснить свое мышление.
Вот некоторые качества, которые образуют сократовские вопросы:
Краткость
Краткость — одно из основных качеств сократовского вопроса. Вопросы должны быть по существу и без профессионального жаргона. Сократовский вопрос не должен быть многословным или сложным; это должно быть ясно и ясно.
Краткий вопрос позволяет людям сосредоточиться.
Открытый
Открытые вопросы стимулируют обсуждение и заставляют людей думать более тщательно. В отличие от закрытых вопросов, открытые вопросы требуют обдумывания и обычно приводят к более длинным и подробным ответам. Открытые вопросы также имеют тенденцию быть менее конфронтационными, что повышает шансы на продуктивный диалог.
Сосредоточенный
Конкретные, целенаправленные вопросы могут помочь в обучении. Они могут быть двигателем исследования, который побуждает нас узнавать о себе что-то новое.
Сократовский вопрос должен быть сосредоточен на конкретных предметах, вопросах или проблемах. Ориентируясь на проблему, сократовский вопрос помогает нам глубже понять наши мысли.
Нейтральный
Сократовский вопрос должен быть беспристрастным. Он должен поощрять критическое мышление и изучение различных точек зрения. По самой своей природе сократовский вопрос нейтрален, приглашая все стороны к уважительному и открытому диалогу.
Это одно из основных качеств, которое делает вопрос Сократа таким сильным. Избегая предвзятости, сократовский вопрос допускает различные варианты ответа.
Примеры сократовских вопросов
В современном обществе сократовские вопросы часто используются в образовании и дискуссиях, чтобы помочь людям изучить разные стороны проблемы и достичь более глубокого понимания сложных концепций.
Например, в классе учитель может использовать вопросы Сократа, чтобы помочь учащимся критически осмыслить текст, который они изучают. Поощряя их рассматривать различные точки зрения и подвергать сомнению их убеждения, можно помочь учащимся развить более тонкое понимание предмета.
Точно так же в дебатах два оппонента могут использовать сократовские вопросы, чтобы исследовать позиции друг друга и найти области согласия или несогласия. Углубляясь в поверхностный уровень своих аргументов, они могут лучше понять взгляды друг друга и, возможно, найти точки соприкосновения.
Используемые ли сократовские вопросы в классе, в дебатах или в повседневной жизни, они могут быть полезным инструментом для поощрения критического мышления и содействия пониманию. Вот несколько примеров сократовских вопросов:
Почему вы могли так поступить в той ситуации?
Что это чувство говорит нам о ваших убеждениях в тот момент?
Что значит быть «некомпетентным»?
Есть ли другой способ увидеть эту ситуацию?
За пределами терапевтической комнаты
Хотя сократовские вопросы чаще всего ассоциируются с философией и терапией, вы можете применять их в различных условиях.
Учителя могут использовать его, чтобы помочь учащимся изучить новые концепции и развить навыки критического мышления. Родители могут использовать его, чтобы побудить своих детей глубже задуматься об окружающем мире. Нерешительность и другие мыслительные блоки иногда можно смягчить с помощью сократовских вопросов.
Мы все можем больше узнать о себе, задавая открытые вопросы, ища доказательства и изучая различные точки зрения.
Резюме
Сократовские вопросы — эффективный способ способствовать изменению моделей мышления и поведения. Это ценный инструмент, который вы или терапевты можете использовать для преодоления трудностей и достижения целей.
Если вы боретесь с тревогой или депрессией, подумайте о том, чтобы обратиться к ближайшему терапевту КПТ. Вместе вы можете начать анализировать свои мысли и убеждения и вносить долгосрочные изменения в свою жизнь.
Я коучинг и клинический психолог с большим опытом работы и помощи людям в преодолении ряда проблем, связанных с благополучием и производительностью дома и на работе. Узнайте больше о моей работе , посмотрите видеоролики о практических навыках или просмотреть другие артикулы . Свяжитесь с нами по номеру в любое время.
Забронируйте бесплатную встречу и приветствие с доктором Спеллоу
Джейсон Спенделоу
Веб-сайтЧто значит быть властным?
Определение ненависти к себе и путь вперед
Овладение сократовскими вопросами (Руководство) | Помощь терапевта
Сократовские вопросы — это метод обучения путем задавания вдумчивых вопросов. Учитель, использующий эту технику, задает вопросы из искреннего любопытства, побуждая ученика глубоко задуматься над своими ответами. Сократовские вопросы особенно полезны при изучении сложных идей и сложных предположений.
В психотерапии клиницисты используют вопросы Сократа, чтобы помочь своим клиентам исследовать доказательства и логику, лежащие в основе их убеждений. Это обследование побуждает клиентов выявлять и оспаривать мысли, которые являются иррациональными или вредными.
Сократический опрос — это общая техника, которую можно использовать во многих формах психотерапии. В этом руководстве мы сосредоточимся на его использовании в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Тем не менее, многие навыки применимы к другим терапевтическим подходам.
Определение мысли для цели
Во время терапии на поверхность могут всплывать различные тревожные или неадекватные мысли. Чтобы эффективно использовать сократовские вопросы, важно сосредотачиваться на одной мысли за раз, а не пытаться обращаться к нескольким мыслям одновременно.
Чтобы определить важную мысль, обратите внимание на изменения аффекта или спросите клиента, какая мысль для него наиболее важна.
Уведомление об изменениях эмоций
Внезапные изменения выражения лица, языка тела или тона голоса могут сигнализировать о важной мысли. Когда вы заметите изменение аффекта, приостановите разговор и копните глубже, чтобы узнать, что вызвало это изменение.
Психотерапевт: Я только что заметил внезапную перемену в вашем поведении. Минуту назад на твоем лице была широкая улыбка. Но потом, когда я спросил о школе, твое лицо помрачнело, и ты выглядел очень расстроенным. Какая мысль пронеслась у вас в голове в этот момент?
Спросите напрямую
Вместо того, чтобы гадать, какая мысль важнее всего, или предполагать, что вы знаете… просто спросите! Может быть полезно предложить список мыслей, которыми поделился ваш клиент, и побудить их выбрать одну из них.
Терапевт: Мы говорили о том, как ваша депрессия приводит к таким мыслям, как «Я ничего не стою» и «Я никогда не смогу стать учителем». Какую мысль вы бы назвали наиболее мучительной для вас?
Исследуйте доказательства мысли
Прежде чем пытаться оспорить мысль, важно понять точку зрения вашего клиента. Насколько сильна их мысль? Какой опыт они считают доказательством? Во время исследования вы сосредоточитесь на проявлении эмпатии и непредвзятом слушании.
Совет: Может возникнуть соблазн сразу же начать оспаривать вредные убеждения, особенно если доказательства кажутся сомнительными. Однако целью на данном этапе является только понимание. Сосредоточьтесь на том, чтобы слушать без осуждения, проявлять сочувствие и подтверждать чувства, а не решать проблемы.Следующим шагом после изучения доказательств неадаптивного мышления является его оспаривание.
Бросьте вызов мысли
Используя вопросы Сократа, вы побудите своего клиента объективно взглянуть на свои мысли. Это достигается путем изучения доказательств убеждения, рассмотрения альтернативных объяснений и выявления необоснованных предположений.
Как клиницист, вашей целью остается понимание. Тем не менее, вы можете начать задавать вопросы, которые побудят вашего клиента более критически изучить свои доказательства или посмотреть на них с новой точки зрения. Всякий раз, когда ваш клиент представляет доказательства своей мысли, используйте вопросы Сократа, чтобы копнуть глубже. Влияют ли на эти доказательства когнитивные искажения? Основано ли это доказательство на фактах, с которыми согласится большинство людей?
В некоторых случаях ваш клиент представит убедительные доказательства, и вы сможете лучше понять его точку зрения. В других случаях ваш клиент может найти недостатки в своих доказательствах и начать смотреть на них с новой точки зрения.
Используйте приведенный ниже список, чтобы задать вопрос.
Совет: Когнитивные искажения — хорошая мишень для сократовских вопросов. Используйте список когнитивных искажений для справки.Когнитивная реструктуризация: вопросы Сократа
рабочий лист
Помните, что мысль, которую вы исследуете, скорее всего, глубоко укоренилась в том, как ваш клиент видит себя или мир. Для сократовского вопрошания нормально быть постепенным процессом.
После успешной борьбы с мыслью следующим шагом будет создание новой, рациональной и адаптивной мысли, которая займет ее место.
Принятие новой мысли
По мере изучения и оспаривания старых доказательств начнет формироваться новая мысль. Цель на этом этапе — убедиться, что новая мысль адаптивна и рациональна. Это достигается путем рассмотрения достоверных доказательств и их обобщения в несколько предложений.
Часть 1: Обобщение фактов
Принятие нового честного и точного убеждения приведет к прочной мысли. Он будет противостоять новым доказательствам, а не быть подорванным будущим опытом.
Прежде чем принять новую мысль, полезно подытожить доказательства, обсуждавшиеся до этого момента. В ходе этого процесса вы и клиент должны проанализировать все доказательства, а не только положительные. Цель состоит в том, чтобы разработать точное и честное представление фактов, а не то, что все хорошо или плохо. Принятие нового убеждения, которое будет честным и точным, приведет к прочной мысли. Он будет противостоять новым доказательствам, а не быть подорванным будущим опытом.
Прежде чем двигаться дальше, клиент должен полностью принять новое убеждение и быть в состоянии обобщить информацию своими словами.
Часть 2: Синтез доказательств
После того, как доказательства обобщены, следующим шагом будет сведение их к одной мысли. Новая мысль должна быть рациональной, правдивой и состоять не более чем из нескольких предложений. Ваш клиент должен быть полностью согласен с новой мыслью, и она должна заменить старую неадекватную мысль.
Даже после завершения Сократовского опроса еще предстоит проделать работу. Ваш клиент может обнаружить, что старая неадекватная мысль все еще прокрадывается время от времени. Или новое адаптивное мышление может потребовать дальнейшего подкрепления, например, с помощью поведенческих экспериментов или других стратегий.
Некоторые инструменты, которые могут быть полезны после сократовского опроса, включают:
Поведенческий эксперимент
рабочий лист
Журнал мыслей
рабочий лист
Чтобы узнать больше о вопросах Сократа, ознакомьтесь с этим очень полезным ресурсом:
Сократовские вопросы для терапевтов и консультантов
книга
1.