3. Основной метод бихевиоризма
Основной метод бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники бихевиоризма провели на животных, перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, в бихевиоризме игнорируются.
Как и у любого направления в бихевиоризме были свои плюсы и минусы, которые можно отразить в таблице:
Достоинства бихевиоризма | Недостатки бихевиоризма |
Бихевиоризм обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения психологии и ввел в круг изучаемых психологией явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований и, тем самым, противопоставив сознанию | Однако при этом потребность в расширении предмета психологических исследований отразилась в бихевиоризме однобоко и неадекватно, так как при этом игнорировалось сознание как объективная сущность; сознание в бихевиоризме было полностью исключено из области изучения, так как не имело объективных наблюдаемых методов |
Исторической заслугой Дж. Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии | Однако при этом понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы |
Важнейшей для психологии как практической науки является выдвинутая Дж. Уотсоном задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами | Но из-за механической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо |
Бихевиоризм укрепляет метод лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях и, более того, вводит практику проведения опытов на животных, что, безусловно, позволяет решить многие практические задачи психологии | Однако результаты, полученные опытным путем на животных, переносятся без каких-либо ограничений на человека, при этом не учитывается качественная разница в поведении человека и животных |
В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков | Но были проигнорированы важнейшие компоненты действия — мотивация и психический образ действия |
Достижением бихевиоризма стала разработка практических методик обучения, основанных на контроле внешних воздействий, реакции организма на эти воздействия, а также получении разного рода подкрепления, обусловливающего в дальнейшем формирование той или иной реакции. Такие методики активно разрабатывались Б. Скиннером и получили название метода программированного обучения, который в короткие сроки позволяет осуществлять процесс обучения необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение. | Однако эти методики строились на исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык интериоризации деятельности — ее свертывание во внутренний план. Таким образом, из специфики обучения исключается один из его важнейших компонентов — осознанность и интериоризация действия[9] |
Более кратко это выглядит так:
заслуги бихевиоризма следующие:
1) он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;
2) он ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов;
3) был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение
животных, младенцев и т. д.;
4) в его работах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и др.[11]
недостатки бихевиоризма:
Недоучет сложности психической деятельности
Игнорирование процессов сознания
Перенос результатов исследования животных на человека
Негуманные эксперименты
Игнорирование высших форм научения (творчество, самоопределение личности)[10]
Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма. Главный представитель этого направления — К.Л.Халл, проводивший много исследований для уточнения схемы стимул — реакция. В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма.
Это привело к преобразованию его в необихевиоризм. Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б.Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где в результате многочисленных опытов (прежде всего на крысах и голубях) было модифицировано понятие реакции. На основе его теории оперантного обусловливания возникли специальные психотерапевтические техники, основанные преимущественно на внутренних психологических процессах (Х.Ю.Айзенк, Вольпе). В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения. Также идеиИспользуемые источники
Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. Кн. 1. — М.: Просвещение — Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений — М.: Академия, 1998.
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие. – М., 1996.
http://www.openreality.ru
http://www.grandars.ru
http://www.bibliofond.ru
http://azps.ru
http://fictionbook.ru
http://www.vashpsixolog.ru
http://student.zoomru.ru
http://5ballov.qip.ru
http://www.syntone.ru
Методы бихевиоризма. История современной психологии
Методы бихевиоризма
Мы уже могли видеть, что в период первоначального развития научной психологии она стремилась связать себя с более старой, респектабельной, сформировавшейся естественной наукой — физикой. Психология постоянно стремилась перенять методы естественных наук и приспособить их для собственных нужд. Эта тенденция наиболее отчетливо просматривается в бихевиористском учении о мышлении.
Уотсон боролся за то, чтобы психолог всегда ограничивался исключительно данными естественных наук, то есть тем, что является наблюдаемой величиной — иными словами, поведением. Следовательно, в бихевиористских лабораториях допускались лишь строго объективные методы исследований. Методы Уотсона включали следующее: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов.
Метод наблюдения является необходимой основой для всех остальных методов. Методы объективного тестирования использовались уже ранее, но Уотсон предложил при тестировании оценивать нс психические качества человека, а его поведение. Для Уотсона результаты теста не являлись показателем ума или личных качеств; они демонстрировали реакцию испытуемого на определенные раздражители или стимулирующие ситуации, созданные при проведении теста, — и ничего другое.
Метод дословной записи является более противоречивым. Поскольку Уотсон столь решительно был настроен против интроспекции, то использование в его лаборатории метода дословной записи казалось весьма спорным. Некоторые психологи считали это компромиссом, с помощью которого Уотсон позволял интроспекции пролезть через черный ход после того, как ее выкинули в парадного крыльца. Почему же Уотсон допускал дословную запись? Несмотря па его враждебность по отношению к интроспекции, он не мог полностью игнорировать работы психофизиков, которые широко применяли интроспекцию. Следовательно, он предположил, что, поскольку речевые реакции являются объективно наблюдаемыми явлениями, они представляют для бихевиоризма такой же интерес, как и любые другие моторные реакции. Уотсоп говорил: «Говорить — значит делать; значит, это поведение. Говорить открыто или про себя (мыслить) является столь же объективным видом поведения, как и игра в бейсбол» (Watson. 1930. P. 6).
Метод дословной записи в бихевиоризме явился уступкой, которая широко обсуждалась критиками Уотсона. Они настаивали на том, что Уотсон предложил просто семантическую замену. Он допускал, что дословная запись может быть неточной и не является удовлетворительной заменой более объективных методов наблюдения, а потому ограничил использование метода дословной записи только теми ситуациями, в которых они могли бы быть подтверждены, — какими, например, являются наблюдения и описание различий между тонами (Watson. 1914). Дословные записи, не подлежащие верификации, — включающие, к примеру, лишенные образов мысли или рассказы об ощущениях, попросту исключались.
Наиболее важным методом исследования в бихевиоризме явился метод условных рефлексов, который был разработан в 1915 году, через два года после того, как Уотсоп формально провозгласил бихевиоризм. Поначалу методы условных рефлексов применялись в ограниченном диапазоне, и именно Уотсону принадлежит заслуга их широкого внедрения в психологические исследования американцев. Уотсон говорил психологу Эрнесту Хильгарду, что его интерес к условным рефлексам возрос при изучении работ Бехтерева, хотя позднее он воздавал должное и Павлову (Hilgard. 1994).
Уотсон описывал условные рефлексы в терминах, связанных с раздражителями. Условный рефлекс вырабатывается тогда, когда реакция связывается или ассоциируется с раздражителем, отличным от того, который первоначально вызывал эту реакцию. (Типичным условным рефлексом является слюноотделение у собак в ответ на звук, а не на вид пищи.) Уотсон выбрал этот подход, потому что он обеспечивал объективные методы исследования и анализа поведения — а именно сведение поведения к единичным парам «стимул — реакция» (S — R). Поскольку все поведение можно свести к этим элементарным составляющим, метод условных рефлексов делал возможным проведение исследований сложного человеческого поведения в лабораторных условиях.
Таким образом, Уотсон продолжил атомистическую и механистическую традицию, основанную еще британскими эмпириками и принятую на вооружение структуральными психологами. Он собирался изучать человеческое поведение точно так же, как физики изучают Вселенную, — путем разбиения его 414 отдельные компоненты, атомы или элементы.
Исключительная приверженность к использованию объективных методов и устранение интроспекции означали изменение роли испытуемых людей. Для Вундта и Титченера испытуемые были одновременно и наблюдателями, и наблюдаемыми. Это означает, что люди сами проводили наблюдения за переживаниями своего сознания. Таким образом, их роль была намного важнее, чем роль самого экспериментатора.
В бихевиоризме испытуемым отводится гораздо более скромная роль. Они больше ничего не наблюдают, напротив, за ними постоянно наблюдает экспериментатор. Участники эксперимента при этом стали называться испытуемыми, или субъектами, а не наблюдателями (DanzJgcr. 1988; Scheibe. 1988). Истинными наблюдателями теперь стали экспериментаторы, психологи — исследователи, которые определяли условия эксперимента и наблюдали за тем, как субъекты на них реагируют. Таким образом, испытуемые люди были понижены в статусе. Они больше не наблюдали, они только демонстрировали свое поведение. А поведение присуще любому — взрослому, ребенку, психически больному человеку, голубю, белой крысе. Этот подход усилил взгляд на людей как на простые механизмы: «на вход подается раздражение, на выходе наблюдается реакция» (Burt. 1962. P. 232).
Первоисточники по истории бихевиоризма: из книги «Психология глазами бихевиориста» Джона Б. Уотсона
Первоисточники по истории бихевиоризма: из книги «Психология глазами бихевиориста» Джона Б. Уотсона Нет лучшей исходной точки для обсуждения бихевиоризма Уотсона, чем самая первая работа, которая послужила началом всему движению «Психология глазами бихевиориста»
Предмет изучения бихевиоризма
Предмет изучения бихевиоризма Первичным предметом изучения и исходными данными для бихевиоризма Уотсона являются основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез. Психология, как наука о поведении, должна иметь дело только с теми актами, которые можно
Популярность и привлекательность бихевиоризма
Популярность и привлекательность бихевиоризма Почему же смелые выступления Уотсона завоевали такое огромное число приверженцев его идей? Разумеется, подавляющему большинству было совершенно безразлично, что одни психологи выступали за существование сознания, а
Критика бихевиоризма Уотсона
Критика бихевиоризма Уотсона Любая программа, предлагающая кардинальный пересмотр и полную замену существующего порядка, — то есть фактически призывающая к тому, чтобы отбросить все ранее существующие теории, — по сути своей обречена на критику. Как известно, в то
Судьба бихевиоризма
Судьба бихевиоризма Несмотря на то, что когнитивная альтернатива бихевиоризма, возникшая изнутри, преуспела в модифицировании всего бихевиористского движения, унаследованного от Джона Б. Уотсона и Скиннера, важно не забывать, что Альберт Бандура, Джулиан Роттер и
Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма
Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме – в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо
Методы
Методы В науке, видимо из-за единства лингвистического происхождения этих слов, произошло странное смешение понятий методологии и методов. Фактически же методология представляет собой способ мышления ученого, а метод – это механизм исследовательской практики. Разница
64 ЭВОЛЮЦИЯ БИХЕВИОРИЗМА
64 ЭВОЛЮЦИЯ БИХЕВИОРИЗМА Изначально бихевиоризм занимался изучением непосредственных связей между стимулом и реакцией, которая необходима индивиду для более быстрой адаптации к окружающему миру. Бихевиоризм возник на основе двух направлений: позитивизма и
МЕТОДЫ ПЕРЕХОДА
МЕТОДЫ ПЕРЕХОДА В этом разделе описаны пять систематических методов перехода. Это не означает, что ими исчерпываются все возможности. Кроме того, различные методы перехода могут пересекаться и дублировать друг друга. Это не имеет значения, поскольку единственная его
Методы
Методы Анализ мозговой основы психической деятельности располагает, как известно, двумя основными методами. Первым из лих является сравнительно-эволюционный метод, вторым — метод анализа особенностей изменения психической деятельности при локальных мозговых
Методы
Методы Методы – это способы, приемы выполнения работы с информацией. В рамках той или иной техники брейнбилдеры используют различные методы чтения, освоения информации и самостимулирования.С точки зрения организации и осуществления чтения можно выделить два метода:
Поведенческие методы — Последние исследования и новости
- Атом
- RSS-канал
Поведенческие методы — это методы, используемые для изучения нейронных, молекулярных, генетических или физиологических механизмов, лежащих в основе поведения человека или других животных (область поведенческой неврологии), или методы, используемые для изучения психологии поведения.
Последние исследования и обзоры
Исследовать |
Модульная архитектура для управления и обмена данными электрофизиологии, поведения, управления колониями и другими данными была создана для поддержки отдельных лабораторий или крупных консорциумов.
- Луиджи Ачерби
- , Валерия Агийон-Родригес
- и Майлз Дж. Уэллс
Природные методы 20, 403-407
Исследовать
| Открытый доступ- org/Person»> Эмили А. Патерсон
- , Карли И. О’Мэлли
- и Патриция В. Тернер
Научные отчеты 13, 3209
Исследовать
|
Открытый доступ
- Эшли Л. Холлоуэй
- , Майкл Д. Шайд org/Person»> и Талия Н. Лернер
Нейропсихофармакология, 1-10
Исследовать
|
Открытый доступ
- Карл Харрис
- , Келли Р. Финн
- и Питер У. Це
Научные отчеты 13, 2688
Исследовать
|
Открытый доступ
- Тим Гернат
- , Тобиас Джагла
- и Джин Э. Робинсон
Научные отчеты 13, 1541
Исследовать
|
Открытый доступ
- org/Person»> Н. Гайдош-Кмецова
Научные отчеты 13, 92
Все исследования и обзоры
Новости и комментарии
Комментарии и мнения |
Универсальность мышления и поведения в различных культурных событиях может выявить уникальное человеческое познание. Однако для выявления истинных универсалий необходима культурно обоснованная и теоретически мотивированная выборка.
- org/Person»> Асифа Маджид
Обзоры природы Психология, 1-2
Основные результаты исследований |
В этом Журнальном клубе Азза Варрейч описывает документ, в котором подробно описаны проблемы совместных исследований психического здоровья с молодежью.
- Азза Варрейч
Обзоры природы Психология 1, 493
Комментарии и мнения |
Под маской объективности психологи игнорируют тот факт, что понимание состояния человека требует участия за пределами башни из слоновой кости. Для более инклюзивной науки психологи должны опираться на социальный аспект работы социологом.
- Тиссиана К. Камачо
Nature Reviews Psychology 1, 435-436
Основные результаты исследований |
В этом Journal Club Ли Цянь Тай описывает статью о методе причинно-следственного анализа.
- Ли Цянь Тай
Обзоры природы Психология 1, 438
Новости и просмотры |
Два новых набора инструментов, использующих подходы глубокого обучения, могут отслеживать положения нескольких животных и оценивать позы в различных экспериментальных парадигмах.
- Сена Агезо
- и Гордон Дж. Берман
Природные методы 19, 410-411
Все новости и комментарии
ресурсов по поведенческим техникам | Center for Deployment Psychology
Поведенческие техники являются основным компонентом многих доказательных методов психотерапии, включая длительное воздействие, КПТ при бессоннице и КПТ при депрессии, и это лишь некоторые из них. Общим для этих методов является изменение поведения для улучшения настроения и общего функционирования.
Ниже вы найдете формы, документы и другие ресурсы по поведенческим техникам. Если есть другие формы или ресурсы, которые вы хотели бы видеть, сообщите нам об этом, и мы постараемся их добавить.
Вернуться на главную страницу ресурсов EBP
Ресурсы | |
Дневник сна | Расписание приятных событий |
Дневник сна на столе | Рабочий лист прогнозирования удовольствия |
Знакомство с мониторингом активности | Мониторинг активности: установление рейтингов удовольствия/ мастерства |
Просмотр форм мониторинга активности | Реакция релаксации — Дыхательное упражнение |
Экспозиция in vivo | In Vivo Обоснование |
Повторный просмотр списка in vivo — заключительная сессия | Создание анкеров SUDS |
CBT-I Stimulus Control | Блог: Обзор экспозиционной терапии тревожности – принципы и практика |