Активные методы обучения как средство повышения компетенции обучающихся
Автор: Кроль Юлия Петровна
Ю.П. Кроль, учитель химии и технологии
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
« Школа-интернат среднего общего образования № 9 имени
Дмитрия Тимофеевича Язова»
Аннотация: Активные методы обучения — это совокупность педагогических действий и приёмов направленных на организацию учебного процесса создающихся специальными средствами и условиями, мотивирующие обучающихся к самостоятельному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Ключевые слова: активные методы обучения, этапы метода, компоненты процесса, проблемная лекция, метод анализа конкретных ситуаций, пражский метод.
В настоящее время уже многие педагоги начинают строить свои образовательные мероприятия: уроки, лекции, семинары по-новому. В центре процесса обучения стоит обучающийся, обучение максимально практик-ориентированное и позволяет не просто получать знания, а, главное, приобретать умения, реализовывать свой потенциал, обмениваться опытом, ставить задачи и находить их решения. И это не просто инновации, это требование времени, требование органов образования, требование самих обучающихся, которые хотят, чтобы по окончанию обучения, они получили конкретный практический результат, ведь именно им дальше идти с полученным багажом знаний и умений по жизни. Именно жизнь будет ставить им оценки!
Что такое активные методы обучения? И почему эти методы активные?
Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.
Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратиться в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных участников сплоченных команд.
В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.
В-четвертых, процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.[5]
Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать обучающихся . В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: , действие и . В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на используется мышление (в первую очередь ), на практическом занятии — мышление и действие, в — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды . Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными.[2]
Активные методы обучения направлены на привлечение к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и т. д. Преподаватель не должен быть направлен на изложение готовых знаний и контроль за их воспроизведение. Задача преподавателя — самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности. В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и учащимися, так и между самими учениками. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.[4]
Активные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. Использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.
Опыт преподавания свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм. Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов:
1. Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий).
2. Избранный метод (методы) проведения занятий.
3. Соответствующая ему форма (формы).
Для использования АМО обязателен методический инструментарий: сценарий проведения учебных занятий (в особенности практических), а также планы их проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы обучаемых. Сценарий занятия – это комплексный методический документ (разработка) по проведению конкретного занятия по теме, создаваемый преподавателем. Он представляет собой схематическое описание содержания темы (ее основные проблемы и структуры) и процесса его развертывания в деятельности обучаемых с указанием времени, методологических способов и средств исполнения. В дополнение к этому разрабатывается комплексное задание по данной теме, которое включает:
– целевые установки обучаемым на самостоятельную работу;
– методические рекомендации;
– основную литературу, необходимую для подготовки;
– проблемные задачи и задания;
– вопросы для самоконтроля обучаемых.
Таким образом, единство и взаимосвязь активных методов позволяет осуществлять обучение как совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемых, сотворчество и сотрудничество, значительно повысить эффективность и качество подготовки специалистов.[1]
В процессе обучения активно используют не имитационные методы, такие как лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность. Наиболее разработанной является такая форма обучения как лекции – дискуссии, лекции-беседы, лекции с разбором конкретных ситуаций, проблемная лекция. Каждая из форм имеет свои положительные и отрицательные стороны.
С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:1. усвоение теоретических знаний; 2. развитие теоретического мышления; 3. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета. При этом, успешность лекции во многом зависит от эффективности взаимодействия преподавателя и учащихся. Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными наиболее сложными для усвоения.
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной. Эффективность лекции-беседы в условия группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого учащегося вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления.
Одним из методов включения учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования является проектная деятельность. Проект является большой самостоятельной частью подготовки и имеет своей целью — систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам, применение этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических задач и задач, стоящих перед современной школой. Проектная деятельность позволяет совершенствовать формы и методы самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов и интегрируют ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. Работа по выполнению проектов позволяет значительно активизировать работу по самообразованию.
Другой имитационный метод в образовании — «кейс-стади» — берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. В современной педагогике он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» — случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
В перечне активных методов обучения могут быть включены групповые методы обучения. Важным аспектом групповых методов является наличие элемента состязательности, повышающего интерес к активности обучаемых. Именно благодаря этому групповой метод в качестве дополнительного приема часто используется в других методах: дискуссиях, «мозговой атаке», лабиринте действий и других. Групповой метод обучения является основой так называемого пражского метода, о котором пойдет речь ниже.
Последовательность работы может быть следующей:
–учебная группа разбивается на подгруппы, выбирает руководителя;
–преподавателем ставится задача или формулируется проблема, определяется срок ее решения;
– работа в подгруппах проводится самостоятельно;
–после выработки решения подгруппы по очереди докладывают ход решения задачи (проблемы) и полученные результаты;
– после доклада всех подгрупп проводится обсуждение групповых решений, в котором принимают участие все обучаемые: высказываются аргументы в защиту своих решений, критические, как отрицательные, так и положительные, замечания по чужим решениям, вводятся коррективы в свои решения;
– окончательный итог подводится преподавателем. При оценке работы подгрупп учитывается не только правильность групповых решений, но и затраченное время, объем информационных запросов. Оценку обучаемым дают руководители подгрупп, а последних – преподаватель. Достоинства этого метода обучения очевидны. У обучаемых формируются навыки индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики.[3]
Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебного процесса. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать контакты; развиваются творческие способности, устная речь учащихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов и выработке новых подходов в обучении, развитию творческих способностей учащихся.
Если вы хотите иметь в своем методическом багаже более 140 активных методов обучения, которые можно использовать на самых разных этапах образовательного процесса и сделать Ваши уроки, лекции, семинары более интересными, живыми, а, главное, эффективными можно подписаться на электронную книгу «Копилочка активных методов обучения».
Адрес сайта:
Библиографический список
Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 474 с.
Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П.Беспалько. — М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с
Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., Просвещение, 1991
Маршев В.И., Лукаш Е.Н. Методы активного обучения. Изд.: МГУ, 1991
курс повышения квалификации «Активные методы обучения на уроках в условиях реализации ФГОС»
Курсы повышения
квалификации
Курсы профессиональной
переподготовки
Курсы дополнительного
образования для детей
и взрослых
Бесплатные курсы
для повышения квалификации
Вебинары для повышения
квалификации
- О курсе
- Программа
- Результаты
- Процесс обучения
- Преимущества
- Договор
- Объём курса: 72 академ. часа
- Продолжительность: 4 недели
- 2375.00₽
-
749.00₽
Особые условия:
— Самая выгодная цена курса!
— Гарантированные подарки каждому обучающемуся
— Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.
Для кого предназначен курс: для учителей и преподавателей, руководителей и методистов образовательной организации
О курсе:
программа данного курса предназначена для слушателей, осуществляющих внедрение современных технологий на уроках.
Содержание курса направлено на освоение технологии активных методов обучения (АМО) и проектирования фрагмента урока. Технология АМО — это самая современная образовательная технология в соответствии с требованиями стандартов нового поколения.
Цель курса:
познакомить с технологией активных методов обучения на уроках по ФГОС.
Каким образом будет проходить обучение?
Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль. Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.
Выдаваемые документы:
По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса — Удостовение о повышении квалификации АНО ДПО «Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» с указанием объема курса — 72 часа.
Как записаться на курс?
1. Необходимо выбрать удобную для Вас дату начала обучения (перед кнопкой «Записаться на курс»)
2. Нажать на кнопку «Записаться на курс» и зарегистрировать «Личный кабинет»
3. Произвести оплату за обучение.
4. Заполнить раздел «Анкетные данные» в «личном кабинете» (указав точный почтовый адрес с почтовым индексом и загрузить диплом об образовании).
5. После заполнения раздела «Анкетные данные» Вы будете зачислены на дистанционный курс повышения квалификации (на электронную почту Вам придет уведомление о зачислении на курс).
Если у Вас возникли вопросы по оформлению раздела «Анкетные данные», пожалуйста, напишите на электронный адрес [email protected]
И это ещё не всё!
После оплаты обучения на дистанционном курсе повышения квалификации Вы получите 3 ценных подарк
|
Будем рады видеть Вас на дистанционном курсе повышения квалификации!
Интересного и эффективного Вам обучения!
Запишитесь на курс и получите подарок:
- Учебная программа:
№ |
Наименование модуля |
Содержание модуля |
Всего, часов |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||||
1 |
«Изучение материалов» |
Лекция 1. Технология АМО и современный урок в рамках ФГОС Лекция 2. Типы уроков по технологии АМО Лекция 3. Каким должно быть начало урока? Лекция 4. Что значит “Фаза реализации смысла? Лекция 5. Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС? Лекция 6. Итоговый тест “Технология АМО” |
72 |
67 |
5 |
Итого |
72 |
67 |
5 |
В результате обучения на курсе обучающиеся приобретут:
- знания:
- представление о активных методов обучения по ФГОС;
- умения:
- организовывать педагогическую деятельность с использованием технологии активных методов обучения;
- навыки:
- создавать уроки по по технологии АМО с ФГОС;
- компетенции:
- информационные;
- социально-личностные;
- коммуникативные;
- дополнительно:
- мотивацию к реализации творческого подхода к процессу обучения на уроках;
- положительный заряд к дальнейшему профессиональному росту.
- Как происходит обучение на дистанционном курсе повышения квалификации?
1
Вы выбрали актуальный для себя дистанционный курс из нашего каталога
2
Подаете заявку, указав в ней любую удобную именно для Вас дату начала обучения
3
Оплачиваете обучение любым удобным для Вас способом
4
Наша система автоматически уведомит Вас по электронной почте об успешной оплате и зачислении на курс, а также вышлет гарантированный подарок
5
Если Вам необходима Справка, подтверждающая Ваше обучение на курсе повышения квалификации, заказать ее Вы сможете ЗДЕСЬ
После оплаты справка мгновенно будет отправлена Вам в электронном виде на Вашу электронную почту
6
В день начала обучения Вам по электронной почте придет логин и пароль для входа в нашу систему дистанционного обучения, а также инструкция по началу обучения
7
Вы получите доступ сразу ко всем учебным материалам и заданиям дистанционного курса
8
Вы сможете обучаться в удобном для Вас темпе и в удобное время из любого места. Главное иметь доступ к Интернету. Скайп не нужен. Быть в строго назначенное время на курсе тоже не нужно.
9
Мы рекомендуем Вам придерживаться срока обучения, установленного программой, но если Вы не укладываетесь в него, Вам будет предоставлено дополнительное время, заранее оговоренное в договоре на обучение
10
Вы сможете задавать любые вопросы преподавателю курса по его теме
11
Вы можете досрочно закончить обучение, в случае, если оперативно, но качественно выполните все практические задания курса
12
После окончания обучения Вам будет бесплатно выслано Удостоверение о повышении квалификации в электронном виде на Ваш e-mail, а также в оригинале посредством «Почты России»
Таким образом, обучение полностью дистанционное, никуда приезжать не надо! Вы получите качественные знания, практические умения и повысите свою квалификацию быстро и доступно, не выходя из дома!
В “Моем университете” все очень просто и понятно!
В случае, если у Вас возникнут вопросы по обучению, мы всегда с радостью на них ответим и поможем Вам! Ответы на часто задаваемые вопросы Вы можете посмотреть в нашей “Базе знаний” или задать интересующий Вас вопрос
Всегда рады видеть Вас в “Моем университете”!
Здесь настоящее повышение квалификации педагогических работников!
Соответствие законодательству РФ:
Обучение на курсе законно! Лицензия на осуществление образовательной деятельности №3101 от 30. 04.2019, выдана МО РК
Удостоверение о повышении квалификации соответствует закону «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 и признается аттестационными комиссиями всех регионов России.
Удостоверение отправляется бесплатно сразу по окончании курса в электронном виде и обязательно в оригинале по “Почте России”
После зачисления на курс Вы можете получить Справку, подтверждающую Ваше обучение на курсе для оперативного представления в аттестационную комиссию или в иное место по требованию
Качество и доступность обучения:
На курсе работает профессиональный преподаватель. Вы получаете постоянную поддержку во время обучения и ответы на все Ваши вопросы
Материалы курса написаны доступным языком, практические задания небольшие и понятные
Обучение полностью практико-ориентированное.
Результаты обучения Вы можете сразу применить в своей профессиональной деятельности
Удобство обучения:
Вы можете быстро (досрочно) закончить обучение на курсе
Обучение в удобное для Вас время и в удобном темпе, не нужно быть он-лайн в определенное время
Skype не нужен!
Обучение на курсе начинается каждый день, в т. ч. в летние месяцы
Обучение полностью дистанционное. Вам не нужно никуда приезжать, даже за получением удостоверения. Вы «не теряете уроки», остаетесь с семьей, экономите свои силы, время, средства.
Очень выгодные условия:
Доступная стоимость обучения на курсе
Вы можете получить социальный вычет 13% от стоимости курса по окончанию обучения (пп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ)
Гарантированная скидка 5% при он-лайн оплате по банковской карте сразу после подачи заявки на обучение на нашем сайте
Возможность подачи заявки от юридического лица. Ваша организация оплатит Ваше обучение
Гарантированный подарок при обучении на курсе!
Всегда рады видеть Вас в Моем университете!
Удостоверение о повышении квалификации АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» соответствует требованиям, установленным Министерством образования РФ (Согласно закону «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29. 12.2012) и признается аттестационными комиссиями всех регионов России .
Договор
на обучение
С этим курсом выбирают:
Стратегии активного обучения
Активное обучение вовлекает учащихся в обучение, используя такие действия, как чтение, письмо, обсуждение или решение проблем, которые способствуют анализу, синтезу и оценке содержания занятий.
Активное обучение в классе также предоставляет учащимся неформальные возможности оставить отзыв о том, насколько хорошо они усвоили материал.
Нажмите на изображение ниже, чтобы изучить некоторые конкретные методы активного обучения для вовлечения учащихся в учебный процесс. Эти упражнения предназначены для использования в классе, особенно в условиях лекций, и могут быть адаптированы к любой дисциплине. На выполнение большинства из них уходит всего несколько минут. Некоторые задания предназначены для индивидуального выполнения, а другие должны выполняться в парах или небольших группах.
Техника вопросов и ответов
Вопросы — это простой, но эффективный способ стимулировать взаимодействие и дать вам представление о том, что ваши ученики понимают. Вопросы можно использовать в любой дисциплине. Разработайте свои вопросы перед занятием и решите, когда вы собираетесь их задавать. Вопросы можно задавать в любое время, но важно варьировать время, чтобы предотвратить повторение/скуку (например, не задавайте вопросы после каждых 5 слайдов). Важно стимулировать активность всего класса и подтверждать все ответы, поддерживать постоянное участие.
В классе
демонстрации
Интерактивные демонстрации могут использоваться для демонстрации применения концепции. Студенты должны быть вовлечены в демонстрацию и должны размышлять и анализировать процесс. Например, вы можете предложить учащимся индивидуально предсказать результат демонстрации, а затем обсудить его в группах или со всем классом. Демонстрации в классе ценны, потому что они улучшают понимание учащимися концепций, а также повышают удовольствие учащихся от занятий.
Одноминутный документ
В этом упражнении учащиеся пишут 1-2-минутный ответ на открытый вопрос. Это действие можно выполнять в любое время. При использовании в конце урока учащиеся могут написать ответ, чтобы предоставить вам отзыв о своем понимании. Вы можете спросить: «Что самое важное вы узнали?»; «Кратко опишите сегодняшнюю лекцию одним предложением»; — Какие вопросы остались? Вы также можете включить это упражнение на протяжении всей лекции в качестве перехода между темами, позволяя им обдумать и обобщить информацию, а также определить, что они не понимают, прежде чем двигаться дальше.
Стратегии активного обучения
Мозговой штурм
В этом упражнении учащимся предлагается генерировать идеи по определенной теме, категории или вопросу, пока вы помогаете и записываете ответы на классной/белой доске. Поощряйте студентов опираться на предыдущие знания и опыт. Важно подтвердить все ответы в течение этого периода генерации идей. Мозговой штурм можно адаптировать для малых или больших классов, по любой дисциплине и любой продолжительности.
Подумай-пари-поделись
В этом упражнении учащиеся индивидуально обдумывают определенный вопрос, а затем объединяются в пары для обсуждения своих ответов. После этого результаты делятся на большом обсуждении в классе. Кроме того, две пары учащихся могут объединиться в пары, чтобы сравнить и обсудить ответы. Этот процесс заставляет студентов думать индивидуально, а затем позволяет им совместно анализировать и уточнять свой ответ. Это помогает учащимся систематизировать предыдущие знания, провести мозговой штурм или обобщить, а также применить и интегрировать новую информацию. Эта деятельность может варьироваться по времени (обычно 5-10 минут) в зависимости от сложности вопроса. «Думай, пари, делись» хорошо работает с заранее спланированными вопросами.
Краткие примеры/сценарии
Использование сценариев/кейсов позволяет учащимся применять понятия, изученные в классе, к «реальным жизненным ситуациям». Эта деятельность является гибкой и может быть адаптирована для использования в различных дисциплинах. Это может быть так же просто, как задать один вопрос классу, чтобы вызвать обсуждение о том, как учащиеся подошли бы к данному сценарию/ситуации. Он также может быть обширным и требовать, чтобы учащиеся провели дополнительное исследование, чтобы эффективно подойти к сценарию. В этом примере учащиеся будут обсуждать и анализировать сценарий/кейс, применяя знания, полученные в ходе курса. Учащиеся могут кратко представить свои выводы классу либо в небольших группах, либо в виде работы/задания.
Обсуждения
Обсуждения могут быть полезны как в классе, так и онлайн, и могут быть адаптированы к любому размеру класса (хотя более эффективны в небольших группах) и к любой дисциплине. В ходе обсуждения преподаватель способствует обучению студентов. Обсуждение требует от учащихся критического мышления и оценки своих ответов и ответов других. Студенты могут исследовать различные точки зрения и опираться на знания друг друга и понимание содержания. Обсуждения помогают учащимся развивать навыки синтеза и интеграции знаний.
Рисунок 9: Примеры стратегий активного обучения, которые вовлекают учащихся в процесс обучения.
Активное обучение создает возможность для более глубокого обучения; однако сопротивление учащихся этому типу обучения часто бывает высоким. Активное обучение противоречит традиционным взглядам студентов на преподавание и обучение. В старших классах учащимся сообщали информацию, они запоминали ее, а затем проверяли по этой информации. Вместо этого активное обучение требует от них рисковать и пробовать стратегии обучения, с которыми у них нет предыдущего опыта.
Чтобы узнать больше о методах активного обучения, которые вы можете попробовать в своем обучении, перейдите к модулю «Введение в активное обучение».
Методы активного обучения для учителей: стратегии и примеры
Активное обучение — это метод обучения, который включает в себя нечто большее, чем простое слушание того, что учитель говорит по теме. Активные методы обучения включают практические занятия, такие как эксперименты, групповая работа и обсуждения. В этой статье будут рассмотрены некоторые примеры активного обучения, его важность и характеристики.
Что такое активное обучение?Активное обучение определяется как метод обучения, который фокусируется на участии учащихся в классе. Он побуждает учащихся к участию в собственном обучении, включая групповую работу, эксперименты и обсуждения.
Активное обучение помогает учащимся запоминать информацию, решать проблемы и обрести уверенность в своих силах. В этом стиле обучения учащимся предлагается играть активную роль в своем образовании.
Это означает, что студенты не просто сидят и слушают, они занимаются своим образованием и принимают участие в собственном учебном процессе. Когда дело доходит до обучения, мы часто думаем об учителе как об источнике знаний, а об ученике как об ученике, который получает эти знания.
Узнать больше: 10 лучших расширений Chrome для учителей
Мы наблюдаем аналогичную картину в нашей повседневной жизни: врачи рассказывают нам, как оставаться здоровыми, инженеры показывают нам, как строить вещи, а повара учат нас, как приготовить вкусную еду. Однако активное обучение — это немного другое. При активном обучении учащимся даются наборы задач или другая работа, где они могут опробовать то, что узнали в классе. Это помогает учащимся применять концепции, которым их научили, на практике, а не просто запоминать факты и уравнения, которые могут не иметь никакого практического применения.
Этот процесс позволяет учащимся более активно участвовать в обучении, а не просто пассивно поддаваться информации.
Также активное обучение можно использовать по любому предмету. Например, на уроке английского учащиеся могут написать сочинение о том, что бы они сделали, если бы на один день стали президентом. На уроке математики учащиеся могут создавать плакаты, объясняющие, как решить сложную математическую задачу.
Что такое активный класс?Используйте бесплатно: Шаблон формы наблюдения за классом
В активном классе учащиеся не только слушают учителя, но и преподают и отвечают на вопросы, а учащиеся каким-то образом участвуют.
Активное обучение может быть таким же простым, как попросить учеников ответить на вопрос, или сложным, если научить их учить друг друга. В любом случае, происходит некий процесс стимул-реакция.
В классе активного обучения ученики не просто сидят, как куски глины, ожидая, пока учитель слепит из них что-то новое. Они на самом деле что-то делают и активно участвуют в своей учебной среде.
Важность активного обученияТрадиционно образование заключалось в усвоении информации и знаний, но активное обучение предполагает участие в деятельности, которая помогает учиться.
Чтение: Тестирование достижений в образовании: значение и примеры
Есть несколько причин, почему это важно:
- Когда учащиеся действуют в соответствии со своими знаниями, им становится легче понять их и перейти от механического запоминания к более глубокому пониманию что улучшит запоминание и отзыв.
- Активное обучение способствует творчеству и навыкам решения проблем, которые пригодятся учащимся в дальнейшей карьере и жизни.
- Активное обучение может помочь учащимся, у которых возникают проблемы с традиционными методами обучения, найти новые подходы к решению сложных концепций или проблем.
Например, в среде активного обучения учащиеся могут играть в игру, которая учит их умножению вместо заучивания таблицы умножения. Преподаватель может предложить учащимся написать короткий рассказ или построить модель автомобиля вместо того, чтобы просто читать им лекции по материалу, который они должны изучить.
Это означает, что активное обучение может помочь вам быть более эффективными на уроках, поэтому вы будете получать более высокие оценки и вам будет легче понять материал. Это также может помочь вам быть более эффективным на работе, поскольку это повысит вашу способность осваивать новые навыки и понимать новые концепции.
Активное обучение требует немного больше времени и подготовки как от учителей, так и от учеников, но результат того стоит. Исследования показали, что показатели удержания значительно выше у студентов, которые учатся, используя активные методы обучения.
Прочтите: 7 шагов к созданию продуктивной среды обучения
Каковы характеристики активного обучения?Активное обучение — не совсем новая концепция. Однако в последние несколько десятилетий он приобрел новую популярность. Вот некоторые характеристики активного обучения:
В самом общем смысле активное обучение — это такой подход к образованию, который требует от учащегося активного, а не пассивного процесса. Другими словами, студенты не просто слушают лекции; они также участвуют в выполнении чего-либо в рамках своего учебного опыта.
- Стратегии активного обучения включают такие вещи, как обсуждение, сотрудничество и практические занятия. Во многих случаях это также требует от учащихся применения знаний путем решения проблем или проведения экспериментов.
- Активный подход к обучению ориентирован на учащихся. Это позволяет ученику контролировать свое образование.
- Активное обучение может происходить в любой обстановке, включая классы, семинары, неформальные группы или даже в одиночестве.
Активное обучение помогает учащимся увлечься материалом, что означает, что они с большей вероятностью запомнят его и извлекут уроки из него.
Некоторые принципы активного обучения включают:
- Начните с общего вопроса, прежде чем сосредоточиться на конкретных
- Используйте рабочие листы/раздаточные материалы для классных заданий
- Используйте примеры из реальной жизни и убедитесь, что ваши ученики понимают, когда у них все хорошо, а когда нужно улучшить.
Какие существуют 5 типов активного обучения?Исследовать: Оценка учителя: определение, типы + [примеры шаблонов]
Существует пять видов активного обучения:
- Игровое обучение: Учащиеся играют в игры, поддерживающие изучаемый контент, вместе или индивидуально. Игры могут быть сосредоточены на индивидуальной успеваемости учащихся или на групповом сотрудничестве. Их можно использовать для всех возрастов и предметных областей! Игры прекрасны, потому что они создают среду, которая поощряет пробы и ошибки, в то же время превращая обучение в удовольствие, так что это не похоже на работу.
- Проблемное обучение: Это метод, при котором учащимся предлагается решить задачу. Они должны использовать свои навыки критического мышления, чтобы определить, как решить проблему, а затем пройти через процесс ее решения. Преподаватель выступает в качестве фасилитатора в этом типе активного класса. Этот метод касается того, как знания создаются и применяются в реальной жизни, что помогает учащимся понять, как их новые навыки можно использовать на практике.
- Совместное обучение : Это метод, при котором группы учащихся работают вместе для достижения общей цели. Совместное обучение позволяет учащимся учиться друг у друга, использовать разные точки зрения для поиска решений и поощряет творчество и командную работу.
- Сервисное обучение: — это активный метод обучения, при котором учащихся просят применить знания, полученные в классе, вне класса. Студенты узнают о проблемах сообщества, работая со своим местным сообществом над реальными проблемами. Такой метод активного обучения помогает учащимся стать активными гражданами своего сообщества и развивает навыки критического мышления.
- Обучение на основе дискуссий : это метод обучения, при котором преподаватели организуют обсуждение содержания курса со своими студентами. В классах такого типа преподаватели задают вопросы, которые поощряют критическое мышление среди своих студентов, а не используют лекции как способ преподать им информацию по предмету.
Какие есть методы активного обучения?Прочтите: 9 типов оценивания образования
Методы активного обучения могут включать в себя такие вещи, как мозговой штурм, обсуждение, решение проблем и практический опыт. Некоторые методы активного обучения включают:
- Обучение сверстников: Учащиеся объединяются в небольшие группы (примерно по три-четыре человека) для обсуждения содержания и совместной работы над проблемами
- Метод головоломки: Учащиеся разбиваются на группы по три или четыре человека для выполнения задания, связанного с содержанием урока. Каждый учащийся в группе отвечает за выполнение одной части задания, поэтому каждый должен быть вовлечен в материал. После того, как каждый учащийся выполнил свою часть задания, они снова собираются вместе со своей группой и делятся тем, что узнали.
- Мозговой штурм: Используя эту технику, учителя дают учащимся тему и просят их обсудить все идеи, которые приходят на ум. Идеи должны быть записаны на доске или листе бумаги, чтобы все могли их видеть. Некоторые учителя сначала записывают подсказку и спрашивают учащихся, как бы они ответили, или просят их записать свой собственный ответ, прежде чем запрашивать ответы класса. Этот метод позволяет учащимся развивать идеи друг друга и критически относиться к обсуждаемой теме.
- Групповые проекты: Групповые проекты позволяют учащимся работать вместе, изучая новый материал или понятия. В зависимости от того, что учитель хочет, чтобы они узнали, им может быть поручено придумать проект, который включает в себя разные предметы, чтобы продемонстрировать свое понимание обоих, или им может быть предложен один конкретный .
Какие есть виды активного обучения в классе? а затем торговать с партнером. Затем они должны дать своему партнеру другое слово или понятие относительно той же подсказки.Прочтите: Типы интеллекта учащихся, которые должен знать каждый учитель
Техника № 2: Билет за дверь: Ученикам дается подсказка (устная или письменная) и их просят записать краткий ответ на вопрос, который они представляют, покидая класс.
Техника №3: Четыре угла: Эта игра похожа на «Музыкальные стулья», за исключением того, что каждый угол комнаты представляет собой вариант ответа на вопрос. Учащиеся встают в угол, соответствующий выбранному ими ответу, а затем обсуждают, почему они выбрали этот угол, со своими однокурсниками, которые также выбрали этот угол.
Техника № 4: 3-2-1: Ученикам дается подсказка (устная или письменная) и их просят записать три вещи, которые они узнали на уроке, два вопроса, которые у них есть относительно того, что они узнали, и один вопрос, который удивил их во время урока. При желании они могут поделиться ими со своими одноклассниками.
Техника № 5: Думай в парах и поделись: Учащиеся индивидуально обдумывают тему/вопрос, затем объединяются в пары с кем-то еще из своей группы и делятся своими мыслями, а затем работают вместе с другим учеником над его решением.
Техника № 6: Ведение конспектов в парах: Во время лекций студенты объединяются в пары, чтобы делать конспекты друг для друга и заполнять пробелы в своих конспектах. Один учащийся делает заметки по половине материала, пройденного во время занятия, а другой учащийся делает пометки по другой половине материала. В конце занятия они будут сравнивать записи, чтобы увидеть, в чем сходство и различие, и обсудить, почему это могло быть.
Прием № 7: Скажи что-нибудь: Представляя материал классу, попросите разных учеников поделиться своими мыслями о том, чему вы учите. Если учащийся не может придумать, что сказать, вы можете начать с таких вопросов, как «Что вы думаете?» или «Можете ли вы привести пример этого?»
Техника № 8: Аквариум: Это упражнение идеально подходит для больших групп (более 25 студентов), которые обсуждают определенную тему. Группа делится на две части: внутренний круг и внешний круг. Внешнему кругу дается тема, и у членов группы есть 3 минуты, чтобы обсудить эту тему между собой. В это время внутренний круг слушает, но не участвует в разговоре. По истечении 3 минут 2 человека из внешнего круга меняются местами с 2 людьми из внутреннего круга, и эти 4 человека обсуждают свои мысли по теме в течение 3 минут. Это продолжается до тех пор, пока все в обоих кругах не получат возможность участвовать в разговоре.
Техника № 9: Наглядные списки: Это упражнение идеально подходит для групп любого размера и может использоваться в любое время, когда вы хотите, чтобы учащиеся обсудили идеи по определенной теме или теме. Визуальные списки предполагают, что учащиеся создают список, используя картинки, изображения или символы. Например, вы можете попросить учащихся составить список того, что им понадобится для путешествия в космос. Они могут использовать изображения ракетного корабля, еды и воды или даже инопланетянина. Чем креативнее, тем лучше.
Техника № 10: структурированное решение проблем: Структурированное решение проблем — это еще одна форма активного обучения, в которой учащиеся работают вместе над решением проблемы. Это упражнение можно использовать для решения сложных задач (что произойдет, если вы сможете путешествовать во времени?) или простых (сколько способов добраться из пункта А в пункт Б?). Вы можете дать своим ученикам указания, например, сказать им, что они должны использовать только свои руки и ноги или они не должны говорить во время работы над своей проблемой. Ученикам с аутизмом может быть полезен этот вид деятельности, потому что он помогает им практиковать социальные навыки, продолжая заниматься на уроке.
Другие примеры активного обученияДругие примеры активного обучения включают групповую работу, доски обсуждений, презентации под руководством учащихся, ролевые игры и симуляции.
- Групповая работа: Разбейте учащихся на небольшие группы и попросите их работать вместе, чтобы ответить на вопрос или решить проблему. Это позволяет учащимся учиться друг у друга и поощряет учащихся, которые могут быть менее громкими в больших группах. Это можно сделать лично или онлайн.
- Доски обсуждений: Если вы ведете онлайн-класс, вы можете использовать доски обсуждений вместо групповой работы, предлагая учащимся обсуждать вопросы или проблемы в Интернете.
- Презентации под руководством учащихся: Попросите учащихся по очереди представить материал своим однокурсникам. Это снимает некоторое давление с вас как учителя и помогает учащимся лучше ознакомиться с материалом, излагая его своими словами для своих одноклассников.
- Ролевые игры и симуляторы: Учащиеся могут узнать об исторических событиях, разыгрывая роли из этих событий. Они также могут экспериментировать с такими вещами, как ведение бизнеса или принятие политических решений в моделируемой среде.
- Учащиеся лучше запоминают то, что узнали. Исследования показали, что учащиеся лучше усваивают информацию, когда используют активные методы обучения.
- Это развлечение для студентов. Активное обучение повышает вовлеченность учащихся и мотивацию в классе. Студенты, которые используют активные методы обучения, больше увлечены учебой и хотят уделять ей больше времени.