Методы клинической психологии: Методы клинической психологии

Методы клинической психологии

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

  • Наблюдение

  • Беседа

  • Психофизиологические методы(например,ЭЭГ)

  • Биографический метод

  • Изучение продуктов творчества

  • Анамнестический метод(сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)

  • Экспериментально-психологический метод(стандартизированные и нестандартизированные методики)

Психотерапия

Основная статья: Психотерапия

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме.

Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия,когнитивная психотерапия,гуманистическая психотерапия,семейная психотерапия,гештальттерапия,эмоционально — образная терапия,телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделениетрансперсональных видов психотерапии.

Проблема психической нормы и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровьеиболезнь.

Типичными признаками здоровьясчитаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезньхарактеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам» (DSM-IV

http://ru. wikipedia.org

Клиническая психология – одно из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся направлений современной психологии. Вместе с тем, клиническая психология является не только фундаментальной наукой, но и областью профессиональной деятельности психологов, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию.

В нашей стране клиническая психология сформировалась в последние три десятилетия в результате интеграции ряда дисциплин, смежных, но имеющих разную историю и проблематику. Прежде всего, это признанные всем мировым психологическим сообществом такие области психологии как нейропсихология и патопсихология, а также сформировавшиеся несколько позже – психология телесности (психосоматика), психология аномального онтогенеза, психологическая коррекция, психология здоровья. В зарождении и становлении нейро- и патопсихологии решающую роль сыграли профессора Московского университета, лауреаты Ломоносовской премии, обладатели многих международных наград, основатели нашей кафедры – Александр Романович Лурия и Блюма Вульфовна Зейгарник.

Клиническая психология изучает общие и частные закономерности изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития, роль психических факторов в возникновении и преодолении различных недугов, в укреплении здоровья. Наряду с этим клинические психологи решают многообразные практические задачи в разных сферах жизни (здравоохранение, народное образование, социальная помощь населению). В центре внимания клинической психологии – человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состояниями его здоровья. Психологическая диагностика, экспертиза, реабилитация и коррекция являются необходимыми составляющими современных комплексных мер профилактики и преодоления не только заболеваний, но и различных состояний дезадаптации человека.

Социальная значимость клинической психологии выражается и в том, что в Психологических ассоциациях различных стран мира около 60% составляют клинические психологи. Признание значимости клинической психологии в нашей стране ознаменовано официальным государственным утверждением этой (пока единственной) области психологии в качестве отдельной самостоятельной специальности.

Осваивая фундаментальные общепсихологические и клинико-психологические дисциплины, студенты знакомятся с прикладными предметами, посвященными специальным аспектам будущей профессии. Особое внимание уделяется обучению различным диагностическим методикам и приемам психологического воздействия. Важным элементом подготовки являются специальные практикумы, которые проводятся непосредственно на базе разных медицинских и образовательных учреждений (Центр психического здоровья, НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко, Клиника нервных болезней, НИИ психиатрии, Детская психиатрическая больница № 6 г. Москвы, педиатрические учреждения, школы, центры коррекционного обучения и др.). Студенты только нашей специальности обучаются навыкам применения диагностических и психокоррекционных методик в реальной ситуации общения с больными, вырабатывают навыки индивидуальной и групповой работы, как с больными, так и со здоровыми людьми.

Междисциплинарный характер основ нашей специальности на стыке гуманитарных и естественно-научных дисциплин (клинической медицины, анатомии, физиологии, психофармакологии, генетики, высшей математики и т.д.) позволяет студентам приобретать солидную теоретическую базу для дальнейшего профессионального роста. Фундаментальный характер образования мы стремимся сочетать с солидной практической подготовкой студентов. Дипломные работы выпускников представляют собой, как правило, полноценные исследования с серьезной проработкой теоретических основ и решением значимых четких задач научно-практического характера.

В рамках специальности «Клиническая психология» осуществляется подготовка студентов по таким специализациям как:

  • нейропсихология;

  • патопсихология;

  • психосоматика и психология телесности;

  • психология аномального развития;

  • психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой клинические психологи могут выполнять самые различные функции: диагностические, коррекционные, экспертно-консультативные, профилактические, реабилитационные, научно-исследовательские, учебно-педагогические и др.

В области здравоохранения клинические психологи участвуют в решении широкого круга задач, работая во всех типах лечебно-профилактических учреждений, начиная с онкологической, кардиологической, хирургической клиник, вплоть до стоматологических учреждений, где тоже требуется участие психолога в связи с «устрашающим» эффектом врачебного кабинета.

Клинические психологи активно включаются в решение круга задач охраны психического здоровья подрастающего поколения, работая в детских дошкольных заведениях, в школах, в детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в Центрах коррекционной и лечебной педагогики, в службах семьи и детства и др.

Все более активно клинические психологи привлекаются для работы в службах социальной защиты населения. Сегодня их можно встретить в центрах занятости, службах по подбору кадров, учреждениях социальной помощи населению, службах планирования семьи, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, в службах кризисных состояний и многих других.

Преподаватели и сотрудники отделения клинической психологии, в структуру которого входят кафедра нейро- и патопсихологии, лаборатория нейропсихологии нашего факультета, филиал кафедры в Центре психического здоровья РАМН, стараются сегодня реализовать в своей работе традиции педагогической и научной деятельности, заложенные основателями клинической психологии.

Дисциплины специальности «Клиническая психология»:

  • Патопсихология

  • Нейропсихология

  • Психиатрия

  • Неврология

  • Основы психосоматики

  • Психология аномального развития

  • Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии

  • Психология реабилитации и восстановления ВПФ

  • Нейропсихология детского возраста

  • Проективные методы клинической психологии

  • Клиническая психология в экспертной практике

  • Психология телесности

  • Психология отклоняющегося поведения

  • Психофармакотерапия

  • Учение о неврозах

  • Личностные расстройства

  • Профилактика наркоманий и алкоголизма

  • Базовые теории и методы психотерапии

  • Методы диагностики развития в норме и патологии

  • Клиника внутренних болезней

  • Методологические проблемы клинической психологии

Обязательные спецпрактикумы:

  • Практикум по патопсихологии

  • Практикум по нейропсихологии

  • Практикум по психологической коррекции и психотерапии

  • Практикум по коррекционно-развивающему и восстановительному обучению

  • Практикум по психосоматике

  • Практикум по детской клинической психологии http://www. psy.msu.ru/educat/dnevn/special/speklin.html

1 Александровский Ю. А. — Пограничные психические расстройства372 2Бауманн Урс, Перре Майнрад — Клиническая психология444 3Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. — Клиническая патопсихология439 4Борис Дмитриевич Карвасарский и др. Клиническая психология288 5Братусь Б. С. — Аномалии личности261 6Ганнушкин П.Б. — Клиника психопатий185 7Заякин Ю. Ю. — Взаимосвязь клинических особенностей невротических и шизотипических расстройств с внутренней картиной болезни174 8Змановская Е. В. — Девиантология474 9Змушко, Белозеров, Митин — Клиническая иммунология176 10Карвасарский Б.Д. — Клиническая психология480 11Киппер Дэвид — Клинические ролевые игры и психодрама233 12Клинические описания и диагностические указания154 13Леонгард Карл — Акцентуированные личности198 14Личко А.Е. — Психопатии и акцентуации характера у подростков347 15Мак-Вильямс Н. — Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе295 16Менделевич В. Д. — Клиническая (медицинская) психология595 17Н. Репина, Д. Воронцов, И. Юматова. Основы клинической психологии282 18Питерс Тео — Аутизм (от теоретического понимания к педагогическому воздействию)149 19Психические болезни и общение с душевнобольными216 20Репина Н., Воронцов Д., Юматова И. — Основы клинической психологии707 21Риман Ф. Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии224 22Романовский В А — Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии174 23Тиганов А.С.- Руководство по психиатрии396 24Урс Бауманн — Клиническая психология222 25Хорни К. — Невроз и личностный рост226 26Юдин Т.И. — Психопатические конституции186 27Юнг К. Г. — Работы по психиатрии164 28Юрьева — Клиническая суицидологияhttp://psychologiya.com.u

Клиническая психология — Психологос

Александр Романович Лурия, 1934 г.

Блюма Вульфовна Зейгарник, 1921 г.

До 90-х годов «клиническая психология» означала то же, что и «медицинская психология​», сегодня эти дисциплины нужно отличать. Также, не путайте клиническую психологию и психиатрию – это разные научные дисциплины. Психиатрия работает с патологией (дефекты, требующие госпитализации и лечения в спецучреждениях – шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.). Клиническая психология изучает различные «пограничные» отклонения и дезадаптации – там, где это еще не патология, но уже не норма.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным. Сегодня в критерии психической нормы включают соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам».

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Если коротко, то клиническая психология — дисциплина, включающая в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем, а также разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапии). Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемами определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке, а также решением проблем развития и распада психики.

История клинической психологии

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца 19 века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Шарко, Жан Мартен, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры.

Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими.

В годы Великой Отечественной войны все крупные психологи, в том числе целый ряд известнейших ученых — А.Н.Леонтьев, Б.В.Зейгарник, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Б.Г.Ананьев и другие — пошли работать в военные госпитали: они помогали раненым с поражением головного мозга восстанавливать нарушенные психические функции. Это дало толчок развитию клинической психологии, потому что был накоплен обширнейший материал по нарушениям психических функций, связанных с локальными поражениями мозга.

Разделы клинической психологии

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения. См.→

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей. Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализации очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии. См.→

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др. ) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). См.→

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза трудоспособности. См.→

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах. См.→

Методы клинической психологии

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
  • Биографический метод
  • Изучение продуктов творчества
  • Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
  • Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)

Клиническая психология и психиатрия

Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4-5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами). Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

Клиническая психология — Обзор


Клиническая психология — одна из крупнейших областей психологии. Целью клинической психологии является оценка, диагностика и лечение различных психических расстройств. Точно так же многие клиницисты в области клинической психологии озабочены профилактикой этих психических расстройств.

В области клинической психологии существует ряд специализаций и методов терапии. Некоторые из специализаций, найденных в рамках клинической психологии, включают психологию здоровья, гериатрию, злоупотребление психоактивными веществами и эмоциональные расстройства. Психическое здоровье детей и взрослых, а также проблемы с обучаемостью — это другие специализации, встречающиеся в клинической психологии. Клинический психолог может решить сосредоточиться на работе как с группами, так и с отдельными людьми.

Клинический психолог будет призван выполнять ряд различных задач, чтобы облегчить страдания клиентов и улучшить их психическое здоровье. Одной из первых задач является выявление проблемных зон, от которых может страдать клиент. Некоторыми из методов, используемых в клинической психологии для выявления проблем, являются интервью и психометрические тесты. После определения проблемной области следующим шагом является разработка плана лечения.

Планы лечения, разработанные в области клинической психологии, должны включать продолжительность, частоту и тип проводимой терапии. Клинический психолог также должен решить, должно ли лечение состоять из индивидуальной терапии, групповой терапии или того и другого.

По мере предоставления услуг клинической психологии клинический психолог должен оценивать эффективность лечения и вносить любые необходимые изменения.

Клиническая психология: методы лечения

В клинической психологии имеется ряд различных вариантов терапии. Выбор метода зависит от ваших предпочтений.

Одним из популярных методов клинической психологии является когнитивно-поведенческий подход. Этот метод включает в себя выявление, а затем изменение моделей поведения, которые способствуют возникновению проблем. Модели мышления, а также поведения являются частью когнитивно-поведенческого подхода.

Другим популярным методом клинической психологии является психодинамический подход. Этот подход рассматривает бессознательное как основной мотиватор. Клинический психолог попытается раскрыть бессознательную мотивацию поведения, вызывающего трудности, чтобы изменить поведение клиента.

Терапия с гуманистической точки зрения также является популярным методом лечения в клинической психологии. Этот метод лечения предполагает, что люди уже имеют внутри себя необходимые ресурсы для улучшения своего положения.

Клинические психологи используют свои навыки, чтобы помочь клиенту научиться использовать эти ресурсы.

Эти методы лечения не единственные, доступные в клинической психологии. Некоторые другие методы лечения, которые используются в клинической психологии, включают гипноз, психодраму, игровую терапию и терапию по снижению стресса. Выбор методов лечения остается за клиническим психологом.

Подходит ли мне клиническая психология?

Если вам нравится иметь дело с людьми и помогать им справляться с проблемами, то клиническая психология может стать хорошим выбором для вас. Клиническая психология может иногда вызывать стресс, и вам нужно уметь справляться с конфликтами, но это также может быть очень полезной карьерой.

Sage Research Methods – Методы исследования клинической психологии и психологии здоровья

Книги Добавить в список Добавлено в список

Больше информацииМеньше информации

«Если вы преподаете курсы по методам исследования для аспирантов, в том числе предназначенные для психологов и других специалистов в области здравоохранения, эту книгу стоит рассматривать в качестве основного текста» — Джон Хегарти, THES. Этот учебник предлагает отличное введение в различные методы исследования, используемые в областях клинической психологии и психологии здоровья. Книга содержит подробное, но краткое объяснение как качественных, так и количественных подходов и опирается на примеры из тематических исследований, чтобы проиллюстрировать, как их можно использовать в различных медицинских учреждениях, с особым отношением к клиническим расстройствам, профилактике заболеваний и здоровью. повышение. Ключевые особенности книги: — Четкое и краткое изложение — Практические примеры и примеры из клинической практики — Вопросы для повторения в каждой главе — Рамки, диаграммы и таблицы для выделения ключевых моментов — Планы глав, резюме и глоссарий полезные термины, помогающие студентам и исследователям в самостоятельном изучении и обучении. «Методы исследования для клинической психологии и психологии здоровья» удовлетворяют потребность в учебнике, объясняющем, как качественные и количественные методы могут быть использованы в явном виде в контексте психологии здоровья. Это будет бесценное чтение для студентов, стажеров и практикующих врачей, изучающих клиническую психологию и психологию здоровья, а также для тех, кто работает в отделениях сестринского дела, медицинских и других медицинских учреждений, изучающих продвинутую психологию.

  • Передняя часть

    • Авторские права
    • Преданность
    • Список участников
    • Предисловие и благодарности
  • Главы

    • Введение в методы исследования в клинической психологии и психологии здоровья

    • Начало работы: практические аспекты проведения исследований

    • Сбор качественных данных: интервью и фокус-группы

    • Содержание и тематический анализ

    • Качественный анализ опыта: обоснованная теория и тематические исследования

    • Качественный анализ речи и текста: анализ дискурса и повествования

    • Наблюдение и практическое исследование

    • Анкеты и опросы

    • Анализ данных анкет и опросов

    • Интервенционные исследования: разработка и анализ

    • Синтез данных: систематические обзоры, метаанализ и анализ предпочтений

  • Материал спинки

    • Глоссарий
    • Библиография

84526

  • Загрузка.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts