Мистер гипноз — Милтон Эриксон. (И. Гуляева)
История жизни человека, вернувшего гипнозу статус одного из эффективнейших терапевтических методов, лишив его при этом ореола таинственности и мистики.
«Каждый подобен своим отпечаткам пальцев. Они единственные в своем роде. И никогда не будет второго такого же, как вы. И вы должны только радоваться, что являетесь самим собой. Вы не можете это изменить, как не могут быть изменены отпечатки пальцев.» — Милтон Эриксон
Милтон Эриксон, известнейший американский психотерапевт, родился 5 декабря 1901 года в семье фермеров. В семнадцать лет он перенес приступ полиомиелита и был полностью парализован. Он выздоровел полностью благодаря тому, что, наблюдая за своей младшей сестрой, которая в это время была младенцем, он начал мысленно повторять ее движения. Постепенно он вернул себе двигательную активность, что врачи того времени назвали чудом. Когда Милтон Эриксон был студентом-психологом Висконсинского университета, ему довелось наблюдать гипнотические опыты Кларка Л.
Доктор Милтон Г.Эриксон — автор более 140 научных статей, большинство из них посвящены проблемам гипноза. Эриксон считал, что изменения происходят наиболее быстро и необратимо тогда, когда психотерапевт намерен повлиять на бессознательные стереотипы своего пациента, а это часто включает в себя работу с его ценностными ориентирами и системой отношений. Транс, по мнению Эриксону, является тем состоянием, которое облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными.
В трансах пациенты начинают интуитивно понимать смысл и значений сновидений, символов и других форм выражения бессознательного. В этом состоянии они больше способны на то, что Эриксон называл «бессознательным обучением», их меньше беспокоят собственные мысли и бытовые мелочи. Эриксон говорил: «Вы всю жизнь учились, передавая полученные знания бессознательному и автоматически пользуясь конечными результатами обучения. Вы научились говорить, но было время когда „ай-ва-вы“ означало „дай воды“. Понадобилось много времени, чтобы открыть для себя, что „ай-ва-вы“ не означает воду. И именно по этой причине требуется так много времени, чтобы пациенты, уже взрослые люди, поняли после наших долгих и тщательных объяснений, что „существует язык, который вы не понимаете, — но который вы знали когда-то очень давно — язык бессознательного“.
Эриксон использовал различные способы для изменения ограничивающих убеждений. Например, один способ состоит в том, что создается психологическая установка, более широкая или менее ограниченная, чем предыдущая. Другой способ — это такой подход к проблеме при котором идет концентрация на самой задаче, а не на ограничениях. Например, играя в гольф, «каждую лунку вы считаете первой». Иными словами, каждый новый бросок вы воспринимаете как отдельное событие и перестаете чувствовать общий контекст игры, включая число лунок, предыдущий счет и так далее. Вопрос об ограничениях тогда даже не возникает. Каковы были пределы, вы узнаете позже, когда посмотрите на табло.
Эриксон придавал большое значение изменениям точки зрения на проблему. Смена фокуса внимания дает возможность увидеть позитивные стороны произошедшего. Он говорил: «Итак, мечтайте. И каждый раз, когда вы мечтаете, у нас есть и право, и привилегия пережить свою мечту заново, с иным составом действующих лиц и персонажей. И так вы можете обнаружить множество того, что вас учили не знать. Очень давно учителя говорили вам: „Смотри мне в глаза, когда я говорю с тобой“. Вот вы и заучили, „Не делай этого, не делай того. Одевайся, как положено, носи туфли, какие принято. Завязывай шнурки правильно“. Очень многое в нашем обучении основано на ограничивающих указаний, которые затрудняют развитие нашего понимания, — и мы приобретаем стереотип ограниченности. Сложную проблему нужно последовательно преодолевать шаг за шагом, — сперва мысленно, потом на самом деле делать то, что вы уже сделали в уме».
Милтон Эриксон считал, что очень важно принимать пациента всерьез и идти навстречу его желаниям. Не выносить холодных и однобоких суждений и оценок. И следует понимать, что люди учатся тому, что им необходимо, и вы не можете преподать им все, в чем они нуждаются. Что они сами могут научиться очень многому. Помните, что каждый из нас имеет свой индивидуальный язык, что, слушая пациента, вы должны слушать, отдавая себе отчет в том, что он говорит на чужом для вас языке, и что вам не следует пытаться понимать его в тех терминах, их которых состоит ваш собственный язык. Понимайте пациента на его собственном языке.
Используя систему понятий самого пациента, он начинает работать над тем, чтобы пациент смог разрушить запреты. «Сделайте так, чтобы они нарушил свои запреты» — это одно из основных правил, которое Эриксон применял при лечении многих типов симптомов и комплексов, включая, конечно, фобии и состояния заторможенности.
Когда Эриксон вел психотерапию, он знал, чем она кончится, как знал окончание тех рассказов и анекдотов, которые рассказывал. Пациенту это было неизвестно, Эриксон начинал работу, имея вполне определенную цель — изменить реакции пациента с нездоровых и разрушительных на здоровые и созидательные. Как психотерапевт он управлял ситуацией, добиваясь поставленной цели. Для того чтобы вызвать и поддержать интерес и высокую вовлеченность у пациента, использовались многие техники — провоцирование, разжигание любопытства, разнообразные тактики поведения и юмор.
Уделяя больше внимания импульсам и чувствам в противовес интеллекту и понятиям, Эриксон просто пытается восстановить равновесие, которое деформировалось у большинства людей. Однажды он объяснил это так: «У ребенка тело пытается успевать за ногами. У взрослого ноги пытаются угнаться за телом и головой».
Эриксону всю жизнь приходилось преодолевать многочисленные недуги. Перенесенный в детстве полиомиелит в 1967 году окончательно приковал его к инвалидному креслу. Однако Эриксон говорил, что полиомиелит стал его лучшим учителем в познании человеческих возможностей. У Эриксона было нарушено цветовое зрение: из всех цветов спектра он лучше всего различал пурпурный. Его жизнь поддерживали два «кита»: работа, которой он был постоянно загружен, и семья— источник его духовной силы и предмет гордости.
У него было 4 сына и 4 дочери. Он по-настоящему наслаждался жизнью, предпочитая видеть в жизни ее позитивные стороны.
Эриксон считал, что позитивный взгляд на будущее является лучшим противоядием против депрессии или неконтролируемого наплыва мыслей — равно как и предвосхищение изумления в развязке анекдота или предощущение того, что течение времени приведет к личностному росту.
Он так рассказывал о своих родителях: «Мои отец и мать радовались жизни всегда, радовались полноценно». Милтон Эриксон старался, чтобы его пациенты впитали в себя это мироощущение — наслаждение жизнью, радость от каждого мгновения жизни. Эриксон хотел превратить смерть в нечто, не вызывающее тревоги, и подчеркивал, что жизнь дается для того, чтобы жить.
Милтон Эриксонов умер от острой инфекции 25 марта 1980 года. До последних дней относительно неплохо чувствовал себя и был, как обычно, деятелен. Семья Эриксонов собралась со всех концов Соединенных Штатов. Тело Эриксона кремировали, и пепел развеяли с вершины горы Скво.
Закончить рассказ о величайшем психиатре 20 столетия я бы хотела словами Сальвадора Минухина о Милтоне Эриксоне: «У меня осталось сильное впечатление от того, как Вы умеете смотреть на простые вещи и описывать их сложность, а еще Ваша вера в способность людей использовать накопленный опыт, о наличии которого они даже не подозревают».
Инна Гуляева
выпускница Международного Эриксоновского Университета коучинга
г. Москва
Статья опубликована на портале Brainity.ru
Милтон Эриксон — Мой голос останется с вами читать онлайн
12 3 4 5 6 7 …65
Милтон ЭРИКСОН
МОЙ ГОЛОС ОСТАНЕТСЯ С ВАМИ
1. Изменение Бессознательного
«Сид, ты не понимаешь того, что большая часть нашей жизни определяется бессознательным»). Когда Эриксон сказал мне это, я отреагировал так же, как большинство моих пациентов, когда я говорю им то же самое. Я почувствовал, что смысл его слов сводится к тому, что моя жизнь предопределена и что самое большее, на что я могу надеяться – это осознание раз и навсегда установленных шаблонов функционирования бессознательного. Позже, однако, я понял, что бессознательное не является таким уж неизменным. Весь опыт наших переживаний, накопленный до сегодняшнего дня, влияет на наше бессознательное точно так же, как и на сознание. Если я читаю что-нибудь вдохновляющее, то мое бессознательное меняется. Если я встречаюсь с человеком, который лично для меня очень важен мое бессознательное меняется. По сути дела, положительная ценность любой психотерапии очевидным образом основана на способности человека изменяться и в значительной мере под воздействием общения с другим человеком или группой.
Я считаю, что эти изменения происходят наиболее быстро и необратимо тогда, когда психотерапевт ставит себе целью повлиять на бессознательные стереотипы своего пациента, а это часто включает в себя работу с его ценностными ориентациями и системой отношений. Эриксон согласился с этой точкой зрения. К концу жизни он выработал очень эффективный способ достижения этой цели – свои обучающие семинары.
Во время нашей последней встречи он объяснил мне, как у него сложился этот подход.
«Мне приходилось тратить слишком много времени на одного пациента. А я предпочел бы работать сразу с группой людей и учить их думать, правильно подходить к проблеме. Ко мне приходили десятки писем, в которых говорилось: «Вы полностью изменили мое общение с пациентами. Я принимаю много пациентов, но вижусь с ними меньше. Я стал принимать больше пациентов, но теперь могу уделить им меньше времени».
Я ответил вопросом: «А это является результатом того, что…?»
Мой респондент писал мне: «Они приходят сюда, и я рассказываю им истории. После чего они уходят домой и меняют способ своих действий».
Очевидно, что то, что «они приходят сюда и слушают, как я рассказываю им истории», предполагает ожидания и общение на разных уровнях. Например, каждый, кому довелось общаться с Эриксоном, хотел испытать на себе различные уровни гипнотического транса. Имея позитивные ожидания и находясь в состоянии транса, мы в наибольшей степени открыты для воздействия и понимания смысла Эриксоновских историй. Эриксон считал, что если слушатель «забывает» историю – просто не помнит ее – то эффект рассказа может быть даже сильнее.
«Рассказывая истории», Эриксон, конечно, следовал древней традиции. С незапамятных времен истории и притчи служили способом передачи культурных ценностей, этики и морали. Даже самую горькую пилюлю можно легко проглотить, если она покрыта сладкой оболочкой. Прямое моральное поучение можно отбросить, но руководство и наставления, облеченные в форму интересно рассказанной, интригующей и приятной истории, воспринимаются легко. С этой точки зрения истории Эриксона являются примером использования многих эффективных приемов устной передачи, таких как юмор и включение в рассказ интересной познавательной информации в виде малоизвестных фактов из области медицины, психологии и антропологии. Психотерапевтические внушения включены в истории, содержание которых далеко как от забот пациентов, так и от открытых целей терапевта.
Транс, согласно Эриксону, является тем состоянием, которое облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными. Речь идет не о внушенном дремотном состоянии. Терапевт не «погружает» своих пациентов, они не теряют самоконтроля и ими не руководит воля другого человека. Фактически, транс – это естественное состояние, которое испытывал каждый. Самое знакомое состояние такого рода имеет место тогда, когда мы погружаемся в мечты; другие формы транса могут иметь место во время медитации, молитвы или когда мы выполняем однообразные физические упражнения, которые иногда называют «медитацией в движении». В таких случаях человек осознает, что внутренние состояния и ощущения воспринимаются более ярко, чем внешние стимулы, такие как звуки и движения, которым предается меньшее значение.
В трансах пациенты начинают часто интуитивно понимать смысл и значение сновидений, символов и других форм выражения бессознательного. В этом состоянии они больше способны на то, что Эриксон называл «бессознательным обучением», их меньше беспокоят собственные мысли и бытовые мелочи. Внушения гипнотерапевта воспринимаются менее критично, но все же если эти внушения идут вразрез с ценностными ориентациями пациента, то либо их усвоение будет частичным, либо они будут отвергнуты вовсе. Амнезия может сохраняться либо в течение всего транса, либо какую-то часть времени, но она ни в коем случае не является главной составляющей транса.
Помогая пациенту войти в транс, терапевт захватывает его внимание и направляет его внутрь, побуждая пациента к внутреннему поиску и к гипнотической реакции. Гипнотическая реакция, связанная как с потребностями и ожиданиями пациента, так и с направлением работы терапевта, возникает на основе имеющегося у пациента «большого опыта обучения». Для того, чтобы вызвать эту реакцию, терапевтические внушения могут быть косвенными, включенными в содержание обычной беседы или интересного рассказа. Несколько более специфические полезные приемы описаны в книге Эриксона и Эрнста Росой «Гипнотерапия».
Психотерапевт внимательно следит за едва уловимыми изменениями, отражающими уровень внимания пациента и его готовность реагировать. К этим изменениям относятся обеднение мимики, неподвижность взгляда, прекращение мигания глазами и почти полная неподвижность. Когда имеется эта совокупность признаков, то терапевт может быть уверен, что его пациент впал в состояние легкого транса. Он может тогда дать ему внушение или просто сказать что – ни будь вроде: «Вот оно. Оставайтесь в этом состоянии», зная, что пациент в это время скорее всего имеет дело с содержанием своего бессознательного.
Как видно на примере сказок, библейских притч и народных мифов, структура рассказов часто архитипична. И как народные мифы, многие рассказы включают в себя тему поиска. Выполнение заданий Эриксона могло и не предполагать героических подвигов, подобных плаванию за Золотым Руном, но субъективная драма и чувство внутреннего свершения отнюдь не становятся от этого меньше. Во многих его историях, особенно тех, в которых он рассказывает о своей семье, есть что-то специфически американское. Поэтому Эриксона и называли Американским народным героем. И все же удивительно, каким образом рассказ, даже если его слушать в гипнотическом трансе, может помочь пациенту или студенту, изучающему психологию. Результат воздействия во многом напоминает ту «ауру просветленности», с которой вы выходите из кинотеатра, посмотрев хороший фильм. В кино многие из нас испытывают измененные состояния сознания. Мы отождествляем себя с одним или несколькими персонажами и покидаем зал, испытав на себе воздействие «преображающего транса». Однако это чувство длится недолго – самое большее десять – пятнадцать минут. Напротив, люди, побывавшие у Эриксона, ловили себя на том, что возвращались к его рассказам через многие годы. Изменения, происшедшие в их поведении и системе отношений, были устойчивы.
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …65
Фонд Милтона Х. Эриксона
Обучение специалистов
Содействие согласованности в области психотерапии и продвижение вклада в науку о здоровье покойного Милтона Х. Эриксона, доктора медицины
О нашем фонде
«Карта мира каждого человека так же уникальна, как и его отпечаток большого пальца. Нет двух одинаковых людей. Нет двух людей, которые одинаково понимают одно и то же предложение… Поэтому, общаясь с людьми, вы стараетесь не подходить им к вашему представлению о том, какими они должны быть».
— Милтон Х. Эриксон
Присоединяйтесь к миссии Фонда
Будьте в курсе и получите доступ к эксклюзивному контенту, доступному только в нашем ежемесячном электронном журнале. У вас также есть возможность получать наш бумажный информационный бюллетень раз в три года с информацией о предстоящих мероприятиях Фонда, образовательных возможностях, специальных колонках, обзорах книг и многом другом!
Непрерывное образование для профессионалов
Посетите наш магазин
Погрузитесь в наш широкий спектр эриксоновского и психотерапевтического контента. Просмотрите нашу коллекцию книг, электронных книг и рекомендуемого видео- и аудиоконтента. Эти продукты разработаны для профессионалов и студентов в областях, связанных со здоровьем.
Обзор продуктов
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАШИМ ПООЩРИТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Сэкономьте 5% на всех книгах и потоковых продуктах, присоединившись!
Присоединяйся сейчас
EARN CE CREDIT
Наш интерактивный опыт онлайн-обучения разработан для профессионалов, желающих улучшить свои клинические навыки с помощью гипноза и терапевтических методов.
Просмотрите наш Каталог курсов 2022 года
SELF PACED CE CREDIT
Совершенствуйте и разрабатывайте новые терапевтические методы в своем собственном темпе в режиме онлайн. Совершенствуйте свои навыки в психотерапии, терапии пар, когнитивно-поведенческой терапии, лечении травм и многом другом…
Просмотр избранных программ
ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ КОНТЕНТ
Исследуйте эволюцию психотерапии от ее зарождения до наших дней. Просмотрите наши кураторские выборы из наших архивов.
Просмотр потокового контента
The Milton H. Erickson Store
Эксклюзивные коллекции высококачественных товаров Professional, Lifestyle и Workplace. Доход, полученный от нашего Магазина, поддерживает миссию Фонда по продвижению и продвижению вклада в науку о здоровье покойного Милтона Х. Эриксона, доктора медицины.
Устаревшие носители
Товары
Купить сейчас
Поддержите нашу миссию
Сделайте пожертвование
Фонд Милтона Х. Эриксона — некоммерческая организация, созданная для продвижения практики в области психического здоровья и сохранения учений покойного Милтона Эриксона, доктора медицины. На протяжении более 40 лет Фонд Эриксона является пионером в области передового непрерывного терапевтического образования. Благодаря вашей поддержке Фонд может продолжать разрабатывать новые образовательные предложения и сохранять психотерапевтическую историю.
Узнать больше
Блог— Фонд Милтона Х. Эриксона
Где объединяются рассказывание историй и творческое обучение
Статьи Гость Статьи Гость
Возможно, наиболее полезным из замечательных методов Эриксона является концепция использования. Использование использует язык и опыт клиента. Это позволяет клиентам использовать свои собственные знания, сильные стороны и навыки для поиска полезных решений своих проблем. Как таковая, она хорошо подходит для работы с такими клиентами, как описанный ниже подросток, который может не особенно интересоваться «терапией» или «самоанализом».
Подробнее
Статьи Гость Статьи Гость
Мужчина средних лет пришел ко мне под давлением своей жены. Она сказала ему, что уйдет, если он не изменит свою жизнь. И муж, и жена заявили, что их брак очень важен для них, но всем нам было ясно, что их брак близок к краху. Он сказал мне, что не знает, в чем проблема, хотя его жена жаловалась на его приверженность работе на протяжении многих лет.
Подробнее
Статьи Гость Статьи Гость
21-летний клиент не хотел проходить терапию. Обвиненный в нападении на свою девушку, он был отправлен на консультацию в качестве условия испытательного срока. Прием, проведенный другим терапевтом, отметил: «Клиент не хочет сосредотачиваться на проблемах, связанных с насилием».
Клиент, мускулистый и угрюмый, вошел в первый сеанс молча и, сгорбившись, сидел в кресле, закрывая большую часть лица кепкой. Он назвал себя «боксером» и объяснил, что консультации не должны мешать его «карьере», состоящей исключительно из ежедневных спаррингов в местном спортзале.
Подробнее
Статьи Гость Статьи Гость
Вот слова Джона Гриндера: Один из моих любимых эпизодов с Эриксоном был, когда Бэндлер [Ричард] и я были ослеплены элегантностью и эффективностью эриксоновского паттерна где-то в середине конец 70-х. В нашем навязчивом стремлении проверить шаблоны мы…
Подробнее
Статьи Саманта Ярос Статьи Саманта Ярос
Несколько недель назад, изучая статью о T.E.A. фон Деденрот, я наткнулся на папку, содержащую более 85 фрагментов переписки между Милтоном Эриксоном, доктором медицины, и Эриком М. Райтом, доктором философии, доктором медицины Канзасского университета, охватывающим период с 1964 по 1966 год.65 лет Райт был президентом …
Подробнее
Статьи Саманта Ярос Статьи Саманта Ярос
Распорядок дня может помочь нам структурировать наше время, сосредоточиться на поставленной задаче и облегчить достижение цели. Тем не менее, рутина также может сделать нас ригидными. В «Фениксе» Дэвид Гордон и Мэри-Бет Андерсон рассказывают о том, как Эриксон завтракал с коллегой: «И у ВСЕХ нас есть свои…
Подробнее
Статьи Саманта Ярос Статьи Саманта Ярос
После публикации «Скажи что? Что в имени?» мы продолжаем получать дополнительную информацию о Т. Э. А., одном из самых колоритных людей, которые учились у Эриксона. ЧАЙ. был терапевтом, который стал судебным психиатром после того, как учился у Эриксона. Он был личным врачом Эриксона и давал показания по некоторым громким делам в качестве свидетеля-эксперта.
Подробнее
Статьи Саманта Ярос Статьи Саманта Ярос
Несколько недель назад, изучая статью о T.E.A. фон Деденрот, я наткнулся на папку, содержащую более 80 фрагментов переписки между Эриксоном и М. Эриком Райтом, доктором философии, доктором медицины Канзасского университета, охватывающей период с 1964 по 1966 год. В 1965 году Райт …
Подробнее
Статьи Гость Статьи Гость
В психиатрическом отделении Ласкарри диагностировали шизофрению смешанного кататонически-гебефренического типа. Его поведение было умеренно беспокойным; по нескольку раз в день он выкрикивал тарабарщину, по-видимому, на галлюцинаторные фигуры и бегал туда-сюда…
Подробнее
Статьи Саманта Ярос Статьи Саманта Ярос
Введение Мне посчастливилось иметь личный контакт с мастерами, чья работа неизмеримо продвинула психотерапию как во второй половине 20-го века, так и в этом столетии. Среди этих знаменитостей Аарон Бек, Альберт Эллис, Милтон Эриксон, Виктор Франкл, Боб и Мэри Голдинг, Джей Хейли, Клоэ Маданес…
Подробнее
Ресурсы Гость Ресурсы Гость
Виртуальные конференции становятся все более популярными в 2020 и 2021 годах как безопасный способ общения с другими, посещения тренингов и продолжения образования. В то время как мы все скучаем по тому, чтобы видеть друг друга и общаться друг с другом лично…
Подробнее
Статьи Гость Статьи Гость
Недавно у меня был короткий, но полезный опыт с доктором Гринлифом, который повлиял на меня как в личном, так и в профессиональном плане. В конце семинара по гипнотерапии я спросил доктора Гринлифа, может ли он помочь облегчить мои симптомы аллергического ринита с помощью гипнотерапии.
Подробнее
Статьи Гость Статьи Гость
У каждого мальчика есть свои герои. В детстве я находил своего по телевизору и в комиксах, но тогда я не осознавал, что мой главный герой был на расстоянии вытянутой руки.
Подробнее
Интервью Гость Интервью Гость
Деральд Винг Сью родилась в Портленде, штат Орегон, американка китайского происхождения. Он вырос в преимущественно белом районе и помнит, как его дразнили из-за его этнической принадлежности. Хотя предрассудки и дискриминация негативно повлияли на Сью, они побудили его изучить мультикультурализм, а затем и межкультурное консультирование.
Подробнее
Рецензии на книги Саманта Ярос Рецензии на книги Саманта Ярос
Представляя книгу «Эпическая жизнь: Милтон Х. Эриксон: профессиональные взгляды», д-р Зейг проводит различие между учеными первого и второго поколения, занимающимися различными профессиональными областями, создавая не обычную линейную биографию, а, скорее, изысканная мозаика. Библиография…
Подробнее
Статьи Гость Статьи Гость
Бен был направлен ко мне из местной больницы для лечения поведенческого расстройства с быстрыми движениями глаз (БДГ). Из-за старения часть его мозга дегенерировала, что привело к потере мышечного контроля во время БДГ…
Подробнее
Интервью Гость Интервью Гость
Как он это сделал? Как он развивал свое мастерство? Как развивалась его работа, казалось бы, простая? Или это было на самом деле? Что стояло за мыслями этого великого человека? В каком направлении бы он пошел, если бы был с нами сегодня, через поколение после своей кончины?
Подробнее
Интервью Гость интервью Гость
С огромным удовольствием представляю вам увлекательное интервью Дэна Шорта с Джеффри Зейгом, директором-основателем и президентом Erickson Foundation. Фонд отмечает 40-летие своего основания в 1979 году, когда Эриксон еще активно…
Подробнее
Статьи Саманта Ярос