Мироощущение мировосприятие и миропонимание — Студопедия
Поделись с друзьями:
Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших.В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.
Мировоззрение по своей форме может быть:
— мифологическим
— религиозным
— философским.
Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное.
Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.
Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.
Мироощущение мировосприятие и миропониманиеВ различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.
Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.
В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.
Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности.
Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность.
Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Мироощущение, миропонимание и мировоззрение человека
Содержимое статьи отвечает на такие вопросы:
Мироощущение и миропонимание у всех разные – люди разныеМироощущение, миропонимание и мировоззрение имеют, пожалуй, важнейшее значение в жизни каждого человека. Несмотря на философское звучание и пугающее неизвестностью содержание этих понятий.
Ибо от того, каким он, человек, ощущает и понимает мир и себя в нём, зависит качество его жизни – её восприятие, чувствование и интеллектуальная и бытийная своеобразность жизни этого человека.
Более того, мироощущение, миропонимание и мировоззрение играют важнейшую роль в социализации людей – в их совместном житии-бытии.
Ибо люди просто-таки вынуждены предполагать, что имеют, если не одинаковое мироощущение и миропонимание, то похожее: Все мы люди.
Между тем, как далее показывает развитие их индивидуальных и групповых отношений, это вовсе не так. Все люди имеют разное мироощущение и миропонимание: Все судят со своих колоколен.
И лишь нахождение людей в общей среде обитания и общая биологическая и социальная принадлежность, делают их мироощущения и миропонимания настолько похожими, чтобы они могли находить хоть какой-то общий язык совместного бытия.
Каждый человек может легко убедиться в этом. Достаточно вспомнить, что, чем более углубляются межличностные или групповые отношения людей, тем более они начинают видеть, насколько они, люди, разные.
Сейчас, кстати, к месту и не к месту, стало модным констатировать на всех уровнях и формах отношений и общений: Все мы разные.
Главное отличие людей между собой: разность мироощущения и миропониманияНО, если проанализировать, в чём эта разность, то тут и выяснится, что люди разные, как раз, потому что по-разному и понимают и ощущают окружающий их мир.
По большому счёту, все недоразумения людей, вплоть до агрессивности в их отношениях, и возникают на почве разницы мироощущений и миропонимания участников отношений.
Извините: «Твоя моя не понимает», — это не только языковое, вербальное непонимание одного человека другим человеком. А, прежде всего, непонимание из-за разницы, часто великой, в понимании мира, себя, и ощущений мира и себя в нём.
Как говорится: Сытый, голодного не понимает, — и не только от разной наполненности живота, как вы прекрасно понимаете.
Мироощущение и миропонимание, как рефлексия сознания человекаЧтобы далее рассуждать о мироощущении и миропонимании, нужно разобраться в содержимом этих понятий. А что они собой обозначают – какова система их образования и развития.
Очевидно, что миропонимание, как система, содержит в себе два структурообразующих элемента:
— Мир, как таковой, и человек, который его понимает, тем или иным образом, – правильно или неправильно – соответствующим его действительности или нет.
Миропонимание – знания о мире и о себе в нём, и не только1. Мир, как реальность, доступная человеку в двух ипостасях:
1) Мир, как прямая, доступная человеку информация через его органы ощущений – непосредственный контакт с миром, данный ему в его ощущениях.
Иначе говоря, эта та информация, которую он получает от мира как животное: видит, слышит, осязает, обаняет, и вкушает — ощущает на вкус.
Плюс к тому, информация от внутренних и внешних рецепторов организма, которые существенно дополняют чувственное восприятие мира.
Болевые, приятные, информационные ощущения внутри организма и на теле, и прочие, которые мы постоянно получаем от своих многочисленных различных рецепторов, расположенных в организме и на его поверхности.
Собственно, без них, мы бы вообще не смогли ни ощущать-чувствовать, ни понимать своё тело, в полной мере. Как и его окружающие сущности и процессы между ними.
Согласитесь, человек, который испытывает, например, болевое ощущение, видит и понимает мир совершенно по-другому, чем человек, который, например, прокачен половыми гормонами, и находится в любовной горячке.
2) Знания о мире – вторая ипостась мира человека – духовно-культурное наследие социума, в виде знаний о мире. В форме различных образов и на различных носителях.
Например: научные знания в виде учебников; литература, в виде художественных образов; архитектура, живопись, скульптура, в виде предметно-осязаемых знаний. И так далее и тому подобное.
Обращаю ваше внимание, что знания о мире, притом и прямые, «живые», непосредственные, и косвенные, опосредованные в культуре социума, могут быть как истинными, так и ложными.
Притом, естественно, как и абсолютно ложными, так и с той или иной частью истины. А это, как вы понимаете, напрямую отражается на качестве миропонимания не только социума, но и каждого отдельного человека.
Вывод: Миропонимание человека напрямую зависит от качества и количества той информации, которую он имеет о мире и о себе в нём.
Миропонимание и мироощущение зависят и от самого человека2. Естественно, второй элемент системы миропонимания человека, — это сам человек.
Когда говорят, что люди разные, это вообще-то непререкаемая истина, потому что невозможно найти биологически идентичных людей, даже среди однояйцевых близнецов.
Отражается ли это на разнице миропонимания людьми и на самом этом миропонимании? Конечно, ибо:
1. Нервные системы людей, включая мозг, разные, притом по всем параметрам своего функционирования.
2. Органы ощущений у всех работают по-разному, в самых разных диапазонах и сочетаниях. Каждый человек, чисто физически ощущает: видит, слышит, обоняет, осязает, вкушает мир, по-своему.
3. Сам организм, его параметры и функционирование его систем, неизбежно сказывается на миропонимании и мироощущении человека.
Ясно, что, например, женщина видит мир по-своему, ребёнок по-своему, старик и инвалид видят и ощущают мир, тоже своеобразно.
И не только в силу своего социального положения, знаний и опыта жизни, но и в связи со своей биологической оболочкой.
Вывод: Миропонимание человека – то, как он видит и отображает-знает в своём сознании мир и себя в нём, у каждого человека индивидуально.
Часто бывает, что миропонимание одного человека разительно отличается от миропонимания другого, до степени «люди с разных планет».
Связи элементов миропонимания у человекаОчевидно, что связи элементов миропонимания человека отражаются простой функцией:
— чем более будут увеличиваться качественно и количественно знания человека о мире, тем более будет развиваться его сознание – тем более качественным, широким и глубоким будет миропонимание человека.
И наоборот: чем более миропонимание будет соответствовать реалиям мира, тем более развитым должно быть сознание, отражающее его.
Всё, как видите, завязано на качественном и количественном развитии сознания:
чем более оно будет способно отражать в себе мир, как таковой, в связке со знаниями о самом носителе сознания – человеке, тем миропонимание этого человека будет более действительным и истинным.
Миропонимание, мировоззрение, мироощущение, их взаимосвязьМиропонимание человека неотрывно от его мировоззрения. Почему?
Потому что мы, даже на бытовом уровне, привыкли уже понимать под мировоззрением совокупность представлений человека о мире и о себе в нём. И определяем, поэтому, мировоззрение, на удивление правильно.
То есть, большинство людей понимает под мировоззрением человека его субъективный мир в его сознании – субъективный мир, как отражение объективного мира.
Мировоззрение, помимо чисто физического отражения мира, присущего всем высокоразвитым животным:
— в представлениях, в образах, на основе памяти;
— воображения и непосредственного восприятия объектов мира, в виде синтезированной и одновременно дискретной – частями, картинки мира,
имеет, ещё, чисто человеческие свойства разума.
Это оценочная составляющая мировоззрения.
То есть, в отличие от прочего животного мира, нам известного, человек не только имеет картинку мира у себя в мозгу, НО и оценивает её, в целом и отдельные её элементы, согласно своих социально-индивидуальных идеалов.
Иначе говоря, человек не только имеет представление о том, какой мир есть, НО и о том, а КАКОЙ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ, исходя из его идеалов – представлений, что такое хорошо и что такое плохо.
Человек обречён видеть и понимать мир, как человекМиропонимание и мировоззрение человека, в принципе, понятия одного содержания.
В особенности, если учитывать, что: даже самый прагматичный человек НЕ СПОСОБЕН понимать мир не как человек – не как субъект, наделённый духовностью.
Ибо духовность человека — это и есть его видение мира по-человечески. А не как, например, видит его видеокамера, или, даже, другой, не имеющей духовности представитель животного мира.
То есть, помимо понимания мира – интеллектуального его осмысления? в той или иной степени достоверности, отражённого в мировоззрении человека, человек имеет ещё и мироощущение.
Мироощущение – это, собственно, отношение человека к миру – чувствование себя в нём тем или иным образом. На бытовом уровне, мы привыкли называть своё мироощущение настроением.
Мироощущение – чувствование человеком жизни, как таковойМироощущение, на мой взгляд, эта такое синтезированное ощущение человеком мира и себя в нём, которое есть здесь и сейчас.
Конечно, оно имеет отношение и связи с миропониманием и мировоззрением человека, и зависит от того, каков сам этот человек.
НО, оно и обладает некоей автономией от них.
Ибо, извините, когда человеку «хреново», то ему пофиг, как он понимает этот мир и как вообще к нему относится.
Его мироощущение: Мне плохо в нём, в этом мире, – и это — самое главное сейчас для человека.
То есть, мы должны понимать, что мироощущение, по своей природе, — это, прежде всего, чувственно-эмоциональное восприятие мира и отношение к нему.
Что первично: мироощущение или миропонимание, мировоззрение? Конечно, мироощущение. Ибо, схема познания мира у человека, даже если он кабинетный учёный, одна:
— «живые» ощущения от окружающего мира;
— чувства, как синтезированные, совокупные, «прочувствованные» ощущения;
— интеллектуальная, мыслительная активность, как попытка понять окружающий, и воображаемый мир.
Мироощущение, миропонимание, мировоззрение, их кризисы и развитиеМы должны понять, что наше мироощущение от жизни: чувствование мира и себя в нём здесь и сейчас – наше настроение – это наша первичная рефлексия на жизнь.
Ибо мироощущение – возникает от прямого и «живого» контакта с миром вокруг человека, как чувственно-эмоциональная реакция на него. Как только утром мы, извините, «продрали глаза», так вот оно, мироощущение, и наступает.
Какое оно? Это зависит от многого, но, в основном, от этого:
Отчего зависит мироощущение человека1. В основе мироощущения человека, как я говорил выше, лежит его миропонимание и его мировоззрение, как продукт этого миропонимания.
Это и понятно: какая картинка мира находится в сознании, так он, изначально, и будет ощущаться.
2. Само состояние человека, как комплексное самоощущение себя.
Очевидно, что физическое здоровье, жизненный тонус, состояние нервной системы, напрямую отражаются на текущем мироощущении человека.
3. Разлад мечты, желаемого с действительностью.
То, каким хочет человек видеть мир, и то, каковым он ему представляется, тоже, очевидно, — фактор его мироощущения.
То есть, мы имеем, здесь, конфликт между тем, каким человек хотел бы иметь, если не весь мир, то хотя бы жизненно важные его части, и тем, что он имеет.
Например, жену не устраивает муж. Понятно, что её мироощущения будут соответствующими, в особенности, если этот муж и отношения с ним сильно значимы для неё.
Развитие миропонимания, мировоззрения, вслед за мироощущениемЕстественно, миропонимание, мировоззрение, вслед за мироощущением или как следствие ТАКОГО мироощущения, находятся в динамике быстрого или медленного развития.
Собственно – это и есть процесс духовного развития человека.
Или духовной деградации человека, если это развитие происходит, как движение к истокам – от достигнутого в позитивном созидательном развитии, к его деструктуризации и примитивизации.
Понятно, что это развитие, как процесс, имеет не только свои взлёты и падения, открытия истин и пребывание в иллюзиях и заблуждениях, но и имеет свои кризисы.
Кризисы мироощущенияКризисы, здесь, как раз, наступают тогда, когда, противоречия между субъективным миропониманием и мироощущением человека и объективным миром, достигают своего пика.
То есть, духовный кризис наступает, когда субъективный мир в сознании человека, не может или не хочет примиряться с миром вне человека.
Наступает острейшее противостояние, в виде:
— осознаваемых или неосознаваемых депрессий;
— чувственно-эмоциональных переживаний;
— «каши в голове», метаний человека по жизни, переоценок взглядов на мир и морально-нравственных ценностей.
Ну, и, конечно, это зачастую сопровождается различными изменениями в жизни человека, от коренных, судьбоносных, до «перестановки мебели в доме».
Пока, наконец, не будут найдены новые фундаменты миропонимания, и мозаика мировоззрения опять не сложится в более-менее гармоничную картинку.
И как следствие или как причина этого, мироощущение человека не станет находиться в некой гармонии с миром.
Почему «как следствие или как причина»?
Потому что и новое мироощущение может вызвать изменение в миропонимании.
Так и изменения в миропонимании, в результате внутренней, чувственно-интеллектуальной деятельности человека, может изменить его отношение-чувствование мира – его мироощущение.
Никто из людей не проходит мимо таких кризисов мироощущения, как переход из детства во взрослую жизнь, как кризис среднего возраста, как переход к старости.
Об этих кризисах миропонимания и мироотношения, в том числе и в мироощущениях, можно почитать вот здесь:
Почему ребёнок не слушается? Кризис семилетних
Подростковый период – бунт против воспитателей и примирение с собой
Кризис среднего возраста у мужчин, у женщин. Что делать?
Старость. Когда наступает старость? Как мы относимся старости?
Причины кризисов мироощущенияЭто возрастные, в основном, кризисы мироощущений и миропонимания, которые вызываются развитием человека и изменениями его социальных статусов.
Кризисы мироощущений и миропонимания, бывают и вневозрастные, а как следствие изменений и развития и самой жизни человека и его самого, как субъекта этой жизни.
Как правило, эти кризисы совпадают с теми или иными событиями, которые являются высшей точкой этого этапа духовного развития человека, — переломом в миропонимании и мироощущении.
Например: разводы, начало семейной жизни, переломные моменты в семейной жизни, когда проходит влюблённость, а любви нет, гибель или смерть близких людей, и тому подобное.
Например, недавно консультировал женщину, у которой наступил острейший затяжной кризис мироощущения и миропонимания, в связи с её внутренним развитием в качестве жены.
А как вы понимаете свои мироощущения и какую связь усматриваете между ними и своим миропониманием и мировоззрением?
Ещё статьи по этой темеДва мироощущения — два мира. Кто ты в этом мире — свой или чужой?
Как нужно жить? Жить целенаправленно и для главного
Как улучшить свою жизнь – как сделать жизнь лучше?
Как изменить жизнь к лучшему? Надо учиться жить и действовать
Как жить нормально? Разум и чувственность в жизни человека
Вещи в жизни человека. Люди и вещи. Хаос, порядок и гармония
Что такое мировоззрение? | Обновление
У каждого есть свое мировоззрение, осознают они это или нет.
Наше мировоззрение — это набор предпосылок и убеждений, которые мы используем для интерпретации и формирования мнений и ценностей, касающихся жизни, человечества, семьи, власти, справедливости, истины, долга и т. д. Наше мировоззрение — это «общая картина» и кульминация всех наши убеждения. Это то, как мы понимаем реальность. Это основа, на которой мы принимаем повседневные решения.
Если мы внимательно посмотрим на любое мировоззрение, то обнаружим, что оно состоит из основополагающих убеждений (или предположений) в пяти ключевых областях, составляющих общую картину «реальности». Относительно легко понять чье-то мировоззрение (включая свое собственное), ответив на вопросы в следующих пяти областях:
Библейское мировоззрение дает уникальные ответы на приведенные выше типы вопросов. Эти ответы, в свою очередь, заложили прочную основу для уникальных взглядов и действий, которые сформировали историю так, как ни одно другое мировоззрение не могло и никогда не сможет это сделать.
Вот почему так важно мировоззрение.
Используется с разрешения biblicalworldview.com
Бог
Существует ли личное, трансцендентное Высшее Существо, которому мы все подотчетны? Если да, то каков этот Бог? Если нет, то что? и т. д.
Сотворение
Откуда появился мир? Что поддерживает все это? Есть ли в реальности духовная часть или все это материально? и т.д.
Человечество
Кто мы? Что дает нам какую-либо уникальную ценность? и т.д.
Моральный порядок
Кто устанавливает правила? Некоторые правила применимы ко всем? и т.д.
Цель
Зачем мы существуем? Кто это определяет?
Что такое библейское мировоззрение?
Библейское мировоззрение – это всеобъемлющее понимание мира, сформированное авторитетом Библии и личностью Иисуса Христа.
Обновления верят, что, хотя истина Священных Писаний формирует разум, отношения личной спасительной веры в Иисуса Христа также необходимы для того, чтобы человек полностью познал и принял библейское мировоззрение. Умственное согласие и духовное формирование объединяются, чтобы сформировать библейское мировоззрение.
RenewaNation стремится содействовать образованию, которое ведет к формированию библейского мировоззрения.
Что такое светский гуманизм?
Словарь Merriam-Webster определяет светский гуманизм как гуманистическую философию, рассматриваемую как нетеистическую религию, антагонистическую традиционной религии. [1]
Светский гуманизм — это натуралистическая философия, основанная на вере в то, что природа и космос — это все, что существует, а знания получают путем наблюдения с использованием научного метода. [2] Натурализм — это вера в то, что мир можно понять с научной точки зрения без духовных или сверхъестественных объяснений. Наука — бог и спаситель натурализма. Эта доктрина полностью отвергает христианскую веру в существование Бога, сотворившего этот мир и наблюдающего за ним. Карл Саган, покойный представитель натурализма, сказал: «Космос — это все, что есть или когда-либо было или когда-либо будет».
Как указано на веб-сайте Совета светских гуманистов, светские гуманисты считают себя непредусмотренными, непреднамеренными существами, возникшими в результате эволюции, обладающими уникальными качествами самосознания и моральной свободы действий.
В Манифесте гуманистов II, опубликованном в 1973 году Американской гуманистической ассоциацией, говорится: «Никакое божество не спасет нас; мы должны спасти себя».
Светский гуманизм побуждает людей развивать свои собственные ценности и создавать собственные этические системы, основанные на наблюдениях. [3]
Несколько следствий философии светского гуманизма и натурализма:
• Связь светского гуманизма с эволюцией подорвала ценность человеческой жизни и повысила ценность жизни животных. Примером может служить растущая озабоченность нашей культуры планетой и жизнью животных, но мало или совсем нет внимания к жизни младенцев в утробе матери или пожилых людей.
• В апреле 2008 года швейцарский парламент принял новые законы, требующие от владельцев собак пройти курс лечения собак, рыболовы должны пройти курсы гуманного рыболовства, а золотых рыбок больше нельзя спускать в унитаз. Комитет по этике швейцарского правительства также рассматривает права на «достоинство растений» для защиты растений. [4] Эта же страна имеет конституционное право на помощь в самоубийстве психически больным. [5]
• После 12 лет обучения светскому гуманизму и натуралистической философии многие дети, выросшие в церкви, отказываются от своей веры. Самые умные люди, которых они когда-либо знали (учителя), по большей части научили их верить в истинность Натурализма. И если натурализм верен, Библия не может быть правдой. Итак, если Библия неверна, то те, кто ей следует, наивны и даже невежественны.
Какое мировоззрение усваивает ваш ребенок?
В настоящее время у каждого ребенка формируется мировоззрение, и это мировоззрение полностью формируется к раннему подростковому возрасту.
Подробнее
Почему обновление?
Битва за душу Америки ведется на арене мировоззрений. Классная комната стала полем битвы №1!
Подробнее
СНОСКИ
[1] «светский гуманизм». Merriam-Webster.com. 2012. http://www.merriam-webster.com (2012).
[2] secularhumanism.org (2012)
[3] secularhumanism.org (2012)
[4] lifesitenews.com (2012)
[5] lifesitenews.com (2012)
О мировоззрениях Джеймса Андерсона
25 ноября 2014 г.
Мировоззрение и культураКультураХристианство и культура
Джеймс Андерсон3 минуты чтения
Аборт. Эвтаназия. Порнография. Однополый брак. Права трансгендеров. Эмбриональные исследования. Генетическое усиление. Христиане, изучающие культурный ландшафт Запада, ясно понимают, что все движется в разрушительном направлении. В то время как большинство верующих могут легко определить симптомы упадка, немногие чувствуют себя способными диагностировать и устранять коренные причины. За этими событиями стоит множество сложных факторов, но одним из бесценных инструментов для лучшего понимания и взаимодействия с нашей культурой является концепция мировоззрения.
Что такое мировоззрение? Как следует из самого слова, мировоззрение – это общий взгляд на мир. Это не физический взгляд на мир, а скорее философский взгляд, всеобъемлющий взгляд на все, что существует и имеет для нас значение.
Мировоззрение человека представляет его самые фундаментальные убеждения и предположения о вселенной, в которой он живет. Он отражает, как бы он ответил на все «большие вопросы» человеческого существования: фундаментальные вопросы о том, кто и что мы есть, откуда мы пришли, почему мы здесь, куда (если куда-то) мы направляемся, смысл и цель жизни, характер загробной жизни и то, что считается хорошей жизнью здесь и сейчас. Мало кто сколько-нибудь глубоко продумывает эти вопросы, и еще меньше людей имеют твердые ответы на такие вопросы, но мировоззрение человека, по крайней мере, будет склонять его к одним видам ответов и в сторону от других.
Мировоззрение формирует и формирует наше восприятие окружающего мира. Подобно очкам с цветными линзами, они влияют на то, что мы видим и как мы это видим. В зависимости от «цвета» линз некоторые вещи могут быть видны легче или, наоборот, они могут быть ослаблены или искажены — более того, некоторые вещи могут быть вообще не видны.
Мировоззрение также во многом определяет мнение людей по вопросам этики и политики. То, что человек думает об абортах, эвтаназии, однополых отношениях, экологической этике, экономической политике, общественном образовании и т. д., больше, чем что-либо другое, будет зависеть от его глубинного мировоззрения.
Таким образом, мировоззрение играет центральную и определяющую роль в нашей жизни. Они формируют то, во что мы верим и во что мы готовы верить, как мы интерпретируем наш опыт, как мы реагируем на этот опыт и как мы относимся к другим. Наши мысли и наши действия обусловлены нашим мировоззрением.
Каждое из этих мировоззрений оказывает глубокое влияние на то, как люди думают о себе, какое поведение они считают правильным или неправильным и как они ориентируют свою жизнь.
Мировоззрения действуют как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества. Редко бывает, что у двух людей совершенно одинаковое мировоззрение, но у них может быть один и тот же базовый тип мировоззрения. Более того, в любом обществе одни типы мировоззрения будут представлены более заметно, чем другие, и поэтому будут оказывать большее влияние на культуру этого общества. В западной цивилизации примерно с четвертого века доминировало христианское мировоззрение, хотя были отдельные лица и группы, которые бросали ему вызов. Но за последние пару столетий по причинам, варьирующимся от технических до богословских, христианское мировоззрение утратило свое господство, а конкурирующие мировоззрения стали гораздо более заметными. Эти нехристианские мировоззрения включают:
- Натурализм: Бога нет; люди — всего лишь высокоразвитые животные; Вселенная является закрытой физической системой.
- Постмодернизм: нет объективных истин и нравственных норм; «реальность» — это, в конечном счете, человеческая социальная конструкция.
- Пантеизм: Бог есть совокупность реальности; таким образом, мы все божественны по своей природе.
- Плюрализм: различные мировые религии представляют собой одинаково достоверные взгляды на конечную реальность; есть много действительных путей к спасению.
- Ислам: есть только один Бог, и у Него нет сына; Бог открыл Свою волю для всех людей через Своего последнего пророка Мухаммеда и Свое вечное слово, Коран.
- Моралистический терапевтический деизм: Бог просто хочет, чтобы мы были счастливы и добры к другим людям; Он вмешивается в наши дела только тогда, когда мы призываем Его помочь нам.
Каждое из этих мировоззрений оказывает глубокое влияние на то, как люди думают о себе, какое поведение они считают правильным или неправильным и как они ориентируют свою жизнь. Поэтому крайне важно, чтобы христиане могли работать с неверием на уровне мировоззрения. Христианам необходимо понять не только то, что значит иметь библейское мировоззрение, но и почему они должны твердо придерживаться этого мировоззрения и применять его ко всей жизни.