Мышление в психологии понятие: Мышление (психология) | это… Что такое Мышление (психология)?

Понятие мышления в психологии. Понятие задачи и проблемной ситуации — Студопедия

Поделись  

Мышление – это процесс обработки информации человеком и высокоразвитыми животными, направленный на установление связей и отношений между объектами или явлениями окружающего мира.

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности. Мышление состоит в выявлении существенных (т.е. не данных непосредственно, устойчивых, значимых для деятельности, обобщенных) свойств и отношений. Основной характеристикой мышления, отличающей его от других познавательных процессов, служит его обобщенный и опосредованный характер. В отличие от восприятия и памяти, которые направлены на познание предметов и сохранение их образов, цель мышления – анализ связей и отношений между предметами, в результате которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней.

Осознать свойства и качества предмета можно при непосредственном контакте с ним, в результате которого формируются следы этого предмета в памяти. Т.е. память и восприятие – процессы, которые непосредственно связаны с объектами. Понять же связи между объектами и их отношения непосредственно невозможно. Нельзя это сделать и при одномоментном контакте, который дает, хоть и не всегда точно, представление лишь о внешнем виде объекта. Например, для того, чтобы узнать, что зимой всегда холодно, необходимо наблюдать это явление неоднократно. Только обобщив наблюдения, можно с уверенностью говорить о различиях между временами года.

Тот факт, что опыта одного человека может быть недостаточно для точного и объективного суждения, связан с поисками надындивидуальных критериев, которые подтвердили бы правильность индивидуальных обобщений. В качестве такого критерия часто используется логика, которая надличностна и представляет собой кристаллизацию опыта многих поколений. В других видах мышления, напрямую не связанных с логикой, человек для доказательства объективности и достоверности своих выводов обращается к иным видам индивидуального опыта, кристаллизованным в культуре: искусству, этическим нормам и т. д.

В психологии различают понятия задачи и проблемной ситуации. Любая проблема, которая встает перед человеком и требует разрешения, становится задачей, т.е. задача — это и задачка из учебника по алгебре, и ситуация выбора профессии, и вопрос о том, как распределить полученные деньги, и т.д. В том случае, если данных для решения этих вопросов вполне достаточно — это действительно задача. В том же случае, если данных для ее решения не хватает, задача превращается в проблемную ситуацию.

Так, если в алгебраической задаче по каким-то причинам не дано одно из данных (например, скорость поезда), это проблемная ситуация. Если мы не знаем достаточно хорошо людей, которых мы пригласили в гости и их интересов, задача рассадить их за столом и организовать общую беседу превращается в проблемную ситуацию. В случае же появления новых данных (в другом учебнике или после более тесного общения с гостями) проблемная ситуация становится задачей.

В смысле психологической структуры выделяют объективную и субъективную задачи. Объективная задача характеризуется поставленными требованиями и заданными условиями (т.е. характеристиками, не зависящими от субъекта). Субъективная задача – это объективная задача в понимании субъекта. Она характеризуется целью, которую ставит перед собой субъект, и используемыми им средствами её достижения.

Виды мышления. Мыслительные операции.

В зависимости от рассматриваемых характеристик выделяют несколько классификаций видов мышления:

По степени новизны продукта, который получает субъект познания:

Продуктивное

Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Продуктивное мышление учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия.

В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Главным признаком продуктивных умственных актов является возможность получения новых знаний в самом процессе, т. е. спонтанно, а не путем заимствования извне.

Репродуктивное

Репродуктивное мышление характеризуется меньшей продуктивностью, но оно играет важную роль. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой школьнику структуры. Оно обеспечивает понимание нового материала, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования.

Возможности репродуктивного мышления определяются наличием исходного минимума знаний. Репродуктивное мышление — это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.

По характеру протекания:

Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность).

Аналитическое (логическое)

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

По характеру решаемых задач:

Теоретическое

Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева — продукт его теоретического мышления. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуативные обобщения.

Практическое

Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени.

Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое.

По подчиненности мыслительного процесса логике или эмоциям:

Рациональное

Рациональное мышление — мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели.

Эмоциональное (иррациональное)

Иррациональное мышление — бессвязное мышление, течению мыслей вне логики и цели. Процесс такого нерационального мышления нередко называется — чувством. Если девушка задумалась, ей что-то показалось, и хотя четкой логики в своих рассуждениях она не видит, он может сказать «Я чувствую». Особенно распространено, когда в свои впечатления человеку хочется верить. Тем более, если ее впечатление ее порадовало или испугало – тут точно чувство.

В качестве примеров иррационального мышления можно привести искаженные умозаключения, которые явно не отражают действительность, а также преувеличение или преуменьшение значимости тех или иных событий, персонализацию (когда человек приписывает себе значимость событий, к которым, по большому счету, не имеет отношения) и сверхобобщение (на основании одной мелкой неудачи человек делает глобальный вывод на всю жизнь).

По мотиву, побуждающему мыслительный процесс:

Аутистическое

Аутистическое мышление направлено на удовлетворение желаний человека. Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека. У здорового человека проявляется в виде фантазий, сновидений. К функциям аутистического мышления относятся удовлетворение мотивов, реализация способностей, воодушевление.

Реалистическое

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, на познание, регулируется логическими законами.

По характеру логики познания:

Понятие пралогического мышления введено Л. Леви-Брюлем. Терминами «пралогическое» и «логическое» Леви-Брюль обозначал не сменяющие друг друга стадии, но сосуществующие типы мышления. Определяя содержание коллективных представлений первобытного человека, пралогическое мышление не распространялось на сферу личного опыта и практических действий. В ходе исторического развития общества, обусловившего доминирование логического мышления, следы пралогического мышления сохраняются в религии, морали, обрядах и т.д.

Логическое

Логическое мышление ориентировано на установление логических отношений.

Пралогическое

Пралогичесоке мышление характеризуется незавршенностью основных логических законов: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают по времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в пралогическом мышлении основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире.

Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. Природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением пралогического мышления является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир. Для пралогического мышления характерны отсутствие случайностей, непроницаемость для критики, нечувствительность к противоречиям, бессистемность знаний.

Генетическая классификация:

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека.

Наглядно-действенное

Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта, действия. Наглядно-действенное мышление оно существует и у высших житвотных и систематически изучалось такими учеными, как И. П. Павлов, В. Кёлер, и др.

Наглядно-образное

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета.

В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое

Мышление рассуждающее, словесно-логическое выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств.

Творческое / критическое:

Творческое и критическое мышление представляют собой два вида мышления одного и того же человека, которые вступают в борьбу друг с другом.

Творческое

Творческое мышление — мышление, результатом которого является открытие нового или усовершенствование старого.

Критическое

Критическое мышление проверяет открытия, решения, усовершенствования, находит в них недостатки, дефекты и дальнейшие возможности применения.

Выделяют следующие мыслительные операции:

— Анализ

Разделение предметов на части или свойства.

— Сравнение

Сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.

— Синтез

Объединение частей или свойств в единое целое.

— Абстрагирование

Мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

— Обобщение

Соединение вместе предметов и явлений на основе их общих и существенных признаков.

Экспериментальные исследования мышления животных в бихевиоризме.

Американский ученый Эдвард Торндайк (1874-1949) наряду с И. П. Павловым считается основателем научного метода исследования процесса обучения у животных в контролируемых лабораторных условиях. Он первым из психологов применил к изучению психики животных экспериментальный подход. Такой подход несколько ранее был предложен немецким ученым Вильгельмом Вундтом (1832-1920) для изучения психики человека в противовес господствовавшему в тот период методу интроспекции, основанному на самонаблюдении.

Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых «проблемных клеток» — универсальных задач для животных. Животное (например, кошку) помещали в запертый ящик, выйти из которого можно было, только совершив определенное действие (нажать на педаль или рычаг, открывающие задвижку). Для мышей и крыс был придуман еще один тип базовой задачи – лабиринт.

Поведение животных было однотипным, они совершали множество беспорядочных движений: бросались в разные стороны, царапали ящик, кусали его – пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах животному требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Полученные данные («кривая научения») дали основание утверждать, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды правильное действие, животное и в дальнейшем совершало много ошибок.

Таким образом, основным выводом экспериментов стало то, что образование новых связей происходит постепенно, для этого нужно время и множество проб.

Экспериментальные исследования мышления в гештальтпсихологии. Этапы развития мыслительного процесса.

Гештальтпсихологи считали, что мышление зависит не от опыта, а только от образа ситуации. Для ученых, принадлежавших к этому направлению, понятие инсайта стало ключевым, основой объяснения всех форм мыслительной деятельности.

Феномен инсайта был открыт В. Келлером при исследовании интеллекта шимпанзе. Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келлер создавал такие «проблемные ситуации», в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы «двухфазными», т.к. состояли из двух частей.

В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое, необходимое для решения проблемы (например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, лежащую на некотором расстоянии от клетки). Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели, например, для получения банана, находящего далеко от обезьяны.

Мышление рассматривалось не только как установление новых связей, но и как переструктурирование ситуации. Для решения задачи все предметы должны были находиться в поле зрения.

Эксперименты Келлера показали, что решение задачи (переструктурирование ситуации) происходит не путем слепого поиска правильного пути (по методу проб и ошибок), а мгновенно, благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию (инсайту). Т.о. инсайт рассматривался как способ образования новых связей, способ решения задач, способ мышления. Келлер доказывал, что в том момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию.

Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового образа (гештальта), осознание которого составляет суть мышления. Этот процесс Келлер и назвал переструктурированием гештальта и считал, что такое переструктурирование происходит мгновенно и зависит не от прошлого опыта субъекта, а только от способов расположения предметов в поле.

Были выделены следующие этапы решения задачи (мышления):

1) Принятие задачи и изучение условий.

2) Применение старых способов решения.

3) Скрытая фаза (сопровождается негативными эмоциями).

4) Инсайт, «ага-реакция» (сопровождается позитивными эмоциями).

5) Завершающая стадия (получение результата, оформление решения задачи).

К. Дункер провел экспериментальные исследования со взрослыми людьми, в ходе которых предлагал испытуемым решить различные оригинальные творческие задачи (задача с X-лучами). Испытуемых просили озвучивать все, что приходит им в голову, экспериментатор находился в условиях взаимодействия с испытуемыми.

В результате были подтверждены основные положения Келлера о решении задачи на основе инсайта и этапах решения задачи. Однако, по мнению Дункера, инсайт не является мгновенным, а является предуготовленным. В процессе обнаруживаются два типа решения: функциональное и окончательное.

Исследование развития понятийного мышления в школе Л. С.Выготского. Методика Выготского-Сахарова.

Понятийное мышление — (словесно-логическое), один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Понятийное мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

В структуре понятийного мышления формируются и функционируют различные виды обобщений. Мышление рассматривается как процесс, обличенный в слова. Мышление безобразное – в мышлении нет образов, есть только слова или логические операции. Последовательность мыслительных умственных операций и есть процесс мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Н. Ах высказал мысль о том, что мышление осуществляется не в образах, а в понятиях. У взрослых людей есть сформировавшаяся система понятий, и эти понятия представлены в свернутом виде. В своей методике Ах ввел прием формирования искусственных понятий. Для этого он использовал объёмные геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету, размеру, весу, — всего 48 фигур.

К каждой фигуре прикреплена бумажка с искусственным словом: большие тяжёлые фигуры обозначены словом «гацун», большие лёгкие — «рас», маленькие тяжёлые — «таро», маленькие лёгкие — «фаль». Эксперимент начинается с 6-ти фигур, и от сеанса к сеансу их количество увеличивается, достигая в конце концов 48-ми. Каждый сеанс начинается с того, что фигуры расставляются перед испытуемым, и он должен по очереди приподнять все фигуры, читая при этом их названия вслух; это повторяется несколько раз.

После этого бумажки снимают, фигуры перемешиваются, и испытуемого просят отобрать фигуры, на которых была бумажка с одним из слов, а также объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры; это также повторяется несколько раз. На последней стадии эксперимента проверяется, приобрели ли искусственные слова значение для испытуемого: ему задаются вопросы вроде «Чем отличается “гацун” от “рас”?», просят придумать фразу с этими словами.

Л. С. Выготский и его сотрудник Л. С. Сахаров изменили методику Аха с целью более глубокого изучения значений слов и самого процесса их (значений) формирования. Методика Аха не позволяла изучать этот процесс, поскольку слова были связаны с обозначаемыми ими фигурами с самого начала; «слова не выступают с самого начала в роли знаков, они принципиально ничем не отличаются от другого ряда стимулов, выступающих в опыте, от предметов, с которыми они связываются».

Поэтому в то время как в методике Аха названия всех фигур даны с самого начала, задача же даётся позже, после их заучивания, в методике Выготского-Сахарова, напротив, задача даётся испытуемому в самом начале, а названия фигур — нет. Перед испытуемым в случайном порядке ставятся фигуры разной формы, цвета, плоскостных размеров, высоты; на нижней (невидимой) стороне каждой фигуры написано искусственное слово. Одна из фигур переворачивается, и испытуемый видит её название.

Эта фигура откладывается в сторону, а из остальных фигур испытуемого просят отобрать все, на которых по его мнению написано то же слово, а потом предлагают объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры и что искусственное слово означает. Затем отобранные фигуры возвращаются к оставшимся (кроме отложенной), открывается и откладывается ещё одна фигура, давая испытуемому дополнительную информацию, и его снова просят отобрать из оставшихся фигур все, на которых написано слово. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый правильно не отберёт все фигуры и не даст правильного определения слова.

Этапы развитие мышления в онтогенезе. Теория Ж. Пиаже.

Теория развития мышления ребенка, разработанная Ж. Пиаже, получила название «операциональной». Операция представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.

Характеризуя понятие обратимости, Пиаже приводит в качестве примера арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление. Они могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево, например: 5 + 3 = 8 и 8 — 3 = 5.



Понятие о мышлении

1.01.2012

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредствованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил – во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно – сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.


Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредствованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному – заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее.

Не только в науке и профессиональной деятельности, во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит выход из многообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.

Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений.

В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо – значит включить новое в систему имеющихся связей.

В процессе исторического развития человечества мыслительные акты стали подчиняться системе логических правил. Многие из этих правил приобрели аксиоматический характер. Сформировались устойчивые формы объективизации результатов мыслительной деятельности: суждения, понятия, умозаключения. (Правила взаимосвязи этих форм мышления изучаются формальной логикой.)

Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач. Этот процесс имеет определенную структуру – стадии и механизмы достижения познавательной цели.

Каждый человек обладает присущими ему стилем и стратегией мышления – когнитивным стилем, познавательными установками и категориальной структурой (семантическим, смысловым пространством).

Мышление и речь. Все высшие психические функции человека формировались, как уже отмечалось, в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.

Мышление: индивида опосредствуется его речью. Между понятиями «язык» и «речь» существует такое же отношение, как между понятиями «общественное сознание» и «индивидуальное сознание«. В языке проявляется общественное сознание, в речи – индивидуальное. Речь – индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков. Мысль формируется посредством ее речевого формулирования.

Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов.

Сформулировать мысль – значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковые значения. Отношение речи к мышлению – отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления – законами всеобщих взаимосвязей.

Ключевые слова: Мышление

Источник: Еникеев М. И., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Классификация типов мышления

Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Общая характеристика мышления в современной психологии

Константинов В.В., Основы общей психологии

Личностные факторы мышления

Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3

Механизмы мышления. Метод картирования виутрикоркового взаимодействия

Сверхценные образования и паранойяльные состояния

Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «…

Мышление: его виды и связь с языком

Занковский А. Н., Психология деловых отношений

Мышление при шизофрении

Т. П. Пушкина Медицинская психология

Основные свойства мышления

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Концептуальное мышление | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.

Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

В мышлении концептуальное мышление есть решение проблем или мышление, основанное на познавательном процессе абстрагирования и концептуализации — это процесс самостоятельного анализа в творческом поиске новых идей или решений, который принимает за отправную точку то, что ни одна из принятые ограничения «сегодняшней реальности» обязательно должны применяться к будущему или формировать его. Таким образом, он не принимает полученную мудрость, статус-кво или инерцию как необходимые детерминанты каждого бита будущего.

Концептуальное мышление может быть ценным аналитическим инструментом или инструментом решения проблем в любой области; например, Environment Canada в примечании к «компетенциям метеорологов» определяет его следующим образом:

Концептуальное мышление — это способность понять ситуацию или проблему путем выявления закономерностей или связей и решения основных проблем.
Концептуальное мышление включает в себя интеграцию вопросов и факторов в концептуальную основу. Он включает в себя использование прошлой профессиональной или технической подготовки и опыта, творчества, индуктивных рассуждений и интуитивных процессов, которые приводят к потенциальным решениям или жизнеспособным альтернативам, которые могут быть явно не связаны или легко идентифицируемы.

Концептуальное мышление требует открытости новым способам видения мира и готовности исследовать. Но как только аналитическая работа завершена и появляется новая концепция или карта ума, начинается тяжелая работа по передаче этого нового видения. Концептуальные мыслители, если они хотят добиться успеха, должны понимать, что новые и для многих незнакомые идеи нуждаются в взращивании и поддержке.

В более распространенных терминах его часто называют «латеральным мышлением» (Эдвард де Боно) или «нестандартным мышлением», в обоих случаях термины относятся к сознательному упущению или отказу от общепринятых убеждений или ограничений.

См. также

  • Когнитивный диссонанс
  • Формирование концепции
  • Концептуальное смешение
  • Концептуальные изображения
  • Концепции
  • Креативное решение проблем
  • Эдвард Де Боно
  • Латеральное мышление
  • Томас Кун
  • Смена парадигмы

Ссылки

Внешние ссылки

  • Основные компетенции
На этой странице используется лицензионный контент Creative Commons из Википедии (просмотр авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Блокнот


I. МЫШЛЕНИЕ (или познание) относится к умственному манипулированию образами, понятиями, словами, правилами, символами и предписаниями. Он включает в себя внимание, распознавание образов, память, принятие решений, интуицию, знания и многое другое. Образы, мышечные реакции, понятия и язык или символ являются основными единицами мышления. Он принимает разные формы, в том числе мечтания, фантазии, решение проблем. В когнитивной психологии «компьютер» — это мозг, а мышление — это «программирование», которое мы ищем в понимании и рассуждениях (и это лишь некоторые из них). При всей своей необузданной мощи компьютеры способны планировать только на 5 или 6 ходов вперед (при рассмотрении более 1 миллиарда возможностей). Они не делают ошибок в краткосрочной перспективе, но их можно победить с помощью стратегии и предусмотрительности. В когнитивной психологии «компьютер» — это мозг, а мышление — это «программа», которую мы пытаемся понять.

Внутреннее представительство . В своей основе мышление — это внутреннее представление проблемы или ситуации — шахматист, который мысленно пробует несколько возможных ходов, прежде чем фактически коснется шахматной фигуры.

Инсайт . Озарение — это внезапная мысленная реорганизация элементов проблемы, которая делает решение очевидным. Шимпанзе способны использовать палки, чтобы достать все более длинные палочки, чтобы добраться до банана.


ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ МЫСЛИ могут быть объединены в комплексное мышление. :

    л. изображений . Чаще всего это мысленное представление, имеющее картинные качества; значок.

    2. Мышечные реакции . Внутренние репрезентации событий с точки зрения генерируемых, запоминаемых или воображаемых мышечных ощущений.

    3. Концепции . Обобщенная идея, представляющая категорию или класс объектов или событий, сгруппированных вместе по какому-либо признаку.

    4. Язык или символы . Набор слов или символов и правил их сочетания, который используется для общения и мышления и понятен значительному сообществу.

II. МЕНТАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
Образы могут задействовать разные органы чувств. Опрос 500 человек показал, что у 97% есть зрительные образы, у 92% — слуховые образы, более 50% — образы, включающие движение, прикосновение, вкус, запах и боль. Большинство людей используют образы, чтобы думать и решать проблемы.

Синестезия . Образы преодолевают нормальные сенсорные барьеры. Индивидуальное прослушивание музыки может вызвать всплеск цвета или вкуса, а также звуковые ощущения.

Мысленно повернуть . Ментальные образы не обязательно плоские, и их можно перемещать по мере необходимости.

Сохраненные изображения . Их можно использовать, чтобы применить предыдущий опыт для решения проблем. Вы можете начать с представления всех применений, которые вы уже видели, чтобы ответить: «Сколько применений вы можете придумать для старой автомобильной шины?»

Созданные образы . Используется для создания более оригинальных решений. Люди с хорошими способностями к воображению, как правило, набирают более высокие баллы в тестах на креативность. Скульптор может полностью изобразить предложенную скульптуру перед началом работы.

Размер изображения . Изображение вещей в крупном масштабе помогает узнать детали.

Образ мышц . Мы думаем своим телом. Мы часто представляем вещи в своего рода мышечных образах, созданных действиями или неявными (невыраженными) действиями. Люди, которые «разговаривают» руками, используют жесты, чтобы думать и общаться. Большой объем информации содержится в кинестетических ощущениях (ощущениях мышц и суставов). Когда человек говорит, эти ощущения помогают структурировать поток идей (Horowitz, 19).70). Невозможно не продемонстрировать, пытаясь описать некоторые вещи.

Микродвижения . Большинство размышлений сопровождается мышечным напряжением и микродвижениями во всем теле. Когда испытуемого просили представить, что он бьет молотком по гвоздю, в мышцах неподвижной руки регистрировался всплеск активности. Попросите кого-нибудь описать событие, и вы, вероятно, получите «мгновенный повтор».

III. ПОНЯТИЯ
Концепция — это идея, представляющая класс объектов или событий. Это мощные инструменты, потому что они позволяют нам мыслить более абстрактно, без отвлекающих деталей.

Формирование концепции . Это процесс классификации информации по значимым категориям. По своей сути, формирование концепции включает в себя опыт с положительными и отрицательными примерами концепции (диапазон обучения в размере категорий «собака» и «кошка»). Взрослые чаще усваивают понятия, изучая или формируя правила. Например, треугольник должен быть замкнутой формы с тремя сторонами, состоящими из прямых линий. Изучение правил, как правило, более эффективно, чем примеры, но примеры остаются важными. Маловероятно, что запоминание ряда правил позволит непосвященному слушателю точно классифицировать панк, новую волну, фьюжн, сальсу, хэви-метал и рэп.

Виды понятий:

    Конъюнктивное понятие . Он относится к классу объектов, имеющих более одного общего признака. Иногда называемые понятиями «и»: чтобы принадлежать к классу понятий, элемент должен иметь «эту функцию, эту функцию и эту функцию». Например, у мотоцикла должно быть два колеса, двигатель и руль.

    Реляционные понятия . Они классифицируют объекты на основе их отношения к чему-то другому или отношения между признаками объекта. Больше, вверху, слева, север и вверх ногами — все это реляционные понятия. Другим примером является сестра, которая определяется как «женщина, рассматриваемая в ее отношении к другому лицу, имеющему тех же родителей».

    Разделительные понятия . Они относятся к объектам, которые имеют хотя бы одну из нескольких возможных функций. Это понятия «или-или». Чтобы принадлежать, элемент должен иметь «эту функцию, или ту функцию, или другую функцию». В игре в бейсбол страйк — это либо замах и промах, либо подача по центру, либо фалбол. Качество «или-или» дизъюнктивных понятий затрудняет их изучение.

Прототипы . В дополнение к правилам и функциям большинство людей также используют прототипы или идеальные модели для определения концепций. Например, малиновка — модельная птица, а страус — нет. Это говорит нам о том, что не все примеры понятия одинаково репрезентативны. Как мы узнаем, когда линия пересечена от высокой чашки до вазы? Возможно, мы мысленно сравниваем предметы с «идеальной» чашкой. В результате определение концепций затруднено, когда мы не можем придумать прототип, соответствующий тому, что мы видим.

Понятия имеют два типа значений:

    Денотативное значение . Денотативное значение слова или понятия есть его точное определение.
    Коннотативное значение . Это его эмоциональный или личностный смысл. Коннотации чего-то одного могут быть разными.

Семантический дифференциал Осгуда . Метод, используемый для измерения коннотативного значения. Когда слова или понятия оцениваются по ряду шкал, большая часть их коннотативного значения сводится к измерениям «хорошо-плохо», «сильно-слабо» и «активно-пассивно». Поскольку понятия различаются по этим измерениям, слова или фразы с примерно одинаковым денотативным значением могут иметь очень разные коннотации. Например, я добросовестный; ты осторожней, он придирается!

    Оцените это слово: ДЖАЗ

    Закругленный —————————- Угловой
    Сильный ——————————————— Слабый
    Гладкая ——————————————- Шероховатая
    Пассивный —————————— Активный
    Большой ———————————————- Маленький
    Горячий —————— Холодный
    Плохо ———————————- Хорошо
    Расслабленный ——————————————— Напряженный
    Сухой ———————————- Влажный
    Устаревший ——————————— Свежий

IV. ЯЗЫК
Как мы видели, мышление иногда происходит без языка. У каждого был опыт поиска слова для выражения идеи, которая существует как смутный образ или чувство. Тем не менее, большая часть мышления в значительной степени опирается на язык, потому что он позволяет кодировать мир в символы, которыми легко манипулировать.

Семантика . Изучение значения слов и языка. Именно здесь связь между языком и мышлением становится наиболее очевидной. Например, тонкое изменение значения, вызванное перестановкой слов. Семантические проблемы часто возникают, когда слово имеет двойное или неясное значение: означает ли предложение «Том был усажен официантом», что официант уступил Тому место или что Том сидел рядом с официантом? Выбор слов может напрямую влиять на мышление, меняя значение: «Вторглась ли армия одной страны» в другую? Или «осуществили защитное вторжение»? Городской резервуар «наполовину полон» или «наполовину пуст»? Вы бы предпочли есть «первоклассную говядину» или «мертвую корову»?!

Структура языка.

    1. Символы . Во-первых, язык должен предоставлять символы, которые могут обозначать объекты и идеи. Символы, которые мы называем словами, состоят из:
      Фонема . Основные звуки речи.
      Морпогемы . Звуки речи собраны в осмысленные единицы, такие как слоги или слова.

    Звуки m , b , w и a не могут образовывать слог mbwa в английском языке, но в суахили они могут. Единицы речи могут быть расположены бесчисленным количеством способов. Рассмотрим возможности всего с четырьмя морфемамиreach, to,able и un. Из них мы можем сделать способный, неспособный, достичь, достичь, способный достичь, неспособный достичь, достижимый, недостижимый, достижимый, недостижимый для, до, до способный.

    2. Грамматика . Во-вторых, язык должен иметь грамматику или набор правил для преобразования звуков в слова и слов в предложения. Одна часть грамматики, известная как синтаксис , состоит из правил порядка слов в предложениях. Синтаксис важен, потому что перестановка слов почти всегда меняет смысл предложения. Традиционная грамматика имеет дело с «поверхностным» языком — предложениями, которые мы на самом деле произносим. Лингвист Ноам Хомский утверждает, что мы не заучиваем все предложения, которые когда-либо произносим. Скорее, мы активно создаем их, применяя правила преобразования (ребенок говорит «Я побежал домой»). Например, основное предложение «Собака кусает человека» можно преобразовать в следующие шаблоны (и другие):

      Прошлое: Собака укусила человека.
      Пассив: Человека укусила собака.
      Отрицательный: Собака не кусала человека.
      Вопрос: Собака укусила человека?

    3. Продуктивная, осмысленная аранжировка . Третьей, возможно, самой существенной характеристикой языка является его продуктивность. Великая сила любого истинного языка в том, что он может порождать новые мысли или идеи. Поскольку слова не похожи на то, что они обозначают, слова можно переставлять, чтобы получить бесконечное множество осмысленных предложений. Именно продуктивное качество языка делает его таким мощным инструментом мышления. Крики, жесты и брачные крики животных имеют широкое значение, которое сразу понимают другие животные того же вида, но по большей части естественное общение животных весьма ограничено (например, никаких вариаций на тему). Что еще более важно, общение животных, по-видимому, лишено продуктивного качества человеческого языка. Обмен мнениями может быть впечатляющим, но общение и фактическое использование языка — две разные вещи.

V. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Решение проблем может быть результатом механического, проницательного или основанного на понимании мышления. Мы начинаем с осознания того, что ответ, вероятно, существует и что путем правильного мышления можно найти решение. Можно выделить несколько различных подходов к решению проблемы.

л. Механические решения . Они могут быть достигнуты методом проб и ошибок или наизусть.

    Метод проб и ошибок: Если я забуду код к моему велосипедному замку, я смогу найти его методом проб и ошибок. В эпоху высокоскоростных компьютеров многие решения, основанные на пробах и ошибках, лучше оставить машинам. Компьютер мог сгенерировать все возможные комбинации из пяти цифр на моем замке за доли секунды.

    Рот. Когда проблема решается наизусть, мышление направляется выученным набором правил.

2. Решения путем понимания . Многие проблемы не могут быть решены механически или с помощью привычных способов мышления. В этом случае необходим более высокий уровень мышления, основанный на понимании. Карл Дункер, немецкий психолог, обнаружил, что успешное решение проблем состоит из двух фаз.

    Общие свойства . Решение, в котором правильно указаны требования для успеха, но недостаточно подробно для дальнейших действий. Открываются общие свойства правильного решения (тот, кто понимает общие свойства головоломки, может решить ее последовательно)

    Функциональные (работоспособные) растворы . Подробное, практичное и работоспособное решение.

3. Эвристика . Стратегия решения проблем. Решение проблем часто требует стратегии. Если количество альтернатив невелико, может работать стратегия случайного поиска. Это еще один пример решения проблемы методом проб и ошибок, в котором испробованы все возможности. Как правило, эвристика сокращает количество альтернатив, которые должен рассмотреть мыслитель. При решении более сложных задач эвристика не гарантирует успеха, но определенно помогает. Вот некоторые стратегии, которые часто работают:

    Попытайтесь определить, чем текущее положение дел отличается от желаемой цели. Затем найдите шаги, которые уменьшат разницу.

    Попробуйте вернуться от нужной цели к исходной точке или текущему состоянию.

    Если вы не можете достичь цели напрямую, попробуйте определить промежуточную цель или подзадачу, которая, по крайней мере, приблизит вас к ней.

    Представьте проблему другими способами, например, с помощью графиков, диаграмм или аналогий.

    Создайте возможное решение и протестируйте его. Это может устранить многие альтернативы или прояснить, что необходимо для решения.

4. Идеальное решение проблем . Наиболее ценной эвристикой является наличие общей стратегии мышления. Психолог Джон Брансфорд и его коллеги перечисляют пять шагов, которые, по их мнению, ведут к эффективному решению проблем:

    л. Определите проблему.
    2. Дайте четкое определение.
    3. Изучите возможные решения и соответствующие знания.
    4. Действуйте, пробуя возможное решение или гипотезу.
    5. Посмотрите на результаты и извлеките из них уроки. Конечно, каждое предпринятое решение может выявить дополнительные подпроблемы. Их снова можно решать с помощью «идеальных» шагов, пока не будет найдено окончательное удовлетворительное решение.

5. Проницательные решения . О людях мы говорим, что озарение произошло, когда ответ внезапно появляется после периода безуспешных размышлений. Инсайт обычно бывает настолько быстрым и ясным, что мы часто удивляемся, как можно было упустить такое «очевидное» решение. Если озарение не быстрое, возможно, идет ошибка. Психологи Роберт Штернберг и Джанет Дэвидсон (1982) изучали людей, когда они решают проблемы, требующие понимания или «логических скачков». По их мнению, проницательность включает в себя три способности.

    л. Выборочное кодирование . Относится к выбору информации, имеющей отношение к проблеме, при игнорировании отвлекающих факторов.
    2. Селективная комбинация . Объединение, казалось бы, несвязанных кусочков полезной информации.
    3. Выборочное сравнение . Возможность сравнивать новые проблемы со старой информацией или с уже решенными проблемами.


Общие препятствия для творческого мышления:

    1. Фиксации: Один из умственных блоков, препятствующих прозрению. Легкость, с которой решаются проблемы, связана с целым рядом факторов. Один из самых важных барьеров на пути к решению проблем называется фиксацией. Фиксация — это тенденция «зацикливаться» на неправильных решениях или становиться слепыми к альтернативам. Ярким примером фиксации является функциональная неподвижность. Это неспособность увидеть новое использование (функции) знакомых объектов или объектов, которые использовались определенным образом. Если вы когда-либо использовали десятицентовую монету в качестве отвертки, вы преодолели функциональную неподвижность.

    2. Эмоциональные барьеры: Заторможенность и боязнь выставить себя дураком, боязнь совершить ошибку, неспособность терпеть двусмысленность, чрезмерная самокритичность.

    3. Культурные барьеры: Ценности, которые утверждают, что фантазии — пустая трата времени; что игривость только для детей; что разум, логика и числа хороши; что чувства, интуиция, удовольствие и юмор плохи или не имеют никакой ценности в серьезном деле решения проблем.

    4. Выученные барьеры: Соглашения об использовании (функциональная фиксированность), значениях, возможностях, табу.

    5. Барьеры восприятия: Привычки, ведущие к неспособности определить важные элементы проблемы.

VI. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ .
В дополнение к механическому, проницательному или основанному на понимании мышлению мы можем добавить, что мышление может быть индуктивным (переходом от конкретных фактов или наблюдений к общим принципам) или 0007 дедуктивный (идущий от общих принципов к конкретным ситуациям), логический (исходя из данной информации к новым выводам на основе эксплицитных правил) или алогический (интуитивный, ассоциативный или личностный). Креативное мышление включает в себя все эти стили мышления (в различных сочетаниях), а также беглость, гибкость и оригинальность (Guilford, 1950). Креативность ваших предложений можно было бы оценить следующим образом (подсчитав, сколько раз вы продемонстрировали беглость, гибкость и оригинальность, мы могли бы оценить креативность вашего мышления по этой проблеме — говоря в более общем плане, мы оценили бы вашу способность для дивергентного мышления (Уоллах, 1985):

    Беглость определяется как общее количество предложений, которые вы можете сделать.

    Гибкость определяется как количество раз, когда вы переходите от одного класса возможных применений к другому.

    Оригинальность относится к тому, насколько новыми или необычными являются ваши предложения.

    Дивергентная мысль . Мышление, порождающее множество идей или альтернатив; важный элемент оригинальной или творческой мысли. Это наиболее широко используемый показатель творческого решения проблем. Многие возможности развиваются из одной отправной точки.

    Конвергентная мысль . Мышление, направленное на обнаружение единственного установленного правильного ответа; обычное мышление. В рутинном решении проблем или мышлении есть один правильный ответ, и проблема состоит в том, чтобы найти его. Это приводит к конвергентному мышлению (линии мысли сходятся к правильному ответу).


ИСПЫТАНИЯ . Существует несколько тестов дивергентного мышления. Каждый из этих тестов можно оценить по беглости, гибкости и оригинальности. Тесты на дивергентное мышление, по-видимому, касаются чего-то совершенно отличного от интеллекта. Как правило, существует небольшая корреляция между такими тестами и результатами тестов IQ.

    Тест необычного использования . Человека просят придумать как можно больше вариантов использования объекта.

    Тест последствий . Цель состоит в том, чтобы ответить на вопрос, например: «Каковы были бы результаты, если бы все внезапно потеряли чувство равновесия и не смогли оставаться в вертикальном положении?» перечислив как можно больше реакций.

    Тест анаграмм . Испытуемым дают слово, такое как творчество, и просят составить как можно больше новых слов, переставляя буквы.

Разве творчество не больше, чем расходящееся мышление? Дивергентное мышление, безусловно, важная часть творческого мышления, но это еще не все. Чтобы быть творческим, решение проблемы должно быть чем-то большим, чем новым, необычным или оригинальным. Она также должна быть полезной или значимой, и она должна отвечать требованиям проблемы. Это разделительная линия между «безрассудной схемой» и «гениальным ходом». Другими словами, творческий человек применяет рассуждение и критическое мышление к новым идеям, как только они возникают.


Этапы творческой мысли. Хорошее резюме последовательности событий в творческом мышлении предлагает пять стадий, которые обычно происходят. Конечно, творческая мысль не всегда так опрятна. Тем не менее, перечисленные стадии являются хорошим резюме наиболее типичной последовательности событий.

    л. Ориентация . В качестве первого шага необходимо определить проблему и определить важные аспекты.

    2. Подготовка . На втором этапе творческие мыслители насыщают себя как можно большим количеством информации, относящейся к проблеме.

    3. Инкубация . Большинство серьезных проблем порождают период, в течение которого все попытки решения оказываются тщетными. На этом этапе решение проблемы может происходить на подсознательном уровне: кажется, что проблема отложена в сторону, но она все еще «готовится» в фоновом режиме.

    4. Подсветка . Стадия инкубации часто заканчивается быстрым озарением или серией озарений. Они производят «Ага!» опыт, часто изображаемый в карикатурах в виде лампочки, появляющейся над головой мыслителя.

    5. Проверка . Завершающим этапом является проверка и критическая оценка решения, полученного на этапе освещения. Если решение оказывается ошибочным, мыслитель возвращается к стадии инкубации.


Творческая личность . Согласно распространенному стереотипу, высокотворческие люди эксцентричны, интровертированы, невротичны, социально неумелы, неуравновешенны в своих интересах и часто находятся на грани сумасшествия. Хотя некоторые известные художники и музыканты культивируют публичный образ, соответствующий стереотипу, в этом мало правды. Дональд Маккиннон, психолог, сделал следующие выводы на основе обширного тестирования творческих писателей, архитекторов, математиков и ученых:

    1. При любом уровне IQ одни люди творческие, а другие нет. Для людей с нормальным или выше нормального интеллекта существует небольшая корреляция между креативностью и IQ (Nelson & Crutchfield, 1970; Taylor, 1978).

    2. Творческие люди обычно имеют больший, чем в среднем, круг знаний и интересов, и они более свободно комбинируют идеи из разных источников.

    3. Творческие люди открыты новому. Они принимают иррациональные мысли и не стесняются своих чувств и фантазий.

    4. Субъектам Маккиннона нравилось символическое мышление, идеи, концепции и возможности. Они, как правило, интересовались правдой, формой и красотой, а не признанием или успехом. Их творческая деятельность была самоцелью.

    5. Высокотворческие люди ценят независимость и предпочитают сложность. Однако они нетрадиционны и неконформны прежде всего в своей работе; в остальном у них нет особенно необычных, диковинных или причудливых личностей. Действительно, большинство творческих личностей напоминают этот профиль (неоднократно обнаруживались следующие качества, характеризующие творческих личностей):

      1. Необычная осведомленность о людях, событиях и проблемах.
      2. Высокая степень беглости речи
      3. Гибкость с числами, концепциями, средствами массовой информации и социальными ситуациями.
      4. Оригинальность идей и выражений; чувство юмора.
      5. Способность к абстрагированию, организации и синтезу.
      6. Высокий уровень энергии/активности.
      7. Настойчивость в интересующих задачах.
      8. Нетерпение при выполнении рутинных или повторяющихся задач.
      9. Готовность к риску.
      10. Живое и спонтанное воображение; в детстве это может принимать форму «выдумывания» или воображаемых товарищей.

Творчество . Большая часть того, что мы знаем о творчестве, остается предварительным. Тем не менее, начинает казаться, что некоторым навыкам творческого мышления можно научить.

VII. ИНТУИЦИЯ
Мы часто принимаем решения на основе интуиции, а не логики. Это может дать быстрые ответы, но также может ввести в заблуждение, а иногда и иметь катастрофические последствия. Два известных психолога, Даниэль Канеман и Амос Тверски, потратили 20 лет на изучение того, как люди принимают решения и делают прогнозы в условиях неопределенности. Грубо говоря, они обнаружили, что человеческое суждение часто серьезно ошибочно. Короткие пути к ответам часто мешают ясному мышлению. Распространенные ошибки в суждениях:

1. Представительность . Выбору придается большее значение, если он кажется репрезентативным для того, что мы уже знаем. Выбор, кажется, лучше представляет модель и, следовательно, кажется более вероятным, даже если это не так. Вероятность того, что два события произойдут вместе, ниже, чем вероятность каждого из них по отдельности. Например: вероятность выпадения орла при подбрасывании монеты равна половине или 0,5. А вероятность выпадения двух решек при подбрасывании двух монет составляет одну четвертую, или 0,25.

2. Базовые коэффициенты . Вторая распространенная ошибка в суждениях заключается в игнорировании базовой скорости или лежащей в основе вероятности события. Оценки должны производиться с коэффициентом 70-30, если это базовый коэффициент, даже если интуитивно кажется, что шансы равны 50-50. Во многих ситуациях с высоким риском игнорировать базовые ставки — это то же самое, что считать себя исключением из правил.

3. Каркас . То, как проблема формулируется или формулируется, влияет на решения. Люди часто дают разные ответы на одну и ту же проблему, сформулированную несколько по-разному. Обычно самый широкий способ формулирования или постановки проблемы приводит к наиболее рациональным решениям. Однако люди часто формулируют проблемы во все более узком смысле, пока не появится единственный, казалось бы, «очевидный» ответ. Например, при выборе карьеры было бы разумно учитывать оплату, условия труда, удовлетворенность работой, необходимые навыки, перспективы будущего трудоустройства и многие другие факторы. Вместо этого такие решения часто сводятся к таким мыслям, как: «Мне нравится писать, поэтому я буду журналистом».

[ Примечания от: Кун, Деннис.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts