Наивный реализм это в философии: Наивный реализм | Понятия и категории

Содержание

Наивный реализм и чем он плох. В настоящее время почти любой грамотный… | by Диалог Мировоззрений

Диалог Мировоззрений

·

Follow

3 min read

·

Jun 27, 2018

В настоящее время почти любой грамотный человек может охарактеризовать своё мировоззрение через какой-нибудь -изм, а себя, соответственно, назвать, скажем, субъективным идеалистом или логическим позитивистом, или ещё как-нибудь. То есть человек признаёт, что он согласен с принципами, сформулированными кем-то из известных представителей соответствующего направления мысли и отождествляет себя с соответствующим философским течением. На первый взгляд, ничего плохого в этом нет, однако соответствующими «-истами» в философии принято называть лишь тех, кто формировал или развивал соответствующее направление мысли, а не рядовых последователей. Ведь само согласие с основными принципами данного философского направления ещё не означает, что согласившийся способен корректно и безошибочно использовать эти принципы, чтобы мыслить в данном направлении.

Обыденное мировоззрение мало-мальски образованного человека из века в век менялось, но уже очень давно философы подвергали его критике, обозначая термином «наивный реализм». Его критиковали ирландский философ Джордж Беркли (1685–1753), последователи Эрнста Маха (1838–1916) и другие. Современное понимание наивного реализма сводится к тому, что реальность, с точки зрения наивного реалиста — это всё то, что он лично воспринимает при помощи своих органов чувств, а также то, что он думает и знает о чувственно воспринимаемом мире. Сегодня уже доподлинно известно, что в мире есть немало того, что человек не способен воспринять своими пятью чувствами. Поэтому отмечается, что наивный реализм вредит здоровой психологии познания. Более того, нет никаких доказательств тому, что наш разум воспринимает чувственные данные адекватно и без искажений, а также тому, что что-либо, кроме разума, существует. И даже существование самого разума не поддаётся доказательству. Однако, с точки зрения наивного реалиста, эти рассуждения являются пустым теоретизированием. Для него всё, что признало научное сообщество, является, по умолчанию, существующим и доказанным. Эта позиция представляет собой опору на авторитет, причём авторитет довольно расплывчатый, что, в свою очередь, создаёт огромное пространство для манипуляции мировоззрением наивных реалистов.

Помимо научного сообщества, наивный реализм опирается индивидуальный опыт и т.н. «здравый смысл» — это представление об окружающем мире и человеке, складывающееся в процессе обыденного стихийно-эмпирического познания, включающего в себя обыденные способы понимания и оценки явлений, а также методы действия в разнообразных жизненных ситуациях, особенно в неопределённых. Всё, что основывается на опыте и здравом смысле, преодолеть крайне трудно — ярчайшим примером является представление о плоской Земле и геоцентрической системе.

Своеобразную финальную точку в критике наивного реализма поставил знаменитый Бертран Рассел в своей работе «Исследование смысла и истины» (An Inquiry into Meaning and Truth»): «Мы все начинаем с «наивного реализма», т. е. с учения, согласно которому все вещи представляют собой именно то, что мы видим. Мы думаем, что трава зеленая, камни твердые, а снег холодный. Но физика уверяет нас, что зелень травы, твердость камня и холодный снег не являются той зеленью, твердостью или тем холодом, с которыми мы знакомы по собственному опыту, а чем-то весьма отличным. Наблюдатель, когда ему кажется, что он видит камень, на самом деле, если верить физике, наблюдает эффекты, связанные с воздействием на него камня. Таким образом, мы видим, что наука воюет сама с собой: стремясь изо всех сил быть объективной, она против своей воли оказывается погруженной в субъективизм. Наивный реализм приводит к физике, а физика, если она верна, показывает, что наивный реализм ложен. Таким образом, если наивный реализм истинен, то он ложен. Следовательно, он ложен.»

Источник: https://wvdebates.wordpress.com/2017/11/12/naive-realism/

Здравый смысл. Наивный реализм

Что означает тезис о том, что здравый смысл является первичным в концептуальном отношении? Давайте сравним то, как человек приобретает здравый смысл, с тем, как он осваивает более специализированные и более сложные виды знания — научное, техническое, религиозное и т. п.
Здравый смысл — это представления людей о природе, обществе, самих себе, складывающиеся под воздействием их повседневного жизненного опыта и общения. В процессе эволюции общества, культуры и человеческого мышления эти представления проходят довольно жесткий отбор. Лишь такое знание закрепляется в арсенале здравого смысла, которое достаточно адекватно отражает среду человеческой жизнедеятельности и соответствует его формам практики.
Важно подчеркнуть, что здравому смыслу с его «житейскими понятиями» (как их называл известный психолог Л.С.Выготский) никто не обучает специально и планомерно. Он осваивается всеми нормальными людьми в естественном жизненном процессе, в повседневном общении людей, в частности детей и взрослых, в действиях с предметами нашего обычного жизненного мира. Это сходно с тем, как мы осваиваем родной язык, с которым, кстати сказать, здравый смысл связан очень тесно.

Важно и то, что для своего освоения здравый смысл не требует какого-либо предварительного знания. Он не является переинтерпретацией знания о вещах, известных нам каким-то иным образом. Мир впервые предстает в сознании человека в формах и понятиях повседневного здравого смысла. Именно поэтому а можем говорить о его концептуальной первичности.
Здесь можно привести такую, достаточно точную, аналогию. Подобно тому, к мы изучаем и осваиваем второй (иностранный) язык на базе первого (родного) языка, так и научным или другим специализированным знанием мы овладеваем на основе нашего «первого» знания — неспециализированного, более или менеe применимого ко всем сферам человеческого опыта здравого смысла. Но и усвоив сколь угодно большие запасы теоретического знания, мы не перестаем оставатъся субъектами обыденной жизни, и в большинстве ситуаций используем здравый смысл как неизбежный для нас и универсальный вид знания.
Некоторые философы, например Платон и Гегель, очень невысоко оцениваем познавательное значение здравого смысла и считали, что наука и философия радикальным образом порывают с его «плоскими и вульгарными истинами» и строят свой, совершенно иной теоретический мир. Но такая позиция далека от реальности. Здравый смысл и естественный язык продолжают оставаться концептуально истоком даже самых абстрактных теоретических построений и специализированных языков науки. «Вся наука является не чем иным, как усовершенствованием повседневного мышления»‘, — утверждал Альберт Эйнштейн, который в рей теории относительности, казалось бы, наиболее далеко отошел от обычных представлений здравого смысла.
Пока мы приводили аргументы в пользу важности и неизбежности здравого смысла. Но возникает вопрос: если он столь хорош, то зачем тогда вообще нужна наука? Дело в том, что хотя здравый смысл необходим и неизбежен в концептуальном отношении, то, что он утверждает о существовании и свойствах вещей, в определенном смысле является ложным. Это связано с наивным реализмом — общей эпистемологической установкой, встроенной в повседневное мышление.
Наивный реализм — это убеждение в том, что реально все, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях (при хорошем освещении, в подходящей перспективе и т. п.) и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком.
Конечно, могут встречаться обманы чувств, иллюзии (например, преломление палки на границе воды и воздуха, увеличение размеров солнечного диска при закате и т.д.), но все это, с точки зрения наивного реализма, единичные явления. илом же мир, окружающий нас, мир цветных, пахнущих и звучащих вещей — деревьев с шелестящей листвой, журчащей воды, столов и стульев и т.п. — имен, но таков, каким мы его воспринимаем.
Между тем наука говорит нам, что чудный запах розы суть лишь диффузия молекул определенных веществ в воздухе, что звуки и цвета — волновые процессы, что все эти цветные макрообъекты на самом деле являются композициями огромного числа бесцветньк и беззвучных микрочастиц. Еще Демокрит учил, что вокруг нас лишь иллюзия, «кажимость», реальны только «атомы и пустота».
И современная наука полагает основой реального поля, микрочастицы и их взаимодействия.

Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В. П.Филатова. — М.: Русское слово, 1996. — 432 с . (Фрагменты)

Главная страница =>философия=>оглавление

Значение, примеры, характеристики и критика

от Sociology Group

Наивный реализм — это психологическая теория, утверждающая, что наши чувства позволяют нам непосредственно осознавать объекты в нашем окружении такими, какие они есть на самом деле. Эта идея также называется прямым реализмом, реализмом здравого смысла или перцептивным реализмом . Его можно рассматривать как убеждение в том, что мир рассматривается или мыслится объективно или непосредственно.

Он описывает склонность людей верить, что они рассматривают социальный мир таким, какой он есть, то есть как объективную реальность, а не как субъективную интерпретацию реальности. Это влечет за собой два важных следствия. Во-первых, это означает, что то, что мы переживаем, и то, как обстоят дела на самом деле, считается совпадающим. Во-вторых, каждый разумный человек должен разделять наши взгляды, а если нет, то его считают невежественным, предвзятым или неправильным. Например, если мы поддерживаем политическую партию и ее идеологию, считая ее лучшей, другие, которые могут хотеть другую политическую партию или ее идеологию, мы можем сделать вывод, что они неправы или не информированы. В отличие от наивного или прямого реализма, есть косвенный или репрезентативный реализм, который состоит в идее, что наш сознательный опыт относится не к реальному миру, а к внутреннему представлению мира.

Некоторые важные характеристики наивного реализма таковы: мир состоит из материальных объектов, некоторые свойства которых можно узнать, ощутив их. Эти объекты могут существовать не только тогда, когда мы можем их воспринимать, но и тогда, когда они не могут быть восприняты. Они независимы от восприятия в том смысле, что сохраняют свойства, которыми мы их воспринимаем, даже когда мы не в состоянии их воспринять. Наконец, наше утверждение о знании, которое мы имеем о них, оправдывается верой в то, что мы более или менее непосредственно воспринимаем мир таким, какой он есть.

Критики часто отвергают идею наивного реализма, считая его отличным от научного реализма. Согласно научному реализму, вселенная, описанная наукой, реальна независимо от того, как ее интерпретируют люди. Поскольку наивному реализму не хватает знаний об отношениях между наборами свойств или фактов, многие мыслители, кажется, опровергают идею наивного реализма. Это мировоззрение также было поставлено под сомнение с научной точки зрения новыми открытиями квантовой физики. Его также критикуют на том основании, что из-за наших предубеждений или стереотипов мы можем видеть и воспринимать вещи такими, какими хотим их видеть, а не такими, какие они есть на самом деле. Другая критика утверждает, что, когда на нас влияют различные факторы, наши чувства могут воспринимать или представлять вещи по-разному. Однако на самом деле вещи могут казаться другими или в физических характеристиках этих вещей может не быть никаких изменений. Например, когда мы путешествуем по пустыне, мы часто видим поблизости водоемы, что является лишь простой иллюзией, известной как мираж. Таким образом, вещи не совсем такие, какими они нам кажутся или как мы их воспринимаем. Кроме того, вещи могут выглядеть по-разному физически для разных зрителей, если смотреть на них под разными углами.

Категории Социологический словарь

Copyright © 2023  The Sociology Group

Что такое наивный реализм, почему он важен и как он влияет на наш образ жизни? | Алехандро Бетанкур | Bottomline Talks

Что такое наивный реализм, почему он важен и как он влияет на наш образ жизни? | Алехандро Бетанкур | Итоговые переговоры | Medium

ФИЛОСОФИЯ

Это форма эпохи постправды?

Алехандро Бетанкур

·

Подписаться

Опубликовано в

·

Чтение: 8 мин.

·

19 августа 2022 г. от «наивного реализма», т. е. от учения о том, что вещи
какими они кажутся. Мы думаем, что трава зеленая, камни
твердые, а снег холодный. Но физика уверяет нас, что
зелень травы,…

Автор Алехандро Бетанкур

692 Подписчиков

·Редактор

Я предприниматель, инвестор и коуч. Я создал две фирмы венчурного капитала. Я также отец-одиночка, который пишет о философии и самосовершенствовании.

Еще от Алехандро Бетанкура и Bottomline Talks

Алехандро Бетанкур

в

Теория супермена Ницше: что это такое и как она связана с современным миром?

Трудно говорить о теории Фридриха Ницше о «сверхчеловеке», не обсуждая нарциссизм и психопатию.

·5 мин чтения·20 октября 2021 г.

Алехандро Бетанкур

в

Нигилизм в современном мире: почему и как вести нигилистический образ жизни

Если вы ищете другой взгляд на жизни, нигилизм, возможно, стоит изучить.

11 июля 2022 г.0076 Важность восприимчивости к разговору

·5 мин чтения·10 апреля

Алехандро Бетанкур

в

За один день ваша жизнь изменится навсегда: день, когда Хуан Пабло Медина потерял ногу 9002 7

Невероятная история сила и устойчивость.

·4 минуты чтения·24 марта 2022 г.

Просмотреть все от Алехандро Бетанкура

Рекомендовано Medium

Недостойно

10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком

В Северной Вирджинии август, жарко и влажно. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…

·Чтение через 4 мин·16 февраля 2022 г.

Гарольд де Гош

Западная пропаганда — Величайший трюк, который когда-либо проворачивал дьявол…

9000 2

Хорошая пропаганда не не заставляет вас думать, это заставляет вас чувствовать

·10 минут чтения·5 дней назад

Что такое стоицизм?

в

30 простых зарисовок для понимания ключевых концепций стоиков

Мудрость стоицизма ясно проиллюстрирована

·9 мин чтения·9 февраля

Хоуп Билл помогает

в

Как построить стену и снести ее

Как музыка может разъединить и объединить семью

·6 мин.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts