Натуральный минор и мажор: Виды мажора и минора

Виды мажора и минора

/ Нотная грамота / От admin

Мажор и минор имеют три вида — натуральный, гармонический и мелодический. Виды мажора и минора образуются из-за изменения некоторых ступеней и приобретают своеобразное звучание.

Содержание статьи

Виды минора

Минор бывает трёх видов — натуральный, гармонический и мелодический. Основной вид — это натуральный, а остальные виды имеют изменения некоторых ступеней. Подробно о натуральном миноре читайте здесь.

Натуральный минор

Натуральный минор строится по формуле: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон ( 1, 1/2, 1, 1, 1/2, 1, 1 ). Возьмём, например, ми минор:


В музыкальном произведении, написанном в натуральном миноре, выставляются ключевые знаки соответствующие тональности. В тексте никаких дополнительных знаков альтерации вы не встретите.

Натуральный минор звучит мягко и спокойно, без острых тяготений в тонику:

Гармонический минор

В гармоническом миноре повышается VII ступень. Из-за этого изменяется структура минора и его звучание. В гармоническом миноре от повышения VII ступени образуется ув.2. Гармонический минор строится по формуле: тон, полутон, тон, тон, полутон, полтора тона, полутон ( 1, 1/2, 1, 1, 1/2, 11/2 , 1/2).

Гармонический минор легко определить на слух по «восточному» колориту, который создаёт ув.2:

ВАЖНО! В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени образуется ув.2 и её обращение ум.7 — характерные интервалы.

Мелодический минор

В мелодическом миноре изменяются две ступени — повышаются VI и VII ступени в восходящем движении. В нисходящем движении эти повышения отменяются и минор звучит как натуральный.

Повышение VI и VII ступени придаёт мелодическому минору мажорное звучание в верхнем восходящем тетрахорде.

ВАЖНО! Из-за повышения VI и VII ступеней верхний тетрахорд в восходящем движении звучит как мажорный. Его структура — тон, тон, полутон (1, 1, 1/2).

Виды мажора

Мажор, как и минор, бывает трёх видов — натуральный, гармонический и мелодический.

Натуральный мажор

В натуральном мажоре нет никаких изменений. Натуральный мажор звучит бодро и приподнято. Он строится по формуле: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Вот, например, натуральный Соль мажор:

Гармонический мажор

Гармонический мажор имеет VI пониженную ступень. В результате чего в гармоническом мажоре образуется ув.2. Его структура: тон, тон, полутон, тон, полутон, полтора тона, полутон:

Гармонический мажор тоже приобретает «восточный» оттенок из-за понижения VI ступени и образования ув.2. Этим они похожи с гармоническим минором.

ВАЖНО! Строение верхнего тетрахорда в гармоническом мажоре и гармоническом миноре — одинаковое: полутон, полтора тона, полутон ( 1/2, 11/2 , 1/2 ).
В гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени образуется ув.2 и ее обращение ум.7 — характерные интервалы.

Мелодический мажор

В мелодическом мажоре понижаются VII и VI ступени в нисходящем движении. В восходящем движении гамма звучит как натуральная. Мелодический мажор в нисходящем движении приобретает минорный оттенок звучания :

ВАЖНО! Мелодический тетрахорд мажора (верхний нисходящий) совпадает с нисходящим тетрахордом натурального минора.

Все гаммы в трёх видах

Заключение

Следует запомнить, что в формировании гармонических и мелодических мажора и минора участвуют VI и VII ступени.

МАЖОРМИНОР
Натуральный
ГармоническийVI♭VII#
МелодическийVII♭, VI♭
в нисходящем движении
VI#, VII#
в восходящем движении

Справедливости ради, надо сказать, что также существует и дважды гармонический лад. Но он относится с теме Хроматические интервалы, с которыми вы можете ознакомиться в этой статье.

Про три вида мажора | Музыкальный класс

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

3 вида мажора: первый – натуральный

Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ. Подробнее можно почитать об этом здесь.

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

3 вида мажора: второй – гармонический

Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.

3 вида мажора: третий – мелодический

Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).

Нотные примеры мелодического вида – тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:

В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два “случайных” бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.

И ещё разок…

Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.

ВСТУПАЙТЕ В НАШУ ГРУППУ В КОНТАКТЕ – http://vk.com/muz_class

Натуральный, гармонический и мелодический минор

В нашей статье «Относительный и параллельный минор» мы объяснили часто сбивающие с толку термины, связанные с минорной гаммой. в этой статье мы узнаем о различиях, а также о том, как строить натуральные, гармонические и мелодические минорные гаммы.

Многим учащимся проще всего начать с мажорной гаммы и использовать ее в качестве ориентира. Мы сделаем то же самое здесь. Начнем с гаммы Фа мажор.

Как вы можете видеть в приведенной выше гамме, каждой ноте мажорной гаммы присваивается номер (ступень гаммы), который представляет ее положение или порядок в гамме.

Натуральный, гармонический и мелодический минор — это просто различные формы минорной гаммы. Другими словами, все они представляют собой версии минорной гаммы с небольшими, но существенными различиями между ними.

Натуральный минор

Чтобы создать гамму натурального минора, мы просто начинаем с мажорной гаммы и опускаем 3-ю, 6-ю и 7-ю ступени гаммы на полтона. В нашем примере выше с использованием гаммы F мажор это означает, что мы будем понижать A (3-я) до Ab, D (6-я) до Db и E (7-я) до Eb.

Гамма натурального минора связана с мажорной гаммой, потому что она имеет ту же ключевую подпись, что и мажорная гамма. Глядя на нашу недавно созданную гамму натурального минора F, мы видим, что у нас есть 4 бемоля в гамме, и поэтому тональность будет читаться как Bb, Eb, Ab и Db. Это та же ключевая подпись, что и тональность Ab мажор. По этой причине мы можем сказать, что фа минор является относительным минором ля мажор. (И помните, что в мажорной тональности относительную минорную гамму можно построить, просто используя те же высоты тона, но рассматривая 6-ю ступень гаммы в качестве начальной ноты).

Гармонический минор

Гамма гармонического минора отличается от гаммы натурального минора только одним – 7-я ступень ступени повышена на полтона. Другими словами, в натуральной минорной гамме 7-я ступень является минорной 7-й, тогда как в гармонической минорной гамме 7-я ступень является мажорной 7-й (и будет на полшага от корня гаммы). Когда 7-я ступень любой гаммы находится на полтона от основного тона, это называется вводным тоном 9.0012 , и поэтому важное различие между гаммой натурального и гармонического минора заключается в том, что у одной есть ведущий тон, а у другой — нет.

Мелодический минор

Мелодический минор немного… странный. В традиционном смысле мелодический минор имеет восходящую форму и нисходящую форму, что означает, что ноты в гамме менялись в зависимости от того, играете ли вы вверх или вниз по гамме. В кругах практического музыкального исполнения (особенно в мире джаза) мелодическая минорная гамма одинакова, будь то восходящая или нисходящая.

Сначала традиционный подход: При восходящей форме мелодического минора только 3-я ступень понижается на полтона. Гамма такая же, как мажорная, за исключением пониженной терции.

При спуске звукоряд возвращается к натуральному минору.

Например, в джазовых кругах мелодическая минорная гамма использует восходящую форму независимо от того, в каком направлении играется гамма.

Разница между мажором и минором

close

My StudyBass

chevron_left Последний блок Следующий урок chevron_right

Я постоянно слышу этот вопрос от начинающих студентов:

В чем разница между мажором и минором?

Разница между мажорными и минорными аккордами и гаммами сводится к различию одной существенной ноты терции.

Третье — это то, что придает мажорным гаммам и аккордам их более яркое и веселое звучание, а минорным гаммам и аккордам — более мрачное и печальное звучание.

Что вы подразумеваете под третьим?

Если вы когда-нибудь изучали несколько гамм, то должны знать, что многие гаммы содержат семь разных нот. Например, мажорная гамма содержит основной тон, 2-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю.

Точно так же большинство аккордов и арпеджио обычно содержат 3 или 4 различных ноты, например, основной тон, 3-ю и 5-ю (трезвучия) или основной тон, 3-ю, 5-ю и 7-ю (септаккорды).

Все эти гаммы и аккорды содержат важную ноту 3-й . По сравнению с мажорными гаммами и аккордами, минорные гаммы и аккорды имеют разные терции.

Чем отличаются трети?

Если вы изучали основные интервалы, которые являются строительными блоками всех моделей гамм и аккордов, вы должны помнить, что существует два типа терций — большие терции и малые терции. Минорная терция на одну ноту ниже большой терции.

Вот пример мажорной терции (до-ми) и минорной терции (до-ми-бемоль) [Нажмите кнопку воспроизведения на диаграммах, чтобы прослушать их.]:

Все мажорные гаммы и аккорды содержат мажорные терции, а все минорные гаммы и аккорды содержат минорные терции.

Понятие о «плоских» терциях

Поднять ноту означает понизить ее на одну ноту. Поскольку минорная терция всегда на одну ноту ниже мажорной терции, мы часто описываем минорную терцию как бемольную терцию.

Это означает, что , а не означает, что младшая терция должна быть написана с использованием имени без буквы. Например, все эти интервалы образуют малые терции: от A до C, от A# до C#, от D до F, от C до Eb, от Bb до Db и многие другие. Бемоль-терция может быть написана любой буквой музыкального алфавита, будь то название естественной ноты, название ноты-бемоля или название ноты-диез.

Помните, что именно расстояние между нотами формирует интервал и его уникальное звучание. (Пожалуйста, просмотрите интервалы, если вы все еще не уверены в этом. Интервалы необходимы для понимания гаммы и построения аккордов.)

Давайте сравним несколько примеров мажорных и минорных гамм и аккордов:

Разница между мажорной и натуральной минорной гаммой

Гамма ля мажор пишется: A B C# D E F# G# (A).
Гамма ля натуральный минор пишется: A B 9.0091 C D E F G (А).

Обратите внимание, что терция мажорной гаммы (C#) на одну ноту ниже минорной гаммы (C). Опять же, выравнивание терции делает терцию гаммы минорной терцией вместо большой терции. Это придает им мажорные и минорные звуковые качества.

Вы заметите, что между мажорной гаммой и натуральной минорной гаммой на самом деле есть три разные ноты, которые начинаются с одной и той же ноты (сравните диаграммы выше). Хотя есть 3 разных ноты, основной нотой, придающей этим гаммам их мажорное или минорное качество звука, является третья. Продолжая изучать гаммы, вы узнаете, что существует множество различных мажорных гамм (например, мажорная, мажорная пентатоника, миксолидийская, лидийская) и множество различных минорных гамм (например, натуральный минор, гармонический минор, мелодический минор, минорная пентатоника).

Независимо от того, чем отличаются другие ноты, это 3-й , что дает шкале ее «мажорность» или «мажорность».

Разница между мажорными и минорными аккордами

До мажорное трезвучие пишется: C E G.
Триада до минор пишется так: C Eb G.

Обратите внимание, что треть минорного трезвучия на одну ноту ниже, или «бемоль», как мы, музыканты, говорим. Сглаживание 3-й создает минорный 3-й интервал, придающий минорному трезвучию его минорное звучание.

Не преувеличивайте свои новые знания о мажоре и миноре

Не думайте, что минорные гаммы содержат только минорные интервалы, а мажорные гаммы только имеют мажорные интервалы. Это не совсем так. Это

, третий , который разделяет мажор и минор. Другие интервалы, из которых строятся гаммы и аккорды, могут и будут представлять собой смесь мажорных, минорных и перфектных интервалов.

Например, помните доминирующий септаккорд? Он содержал мажорную 3-ю, чистую 5-ю и минорную 7-ю.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts