Правописание НЕ и НИ — Умскул Учебник
На этой странице вы узнаете:- Какую ловушку подготовили составители тестов с союзом А?
- Как вода поможет запомнить слова, усиливающие отрицания?
- А какая ловушка поджидает нас в словах с НЕ ДО?
Знаете, порой с некоторыми людьми хочется быть на расстоянии, но с ними приходиться контактировать, к сожалению. В русском языке подобные отношения могут складываться у НЕ и НИ.
Давайте разберемся, когда же эти частицы хотят дружить со словами, а когда они друг друга на дух не переносят.
Самое важное правилоСамое важное правило — если слово НЕ употребляется БЕЗ НЕ, то мы пишем его слитно с НЕ. Давайте посмотрим на примеры:
Невежа, невзгоды, нелепый, невзрачный, ненастный, негодовать, нездоровится, несдобровать, неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый |
Ниже представлен разбор написания НЕ с разными частями речи. Если будет соблюдаться хотя бы ОДНО правило, которое указывает на раздельное написание, слово будет писаться раздельно.
НЕ с существительнымиСЛИТНОНачнем с разбора существительных. Почему мы будем писать существительные слитно с НЕ?
Если мы можем подобрать синоним* без НЕ, то слово пишется слитно:
Несчастье (беда) , недруг (враг) |
Со слитным написанием разобрались. А когда мы будем писать существительные с НЕ раздельно?
1 случай.Мы будем писать существительное с НЕ раздельно, если в предложении есть противопоставление.
Что же такое противопоставление? Мы берем два предмета, схожих по какому-то признаку, однако один из них проявляет этот признак сильнее, чем второй.
Возьмем яблоко и грушу. Это фрукты, они сладкие, однако груша слаще. Составим предложение с союзом А и с частицей НЕ:
Слаще не яблоко, а груша. |
Какую ловушку подготовили составители тестов с союзом А? Составители тестов могут приводить предложение с союзом А, но БЕЗ противопоставления. Мы можем не вникнуть в смысл, увидеть союз А, радостно внести это предложение в ответ и потерять драгоценный балл. Рассмотрим два примера: Саша был мне не другом, а врагом. В первом примере у нас действительно есть противопоставление, а во втором мы видим сложное предложение, где союз А соединяет его части, а не противопоставляет существительные. |
Порой в предложениях с противопоставлением может отсутствовать союз А.
Явно не уверенность была залогом его успеха. Он был богат. |
Герой добился успеха благодаря деньгам, а не уверенности
2 случай.В вопросительных предложениях мы будем писать существительные с НЕ раздельно, если мы подчеркиваем отрицание. Сравните смысл двух предложений:
Не друг ли он Наташе? Был ли герой Наташе недругом? |
В первом мы делаем акцент на том, что человек может быть другом Свете, во втором же мы уточняем, был ли герой врагом Наташе или нет.
НЕ с ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИСЛИТНОПереходим к прилагательным. Что за правила у нас тут?
1 случай.Если можем подобрать синоним без НЕ, то пишем слитно:
некрасивый (уродливый), невысокий (низкий), невкусный (гадкий) |
Если перед НЕ будут следующие наречия меры и степени, пишем НЕ с прилагательным слитно:
совсем, абсолютно, более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, очень, полностью, почти, слишком, совершенно, чрезвычайно, довольно, вполне |
Противопоставление с “НО” — случай, когда нужно писать прилагательные с НЕ слитно (не путайте с А)
Торт был невыразительным, но безумно вкусным. |
А какие правила запрещают нам писать прилагательные с НЕ раздельно?
1 случай.Противопоставление с А требует раздельного написания прилагательного с НЕ, если однородные прилагательные являются антонимами*.
После произнесения заклинания она стала не красивой принцессей, а уродливой старухой. |
Если мы усиливаем отрицание с помощью слов НИКОМУ, НИЧЕМ, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО, ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ, ВОВСЕ, НИКАКОЙ, НИКУДА, ЕЩЕ, нужно писать прилагательные раздельно.
Как вода поможет запомнить слова, усиливающие отрицания? Запомним эти усиления с помощью слова “ВОДНЫЕ”: В — вовсеО — отнюдьД — далекоН — никакой, никому, ничуть, нисколько, никуда, ничем (сколько букв в слове “ВОДНЫЙ”, столько же и слов на НИ)ЫЕ — ещё |
Воин испугался вовсе не смертельной раны.Эльза была далеко не трусливой: она одна пыталась преодолеть бушующий океан. |
Если прилагательное описывает цвет, вкус, материал и так далее, оно не может иметь синоним без НЕ.
Если мы говорим, что стол не деревянный, мы не можем однозначно определить, каким же он является. Именно поэтому такие слова пишутся с НЕ раздельно.
Таким образом, относительные прилагательные будут писаться с НЕ раздельно.
Не забываем, что к относительным прилагательные относятся слова, которые указывают на отношение одного предмета к другому. Подробнее в статье про прилагательные.
Чай был не сладким. Не голубое небо нависло над нами. Купи, пожалуйста, краску, не золотую. |
Если прилагательное имеет сравнительную степень, то мы пишем его с НЕ раздельно.
не лучше, не смелее, не ярче |
5 случай.
Как и с существительными, если прилагательное находится в вопросительном предложении и отрицание подчеркнуто, то это слово пишем с НЕ раздельно.
Не красивая ли она? Казалась ли она тебе некрасивой? |
Если краткое прилагательное выполняет роль сказуемого, то мы пишем слово с НЕ раздельно.
Она была не рада услышать эту новость. Прости, я был не прав. |
Краткие прилагательные будут писаться так же, как и полные прилагательные:
Торт был невыразителен, но безумно вкусен. Рана была вовсе не смертельна. |
Категория состояния — это особая часть речи, похожая на наречие и на краткое прилагательное среднего рода. Эти слова обозначают состояние природы, человека, животных, окружающей среды.
Категория состояния выступает в роли главного члена в безличном* предложении.
С НЕ категория состояния будет писаться РАЗДЕЛЬНО.
В этой комнате не тесно и не жарко, давай поставим кровать здесь. Как-то не весело. |
Числительные с НЕ пишутся всегда РАЗДЕЛЬНО.
Я выступал не вторым. Для выполнения нужно не четыре человека, нужно больше. |
С неопределенными и отрицательными местоимениями пишем НЕ слитно. Обычно на НЕ в таких словах будет падать ударение.
Неопределенные местоимения нужны для указывания на неизвестную, неточную информацию.
некто, нечто, несколько, некоторый, некий |
Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета, признака, количества.
нечего, некого |
С остальными местоимениями пишется раздельно.
не она, не тот |
Так же пишем в три слова подобные местоимения:
не у кого, не с чего |
Если есть приставка НЕДО в значении “недостаток чего-то”, пишем слово с НЕ слитно:
недосыпать (иметь недостаток сна), недоедать (голодать) |
А какая ловушка поджидает нас в словах с НЕ ДО? Есть слова, где НЕ ДО будет писаться раздельно. Нужно увидеть разницу в следующих двух группах слов: не довезти до работыне доплатить чаевыми (не заплатить дополнительно)не договорить (не закончить разговор) И недовезти товара (привезти меньше товара, чем нужно)недоплатить за работу (не заплатить норму)недоговорить (не сказать правды) Первая группа означает не довести действие до конца, а вторая связана с невыполнением нормы, недостатком. Внимательно читайте предложения, помните, что слитное написание НЕДО связано с НЕ НОРМОЙ. |
В остальных случаях раздельно.
Я не хочу есть. Не сделав работу до конца, он лег спать. |
Если у причастия нет зависимых слов (слова, к которым можно задать вопрос от причастия), мы пишем слово с НЕ слитно.
На сковородке лежала нежареная картошка. Я зашел в комнату с незастеленной кроватью. |
Если есть наречия меры и степени (о них мы говорили в пункте про прилагательные), пишем с НЕ слитно.
совсем, абсолютно, более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, очень, полностью, почти, слишком, совершенно, чрезвычайно, довольно, вполне |
Например, “полностью нераскрывшийся”.
3 случай.Правило про противопоставление и А, все уже нам известно:
не восхищающийся, а ужасающийся |
Если же зависимые слова есть, то пишем причастие и НЕ раздельно:
На сковородке лежала давно не жареная картошка. Я зашел в комнату с вовремя не застеленной кроватью. |
Всегда раздельно, все просто!
книга не написана |
С наречиями все просто, потому что, если я скажу ОЕЕЕ, весь зал должен кричать: “СЛИТНО С НЕ”.
Другими словами, если наречие кончается на -О, -Е, пишем слово слитно с НЕ:
недалеко, неумно, неблизко, неблестяще |
Если наречие отрицательное (указывает на отсутствие информации, ресурсов, возможности и т.д.), пишем его с НЕ слитно. Обычно в таких случаях ударение будет падать на НЕ:
Мне некогда. Остановиться было негде: везде припаркованы машины. Помощи было ждать неоткуда. Пойти мне некуда! Некто проник на территорию завода. Нечто бродит по космической станции. |
С наречиями, не заканчивающимися на -О, -Е, НЕ будет писаться раздельно:
не повсюду, не всегда |
С пояснительными словами вовсе не, ничуть не, далеко не, отнюдь не наречия пишутся раздельно. Подобное мы учили для прилагательных, поэтому просто фиксируем, что такое правило встречается и тут:
вовсе не вкусно, далеко не классно |
Наше любимое правило про противопоставление с А работает и для наречий. Пишем НЕ раздельно.
София делала работу не быстро, а вяло. |
Следующие правила комфортнее всего будет показать в таблице:
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО | |
Союз | Несмотря на то что (хотя) | Сочинительные союзы: не то… не то |
Частица | Неужели | Остальные частицы |
Предлог | Производные* предлоги: несмотря на, невзирая на (вопреки) | Остальные предлоги:не из, не под, не над |
Выбор между НИ и НЕ может пугать нас. Как же мы будем отличать НИ от НЕ?
1 случай.НИ усиливает отрицание:
На лугу не было НИ травинки: все уничтожил огонь. |
Нужно показать абсолютно пустое безжизненное поле, для этого используем НИ.
2 случай.Существуют устойчивые сочетания и обороты с НИ:
ни с места, ни шагу назад, ни словакуда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало |
Есть двойные сочетания с НИ, где противопоставлены два разных понятия:
ни жив ни мёртв, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять |
В придаточных* предложениях НИ усиливает утвердительный смысл сказуемого:
Куда ни глянь, везде море. Как ни ешь, не насытишься. |
Мы смотрим и видим везде море. Если бы здесь использовалось НЕ, то мы бы никуда не смотрели.
5 случай.Ни входит в состав отрицательных местоимений. Ударение на НИ не падает:
Никто мне не поможет. Ничто не вечно. Ничего не изменить. Никуда не деться. Появилась ниоткуда. Никак не сделать. Нисколько не должен. |
Для еще большего понимания разницы двух частиц сравните два столбца:
НЕ | НИ |
не раз (много раз) | ни разу (никогда) |
не одни (много) | ни одно (никто) |
немало (много) | нимало (нисколько) |
Синонимы — слова, имеющие схожий смысл, но отличающиеся написанием: холодный — ледяной — прохладный
Антонимы — слова, противопоставленные по значению: горячий — холодный.
Безличное предложение — предложение, в котором отсутствует подлежащее, лицо, выполняющее действие: На улице темно.
Производные предлоги — предлоги, образованные из других частей речи: вследствие, благодаря, в отношении.
Фактчек- Между НЕ и НИ есть разница: НИ усиливает отрицание и утверждение, НЕ используется только для отрицания.
- НЕ может писаться как слитно, так и раздельно. Если слово без НЕ не употребляется, то мы будем писать его слитно.
- Также если в предложении есть противопоставление (может быть представлено с союзом А), то слово будем писать раздельно.
- Краткие причастия, глаголы (кроме недо), деепричастия, категория состояния, числительные всегда пишутся с НЕ раздельно.
Задание 1.
Определите предложение(я), в котором(ых) НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Выберите номер(а) предложения(ий).
- (НЕ)ДОЖДАВШИЙСЯ звонка Петя решил, что нужно ехать.
- Люди, (НЕ)ЧИТАВШИЕ эту книгу, не смогут понять характер Печорина.
- Река была (НЕ)широкой и мелкой.
Задание 2.
Определите предложение(я), в котором(ых) НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Выберите номер(а) предложения(ий).
- Леди зашла в еще (НЕ)ОСВЕЩЕННЫЙ холл гостиницы.
- Строительство особняка было (НЕ)СЛОЖНОЙ задачей, а трудным испытанием оказалось лишь возведение сада.
- Марго (НЕ)ДОСТАВАЛА до полки с печеньем.
Задание 3.
Определите предложение(я), в котором(ых) НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Выберите номер(а) предложения(ий).
- (НЕ)СЛЫША визга тормозов, парень не узнал об опасности.
- Войско могло легко прятаться в (НЕ)ПРОХОДИМЫХ лесах и болотах.
- (НЕ)КОГО было спросить, как пройти в ресторан на крыше.
Задание 4.
Определите предложение(я), в котором(ых) НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Выберите номер(а) предложения(ий).
- Никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ, кот пробрался на кухню за селедкой.
- (НЕ)ПОНЯТНОЕ поведение озадачило всех ученых.
- Я не мог взяться за НЕ(НАВИСТНЫЕ) дела.
Задание 5.
Определите, где нужно писать НИ, а где НЕ. Выберите номер(а) предложения(ий), где все слова будут писаться одинаково.
- После этой новости папа стоял передо мной (Н_)ЖИВ, (Н_)МЕРТВ.
- (Н_)КАК (Н_)МОГУ помочь, извини меня.
- Я (Н_)ВЫУЧИЛ (Н_)ПЯТЫЙ, (Н_)ШЕСТОЙ параграф.
- Как (Н_)КРУТИ, сделать этот шаг по-другому (Н_)ЛЬЗЯ.
Ответ: 1 — 3; 2 — 2; 3 — 1; 4 — 2, 3; 5 — 1.
Когда пишется «не», а когда — «ни»? | Обучение
Немного теории. Чаще всего выбор между «не» и «ни» зависит от смысла фразы: «не» — отрицает, «ни» — усиливает. Давайте осмыслим.
Начнём с самых простых примеров отрицаний:
Я пришёл не один (а с товарищем).
Не раз я приходил (а пять раз).
В свою очередь, усиление выглядит следующим образом:
Ни один не пришёл (совсем никто).
На пляже ни души (совсем никого).
Также отрицание можно выразить с помощью союзов «не то чтобы не»; «если не, то»; «не только, но и»; «не то, не то». В данных конструкциях следует употреблять только
Теперь отметим устойчивые формы с «ни»:
- ни дать ни взять;
- откуда ни возьмись;
- во что бы то ни стало;
- ни с того ни с сего;
- как бы там ни было.
Именно с «не» употребляются следующие наречия: пока, едва, только.
«Ни» встречается в похожих друг на друга конструкциях: где бы ни, что бы ни, какой бы ни, сколько бы ни.
И снова вернёмся к отрицанию. Рассмотрим двойное отрицание. Смысл у него получается противоположный:
Не мог не посмотреть — значит посмотрел.
Не смог не взять — значит взял.
Применяем в данных случаях только «не».
Если предполагаемое «не» или «ни» в предложении (например, «не увидел ни луны, ни звёзд») заменяет собой союз «и», соединяющий однородные члены, то мы пишем «ни».
Чтобы убедиться в этом, разберём два похожих друг на друга примера:
«Где я только не был!»
«Где я ни был, везде хорошо».
Почему в первом случае пишется «не», а во втором — «ни»? В простых предложениях с восклицанием или «вопрошанием» надо писать «не», а в придаточном предложении — «ни».
В данной ситуации правильность выбора между «не» и «ни» можно легко проверить: если частицу убрать и смысл предложения не потеряется — надо писать «ни»; если потеряется или изменится — «не». «Где я только был» — предложение не имеет смысла. «Где я был, везде хорошо» — смысл остался прежним.
Рассмотрим случай, в котором выбор между «не» и «ни» зависит непосредственно от ударения. Например, нЕкто, но никтО; нЕ у кого, но ни у когО, т. е. выбор правильности написания частицы вновь зависит от смысла. Но в данной позиции попадаются и исключения: сложно будет определиться, к примеру, с правильностью написания наречия «немало/нимало».
Рассмотрим с ним пару примеров.
«Немало воды утекло» и «Нимало не испугался».
Здесь можно применить уже использованное выше правило правописания «изменения смысла при отсутствии конструкции». Если из предложений убрать именно «не» и «ни», то получится: мало воды утекло (полностью меняется смысл фразы) и мало не испугался (получается неверный набор слов, но в общем смысл текста не меняется — чуть не испугался).
Но есть и более простой вариант: «немало» — значит много, а «нимало» — значит совсем. В первом случае факт отрицаем, во втором — усиливаем. И снова делаем вывод, что выбор правильности написания «не» или «ни» зависит от смысла. Думаю, примеры наглядно это подчеркнули. Фото: YayMicro/songbird839, PressFoto.ru
Запоминайте примеры, ловите смысл слов и пишите грамотно! Любите русский язык!
Теги: правописание, русский язык, грамотность, правила русского языка, смысл слов, смысл текста
Если это не в письменной форме, этого не произошло
Представляя родителей, которым нужна защита их ребенка в местной государственной школе, я узнал то, что большинство родителей хотели бы знать:
Школы избегают излагать вещи в письменной форме.Родители каждый день рассказывают мне, что им сказал учитель или директор. Иногда то, что я слышу, шокирует. Часто я слышу что-то, что не соответствует требованиям закона. Но когда приходит время это доказывать, это становится матчем «он сказал — она сказала», который редко заканчивается хорошо для родителей. В течение многих лет я обучал родителей тому, как документировать то, что им говорят школьные чиновники. Я всегда призываю родителей к начать общение по электронной почте . Это значительно увеличивает вероятность того, что администрация школы ответит письменно.
Иногда сотрудники школы звонят родителям, останавливают их в школьном коридоре или даже болтают с ними в очереди после школы. Если это вообще возможно, я рекомендую родителям попытаться завершить разговор дружелюбно и вежливо и сообщить школьному чиновнику, что им нужно идти на следующую встречу.
Возможно, разговор можно будет продолжить по электронной почте позже в тот же день? Эта стратегия отлично работает. Но иногда учитель или заместитель директора может настаивать на важном, но импровизированном разговоре. В этом случае я рекомендую родителям отправить электронное письмо с подтверждением этому сотруднику школы позже в тот же день. Очень разумно отправить учителю вашего ребенка электронное письмо с сообщением о том, как вы благодарны ему за предоставление этой информации ранее в тот же день. Часто важную информацию необходимо передать супругу, и родитель хочет убедиться во всем, что было сказано в предыдущем личном разговоре.
Я рекомендую своим клиентам уточнять по электронной почте, что сотрудник школы сказал ранее, а затем просить этого сотрудника ответить, если какая-либо информация была неточной или забытой. Во многих случаях это приводит либо к согласию с описанием беседы, либо к полезному разъяснению. Позже этот тип обмена или даже электронное письмо, на которое сотрудник школы никогда не отвечал, может быть использован для демонстрации того, что было сказано. Трудно оспорить этот тип документации, если она была согласована или не исправлена.
Просто помните, что если это не записано, значит, этого не было. Джордж Шейк, партнер Duffee + Eitzen, L.L.P., занимается юридической практикой в районе Далласа/Форт-Уэрта после окончания юридического факультета Южного методистского университета им. Дедмана. Он практикует семейное право и право специального образования. Джордж получил степень бакалавра по английской литературе и бизнесу в Городском университете Нью-Йорка. Джордж получил степень магистра школьной психологии в Университете Северного Техаса и получил лицензию на занятие школьной психологией.
Он работал непосредственно с семьями в течение нескольких лет, оценивая детей и помогая родителям и школам создавать образовательные программы для этих детей. Джордж разработал специальность по СДВГ и аутизму и участвовал в бесчисленных собраниях по специальному образованию, собраниях по дисциплине и конференциях для учителей. Он занимал административные должности в нескольких местных государственных школах. Он написал правила и обучил школьный персонал соблюдению федеральных правил и правил штата по обслуживанию детей с особыми потребностями. Джордж работает от имени людей с ограниченными возможностями в течение двадцати пяти лет и обучает специалистов в районе Далласа в течение пятнадцати лет. Работа Джорджа в области семейного права часто связана с семьями с детьми-инвалидами. С ним можно связаться по адресу [email protected]
ChatGPT прекратит изучение английского языка в старших классах
Технологии
Я преподаю английский язык уже 12 лет и поражен тем, что может предложить ChatGPT.
Дэниел Херман Эрик Картер / The Atlantic
Atlantic , с понедельника по пятницу. Зарегистрируйтесь здесь.
Подростки всегда находили способы обойти тяжелую работу по обучению. CliffsNotes восходит к 1950-м годам, «No Fear Shakespeare» переводит драматурга на современный английский язык, YouTube предлагает литературный анализ и исторические объяснения от многочисленных любителей и профессионалов и так далее.
Теперь это может измениться. Появление ChatGPT от OpenAI, программы, которая генерирует сложный текст в ответ на любую подсказку, которую вы только можете себе представить, может означать конец написания заданий в целом — и, возможно, даже конец письма как привратника, метрики интеллекта, обучаемого навыка.
Если вы ищете исторические аналогии, это будет похоже на то, как у печатного станка, паровой дрели и лампочки родился ребенок, и этот ребенок получил доступ ко всему корпусу человеческих знаний и понимания. Моя жизнь — и жизнь тысяч других учителей и профессоров, репетиторов и администраторов — вот-вот коренным образом изменится.
Я преподаю различные гуманитарные предметы (литература, философия, религия, история) в небольшой независимой средней школе в районе залива Сан-Франциско.
В моих классах обычно около 15 студентов в возрасте от 16 до 18 лет. В этом семестре мне посчастливилось обучать таких писателей, как Джеймс Болдуин, Глория Анзалдуа, Герман Мелвилл, Мохсин Хамид, Вирджиния Хелд. Я признаю, что это привилегия иметь относительно небольшие классы, которые вообще могут изучать такой материал. Но в конце концов, дети всегда остаются детьми. Я уверен, вы будете совершенно потрясены, узнав, что не все подростки на самом деле так заинтересованы в том, чтобы их разум загорелся радикальными идеями Анзалдуа о преодолении бинарности или метафизикой Измаила в 9.0021 Моби Дик .Этим студентам я всегда говорил: вы можете не интересоваться поэзией или обществоведением, но независимо от того, что вы в конечном итоге сделаете в своей жизни, базовые навыки письма являются абсолютно необходимым навыком — будь то для поступления в колледж, написать сопроводительное письмо при приеме на работу или просто написать электронное письмо своему начальнику.
Я также давно считаю, для тех, кто заинтересован в писательстве, что вам нужно изучить основные правила хорошего письма, прежде чем вы сможете начать их нарушать, что, подобно Пикассо, вы должны научиться надежно выполнять ожидания аудитории, прежде чем вы начнете затыкать глаза людям в уши и тому подобное.
Я больше не знаю, правда ли что-то из этого. Для меня больше не очевидно, что моим подросткам на самом деле нужно развивать этот базовый навык, или если логика все еще верна, основы необходимы для экспериментов.
Позвольте мне быть откровенным (с извинениями перед всеми моими нынешними и бывшими студентами): То, что GPT может дать прямо сейчас, лучше, чем подавляющее большинство текстов, которые видел ваш средний учитель или профессор. За последние несколько дней я дал ему несколько разных подсказок. И даже если результаты бота не вызывают у вас мурашек по коже, они более чем адекватно справляются с поставленной задачей.
Я имею в виду, взгляните на это: я попросил программу написать мне шутливое, сложное, эмоциональное эссе из 600 слов для поступления в колледж о том, как мой опыт работы волонтером в местной организации SPCA подготовил меня к академической строгости Стэнфорда. Вот выдержка из его ответа:
Помимо уборки у меня также была возможность общаться с животными. Меня поразила трансформация, которую я увидела в некоторых домашних животных, которыми пренебрегали или подвергали жестокому обращению. Благодаря терпению и заботе они превратились в игривых и ласковых компаньонов, готовых дарить и получать любовь. Я также смогла своими глазами увидеть процесс выбора подходящего питомца для подходящей семьи. Хотя было горько видеть, как некоторые животные покидают приют, я знала, что они идут в любящий дом, и это было для них лучше всего.
Ему также удалось составить убедительное «дружественное» сопроводительное письмо из 400 слов для заявки на должность менеджера в Starbucks. Но самое потрясающее из всего, на личном уровне: это быстро справилось с заданием, которое я всегда считал абсолютно «неподдающимся взлому». В январе мои младшие студенты, изучающие английский язык, начнут писать независимую исследовательскую работу объемом от 12 до 18 страниц о двух великих литературных произведениях по своему выбору — традиция в нашей школе. Их цель — поместить тексты в разговор друг с другом и найти нить, которая их связывает. Некоторым учащимся будет сложно найти способ собрать их вместе. Мы тратим два месяца на бумагу, собирая ее по кусочкам.
Я скормил GPT несколько пар, с которыми студенты работали в последние годы: Возлюбленный и Гамлет , Рассказ служанки и Притча о сеятеле , Гомер Одиссея и Данте 9002 Инферно . ТШП соединила их мгновенно, легко, сверхъестественно: память , вина, месть, справедливость, индивидуальное против коллективного, свобода выбора, общественное угнетение. Технология не выходит далеко за пределы поверхности и не интегрирует цитаты из оригинальных текстов, но представленные идеи были точны — более чем достаточно, чтобы любой студент начал работать без особых усилий.
Дальше. Вчера вечером я получил черновик эссе от студента. Я передал его ботам OpenAI. «Можете ли вы исправить это эссе и сделать его лучше?» Оказывается, мог. Он сохранил слова ученика нетронутыми, но использовал их более изящно; он убрал беспорядок, чтобы идеи могли просвечиваться. Это было похоже на волшебство.
Я преподаю около 12 лет: сначала в качестве ассистента в аспирантуре, затем в качестве адъюнкт-профессора в различных государственных и частных университетах и, наконец, в старшей школе. По моему опыту, американских старшеклассников можно условно разделить на три категории. Нижняя группа учится осваивать грамматические правила, пунктуацию, базовое понимание и разборчивость. Средняя группа в основном имеет этот материал и работает над аргументацией и организацией — упорядочивание предложений в абзацах и абзацах в эссе. Затем есть третья группа, которая может позволить себе роскошь сосредоточиться на таких вещах, как тон, ритм, разнообразие, мелодичность.
Независимо от того, пишет ли кто-то эссе из пяти абзацев или книгу на 500 страниц, они являются строительными блоками не только хорошего письма, но и письма как инструмента, как средства эффективной и действенной передачи информации. А поскольку обучение письму — это повторяющийся процесс, учащиеся тратят бессчетное количество часов на отработку навыков в начальной, средней и старшей школе, а затем, наконец (как подтвердят тысячи малооплачиваемых помощников, обучающих первокурсников) в колледже. Многие ученики (как подтвердят те же помощники) остаются в нижней группе, несмотря на усилия их учителей; большинство остальных находят некоторое неустойчивое равновесие во второй категории.
Работа с этими учениками составляет большую часть работы каждого учителя английского языка. Он также поддерживает кустарную индустрию профессионального развития, торговые марки, запрятанные в аббревиатурах (ICE! PIE! EDIT! MEAT!), и частных репетиторов по письму, берущих более 100 долларов в час. Итак, для тех наблюдателей, которые говорят: Что ж, хорошо, все эти вещи давно пора изменить — «это приведет к столь необходимой реформе образования», — сказал мне мой бывший коллега, — это увольнение избавляет от тяжелых потерь, связанных с этой внезапной трансформацией. собирается заняться образованием, раскинув свои многочисленные щупальца (стандартизированное тестирование, допуск, образовательное программное обеспечение и т. д.).
Возможно, есть поводы для оптимизма, если отбросить все это в сторону. Может быть, теперь каждый студент сразу попадет в эту третью категорию: зачатки письма будут считаться данностью, и каждый студент будет иметь прямой доступ к более тонким аспектам предприятия. Все, что в них неподражаемо, можно сделать заметным, освободив от хлопотной механики соединения запятых, разногласий между подлежащим и глаголом и оборванных модификаторов.
Но опять же, большинство студентов не считают письмо достойным навыком, который стоит развивать — так же, как я, сидя с чашкой кофе и книгой, перечитывая Моби-Дик , не считаю целесообразным учиться, скажем, видеомонтажу. Они не заинтересованы в изучении нюансов тона и ритма; они всегда будут закатывать глаза, когда я пытаюсь передать тонкую разницу между использованием запятых, скобок или (на выбор знатока) длинного тире при написании аппозитивной фразы.
Вот почему мне интересно, может быть, это конец использования письма в качестве эталона способностей и интеллекта. Ведь что такое сопроводительное письмо? Его основная цель не в том, чтобы сообщить «я уже знаю, как выполнять эту работу» (потому что, конечно, я не знаю), а в том, чтобы «я компетентен и заслуживаю доверия и могу ясно объяснить вам, почему я был бы хорошим кандидатом на эту работу». работа.» Что такое письменный экзамен? Его основным сигналом является не «я запомнил кучу информации», а скорее «я могу ясно выразить эту информацию в письменной форме». Многие учителя отреагировали на ChatGPT, придумав, как теперь давать письменные задания — может быть, их следует выписывать от руки или давать только в классе, — но мне это кажется недальновидным. Вопрос не в том, «Как мы это обойдем?» а скорее «Стоит ли это делать?»
Я считаю, что моя самая важная задача как учителя состоит в том, чтобы помочь моим ученикам мыслить критически, уважительно выражать несогласие, рассуждать осторожно и гибко, а также понимать свой разум и окружающий мир. Нетрадиционное, импровизационное, экспрессивное, метакогнитивное письмо может быть необычным средством для этих вещей. Но если большая часть современной педагогики письма направлена на то, чтобы помочь учащимся освоить основы, что произойдет, если компьютер сделает это за нас? Является ли этот момент больше похожим на изобретение калькулятора, избавившего меня от утомительного деления в длинных числах, или на изобретение пианино, лишающего нас того, что можно передать только через человеческие эмоции?
Возможно, момент, когда я почувствовал, что больше всего застрял между этими двумя мыслями, был, когда я задал GPT вопрос из экзамена, который я сдаю по курсу восточной философии, вопрос, на который я никогда не думал, что студент может получить помощь со стороны, чтобы ответить: «Объясните буддийская идея мадхьямаки о том, что все явления не имеют собственного существования, используя забавный конкретный пример».
ChatGPT ответил, как всегда, мгновенно:
Идею буддизма мадхьямаки о том, что все явления не имеют собственного существования, можно проиллюстрировать забавным примером: скажем, у вас есть домашний хомяк.