Неформальный лидер это лидер: Неформальный лидер: что это, роль, типы, как становятся, примеры

Неформальный лидер — Психологос

 

Фильм «Список Шиндлера»

Неформальный лидер — тот, кто в силу разнообразных причин имеет большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности. Три основных стиля лидерства: Силовик, Тактик, Мотиватор.

Как правило, это тот человек, c которым окружающие хотят быть рядом. Хотят быть рядом не в силу договоренностей, служебной иерархии и тому подобных обстоятельств, а благодаря его качествам, привлекательности. Неформальному лидерству можно научиться, но к этому навыку стоит относиться так же, как к навыку вождения спортивным автомобилем: можно умело на большой скорости рассекать дороги и ставить рекорды, а можно в пылу азарта и докататься до неприятностей. Часто социальная адекватность и неформальное лидерство вещи не совместимые. С одной стороны, навык неформального лидерства тяжело выключается. С другой стороны, неформальный лидер может быть отвергнут социумом, если не примет специальных мер. Один из элементов адекватного лидерства — это самоконтроль.

 

Обаяние — одна из важнейших черт неформального лидера. Неформальный лидер должен уметь нравиться. Но уметь нравиться — это не означает, что он ставит перед собой цель — понравиться. Уметь нравиться — это инструмент, который может использовать неформальный лидер — средство, но никак не цель.

Неформальное лидерство прочно связано с позитивом. Очень важно уметь выдавать позитив свободно — не заискивая и не доминируя. Людям нравятся сильные и позитивные личности.

Сценарии проявления неформального лидерства

Вот некоторые типичные сценарии проявления неформального лидерства:

  1. Оно возникает ситуативно: каждый человек может стать лидером, причем разного типа, при благоприятных обстоятельствах.
  2. Неформальные лидеры могут естественным путем сменяться при появлении новых людей в коллективе. Или при смене основного лидера — то есть начальника.
  3. В принципе в коллективе могут быть несколько таких лидеров, которые неплохо сосуществуют друг с другом. Бывают случаи, когда все члены команды выполняют роль того или иного типа лидерства и работают весьма и весьма эффективно.
  4. Есть неформальные лидеры, которые страстно желают стать формальными. Такому человеку нельзя предлагать вторую роль, это его никак не устроит. Он предпочтет остаться «серым кардиналом», если ему все-таки нравится манипулировать людьми исподтишка, либо может превратиться в антилидера, что чревато кризисом. Если неформальный лидер уходит из группы, то в ней всегда начинаются брожения, которые длятся не день и не два, и нужно длительное время, чтобы в коллективе снова появился такой человек. Поэтому хороший руководитель всегда должен уметь вычленять неформальных лидеров, общаться сними, делегировать им свои полномочия и, самое главное, уметь их поощрять и мотивировать.

Все зависит от того, нужно ли человеку быть главным. Часто лидером быть небезопасно: это значит быть в эпицентре внимания, рисковать, отказываться от определенных потребностей. Но сейчас лидерство — один из самых ярких признаков социальной значимости. Это слава, внимание, лучшие куски. Поэтому многие проходят тренинги лидерства, не подозревая, что там их ожидает стресс, если они не рождены быть главными. Другое дело, бывает, что у некоторых лидерские способности проявляются ярче. И в этом случае возникает тот самый феномен неформального лидерства в рабочем коллективе. Неформальные лидеры, как и формальные, бывают разных типов.

Дело в том, что каждому человеку хочется влиять на ситуацию. И он делает это с помощью тех средств, которыми владеет лучше всего. Иногда люди осознают, каким потенциалом они владеют, иногда — нет. Но картина в группе от этого не меняется.

Типы неформальных лидеров

Неформальные лидеры бывают разных типов. Это может быть Светлая личность, Дельный человек, Глава оппозиции, Серый кардинал…

Неформальный лидер должен играть в коллективе разные роли – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Сотрудники одной и той же компании по-разному понимают роль неформального лидера в организации. Социальные представления о таком человеке варьируются в зависимости от пола и занимаемой должности, пришли к выводу в ходе исследования Людмила Почебут и Елена Газогареева. Результаты исследования опубликованы в журнале НИУ ВШЭ «Организационная Психология».

Неформальный лидер – персона в коллективе, которая имеет большое влияние вне зависимости от занимаемой должности. Несомненно, это человек с определенными лидерскими качествами. В научной литературе можно найти много информации, описывающий феномен лидерства. Но при этом уделено недостаточно внимания социальным представлениям в отношении личности лидера.

Исследователи из СПбГУ решили выяснить, что понимают под неформальным лидерством разные категории сотрудников – руководители и подчиненные, женщины и мужчины. Для этого был проведен опрос сотрудников сети магазинов, торгующих товарами для ремонта и строительства. Возраст респондентов варьировался от 22 до 56 лет, из них – 30 женщин и 30 мужчин. При этом половина респондентов – руководители с высшим образованием, половина – рядовые сотрудники со средним или высшим образованием.

Выяснилось, что такое качество, как уверенность в себе – важная черта неформального лидера в представлениях всех категорий работников. Масштаб значимости остальных качеств оказался зависимым от пола и должности, следует из статьи «Социальные представления о неформальном лидерстве в организации».

Сила уверенности

В ходе исследования респондентам предлагалось перечислить качества личности лидера и оценить каждое из них по семибалльной шкале. В результате опроса ученые получили более 200 качеств, которые с помощью привлеченных экспертов – пяти профессиональных психологов – были объединены в категории по смыслу. Получилось несколько категорий лидерских качеств: уверенность в себе, коммуникативность, ответственность, интеллект, харизма, организаторские способности, эмпатия (понимание эмоционального состояния другого), забота о людях, самоконтроль, влиятельность.

В результате анализа оценок респондентов исследователи выделили ядро и периферийные социальные представления. Ядром оказалось такое лидерское качество, как уверенность в себе. При оценке важности этого качества, как отметили авторы, наблюдается наибольшая согласованность сотрудников.

В числе периферийных элементов социальных представлений о неформальном лидерстве – коммуникативные и организаторские способности, ораторское мастерство, интеллект, а также целеустремленность.

Мишень для агрессии и защитник интересов

Руководители и подчиненные по-разному представляют себе личность неформального лидера и его роль в коллективе.

Так для руководителей наиболее важны ответственность и самоконтроль. Организаторские способности и влиятельность оценены ими как менее значимые.

Подчиненные в своих представлениях, наоборот, наделяют неформального лидера организаторскими способностями.

Вероятно, начальники, по мнению исследователей, высоко оценивают ответственность и самоконтроль, ориентируясь на собственный опыт и понимание роли руководителя. Организаторские способности в их глазах могут быть не столь значимыми, поскольку организационными вопросами должен заниматься официальный руководитель.

Отдельно респондентам предлагалось оценить, какие, по их мнению, функции должен выполнять неформальный лидер в группе. Выяснилось, что подчиненные ожидают от лидера выполнения функций организатора, специалиста, эрудита, эталона (примера для подражания), представителя группы во внешней среде, политика, обеспечивающего максимальную групповую сплоченность.

Однако у руководителей иное представление. Задача неформального лидера, по их мнению, заключается в обеспечении функции генератора настроения и мишени для агрессии. «Они считают, что лидер должен переориентировать агрессию членов группы с руководителя на себя. Таким образом, неформальные лидеры, с точки зрения руководителей, должны следить за эмоциональным настроем группы и при необходимости служить объектом для разрядки эмоционального напряжения», – отметили авторы исследования.

Значимое отличие во взглядах на роль лидера между руководителями и подчиненными заключается в оценке стиля лидерства. По мнению руководителей, лидер должен быть либеральным и не вмешиваться в процесс принятия решений. Подчиненные же рассчитывают на демократичность лидера, его способность влиять на управление. Также, в случае возникновения конфликтных ситуаций, подчиненные ждут от лидера защиты их интересов и настойчивости. А руководители, наоборот, хотят видеть в лидере человека, склонного идти на компромиссы.

Эмпатия для женщин, харизма для мужчин

В процессе исследования были выделены значимые различия в представлениях мужчин и женщин о качествах и роли неформального лидера. Так для мужчин в числе качеств личности лидера наиболее важным оказалось наличие харизмы, а для женщин – эмпатия. И если для мужчин важно, чтобы неформальный лидер ставил цели и достигал их, то для женщин более значим эмоциональный контакт с лидером.

Женщины в целом отдают предпочтение экспрессивной роли лидера.

Они ожидают, что лидеры будут вносить в повседневную жизнь группы недостающие окружающим людям теплоту, внимание и формировать психологический климат в группе. В представлениях мужчин лидеры, в первую очередь, должны уметь быстро решать поставленные перед группой задачи.

См. также:

Современные исследования развеивают мифы о лидерстве
Привязанность к начальнику полезна компании
Топ-менеджерам в России не хватает коучинга
Психоанализ поможет бизнесу

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 7 сентября, 2015 г.

Все материалы автора

Менеджмент социальная психология трудовые ресурсы человеческий капитал


Неформальные лидеры: как быть одним может повысить вашу карьеру

«Неформальный лидер» — это модное слово, которое сегодня многие используют на рабочем месте. Сайт Indeed.com определяет это следующим образом: «Неформальное лидерство — это способность человека восприниматься как лидер благодаря его репутации, авторитету и влиянию на рабочем месте. Отдельные лица в организации считают неформальных лидеров достойными подражания или послушания».

Как это воспринимают руководители респираторной службы? Мы попросили их взвеситься.

Позитивное отношение

Джеймс Питтман, BSRT, RRT, менеджер службы сердечно-легочной помощи в медицинском центре Atrium Health Wake Forest Baptist Lexington в Лексингтоне, Кентукки. По его мнению, неформальные лидеры — это высокоэффективные люди, позитивно настроенные, защищающие своих пациентов, разделяющие видение и миссию своей организации и заслужившие доверие своих коллег.

«Терапевт должен быть готов решать проблемы отделения, которые никто другой не хочет делать, быть новаторским в подходе к возникающим препятствиям, быть в состоянии предвидеть, что может понадобиться дальше в любой ситуации, и стать человеком, к которому можно обратиться. в отделе для коллег и формального руководства», — сказал он.

Патти ДеХуилио, MS, RRT, RRT-ACCS, RRT-NPS, соглашается с тем, что неформальные лидеры — это те сотрудники, которые проявляют активность так, как другие часто не делают.

«Неформальный лидер сообщает о проблемах и предлагает обдуманные решения, является положительным образцом для подражания для команды и часто общается с руководством, добровольно участвует в комитетах или обучает команду новым процессам или лекарствам, и рад служить в качестве суперпользователь, когда это необходимо», — сказал клинический директор Центральной больницы DuPage Northwestern Medicine в Уинфилде, штат Иллинойс.

Жакалин Оравек, MPA, RRT, RSSGT, RST, CPFT, менеджер по нейродиагностике Мемориального медицинского центра Конемо в Джонстауне, Пенсильвания, считает, что неформальные лидеры обладают врожденной способностью видеть «общую картину». Они, естественно, оказывают успокаивающее влияние на своих сверстников и имеют хорошие рабочие отношения с врачами, медсестрами и другими поставщиками медицинских услуг.

«Часто неформальный лидер даже не осознает, что он лидер», — сказала она. Вместо этого они любопытны по своей природе, что делает их учащимися на протяжении всей жизни и привлекательными как профессионалы. «Выбор карьеры — это не просто работа, — продолжает Оравец.

Уравновешивание

Сара Уайтсел, директор по респираторным программам в Sabre Healthcare Group, которая управляет рядом домов престарелых в семи штатах, обнаружила, что неформальные лидеры, как правило, делают то, что необходимо, без просьб. Кроме того, они могут справляться с ситуациями без особого руководства и принимать правильные решения.

Но так же, как они могут вести сотрудников в правильном направлении, существует вероятность того, что они могут привести их и в неправильном направлении. «Они терапевты, на которых смотрят другие и моделируют свое поведение», — сказала она. «Этот человек играет жизненно важную роль в отделе, и это важный человек, которого нужно поддерживать в позитивном настрое. Они могут создать или разрушить отдел, поэтому эффективное управление ими является ключевым моментом».

Хотя это может быть балансом для менеджеров, она говорит, что когда все сделано правильно, эти сотрудники могут превратить вашу команду в лучшую команду, о которой только можно мечтать.

Лаура Куинн, MHA, RRT, RRT-ACCS, RRT-NPS, менеджер службы респираторной помощи в Мемориальной системе здравоохранения Сарасоты в Сарасоте, Флорида, говорит, что формирование неформального лидерства среди персонала может быть сложной задачей.

«Равное отношение к равным и отсутствие предпочтения отдельных людей создает командную среду, в которой даже самые слабые звенья чувствуют себя в безопасности, задавая вопросы и развиваясь», — сказала она. «Это может быть сложно, например, со сменными заданиями — размещение самых сильных людей в их любимых подразделениях может обеспечить плавную смену, но это вызывает стагнацию роста, и другие видят неравенство. Назначение более слабого человека на выполнимое, но более сложное задание придает отделу глубину».

Хотя это и не всегда возможно, она считает, что сотрудники могут развивать свои способности к неформальному лидерству, помогая другим в отделе расти в их собственной практике и помогая им приобретать новый опыт. Она вспоминает один случай из своей карьеры, который говорит об этом.

«У меня был неофициальный наставник, который пригласил меня в операционную, когда его попросили добавить оксид азота для случая», — сказала она. «Я был рад узнать что-то новое и быстро стал источником информации для этой процедуры. Без его обмена знаниями у меня не было бы этой возможности, и это помогло команде в долгосрочной перспективе, потому что у другого члена команды были эти знания».

Рена Лалиберте, бакалавр наук, специалист по клиническому обучению и координатор отделения неотложной помощи в больнице Генри Форда в Детройте, штат Мичиган, тоже помнит, каково это быть неформальным лидером.

«Исходя из опыта, работа в качестве неформального лидера заставляет всех обращать на вас внимание как в вашем отделе, так и за его пределами», — сказала она. «Вы быстро становитесь человеком, к которому нужно обратиться, когда кому-то нужна помощь с чем-либо или конкретным проектом. Когда появится вакансия и власть имущие начнут встречаться по поводу потенциальных кандидатов, ваше лицо и имя будут первыми, что придут на ум».

Завоевать уважение

Лора Куинн также считает, что неформальные лидеры могут помочь формальным лидерам, чтобы обеспечить распространение информации.

«Даже самые продуманные сообщения могут быть получены не так, как предполагалось; это в сочетании с изменениями, которые изначально могут не иметь смысла, может вызвать жалобы и негатив», — сказала она. «Сильная сторона неформального лидера заключается в том, чтобы не прыгать на подножку, а более глубоко думать о том, почему могут происходить изменения, и помогать делиться знаниями о более широкой картине».

Чарли Фридеричи, RRT, который в настоящее время работает координатором по безопасности жизни и готовности к чрезвычайным ситуациям в больнице Саратога в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк, говорит, что неформальные лидеры не обязательно должны быть самыми умными людьми в штате, но они должны быть одними из самых уважаемые и часто они также имеют наибольший опыт.

«Они заслужили уважение своих коллег, а также врачей, медсестер и т. д.», — сказал он. «Они готовы отвечать на вопросы, помогать своим коллегам, возможно, помогают наставлять новых терапевтов, и они всегда учатся и совершенствуются».

По словам Джеффри Дэвиса, BS, RRT, FAARC, директора отделения респираторной терапии и функции легких в Медицинском центре Рональда Рейгана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Калифорния, неформальные лидеры — это те сотрудники, которые заработали репутацию в отделении благодаря командной работе и знаниям. , и позитивный настрой.

«Эти люди уже вдохновляют, гибкие, добрые и чуткие», — сказал он. «Неформальное лидерство — это естественная черта, которая, я считаю, является краеугольным камнем лидерства. . . демонстрация этих черт определенно повышает их шансы однажды стать формальным руководителем в моем отделе».

Скотт Черрета, бакалавр медицины, заместитель директора по респираторным заболеваниям Регионального медицинского центра Явапаи в Прескотте, штат Аризона, считает, что неформальным лидером может быть любой.

«Это отношение, а не позиция», — сказал он. «У некоторых людей просто есть «это» и они вдохновляют других с помощью спокойной фасилитации и критического мышления».

Он видел эти качества у всех, от 20-летних новичков до опытных сотрудников, и считает, что менеджеры должны обращать на них внимание, решая, кого продвигать.

«Многие отделы привлекают таланты со стороны для заполнения руководящих должностей, — сказал он. «Я считаю, что ключом к продвижению в отделе должно быть не решение менеджера, а скорее решение команды. Человек, который завоевывает доверие команды в неформальной роли, является естественным лидером, и он часто преуспевает в качестве формального лидера и будет уважаем и принят командой в этой новой роли».

Еще несколько звуковых фрагментов

Мы завершим это еще несколькими звуковыми фрагментами о том, как стать неформальным лидером, извлеченным из информации, предоставленной этими менеджерами —

В большом отделе может показаться трудным выделиться среди коллег, но кажущиеся мелочи действительно имеют значение. Первый день вашей текущей роли — это первое собеседование для вашей следующей. — Лаура Куинн

Однажды я слышал, как оратор называл сотрудников «арендаторами» и «владельцами». Арендаторы принимают работу за чистую монету и не вкладывают в нее деньги. Это средство для достижения цели. Владелец, с другой стороны, берет на себя ответственность за работу и все, что с ней связано. На мой взгляд, лидеры являются владельцами своей карьеры/работы, своего рабочего места и своей организации. — Жакалин Оравек

Коллеги и формальные лидеры замечают неформального лидера, потому что он уже продемонстрировал свои способности к лидерству. Это все равно, что одеваться для работы, которую вы хотите, а не для той, которую вы имеете. В этом случае это похоже на работу, которую вы хотите, а не на ту, которая у вас есть. — Джим Питтман

При открытии любой должности лидера или преподавателя мы ищем тех неформальных лидеров, которые, по нашему мнению, сделали все возможное, и мы уже наблюдали, как они ведут команду в неформальной манере. — Патти ДеХуило

Неформальный лидер может стать формальным лидером, если докажет, что он может моделировать и справляться с трудными ситуациями. Они могут думать не только о себе и мыслить в целом, а не просто «как это на меня влияет?» — Сара Уайтсел

Выяви себя. Будьте профессионалом, вступайте в клубы или комитеты внутри своего учреждения и привлекайте внимание не только к своему имени, но и к своему отделу. Сообщите всем о ценности, которую вы добавляете. — Рена Лалиберте

Стать экстраординарным неформальным лидером

Кто такой неформальный лидер? Думаете ли вы, что лидерами рождаются или становятся, мы все лидеры и можем развивать лидерские качества на протяжении всей карьеры. Нахождение во власти не имеет ничего общего с тем, чтобы быть лидером. Я был неформальным лидером и фактически занимал руководящую должность всего 1-1/2 года из моей 27-летней карьеры в федеральном правительстве.

Почему кто-то решил следовать за мной, если кто-то другой в организации отвечал за управление их работой? Чтобы наилучшим образом ответить на этот вопрос, нам сначала нужно дать определение термину «неформальный лидер».

Неформальный лидер — это человек в организации, к которому стоит прислушаться из-за его предполагаемого опыта и репутации среди коллег. Они влияют на решения других, хотя официально не занимают руководящих постов и не имеют власти над теми, кто решил следовать их примеру.

Со временем я приобрел навыки неформального лидерства, и вы тоже. Неформальное лидерство основано на доверии и влиянии, которые можно развивать с течением времени. Я смог успешно руководить рабочими группами, командами и целевыми группами в масштабах отдела и агентства, не занимая официальной руководящей должности, используя навыки неформального лидерства.

Повысьте свою репутацию

Все начинается с того, что вас считают заслуживающим доверия – по этой причине люди считают, что к вам стоит прислушиваться. Пожалуйста, напишите список слов, которые ассоциируются у вас со словом «заслуживающий доверия».

Серьезно, сделайте это сейчас, прежде чем читать дальше.

Вот некоторые из них, которые приходят мне на ум: точные, аутентичные, ориентированные на решение, нацеленные на результат, заслуживающие доверия, творческие, этичные, инновационные и знающие. Появилось ли какое-либо из этих слов в вашем списке?

Это требует времени, но вы можете завоевать доверие, которое, в свою очередь, подпитывает вашу репутацию, если вы сосредоточитесь на этих пяти основных принципах:

  • Будьте точны. Убедитесь, что ваши электронные письма, заметки, презентации и т. д. не содержат ошибок и основаны на фактах и ​​данных.
  • Будьте искренними и готовыми учиться. Когда вы кажетесь «всезнайкой», вы наверняка потеряете доверие. Никто не знает всего, поэтому в какой-то момент вы обязательно ошибетесь. Если вы представляете себя человеком, который всегда готов учиться (потому что вы знаете, что не все знаете), вы будете ходить с искренностью.
  • Сосредоточьтесь на решении проблем. Неформальные лидеры умеют решать проблемы. Они отлично умеют выявлять проблемы и искать решения для их решения.
  • Продемонстрируйте креативность и инновации. Типичный решатель проблем рассматривает использование существующих ресурсов.
    Креативный и инновационный решатель проблем думает об идеях, концепциях и ресурсах, которых в настоящее время может не быть. Они мыслят нестандартно.
  • Устанавливайте отношения сотрудничества, основанные на доверии. Убедитесь, что вы строите взаимные отношения, которые работают на достижение общей цели. Люди должны верить тому, что вы говорите, и ваши действия должны соответствовать вашему сообщению.

Внедрение пяти основных принципов в вашу повседневную деятельность повысит вашу репутацию и вашу компетентность как неформального лидера. Кроме того, это поможет вам создать дорожную карту, которая намеренно расширит ваши возможности неформального лидерства.

Начни с того, где ты есть

Первым шагом является оценка ваших сильных сторон в области неформального лидерства и областей, требующих улучшения. Ниже приведены десять компетенций из книги Кевина Эйкенберри

«Выдающееся лидерство », которыми вам необходимо овладеть, чтобы стать более эффективным неформальным лидером. Оцените свои сильные стороны в каждой из этих областей и выберите две для улучшения. После того, как вы определили свои сильные стороны, оцените области для улучшения и выберите три для развития.

  • Постоянное обучение
  • Смена чемпиона
  • Сильно сообщите
  • Строительные отношения
  • Установка целей и постановку поддержки
  • Сотрудники стоимости и командная работа
  • Влияние с воздействием
  • Подумайте и действуйте инновационно
  • .
  • Сосредоточьтесь на клиентах

Чтобы не перегружаться, сосредоточьтесь не более чем на пяти элементах списка одновременно.

Следите за призом

Теперь, когда у вас есть две сильные стороны и три области для улучшения, подумайте, где вы видите себя в следующем году и в следующие пять лет. Запишите свои краткосрочные и долгосрочные цели, чтобы держать вас в тонусе, пока вы развиваете свои компетенции в качестве неформального лидера. Когда у вас есть цели, вы можете оставаться сосредоточенными.

Поставив перед собой цели, вы станете лучшим неформальным лидером. Это одна из компетенций.

Подсчитайте

Чтобы стать выдающимся неформальным лидером, вам нужно сделать больше, чем просто развить свои компетенции. Вам всегда будут нужны другие люди, чтобы помочь вам по мере вашего роста в течение жизненного цикла карьеры. Вот уравнение, которое поможет вам стать выдающимся неформальным лидером.

Необычный неформальный лидер
5 = 2+1+1

Разберем:

  • 5– Здесь необходимо составить надежный план для усиления двух ваших сильных сторон и развития областей, в которых вы можете совершенствоваться. Вам необходимо определить конкретные практические, отношения и обучающие действия, которые позволят вам постоянно расти.
  • 2 – Вам нужны как минимум два наставника, которые помогут вам сохранять равновесие на протяжении всей карьеры. Вы столкнетесь с трудностями и временами, когда все пойдет по плану. Ваши наставники помогают вам справляться с трудностями и отмечать успехи.
  • 1 – Вам нужен хотя бы один автобус. Ваш тренер будет подталкивать вас к устранению пробелов в навыках и будет продвигать вас, когда вы достигнете плато, и возьмет на себя ответственность за достижение ваших целей и сосредоточение внимания на своем развитии.
  • 1 – Вам нужен хотя бы один контактный человек, который уже имеет влияние, авторитет и большой опыт в областях и должностях, на которые вы стремитесь. Ваш коннектор познакомит вас с людьми, которые помогут вам подняться на более высокий уровень в вашей карьере.

Никогда не переставай учиться

И последнее, но не менее важное: узнавать что-то новое каждый день! Вы обязаны взять на себя ответственность за свое развитие. Непрерывное обучение не является обязательным, если вы не хотите остаться позади .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts