Нигилистическое отношение ко всем нравственным принципам: кто этой такой, принципы нигилизма

Лекция №1

%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 2 0 R /PageLayout /OneColumn /Pages 3 0 R /StructTreeRoot 4 0 R /Type /Catalog >> endobj 5 0 obj /CreationDate (D:20150527100300+03’00’) /Creator /Keywords () /ModDate (D:20150527100308+03’00’) /Producer (Adobe PDF Library 10.0) /SourceModified (D:20150527070258) /Subject () /Title >> endobj 2 0 obj > stream 2015-05-27T10:03:08+03:002015-05-27T10:03+03:002015-05-27T10:03:08+03:00Acrobat PDFMaker 10.1 для Worduuid:ccdee46b-1988-4554-be63-899830e447a3uuid:370225fe-1074-4ef1-9d5b-5a5bf13f035f

  • 2
  • application/pdf
  • Лекция №1
  • User
  • Adobe PDF Library 10.0D:20150527070258HomeДокумент endstream endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 6 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > endobj 11 0 obj > endobj 12 0 obj > endobj 13 0 obj > endobj 14 0 obj > endobj 15 0 obj > endobj 16 0 obj > endobj 17 0 obj > endobj 18 0 obj > endobj 19 0 obj > endobj 20 0 obj > endobj 21 0 obj > endobj 22 0 obj > endobj 23 0 obj > endobj 24 0 obj > endobj 25 0 obj > endobj 26 0 obj > endobj 27 0 obj > endobj 28 0 obj > endobj 29 0 obj > endobj 30 0 obj > endobj 31 0 obj > endobj 32 0 obj > endobj 33 0 obj > endobj 34 0 obj > endobj 35 0 obj > endobj 36 0 obj > endobj 37 0 obj > endobj 38 0 obj > endobj 39 0 obj > endobj 40 0 obj > endobj 41 0 obj > endobj 42 0 obj > endobj 43 0 obj > endobj 44 0 obj > endobj 45 0 obj > endobj 46 0 obj > endobj 47 0 obj > endobj 48 0 obj > endobj 49 0 obj > endobj 50 0 obj > endobj 51 0 obj > endobj 52 0 obj > endobj 53 0 obj > endobj 54 0 obj > endobj 55 0 obj > endobj 56 0 obj > endobj 57 0 obj > endobj 58 0 obj > endobj 59 0 obj > endobj 60 0 obj > endobj 61 0 obj > endobj 62 0 obj > endobj 63 0 obj > endobj 64 0 obj > endobj 65 0 obj > endobj 66 0 obj > endobj 67 0 obj > endobj 68 0 obj > endobj 69 0 obj > endobj 70 0 obj > endobj 71 0 obj > endobj 72 0 obj > endobj 73 0 obj > endobj 74 0 obj > endobj 75 0 obj > endobj 76 0 obj > endobj 77 0 obj > endobj 78 0 obj > endobj 79 0 obj > endobj 80 0 obj > endobj 81 0 obj > endobj 82 0 obj > endobj 83 0 obj > endobj 84 0 obj > endobj 85 0 obj > endobj 86 0 obj > endobj 87 0 obj > endobj 88 0 obj > endobj 89 0 obj > endobj 90 0 obj > endobj 91 0 obj > endobj 92 0 obj > endobj 93 0 obj > endobj 94 0 obj > endobj 95 0 obj > endobj 96 0 obj > endobj 97 0 obj > endobj 98 0 obj > endobj 99 0 obj > endobj 100 0 obj > endobj 101 0 obj > endobj 102 0 obj > endobj 103 0 obj > endobj 104 0 obj > endobj 105 0 obj > endobj 106 0 obj > endobj 107 0 obj > endobj 108 0 obj > endobj 109 0 obj > endobj 110 0 obj > endobj 111 0 obj > endobj 112 0 obj > endobj 113 0 obj > endobj 114 0 obj > endobj 115 0 obj > endobj 116 0 obj > endobj 117 0 obj > endobj 118 0 obj > endobj 119 0 obj > endobj 120 0 obj > endobj 121 0 obj > endobj 122 0 obj > endobj 123 0 obj > endobj 124 0 obj > endobj 125 0 obj > endobj 126 0 obj > endobj 127 0 obj > endobj 128 0 obj > endobj 129 0 obj > endobj 130 0 obj > endobj 131 0 obj > endobj 132 0 obj > endobj 133 0 obj > endobj 134 0 obj > endobj 135 0 obj > endobj 136 0 obj > endobj 137 0 obj > endobj 138 0 obj > endobj 139 0 obj > endobj 140 0 obj > endobj 141 0 obj > endobj 142 0 obj > endobj 143 0 obj > endobj 144 0 obj > endobj 145 0 obj > endobj 146 0 obj > endobj 147 0 obj > endobj 148 0 obj > endobj 149 0 obj > endobj 150 0 obj > endobj 151 0 obj > endobj 152 0 obj > endobj 153 0 obj > endobj 154 0 obj > endobj 155 0 obj > endobj 156 0 obj > endobj 157 0 obj > endobj 158 0 obj > endobj 159 0 obj > endobj 160 0 obj > endobj 161 0 obj > endobj 162 0 obj > endobj 163 0 obj > endobj 164 0 obj > endobj 165 0 obj > endobj 166 0 obj > endobj 167 0 obj > endobj 168 0 obj > endobj 169 0 obj > endobj 170 0 obj > endobj 171 0 obj > endobj 172 0 obj > endobj 173 0 obj > endobj 174 0 obj > endobj 175 0 obj > endobj 176 0 obj > endobj 177 0 obj > endobj 178 0 obj > endobj 179 0 obj > endobj 180 0 obj > endobj 181 0 obj > endobj 182 0 obj > endobj 183 0 obj > endobj 184 0 obj > endobj 185 0 obj > endobj 186 0 obj > endobj 187 0 obj > endobj 188 0 obj > endobj 189 0 obj > endobj 190 0 obj > endobj 191 0 obj > endobj 192 0 obj > endobj 193 0 obj > endobj 194 0 obj > endobj 195 0 obj > endobj 196 0 obj > endobj 197 0 obj > endobj 198 0 obj > endobj 199 0 obj > endobj 200 0 obj > endobj 201 0 obj > endobj 202 0 obj > endobj 203 0 obj > endobj 204 0 obj > endobj 205 0 obj > endobj 206 0 obj > endobj 207 0 obj > endobj 208 0 obj > endobj 209 0 obj > endobj 210 0 obj > endobj 211 0 obj > endobj 212 0 obj > endobj 213 0 obj > endobj 214 0 obj > endobj 215 0 obj > endobj 216 0 obj > endobj 217 0 obj > endobj 218 0 obj > endobj 219 0 obj > endobj 220 0 obj > endobj 221 0 obj > endobj 222 0 obj > endobj 223 0 obj > endobj 224 0 obj > endobj 225 0 obj > endobj 226 0 obj > endobj 227 0 obj > endobj 228 0 obj > endobj 229 0 obj > endobj 230 0 obj > endobj 231 0 obj > endobj 232 0 obj > endobj 233 0 obj > endobj 234 0 obj > endobj 235 0 obj > endobj 236 0 obj > endobj 237 0 obj > endobj 238 0 obj > endobj 239 0 obj > endobj 240 0 obj > endobj 241 0 obj > endobj 242 0 obj > endobj 243 0 obj > endobj 244 0 obj > endobj 245 0 obj > endobj 246 0 obj > endobj 247 0 obj > endobj 248 0 obj > endobj 249 0 obj > endobj 250 0 obj > endobj 251 0 obj > endobj 252 0 obj > endobj 253 0 obj > endobj 254 0 obj > endobj 255 0 obj > endobj 256 0 obj > endobj 257 0 obj > endobj 258 0 obj > endobj 259 0 obj > endobj 260 0 obj > endobj 261 0 obj > endobj 262 0 obj > endobj 263 0 obj > endobj 264 0 obj > endobj 265 0 obj > endobj 266 0 obj > endobj 267 0 obj > endobj 268 0 obj > endobj 269 0 obj > endobj 270 0 obj > endobj 271 0 obj > endobj 272 0 obj > endobj 273 0 obj > endobj 274 0 obj > endobj 275 0 obj > endobj 276 0 obj > endobj 277 0 obj > endobj 278 0 obj > endobj 279 0 obj > endobj 280 0 obj > endobj 281 0 obj > endobj 282 0 obj > endobj 283 0 obj > endobj 284 0 obj > endobj 285 0 obj > endobj 286 0 obj > endobj 287 0 obj > endobj 288 0 obj > endobj 289 0 obj > endobj 290 0 obj > endobj 291 0 obj > endobj 292 0 obj > endobj 293 0 obj > endobj 294 0 obj > endobj 295 0 obj > endobj 296 0 obj > endobj 297 0 obj > endobj 298 0 obj > endobj 299 0 obj > endobj 300 0 obj > endobj 301 0 obj > endobj 302 0 obj > endobj 303 0 obj > endobj 304 0 obj > endobj 305 0 obj > endobj 306 0 obj > endobj 307 0 obj > endobj 308 0 obj > endobj 309 0 obj > endobj 310 0 obj > endobj 311 0 obj > endobj 312 0 obj > endobj 313 0 obj > endobj 314 0 obj > endobj 315 0 obj > endobj 316 0 obj > endobj 317 0 obj > endobj 318 0 obj > endobj 319 0 obj > endobj 320 0 obj > endobj 321 0 obj > endobj 322 0 obj > endobj 323 0 obj > endobj 324 0 obj > endobj 325 0 obj > endobj 326 0 obj > endobj 327 0 obj > endobj 328 0 obj > endobj 329 0 obj > endobj 330 0 obj > endobj 331 0 obj > endobj 332 0 obj > endobj 333 0 obj > endobj 334 0 obj > endobj 335 0 obj > endobj 336 0 obj > endobj 337 0 obj > endobj 338 0 obj > endobj 339 0 obj > endobj 340 0 obj > endobj 341 0 obj > endobj 342 0 obj > endobj 343 0 obj > endobj 344 0 obj > endobj 345 0 obj > endobj 346 0 obj > endobj 347 0 obj > endobj 348 0 obj > endobj 349 0 obj > endobj 350 0 obj > endobj 351 0 obj > endobj 352 0 obj > endobj 353 0 obj > endobj 354 0 obj > endobj 355 0 obj > endobj 356 0 obj > endobj 357 0 obj > endobj 358 0 obj > endobj 359 0 obj > endobj 360 0 obj > endobj 361 0 obj > endobj 362 0 obj > endobj 363 0 obj > endobj 364 0 obj > endobj 365 0 obj > endobj 366 0 obj > endobj 367 0 obj > endobj 368 0 obj > endobj 369 0 obj > endobj 370 0 obj > endobj 371 0 obj > endobj 372 0 obj > endobj 373 0 obj > endobj 374 0 obj > endobj 375 0 obj > endobj 376 0 obj > endobj 377 0 obj > endobj 378 0 obj > endobj 379 0 obj > endobj 380 0 obj > endobj 381 0 obj > endobj 382 0 obj > endobj 383 0 obj > endobj 384 0 obj > endobj 385 0 obj > endobj 386 0 obj > endobj 387 0 obj > endobj 388 0 obj > endobj 389 0 obj > endobj 390 0 obj > endobj 391 0 obj > endobj 392 0 obj > endobj 393 0 obj > endobj 394 0 obj > endobj 395 0 obj > endobj 396 0 obj > endobj 397 0 obj > endobj 398 0 obj > endobj 399 0 obj > endobj 400 0 obj > endobj 401 0 obj > endobj 402 0 obj > endobj 403 0 obj > endobj 404 0 obj > endobj 405 0 obj > endobj 406 0 obj > endobj 407 0 obj > endobj 408 0 obj > endobj 409 0 obj > endobj 410 0 obj > endobj 411 0 obj > endobj 412 0 obj > endobj 413 0 obj > endobj 414 0 obj > endobj 415 0 obj > endobj 416 0 obj > endobj 417 0 obj > endobj 418 0 obj > endobj 419 0 obj > endobj 420 0 obj > endobj 421 0 obj > endobj 422 0 obj > endobj 423 0 obj > endobj 424 0 obj > endobj 425 0 obj > endobj 426 0 obj > endobj 427 0 obj > endobj 428 0 obj > endobj 429 0 obj > endobj 430 0 obj > endobj 431 0 obj > endobj 432 0 obj > endobj 433 0 obj > endobj 434 0 obj > endobj 435 0 obj > endobj 436 0 obj > endobj 437 0 obj > endobj 438 0 obj > endobj 439 0 obj > endobj 440 0 obj > endobj 441 0 obj > endobj 442 0 obj > endobj 443 0 obj > endobj 444 0 obj > endobj 445 0 obj > endobj 446 0 obj > endobj 447 0 obj > endobj 448 0 obj > endobj 449 0 obj > endobj 450 0 obj > endobj 451 0 obj > endobj 452 0 obj > endobj 453 0 obj > endobj 454 0 obj > endobj 455 0 obj > endobj 456 0 obj > endobj 457 0 obj > endobj 458 0 obj > endobj 459 0 obj > endobj 460 0 obj > endobj 461 0 obj > endobj 462 0 obj > endobj 463 0 obj > endobj 464 0 obj > endobj 465 0 obj > endobj 466 0 obj > endobj 467 0 obj > endobj 468 0 obj > endobj 469 0 obj > endobj 470 0 obj > endobj 471 0 obj > endobj 472 0 obj > endobj 473 0 obj > endobj 474 0 obj > endobj 475 0 obj > endobj 476 0 obj > endobj 477 0 obj > endobj 478 0 obj > endobj 479 0 obj > endobj 480 0 obj > endobj 481 0 obj > endobj 482 0 obj > endobj 483 0 obj > endobj 484 0 obj > endobj 485 0 obj > endobj 486 0 obj > endobj 487 0 obj > endobj 488 0 obj > endobj 489 0 obj > endobj 490 0 obj > endobj 491 0 obj > endobj 492 0 obj > endobj 493 0 obj > endobj 494 0 obj > endobj 495 0 obj > endobj 496 0 obj > endobj 497 0 obj > endobj 498 0 obj > endobj 499 0 obj > endobj 500 0 obj > endobj 501 0 obj > endobj 502 0 obj > endobj 503 0 obj > endobj 504 0 obj > endobj 505 0 obj > endobj 506 0 obj > endobj 507 0 obj > endobj 508 0 obj > endobj 509 0 obj > endobj 510 0 obj > endobj 511 0 obj > endobj 512 0 obj > endobj 513 0 obj > endobj 514 0 obj > endobj 515 0 obj > endobj 516 0 obj > endobj 517 0 obj > endobj 518 0 obj > endobj 519 0 obj > endobj 520 0 obj > endobj 521 0 obj > endobj 522 0 obj > endobj 523 0 obj > endobj 524 0 obj > endobj 525 0 obj > endobj 526 0 obj > endobj 527 0 obj > endobj 528 0 obj > endobj 529 0 obj > endobj 530 0 obj > endobj 531 0 obj > endobj 532 0 obj > endobj 533 0 obj > endobj 534 0 obj > endobj 535 0 obj > endobj 536 0 obj > endobj 537 0 obj > endobj 538 0 obj > endobj 539 0 obj > endobj 540 0 obj > endobj 541 0 obj > endobj 542 0 obj > endobj 543 0 obj > endobj 544 0 obj > endobj 545 0 obj > endobj 546 0 obj > endobj 547 0 obj > endobj 548 0 obj > endobj 549 0 obj > endobj 550 0 obj > endobj 551 0 obj > endobj 552 0 obj > endobj 553 0 obj > endobj 554 0 obj > endobj 555 0 obj > endobj 556 0 obj > endobj 557 0 obj > endobj 558 0 obj > endobj 559 0 obj > endobj 560 0 obj > endobj 561 0 obj > endobj 562 0 obj > endobj 563 0 obj > endobj 564 0 obj > endobj 565 0 obj > endobj 566 0 obj > endobj 567 0 obj > endobj 568 0 obj > endobj 569 0 obj > endobj 570 0 obj > endobj 571 0 obj > endobj 572 0 obj > endobj 573 0 obj > endobj 574 0 obj > endobj 575 0 obj > endobj 576 0 obj > endobj 577 0 obj > endobj 578 0 obj > endobj 579 0 obj > endobj 580 0 obj > endobj 581 0 obj > endobj 582 0 obj > endobj 583 0 obj > endobj 584 0 obj > endobj 585 0 obj > endobj 586 0 obj > endobj 587 0 obj > endobj 588 0 obj > endobj 589 0 obj > endobj 590 0 obj > endobj 591 0 obj > endobj 592 0 obj > endobj 593 0 obj > endobj 594 0 obj > endobj 595 0 obj > endobj 596 0 obj > endobj 597 0 obj > endobj 598 0 obj > endobj 599 0 obj > endobj 600 0 obj > endobj 601 0 obj > endobj 602 0 obj > endobj 603 0 obj > endobj 604 0 obj > endobj 605 0 obj > endobj 606 0 obj > endobj 607 0 obj > endobj 608 0 obj > endobj 609 0 obj > endobj 610 0 obj > endobj 611 0 obj > endobj 612 0 obj > endobj 613 0 obj > endobj 614 0 obj > endobj 615 0 obj > endobj 616 0 obj > endobj 617 0 obj > endobj 618 0 obj > endobj 619 0 obj > endobj 620 0 obj > endobj 621 0 obj > endobj 622 0 obj > endobj 623 0 obj > endobj 624 0 obj > endobj 625 0 obj > endobj 626 0 obj > endobj 627 0 obj > endobj 628 0 obj > endobj 629 0 obj > endobj 630 0 obj > endobj 631 0 obj > endobj 632 0 obj > endobj 633 0 obj > endobj 634 0 obj > endobj 635 0 obj > endobj 636 0 obj > endobj 637 0 obj > endobj 638 0 obj > endobj 639 0 obj > endobj 640 0 obj > endobj 641 0 obj > endobj 642 0 obj > endobj 643 0 obj > endobj 644 0 obj > endobj 645 0 obj > endobj 646 0 obj > endobj 647 0 obj > endobj 648 0 obj > endobj 649 0 obj > endobj 650 0 obj > endobj 651 0 obj > endobj 652 0 obj > endobj 653 0 obj > endobj 654 0 obj > endobj 655 0 obj > endobj 656 0 obj > endobj 657 0 obj > endobj 658 0 obj > endobj 659 0 obj > endobj 660 0 obj > endobj 661 0 obj > endobj 662 0 obj > endobj 663 0 obj > endobj 664 0 obj > endobj 665 0 obj > endobj 666 0 obj > endobj 667 0 obj > endobj 668 0 obj > endobj 669 0 obj > endobj 670 0 obj > endobj 671 0 obj > endobj 672 0 obj > endobj 673 0 obj > endobj 674 0 obj > endobj 675 0 obj > endobj 676 0 obj > endobj 677 0 obj > endobj 678 0 obj > endobj 679 0 obj > endobj 680 0 obj > endobj 681 0 obj > endobj 682 0 obj > endobj 683 0 obj > endobj 684 0 obj > endobj 685 0 obj > endobj 686 0 obj > endobj 687 0 obj > endobj 688 0 obj > endobj 689 0 obj > endobj 690 0 obj > endobj 691 0 obj > endobj 692 0 obj > endobj 693 0 obj > endobj 694 0 obj > endobj 695 0 obj > endobj 696 0 obj > endobj 697 0 obj > endobj 698 0 obj > endobj 699 0 obj > endobj 700 0 obj > endobj 701 0 obj > endobj 702 0 obj > endobj 703 0 obj > endobj 704 0 obj > endobj 705 0 obj > endobj 706 0 obj > /ExtGState > /Font > /XObject > >> /Rotate 0 /StructParents 0 /Type /Page /Annots [922 0 R] >> endobj 707 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 1 /Type /Page >> endobj 708 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 2 /Type /Page >> endobj 709 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 3 /Type /Page >> endobj 710 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 4 /Type /Page >> endobj 711 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 5 /Type /Page >> endobj 712 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 6 /Type /Page >> endobj 713 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 7 /Type /Page >> endobj 714 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 8 /Type /Page >> endobj 715 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 9 /Type /Page >> endobj 716 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 10 /Type /Page >> endobj 717 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 11 /Type /Page >> endobj 718 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 12 /Type /Page >> endobj 719 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 13 /Type /Page >> endobj 720 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 14 /Type /Page >> endobj 721 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 15 /Type /Page >> endobj 722 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 16 /Type /Page >> endobj 723 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 17 /Type /Page >> endobj 724 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 18 /Type /Page >> endobj 725 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 19 /Type /Page >> endobj 726 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 20 /Type /Page >> endobj 727 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 21 /Type /Page >> endobj 728 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 22 /Type /Page >> endobj 729 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 23 /Type /Page >> endobj 730 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 24 /Type /Page >> endobj 731 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 25 /Type /Page >> endobj 732 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 26 /Type /Page >> endobj 733 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 27 /Type /Page >> endobj 734 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 28 /Type /Page >> endobj 735 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 29 /Type /Page >> endobj 736 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 30 /Type /Page >> endobj 737 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 31 /Type /Page >> endobj 738 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 32 /Type /Page >> endobj 739 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 33 /Type /Page >> endobj 740 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 34 /Type /Page >> endobj 741 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 35 /Type /Page >> endobj 742 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 36 /Type /Page >> endobj 743 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 37 /Type /Page >> endobj 744 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 38 /Type /Page >> endobj 745 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 39 /Type /Page >> endobj 746 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 40 /Type /Page >> endobj 747 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 41 /Type /Page >> endobj 748 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 42 /Type /Page >> endobj 749 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 43 /Type /Page >> endobj 750 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 44 /Type /Page >> endobj 751 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 45 /Type /Page >> endobj 752 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 46 /Type /Page >> endobj 753 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 47 /Type /Page >> endobj 754 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 48 /Type /Page >> endobj 755 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 49 /Type /Page >> endobj 756 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 50 /Type /Page >> endobj 757 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 51 /Type /Page >> endobj 758 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 52 /Type /Page >> endobj 759 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 53 /Type /Page >> endobj 760 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 54 /Type /Page >> endobj 761 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 55 /Type /Page >> endobj 762 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 56 /Type /Page >> endobj 763 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 57 /Type /Page >> endobj 764 0 obj > /ExtGState > /Font > >> /Rotate 0 /StructParents 58 /Type /Page >> endobj 765 0 obj > endobj 766 0 obj > endobj 767 0 obj > endobj 768 0 obj > endobj 769 0 obj > endobj 770 0 obj > endobj 771 0 obj > endobj 772 0 obj > endobj 773 0 obj > endobj 774 0 obj > endobj 775 0 obj > endobj 776 0 obj > endobj 777 0 obj > endobj 778 0 obj > endobj 779 0 obj > endobj 780 0 obj > endobj 781 0 obj > endobj 782 0 obj > endobj 783 0 obj > endobj 784 0 obj > endobj 785 0 obj > endobj 786 0 obj > endobj 787 0 obj > endobj 788 0 obj > endobj 789 0 obj > endobj 790 0 obj > endobj 791 0 obj > endobj 792 0 obj > endobj 793 0 obj > endobj 794 0 obj > endobj 795 0 obj > endobj 796 0 obj > endobj 797 0 obj > endobj 798 0 obj > endobj 799 0 obj > endobj 800 0 obj > endobj 801 0 obj > endobj 802 0 obj > endobj 803 0 obj > endobj 804 0 obj > endobj 805 0 obj > endobj 806 0 obj > endobj 807 0 obj > endobj 808 0 obj > endobj 809 0 obj > endobj 810 0 obj > endobj 811 0 obj > endobj 812 0 obj > endobj 813 0 obj > endobj 814 0 obj > endobj 815 0 obj > endobj 816 0 obj > endobj 817 0 obj > endobj 818 0 obj > endobj 819 0 obj > endobj 820 0 obj > endobj 821 0 obj > endobj 822 0 obj > endobj 823 0 obj > endobj 824 0 obj > endobj 825 0 obj > endobj 826 0 obj > endobj 827 0 obj > endobj 828 0 obj > endobj 829 0 obj > endobj 830 0 obj > endobj 831 0 obj > endobj 832 0 obj > endobj 833 0 obj > endobj 834 0 obj > endobj 835 0 obj > endobj 836 0 obj > endobj 837 0 obj > endobj 838 0 obj > endobj 839 0 obj > endobj 840 0 obj > endobj 841 0 obj > endobj 842 0 obj > endobj 843 0 obj > endobj 844 0 obj > endobj 845 0 obj > endobj 846 0 obj > endobj 847 0 obj > endobj 848 0 obj > endobj 849 0 obj > endobj 850 0 obj > endobj 851 0 obj > endobj 852 0 obj > endobj 853 0 obj > endobj 854 0 obj > endobj 855 0 obj > endobj 856 0 obj > endobj 857 0 obj > endobj 858 0 obj > endobj 859 0 obj > endobj 860 0 obj > endobj 861 0 obj > endobj 862 0 obj > endobj 863 0 obj > endobj 864 0 obj > endobj 865 0 obj > endobj 866 0 obj > endobj 867 0 obj > endobj 868 0 obj > endobj 869 0 obj > endobj 870 0 obj > endobj 871 0 obj > endobj 872 0 obj > endobj 873 0 obj > endobj 874 0 obj > endobj 875 0 obj > endobj 876 0 obj > endobj 877 0 obj > endobj 878 0 obj > endobj 879 0 obj > endobj 880 0 obj > endobj 881 0 obj > endobj 882 0 obj > endobj 883 0 obj > endobj 884 0 obj > endobj 885 0 obj > endobj 886 0 obj > endobj 887 0 obj > endobj 888 0 obj > endobj 889 0 obj > endobj 890 0 obj > endobj 891 0 obj > endobj 892 0 obj > endobj 893 0 obj > endobj 894 0 obj > endobj 895 0 obj > endobj 896 0 obj > endobj 897 0 obj > endobj 898 0 obj > endobj 899 0 obj > endobj 900 0 obj > endobj 901 0 obj > stream HlWM5_3қm-EH\A q@UEhH =U󖀸y=vwWuˏO?/^gi1J[[cѢ1Z,?}/Ox_zw}x_^|WZ[zǶrJWOK+JX>ػy,嚏8Ʒ8ef25\Ǟ9Ѩ70W`4~aUmrh;ZضWfbMkt벏 ^bȕcI?Z[xb31:?CֈkpUXqUsn[+U۰gedpx;dWkt. z `H/hbbq.ƌ4_-p8ԢjȂð%uD+\p*]dCOQyM\L@T(_1~ls ;{fS

    2Вопрос

    Моральные нормы и принципы этики. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми. Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

    В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе [17]. Охарактеризуем нормы морали путем указания на отличительные их свойства. 1. Моральные нормы основаны на представлениях о добре и зле. 2. Нормы морали, в отличие от норм религии, не навязываются извне, а основываются на свободном и самостоятельном убеждении. 3. Опираясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый отдельный первобытный человек мог самостоятельно регулировать свое поведение. Однако люди всё же находятся в приблизительно одинаковых жизненных условиях и поэтому нет ничего удивительного в том, что по многим вопросам, относящимся к категории моральных, они думают одинаково. Вот почему постепенно выкристаллизовываются общие моральные нормы. 4. Вместе с тем в обществе, о котором идет речь, мораль была основана на разделении всех людей на «своих» и «чужих». 5. Одной из особенностей моральных норм является то, что они исполняются добровольно.
    Это касается как тех моральных норм, которые человек установил сам для себя, так в большинстве случаев и тех, которые получили всеобщее признание. 6. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением в принципе осуществляются иными средствами духовного воздействия: через чувство долга, который каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. 7. Санкции за нарушение моральных норм состоят в укоре совести и переживании нарушителем чувства вины за содеянное. Однако за нарушение общепризнанных моральных норм санкции могут последовать и со стороны общества. В этих случаях они выражаются в общественном, осуждении [12] . Если говорить о моральные принципах, то они имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества. Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе.
    Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности [17] . По И.С. Кону к числу моральных принципов относятся: —
    методологические
    Авторитаризм (лат. autoritas – власть, приказание) – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием её требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят (Авторитет). Реакционная сущность авторитаризма заключается в том, что он предполагает слепое выполнение предписанных свыше моральных требований, без понимания их социального смысла. Апатия (греч. apatheia – бесстрастие) – одно из гл. понятий этики стоицизма, обозначающее душевную невозмутимость, состояние покоя, когда чувства и страсти не мешают деятельности разума. Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) – категория древнегреч. этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя.
    Волюнтаризм
    (лат. voluntas – воля) – в морали – это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности, согласно которому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от к.-л. социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением.  Волюнтаризм – крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращённое понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали. Догматизм (моральный) (греч. dogma – учение, мнение) – принцип, характеризующий отношение человека к нравственному учению, сторонником которого он является; означает слепую приверженность положениям или требованиям к.-л. морали, без разумного их обоснования и понимания их общественного значения, безусловное соблюдение этих требований, без анализа конкретной ситуации, в которой они осуществляются, и социальных последствий, которые отсюда вытекают.
    Иезуитизм (иезуитство) – антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы, касты, иерархической организации и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности, направленной во вне этой группы, касты, организации. Конформизм (лат. conformis – сообразный) – социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Легализм (лат. legalis – законный) – понятие, часто использовавшееся в истории этики для обозначения такого поведения людей, которое лишь внешне согласуется с общепринятыми моральными требованиями, но не отвечает подлинному духу нравственности. Нигилизм (моральный) (лат. nihil – ничто) – принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.
    Равенство (в морали) – формальный принцип нравственности, согласно которому моральные требования в равной мере должны распространяться на всех людей, независимо от их общественного положения и условий жизни. Ригоризм (лат. rigor – строгость) – моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определённых нравственных норм, безотносительно к конкурентным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества. Скептицизм (греч. skeptomai – рассматривать, изучать) – воззрение на природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.
    Фанатизм
    (лат. fanaticus – исступленный) – понятие, употребляемое для оценки характера убеждений и поведения людей, в которых проявляется слепая, некритическая приверженность исповедуемой идее и предубеждённое, исключающее разумный подход отношение ко всем иным учениям. Фарисейство – отрицательное моральное качество, характеризующее личность с т. зр. способа выполнения ею нравственных требований; одно из конкретных выражений формализма в морали, разновидность лицемерия и ханжества. Фетишизм (в морали) (фр.  fetichisme, от порт. feitico – волшебство) – совокупность ложных представлений о природе нравственных ценностей. Формализм (лат. forma – наружный вид, внешнее очертание) – разновидность догматизма, проявляющаяся в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам, в формальном выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознаёт действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать её с т. зр. потребностей общества и человека. —
    мировоззренческие
    Гуманизм (лат. humanus – человечный)  — принцип мировоззрения и нравственности, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью об-ва. Индивидуализм (лат. individuum – неделимое, особь) – принцип обоснования нравственности и выбора линии поведения, который основывается на мировоззренческой позиции, противопоставляющей т. зр. индивида, взятого вне его социальных связей, — об-ву, всякой социальности. Интернационализм
    (лат. inter – между, nation – народ) – включает требования: равенство и свобода всех народов безотносительно к их социальному миру и культурному развитию; непримиримость к великодержавному шовинизму и всякой форме угнетения одной нации др.;  непримиримость к национальному эгоизму и сепаратизму; интерес к разнообразным национальным культурам; борьба с национальной замкнутостью, нетерпимость к настроениям и теориям национального и расового превосходства – всему тому, что включает в себя понятие национализма. Мелиоризм (лат. melior – лучше) – т. зр. на соотношение добра и зла в процессе развития мира, претендующая на преодоление крайностей оптимизма и пессимизма. Оптимизм (лат. optimus – наилучший) – воззрение на общий ход исторического развития мира, согласно которому всегда существует возможность приблизить действительность к идеалу добра; убеждение в достижении в конце концов его торжества над злом, а справедливости – над несправедливостью, в способности человека к безграничному социальному развитию и моральному совершенствованию.
    Патриотизм (греч. patre – родина) – общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к родине. Пессимизм (лат. pessimus – наихудший) – воззрение, согласно которому в мире преобладает зло, человек обречён на страдания и бедещее не обещает ему ничего лучшего. Фатализм (лат. fatum – рок, судьба; fatalis – роковой, неотвратимый) – воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределённое богом, судьбой или объективным законом развития и вытекающее отсюда представления о невозможности изменить их никакими человеческими усилиями. Человеконенавистничество – принцип поведения и убеждений, обосновывающий угнетение и эксплуатацию человека, вплоть до оправдания наиболее жёстких форм насилия и массового уничтожения целых наций, социальных групп и приверженцев др. веры; одно из крайних проявлений аморализма.собственно нравственные Альтруизм (фр. altruisme, от лат. alter – другой) – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов др. Аморализм (от греч. a – отрицательная частица и лат. moralis – нравственный) – моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности. Аскетизм (греч. askeo – упражняться) – моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения к.-л. социальных целей или нравственного самосовершенствования. Гедонизм (греч. hedone – наслаждение) – широко применявший в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования её природы и целей. Всё содержание разнообразных моральных требований гедонизм сводит к общей цели – к получению наслаждения и избежанию страдания. Подвижничество – вид нравственной деятельности; выполнение моральных требований вопреки крайне неблагоприятным социальным условиям или обстоятельствам личной жизни, враждебной окружающей среде и давлению извне, стойкое перенесение трудностей, тягот, лишений, самопожертвование. Самоотверженность – положительное моральное качество, характеризующее такие действия людей, которые представляют собой акт самопожертвования – добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов др. людей, достижения общей цели во имя дорогих им идеалов. Требовательность – предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение. Утилитаризм (лат. utilitas – польза) – принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчёту. Цинизм – моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре об-ва, к его духовным, и в особенности нравственным, ценностям. Эгоизм (лат. ego – я) – жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами об-ва и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма

    Введение в нигилизм

    Ниже приводится стенограмма этого видео.

    В 1887 году Фридрих Ницше написал то, что должно было стать одним из самых известных его отрывков:

    «Что значит нигилизм? Что высшие ценности обесценивают себя. Цель отсутствует; «Почему?» не находит ответа». (Воля к власти, Фридрих Ницше)

    Взгляды Ницше на нигилизм являются одними из наиболее обсуждаемых как теми, кто изучает Ницше, так и теми, кто изучает нигилизм. В этой серии лекций мы рассмотрим нигилизм и его роль в мышлении Ницше.

    В этой вводной лекции мы рассмотрим, что означает нигилизм, его историю и значение в западной цивилизации. А в последующих лекциях мы рассмотрим взгляды Ницше на нигилизм и его мысли о том, как его преодолеть.

    Хотя философские семена нигилизма уходят корнями в прошлое на тысячи лет, термин «нигилизм» начал широко использоваться на Западе только в середине 19 века.

    Роман русского писателя Ивана Тургенева «Отцы и дети», опубликованный в 1862 году, часто называют произведением, которое способствовало росту популярности этого термина. В романе одного из главных героев спрашивают, что значит быть нигилистом, и он отвечает:

    «[а]нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какой властью, который не принимает на веру ни один принцип, в каком бы почтении ни был закреплен этот принцип». (Отцы и дети, Иван Тургенев)

    Сегодня то значение, в котором этот термин используется в «Отцах и детях», было бы расценено как форма политического нигилизма — отрицание политических норм и институтов своего времени.

    Со времени публикации этого романа многие писатели и философы придерживались нигилистических взглядов в ряде различных областей, и, следовательно, двусмысленность этого термина также возросла, поэтому будет полезно прояснить его значение. Мы можем различать четыре основных типа нигилизма, каждый из которых имеет схожую характеристику, заключающуюся в общей установке на отрицание или отрицание смысла.

    Ницше намекает на это в набросках своей книги «Воля к власти», где он пишет:

    «нигилизм (… радикальный отказ от ценности, смысла и желательности)». (Воля к власти, Фридрих Ницше)

    Четыре типа нигилизма суммированы Дональдом Кросби в его наводящей на размышления работе о нигилизме «Призрак абсурда».

    «Моральный нигилизм отрицает чувство морального долга, объективность моральных принципов или моральную точку зрения. Эпистемологический нигилизм отрицает, что может быть что-либо подобное истинам или значениям, не ограниченным строго внутри или полностью относящимся к отдельному индивидууму, группе или концептуальной схеме. Космический нигилизм отрицает разумность или ценность природы, считая ее безразличной или враждебной по отношению к фундаментальным человеческим интересам. Экзистенциальный нигилизм отрицает смысл жизни». (Призрак абсурда, Дональд Кросби)

    Из этого отрывка видно, что первые три типа нигилизма; моральный, эпистемологический и космический, каждый из которых отрицает значение той важной области жизни, в которой люди традиционно его искали. На протяжении большей части истории люди предполагали, что требуется объективная основа для значения — предположение, обоснованность которого мы рассмотрим в одной из последующих лекций, — и, как мы увидим в этой лекции, это привело к постулированию альтернативных миров, в которых такие объективные смысл можно найти.

    Но когда кто-то начинает отрицать абсолютную или объективную основу ценности, истины или смысла, становится трудно не скатиться в нигилизм. Например, в случае морального нигилизма, отрицая объективность моральных принципов, утверждают, что было бы неправильно говорить о таких принципах как об истинных или ложных, скорее они зависят от субъективных мнений и, следовательно, бессмысленны.

    Когда кто-то принимает эти первые три типа нигилизма, он, вероятно, достигает более общего типа нигилизма — экзистенциального нигилизма. Экзистенциальный нигилизм можно рассматривать как охватывающий три других типа, потому что, когда кто-то отрицает смысл жизни, он также, явно или неявно, отрицает смысл в областях, охватываемых другими тремя типами. Если кто-то отрицает, что моральные принципы и истины действительно существуют во вселенной, и если он верит, что вселенная совершенно безразлична или даже враждебна к человеческим надеждам и заботам, то он, вероятно, станет экзистенциальным нигилистом и будет утверждать, что жизнь бессмысленна и абсурдна. .

    Экзистенциальный нигилизм — это тип, который обычно упоминается, когда термин нигилизм используется сам по себе, но это также тип нигилизма, который больше всего интересовал Ницше.

    Учитывая важность экзистенциального нигилизма для философии Ницше и тот факт, что отчаяние из-за бессмысленности или бессмысленности жизни является проблемой, с которой приходится сталкиваться многим людям в современную эпоху, мы сосредоточимся на экзистенциальном нигилизме до конца этой лекции и в последующих главах. последующие лекции этой серии.

    При обсуждении нигилизма обычно возникает вопрос, что именно означает отрицание смысла? Чтобы прояснить это, важно понять, что на самом деле означает слово «значение».

    Философ Дэвид Рукник в своей книге «Возвращение к древним: введение в греческую философию» указывает, что слово «значение» может быть определено в двух разных смыслах: «означать», как в «свинья означает четвероногое млекопитающее, обычно встречающееся на фермах», или, во-вторых, «смысл» можно определить как «намереваться или иметь цель», например, «я хотел это сделать».

    Основываясь на этих определениях, он предполагает, что сказать, что человеческая жизнь имеет смысл, значит поверить, что «жизнь имеет цель, которую можно обозначить или объяснить».

    Важно отметить, что для того, чтобы жизнь имела смысл, ей недостаточно просто иметь цель, если эта цель никому не известна. Скорее, чтобы жизнь имела смысл, она должна иметь цель, которую люди могут обозначить или отождествить с ней.

    Зачем человеку нужен смысл жизни? Было много предположений относительно источника, казалось бы, универсальной потребности людей в значении, но, как и в отношении многих вопросов философии, нет четкого консенсуса. Философ Артур Шопенгауэр, оказавший большое влияние на Ницше, предположил, что именно неизбежность страдания в сочетании с осознанием неизбежности смерти порождает в людях стремление к смыслу жизни.

    Но помимо этого вопроса, еще один вопрос, который необходимо решить: где люди обычно находили это желаемое значение? Как ни странно, смысл жизни традиционно находился в другой реальности. Эта альтернативная реальность, которую обычно называют «истинным миром», часто рассматривалась как источник истины и ценности и считалась пунктом назначения, а цель жизни заключалась в том, чтобы войти или получить доступ к этому альтернативному миру либо после смерти. или в некоторых случаях в течение жизни. Такие теории, которые постулируют существование альтернативного мира как источник смысла, называются теориями двух миров.

    Две мировые теории господствовали в течение тысячелетий, и при этом давали смысл бесчисленному количеству людей. Распространенными теориями двух миров являются платоновский мир форм, духовный мир Декарта, ноумены Канта и небеса христианства.

    Христианские небеса, в частности, были наиболее известной теорией двух миров на Западе в течение почти 2000 лет. Христианские учения давали людям уверенность в том, что их жизнь, какой бы трудной она ни была, была 90 057 на 9.0058 нечто; то есть была цель их земного существования, и эта цель заключалась в том, чтобы жить по воле Божией, чтобы по смерти своей достичь входа в Царство Небесное. Эта «история» является мощным «противоядием» от нигилизма, поскольку она дает людям столь желанную цель и смысл жизни, гарантируя верующему, что независимо от того, сколько страданий они могут вынести в этой жизни, им гарантирован вход в блаженство. реальность после их смерти.

    Важно понимать, что корни нигилизма уходят далеко за пределы начала современного периода. Ницше предполагал, что чувство пессимизма было началом нигилизма, а пессимизм в отношении смысла жизни отчетливо прослеживается в трудах многих древних, в том числе греческого поэта Феогниса, жившего в шестом веке до нашей эры:

    «Лучшее для человека было бы не родиться и не видеть света солнца; но, если он однажды родился (второе лучшее для него) пройти через врата смерти как можно скорее».

    Однако, как объяснял Ницше, пессимизм есть лишь «предварительная форма нигилизма». Сколько бы страданий, боли и лишений ни пришлось вынести человеку в жизни, нигилизм не возникнет, пока у него есть убеждение, что в жизни есть смысл или цель. Популярность христианства заключалась в том, что оно могло дать людям из всех слоев общества — даже калекам, неизлечимо больным и грязным беднякам — убеждение в том, что, несмотря на все страдания и зло, которые им пришлось пережить в своей жизни, их жизнь в конечном счете имел цель.

    Как выразился Эрнест Беккер:

    «самое замечательное достижение христианской картины мира: что она могла взять рабов, калек, слабоумных, простых и сильных и сделать их всех надежными героями, просто сделав шаг назад из мира в другое измерение вещей, измерение, называемое небом». (Отрицание смерти, Эрнест Беккер)

    В своей книге «Смерть Бога и смысл жизни» Джулиан Янг объясняет, что:

    «На протяжении большей части нашей западной истории мы не говорили о смысле жизни. Это потому, что раньше мы были совершенно уверены, что знаем, что это такое». (Смерть Бога и смысл жизни, Джулиан Янг)

    И, как было сказано ранее, именно христианство дало западной цивилизации ответ на вопрос «в чем смысл жизни?» Но, как известно, роль христианства в западном мире начала давать сбои в XVI в. и 17 вв. И именно господство науки в первую очередь ответственно за этот упадок приверженности христианской догме. Ницше использовал фразу «бог умер», чтобы символизировать потерю веры в теорию двух миров христианства, и понимал, что с этой потерей веры неизбежен кризис смысла жизни.

    Если оглянуться назад, к началу научной революции, становится очевидным, что наука и нигилизм идут рука об руку. Эта идея отражена в цитате современного физика, лауреата Нобелевской премии Стивена Вайнберга, который заявил, что «чем более постижимой кажется Вселенная, тем более она кажется бессмысленной».

    Ницше в своей книге «Веселая наука» повторяет мысль о том, что наука и бессмысленность жизни идут рука об руку:

    «Научная» интерпретация мира, как вы понимаете, может быть поэтому еще одной из самых глупых из всех возможных интерпретаций мира, а значит, одной из самых бедных по смыслу. Эта мысль предназначена для ушей и совести наших механистов, которые в наши дни любят прослыть философами и настаивают на том, что механика есть учение о первых и последних законах, на которых должно основываться все существование, как на первом этаже. Но сущностно механический мир был бы сущностно бессмысленным миром. Если предположить, что ценность музыкального произведения оценивается по тому, сколько его можно сосчитать, вычислить и выразить в формулах, то какой абсурдной была бы такая «научная» оценка музыки! Что бы можно было понять, понять, понять из этого? Ничего, на самом деле ничего из того, что в нем есть «музыка»!» (Веселая наука, Фридрих Ницше)

    Теория, поддержанная философом Джордано Бруно в конце 16-го века, была названа одним из первых научных семян нигилизма и хорошим примером того, как научные теории принижают значение, которое люди находят в религиозных мировоззрениях.

    Объединив взгляды Коперника с его гелиоцентрической вселенной, Николая Кузанского с его идеей бесконечной природы вселенной и взгляды досократических философов Левкиппа и Демокрита на атомы, Бруно выдвинул теорию, согласно которой солнце лишь одна из бесконечного числа звезд, разбросанных по бесконечной вселенной. Бруно также предположил, что некоторые из этих звезд могут сопровождать другие планеты, на которых, как и на Земле, может существовать жизнь. Этот взгляд противоречил христианству, удаляя человека из центра вселенной.

    В то время как наука давала ответы на многие практические вопросы и улучшала жизнь многими непредвиденными способами, в отличие от религии, наука не давала ответов на вопросы, касающиеся цели и смысла жизни, а скорее вызывала скептическое отношение, которое просто ставило под сомнение взгляды христианства. и другие религии.

    Ницше, писавший в конце 19 века, похоже, предвидел растущую волну нигилизма, которая охватила западный мир, особенно после Первой мировой войны, когда он сыграл значительную роль в мышлении таких философов, как Бертран Рассел, Джон Поль Сартр. , Альбер Камю и Франц Кафка. Он понимал, что до сих пор христианство давало людям убеждение в том, что жизнь имеет смысл, и поэтому со «смертью бога» грызущее чувство бессмысленности жизни будет поражать все больше людей. Современная цивилизация, думал Ницше, будет определяться тем, как справляться с этим чувством и в конечном итоге преодолевать его. В начале работы Ницше «Воля к власти» он говорит:0005

    «То, что я рассказываю, — это история двух следующих столетий. Я описываю то, что грядет, что уже не может прийти иначе: приход нигилизма. . . С некоторых пор вся наша европейская культура движется как к катастрофе, с мучительным напряжением, нарастающим от десятилетия к десятилетию: неумолимо, неистово, стремглав, как река, которая хочет дойти до конца, которая уже не отражает , который боится отразить». (Воля к власти, Фридрих Ницше)

    У Ницше были свои уникальные взгляды на нигилизм, поэтому он является одним из самых читаемых и цитируемых по этому вопросу. И в следующих нескольких лекциях мы более подробно рассмотрим некоторые из этих идей. В следующей лекции мы рассмотрим страдание и его роль в нигилизме Ницше.

    Дополнительные ресурсы

    Хорошие места для начала изучения нигилизма
    Призрак абсурда: источники и критика современного нигилизма (1988) – Дональд Кросби
    Самопреодоление нигилизма (1990) — Кейджи Нишитани
    Темная сторона: мысли о тщетности жизни от древних греков до наших дней (1994) — Алан Пратт
    Банализация нигилизма: ответы двадцатого века на бессмысленность (1992) – Карен Карр

    Ницше и нигилизм
    Воля к власти — Фридрих Ницше
    Утверждение жизни: Ницше о преодолении нигилизма (2009) — Бернар Регинстер
    Ницше: Сборник критических эссе (1973) – Роберт Соломон

    Другие нигилистические произведения
    Проблемы с рождением — Эмиль Чоран
    Краткая история упадка — Эмиль Чоран
    Чума — Альбер Камю
    Падение — Альбер Камю
    Бунтарь — Альбер Камю

    Дальнейшие чтения

    Если вы верите в нигилизм, вы верите во что-нибудь?

    Нигилизм — постоянная угроза. Как признавала философ 20-го века Ханна Арендт, его лучше всего понимать не как набор «опасных мыслей», а как риск, присущий самому акту мышления. Если мы будем размышлять над какой-либо конкретной идеей достаточно долго, какой бы сильной она ни казалась поначалу или насколько широко признанной, мы начнем сомневаться в ее истинности. Мы также можем начать сомневаться в том, действительно ли те, кто принимает эту идею, знают (или заботятся) о том, верна ли эта идея. Это всего лишь один шаг от размышлений о том, почему так мало консенсуса по столь многим вопросам и почему все остальные кажутся такими уверенными в том, что сейчас кажется вам таким неопределенным. В этот момент, на грани нигилизма, есть выбор: либо продолжать думать и рисковать отчуждением себя от общества; или перестаньте думать и рискуете отдалиться от реальности.

    За столетие до Арендт Фридрих Ницше описал в своих записных книжках (опубликованных посмертно его сестрой в Воля к власти ) выбор между «активным» и «пассивным» нигилизмом. Один из его многочисленных афоризмов о нигилизме заключался в том, что он является результатом обесценивания себя высшими ценностями. Такие ценности, как истина и справедливость, могут казаться не просто идеями, а обладающими какой-то сверхъестественной силой, особенно когда мы говорим: «Правда сделает вас свободными» или «Правосудие восторжествует». если им не приписывают силы, когда истина оказывается не освобождающей, когда не наступает справедливость, мы разочаровываемся. Тем не менее, вместо того, чтобы винить себя за слишком большую веру в эти ценности, мы обвиняем ценности в том, что они не оправдывают наших ожиданий.

    Согласно Ницше, тогда мы можем стать активными нигилистами и отвергнуть ценности, данные нам другими, чтобы воздвигнуть собственные ценности. Или мы можем стать пассивными нигилистами и продолжать верить в традиционные ценности, несмотря на сомнения в истинной ценности этих ценностей. Активный нигилист разрушает, чтобы найти или создать что-то, во что стоит верить. Только то, что может пережить разрушение, может сделать нас сильнее. Ницше и группа русских 19-го века, которые идентифицировали себя как нигилисты, разделяли это мировоззрение. Однако пассивный нигилист не хочет рисковать саморазрушением и поэтому цепляется за безопасность традиционных верований. Ницше утверждает, что такая самозащита на самом деле является еще более опасной формой саморазрушения. Верить только ради веры в что-то может привести к поверхностному существованию, к самодовольному принятию веры во что-либо, во что верят другие, потому что вера во что-то (даже если это окажется ничем не заслуживающим доверия) будет рассматриваться пассивным нигилистом как предпочтительнее принятия риск не поверить в что-либо , риск заглянуть в бездну – метафора нигилизма, часто встречающаяся в творчестве Ницше.

    Сегодня нигилизм становится все более популярным способом описания широко распространенного отношения к текущему состоянию мира. Тем не менее, когда этот термин используется в разговоре, в редакционных статьях газет или в социальных сетях, он редко когда-либо определяется, как будто все очень хорошо знают, что означает нигилизм, и разделяют одно и то же определение этого понятия. Но, как мы видели, нигилизм может быть как активным, так и пассивным. Если мы хотим лучше понять современный нигилизм, мы должны определить, как он развивался в эпистемологии, этике и метафизике и как он находил выражение в различных образах жизни, таких как самоотрицание, отрицание смерти и мира. .

    В эпистемологии (теории познания) нигилизм часто рассматривается как отрицание того, что знание возможно, позиция, согласно которой наши самые заветные убеждения не имеют основы. Аргумент в пользу эпистемологического нигилизма основан на идее, что знание требует чего-то большего, чем просто знающего и познаваемого. Это нечто большее обычно рассматривается как то, что делает знание объективным, поскольку способность ссылаться на что-то, выходящее за рамки личного, субъективного опыта, отделяет знание от простого мнения.

    Но для эпистемологического нигилизма нет стандарта, основания, оснований, на которых можно делать заявления о знании, ничего, что могло бы оправдать нашу веру в истинность любого конкретного утверждения. Все призывы к объективности, рассматриваемые с точки зрения гносеологического нигилизма, иллюзорны. Мы создаем впечатление знания, чтобы скрыть тот факт, что фактов нет. Например, как утверждал Томас Кун в книге «Структура научных революций» (1962), мы, безусловно, можем разработать очень сложные и очень успешные модели описания реальности, которые мы можем использовать для открытия множества новых «фактов», но мы можем никогда не доказывать, что они соответствуют самой реальности — они могут просто происходить из нашей конкретной модели реальности.

    Если что-то утверждается как истинное на основании прошлого опыта, то возникает проблема индукции: только потому, что что-то произошло, не означает, что это должно произойти снова. Если что-то утверждается как истинное на основе научных данных, то возникает проблема обращения к авторитету. В логике такие призывы рассматриваются как совершение заблуждения, поскольку утверждения других, даже утверждения экспертов, не рассматриваются как основание для истины. Другими словами, даже эксперты могут быть предвзятыми и ошибаться. Кроме того, поскольку ученые делают заявления, основанные на работах предшествующих ученых, их тоже можно рассматривать как обращение к авторитету. Это приводит к другой проблеме, проблеме бесконечного регресса. Всякое притязание на знание, основанное на каком-то основании, неизбежно приводит к вопросам об основании этого основания, а затем об основании этого основания, и так далее, и так далее, и тому подобное.

    Принижая сомнения относительно знания, пассивный нигилист принижает стремление к знанию

    В этот момент может показаться, что то, что я здесь называю «эпистемологическим нигилизмом», на самом деле ничем не отличается от скептицизма. Ибо скептик также подвергает сомнению основания, на которых основываются притязания на знание, и сомневается в возможности знания когда-либо найти какое-либо надежное основание. Здесь было бы полезно вернуться к ницшевскому различению активного и пассивного нигилизма. В то время как активный нигилист был бы похож на радикального скептика, пассивный нигилист не был бы им. Пассивный нигилист осознает, что о знании могут быть поставлены скептические вопросы. Но вместо того, чтобы сомневаться в знании, пассивный нигилист продолжает верить в знание. Следовательно, для пассивного нигилиста существует знание, но оно существует на основе веры.

    Таким образом, нигилизм можно найти не только у человека, который отвергает притязания на знание из-за отсутствия несомненного основания. Скорее, человек, который осознает сомнения, окружающие заявления о знании, и который, тем не менее, продолжает действовать так, как будто эти сомнения на самом деле не имеют значения, также является нигилистом.

    Научные теории могут быть основаны на апелляциях к другим теориям, которые основаны на апелляциях к другим теориям, любая из которых может быть основана на ошибке. Но до тех пор, пока научные теории продолжают приносить результаты — особенно результаты в виде технологических достижений — тогда сомнения в абсолютной истинности этих теорий можно рассматривать как тривиальные. И, упрощая сомнения в знании, пассивный нигилист упрощает стремление к знанию.

    Другими словами, для пассивного нигилиста знание не имеет значения. Просто подумайте о том, как часто такие слова, как «знание» или «уверенность», используются бессистемно в повседневной жизни. Кто-то говорит, что знает, что поезд идет, а мы либо не спрашиваем, откуда они это знают, либо, если спрашиваем, часто встречаемся с абсолютным основанием знания в современной жизни: потому что так говорит их телефон. Телефон может оказаться прав, и в этом случае претензия телефона на авторитет сохраняется. Или телефон может оказаться неверным, и тогда мы, скорее всего, будем винить не телефон, а поезд. Поскольку телефон стал нашим основным гарантом знаний, признать, что телефон может ошибаться, значит рискнуть признать, что не только наши заявления о знаниях, основанных на телефоне, могут быть необоснованными, но и все наши заявления о знаниях могут быть необоснованными. В конце концов, как и в случае с телефоном, мы склонны не спрашивать, почему мы думаем, что знаем то, что, как мы думаем, знаем. Таким образом, пассивный нигилизм становится не радикальной «постмодернистской» позицией, а скорее нормальной частью повседневной жизни.

    В философии морали нигилизм рассматривается как отрицание существования морали. Как утверждает Дональд Кросби в книге «Призрак абсурда» (1988), моральный нигилизм можно рассматривать как следствие эпистемологического нигилизма. Если нет оснований для объективных утверждений о знании и истине, то нет и оснований для объективных утверждений о добре и зле. Другими словами, то, что мы принимаем за мораль, — это вопрос того, что считает правильным — независимо от того, относится ли это убеждение к каждому историческому периоду, каждой культуре или каждому человеку, — а не вопрос того, что считает правильным.0150 это верно.

    Утверждать, что что-то является правильным, исторически было сделано, когда эти утверждения основывались на таких основаниях, как Бог, или счастье, или разум. Поскольку эти основы рассматриваются как применимые повсеместно — как применимые ко всем людям, во всех местах и ​​во все времена — они рассматриваются как необходимые для универсального применения морали.

    Философ-моралист 18-го века Иммануил Кант осознавал опасность основывать мораль на Боге или на счастье как ведущую к моральному скептицизму. Вера в Бога может мотивировать людей действовать нравственно, но только как средство для достижения цели оказаться на небесах, а не в аду. Стремление к счастью может мотивировать людей действовать нравственно, но мы не можем быть уверены заранее, какие действия приведут к тому, что люди будут счастливы. Итак, в ответ Кант вместо этого выступал за мораль, основанную на разуме. По его мнению, если мораль нуждается в универсальном основании, то мы должны просто принимать решения в соответствии с логикой универсализации. Определив, чего мы пытаемся достичь в любом действии, и превратив это намерение в закон, которому должны подчиняться все разумные существа, мы можем использовать разум, чтобы определить, логически возможно ли универсализировать намеченное действие. Таким образом, логика — а не Бог или желание — может сказать нам, является ли намеренное действие правильным (универсальным) или неправильным (неуниверсальным).

    Однако есть несколько проблем с попытками обосновать мораль разумом. Одна из таких проблем, как было указано Жаком Лаканом в «Кант с Садом» (1989), состоит в том, что использование универсальности в качестве критерия правильного и неправильного может позволить умным людям (таким как маркиз де Сад) оправдать некоторые, казалось бы, ужасные действия, если они может показать, что эти действия действительно могут пройти логический тест Канта. Другая проблема, как указывал Джон Стюарт Милль в книге «Утилитаризм » (1861), состоит в том, что люди рациональны, но рациональность — это не все, что у нас есть, и поэтому следование кантианской морали заставляет нас жить как безразличные роботы, а не как люди.

    Еще одна проблема, как указывал Ницше, заключается в том, что разум может быть не тем, чем его утверждал Кант, поскольку вполне возможно, что разум не является более прочным основанием, чем Бог или счастье. В «О генеалогии морали» (1887) Ницше утверждал, что разум — это не что-то абсолютное и универсальное, а скорее нечто, что со временем превратилось в часть человеческой жизни. Точно так же, как мышей в лабораторных экспериментах можно научить быть рациональными, мы тоже научились быть рациональными благодаря столетиям моральных, религиозных и политических «экспериментов» по ​​обучению людей быть рациональными. Следовательно, разум не следует рассматривать как прочное основание морали, поскольку его собственные основания могут быть поставлены под сомнение.

    Пассивный нигилист скорее предпочтет ориентироваться по неисправному компасу, чем рискует почувствовать себя полностью потерянным

    Здесь снова мы можем найти важное различие между тем, как активный нигилист и пассивный нигилист реагируют на такой моральный скептицизм. Способность сомневаться в легитимности любого возможного основания морали может привести активного нигилиста либо к переопределению морали, либо к отказу от морали. В первую очередь о поступках можно судить, исходя из моральных принципов, но эти принципы определяет активный нигилист. Но то, что кажется творческим, на самом деле может быть производным, поскольку трудно отличить, когда мы думаем для себя, а когда мы думаем в соответствии с тем, как мы были воспитаны.

    Так что скорее, чем такой нравственный эгоизм, активный нигилизм просто вообще отвергнет мораль. Вместо этого действия оцениваются только с практической точки зрения, например, что более или менее эффективно для достижения желаемой цели. Таким образом, действия человека ничем не отличаются от действий животного или машины. Если кажется ошибкой сказать, что животное зло, потому что оно поедает другое животное, когда оно голодно, то активный нигилист скажет, что точно так же ошибкой будет сказать, что люди злы, потому что воруют у другого человека, когда они голодны.

    Без морали такие понятия, как воровство, собственность или права, рассматриваются как имеющие только юридическую силу. Действия могут рассматриваться как преступные, но не как аморальные. Пример такого активного нигилизма можно увидеть у древнегреческого софиста Фрасимаха. В «Республике » Платона Фрасимах утверждает, что «справедливость» — это просто пропаганда, используемая сильными для угнетения слабых, обманом заставляющих их принять такое угнетение как справедливое.

    Пассивный нигилист, с другой стороны, не отвергает традиционную мораль только потому, что ее легитимность может быть поставлена ​​под сомнение. Вместо этого пассивный нигилист отвергает идею о том, что легитимность морали действительно имеет значение. Пассивный нигилист подчиняется морали не ради морали, а ради послушания. Пассивный нигилист считает, что жить в соответствии с тем, что другие считают правильным и неправильным, хорошим и плохим, предпочтительнее, чем жить без каких-либо моральных стандартов, которыми можно руководствоваться при принятии решений. Моральные стандарты служат компасом, и пассивный нигилист скорее будет ориентироваться в жизни, используя неисправный компас, чем рискнет прожить жизнь, чувствуя себя полностью потерянным.

    Моральные нормы также обеспечивают чувство принадлежности к сообществу. Обмен нормами и ценностями так же важен для совместного образа жизни, как и общий язык. Таким образом, отрицая мораль, активный нигилист отвергает и сообщество. Но пассивный нигилист не хочет рисковать, чувствуя себя совершенно одиноким в мире. Таким образом, отвергая моральную легитимность, пассивный нигилист принимает сообщество. Тогда для пассивного нигилиста важно не то, истинно ли моральное утверждение, а то, популярно ли моральное утверждение.

    Это означает, что для пассивного нигилиста мораль не имеет значения. Пассивный нигилист ценит мораль как средство достижения цели, а не как самоцель. Поскольку желание принадлежать и быть ведомым перевешивает желание иметь моральную уверенность, пассивный нигилист заботится только о чувстве направления и о чувстве общности, которые могут возникнуть в результате принятия моральной системы. Пассивный нигилист подобен зрителю на спортивном мероприятии, который болеет за домашнюю команду только потому, что так делают все остальные. Пассивный нигилист поддерживает моральные стандарты только потому, что они приняты сообществом, к которому пассивный нигилист хочет принадлежать.

    Как эпистемологический нигилизм может привести к нигилизму моральному, так и нигилизм моральный может привести к нигилизму политическому. Политический нигилизм обычно понимается как неприятие власти. Так было в случае с вышеупомянутыми самопровозглашенными нигилистами России XIX века, которым в конце концов удалось убить царя. Однако эта революционная форма политического нигилизма, которую мы можем отождествить с активным нигилизмом, не захватывает пассивную форму политического нигилизма.

    Опасность активного нигилизма исходит из его анархической готовности разрушить общество ради свободы. Опасность пассивного нигилизма исходит из его конформистской готовности уничтожить свободу ради общества. Как мы уже видели, пассивный нигилист инструментально использует знание и мораль, рассматривая их как важные лишь постольку, поскольку они служат средством достижения целей комфорта и безопасности. Потребность чувствовать себя защищенным от дискомфорта сомнений и неуверенности в нестабильности — вот что приводит пассивного нигилиста к тому, что он в конечном счете становится более разрушительным, чем активный нигилист.

    Опасность здесь заключается в том, что нравственные и политические системы, продвигающие свободу и независимость, будут восприниматься пассивным нигилистом как менее желательные, чем нравственные и политические системы, поощряющие догматическое принятие традиций и слепое подчинение авторитетам. Хотя мы могли бы сказать, что хотим быть свободными и независимыми, такое освобождение может показаться ужасным бременем. Это было выражено, например, Сереном Кьеркегором в The Concept of Anxiety (1844), когда он описал тревогу как «головокружение свободы», которое возникает, когда мы смотрим вниз на то, что кажется нам «бездной» бесконечных возможностей. Просто подумайте о том, как часто посетители ресторана, представляя меню, полное вариантов, обращаются к официанту за рекомендацией. Или как Netflix перешел от продвижения своей обширной библиотеки фильмов, из которых вы можете выбирать, к продвижению своего алгоритма, который позволит вам «расслабиться», пока он делает выбор за вас.

    Нигилизму могут способствовать те, кто находится у власти, кому выгодны такие кризисы

    Ницше беспокоило то, что он считал растущим признанием бескорыстия, самопожертвования и самоотречения в качестве нравственных идеалов. Он видел в принятии таких самоотрицающих идеалов свидетельство того, что пассивный нигилизм распространяется, как болезнь, по Европе XIX века. В 20-м веке Эрих Фромм в книге «Побег от свободы » (1941) так же беспокоился о том, что он назвал «страхом свободы», распространяющимся по Европе. Именно это беспокойство мотивировало работу как критических теоретиков в Германии, так и экзистенциалистов во Франции.

    Арендт предупреждала, что мы должны быть осторожны и не думать о нигилизме просто как о личном кризисе неуверенности. Скорее, мы должны признать, что нигилизм — это политический кризис. Нигилизм могут продвигать те, кто находится у власти, кому выгодны такие кризисы. Следовательно, даже метафизический нигилизм может иметь политический вес. Принятие того, что вселенная бессмысленна, может привести к тому, что беспокойство по поводу угнетения, войны и окружающей среды тоже будет бессмысленным. По этой причине не только политики могут извлечь выгоду из нигилизма.

    Согласно Симоне де Бовуар в The Ethics of Ambiguity (1948), одна из форм, которые может принимать нигилизм, — это ностальгия — желание вернуться к тому, насколько свободными мы чувствовали себя в детстве до того, как во взрослом возрасте обнаружили, что свобода влечет за собой ответственность.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts