Новые религиозные движения примеры: Новые религиозные движения

Новые религиозные движения

Пахомов Сергей Владимирович –– кандидат философских наук 

Цели курса

В курсе «Новые религиозные движения» (НРД) излагаются сведения, полученные на основе методов одной из наиболее бурно развивающихся областей современного религиоведения. Разбираются понятийные конструкции, образы, символы, классификации НРД, рассказывается об их систематике и эволюции. На конкретных примерах показывается специфика новых религий, их связь с традиционными формами религиозности и цивилизационными аспектами, культурно-религиозные и общественно-политические проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе своего генезиса и бытования.

Задачи курса

  В курсе дается представление о наиболее заметных и влиятельных НРД, производится общий обзор НРД с использованием географического критерия. Все новые религии условно разбиваются на три блока: восточный, западный и отечественный (включая страны СНГ), которые разбираются последовательным образом.

Подача материала учитывает исторический, герменевтический, компаративный и другие методы исследования НРД.

Тематический план

1.     Введение.

2. Японские новые религии

3. Китайские и корейские новые религии.

4. Индийские новые религии.

5. Новые религии в странах Запада.

6. НРД в СССР, России и странах СНГ.

Программа

Тема 1. Введение.

Проблемы определения и классификации «новых религиозных движений». Понятия «секты», «культа», «альтернативной религии». Проблема «традиционности» НРД. Причины появления и распространения НРД. Новые религии и правовое поле. Образ НРД «изнутри» и «извне». Отношение к НРД в обществе.

Особенности и эволюция НРД.

Тема 2. Японские новые религии.

 Специфика дальневосточной религиозности. Буддизм и местные религиозные традиции.

Японские формы религиозности. Характерные черты синто. Специфика и развитие японских новых религий (синсюкё). Послевоенная религиозность: синсинсюкё. Неосинтоизм: религия «небесного разума» (тэнрикё). Необуддийское движение: Сока гаккай. АУМ Синрикё как пример радикальной религиозной группы.

Тема 3. Китайские и корейские новые религии.

Традиционные формы китайской религиозности. Религия и государство. Новые религии Китая 19 – 20 вв. Пример китайского НРД: Фалуньгун.

Специфика корейских форм религиозности. Церковь Объединения как пример корейского НРД. «Божественный принцип» как главное произведение мунитов. Теология и сотериология Сан Мён Муна.

Тема 4. Индийские новые религии.

Особенности индийской религиозности. Индуизм и неоиндуизм. Прозелитические и просветительские тенденции. Значение практик медитации.

Международное общество сознания Кришны (МОСК) как ответвление неочайтанизма. Другие кришнаитские организации. Движение Сатья Саи. Движение Раджниша (Ошо). Брахма Кумари.

Тема 5. Новые религии в странах Запада.

Западная цивилизация и новые религии. Поиски новых парадигм рациональности и «неклассическая» наука. Экономические и политические обстоятельства. Инкорпорация восточных НРД в западную культуру.

Неохристианские и квазихристианские новые религии. Протестантизм и неопротестантизм. Свидетели Иеговы. Джозеф Смит и основание Церкви Иисуса Христа святых последних дней. Значение «Книги Мормона». Движение неопятидесятничества. Основные толки, церкви, общины. Харизматизм как субнаправление неопятидесятничества.

 «Секты-самоубийцы». Значение апокалиптических идей. «Народный храм» Д. Джонса. «Солнечный храм» Ж. Ди Мамбро и Л. Журе как пример оккультной новой секты. Секта «Небесные врата» М. Эпплуайта. Самоубийство членов угандийского «Движение за восстановление 10 заповедей» в 2000 г. «Ветвь Давидова» Д. Кореша.

Нехристианские движения. Дианетика, или Церковь сайентологии.

Сатанизм. Церковь Сатаны.

НРД уфологической направленности. Клод Ворийон (Раёль) и движение раёлитов. Движение Нью-эйдж как феномен новой религиозности.

Тема 6. НРД в СССР, России и странах СНГ.

История складывания новой религиозности в Советском Союзе. Перспективы развития новых религий в России.

Оздоровительно-религиозное движение «ивановцев». Неоязычество в России. История развития новых религий неоязыческого типа (с середины 1970-х гг.). «Белое Братство» Юсмалос. Церковь Последнего Завета (виссарионовцы). Богородичный центр, или Церковь Божией Матери Преображающейся. Организация «Радастея» Евдокии Марченко.

Литература:

1. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Ч. 1. М., 1999.

2. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997.

3. Гуревич П. С.

Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985.

4. Дворкин А. Л. Сектоведение. Ниж. Новгород, 2000.

5. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. №1, 2001. С. 61 – 72.

6. Коньков Д. Ю. Сущность и специфика современных нетрадиционных религий. а/ф дисс. к/ф. М., 1995.

7. Кузнецова Т. Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999.

8. Мартин У. Царство культов. СПб., 1992.

9. Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник. М., 1997.

10. Основной словарь по дианетике и саентологии. По тр. Л. Р. Хаббарда. М., 1999.

11. Религии народов современной России. М., 1999.

12. Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник. М., 1996.

13. Современное религиозное сектанство. Киев, 1989.

14. Современные секты и неоязычество в России. М., 1998.Таевский Д. А. Синкретические религии и секты. Словарь-справочник. М., 2001.

14. Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989.

15. Ткачева А. А. Новые религии Востока. М., 1991.

 

 

Электронная библиотека БГУ: Новые религиозные движения и электронные СМИ: интернет-критика Церкви Саентологии

Issue Date Author Title Subject

Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.bsu.by/handle/123456789/241950

Title: Новые религиозные движения и электронные СМИ: интернет-критика Церкви Саентологии
Other Titles: New religious movements and electronic media: internet criticism of the Church of Scientology / S. A. Anoshka
Authors: Аношко, С. А.
Keywords: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Религия. Атеизм
ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Issue Date: 2019
Publisher: Минск : Ковчег
Citation: Религия и Коммуникация: материалы VI Международной научно-практической конференции, Минск, 18–20 апреля 2019 г. – Минск : Ковчег, 2019. – С. 308-316.
Abstract: Текст является попыткой анализа отношений между саентологами и интернет-сообществом. После общего введения и зарисовки проблемы статья повествует о примерах критики саентологии в Интернете. Далее приведены примеры апологетической деятельности данного НРД, а также некоторые попытки противников ЦС, которые ныне вышли по-за границы онлайн-территории, став частью общественной жизни. В завершение описана нынешняя ситуация с самопрезентацией саентологов в киберпространстве и средства, используемые верующими новой религии для пропаганды своих воззрений в сети.
Abstract (in another language): The text is an attempt to analyze the relationship between Scientologists and the Internet community. After a general introduction and sketching of the problem, the article is about examples of criticism of Scientology on the Internet. The following are examples of the apologetic activity of this NRM, as well as some attempts by the opponents of the CoS, which have now gone beyond the borders of the online territory, becoming part of public life. In conclusion, the current situation with the self-presentation of Scientologists in cyberspace and the tools used by believers of the new religion to promote their views on the network are described.
URI: http://elib.bsu.by/handle/123456789/241950
ISBN: 978-985-7246-14-4
Appears in Collections:2019. Религия и Коммуникация

Show full item record Google Scholar

Найти подобные публикации

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Это культ или новое религиозное движение?

Бхагван Шри Раджниш и ученики в Пуне, Индия, около 1977 года.

Тенденция в поп-культуре — это смесь текущих событий и юбилеев, а насыщение медиа-ландшафта — документальное повествование о культах в массовой культуре. В прошлом году Джонстауну исполнилось 40 лет, а этим летом исполняется 50 лет со дня убийства семьи Мэнсона. В 2019 году состоялся суд над участниками NXIVM, а сериал «Дикая, дикая страна» от Netflix вызвал интерес к своеобразному развитию событий в 1980-е годы группы под названием Rajneeshpuram. Популярные подкасты включают серию о «Вратах рая», а также множество исследований культовых групп и религиозных сект, как неортодоксальных, так и нет.

Но чем отличается культ от религии? Последователи считают себя верующими, даже учениками, а не членами культа. Однако семьи, правоохранительные органы, СМИ и другие религиозные лидеры полагаются на слово «культ» для дискредитации, осуждения или обвинения этих групп. За кем последнее слово и что стоит за самим словом?

Культ — это термин, который вообще не относится к религии, а применяется к общественному движению. Люди интуитивно чувствуют, как следует использовать слово «культ», даже если организация или движение соответствуют критериям новой религии. Возьмем, к примеру, саентологию и мормонизм. Оба были новыми религиозными движениями, которые превратились в общее понимание или определение религии. Однако, по данным Pew Research, немормоны в США чаще называют мормонизм культом.

Саентология и мормонизм пережили своих харизматических лидеров. Они открыто публиковали свои убеждения как священные писания. Обе религии ищут истину, предлагая своим последователям дорожную карту их места во Вселенной, а также моральный кодекс. Те, кто принимают верования и ритуалы, являются членами религии. Но многие снаружи считают это движение и его последователей культом. Как они были объединены?

«Слово «культ» первоначально обозначало практику религиозного почитания и религиозную систему, основанную на таком почитании, например, культ Богоматери Гваделупской», — говорит Робин Кларк, профессор лингвистики в Школе искусств и наук. «Однако это слово было заимствовано в первой половине 20-го века социологией и стало обозначать социальную группу с «социально девиантными» убеждениями и практиками, такими как культ НЛО».

Культы против новых религий – это вопрос перспективы, говорит Ори Тавор, старший преподаватель кафедры восточноазиатских языков и цивилизаций, который ведет курс по новым религиозным движениям. «Новое религиозное движение» — это новый термин из академического дискурса, который применяется к религиозным движениям, начиная с 19 века. «Помните, — говорит Тавор, — что религиозный ландшафт США был связан со свободой вероисповедания. Любой может создать новую религию и может обратиться к правительству за статусом новой религии и получить защиту и признание от правительства».

То, что у них есть общего, может быть причиной их объединения: харизматичный лидер. И буддизм, и христианство названы в честь харизматического лидера. Ислам, первоначально называвшийся магометанством, также назван в честь своего лидера. Религии и культы часто следуют за лидером, претендующим на божественный или, по крайней мере, особый доступ к различным моделям знаний и откровений. Многие принимают мученическую смерть. Иисус из Назарета был широко распят. Джозефа Смита, основателя мормонизма, линчевали, оставив Бригама Янга вести последователей на запад.

Раннее изображение храма в Солт-Лейк-Сити Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.

Последние дни — еще одна постоянная тема в культах и ​​религиях, как новых, так и старых. Нирвана, небеса, Сион или космическое пространство являются руководящим принципом в их писаниях. «В середине 19 века экономическое отчаяние привело к возникновению новых религиозных движений», — объясняет Тавор. «Жизнь на земле ужасна, — говорили они, — миру придет конец». В XIX веке новые религиозные течения имели христианское происхождение. В 20-м веке произошел сдвиг, когда переведенные буддийские и исламские тексты с Востока стали доступны в условиях нового религиозного ландшафта.

«Люди разочаровались в христианстве и своих родителях, переехали в пригороды и стали более светскими. В середине 20-го века люди покидали свои родные общины или теряли связь со своими первоначальными общинами и искали более современное поклонение», — говорит Тавор. «Капиталистическое, потребительское общество тоже росло».

Харизматичным лидером, подключившимся к капиталистическому обществу потребления, был Л. Рон Хаббард.

В 1950-х Хаббард основал группу самопомощи, основанную на реинкарнации себя, под названием «Дианетика». Когда Дианетика потеряла популярность, Хаббард переупаковал ее в религиозное движение с эзотерическими писаниями — например, вы должны стать операционным тэтаном, чтобы иметь доступ к рукописным текстам Хаббарда. «Саентология не следует старомодной модели собрания, — говорит Тавор.

Середина-конец 20-го века представили трансцендентальную медитацию и кришнаиты в духовном ландшафте, угождая группе верующих, ищущих чего-то духовного, кроме христианства. Махариши даже использовал современную терминологию — он называл свою философию «наукой о счастье».

Во многом недоверие людей к новым религиозным движениям подпитывалось их популярностью. «Людей пугало то, что эти восточные религии были успешными. Посмотрите на Раджнишпурам и его лидера Ошо. Он был популярен в Индии, затем приехал в США, и поскольку люди были знакомы с кришнаитами и трансцендентальной медитацией и боялись их, люди сходили с ума из-за Раджнишпурама», — объясняет Тавор.

Примерно в это же время зародились депрограммирующие и антикультовые движения. «Маньчжурский кандидат» привнес концепцию промывания мозгов и депрограммирования в массовую популярную культуру, а смешение слова «культ» с маргинальными движениями вне религии (такими как культы судного дня, полигамные культы и террористические культы) подпитывало антикультовые движения.

Чтобы различать эти два понятия, Кларк предлагает простое упражнение: найдите тексты, содержащие слово «культ», и найдите в них сопутствующие слова. «Если у нас есть временной ряд таких текстов, мы должны увидеть сдвиг в смысловых связях, вероятно, начиная с 19 века.30-х годов, включая различные нерелигиозные термины, такие как «личность», «НЛО», «расист» и т. д. Это было бы диагностикой семантического изменения». Тавор сужает семантическое изменение до острого пункта — Джонстауна.

Тела членов Народного Храма были найдены через несколько дней после их массового самоубийства в джунглях Гайаны.

Джим Джонс был христианским проповедником, выступавшим против сегрегации, из Индианы, который представлял церковь смешанной расы. Джонс и его последователи уехали из Индианы в Калифорнию в поисках утопического сообщества. Находясь в Сан-Франциско, трения Джонса с законодателями и давление со стороны семей членов Народного Храма, стремящихся освободить своих родственников и детей, заставили Джонса искать утопическую общину в джунглях Гайаны, в Южной Америке. Когда эти члены семьи узнали о переезде за границу, они обратились к правительству с просьбой о вмешательстве. В Джонстаун отправилась делегация — конгрессмен Лео Райан, его помощник Джеки Спейер, журналисты и операторы сетевых новостей. То, что началось как миссия по установлению фактов, закончилось пятью мертвыми на летном поле аэродрома Порт-Каитума, когда Райан и его представители бежали из Джонстауна вместе с горсткой перебежчиков. Райан был застрелен вместе с тремя представителями прессы и одним перебежчиком, а остальные члены делегации подверглись нападению. Вернувшись в Джонстаун, Джим Джонс передал свое последнее сообщение: «Я изо всех сил старался дать вам хорошую жизнь. Несмотря на все мои попытки, горстка наших людей своей ложью сделала нашу жизнь невозможной. Невозможно оторваться от того, что произошло сегодня». Через несколько часов все выпили Kool-Aid с добавлением цианида, совершая массовое самоубийство. Джонс скончался от огнестрельного ранения в голову.

«Это делает Джонстаун квинтэссенцией культа. Фотографии трупов были на обложке журнала Time ». говорит Тавор. «Джонстаун — важный момент в истории США для популяризации термина «культ»».

В Вако, штат Техас, в 1992 году представители отделения Давида подверглись нападению со стороны правоохранительных органов на территории их комплекса. Они были адвентистами, но их община была полигамной, и их легко заслужить звание культа — их верования были неортодоксальны по отношению к христианству.

Небесные врата получили известность в конце 90-х годов как культ Судного дня, совершив массовое самоубийство в 1997 году, чтобы получить доступ к тому, что, как они считали, должно было быть внеземным космическим кораблем, следующим за кометой Хейла-Боппа. Писание последних дней христианское по происхождению — источником является последняя книга Нового Завета, Книга Откровений. Но не все апокалиптические религиозные течения заканчиваются смертью или ожиданием космических кораблей. Адвентисты седьмого дня исходят из традиции 1840-х годов, которая предсказывала апокалипсис в 1843 году на основе расчетов из Книги Даниила. Когда конец света не наступил, движение распалось, а его последователи реорганизовались в адвентистов седьмого дня.

Если один фактор может определить разницу между культом и религией, согласно Тавору, то это время. Саентология теперь признана государством религией со статусом освобождения от налогов. Мормонизм считался такой девиантной формой инакомыслия, что его основатель был линчеван. Сейчас Церковь мормонов насчитывает более 14 миллионов членов по всему миру.

«Движению требуется время, чтобы утвердиться в качестве законной части религиозного ландшафта, — говорит Тавор. «Культ не имеет ничего общего с содержанием своей религиозной идеологии. Это термин, чтобы демонизировать движение, которое вызывает споры. Это считается угрозой для основного общества». NXIVM, например, называют культом личности, потому что, как и в Джонстауне, это группа, которая следовала за харизматическим лидером в ущерб себе.

Но иногда государство определяет, является ли группа культовой, а не массовой культурой. Фалуньгун, например, был чрезвычайно популярной китайской религией, которая была внезапно объявлена ​​культом китайским правительством, когда она стала настолько популярной, что число ее последователей превысило число членов Коммунистической партии. Почти в одночасье Фалуньгун был объявлен культом и чем-то, чего следует опасаться. В США религиозные лидеры и массовая культура выступают в качестве арбитров при определении культа, а такие насильственные действия, как самоубийство, убийство и нанесение телесных повреждений, сильно влияют на то, будет ли группа названа культом.

Пока существует ортодоксия, будет и инакомыслие, и будут продолжать существовать евангелия конца дней, которые могут основываться на науке или писаниях, люди будут искать ответы, и появятся лидеры, утверждающие, что они у них есть. Будут ли их последователи членами секты или прихожанами, во многом будет вопросом времени.

Кредиты
  • Тина Родиа Писатель
Дата

Подтемы
  • Религиоведение,
  • Лингвистика
Школы
  • Школа искусств и наук

Новые религиозные движения — социология религии

Термин «новые религиозные движения» используется для обозначения ряда различимых, но частично совпадающих явлений, не все из которых однозначно новы и не все из которых, по крайней мере по некоторым критериям, религиозный. Конечно, всегда были новые религии — зороастризм, буддизм, христианство и ислам, все они начинались как таковые. Оглядываясь назад на историю, можно распознать периоды, которые были особенно склонны к росту новых религий. Примерами могут служить 1530-е годы в Северной и Центральной Европе; Англия между 1620 и 1650 годами и снова на рубеже девятнадцатого века; Великое пробуждение конца 1730-х гг. , за которым последовало Второе великое пробуждение 1820–1860 гг. в Соединенных Штатах; и «Час пик богов» Нила МакФарланда (1967) термин, пришедший в Японию, когда новые религии, подавленные во время Второй мировой войны, освободились в середине 1940-х гг.; затем, примерно 30 лет спустя, к ним присоединилось то, что сейчас называют новыми японскими религиями (Shimazono 2004).

Терминологические проблемы

Тот факт, что ни одно социальное явление не бывает совершенно новым и не бывает полностью неизменным, может сделать термин «новое» проблематичным. Но примерно в конце 1960-х годов термин «новое религиозное движение» (НРД) стал использоваться для описания особого предмета изучения в научном сообществе Северной Америки и Западной Европы. В нем говорилось о двух типах «новых» религий: во-первых, как в «Новых религиях» (1970) Джейкоба Нидлмана, он охватывал различные формы восточной духовности, которые были новыми для большинства жителей Запада. Эти новоприбывшие, которые часто существовали сотни или даже тысячи лет в странах своего происхождения, не сильно изменили свои традиционные верования и обычаи, поскольку они были ограничены иммигрантами из этих стран. Некоторые, однако, приобрели новые характеристики, когда их приняли жители Запада, что позволяет утверждать, что они стали новыми движениями в более общем, втором смысле, который относится к пестрому набору групп, которые были основаны после Второй мировой войны и были идентифицированы как «культы» или «секты» в популярных средствах массовой информации. Эти НРД были новыми в том смысле, что они состояли преимущественно из новообращенных в первом поколении, а их лидеры-основатели были еще живы.

Еще одна терминологическая трудность возникла, когда многие из этих движений сопротивлялись тому, чтобы их называли религией – например, Брахма Кумарис предпочитают, чтобы их считали духовным или образовательным движением. С другой стороны, Церковь Саентологии, хотя ее основатель Л. Рон Хаббард и назвал ее новой религией, вынуждена бороться в судах по всему миру за признание ее религией ради получения таких светских благ, как освобождение от налогов.

Большинство НРД подпадают под социологическую категорию культа любого сектора, но ученые стали отдавать предпочтение термину НРД, чтобы избежать уничижительного подтекста, связанного в общественном сознании с этими ярлыками. Это, однако, привело к тому, что в риторике противников движения «NRM» ассоциируется с тем, что они считают не нейтральной, а позицией «защитника культа». Эта политизация термина, путаница, вызванная тем фактом, что многие из движений существовали (или существуют) в течение некоторого времени, и двусмысленность, связанная с ярлыком «религиозный», привели к попыткам найти другие термины. такие как альтернативные религии, религиозные меньшинства или духовные сообщества. Но ни одно из них не смогло успешно заменить «новое религиозное движение» к началу третьего тысячелетия.

Характеристики новых религиозных движений

Огромное разнообразие современной волны новых религий невозможно переоценить. Хотя секты девятнадцатого века, такие как Свидетели Иеговы, мормоны и адвентисты седьмого дня, безусловно, отличаются друг от друга, они все же в некотором роде связаны с иудео-христианской традицией. Однако новые религии происходят из гораздо более широкого круга традиций — не только из буддизма, индуизма, мусульманства, синтоизма, язычества и их различных комбинаций, но и из других источников, таких как научная фантастика, психоаналитические теории и политические идеологии.

Некоторые, особенно историки религии, такие как Дж. Гордон Мелтон (2004), утверждают, что НРД имеют больше общего с традициями, из которых они возникли, чем друг с другом, и, конечно же, было бы трудно понять Кришну. Сознание без знания индуистской традиции, Семья без знания христианства или Сока Гаккай без знания буддизма в целом и традиции Нитирэн в частности. При этом, однако, также имеет место наличие определенных характеристик, которые, как можно было бы ожидать, будут присущи движениям, поскольку они новы и религиозны.

Во-первых, почти по определению НРД состоят из новообращенных, а новообращенные в любую религию, как известно, более привержены и полны энтузиазма, чем те, кто родился в их религии. Во-вторых, лидеры-основатели часто пользуются харизматической властью со стороны своих последователей. Это означает, что им предоставлено право иметь прямое мнение о большем количестве аспектов жизни своих последователей, чем, скажем, папа или даже аятолл, и вряд ли они будут нести ответственность перед кем-либо, кроме, возможно, Бога(ов) перед только у них может быть прямая горячая линия. Кроме того, будучи не связанными правилами или традициями, они, вероятно, будут непредсказуемыми, изменяя откровения и инструкции в любой момент.

В-третьих, НРД имеют тенденцию апеллировать к нетипичному представлению населения. Те, кто появился на Западе во второй половине двадцатого века, были, например, непропорционально молодыми взрослыми европеоидами из более образованного среднего класса, хотя существовали НРД, привлекавшие новообращенных с разными демографическими профилями, например, молодые чернокожие мужчины, присоединившиеся к Растафарианство или Нация Ислама.

Четвертая, но ни в коем случае не универсальная характеристика новых религий заключается в том, что они часто оперируют дихотомическим мышлением. Их система верований рассматривается как несомненно истинная и благочестивая, а система верований других — как ложная и, возможно, сатанинская; у них нравы хорошие, у других плохие. Первичной определяющей идентичностью является членство: кто-то либо христианин Иисуса, либо нет; и, чтобы защитить уязвимых членов, которые приняли верования и обычаи, чуждые убеждениям и обычаям их родственников и друзей, НРД на протяжении всей истории часто поощряли своих членов разрывать тесные контакты с не членами (Луки 14:26). Таким образом, проводятся четкие границы между «истинным» и «ложным»; «хорошо и плохо»; «они» и «мы»; и «до» и «после» (преобразование).

В-пятых, НРД встречают с подозрением, страхом и даже ненавистью те, кому они представляют альтернативу. Ранних христиан скормили львам, катаров сожгли на костре, бахаи продолжают преследовать в Иране, а ахмидийцев — в Пакистане. На рубеже третьего тысячелетия Китайская Народная Республика заключила в тюрьмы десятки тысяч практикующих Фалуньгун для «перевоспитания» на том основании, что они считаются угрозой для людей и государства; Свидетели Иеговы подверглись физическому нападению в Грузии и «ликвидированы» московским судом. Родители заплатили десятки тысяч долларов за то, чтобы их (взрослых) детей похитили из НРД и принудительно заключили в тюрьму до тех пор, пока они либо не сбежали, либо не пообещали отречься от своей веры. Эта практика депрограммирования, хотя и не полностью заброшенная, в настоящее время редко встречается в Северной Америке и Западной Европе, но она продолжается в Японии и других странах. Ряд стран внесли поправки в свои конституции или приняли законы, которые (грубо или тонко) проводят различие между новыми и более традиционными религиями, отрицая прежние привилегии или права, предоставленные последним (Richardson 2004). Европейский суд по правам человека принял ряд исков от НРД, возражающих против такой практики, а Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) опубликовала многочисленные заявления с критикой обращения с религиями меньшинств.

Шестая характеристика НРД, которую на удивление часто игнорируют, заключается в том, что они могут меняться более фундаментально и быстро, чем старые религии. Это очевидно только с демографической точки зрения. Новообращенные, которые пользовались свободой молодежи, несут ответственность за воспитание детей, которых, в отличие от новообращенных диссидентов, нельзя исключить. Оплата аренды или борьба со старением и плохим здоровьем могут стать более насущными проблемами, чем спасение мира. Харизматические лидеры умирают; организация становится все более бюрократизированной, подчиняется правилам и традициям и, таким образом, становится более подотчетной и предсказуемой. Неисполненные пророчества могут привести к ослаблению богословского пыла и способствовать приспособлению к принимающему обществу. НРД, которые так старались объяснить, насколько они отличаются от остального мира, могли начать настаивать на том, что они в основном такие же, как и все остальные. Нечлены могут лучше познакомиться, по крайней мере, с некоторыми НРД и потерять часть своего страха по мере того, как движения сливаются с постоянно растущим разнообразием религий, культур и морали во все более глобализирующемся мире.

Кроме того, экономические, политические и социальные изменения во внешнем мире могут привести к радикальным изменениям внутри «культовой сцены». С падением Берлинской стены в 1989 году сотни НРД хлынули в Восточную Европу, сначала наслаждаясь свободой, которая прославлялась во всем регионе, но постепенно подверглись репрессиям и контролю, особенно с традиционными церквями, возражающими против иностранных организаций, «ворующих их паству». (Боровик и Бабински, 1997). Еще одним значительным изменением стало появление Интернета, облегчившего быстрый обмен информацией как в пользу, так и во вред НРД (Hadden & Cowan 2000).

В то время как более ранние христианские секты были классифицированы Брайаном Уилсоном в разделе «Религиозные секты» (1970) в соответствии с действиями, которые они считали необходимыми для достижения спасения, для более разрозненных НРД не было разработано такой удовлетворительной типологии. Возможно, наиболее полезным является различие, разработанное Роем Уоллисом в «Элементарных формах новой религиозной жизни» (1984) между движениями, отвергающими мир, мироутверждающими и приспосабливающими к миру движениями. Движения, отвергающие мир (такие как «Дети Бога» в первые дни своего существования), обычно питают некое тысячелетнее ожидание того, что мир претерпит радикальные изменения. Группы утверждения мира (такие как Саентология) заявляют, что помогают человеку справиться с обществом и/или преуспеть в нем с его нынешними ценностями. Мировые приспосабливающие движения (к которым Уоллис относит Общество Этериуса, Субуд и Харизматическое обновление) вполне довольны или безразличны к миру, как он есть.

Одни утверждали, что движения являются отражением общества, другие — что они возникают как реакция на него; в обоих рассказах есть доля правды. Часто отмечалось, что более фундаменталистские НРД возникли как реакция на модернизацию и секуляризм. Брайан Уилсон (1990; Wilson & Dobbelaere 1994) утверждал, что НРД, такие как Саентология и Сока Гаккай, отражают озабоченность современного секуляризованного общества, в котором люди больше заботятся о саморазвитии и психическом благополучии, чем о потустороннем спасении. По мере того, как общество переходило от экономики, ориентированной на производство (где трудовая этика играла центральную роль), к экономике потребления, образ личного Бога заменялся идеей безличной силы или духа, и в этой жизни все чаще искали награды. в этом мире – или, через реинкарнацию, в следующей жизни, но все же в этом мире.

Подсчет новых религиозных движений и их членов

Никто точно не знает, сколько существует НРД. Неопределенность частично заключается в определении, а частично в решении, где провести границы. Следует ли перечислять все сотни групп Нью Эйдж по отдельности или их следует считать группами? Более того, несомненно, существуют НРД, о которых мало кто, кроме их членов, когда-либо слышал. Однако вполне вероятно, что в Европе и Северной Америке насчитывается около 2000 идентифицируемых НРД, примерно такое же количество в Азии и, возможно (опять же в зависимости от того, что включено в определение) еще несколько тысяч в Африке и других местах.

Но хотя количество NRM велико, число членов обычно относительно невелико. Опять же, трудно оценить точные цифры для большинства движений. И НРД, и их противники склонны преувеличивать статистику членства, но возникает дальнейшая путаница, поскольку, как и в случае с более старыми религиями, существует несколько способов подсчета: есть основные члены, которые, подобно священникам, монахиням или миссионерам, посвящают всю свою жизнь движения; но есть также члены конгрегации, другие, которые участвуют только в особых случаях, и третьи, которые сочувствуют, но могут быть включены в качестве членов, даже если они могут принадлежать к другой религии. На самом деле, хотя основные члены движений, отвергающих мир, как правило, имеют исключительные отношения со своим конкретным движением, те, кто связан с группами, утверждающими мир, могут быть довольно беспорядочными в своих пристрастиях на более периферийном уровне, практикуя трансцендентальную медитацию, участвуя в ряде дополнительные лекарства, посещение различных групп встреч, общение с ангельским царством и посещение кришнаитского ресторана для вегетарианской еды.

Еще одна трудность – высокая текучесть кадров, при этом количество присоединившихся к работе оценивается более тщательно, чем выбывающих. Многие люди вступили в НРД на короткое время, но потом решили, что это все-таки не для них, и ушли. Этот факт, который был продемонстрирован большим количеством научных исследований различных движений, вызывает смущение как у НРД, так и у их противников, последние стремятся объяснить членство в НРД с точки зрения «промывания мозгов» или контроля над сознанием, особенно когда они интересовались незаконной практикой непроизвольного депрограммирования. Однако, несмотря на то, что многие НРД, по крайней мере, в первые годы своего существования, подобно евангельским христианам, оказывали значительное давление на потенциальных новообращенных, это, как правило, не так уж эффективно. Изучение Церкви Объединения в конце XIX в.В 1970-е годы, когда обвинения в «промывании мозгов» были в самом разгаре, обнаружилось, что более 90% тех, кто заинтересовался движением в достаточной степени, чтобы посетить семинар по месту жительства, решили не присоединяться, а большинство из тех, кто присоединился, покинули его в течение двух лет (Barker 1984). ). Действительно, многим НРД не удается выжить намного дольше двух или трех поколений.

Реакция на новые религиозные движения

Различные люди, группы и общества по-разному реагировали на современные НРД. Некоторые люди оказались вовлечены в активную оппозицию, особенно родители молодых новообращенных, которые отказались от многообещающей карьеры и оторвались от семьи и бывших друзей. Не то чтобы все родители были расстроены — есть и те, кто приветствовал новообретенную веру своих детей, и многие, хотя и не слишком обрадовались, но смирились с ситуацией. По крайней мере, часть изменчивости, вероятно, прослеживается в предыдущих отношениях, а часть — в степени, в которой НМП требует от своих членов исключительной приверженности.

С 1970-х годов наблюдается рост групп, сформированных родителями и другими лицами, выступающими против конкретных НРД или движений в целом. Они начали объединяться в сеть и стали в общем называться антикультовым движением. Как и в случае с НРД, эти группы и их члены могут весьма радикально отличаться друг от друга, но, вообще говоря, они в первую очередь озабочены фактическим и потенциальным вредом, который могут причинить НРД, и склонны выбирать только негативные действия в своем описании того, что их часто называют «деструктивными культами». Существует также ряд часто пересекающихся групп, называемых контркультистским движением, которые больше обеспокоены «неправильной теологией», чем «плохими действиями» НРД. Другой тип возникшей группы «наблюдателей за культами» — это группы, ориентированные на исследования. Они перенимают методы социальных наук, пытаясь быть как можно более объективными и сбалансированными в своем анализе НРД, используя, например, сравнительный метод, чтобы выяснить, можно ли обнаружить конкретное действие (такое как самоубийство или жестокое обращение с детьми) в момент времени. такой же или даже более высокий уровень среди представителей традиционных религий, как и среди НРД, хотя эта акция стала гораздо более заметной, когда в средствах массовой информации сообщалось о «культовой деятельности» (религиозная принадлежность членов основных религий редко сообщается в рассказы о своих преступлениях). В-четвертых, существуют так называемые группы апологетов культа, которые часто тесно связаны с самими НРД. Они образуют зеркальное отражение антикультовых групп, поскольку выбирают только положительные аспекты НРД и подчеркивают негативные черты антикультистов.

Официальная реакция на НРД была разной: от того, что они были полностью объявлены вне закона в некоторых исламских странах, до того, что к ним относились так же, как к любой другой религии в таких странах, как Нидерланды или США, хотя реальная практика не всегда была такой же ровной. вручил, как, казалось бы, требует закон. В некоторых странах религии требуют регистрации, чтобы стать признанными юридическими лицами, и иногда существует два или более уровней, на которых может происходить регистрация, с особыми привилегиями, скажем, для установленных, государственных или традиционных религий. Иногда критерии для регистрации требуют, чтобы они были активны в стране в течение определенного количества лет или имели минимальное количество членов, и то, и другое может препятствовать НРД. Несколько правительств заказали официальные отчеты о перемещениях. Некоторые, такие как отчеты Нидерландов и Швеции, пришли к выводу, что закон в его нынешнем виде адекватен для борьбы с любым антиобщественным поведением, которому могут предаваться НРД; в других сообщениях рекомендовалось принять решительные меры против движений; а французские и бельгийские отчеты включали списки «сект» (включая квакеров и YWCA), которые, хотя и не были официально приняты соответствующими правительствами, неофициально «дали разрешение» людям относиться к религиям, включенным в список, дискриминационным образом.

Ссылки:

  1. Баркер, Э. (1984) Создание муни: промывание мозгов или выбор? Блэквелл, Оксфорд.
  2. Баркер, Э. (1989) Новые религиозные движения: практическое введение. ХМСО, Лондон.
  3. Боровик, И. и Бабински, Г. (ред.) (1997) Новые религиозные явления в Центральной и Восточной Европе.
  4. Номос, Краков. Бромли, Д.Г. и Мелтон, Дж.Г. (редакторы) (2002) Культы, религия и насилие. Кембриджский университет
  5. Press, Кембридж. Доусон, Л.Л. (ред.) (2003) Культы и новые религиозные движения. Блэквелл, Оксфорд.
  6. Хадден, Дж. К. и Коуэн, Д. Э. (ред.) (2000) Религия в Интернете. JAI Press, Амстердам.
  7. Макфарланд, HN (1967) Час пик богов. Макмиллан, Нью-Йорк.
  8. Мелтон, Дж. Г. (1992) Энциклопедический справочник культов в Америке. Гарленд, Нью-Йорк.
  9. Мелтон, Дж. Г. (2004) Перспектива: к определению «новой религии». Нова Религио 8: 73 87.
  10. Ричардсон, Дж. Т. (ред.) (2004 г.) Регулирование религии: тематические исследования со всего мира.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts