РОЛЬ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ | Евразийский Союз Ученых
РОЛЬ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Мамадиева Нилуфар Халиловна
Узбекистан, ТашГТУ.
кафедра «Философия и национальная идея»
В этой статье рассматривается структура и анализ элементов нравственной культуры человека. В системе конкретно данной нравственной культуры формируются нравственные идеалы, ценности ориентации, нравственные чувства, нравственные убеждения.
Нравственная культура – это понятие, характеризующее процесс осознания к усвоения членами общества устойчивых моральных норм, принципов идеалов и т.д. превращения их в убеждения, в правила личностных поступков в практическую деятельность. Следовательно, нравственная культура – это критерий нравственное развития общества, социальных групп, индивидов и т.п.
Нравственнность после того, как уходит в прошлое миф, где человек внуреннние сливался с жизнью коллектива и контролировалс различными магическими табупрограммировавшими его поведение на уровне бессознательного.
Нравственность или мораль, будучи своеобразным продуктом духовной деятельности людей, рассматривает общественныме отношения, поступки людей социальные факты и события через призму свойственных ей понятий добра и эта долга и чести, справедливости и др. Нравственные оценки, опирающиеся на эти понятия выражают характер поведения людей и их взаимоотнощения. Мораль включает в себе на определенную савокупность идей, взглядов, принципов, реализумых в процессе деятельности, так и нравсьтвенные качества людей, чувства, привычку и т.д.
С повищением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив, как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы.
Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основано на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества[1.с.18].
Следовательно, понятие «нравственная культура» тесно связано с моралью, однако, они не тождественны. Если нравственность – это система норм, взглядов, правил на поведение людей и уровень личностного развития и савокупность добродетелей, то нравственная культура выступает лишь как отрожение нравственнных достижений общества, включает в себя гуманистическое содержание. Иначе говоря, если в нравственнности в одном ряду находятся такие понятия как добра и зло, справедливость и несправедливость, счастье и несчастье и т.п., нравственная культура не заключает в себе отрицательного содержания.
Нравственная культура – уровень нравственного развития общества и человека, отражающих степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию[3.
Нравственная культура – это совокупност нравственнных качеств людей, гуманистические традиции в их динамике. Можно утверждать, что нравственная культура в широком ее понимании – это нравственные качества, превратившиеся в практическое поведение, в образ жизни личности, общество и нации. Вместе с тем она включает в себя присущие большенство членов общества, нации. Вместе с тем она включает в себя присущие большинство членов общества нравственные понятия, взгляды, чувства, правила поведения.
Структура нравственный культуры состоит из элементов в числе которых:
- передовые нравственные взгляды, теории, идеалы, правила;
- превращенные в образ жизни национальные и общечеловеческие нравственные традиции, обычаи, обряды;
- нравственные характеристики членов общества;
- принцип единства общечеловеческих и национальных ценностей в политике государств и правительств и т.п.
Нравственная культура – это специфическое общественное явление. Её особенность выражается в приоритетности убеждений, наличии национального чувства, национального чувства, национальной направленнности, универсальности (влиянии на все сферы жизнедеятельности личности и общества). В нравственной культуре фиксируется значение каждой личности в организации жизни общества.
Нравственная культура различается по личностному и общественному уровням. Диалектика взаимоотношений между личностным и общественным уровнями культуры сложна и противоречива. Общественная нравственная культура – эта совокупность жизненной практики, духовного наследия, складывавшегосся веками, в тоже время она выражает нравственнные взглды большенства членов общества, их национальный характер, традиции т.п.
Общественная нравственная культура не есть какое-то абстракное, отвлеченное понятие, лишенное определенности. Она проявляется в поведении, характере, образе жизни, поступках конкретной личности.
Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.
Личность аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплатились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.
Личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания и вера превращаются в поведение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям и к миру в целом. Без личности, ее целенаправленной и осмысленной деятельности культура по суте дела, не может реализоватся и существует лишь как набор отвлеченных принципов и смыслов[2.с.251].
Однако личность не может быть целиком отождествлена со всей культурой данной общности. Она вмещает в себя какую-то ее часть, а вернее, различные элементы, отвечающие социальному положению личности и характеру социализации.
Вместе с тем в условиях интенсивнонго взаимодействия культур личность может в той или иной степени сталкиватся с иными ценностямы, нормамы и типамы поведения.
Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества.
Нравственная культура личности проявляется поступках человека, его повидении. Это важный показатель того, насколько требования нравственности, влияние общества воплатились в сознании человека и его делах, поведенни и поступках.
Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соеденении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.
Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуры личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания, и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их прояления в саморегуляции, в повидении, общении и деятельность личности.
Нравственная культура представлена субъектами общества и их взаимоотношениями. Оно включает: а) признаки и элементы культуры нравственного сознания субъектов общества; б) культуры поведения и общения; в) культуры нравственных поступков и деятельности.
Нравственная культура соотносится с другими видами культуры материальной и духовной жизни общества, но прежде всего противопоставляется антиподом нравственности: злу, злу неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства и совести, другим антиморальным явлением.
По содержанию нравственная культура личности во многом совподает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, напрвленностью. Так, «Золотое правило нравственности» повеливает и рекомендует: относись к другим людям так, как ты желал бы, что бе оносились к тебе. Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив.
«Нравственная культура – это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование золотому правилу нравственности»[4. c.54], правилам этикетов.
Оно включает общечеловеческие, внутри общественные, корпоративные(групповые) и индивидуально-личностные элементы. В процессе исторического развития мораль и нравственная культура существенно изменяли свое содержание, выражали различные состояние обществ, отношения в них субъектов. Но неизменно сохранялось и преумножалось общечеловеческое содержание морали и нравственной культуры.
Нравственная культура личности отражаются специфические условия жизни, содержание культуры труда, характер социальной среды и семейного воспитания. Нравственная культура личности обусловлена также естественными предпосылками, природно-генетическими факторами, темпераментом. Поэтому содержание нравственной культуры общества не должно опираться только на анализ поведения личности и ограничиваться им[5. c.251].
Вместе с тем нельзя отрицать того что отдельная личность может опережать наличной уровень культуры общества. Например, в условиях перехода к рыночным отношениям, передовые представители формирующегося класса и социальных слоев, выдвигают новые нравственные концепции, выступают инициаторами моральных традиций, которые находитят свое выражение в этике бизнеса.
Таким образом, нравственная культура – это важнейший традиционный для человека и общества элемент их культуры.
Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.
Важным является анализ элементов нравственной культура личности. Нравственная личность культуры возникает в рамках конкретной этико-культурной традиции. В системе конкретно данной нравственной культуры формируются нравственные идеалы, ценностные ориентации, нравственные чувства, нравственные убеждения. Изучений этих явлений занимается этическая наука как теория морали, обладающая многовековым опытом исследования нравственной жизни общества. В то же время, этика как нормативная наука является критерием нравственной практики, основной формирования нравственных убеждений.
Список литературы
- Воробьева И.В. Культурология. Учебное пособие. – Москва, 2006.
- Культурология: учебное пособие, под редакции А.А. Радугин, – Москва: Центр, 200, 1,4 глава, 18 стр.
- Культурология. ХХ век: Энциклопедия: в двух томах. СПб., 1998. стр 347-349.
- Кравченко А.И. Культурология. Словарь. Москва, 2000 г.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология: учебное пособие для студентов Москва, 2000 г. 251 стр.
Нравственность и культура: ortorus — LiveJournal
?- catIsShown({ humanName: ‘общество’ })» data-human-name=»общество»> Общество
- Cancel
Часто приходится сталкиваться с мнением, что определяющим фактором в судьбе каждого народа является его культурный уровень. Однако вразумительного разъяснения этого тезиса слышать не довелось. И это не удивительно.
Слово «культура» – производное от слова «культ». Культ – согласие человека поклоняться и служить чему-либо, представляющему для него определенную ценность. Культура же – воплощение этого согласия в различных сферах человеческой деятельности, включая быт.
Можно представить себе великое множество культов (могущих иметь не только духовную, но и материальную основу) и столько же культур. Культ личности воплощается в культуре возвеличивания и угождения личности; культ еды и питья – в культуре потребления пищи; культ почтовых марок – в культуре коллекционирования; культ блуда – в культуре секса и т. п.
Следовательно, под культурным уровнем народа может пониматься лишь некая совокупность воспринятых каждым его представителем культур – воплощений различных культов.
Однако любой культ (а значит и культура) не возникает на пустом месте, но имеет свою причину. Возвеличивающий некую личность и угождающий ей или заботящийся об излишнем разнообразии блюд поступает так потому, что ему это нравится, ему по нраву, то есть соответствует его нравственности.
Поведение человека всегда и везде регулируется его нравственностью, лежащей в основе не только любого культа, но всех человеческих помыслов и действий. Потому и судьба народа в любом государстве определяется, прежде всего, нравственностью граждан, это государство сформировавших.
Именно нравственность народа – глобальная первопричина происходящих в стране событий. В первую очередь от нравственности народа зависит его возможность или невозможность строить свою жизнь в соответствии со своими потребностями, противостоять внешним и внутренним врагам государства.
А культурный уровень является лишь отражением нравственности народа – так же, как и его историческая судьба.
Tags: культура, нравственность
Subscribe
О склонности и удобопреклонности ко греху, греховности и богохульстве
Удобопреклонность ко греху есть не зависящее от произволения человека свойство поврежденного грехопадением прародителей естества, заключающееся в…
О грехе и греховности
« Всякъ творяй грехъ, и беззаконие творитъ: и грехъ есть беззаконие» (1Ин 3: 4). « Всяка неправда грехъ есть» (1Ин 5: 17).…
Содержание моего журнала 1
Открытое письмо священноначалию Русской Православной Церкви Заграницей Открытое письмо епископу Анастасию О Правилах Православной Церкви и…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
О склонности и удобопреклонности ко греху, греховности и богохульстве
Удобопреклонность ко греху есть не зависящее от произволения человека свойство поврежденного грехопадением прародителей естества, заключающееся в…
О грехе и греховности
« Всякъ творяй грехъ, и беззаконие творитъ: и грехъ есть беззаконие» (1Ин 3: 4). « Всяка неправда грехъ есть» (1Ин 5: 17).…
Содержание моего журнала 1
Открытое письмо священноначалию Русской Православной Церкви Заграницей Открытое письмо епископу Анастасию О Правилах Православной Церкви и…
Культура и нравственность – Культура и психология
Дженсен съел так много конфет, что он сыт, но ему все еще хочется еще конфет, поэтому он заставляет себя вырвать в ванной, а затем ест еще конфет. Никто не видит, как он это делает, и это не заставляет его чувствовать себя плохо (адаптировано из Hadit et al., 1993).
Жасмин хочет поиграть на качелях в школе, но на них уже играет другая маленькая девочка. Джилл сбрасывает девочку с качелей, чтобы она могла играть. Маленькая девочка начинает плакать. Никто не видит, как Жасмин делает это (по мотивам Туриэля, 19 лет).79).
Мальчик толкает [Изображение Шерил Холт, CC0 https://pixabay.com/en/young-boy-pushing-swing-family-388803] Мальчик, грязное мороженое [Без указания авторства, CC0 https://www. maxpixel.net/Boy -Young-Messy-Cute-Ice-Cream-Child-Kid-Eating-654341]Какие из этих историй вы считаете нравственными или аморальными? Почему? Как мы учимся правильно и неправильно? Это лишь два из многих вопросов, которые психологи рассматривают при изучении понятия морали.
Наше поведение как людей частично определяется набором социальных норм морали, которые составляют основную и важную часть нашей культуры. Мораль относится к системе убеждений о том, что правильно и хорошо по сравнению с тем, что неправильно или плохо. Нравы резко различаются в зависимости от времени, места и культуры. Существует множество культурных различий в морали, а социальные нормы связаны с широким разнообразием поведения. В одних культурах полигамия и гомосексуальность одобряются, в других нет. В некоторых культурах уместно, чтобы мужчины и женщины придерживались разных стандартов, тогда как в других культурах это считается неправильным. Даже вещи, которые нам на Западе кажутся совершенно нормальными, такие как танцы, поедание говядины и разрешение мужчинам готовить еду для женщин, в некоторых других культурах считаются аморальными. Морали придерживаются и соглашаются все члены культуры. В большинстве случаев мораль поддерживается с помощью правил, законов и других видов санкций за их нарушение. Мы вознаграждаем людей, которые выражают предпочитаемую нами мораль, например, в виде премий, почестей и наград, и наказываем тех, кто нарушает наши моральные нормы. Обычно мы приписываем положительные оценки людям, которых считаем нравственными (например, заслуживающим доверия, чутким, дружелюбным), и отрицательные оценки людям, которых считаем аморальными (Бастиан, Лахам, Уилсон, Хаслам и Коваль, 2010).
Цели обученияВ конце главы вы должны уметь:
- Различать определенные концепции морали, ценностей и идеалов.
- Различие между Schweder & Bourne (1984) 3 модели для межкультурных сравнений.
- Дайте определение теории морального развития Кольберга
- Различают 3 уровня морального развития Кольберга.
- Обсудите, как моральные рассуждения могут различаться в зависимости от культуры.
- Дайте определение трем типам этики Шведера.
- Различать три типа этики.
- Опишите, как могут различаться этические кодексы как внутрикультурные, так и межкультурные.
- Примените три этические модели к сценариям.
- Дайте определение и разграничьте понятия справедливости, равенства и равноправия.
- Обсудите концепции предубеждений и стереотипов, поскольку это может привести к дегуманизации других.
- Опишите, как дегуманизация может повлиять на моральные рассуждения.
Культура и мораль: то, что мы ценим
Крайний срок подачи рукописи 30 мая 2023 г.
Методические рекомендации
Мораль относится к набору ценностей, относящихся к правильному поведению, по отношению к которым поведение оценивается как приемлемое или неприемлемое. Это форма социальных норм, которые определяют поведение человека. Нравственность составляет фундаментальную часть нашей культуры, но в каждой данной культуре существует множество различий в моральных стандартах и вещах, которые мы ценим. Поведение, совершенно нормальное для жителей Запада, например выбор работы или партнера по собственной воле, может считаться аморальным в других культурах.
Люди вознаграждаются деньгами и репутацией, если они совершают моральные действия, одобренные культурными ожиданиями, и наказываются санкциями за моральные нарушения. Мы также приписываем положительную обратную связь людям, которых считаем нравственными (например, чуткими, сыновними), а отрицательную — тем, кого считаем аморальными (ненадежными, отвратительными). Таким образом, важно изучать психологические предпосылки, процессы и результаты морали.
Эта тема исследования направлена на то, чтобы объединить исследователей из разных областей психологии, чтобы расширить наше понимание морали и того, что люди ценят в культурном контексте. Какова природа, цели и инструменты, которые люди используют для моральных оценок и суждений? Каковы траектории развития нравственности на протяжении всей жизни, особенно у детей, подростков и взрослых? Каковы причины и последствия нравственного/аморального поведения в различных сферах жизни и общества? Существуют ли новые способы оценки морали в культурологических и кросс-культурных психологических исследованиях? Мы также призываем авторов рассмотреть и решить последствия своих исследований для школы и нравственного воспитания.
На эту тему исследования принимаются статьи по всему спектру психологии личности, развития, социальной и культурной психологии. Приветствуются как теоретические обзоры, так и эмпирические исследования. Темы, которые представляют особый интерес, включают, но не ограничиваются следующими вопросами:
1. Альтруизм и просоциальное поведение на Востоке и Западе
2. Целенаправленность, культурная ценность и субъективное благополучие
3. Моральные убеждения о социально-культурных развитие и субъективное благополучие
4. Психологические процессы, при которых люди осваивают моральные кодексы
5. Религиозность, личность и просоциальное поведение
6. Моральное поведение в киберкультурном контексте
7. Неопределенность, круг общения и ценности молодежи с разным культурным бэкграундом
8 Влияние описательных и предписывающих норм на мораль
9. Личностные и социальные варианты морального лицемерия
10. Моральное мышление и моральная интуиция
11. Моральные нарушения и решения о наказании
12. Моральные ценности и интимные отношения в культурном контексте
Ключевые слова : мораль, ценности, культура, установки, нормы
Важное примечание : Все вклады в эту тему исследования должны быть в рамках раздела и журнала, в который они представлены, как это определено в их заявлениях о миссии. Frontiers оставляет за собой право направить рукопись, выходящую за рамки рассмотрения, в более подходящий раздел или журнал на любом этапе рецензирования.
Мораль относится к набору ценностей, относящихся к правильному поведению, по отношению к которым поведение оценивается как приемлемое или неприемлемое. Это форма социальных норм, которые определяют поведение человека. Нравственность составляет фундаментальную часть нашей культуры, но в каждой данной культуре существует множество различий в моральных стандартах и вещах, которые мы ценим. Поведение, совершенно нормальное для жителей Запада, например выбор работы или партнера по собственной воле, может считаться аморальным в других культурах.
Люди вознаграждаются деньгами и репутацией, если они совершают моральные действия, одобренные культурными ожиданиями, и наказываются санкциями за моральные нарушения. Мы также приписываем положительную обратную связь людям, которых считаем нравственными (например, чуткими, сыновними), а отрицательную — тем, кого считаем аморальными (ненадежными, отвратительными). Таким образом, важно изучать психологические предпосылки, процессы и результаты морали.
Эта тема исследования направлена на то, чтобы объединить исследователей из разных областей психологии, чтобы расширить наше понимание морали и того, что люди ценят в культурном контексте. Какова природа, цели и инструменты, которые люди используют для моральных оценок и суждений? Каковы траектории развития нравственности на протяжении всей жизни, особенно у детей, подростков и взрослых? Каковы причины и последствия нравственного/аморального поведения в различных сферах жизни и общества? Существуют ли новые способы оценки морали в культурологических и кросс-культурных психологических исследованиях? Мы также призываем авторов рассмотреть и решить последствия своих исследований для школы и нравственного воспитания.
На эту тему исследования принимаются статьи по всему спектру психологии личности, развития, социальной и культурной психологии. Приветствуются как теоретические обзоры, так и эмпирические исследования. Темы, которые представляют особый интерес, включают, но не ограничиваются следующими вопросами:
1. Альтруизм и просоциальное поведение на Востоке и Западе
2. Целенаправленность, культурная ценность и субъективное благополучие
3. Моральные убеждения о социально-культурных развитие и субъективное благополучие
4. Психологические процессы, при которых люди осваивают моральные кодексы
5. Религиозность, личность и просоциальное поведение
6. Моральное поведение в киберкультурном контексте
7. Неопределенность, круг общения и ценности молодежи с разным культурным бэкграундом
8 Влияние описательных и предписывающих норм на мораль
9. Личностные и социальные варианты морального лицемерия
10. Моральное мышление и моральная интуиция
11.