Нравственный долг: Сочинение-рассуждение на тему «Нравственный долг»

Содержание

Сочинение-рассуждение на тему «Нравственный долг»

Главная » Сочинение

Сочинение

Автор orfeus На чтение 3 мин Опубликовано Обновлено

Нравственный долг — самое ценное для действительно честного человека. Не выполнив его, он будет ощущать некую опустошенность. По-настоящему хороший человек не позволит личным желаниям победить необходимость в выполнении нравственного долга. А что же это за долг-то такой? Это добровольное обязательство, которое человек сам решает выполнять. Также можно сказать, что это моральный долг. А какой именно — решать только человеку. Защита слабых, уважение к старшим, помощь ближним, рождение детей и многие-многие другие примеры могут стать нравственным долгом. В русской классической литературе авторы нередко обращались к данной теме, рассматривая ее как с положительной, так и отрицательной стороны.

Ведь не всегда такой долг идет на пользу другим людям.

Тема нравственного долга ярко поднимается в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль». Персонаж Данко выбирает тяжелый, но правильный для себя путь. Он жертвует собственной жизнью и вырывает у себя сердце. Им он освещает путь другим людям. Чистая, непорочная душа Данко не позволила ему отказать в возможной помощи. Он не думал ни секунды перед тем, как пожертвовать своей жизнью. Его нравственный долг заключался в спасении людей, потерявшихся в лесу. И он его исполнил, за что в глазах читателя и получил статус героя. Вот только люди вскоре о нем забыли, но такова человеческая натура — забывать плохое (темный лес) ради того, чтобы видеть вокруг хорошее (будущее). Именно поэтому старец и наступил на сердце Данко — чтобы люди смогли побыстрее оправиться от ужаса и начать жить дальше.

Интересно отметить, что иногда этот нравственный долг может идти его исполняющему не на пользу. В сказке Александра Сергеевича Пушкина «Золотая рыбка» мы видим семью из деда и бабки.

Дед исполняет свой нравственный долг главы семьи. Он делает все, чтобы содержать себя и свою любимую (хоть та того и недостойна). Поэтому он готов ей слепо подчиняться, бегая к волшебной золотой рыбке. Его желание стать для семьи добытчиком, как это и заложено природой у мужчин, побеждает здравый смысл. В итоге, долг-то он исполняет даже в большей мере, чем требуется, но делает ли это его счастливым? Вряд ли. Нравственный долг ему в тяжесть, но поделать ничего он попросту не может.

Отрицательная же сторона такого долга отлично показана в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников видел свой долг в познании своей сущности: тварь он дрожащая или право имеющая. Вот только познавать это он решил при помощи убийства старухи-процентщицы, а затем и ее беременной сестры. Стоило ли того его «испытание»? Едва ли, ведь человеческие жертвы, пускай и не самых лучших представителей, недопустимы. Отнимать жизнь положено только Богу, к чему Раскольников и придет к концу произведения.

Религия сможет открыть перед ним ответы на волнующие его вопросы. Интересный финал, особенно учитывая, что Федор Михайлович был далеко не верующим человеком.

Выходит, что далеко не всегда нравственный долг — это что-то светлое и гордое. Иногда этот долг может приносить другим людям боль. Но, если нравственный долг направлен на пользу и помощь ближним, то его и правда можно считать светлым. Классики русской литературы отлично это понимали, поэтому и показывали этот самый долг с разных его сторон: светлой и темной.

Что являют собой нравственный и моральный долги? В чём их отличия? / Справочник :: Бингоскул

Такие понятия, как общественный и моральный долг, зачастую поднимаются в литературе. Известные авторы посвящали свои работы нравственности, восхваляли совесть. Нравственный долг — это важнейший координатор жизни общества. Он регулирует семейные, социальные, законодательные принципы, без которых невозможно существование людей. Ключевым аспектом является взаимное проявление уважения, помощи, поддержки между людьми. Именно моральный долг сдерживает людей ото лжи, предательства, нарушения чужих свобод и прав. 

Нравственный долг — понятие в обществознании

Долг в целом относится к фундаментальным понятиям, которые ложатся в основу формирования современного социума. Он обеспечивает связь между людьми, образует некоторый круг обязанностей:

  • общение с друзьями;

  • совместная работа с коллегами;

  • семейные взаимоотношения;

  • пребывание в совместных поездках и прочие ситуации.

Долг формирует обязательства перед окружающими людьми. Человек поможет попутчику, выполнит определенные рабочие задачи, поддержит друга в трудный момент. Нравственный долг – это следование собственным ценностным ориентирам и принципам, которое заставляет человека соблюдать основные правила общественной жизни. 

Что такое совесть кратко

Совесть – это способность человека внутренне контролировать свои поступки. Понятие устанавливает нравственный барьер, через который переступать нельзя по моральным канонам. По мнению психологов, совесть нельзя отнести к личному чувству индивида. Она не регулируется доводами интеллекта. Даже сам человек не всегда способен понять, на каком основании он отказывается от выполнения некоторых поступков. Она выступает источником морального контроля. Теория доказывает, что люди по-разному понимают совесть. У каждого свои ценностные рамки и ограничения. Под совестью понимают:

  1. Процесс глубокого понимания и принятия гражданских обязанностей.

  2. Желание принести пользу окружающим людям.

  3. Стремление к оказанию помощи обществу, нуждающимся гражданам.

  4. Соответствие поступков моральным, нравственным рамкам.

  5. Внутренний контроль собственного поведения.

Что такое моральный долг

Моральный долг — это понимание необходимости выполнения определенных работ, действий, оказания помощи на основании моральных идеалов и принципов. Регуляторами выполнения морального долга являются совесть, мнение общества. Если говорить о том, где проявляется моральный долг – примеры можно привести в виде благотворительности, помощи детским домам, волонтерской деятельности. 

Понятие морального долга является индивидуальным, никто не живет без определенных канонов, которые выстраивает самостоятельно. Моральный долг измеряет степень ответственности перед обществом. За нарушение человеку не полагается наказание. Единственным регулятором является совесть. При нарушении моральных принципов индивид страдает от угрызений совести. 

Что такое общественный долг — примеры

Общественный долг — это совокупность обязанностей перед социумом, народом и обществом, которые все люди должны выполнять. Основные контролеры выполнения – законодательство государства, общественное мнение. Примеры общественного долга – служба в армии, жизнь в соответствии с законами. Основные принципы:

  • соблюдение долга перед государством;

  • принудительное соответствие рамкам законодательства;

  • регулятор – письменное законодательство;

  • служебные обязанности.

В качестве примера можно рассмотреть пребывание офицера полиции в рабочее время без формы. Безбилетный проезд в транспорте. В большинстве случаев за несоблюдение общественного долга полагается административная ответственность в виде штрафа или работ. 

Как соотносятся понятия долг и совесть

Понятия честь, совесть, долг относятся к взаимосвязанным принципам. На протяжении жизни человек руководствуется ими. Совесть помогает избежать порочных, низких поступков. Она способствует развитию ответственности, благородства, доброты. Долг опирается на совесть, как на фундамент. Оба понятия неотрывно связаны между собой:

  1. Долг является обязательством любого человека, которое он непременно выполняет на протяжении жизни.

  2. Совесть – ответственность индивида за выполнение долга. 

Многие люди не всегда выполняют свой долг. Например, не возвращают заемные деньги или не идут служить в армию. При этом их не преследуют угрызения совести. Другие личности иначе относятся к пониманию долга, обязанности. Они живут по совести. 

Обязательства – это предписанные человеку моральные и законодательные правила. Их выполнение также напрямую зависит от совести. Например, обязательство помогать пожилым родителям. Некоторые дети осознают необходимость выполнения долга. Но есть и другая категория детей, которые предпочитают отказаться от своих обязательств в пользу собственных увлечений, работы. Они поступают не по совести, не соблюдая долг перед родителями. 

Известный философ Демокрит рассуждал на тему взаимозависимости между долгом и совестью. Он был уверен, что каждый индивид должен испытывать стыд за себя. Иными словами, в социуме принято искать в окружающих недостатки, поэтому каждому есть чего стыдиться. Однако это не является принудительным обязательством, каждый сам выбирает, как относиться к себе и обществу.

Кант выделял четыре типа долга:

  1. Человек должен перед собой.

  2. Он должен перед природой – животные, растения, экология.

  3. Индивид обязан окружающим людям соблюдать элементарные правила поведения.

  4. Все члены общества отвечают перед Богом. 

Все философы по-разному рассматривают теорию соотношения двух понятий, но пока единая точка зрения не установлена. Предмет самого анализа заключается в человеческом восприятии. Оно индивидуально у каждого индивида. Человек имеет собственные убеждения, принципы. Это не позволяет комплексно подойти к исследованию. 

Что лежит в основе морального долга? | Моральные сочинения

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСочинения о моралиФилософия ХХ векаМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСочинения о моралиФилософия ХХ векаМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Prichard, H. A.,

‘Что лежит в основе моральных обязательств?’

,

в Jim Macadam (Ed.)

,

Моральные сочинения

(

Оксфорд,

2002;

онлайн Edn,

Academic

, 1 нояб. https://doi.org/10.1093/0199250197.003.0001,

, по состоянию на 2 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСочинения о моралиФилософия ХХ векаМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСочинения о моралиФилософия ХХ векаМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

На вопрос «Что лежит в основе моральных обязательств?» утверждает, что общего ответа нет. Неправильно предполагать, что все правильные действия являются правильными по одной и той же причине. Прежде чем отстаивать эту точку зрения, рассматривает два возможных основания морального долга: 1) благость последствий поступка и 2) благость самого поступка. В то время как первое, в широком смысле утилитарное, не соответствует нашим реальным моральным убеждениям, второе плохо отражает ту роль, которую мотив играет в определении правильности поступка. Нравственные принципы нельзя вывести ни из одного единственного принципа, ни из чего-либо, что не является принципом. Каждый из них независим и имеет свой собственный разум как основание для данного морального обязательства.

Ключевые слова: действие, следствие, добро, моральное обязательство, мотив, принцип, причина, утилитаризм(изм)

Субъект

Моральная философия Философия ХХ века

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Есть ли у нас моральное обязательство жить как можно дольше?

Я 78-летняя женщина с любящим мужем, тремя сыновьями, семью внуками и тремя правнуками. Однако недавно у меня обнаружили рак. Первоначальная операция прошла успешно, но мне оставалось только гадать, следует ли мне выбрать дальнейшее лечение и все страдания, которые оно может вызвать, или рискнуть без него. Ведь я прожил долгую и счастливую жизнь. Хотя я теперь, к счастью, вылечился, я все еще задаюсь вопросом: есть ли у нас моральное обязательство жить как можно дольше? Энн, Тарберт, Шотландия

На этот вопрос есть много ответов, особенно во время пандемии, и, вероятно, нет четкого решения. Но это не значит, что мы не должны об этом думать. Действительно, рассматривая такие вопросы, мы можем открыть для себя некоторые из самых поучительных взглядов на жизнь.

Итак, позвольте мне подойти к этому вопросу как философ — и сначала точно определить, что мы подразумеваем под «моральным обязательством». Моральное обязательство или моральный долг – это морально необходимая форма поведения. Обязательства могут быть совершенными, не оставляя нам места для маневра — например, обязанность не убивать несправедливо. Обязательства также могут быть несовершенными, что дает нам некоторую гибкость в том, когда и как мы их выполняем, например, обязанность быть благотворителем. Обязательства могут зависеть от контекста, например, обязанность встретиться с кем-то в 15:00, как и было обещано. И они могут быть общими, включая обязанность не воровать без необходимости или обязанность попытаться спасти чью-то жизнь, когда мы можем сделать это с небольшими затратами для себя.

На мой взгляд, у нас не может быть общего морального обязательства жить как можно дольше независимо от наших обстоятельств. Каждая жизнь уникальна, и для некоторых людей продолжение жизни является ужасным опытом. Но у нас может быть обязательство продлевать свою жизнь при соблюдении определенных условий.


Эта статья является частью журнала «Большие вопросы жизни»
Новый сериал The Conversation, изданный совместно с BBC Future, пытается ответить на мучающие вопросы наших читателей о жизни, любви, смерти и вселенной. Мы работаем с профессиональными исследователями, которые посвятили свою жизнь раскрытию новых взглядов на вопросы, которые определяют нашу жизнь.


Чтобы добавить ясности, вот некоторые мысли о двух разных наборах обстоятельств: жизнь в изоляции и жизнь с другими. Эти случаи полагаются на некоторое воображение, но тогда воображение — это инструмент, который позволяет нам видеть дилеммы с альтернативных точек зрения.

Представьте, что я одинокий человек, застрявший на далеком и необитаемом острове, окруженный бескрайними просторами океана. Мне некого любить, никого, кто скучает по мне, и моя единственная надежда сбежать с острова и снова встретить другого человека потерпела крушение в волнах: корабль, который привел меня сюда. Теперь я, вероятно, захочу выжить, но это другое дело. Что нам нужно рассмотреть, так это то, есть ли у меня, учитывая мое тяжелое положение, 9 баллов.0175 обязательство жить как можно дольше.

Я мог бы, если бы в мои обязанности уважать себя входило продление моей жизни. Категорический императив немецкого философа Иммануила Канта гласит, что мы обязаны относиться ко всем людям, включая самих себя, как к цели, которую следует уважать, а не просто как к средству. Но уважение к себе не обязательно означает стремление прожить впечатляюще долгую жизнь. Я обязан заботиться о своем разуме и теле, и в результате я могу жить здоровой жизнью долгое время. Но это не значит, что моя цель или обязанность — жить как можно дольше.

Несмотря на это, у меня все еще может быть обязательство продлить свою жизнь по другой причине. Люди, которые воспитали меня и вложили достаточно средств в мое состояние, чтобы я дожил до взрослой жизни, могут иметь на меня претензии. Это предполагает, что эта версия меня Робинзона Крузо должна позаботиться о себе сейчас, чтобы отдать должное их инвестициям.

В своей книге «Счастье» буддийский монах Матьё Рикар приводит слова, сказанные матерью своему сыну незадолго до смерти:

Не думай, что платишь мне какую-то большую дань, если позволяешь моей смерти стать великим событием в твоей жизни. Лучшая дань уважения, которую вы можете отдать мне как матери, — это продолжать жить хорошей и полноценной жизнью.

Мысленный эксперимент. Шаттерсток

Но жить «хорошей и полноценной жизнью» — это не то же самое, что жить как можно дольше. В самом деле, прожить хорошую, а не долгую жизнь, возможно, лучший способ почтить вклад наших опекунов в нас.

А что, если те, кто меня вырастил, ушли из жизни – у них еще есть претензии? Точно так же, что, если они живы, но никогда не узнают, как я жил? Станет ли их жизнь хуже, если я не продлю свою жизнь на неопределенный срок? Возможно нет. Вероятно, они думают, что я уже потерян навсегда.

Наследие

Но, может быть, я замечательный человек, скажем, Моцарт, и меня бросили на этом острове. У меня есть музыкальный гений, который, возможно, я не должен растрачивать, хотя музыка, которую я сочиняю в своей голове, никогда не будет услышана. Мой потенциал создавать шедевры может обязывать меня продлевать свою жизнь, но, конечно, только до тех пор, пока я могу создавать божественную музыку.

В самом деле, даже если мои таланты не являются «божественными», у меня может быть обязательство «использовать» данные мне таланты или благословения. Американский юморист Эрма Бомбек, например, написала так:

.

Когда я предстану перед Богом в конце своей жизни, я надеялся бы, что у меня не останется ни малейшего таланта, и я мог бы сказать: «Я использовал все, что Ты мне дал».

Это вдохновляющий подход к жизни, но, как утверждал британский поэт XVII века Джон Мильтон: «Богу не нужны ни труды человека, ни его собственные дары; кто лучше всех несет его мягкое ярмо, те служат ему лучше всего… Они также служат тем, кто только стоит и ждет».

В конечном счете, как предполагает Милтон, ни у кого из нас нет большего права на жизнь, чем у другого — даже если у нас нет талантов, мы предпочитаем игнорировать те таланты, которые у нас есть, или просто «стоять и ждать», мы все равно выполняем свое предназначение. .

Иждивенцы

Конечно, большинство из нас не живут одни на необитаемых островах. Мы существуем не изолированно, а вместе с другими и среди них, по крайней мере, до тех пор, пока пандемия не заставит нас заглянуть за наши двери. Следовательно, возможно, у нас есть обязательство продлевать свою жизнь ради людей, которых мы любим и которые любят нас.

Когда у нас есть иждивенцы, особенно маленькие дети, которые находятся на нашем попечении, мы, возможно, обязаны стараться обеспечивать свою безопасность и здоровье до тех пор, пока они нуждаются в нас. Но это не означает, что мы обязаны жить как можно дольше, когда они перестанут зависеть от нас. С. Мэтью Ляо, специалист по биоэтике из Нью-Йоркского университета, утверждает, что в детстве у детей есть право быть любимыми, и что мы все обязаны обеспечить любовь детей, потому что это имеет решающее значение для их жизни и развития. Как только они вырастут, наши обязанности дарить любовь ослабевают, но не исчезают полностью.

У этого есть и обратная сторона. Когда мы с возрастом становимся зависимыми от наших близких, обязаны ли мы продлить свою жизнь или, напротив, прекратить ее — чтобы мы не были финансовым или эмоциональным якорем или дополнительным бременем на нашей перенаселенной, измученной планете? ?

Каждый имеет право на достойную жизнь. Photographee.eu/Shutterstock

На этот вопрос легко ответить. Люди никогда не должны думать о себе как о «бремени» или «проблеме, которую нужно решить». Каждый человек имеет право на жизнь и на жизнь, по крайней мере минимально достойную, свободную от унижения, жестокости, неправомерного вреда и несправедливости. Ни один человек не имеет больше прав, чем любой другой, чтобы жить в этом мире. Мы все достойны места здесь, и пожилые люди должны цениться своими семьями, друзьями и обществом.

Но не все это принимают. Пандемия показала моральное отражение нашего обращения с пожилыми людьми и обнаружила, что оно ужасно. Несмотря на то, что многие страны применяют подход к вакцинации с учетом возраста, пожилые люди, тем не менее, несут большую часть бремени COVID-19. . Иногда неясно, активно ли я что-то делаю, например, продлеваю свою жизнь или стремлюсь покончить с ней, или просто позволяю вещам происходить со мной, например, позволяю врачам проводить курс лечения (или нет), в результате чего моя жизнь продлевается. или подходит к концу.

Доступность различных вариантов лечения может заставить людей, которые меня любят, почувствовать, что они подвели меня: «Я должен был убедить ее сделать операцию. Я не должен был позволять медицинскому персоналу выбирать только комфортную помощь. Я должен был быть ее адвокатом. Я должен был подтолкнуть ее к тому, чтобы она осталась в больнице подольше». Но у хорошо прожитой жизни есть естественная дуга, и благополучие — это не то же самое, что биологический личный интерес или долголетие.

Все это я написал на языке долга, так как именно на этом языке вы задали свой вопрос. Но язык обязательства силен.

Нам лучше спросить, есть ли у нас веские причины для продления своей жизни или же мы поступаем добродетельно, если стремимся продлить свою жизнь. Мужество — это добродетель, которая занимает центральное место в конце жизни. Цитируя поэта Дилана Томаса, требуется мужество, чтобы «яриться против угасания света». Но также требуется мужество, чтобы нести наше мягкое ярмо и, вопреки Томасу, решить «спокойно уйти в эту спокойную ночь».

Каким бы ни был ваш выбор, я желаю вам и вашей семье мужества, благодати и счастья. И помните: жизнь принадлежит вам, и «смерть не должна иметь власти».

Если вы пострадали от чего-либо, описанного в этой статье, и не знаете, к кому обратиться, есть бесплатные линии помощи, которые помогут вам.

В Великобритании и Ирландии – звоните в Samaritans UK по телефону 116 123.

В США – звоните в Национальную линию предотвращения самоубийств по телефону 1-800-273-TALK (8255) или в IAlive по телефону 1-800-784 -2433.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts