Отдел Гербарий высших (сосудистых) растений создан в 1824 году как Ботанический музей Санкт-Петербургской Академии Наук трудами академика К.А. Триниуса и тогда же, как гербарий Санкт-Петербургского (затем — Императорского) ботанического сада, основанный Директором сада Ф.Б. Фишером. Оба гербария возникли на разной основе, в учреждениях разных ведомств и более чем 100 лет развивались и пополнялись независимо, хотя и параллельно, в одном городе, и часто — с участием одних и тех же ботаников — при переходе их на службу в другое ведомство. Гербарий Ботанического музея Академии Наук возник на базе ботанических экспонатов Кунсткамеры Петра I, которые накапливались там всю вторую половину XVIII века. Они существенно обесценились в связи с продажей за границу гербария академика П.-С. Палласа. Мало того, что и гербарий собственно Палласа был большей частью собран в экспедициях, финансируемых Академией Наук, но — на беду нашу — в составе его были проданы находившиеся (по работе над «Флорой Российской») у Палласа образцы И. Гмелина, И. Аммана, И.А. Гильденштедта, Г. Штеллера и других учёных, работавших в России в академических экспедициях, а также в других ведомствах. Остальные коллекции к тому же плохо хранились, особенно после смерти академика И. Георги. В 1823 г. академик Карл Антонович (Карл Бернхард) Триниус начал разборку коллекций Кунсткамеры, и с помощью адъюнкта Густава Петровича Бонгарда эта работа была завершена. При этом уже в 1826 г. Триниус сумел убедить Академию Наук купить гербарий Горенского сада графа Алексея Кирилловича Разумовского, а затем в 1828 г. личный гербарий Ф.К. Маршалля-Биберштейна (автора «Крымско-Кавказской флоры»). После переезда Музея из Кунсткамеры в отдельное помещение был приобретён и гербарий А. Шамиссо, который включал и коллекции, собранные во время путешествия «вокруг света» на корабле «Рюрик». Тогда же сам Триниус, бывший крупнейшим специалистом по злакам, пожертвовал в Музей собранную им коллекцию злаков мира (остальной его гербарий был подарен Московской медико-хирургической академии, а затем попал в Московский университет). После смерти Триниуса Музей возглавил академик Карл Андреевич Мейер, до этого работавший в гербарии Ботанического сада. При нём гербарий пополнялся и за счёт покупок, и за счёт организованного Министерством государственных имуществ определения поставляемых главным образом через лесных чиновников коллекций используемых в разных губерниях Европейской России растений. После смерти К.А. Мейера от этого отказались. Академик Франц Иванович Рупрехт предпочёл пополнять коллекции Музея в хорошо организованных и долговременных экспедициях на Северо-Восток и Урал, на Кавказ, а затем — в степные районы Европейской России.Гербарий Ботанического сада при его создании в 1823 г. мог включить в себя и некоторое число образцов гербария Аптекарского сада Петербургской Медико-хирургической академии, но основой его, конечно, стал приобретенный в 1824 г. гербарий Ф.Х. Стефана (Штефана) — профессора Петербургской Медико-хирургической академии, а ранее — одного из организаторов ботанического сада графа А.К. Разумовского и Фитографического общества в Горенках. Этот прекрасно оформленный гербарий содержал образцы многих коллекторов из самых разных регионов России, где были организованы лекарские школы или государственные лечебные учреждения. В него вошла и часть демонстрационного гербария Медико-Хирургической Академии (Московской), а также образчики из Горенского гербария. Другая часть Горенского гербария уже находилась в руках приобретавшего гербарий директора Ботанического сада Фёдора Богдановича (Фридриха Эрнста) Фишера (в составе его личного гербария). Но более того, Фишер сумел в первое же десятилетие своего директорства купить еще ряд ценнейших крупных гербариев — профессора Карла Фридриха Мертенса (Бремен), сын которого Андрей Карлович (Карл Хейнрих) Мертенс за год до неожиданной смерти стал академиком в России, а также гербарии И.Ф. Эшшольца (преимущественно из Русской Америки) и профессора Адольфа Шрадера (Геттинген). Более того, Фишер сумел профинансировать работы ряда путешественников-коллекторов, собиравших гербарии и живой материал для Ботанического Сада — П. Г. Поморцева и О.И. Шовица — на Кавказе и в Персии, Н.С. Турчанинова — в Сибири и Монголии, Л. Риделя и Б. Лушната в экспедициях Г. Лангсдорфа в Бразилии, В.Как Э. Регель, так и Максимович интенсивно пополняли гербарные фонды Сада путём обмена дублетами Туркестанских и Центральноазиатских коллекций, реже приобретением новых гербариев (Ф. Бузе по Ирану, Ж. Гая по Европе). После смерти Р.Э. Траутфеттера его обширный гербарий дополнил коллекцию Ледебура по Российской флоре. Очень важным источником пополнения гербарных фондов Сада стали экспедиции Переселенческого отделения Главного управления землеустройства и земледелия (1908-1916 гг.), в которых на просторах юга Сибири, Дальнего Востока и Туркестана работали многие ботаники (и почвоведы). Руководили этими экспедициями А.Ф. Флёров, а затем Борис Алексеевич Федченко. Общее количество гербарных экземпляров, собранных в этих экспедициях, превышало 300 000, а в обработке их участвовало много ботаников, которые не были в штате Гербария, но которые в дальнейшем превратились в резерв кадров и для Сада, и для Музея и для многих учебных заведений страны. Благодаря хорошему финансированию этих работ, в эти годы было опубликовано большое количество флористических сводок, как законченных, так и начинавшихся, но не законченных (например, «Флора Азиатской России», 18 выпусков которой выходили до 1927 г. ). В 1914 г. Гербарий Сада получил новое здание и переехал в него (по подсчётам, на то время в его составе было более 2 000 000 листов). Первая мировая война, революция и гражданская война, по счастью, не только обошли Гербарий стороной, но и в основном сохранившийся его коллектив продолжал работы под руководством Б.А. Федченко по некоторым региональным флорам («Флора Забайкалья», «Флора Юго-Востока Европейской части СССР»). В это же время здесь интенсивно работал В.Л. Комаров, опубликовавший первый общий перечень растений Южно-Уссурийского края, «Введение в изучение растительности Якутии», «Флору полуострова Камчатка». В 1931 году на базе Ботанического сада и Ботанического музея был образован Ботанический институт АН СССР. В Гербарий Ботанического сада вливались коллекции ботанического музея (по оценке уже тогда общее число гербарных листов оценивалось примерно в 4 500 000. На базе этого гербария был создан Отдел систематики и географии высших растений во главе с В.Л. Комаровым. Основная задача, которая ставилась перед Отделом — создание многотомной описательной сводки по всем видам сосудистых растений — «Флора СССР». Несмотря на то, что основную часть работы по «Флоре» должны были выполнить сотрудники Отдела, к обработке многих родов и семейств привлекались и ботаники из других учреждений. Критическая (по существу — монографическая) обработка накопленных в Гербарии материалов, проводимая к тому же на единой идейной базе, разработанной В.Л. Комаровым — определяли значительное время для выполнения этой основной задачи. Кроме того, несмотря на большие накопленные материалы в гербарии, во многих случаях их не хватало для полноценных работ. Правда, в связи с тем, что в это время в стране планово велись работы по исследованиям лесных ресурсов, по созданию полного кадастра кормовых угодий — геоботаники, работающие в разных регионах СССР, должны были постоянно консультироваться в Отделе, проверяя правильность определений, а зачастую полностью привозить свои гербарные коллекции для определения. Естественно, что таким образом, Гербарий постоянно пополнялся новыми сборами, и обработки для «Флоры СССР» том за томом становились всё более полноценными и оригинальными. До Великой Отечественной войны за 7 лет удалось подготовить и опубликовать 11 томов «Флоры», но все 30 томов её вышли в свет после 33 лет усиленных работ. В них были описаны 17 520 видов (причём на 1 250 таблицах были помещены до 10 000 оригинальных рисунков). «Флора СССР» — стала первым в ХХ веке полностью законченным трудом такого объёма. Конечно, параллельно с обработками для «Флоры СССР» многие сотрудники Гербария участвовали в написании ряда региональных флор, писали теоретические труды и справочные пособия. В Гербарии издавались труды серии «Флора и систематика», где печатались крупные монографические обработки (всего 13 томов), а также ежегодник «Ботанические материалы Гербария Ботанического института им. В.Л. Комарова АН» (затем их сменило издание «Новости систематики высших растений»). Конечно, интенсивные работы по Флоре СССР резко сократили работы по приведению в порядок гербарных фондов, особенно заграничных. Перестали обрабатываться как старые коллекции из Южной Америки, так и новейшие сборы оттуда Ю. Н. Воронова и С.В. Юзепчука. В.Л. Комаров вынужденно отошел от обработки коллекций Центральноазиатских экспедиций (а наиболее активные из его сотрудников, начавшие вновь эти обработки — Н.П. Иконников-Галицкий, Н.А. Иванов погибли в годы блокады Ленинграда). Лишь к концу обработок по «Флоре СССР» В.И. Грубов вновь вернулся к Центральноазиатским коллекциям. Побудили его к этому и огромные коллекции, накопленные в годы войны и первые послевоенные годы из Монголии, на базе которых он оперативно создал первый «Конспект флоры Монголии». В 60-е годы он также организовал работы по серийному изданию «Растений Центральной Азии», которое ныне предоставлено уже более чем 20 выпусками. Сразу же после окончания работ по «Флоре СССР» в Гербарии произошли важные административные изменения. В Отделе высших растений были выделены 3 лаборатории — Гербарий (зав. И.Т. Васильченко), Систематики и географии растений (зав. Ан.А. Фёдоров) и Палеоботаники (зав. А.Л. Тахтаджян). При этом в Гербарии остались следующие исторически сложившиеся сектора — Европейской части СССР (но включая и старые материалы из Польши) — куратор Н. Н. Цвелёв, Сибири и Дальнего Востока — куратор С.Ю. Липшиц, Средней Азии и Казахстана — куратор В.П. Бочанцев, Центральной и Восточной Азии — куратор В.И. Грубов, Общий (зарубежных стран, кроме стран Центр. и Восточной Азии) — куратор М.Э. Кирпичников (а затем И.А. Линчевский), Дублетный — куратор Е.Г. Бобров. Сектор же флоры Кавказа с гербарием Ф. Маршалля-Биберштейна отошел к Лаборатории систематики и географии растений. Лаборатория систематики довольно быстро определила основные темы своей работы — создание критической сводки «Флора Европейской части СССР» (включая Прибалтику и другие районы, не охваченные ранее «Флорой СССР»), и — в дальнейшем и сводки по флоре Кавказа. В Лаборатории Гербарий важнейшей общей темой осталась лишь сводка «Растения Центральной Азии», однако — все кураторы других секторов работали, прежде всего, как монографы отдельных крупных семейств. Н.Н. Цвелёв довольно быстро создал новейшую сводку «Злаки СССР», В.П. Бочанцев — монографически проработал маревые и крестоцветные, С. Ю. Липшиц трудился над монографией по роду Saussurea, И.А. Линчевский — монографически переработал систему кермековых, И.Т. Васильченко — монографически переработал ряд родов бобовых, а Е.Г. Бобров — ряд родов из разных семейств. И в Гербарии и в Лаборатории было довольно много молодых людей, частью занимавшихся монографическими работами, частью — обработками для общих сводок лабораторий. Первые 5 томов «Флоры Европейской части СССР» вышли в свет за 10 лет (к 1981 году), на остальные 6 понадобилось вдвое больше. В связи с созданием этой сводки, как это ни странно, коллекции по этой территории прибавились очень незначительно. Напротив, создание «Арктической флоры СССР», начавшейся под руководством А.И. Толмачёва, в конечном счёте, при Б.А. Юрцеве привело к огромному приросту гербарного материала, особенно из азиатского сектора Арктики. До распада СССР многочисленные экспедиции, работавшие в Средней Азии (в первую очередь В.П. Бочанцева, С.С. Иконникова и др.) также очень весомо пополнили коллекции гербария, более того В. П. Бочанцев сумел организовать отбор дублетных материалов из Гербария Ташкентского государственного университета и вывезти около 10 000 листов гербария разных лет, существенно пополнивших Среднеазиатский сектор Гербария. Очень большой прирост гербария принесли работы флористов совместной Советско-Монгольской (затем Российско-Монгольской) комплексной биологической экспедиции (В.И. Грубов, Р.В. Камелин, И.А. Губанов, монгольские ботаники Ш. Дариймаа, Э. Ганболд и др.). Начавшиеся позднее работы над критическим «Конспектом флоры Кавказа» тоже значительно пополнили коллекции Гербария (сборы Ю.Л. Меницкого, Т.Н. Поповой, Г.Л. Кудряшовой, Н.Н. Портениера и др.). В 1986 году, в результате слияния лабораторий Гербарий и Систематики и географии высших растений (возглавляемых, соответственно, д.б.н. Валерием Ивановичем Грубовым и д.б.н. Ириной Александровной Грудзинской), была создана лаборатория Гербарий высших растений, которую возглавил Николай Николаевич Цвелёв. Позднее эта лаборатория была преобразована в отдел и некоторое время включала также группу Палинологии (с 1995 г. лаборатория Палинологии) и группу Советника — академика Армена Леоновича Тахтаджяна. С 1992 года по настоящее время отдел Гербарий высших растений в современном его объёме возглавляет член-корреспондент РАН, профессор Рудольф Владимирович Камелин. |
Полезный опыт и советы при работе с гербарием
— Берите образцы за обе боковые стороны, а не за основание, это особенно важно, если монтировочная бумага тонкая. Будучи поддерживаемой только за основание, бумага может изогнуться вниз и повредить образец.
— Держите листы в горизонтальном положении лежащими целиком на твердом основании, в особенности при переноске с одного места на другое (во многих гербариях для этого используют специальные листы толстого картона).
— Не всовывайте образцы в середину пачки, так как острые края листа могут повредить лежащий ниже образец.
— Не выравнивайте образцы в обложке, держа их вертикально и постукивая одной стороной обложки по столу, так как части образцов могут отвалиться и выпасть.
— Не переворачивайте образцы как страницы книги (незакрепленные фрагменты опадают, если листы перевернуть лицевой стороной вниз).
Если Вы хотите просмотреть все содержимое обложки, положите ее горизонтально на стол и аккуратно складывайте образцы в стопку держа их горизонтально.
— Перед тем как возвратить пачку в шкаф, проверьте, чтобы все листы были выровнены, ничто не выступало и не могло быть случайно погнуто.
— Не сгибайте образец, чтобы исследовать его часть под штативным микроскопом. Старайтесь пользоваться микроскопом с длинной штангой или ручной лупой.
— Не кладите книги, тяжелые предметы или локти на незащищенные гербарные образцы.
— Незакрепленные фрагменты поместите в бумажный пакетик и прикрепите его к листу при условии, что они наверняка принадлежат этому образцу.
— Открытые края родовых обложек следует располагать вплотную к правой стенке отсека. Это позволяет брать обложки со стороны сгиба (если шкаф достаточно широк).
— Внимательно следите за тем, чтобы родовые и видовые пачки возвращались на место в правильной последовательности.
— Забирая пачку с материалом, пачку, лежащую непосредственно под вынутой, следует немного выдвинуть, чтобы обозначить правильное положение. Можно потерять много времени, если вам придется искать место, куда нужно вернуть пачку.
— Не заталкивайте слишком много образцов на полку или в коробку для хранения.
— После работы необходимо убедиться, что дверцы шкафа плотно закрыты. Если дверцы оставлены приоткрытыми, в шкаф могут проникнуть насекомые и пыль.
— Перед тем как вынимать какой-либо образец из гербария (например, для отсылки во временное пользование), проверьте, чтобы все существенные данные, имеющиеся на обложке вида, были отмечены на листе (если необходимо, допишите их карандашом). На старых листах часто не отмечена страна, а иногда видовые и подвидовые названия не соответствуют современным.
— Если какие-либо образцы или пачки изымаются из гербария для работы в пределах здания, например, для художников или ботаников, работающих в кабинетах или отдельных комнатах, вложите вытяжку с указанием изъятого таксона/таксонов, места, где находится материал и даты изъятия.
-Образцы, нуждающиеся в ремонте, переклеивании или, возможно, разделении (старые листы часто состоят из более чем одного сбора), следует обрабатывать как можно скорее после обнаружения дефектов.
— Не держите образцы вне шкафов дольше, чем это необходимо для работы. Находясь на столе, они могут получить повреждения, например, на них могут поставить тяжелые предметы или, находясь вблизи открытого окна, они могут быть сброшены на пол сквозняком или намокнуть. Солнечный свет также вреден образцам.
— Если вы хотите оставить какие-либо образцы разложенными по порядку или в стопках на короткое время, сначала накройте их сверху плотным картоном для защиты. Стопки никогда не должны быть столь высоки, чтобы оказаться неустойчивыми.
— Всегда обращайте внимание на свежие повреждения, сделанные насекомыми. Обо всех живых насекомых или повреждениях, предположительно, недавних, необходимо немедленно сообщать куратору гербария.
— Нельзя удалять старые этикетки с определениями. Новые этикетки должны быть четко написаны, с датой и полной фамилией ботаника. Их следует приклеивать, иначе они могут быть утеряны.
Herbarium Duvet Covers to Match Any Bedroom’s Decor
Nature
Botanical
Floral
Pattern
Graphicdesign
Painting
Leaves
Flowers
Digital
Plants
Drawing
Vintage
Watercolor
Сад
Иллюстрация
Растение
Цветок
Зеленый
Лист
2553
Гербарий ~ ботанический принт в винтажном стиле ~ черный пододеяльник
от IZ PTICA
$ 109,00 $ 92,65
7712
Гербарий ~ Винтажный флайский ботанический арт. Пододеяльник Tous Poster
от Beautiful Homes
119,00 $ 101,15 $
318
Wild Flowers ~ vol4. ~ легкий пододеяльник
от Iz Ptica
$109,00 $92,65
103
Полевые цветы ~ том 3. ~ Темный пододеяльник
от Iz Ptica
109,00 $ 92,65 $
376
Полевые цветы ~ vol1. Поделка для пуля
от IZ PTICA
$ 109,00 $ 92,65
0
Eucalyptus watercolor Devet Cover
от Karolinapaz
$ 109,00 $ 92,65
8237 70003
. Пододеяльник
производства Sinpiggyhead
$109.00$92.65
1015
Цветок юрского периода — Черная версия. Пододеяльник
производства Sinpiggyhead
109,00 $ 92,65 $
1
Ботанический узор с белыми цветами. Cottagecore Devet Copet
от NKTN
$ 109,00 $ 92,65
21
Гербарий. Покрытие
$ 109,00 $ 92,65
139
139
139
in $ 92,65
139
556
In Bloom #01 Duvet Cover
by Sinpiggyhead
$109.00$92.65
81
PRESSED FLOWERS Duvet Cover
by Deco Eco
$109.00$92.65
142
Wild Flowers ~ том 4. ~ темный Пододеяльник
от Iz Ptica
109,00 $ 92,65 $
89
Сухие растения — Vintage Herbarium Пододеяльник
от Deco Eco
109 $.00$92.65
152
Полевые цветы ~ том 3. ~ light Duvet Cover
by Iz Ptica
$109.00$92.65
51
Eucalyptus Bunch Duvet Cover
by Alisa Galitsyna
$114.00$96.90
39
Dried Flowers #1 Duvet Cover
by Alisa Galitsyna
114,00 $ 96,90
3
Пододеяльник из коллекции комнатных растений
by Catherine Herold
109 $. 00$92.65
0
FLORA XVI-III-X Duvet Cover
by KREATENA
$109.00$92.65
97
Avocado Tree Duvet Cover
by JArell
$109.00$92.65
3548
In Bloom — herbarium Duvet Cover
by Sinpiggyhead
$109.00$92.65
115
eucalyptus watercolor Duvet Cover
by El buen limon
$111.00$94.35
389
Пододеяльник доисторического цветения
by Sinpiggyhead
$109,00 $92,65
310
Полевые цветы ~ vol2. Duvet Cover
by Iz Ptica
$109.00$92.65
1
Herbology Harry Plants Styles Duvet Cover
by Ouabiy2021
$119.00$101.15
0
Botanical print on vintage book page — fern Duvet Cover
by Артбылилия
$109. 00$92,65
180
Зеленые золотые листья. Покрытие
от Catyarte
$ 109,00 $ 92,65
27
Herb Garden & Champagne Duvet. Пододеяльник Edition
от aeyokp
114,00 $ 96,90 $
0
Пододеяльник FLORA I-III-IV
от KREATENA
199,00 $2.65
45
midnight plants Duvet Cover
by Zeljkica
$114.00$96.90
483
Prehistoric Bloom — The Cat Duvet Cover
by Sinpiggyhead
$109.00$92.65
139
Apricon (Armeniaca vulgaris ) (1801–1819) Пьера-Жозефа Редуте. Пододеяльник
от MyVintageArt
109,00 $ 92,65 $
276
Jurassic Bloom — The Horned. Пододеяльник
by Sinpiggyhead
109,00 $ 92,65 $
1019
Цветение Юрского периода — Рекс. Помодея в пухле
от Sinpiggyhead
$ 109,00 $ 92,65
114
Jurassic Bloom-Clever Girl Devet Cover
By Sinpiggyhead
$ 109.00 $ 92,65
0
$ 109.00 $.
109,00 $ 92,65 $
1205
IN BLOOM #03 Пододеяльник
от Sinpiggyhead
$ 109,00 $ 92,65
31
Высушенная группа цветов #1 Покрытие.
от Alisa Galitsyna
$ 135,00 $ 114,75
2
.00 $ 114,75
2
.00. Золотые листья и цветы поддельная крышка
от NKTN
$ 129,00 $ 109,65
2
Scandinavia Devet Cover
By Studio More
$ 129.00 $ 109,65
158
158
.