Образное мышление. Развитие образного мышления
Под мышлением мы понимаем человеческую способность рассуждать, отражая действительность через слово, понятие, суждение, представление. По форме различают следующие его виды: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое.
Первое из них больше присуще людям творческих профессий. Его суть составляют психологические отношения и связи с людьми, предметами, событиями, обстоятельствами, процессами.
Образное мышление это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие изменения, которые приводят к нахождению новых, неожиданных, неординарных, творческих решений сложных задач.
Как мы используем образное мышление?
• Благодаря образному мышлению можно научиться находить выход из сложных ситуаций, решать непростые проблемы. Например, можно использовать с этой целью следующий приём визуализации:
1. Представьте свою проблему в виде картинки-образа. К примеру, у Вас проблемы в бизнесе. Представьте его в виде увядающего деревца.
2. Придумайте и нарисуйте образы, отражающие причину происходящего и образы-«спасатели», которые помогут найти решение. Например, избыток солнца (слишком много устаревших, давлеющих, принятых кем-то ранее решений, которые мешают мыслить креативно. Избыток солнца может также олицетворять, например, усилившуюся конкуренцию). Подумайте, что нужно для того, чтобы спасти растение: полив (новые идеи и решения), или защита от солнца, или приглашение специалиста-садовода, или удобрение почвы, или что-то ещё?
3. Не торопите себя, переосмысление не наступает мгновенно, но вскоре оно непременно приходит в виде озарения.
• Образное мышление может помочь нам успокоиться, обеспечивая психологическую защиту от нервирующей ситуации или неприятного человека. Мы склонны принимать происходящее близко к сердцу, и поэтому нуждаемся в защите психики от перегрузки. Чаще всего используется приём представления обидчика в абсурдном или комичном виде. Например, Вас задела и обидела чья-то скупость. Не обижайтесь, лучше представьте запасливого хомячка с большущими, набитыми щеками. Ну не может он без припасов, так устроен. Стоит ли обижаться? Лучше улыбнитесь. Беспощадного сатрапа представьте совершенно голым – это смешно и нелепо, и его крик больше не будет иметь над Вами власти.
• Есть предположение, что способность визуализации будущего увеличивает шансы на его воплощение. Чем красочнее и подробнее визуализировать, тем лучше. Правда, есть оговорка: как и во всем хорошем, в данной визуализации следует соблюдать меру. Главный принцип – «не навреди».
• Использование образного мышления делает жизнь интереснее, а общение и самореализацию – полнее.
Развитие образного мышления
Как же развить образное мышление?
Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:
- Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».
- Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.
- Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.
Образное мышление у детей
Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. В детстве воображение так сливается с мышлением, что их и не разделить. Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируются вербальное и логическое мышление, без которых не обойтись на занятиях в школе.
Детское восприятие мира через образы способствует развитию воображения, фантазии, а также становится основой развития творческого потенциала, столь важного для достижения успеха в любом деле.
Какие упражнения способствуют развитию образного мышления у детей?
- Читаем или рассказываем сказки с мимикой, жестами, эмоциями.
- Играем, перевоплощаясь. Играем вместе с детьми, меняем роли и образы. Поощряем детские игры с перевоплощением.
- Рисуем – и вспоминаем, и сочиняем, и допридумываем. Пусть ребёнок вспоминает персонажа из прочитанной недавно сказки или мультяшного героя. А потом пусть дорисует ему нового друга или просто нового персонажа. Получилась «каляка маляка»? Дорисуйте её так, чтобы вышло что-то новое или что-то узнаваемое.
- Сочиняем. Можете начать сами – о том, что видите: об этом маленьком росточке, пробившемся между камней, об этом неутомимом муравьишке, тянущем ношу втрое больше его самого, об этом кузнечике… Сочиняйте вместе, не бойтесь фантазировать и поощряйте фантазию ребёнка.
- Загадки – настоящая находка. Их можно загадывать по дороге, их можно придумывать. Они заставляют рассматривать предметы и явления с разных сторон, мыслить нестандартно и не сдаваться.
- Наблюдаем и подмечаем: на что или на кого похоже это облако, этот камушек, эта коряга?
Игры на мышление очень помогут Вашему ребёнку получать новые знания, сопоставлять, запоминать, раскрывать отношения между явлениями, познавать мир и развиваться.
Образное мышление у взрослых
Существует несложный тест-проверка, позволяющий понять, хорошо ли развито Ваше образное мышление. Для этого нужно выбрать любую картинку (не старайтесь сразу брать сложные изображения, начните с простых), разглядывать её в течение некоторого времени (около минуты), стараясь учесть все нюансы – расположение линий и предметов, цвет и оттенки, сюжет и прочие нюансы. После того, как почувствуете, что все подметили, закройте глаза и мысленно добейтесь детального воспроизведения. Увидьте её с закрытыми глазами четко и ясно. Получилось? Отлично! Это означает, что нужно только поддерживать уже имеющийся у Вас уровень образного мышления. А вот если картинки не получилось, если были проделы или расплывчатые формы – тренируйтесь, выполняя это упражнение.
Усложнённый вариант – визуализация абстрактных картинок. Можете сами нарисовать такую из точек, изломанных линий, узоров, используя разные цвета и формы, а потом запомнить. Обращайте внимание на детали и отдельные признаки. Игры для развития мышления несложно найти в Интернете, на сайтах, посвящённых саморазвитию. Помогают в этом и развивающие тренажёры Битрейники. Например, в игре «Пирамидстрой» образное мышление вкупе с воображением помогут запомнить совершенно не связанные между собой слова, соединив их в невероятный рассказ. Тренировки и упражнения для развития мышления очень помогают поддерживать мозговую деятельность в тонусе, им стоит уделять внимание в течение всей жизни.
Развитие образного мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, генерированию новых идей. Кроме того, благодаря развитию образного мышления улучшается запоминание, облегчается усвоение нового, улучшается интуиция, появляется гибкость мышления.
Желаем Вам уверенности в своих силах и успешного в саморазвития!
Образное мышление имеет ряд особенностей, превращающих его в универсальный инструмент, который можно и нужно использовать в своей жизни любому человеку
Поделиться
FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte
Образное мышление | это… Что такое Образное мышление?
Образ в психологии — формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта. Образ может возникать без восприятия, с помощью мечтания.
- Искусство — процесс и результат значимого выражения чувств в образе.
- Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.
- НЛП вводит понятие репрезентативная система, которое определяет язык, в котором мышление кодирует образы.
- Образное мышление
Образное мышление — мышление в виде образов путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов. Входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности. Реализуется с помощью механизма представления. Передаёт знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) реальной действительности, а формирует целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Пространственное мышление, ассоциативное мышление, наглядно-образное мышление, визуальное мышление можно рассматривать как разновидности образного. Противопоставляется без-Образному мышлению.
- Логическое мышление
Образ в культуре – продукт человеческой мысли, психо-энергетический объект, энергетическая сущность, создаваемый индивидуально или коллективно в информационном пространстве (поле). Способность к творению образов – уникальная способность, которой наделён только человек. Сотворённый человеком образ может существовать в пространстве при наличии подпитки психофизической энергией человека, энергией чувств и эмоций, до тех пор, пока его представляет своею мыслью человек, люди (сообщество).
Чем большее количество людей подпитывают образ своими чувствами, тем образ сильнее, тем сильнее возможность обратного влияния образа на деятельность человека, людей (сообщества). Способен формировать характеры, манеру поведения больших и малых социальных групп, в связи с чем встаёт проблема определённой культуры творения образов, присущей народам и странам, нациям, государствам и этносам. Наследие образного мышления любого народа можно рассматривать как своеобразный «оттиск» его воззрений на мир, замысел жизни, своё предназначение в мире, своеобразный культурный автопортрет.
- Образное восприятие
Образное восприятие – принципиально целостный одномоментный процесс, узнавание, распознавание некоторого предмета, процесса, явления «в целом», отождествление его с имеющимся собственным «представлением» или установление связи, подобия, аналога нового предмета с уже имеющимся целостным явлением природы (образное восприятие природы), реальной действительности.
- Образный язык
Образный язык – язык образов не всегда пользуется словами, хотя часто отождествляется с литературным языком. Однако зачастую средством образного мышления служат не слова и буквы, а зримые образы. К средствам образного языка можно отнести иероглифы, передающие целостный образ, смысл и даже направление действия, руны, буквы-образы, символы и др. Образный язык позволяет выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить и закрепить эмоциональное, эстетическое восприятие явления, сформировать и запомнить впечатления от него в едином целостном виде.
- Образное восприятие природы
Образное восприятие природы – исторически фиксируемый период становления и развития древнего мира, связанного с формированием мифов, созданием образов богов, как продуктов образного, целостного восприятия людьми природной реальности, природных стихий, элементов, веществ и соединений. В дальнейшем процесс создания образов богов был связан с явлением антропоморфизма, зарождением религии и культуры.
- Образы богов в мифах Древней Греции
Образ Аида
Олицетворение углерода подземных недр
Образ Аполлона
Олицетворение углерода в плазменном состоянии
Образ Гелиоса
Олицетворение паров фосфора
Образ Геры
Олицетворение азота
Образ Зевса
Олицетворение кислорода
Образ Посейдона
Олицетворение водорода.
Ссылки на источники: Афанасьев А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу», М., 1995, Современный писатель. Василькова Н.Г. Гипотеза. Частный опыт реконструкции древнегреческих мифов, М., 2008.
Метафорическое мышление | Psychology Today
Источник: Joseph E. Baker/Library of Congress 1865.B1675, no. 3 (размер A) [P&P]
Этот пост был написан в соавторстве с Eileen Cardillo, D.Phil.
В век информационной перегрузки беглый просмотр новостей часто является одним из первых действий, которые люди делают после того, как вытерли глаза ото сна. Цифровые аборигены прокручивают ленты новостей. Медлительные наливают себе кофе и открывают ноутбуки. В течение часа даже большинство луддитов развернули бумажную газету.
Так начинается ежедневный поток метафор. Сто пятьдесят лет назад дядя Эйб несколькими стежками починил старый добрый Союз. Недавно The Guardian сообщила, что Стейси Абрамс начала кампанию, № 10 была в ярости из-за просочившейся газеты, а клиники против абортов воспользовались лазейкой. Использование Трампом термина «вторжение» для описания беженцев на границе провоцирует военную реакцию, когда наводнение предполагает необходимость гуманитарной помощи.
Ваш учитель английского языка в восьмом классе, возможно, учил, что метафоры уподобляют две внешне непохожие области. Это определение неадекватно для охвата широты и ценности этого лингвистического тропа. Метафоры бывают разных видов — абстрактные глаголы, изысканные прилагательные, измененные существительные. В игру вступают даже предлоги (особенно предлоги) (какую емкость вы занимаете, когда вы в настроении, в рассоле или в сговоре?).
Явное сравнение является скорее исключением, чем правилом. В широком понимании метафоры используют контекст, чтобы подчеркнуть абстрактное значение слова, приглушая его несущественные конкретные черты. Несмотря на их связь с писателями и поэтами, мы постоянно используем метафоры.
Если метафоры так распространены, почему мы их не замечаем? Почему мы так на них полагаемся?
Основная причина, по которой метафоры ускользают от нашего внимания, заключается в том, что большинство метафорических выражений не новы для нашего слуха. Знакомство меняет то, как мы их понимаем. Слова, как правило, многозначны, то есть имеют много связанных значений, но мы без особых усилий останавливаемся на их подходящем значении в зависимости от контекста, в котором мы с ними сталкиваемся.
Например, пока человек знаком с гепардами и людьми, у него не возникнет проблем с пониманием того, что «бег» означает другую форму движения, когда речь идет о одном млекопитающем, чем о другом, и вообще никакого движения, когда холодильник бежит. При повторном воздействии метафорический смысл конвенционируется и понимается как любой другой.
Недавно придуманная метафора более заметна, потому что она требует другой когнитивной работы, чтобы получить ее значение. Слушатель должен быстро определить, какие семантические характеристики метафорически расширенного слова являются контекстуально релевантными, и игнорировать те, которые таковыми не являются.
Если бы завтрашние заголовки гласили: «Богатые переживают рецессию галопом», опытные читатели перестали бы привычно ассоциировать скачкообразный шаг с четвероногими. Специфический агент глагола (богатые) сигнализировал бы против этой привычной приверженности, а последующий объект (отступление) еще больше ограничивал бы релевантные черты глагола, ограничивая его интерпретацию, чтобы подразумевать небрежную легкость 1 процента, а не их реальную походку. Для менее знакомых применение этих контекстуальных ограничений может потребовать больше усилий.
Наша и другие лаборатории обнаружили, что процесс выбора признаков, вызванный новыми метафорами, повышает требования к левосторонней языковой сети нашего мозга и семантическим контрольным областям в двусторонней префронтальной коре. Этот сдвиг в когнитивной и нервной обработке называется «карьерой метафоры». Большинство метафор, с которыми мы сталкиваемся каждый день, — это долгосрочные, преданные своему делу сотрудники, настолько надежные, что мы воспринимаем их значимую работу как должное.
Если знакомые метафоры ускользают от нашего внимания, а новые утомляют его, то почему мы так часто их используем? Потому что они ловко выполняют самые разные работы. Метафоры — полезные дидактические приемы, использующие знакомые области для объяснения сложных или новых вещей (например, технологий, научных концепций, всего, что видит малыш).
Они могут формировать наше мышление и отношение. Когда рак — это битва, в ней участвуют победители и проигравшие; когда это путешествие, вызов и изменение. Удачная метафора также может быть привлекательным компактным средством передачи информации. Вы можете сформулировать технический каскад, лежащий в основе катастрофических, безудержных последствий повышения температуры на 2 градуса Цельсия для нашей перегревающейся планеты. Или, можно сказать, переломный момент.
Некоторые метафоры выполняют не только познавательную, но и эстетическую функции. В литературе и поэзии, конечно, писатели используют их для творческого выражения идей, пробуждения эмпатии и взаимодействия с помощью образов. Эстетические соображения применимы и к повседневной речи и тексту. Метафоры могут лучше привлечь внимание, чем банальные, буквальные выражения, обостряющие нюансы и тон при умелом применении (что лучше описывает головокружительный, ошеломляющий трепет влюбленности — волнующий или опьяняющий?).
Наиболее мощно метафоры позволяют нам думать и рассуждать об абстрактных и субъективных переживаниях. Буквальный язык привязан к чувственному миру. Метафоры расширяют наши рассуждения, охватывая неосязаемое — философские, эмоциональные и духовные измерения человеческого опыта. Они обогащают мышление, расширяют воображение и улучшают межличностное взаимопонимание.
Полезность и частотность метафоры противоречат ее когнитивной сложности. Метафора является одним из последних вербальных навыков, осваиваемых в процессе развития. Такой гибкий когнитивный инструмент требует задействования многих нейронных подсистем (рабочей памяти, семантических знаний, рассуждений, теории сознания).
Жидкостная координация этой нервной активности, вероятно, опосредована префронтальной корой, одной из последних областей мозга, которая созревает и первой проявляет возрастную атрофию. В нашей собственной работе мы заметили, что пожилые люди находят метафоры более трудными для понимания, чем близкие буквальные предложения, но молодые люди не обнаруживают такого несоответствия.
Мы также обнаружили, что этот разрыв между буквальной и метафорической компетенцией увеличивается у пациентов с очаговыми повреждениями головного мозга в левом полушарии. Традиционные нейронные модели образного языка не предполагают непропорциональных или избирательных трудностей с пониманием метафор в этой популяции, но паттерн перекликается с образными нарушениями в других нейроатипичных популяциях (шизофрения, расстройство аутистического спектра, болезнь Альцгеймера). Их последствия для социальных взаимодействий и мыслительных способностей еще не известны, и это важная область для будущих исследований.
Способность к метафорическому мышлению, по-видимому, занимает центральное место в уникальной абстрактной и гибкой природе нашего разума, а также особенно уязвима для нервных повреждений и болезней. В языке, как и в жизни, иногда труднее всего оценить то, что является самым ценным для нас самих.
Образный язык | Психология Вики
в: Образный язык, Семантика
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Язык: Лингвистика · семиотика · Речь
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете.
Содержание
- 1 Буквенный язык
- 2 Образный язык
- 3 См. также
- 4 Внешние ссылки
Буквальный язык
В традиционном анализе слова в буквальных выражениях обозначают то, что они означают в соответствии с общепринятым или словарным употреблением, в то время как слова в образных выражениях обозначают дополнительные слои значения. Когда человеческое ухо или глаз получает сообщение, разум должен интерпретировать данные, чтобы преобразовать их в смысл. Это включает в себя использование когнитивной структуры, состоящей из воспоминаний обо всех возможных значениях, которые могут быть доступны для применения к конкретным словам в их контексте.
Этот набор воспоминаний будет выделять наиболее распространенные или буквальные значения, но также предлагать причины для приписывания разных значений, например, читатель понимает, что автор имел в виду что-то другое.Например, слова «Земля жаждет и голодна» смешивают употребления. Земля не живая, и поэтому ей не нужно пить или иметь эссенцию жизни, чтобы получить характеристики, необходимые для еды. Читатель может сразу понять, что буквальное толкование не подходит, и уверенно интерпретировать слова как означающие «земля сухая»: раздражитель, который вызовет чувство жажды в живом организме. А вот фразу «Когда я впервые увидел ее, у меня затрепетала душа» труднее интерпретировать. «Когда я впервые увидел ее, я начал паниковать», или что-то совсем другое. В то время как жажда земли может чувственно относиться только к ее сухости, душа может трепетать, чтобы представлять целый ряд чувств, в том числе взаимоисключающих. Только тот, кто знаком с чувствами говорящего, мог точно истолковать это утверждение.
Образный язык
Классическая и традиционная лингвистика по некоторым подсчетам выявила более двухсот пятидесяти различных фигур речи. Совсем недавно некоторые сократили список до более удобных размеров; другие утверждали, что могут классифицировать весь образный язык либо как метафору, либо как метонимию.
Более простое определение. Образный язык или речь содержат изображения. Писатель или оратор описывает что-то, используя необычные сравнения, для эффекта, интереса и для большей ясности. Результатом использования этой техники является создание интересных образов.
Более жесткое определение — Образный язык не предназначен для буквального толкования. Апеллируя к воображению, образный язык дает новые способы смотреть на мир. Он всегда использует сравнение между различными вещами. Образный язык сравнивает две вещи, которые достаточно различны, так что их сходство, если указать, интересно, уникально и/или удивительно.
Было принято характеризовать буквальное как антоним фигуративного, как будто они находятся в диалектической оппозиции. Но эта точка зрения не является устойчивой. Каждая семиотическая ниша в культуре придет к соглашению о обычное
Когнитивная лингвистика, в частности, может в конечном итоге объявить все различия между буквальным и образным языком несущественными. Жиль Фоконье и Марк Тернер говорят
- То, что называется буквальным значением, является правдоподобным значением по умолчанию только в минимально определенных контекстах. Неясно, играет ли понятие «буквальное значение» какую-либо привилегированную роль в построении значения в режиме онлайн. (Fauconnier and Turner, p. 64)
продемонстрировано на примере выше; это всего лишь значение, которое читатель, скорее всего, придаст слову или фразе, если он или она ничего не знает о контексте, в котором оно должно использоваться.
Одним из примеров является популярное использование самого слова «буквально». Как и в «Меня буквально поймали со спущенными штанами», «буквально» обычно является примером гиперболы. Хотя использование «буквально» таким образом может показаться грубой ошибкой, оно имеет литературный прецедент, появляющийся в произведениях таких писателей, как сэр Вальтер Скотт, Диккенс, Шарлотта Бронте, Томас Харди и Генри Джеймс. Использование в настоящее время широко распространено. Другие, более интуитивные варианты, такие как «метафорически», могут показаться преуменьшающими, а не подчеркивающими смысл истории, и поэтому их избегают.
См. также
- Аналог
- Коннотации
- Фигуры речи
- Лингвистика
- Метафора
- Философия языка
- Риторика
- Семантика
- Семиотика
- Подобие
- Символизм
- Троп
- Вербальное значение
Внешние ссылки
- Руководство, объясняющее, что такое изобразительный язык и как его использовать от
- Слово, которое мы любим ненавидеть.