Зрения психология: Зрение — Психологос

Содержание

Зрение — Психологос

Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой.

Общие сведения

Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук — оптики, психологии, физиологии, химии. На каждом этапе восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы. Эти процессы носят неосознаваемый характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений. Так устраняются сферическая и хроматическая аберрация, эффекты слепого пятна, проводится цветокоррекция, формируется высококачественное стереоскопическое изображение и т.д. В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии.

Физиология зрения человека

Цветовое зрение

У приматов (и человека) мутация вызвала появление колбочек — цветовых рецепторов.

Это было вызвано расширением экологической ниши млекопитающих, переходом части видов к дневному образу жизни, в том числе на деревьях. Мутация была вызвана появлением изменённой копии гена, отвечающего за восприятие средней, зелёночувствительной области спектра. Она обеспечила лучшее распознавание объектов «дневного мира» — плодов, цветов, листьев.

В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высоко чувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное зрение.

В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимум чувствительности которых приходится на красный, зелёный и синий участок спектра, то есть соответствует трём «основным» цветам. Они обеспечивают распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что вызывает эффект метамерии. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета.

Равномерное раздражение всех трёх элементов, соответствующее средневзвешенному дневному свету, также вызывает ощущение белого цвета (См. Психология восприятия цвета). Трёхсоставную теорию цветового зрения впервые высказал в 1756 году М. В. Ломоносов, когда он писал «о трёх материях дна ока». Сто лет спустя её развил немецкий учёный Г. Гельмгольц, который не упоминает известной работы Ломоносова «О происхождении света», хотя она была опубликована и кратко изложена на немецком языке.

Параллельно существовала оппонентная теория цвета Эвальда Геринга. Её развили Давид Хьюбл (David H.Hubel) и Торстен Вайзел (Torsten N.Wiesel). Они получили Нобелевскую премию 1981 года за своё открытие.

Они предположили, что в мозг поступает информация вовсе не о красном (R), зелёном (G) и синем (B) цветах (теория цвета Юнга-Гельмгольца,). Мозг получает информацию о разнице яркости — о разнице яркости белого (Yмах) и черного (Yмин), о разнице зелёного и красного цветов (G-R), о разнице и синего и жёлтого цветов (B-yellow), а жёлтый цвет (yellow=R+G) есть сумма красного и зелёного цветов, где R, G и B — яркости цветовых составляющих — красного, R, зелёного, G, и синего, B.

Имеем систему уравнений — Кч-б=Yмах-Yмин; Кgr=G-R; Кbrg=B-R-G, где Кч-б, Кgr, Кbrg — функции коэффициентов баланса белого для любого освещения. Практически это выражается в том, что люди воспринимают цвет предметов одинаково при разных источниках освещения (цветовая адаптация).

Несмотря на кажущуюся противоречивость двух теорий, по современным представлениям, верны обе. На уровне сетчатки действует трёхстимульная теория, однако, информация обрабатывается, и в мозг поступают данные уже согласующиеся с оппонентной теорией.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение у человека, как и у других млекопинающих, а также птиц и рыб, обеспечивается наличием двух глаз, информация от которых обрабатывается сначала раздельно и параллельно, а затем синтезируется в мозгу в зрительный образ.

Благодаря тому, что поля зрения обоих глаз человека и высших приматов в значительной мере пересекаются, человек способен лучше, чем многие млекопитающие, определять внешний вид и расстояние (тут помогает также механизм аккомодации) до близких предметов в основном за счёт эффекта стереоскопичности зрения.

Стереоскопическое зрение

У многих видов, образ жизни которых требует хорошей оценки расстояния до объекта, глаза смотрят скорее вперёд, нежели в стороны. Так, у горных баранов, леопардов, обезьян обеспечивается лучшее стереоскопическое зрение, которое помогает оценивать расстояние перед прыжком. Человек также имеет хорошее стереоскопическое зрение.

Стереоскопический эффект сохраняется на дистанции приблизительно 0,1-100 метров.

Ведущий глаз

Глаза человека несколько различаются, поэтому выделяют ведущий и ведомый глаз.

Определение ведущего глаза важно для охотников, видеооператоров и лиц других профессий. Если посмотреть через отверстие в непрозрачном экране (дырочка в листе бумаги на расстоянии 20-30 см.) на отдалённый предмет, а затем, не смещая голову поочередно закрыть правый и левый глаз, то для ведущего глаза изображение не сместится.

Основные свойства зрения

Световая чувствительность человеческого глаза

Световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя.

Человек с хорошим зрением способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров. Однако световая чувствительность зрения многих ночных животных (совы, грызуны) гораздо выше.

Максимальная световая чувствительность достигается после достаточно длительной темновой адаптации. Её определяют под действием светового потока в телесном угле 50° при длине волны 500 нм (максимум чувствительности глаза). В этих условиях пороговая энергия света около 10 эрг/с, что эквивалентно нескольким квантам.

Чувствительность глаза зависит от полноты адаптации, от интенсивности источника света, длины волны и угловых размеров источника, а также от времени действия раздражителя. Чувствительность глаза понижается с возрастом из-за ухудшения оптических свойств склеры и зрачка, а также рецепторного звена восприятия.

Острота зрения

Способность различных людей видеть большие или меньшие детали предмета с одного и того же расстояния при одинаковой форме глазного яблока и одинаковой преломляющей силе диоптрической глазной системы обусловливается различием в расстоянии между чувствительными элементами сетчатки и называется остротой зрения.

Бинокулярность

Рассматривая предмет обоими глазами, мы видим его только тогда одиночным, когда оси зрения глаз образуют такой угол сходимости (конвергенцию), при котором симметричные отчётливые изображения на сетчатках получаются в определённых соответственных местах чувствительного жёлтого пятна (fovea centralis). Благодаря такому бинокулярному зрению, мы не только судим об относительном положении и расстоянии предметов, но и воспринимаем впечатления рельефа и объёма.

Бинокулярость может нарушаться при косоглазии и некоторых других заболеваниях глаз.

При сильной усталости может наблюдаться временное косоглазие, вызванное отключением ведомого глаза.

Контрастная чувствительность

Контрастная чувствительность — способность человека видеть обьекты, слабо отличающиеся по яркости от фона. Оценка контрастной чувствительности производится по синусоидальным решеткам. Повышение порога контрастной чувствительности может быть признаком ряда глазных заболеваний, в связи с чем его исследование может применяться в диагностике.

Адаптация зрения

Приведенные выше свойства зрения тесно связаны со способностью глаза к адаптации. Адаптация происходит к изменениям освещённости (см. темновая адаптация), цветовой характеристики освещения (способность воспринимать белые предметы белыми даже при значительном изменении спектра падающего света, см. также Баланс белого).

Адаптация проявляется также в способности зрения частично компенсировать дефекты самого зрительного аппарата (оптические дефекты хрусталика, дефекты сетчатки, скотомы и пр.)

Психология зрительного восприятия

Зрительный аппарат — глаза и проводящие пути — настолько тесно интегрирован с мозгом, что трудно сказать, где начинается та или иная часть процесса переработки зрительной информации.

В зависимости от ситуации, человек способен «видеть» предметы, частично скрытые от глаза, например, частой решёткой. В течение одной-двух недель человек полностью адаптируется к «перевёнтутому изображению мира», создаваемому специальными призматическими очками.

Дефекты зрения

Самый массовый недостаток — нечёткая, неясная видимость близких или удалённых предметов.

Дефекты хрусталика
  • Дальнозоркость

Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок видит хорошо предмет не ближе 7 см, в 45 лет — 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. Так в течение жизни падает способность хрусталика менять свою кривизну, развивается дальнозоркость.

  • Близорукость

Другой дефект зрения — близорукость (миопия). Развивается близорукость от длительного напряжения зрения, связанного с недостатком освещения. Установлено, что в младших классах близоруких немного, но их становится больше в средних и старших классах. Чаще всего близорукость развивается к 16—18 годам.

Близорукость почти никогда не развивается у людей, ведущих образ жизни, требующий наблюдения отдалённых предметов (моряки и др.).

Дефекты близорукости и дальнозоркости могут быть преодолены с помощью очков.

  • Астигматизм

Данный дефект зрения связан с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность одинаково хорошо видеть по горизонтали и вертикали, начинает видеть предметы искажёнными, в которых одни линии чёткие, другие — размытые. Его легко диагностировать, рассматривая одним глазом лист бумаги с тёмными параллельными линиями — вращая такой лист, астигматик заметит, что тёмные линии то размываются, то становятся чётче.

У большинства людей встречается врождённый астигматизм до 0.5 диоптрий, не приносящий дискомфорта.

Данный дефект компенсируется очками с цилиндрическими линзами, имеющими различную кривизну по горизонтали и вертикали и контактными линзами, (жёсткими или мягкими торическими), также, как и очковыми линзами, имеющими разную оптическую силу в разных меридианах.

Дефекты сетчатки
  • Дальтонизм

Если в сетчатке глаза выпадает или ослаблено восприятие одного из трёх основных цветов, то человек не воспринимает какой-то цвет. Есть «цветнослепые» на красный, зелёный и сине-фиолетовый цвет. Редко встречается парная, или даже полная цветовая слепота. Чаще встречаются люди, которые не могут отличить красный цвет от зелёного. Эти цвета они воспринимают как серые. Такой недостаток зрения был назван дальтонизмом — по имени английского учёного Д. Дальтона, который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его.

Дальтонизм неизлечим, передаётся по наследству (сцеплен с Х-хромосомой). Иногда он возникает после некоторых глазных и нервных болезней.

Дальтоников не допускают к вождению транспорта. Очень важно хорошее цветоощущение для моряков, лётчиков, химиков, художников, поэтому для некоторых профессий цветовое зрение проверяют с помощью специальных таблиц.

  • Скотома

Скотома — (от греч. skotos — темнота) — пятнообразный дефект в поле зрения глаза, вызванный заболеванием в сетчатке, болезнями зрительного нерва, глаукомой. Это участки (в пределах поля зрения), в которых зрение существенно ослаблено, или отсутствует.

Иногда скотомой называют слепое пятно — область на сетчатке, соответствующая диску зрительного нерва (т. н.физиологическая скотома).

  • Абсолютная скотома (absolute scotomata) — участок, в котором зрение отсутствует.
  • Относительная скотома (relative scotoma) — участок, в котором зрение значительно снижено.

Предположить наличие скотомы можно самостоятельно проведя исследование с помощью теста Амслера.

Прочие дефекты

  • Косоглазие

Способы улучшения зрения

Стремление улучшить зрение связано с попыткой преодолеть как дефекты зрения, так и его естественные ограничения.

В зависимости от характера и причин нарушения зрения для коррекции дефектов зрительного восприятия используют различные технические приспособления, специальные упражнения, а также несколько видов оперативного вмешательства (микрохирургия, имплантация хрусталика, лазерная коррекция зрения и др. ).

Инструментальные методы

Коррекция недостатков зрения обычно осуществляется с помощью очков.

Для расширения возможностей зрительного восприятия используют также специальные приборы и методы:

  • Микроскопия
  • Телескоп
Хирургическая коррекция
Альтернативная медицина

Система Норбекова

Специальные упражнения

Широко пропагандируются специальные упражнения для коррекции близорукости и дальнозоркости (методы Шичко, Бейтса и т.д.). Несмотря на определённые успехи, не завершено детальное обоснование методик, недостаточно данных о границах примененимости методов (возрастные и диагностические ограничения эффективности и применимости методик).

Литература

  • Р. Грегори. Разумный глаз М., 2003
  • Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970

Психология Звукового Зрения. Светлана Лебедева рассказала, как учат людей новому способу восприятия / Хабр

«Темнота тоже бывает красивой – когда в ней прячется свет» (с)
Сергей Лукьяненко «Мальчик и Тьма»

Выучить незнакомый язык под силу каждому, будь то иностранный, жестовый или какой-нибудь язык программирования. Кто-то будет осваивать его несколько месяцев, кому-то потребуется полжизни. А вот выучить новый язык и затем создать рабочую методику для обучения ему других людей сможет только профессиональный лингвист. Для этого даже самому талантливому полиглоту потребуются годы практики и кропотливой работы.

Наша сегодняшняя героиня сделала это за два месяца.

Светлана Лебедева – методист и исследователь команды vOICe vision, один из авторов и разработчиков Звукового Зрения.

Язык, который она выучила и которому сейчас обучает других, – не иностранный, да и в общем-то – не совсем язык. Но её ученики называют его именно так и часто сравнивают с Брайлем.

Светлана учит пользоваться Звуковым Зрением – уникальной технологией сенсорного замещения, которая позволяет «видеть» окружающее пространство с помощью слуха. Московская команда разработчиков vOICe vision создала устройство, которое переводит фиксируемое камерой изображение в звуковую дорожку по определённому алгоритму.

Человек, изучивший и запомнивший логику этого алгоритма, может видеть пространство вокруг себя, будучи полностью незрячим. Для этого ему понадобятся только очки vOICe vision.

Сам алгоритм придумал голландский изобретатель Питер Мейер (Peter Meijer), но методики обучения раньше никогда не существовало. Алгоритм был известен лишь узкому кругу специалистов, интересующихся технологиями сенсорного замещения.

Одним из них оказался московский инженер Игорь Трапезников, много лет пытавшийся решить проблему пространственного ориентирования для незрячих людей. Сейчас он собрал команду энтузиастов, вместе с которой разработал устройство, способное переводить изображение с внешней камеры в звук по алгоритму Питера Мейера. Так появились очки Звукового Зрения vOICe vision.

Но как научить человека понимать синтетический алгоритм восприятия, известный лишь узкой горстке специалистов? Ведь это сродни обучению другому языку. Задача осложнялась тем, что все пользователи vOICe vision – незрячие люди, в обучении которых необходимо применять особые образовательные подходы. Команде Игоря срочно потребовался методист, который смог бы, учитывая все обстоятельства, в кратчайшие сроки разработать программу обучения.

Но чтобы сделать это нужны обширные знания психологии восприятия и огромный творческий потенциал. Задача кажется невероятно затратной с точки зрения времени и ресурсов, и просто неподъёмной для небольшого коллектива стартапа. Но искренний энтузиазм, которым объяты многие изобретатели и первооткрыватели, часто порождает удачу.

Для команды vOICe vision такой удачей стала Светлана Лебедева, молодая выпускница третьего медицинского (МГМСУ), специализирующаяся на клинической психологии. За два месяца она изучила алгоритм Питера Мейера и разработала авторскую методику обучения Звуковому Зрению.

Чтобы поддержать проект Звукового Зрения, мы встретились со Светланой и поговорили о её работе.

– Здравствуй, Света! Скажи, сколько человек вы уже научили пользоваться vOICe vision?

– Сейчас у нас шесть пользователей, каждый из которых в разной степени владеет Звуковым Зрением. Кто-то с помощью vOICe выигрывает соревнования, кто-то – только начинает развивать у себя этот навык, а кто-то – не рвётся к победам, а просто использует vOICe в своей повседневной жизни – путешествует, ходит на работу.

Сейчас количество учеников увеличивается, и вести занятия мне помогает Дарья Шибанкова – она тоже клинический психолог и умеет выстраивать с людьми очень доверительный контакт. Мне приятно воспринимать нашу команду как семью, как людей, объединённых желанием находить единомышленников и улучшать окружающий мир – для себя и других.

– Т.е. шесть человек овладели vOICe vision и могут подтвердить эффективность технологии и твоей методики обучения?

– В разной степени.

– Как ты её разработала? На что опиралась, когда создавала учебный курс?

– На знания психологии восприятия и психофизику. На знания, которые я почерпнула из учебников и от преподавателей, когда училась в вузе, а также на собственный опыт преподавательской деятельности и клинической практики.

– Ты опиралась исключительно на теорию?

– А на что было опираться, когда никто в мире не знает, как обучать Звуковому Зрению? Эксперименты с восприятием существовали давно, как и изучение механизмов сенсорного замещения. Идеи перевода изображения в звук тоже будоражили многие умы. Это были фундаментальные исследования или арт-инсталляции – у кривых Гилберта и синтезатора АНС, например, очень уж причудливые звуки, всерьёз их никто не воспринимал. Звуки алгоритма Питера Мейера, конечно, тоже хороши – как мультяшная стрельба из космических бластеров или как что-то такое же футуристическое… Но благодаря продуманной системе обучения они кажутся вполне понятными и логичными.

Были осторожные попытки и раньше, но никогда в мире речь не шла о полноценном учебном курсе, доступном не только испытуемым в рамках исследований, но и обычным людям, которые просто хотят улучшить качество своей жизни. В этом смысле мы, команда vOICe vision, стали первыми, кто начал обучать людей на системной основе, и теперь наши ученики могут не просто ориентироваться и различать многое из того, что игнорируется современными ассистивными устройствами… Они могут воспринять мир совершенно иным образом! Эта идея будоражит, особенно в момент, когда ты понимаешь, что Звуковое Зрение работает точно также, как восприятие любым другим органом чувств, данным человеку от природы.

– Выходит, что Звуковое Зрение – это некий суррогатный способ восприятия?

– Искусственный. Придуманный и созданный человеком. Не совсем зрение, скорее интуиция – у тебя в голове просто возникает образ, предположение формы, расположения предмета… Обучиться Звуковому Зрению можно точно также, как научиться пользоваться другими способами восприятия – зрением, слухом, обонянием, осязанием. А это значит и методику обучения необходимо выстраивать ровно в той же биологической последовательности, как это происходит в природе.

– Это и есть главный секрет методики? Ты её уже где-то запатентовала?

– Секретов у неё ещё много – всё же педагогический стаж сказывается и опыт работы с детьми. Запатентовать методику было бы здорово, но не знаю – как. У меня есть наработки для научной статьи, отражающей наиболее значимые тезисы методики, обучения, восприятия опять же. Мне бы очень хотелось рассказать эту историю с точки зрения клинического психолога. Провести нейропсихологические исследования…

– Получается, что этот опыт может быть как-то использован в научной работе?

– По иронии судьбы, я сейчас пишу диссертацию на очень схожую тему – частотный анализ речи. В команде vOICe vision я изучаю то, как человек воспринимает алгоритм компьютерной речи, а моя кандидатская работа – про способ восприятия человеческой речи компьютером. И то и другое – история про звуки и их интерпретацию.

– И как ты учишь ориентироваться по этим звукам своих учеников? Что входит в курс обучения?

– Курс длится от полутора до трёх месяцев, в зависимости от того, как часто ученик занимается. Оптимальная нагрузка – два занятия в неделю с тренером, а также самостоятельные занятия дома. При обучении важно не забывать об этом и тренироваться каждый день. В помощь даётся теория на нашей онлайн-платформе и индивидуально подобранные домашние задания. Тренер отслеживает работу в течение недели и корректирует программу обучения в зависимости от успехов и затруднений, с которыми сталкивается обучающийся звуковому зрению, благо методика может быть гибкой, несмотря на её структурированность. Также мы стараемся по максимуму задействовать окружающее пространство – всегда приятно узнавать знакомые предметы новым способом.

– Что нужно сделать, чтобы начать заниматься? Придётся приобрести у вас устройство vOICe vision?

– Обычно человек записывается на бесплатный курс «Знакомство со звуковым зрением» на нашей онлайн-платформе, проходит его и узнаёт, что звучание vOICe ему подходит, и он даже может ориентироваться в нём. После этого он уже покупает у нас очки и начинает обучение с тренером. А бывает и наоборот – и после того, как сомнения позади и договор подписан, тренер ведёт человека на платформу. Это же настоящий виртуальный учебник, по которому можно изучить основы! Пока человек проходит курсы и сдаёт тесты, к нему по почте идут очки. Обычно это занимает две недели.

Но заниматься в очках человек начинает ещё до того, как получит свой собственный экземпляр – в Учебном центре vOICe vision есть все необходимое оборудование. А когда собственные очки оказываются в руках у нашего ученика, он приносит их домой, чтобы наконец узнать – как же звучит его любимая чашка.

– Как известно, чтобы чему-то научить, нужно, по меньшей мере, самому в этом разбираться. А как ты сама научилась пользоваться очками vOICe vision?

– Я ознакомилась с принципами перекодирования изображения в звук, а затем просто надела очки. Пара экспериментов с окружением – и я поняла, как они работают. Дальше алгоритм Питера Мейера я изучала уже с помощью приложения на своём телефоне. Часто его использую, чтобы услышать, как звучит тот или иной объект. И уже настолько привыкла, что куда бы сейчас не посмотрела, легко смогу представить, как картинка перед моими глазами будет звучать на языке Звукового Зрения. Такой вот «фантомный vOICe» теперь у меня всегда с собой, даже если нет очков и смартфона.

– Выходит, ты способна «видеть» Звуковым Зрением без устройства vOICe vision?

– Скорее мгновенно перевести на звуковой алгоритм Питера Мейера то, что видят мои глаза. С одной стороны, я полностью изучила этот алгоритм, а с другой теперь чувствую, как он озвучит ту или иную картинку передо мной.

– Очень основательный подход! Раз ты так серьёзно относишься к работе – наверняка часто сталкиваешься с вызовами и проблемами. Скажи, что для тебя трудней всего?

– Сомнения. Трудней всего бороться с ними и побеждать. Для меня и моих учеников самый тяжёлый момент тот, в который мы делаем первый шаг – для этого нужно преодолеть большое количество внутренних убеждений, страхов… Но это удел всех первооткрывателей – сталкиваться с этим и идти дальше.

– Быть может, нужно просто верить…

– Я сама не всегда верю. Но секрет заключается в том, чтобы делать вопреки сомнениям, идти напролом дальше и дальше. Сказать себе: «Окей, это приключение может закончиться разочарованием. А может быть и нет. Кто знает? По крайней мере, мне будет, о чём вспомнить!». Если же идти на поводу у разочарования, то можно сломаться и потерять плоды всех своих усилий.

– Значит, нужно быть просто уверенным в себе?

– Да, но это не всегда просто. Всё зависит от человека и часто от его окружения. На нас всех очень сильно влияет мнение наших близких, родственников, друзей, коллег по работе. Особенно это бывает свойственно людям с инвалидностью, чей круг общения
ограничен. Бывает, что они находятся в созависимых отношениях со своими родными – любое изменение в их жизни влияет на всю семейную систему и она пытается удержать их. Такие незрячие чувствуют недоверие к людям, не включённым в их ближайший круг, они чувствуют беспомощность и в то же время нежелание что-либо менять. Чтобы стать более самостоятельными и инициативными им пришлось бы отказаться от внутренних правил их семьи и их социальной группы, а это бывает слишком тяжело.

– Звучит удручающе. Неужели всё так плохо?

– Может быть, но мы боремся. Не только я и мои незрячие ученики, но и всё общество. Я вижу здесь столкновение мировоззрений, в котором мы одерживаем верх. Люди всё чаще делают что-то, чего до них не делал никто, становятся смелее. В мире происходит много интересного, а мы становимся более открыты ко всему новому. Благодаря интернету и возможности общаться с людьми на расстоянии все категории малых социальных групп (в том числе и люди с инвалидностью) становятся более активны и заметны. И это прекрасно. Потому что даёт новый взгляд на то, какими могут быть люди и как по-разному они могут видеть наш один общий мир.

– Тогда ты именно тот, кто создаёт этот новый взгляд на вещи. Кстати, что об этом думает Питер Мейер?

– Он приятно удивлен тем, что делает команда vOICe vision. Никто в мире до нас не пробовал выстроить методику обучения, никто не пытался создать устройство на основе алгоритма Мейера, и тем более никто не обучал этому алгоритму целую группу незрячих. Мы первые. И мы только начали.

– Прекрасное начало! Знаешь, Стивен Кинг в одной из своих книг писал: «Единственное, что имеет значение, – сколько света вы излучаете на жизненном пути». У тебя его с избытком. И твой Свет дарит людям, обречённым на тьму, надежду. Яркую, почти осязаемую и такую реальную.

Беседовал Иван Чимбулатов

Видение I | Введение в психологию | Мозг и когнитивные науки

« Предыдущая | Далее »

Обзор сеанса

Как мы визуализируем наше окружение? Какие проблемы должна преодолеть зрительная система? По завершении сеанса у вас будет лучшее понимание перцептивных способностей человека и того, как нейронные субстраты зрения организованы в мозгу.

Ключевые слова: зрение, восприятие, оптические иллюзии, цвет, свет

Изображение MIT OpenCourseWare. После рисунка 10-4b в Bear, Mark F., Barry W. Connors и Michael A. Paradiso. Неврология: изучение мозга . 3-е изд. Липпинкотт Уильямс и Уилкинс, 2007. ISBN: 9780781760034.

Сессионные действия

Показания

Прочтите следующее перед просмотром видео-лекции.

  • Одна из следующих глав учебника:
    • [K&R] Глава 3, «Ощущение и восприятие: как мир входит в разум»
      • Схема исследования для K&R Глава 3 (PDF)
    • [Стангор] Глава 4 «Чувство и восприятие»
Видео лекций
Посмотреть полное видео
  • Лекция 5: Видение I
Вид по главе
  • Введение в зрение и мозг
  • Видение как интерпретация
  • Постоянство яркости и другие иллюзии
  • Механика зрения: предвизуальная кора
  • Механика зрения: зрительная кора
  • Что и Где Системы
  • Поражения головного мозга и зрительной системы
Видеоресурсы
  • Слайды лекций (PDF, 3,5 МБ)

Проверь себя

Вопрос 1

Каждый из трех типов колбочек в сетчатке активируется преимущественно одной частотой/цветом света. Что из следующего на самом деле не является одним из конусов?

Синий закрыть

Зеленый закрыть

Красный закрыть

Желтый чек

Чек

Подробно опишите путь, по которому зрительная информация передается от глаза к первичным областям зрения в головном мозге. Также опишите функцию каждого компонента глаза при обработке зрительной информации.

Показать/скрыть ответ

Свет проникает через роговицу, которая начинает фокусировать свет. Свет проходит через зрачок и хрусталик, который фокусирует свет на сетчатке. Клетки сетчатки, называемые палочками и колбочками, начинают обрабатывать зрительную информацию. Палочки реагируют на черный, белый и серый цвета. Палочки не дают много деталей изображения, но хорошо реагируют на тусклый свет и важны для периферического зрения. Колбочки реагируют на цвет и могут обнаруживать мелкие детали изображения. Колбочки больше всего реагируют на яркий свет и в основном расположены в центре сетчатки, называемой ямкой. Затем зрительная информация проходит через биполярные клетки к ганглиозным клеткам. Оттуда зрительная информация передается по зрительному нерву в таламус и, наконец, в первичную зрительную кору затылочной доли.

Дальнейшее изучение

Эти дополнительные ресурсы предназначены для учащихся, желающих более полно изучить эту тему.

ТИП СОДЕРЖАНИЕ КОНТЕКСТ
Веб-сайт Лаборатория Шиллера Лаборатория занималась работой зрительной и глазодвигательной систем человека и нечеловеческих приматов.
Приложение к учебнику Учебные материалы для главы 3, «Психология ощущений и восприятия: как мир входит в разум», в Study Site for Психология в контексте , 3/e (Pearsonn Education, 2007) Практика тестовых вопросов, карточек и медиа для соответствующего учебника Kosslyn & Rosenberg

« Предыдущая | Далее »

Active Vision: The Psychology of Look and Seeing: Journal of Neuro-Ophthalmology

Обзоры книг

Subramanian, Prem S MD, PhD

Информация об авторе

Университет силовых структур медицинских наук Бетесда, Мэриленд

Журнал нейроофтальмологии 26(1):стр. 69-70, март 2006 г. | DOI: 10.1097/01.wno.0000206241.04292.62

  • Бесплатно

Активное зрение: психология взгляда и видения

Джон М. Финдли, доктор философии, и Иэн М. Гилкрист, доктор философии. Oxford University Press, Оксфорд, 2003. ISBN: 0-19-852480-3 (твердый переплет), 115 долларов США.

Объем: В этом тексте авторы выдвинули свой тезис о том, что изучение зрения, концентрируясь на фототрансдукции и обработке сигналов, игнорирует центральную роль движений глаз. Они дают обзор своей работы и научной литературы.

Книга состоит из трех разделов (девять глав), написанных двумя авторами и их коллегами. Первый раздел (из трех глав) дает предпосылки и обоснование идеи активного зрения, которую авторы противопоставляют пассивному зрению (более распространенному взгляду на зрительно-моторную систему). В этом контексте кратко рассматривается основная физиология путей сетчатки и глазодвигательного аппарата. Авторы определяют пассивное зрение как представление о том, что наблюдатель может уделить всем точкам на классической ретинотопической карте одинаковый уровень внимания; практический вопрос фовеации говорит об обратном. В модели пассивного зрения постулируется, что скрытое внимание к экстрафовеальным целям является результатом активности прожектора внимания. Такая модель опирается на понятие «картинка в голове» всего окружения, понятие, которое, по мнению авторов, ошибочно возникло из-за неуместного применения более ранних исследований обработки слуха. Аргумент активного зрения заключается в том, что движения глаз не генерируются случайным образом и не являются результатом того, что объектам в поле зрения уделяется скрытое визуальное внимание. Скорее, движения глаз представляются как первичные события для облегчения зрения за счет переноса интересующих объектов на центральную ямку, а типичные три-четыре саккады в секунду не являются просто следствием перенаправления внимания.

Второй раздел (из трех глав) подробно описывает пути генерации зрительного внимания и влияние внимания на последующие саккады. Детализируются экспериментальные модели, латентность саккад, межсаккадические паузы и перенаправление саккад рассматриваются в контексте путей активного зрения. Показано, что визуальное сканирование происходит в типичных паттернах, которые можно изменить путем представления ограниченных во времени визуальных сигналов. Особо следует отметить обсуждение визуальной выборки во время чтения (глава пятая), в которой авторы рассматривают значительный объем данных, описывающих методы сканирования текста и влияние отвлекающих слов или букв и других неожиданных объектов.

В третьем разделе (три главы) исследуется роль активного зрения в предметных действиях или задачах, в которых необходимо часто перенаправлять взгляд и внимание. Исследуется интеграция движений глаз в когнитивные процессы и вводится дейктическая модель зрения. Прогнозируется, что указание глаз предшествует физическому указанию конечностью или инструментом для выполнения намеченной задачи. Постулируется, что такое своевременное визуальное представление, когда глаза движутся к объекту внимания непосредственно перед физическим движением, минимизирует вычислительную нагрузку на мозг (которая в модели пассивного зрения была бы огромной для поддержания подробного представления). всех объектов окружающего мира). Раздел завершается интегрированной моделью генерации саккад и транс-саккадической интеграции.

Достоинства: Очень хорошо написанный и тщательно проработанный, этот текст также достаточно краток, чтобы дать введение в область когнитивного зрения, но не перегружать его. Иллюстрации эффективно используются для объяснения понятий, представленных в тексте.

Слабые стороны: Глава о нейропсихологии человека слишком коротка. Хотя авторы описывают ряд интересных синдромов и случаев, эта глава, похоже, ставит больше вопросов, чем дает ответов.

Рекомендуемая аудитория: Хотя целевая аудитория — нейропсихологи, студенты-психологи и специалисты по основам зрения, текст вполне доступен для офтальмологов, неврологов и других специалистов, обладающих базовыми знаниями о глазодвигательной системе и нейронных путях обработки зрительных образов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts